Социальные структуры и сословные организации Древних Афин. Сословия древних афин
Социальные структуры и сословные организации Древних Афин
МЭСИ
Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.
Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:
Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.
Группа:
Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.
Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы ), ремесленники (демиурги ), батраки (феты ) – крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков . Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона , уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме ).
Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса , которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.
Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан.
В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц.
Процедура:
- Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:
- Голосование.
Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА и ПРОТИВ).
Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них – 20тыс. граждан).
Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.
Список используемой литературы:
1.В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»
Изд.”Норма” Москва, 2000.
2.К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина” Москва, 2000.
Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э. Период Македонской гегемонии – закат государственности.
Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет.
Хронология:
Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.
Архаический – 8-6вв. до н.э.
Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).
1 период:
Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).
Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).
Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» – Аристотель.
Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:
Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора ), Базилевс – верховный судья – военная демократия.
На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для преодоления которого были проведены реформы.
mirznanii.com
Афины и Спарта - термины и понятия
Эвпатриды - благородное сословие.
Геоморы - земледельцы.
Демиурги - ремесленники.
Метеки - неполноправные жители Аттики.
Архонты - выборные из эвпатридов должностные лица.
Пентакосиомеди́мны — в Афинах, по реформе Солона 594/593 до н. э., первое сословие граждан - земельная аристократия; избирались на высшие должности.
Всадники — одно из привилегированных сословий, не имеющих богатой родословной, но обладающих большими финансовыми активами, в Древней Греции
Зевгиты - в Афинах, по реформе Солона 594/593 до н. э., третье сословие; преимущественно средние и мелкие землевладельцы
Феты - в Афинах, по реформе Солона 594/593 до н. э., низшая имущественная группа граждан (мелкие земледельцы, арендаторы, поденщики, городская беднота)
Остракизм - процедура, в процессе которой наиболее опасные для государства лица удалились за пределы Аттики ( каждый участник народного собрания писал имя опасного лица для государства на остраконе - глиняном черепке).
Базилевс - архонт, ведавший вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
Экклессия — в Древней Греции высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э., осуществлявший законодательную,исполнительную и судебную власть.
Буле - Совет пятисот, орган управления, заменивший собой Совет четырехсот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой.
Гелиэя - высший судебный орган государства
Ареопаг - орган публичного правления, заменивший собой совет старейшин, избирал и контролировал архонтов.
Архонт (греч. – начальник, правитель) – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.
Фесмофеты - 6 архонтов, которые руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Стратеги - члены коллегии стратегов, избираемые народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
Демы – территориальные округа Древней Аттики со времен реформ Клисфена. Члены Демов — демоты избирали главу — демарха.
Навкрария – территориальный округ Аттики во главе с пританом, жители которого были обязаны подготовить один корабль с экипажем для флота Древних Афин.
Исономия - равенство перед законом всех граждан страны.
Исегория - равенство политических прав
Псефизма - в древней Греции постановление народа или совета, отличавшееся от закона тем, что последний был обязателен во всех подобных случаях и для всех граждан
Атимия - одно из тяжелейших наказаний в гражданском праве Древних Афин, влекших за собой лишение прав гражданского состояния и публичное бесчестие и презрение провинившегося
Литургия - название повинности богатых граждан на общественные нужды города, в основном организация за собственный счёт выступлений хоров на государственных праздниках и содержание триер в боевой готовности.
Ипотека - залог земли. При нем заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного права распоряжения ею. При неисполнении обязательства земля переходила к кредитору.
Спартиаты — сословие в Спарте, мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. Представляли собой сословие профессиональных воинов, для которых военная служба была единственной обязанностью.
Илоты — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
Периеки — члены одной из групп лично свободного населения Лаконии и Мессении
Гипомейоны — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав
Апелла — народное собрание в Спарте
Архагет - высшее должностное лицо в Спарте. Во главе Спартанского государства стояли два А., иногда именуемые царями. Власть А. наследовали, однако они могли быть в любое время смещены. А. получали большую часть военной добычи, были высшими жрецами, а первоначально и военачальниками, вершили суд по делам, имевшим значение для всей общины.
Герусия — в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства
Эфоры — в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий.
Агогэ — система военного воспитания спартанских мальчиков в VIII-IV вв. до н.э.
Педономы - в Древней Спарте должностные лица, занимавшиеся воспитанием детей и юношей до 20 лет.
Криптия — карательное мероприятие (избиение), периодически организовывавшееся спартанским рабовладельческим государством для устрашения илотов. Такие облавы на илотов служили также воспитанию самих молодых спартиатов. Вот как Плутарх описывает криптии:
Ретра — древний славянский город-крепость, а также, религиозный центр — место расположения языческого храма бога Радегаста, пребывания оракулов, проведения религиозных обрядов
studfiles.net
На какие сословия делилось древнегреческое общество в классическую эпоху?
Давайте разбираться, но сначала позволю себе несколько уточнений. Во-первых, термин «сословие» в основном не применяется к Древней Греции, поэтому, в дальнейшем, я буду говорить о «классах» (хотя, тоже, не очень нейтральный термин). Во-вторых, когда мы пишем «Древняя Греция», то в силу определенных обстоятельств в 60% случаев мы говорим об Афинах, в 40% о Спарте, и это диктуется не только рамками обыденного сознания, но и источниковой базой. Мой ответ будет строиться на материале Афин.
Как таковые сословия в Афинах появились в эпоху Солона в VI в. до н.э. Их известно четыре: Пентакосиомедимны (высший), Гиппеи или всадники, Зевгиты, Феты. Критерием попадания в тот или иной класс был доход, измеряемый в мидимнах зерна (1 медимн = пр. 50 л). Какие плюшки отличали классы? Различная степень участия в политической жизни (напомню, в Афинах демократия) и различные роли на поле боя.
Теперь из VI века перемещаемся в IV век. Полис находится в упадке, а классы хоть и сохранились, но уже не играют того значения; одна из причин – упадок античной демократии и аполитизм, крушение полисной идеологии как таковой. Об этом можно говорить долго и много, мне лично хватило на целую бакалаврскую.
По поводу женщин, детей, метеков и прочих рабов: они не входили в классовую систему, потому как: а) не участвовали в полисной жизни (женщина в политике это полная дикость для нормального грека, см. напр. комедию Аристофана «Женщины в народном собрании»), б) Не участвовали в активных боевых действиях, не защищали родной полис. Тут нужно сделать два примечания: метеки хоть и не входили в классовую систему, в массе своей были весьма богатыми людьми (большинство афинских банкиров-трапезитов как раз метеки), а следовательно, вполне неплохо жили как группа лоббистов тех или иных вопросов в афинском обществе; рабы могли в критических ситуациях использоваться на поле боя, так, например, было в Пелопонесскую войну.
Чтобы не завалить сессию Как во время сессии запомнить то, что мне абсолютно не нужно?Как научиться красиво и грамотно говорить?Когда выгоднее идти сдавать: в первой волне или ближе к концу?
thequestion.ru
Социальная структура греческого общества на примере Афин
Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э.,
определила характер социальной структуры древнегреческого общества.
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных
полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов,
количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными
производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая
система социальных отношений, которая может быть определена как классическое
рабство.
Афины
Наиболее ярким примером является афинское общество,
характеристика которого позволяет показать особенности социального строя
торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии
Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
Афинское общество классической эпохи делилось на три класса:
класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.
Характеристика классического рабства.
Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно
внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее
количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего
населения.
Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял
из людей негреческого происхождения.
Основными источниками пополнения рабов в это время были:
1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;
2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов
соплеменники.
3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство
рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).
Афинские законы карали смертью незаконное обращение в
рабство свободного гражданина.
Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог
принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности
рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу
небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в
известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность
он был должен вносить оброк в пользу своего господина.
Правда, рабов на оброке было немного, так как они
по-прежнему находились в полной власти господина.
В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных
хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается
как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как
получеловек.
Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о
своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и
здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось
беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб
общественному спокойствию, да и самим владельцам.
Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы,
различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы
сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и
личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении
государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели
возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла
реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.
Господствующий класс.
Господствующий класс в Афинах состоял из частных
собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей,
денежных сумм и владельцев рабов.
Состояния даже богатых граждан были относительно скромными,
группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.
Господствующий класс не был однородным, он делился на
несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500
медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп
составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо
заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они
получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как
сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее
воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в
общественной и политической жизни полиса.
Вторую группу составляла наиболее динамичная часть
господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых
кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные
в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри
этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и
так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства,
принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не
могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н. С. и
избирались на должности.
Существование различных групп внутри господствующего класса
со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для
открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную
обстановку в Афинах 5-4 вв. до н.э.
Положение свободных мелких производителей.
Афинское общество состояло не только из рабов и их
владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители –
земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков,
владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, городской люд. Это был
самый многочисленный класс. В Афинах 5-4 вв. до н.э. в состав этого класса
следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных
групп по классификации Солона (также сюда входило большинство метеков).
Рабский труд у мелких производителей использовался только в
качестве дополнительной рабочей силы.
Социальная группа мелких свободных землевладельцев является
одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической
активности зависели крепость полисных институтов. Мелких землевладельцев обычно
называют крестьянами. Земледелец был лично свободным, т.е. независимым от
других лиц или государства, собственником земельного участка, обеспечивающего
его прожиточный минимум. Земледелец не платил налогов с земли. Он был тесно
связан с рынком.
По законам Афин собственником земли мог быть только член
полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими
полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на
различные должности, служили в гражданском ополчении.
В состав свободных мелких производителей входили также
городские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане
– ремесленники и торговцы – принимали активное участие в политической жизни
города. Их имущественное положение, было весьма неустойчивым, и государство
принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. В
Афинах, прежде всего, предусматривалось выведение потерявших связь с землей и
живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту
предоставляли земельный участок.
Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния
беднейших граждан было обеспечение их работой.
Положение ремесленников и торговцев-метеков было более
тяжелым, чем ремесленников граждан. Они были исключены из политической жизни
полиса, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с
человека, который в Афинах назывался метейкион и, достигал 12 драхм в год. Большая
часть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этой
категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной
группе (Афинах общее число метеков достигало 15-20% от общего числа населения).
Прослойка деклассированных элементов.
Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы
производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на положение
свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами. Труд ремесленника
или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в 4 в. до н.э. как
удел рабов, как дело недостойное свободного человека. Начинает создаваться
новый социальный строй, ранее неизвестный, слой городского беднейшего
гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе
с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в
деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Так, в Афинах
была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Н. С.
В целом социальная структура афинских полисов 5-4 вв. до н.э.
была довольно сложной и расчлененной: противоречия между основными классами
осложнялись острыми внутриклассовыми столкновениями. Общественные
взаимоотношения афинском государстве представляли собой клубок противоречий
разного порядка, причем в отдельные исторические периоды, в зависимости от
конкретных условий, выходила на первый план то одна, то другая группа
противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной
аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными
кругами внутри демократической группировки.
biofile.ru
Сословие и гендер в Древней Греции
Историю Древней Греции очень сложно понять, не обращая внимания на сословные различия. Сословия различаются тем, что статус передается по наследству. Это нехарактерно для нашего общества, но было характерно для большинства древних и средневековых обществ.
Древняя Греция состояла из полисов. Полисы — это гражданские общины, города-государства, их можно называть по-разному. По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области. У них психология коллективных собственников, поэтому для древнегреческих историков невозможно записать, что Спарта воевала с Афинами. Это абсурд. Спартанцы воевали с афинянами, беотийцы воевали с мегарцами.
Полис — это не стены, а люди. И когда на каком-нибудь судебном процессе в Афинах оратор говорит, обращаясь к судьям: «Вот это же мы приняли этот закон», то этот закон мог быть принят триста лет назад. «Мы» значит «гражданский коллектив». Это можно понимать, изучая и читая историю Древней Греции. Только граждане могли владеть земельной собственностью в полисе, и только граждане участвовали в политической жизни, в решении всех политических проблем полиса. И высший орган любого полиса — это народное собрание, то есть сходка граждан, тех, кто уже может носить оружие или защищать полис, то есть обычно это с двадцати лет, но в некоторых полисах позже.
Но кроме граждан жили и другие сословия. Вообще в любом полисе было три сословия: граждане, свободные неграждане (в каждом полисе их звали по-разному: в Афинах — метеки, в Спарте — периэки и так далее) и рабы. Это три сословия, из которых состоял любой греческий полис. Свободные неграждане — это те, кто «понаехал» из других греческих полисов. Это, как правило, греки, хотя в более позднее время они могли быть и негреками. Как правило, это торговцы и ремесленники. Они не могли быть земледельцами, потому что земледелие связано с собственностью. Свободные неграждане играли важную роль в ремесле и торговле, они служили в вооруженных силах. В Афинах они очень часто были и в сухопутной армии, и во флоте. В Спарте периэки были гоплитами. Они могли, если были компактные места их проживания, пользоваться внутренним самоуправлением, как спартанские периэки, но полными гражданскими правами они нигде не обладали. В тех же Афинах, для того чтобы представительствовать в суде, они должны были просить гражданина, потому что они не субъекты права, а скорее объекты права. Это свободные неграждане.
И наконец, рабы. Греческая цивилизация, как и многие другие цивилизации древности, Средневековья и Нового времени, использовала рабский труд. Основание рабского труда — это право победителя. «Я захватил город, и я милостиво сохранил его жителям жизнь, и я могу их использовать как рабов» — так, очевидно, рассуждали древние.
Использование рабов было значительным, но говорить о том, что греческая цивилизация была рабовладельческой по преимуществу, как считали советские историки, марксистские историки, пожалуй, не стоит, потому что в разные эпохи было по-разному, рабский труд мог преобладать только в какие-то небольшие исторические периоды. Он использовался вместе с трудом свободных. Рабы были абсолютно бесправны, но, как правило, были некоторые ограничения. Конечно, хозяину было невыгодно их убивать, потому что они стоили не так уж дешево. В Афинах были ограничения на убийства рабов. Убийство раба приравнивалось к непредумышленному убийству свободного человека.
Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Очень часто хозяину было выгоднее раба держать на оброке. Если свободный человек сожительствовал с рабыней, то, как правило, после его смерти она освобождалась, освобождались и его дети. Много было случаев. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Потому что тут играла психология. Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.
Но граждане, безусловно, — это не только мужчины, но и женщины и дети. С точки зрения древних авторов, главную роль играли мужчины, как бы мы сейчас сказали, призывного возраста, потому что в Древней Греции, как и в других древних обществах, права были связаны с обязанностями. Главная обязанность гражданина — это защищать свой полис. Поэтому, например, когда историк Фукидид описывает жертвы Афин во время катастрофической эпидемии чумы в 430–429 годах до нашей эры, он пишет так: «Погибло всадников столько-то, пехотинцев-гоплитов столько-то, а женщин, детей, рабов и прочей черни (ὄχλος) — несчетное количество». Понимаете, да? Это абсолютно отличается от гуманистического взгляда нашего общества, когда при любых катастрофах дети и женщины перечисляются особо. У них взгляд другой.
Права женщин были ограничены. Будем мы говорить о женщинах-гражданках, потому что женщины, естественно, были во всех сословиях. Жена-гражданка нужна была для рождения детей. Это главная цель брака древности — рождение законных наследников, граждан, детей. Поэтому брак оформлялся специальными религиозными церемониями. Это не единственный вид брака. Был брак между мужчиной и женщиной разных сословий был возможен, например гражданин и метек и так далее. Он тоже признавался, признавались имущественные права, но дети не становились гражданами. И было просто сожительство господина с рабыней. Тут у рабыни не было никаких прав, но был обычай освобождать ее и ее детей. Просто был такой обычай.
Женщины зависели от своих мужей и отцов. Замужняя женщина, если у нее была служанка-рабыня, которая могла сходить на рынок, не должна была выходить из дому кроме как во время религиозных церемоний. Муж мог легко дать развод жене, правда обеспечив ее и очень часто выдав замуж за какого-то своего друга или знакомого. Женщине было крайне сложно потребовать развод. То есть юридическое положение женщины было очень низким во всех греческих полисах, за исключением Спарты. Но реальное положение было лучше очень часто, потому что оно не регулировалось законами.
Женщины в греческом доме жили на женской половине, которая располагалась дальше от входной двери, потому что гости должны были приходить в гости к мужу. Там жили женщины, рабыни-служанки и дети. Женщины пользовались относительной свободой только во время религиозных праздников. На праздник фесмофории — это такой специальный женский праздник — мужчины удалялись даже из города, и там оставались только женщины, которые праздновали свои ритуалы. Кроме этого, замужние женщины могли выходить из дому только для похоронных процессий и прочих церемоний.
Сергей Карпюк
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.
tour-greece.com
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН. Древняя Греция
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН
В связи с неукоснительным соблюдением одного из основных принципов античной демократии – принципа суверенитета демоса – верховным и ничем не ограниченным органом власти в Афинах классической эпохи была экклесия – народное собрание. Афинское народное собрание включало всех взрослых совершеннолетних граждан мужского пола[16]. Оно созывалось часто и регулярно, как правило, 40 раз в год, т. е. приблизительно один раз в девять дней. Именно на нем рассматривались и решались все сколько-нибудь важные вопросы жизни государства, как принципиального характера, так и относящиеся к сфере повседневности. Экклесия определяла в деталях внешнюю и внутреннюю политику государства, принимала иностранных послов, объявляла войну и ратифицировала международные договоры, в том числе и мирные, контролировала финансы полиса, избирала должностных лиц и рассматривала их отчеты о своей деятельности, принимала законы, выносила постановления об остракизме, надзирала за религиозной жизнью, проведением празднеств, учреждением новых культов. Словом, практически ни один вопрос, имевший хоть какое-то значение для полиса, не мог миновать обсуждения членами народного собрания.
Местом проведения народных собраний изначально была Агора – главная городская площадь Афин, а с середины V в. до н. э. – холм Пникс, где стояли скамьи для участников собрания и трибуна для ораторов. Перенести работу экклесии в другое место оказалось необходимо в связи с тем, что в условиях демократизации жизни полиса частые заседания народного собрания стали создавать неудобства для других видов деятельности на Агоре, в первую очередь для торговли. В некоторых случаях экклесия могла собираться и в каком-нибудь другом месте, например в театре, а если рассматривались вопросы, имевшие отношение к флоту, – даже в пирейском морском порту.
Обсуждение любого вопроса в народном собрании зачастую сопровождалось бурными дебатами; после того как дискуссия заканчивалась, решение принималось путем общего голосования. В большинстве случаев оно было открытое – поднятием рук (такое голосование называлось хиротонией). Лишь по отдельным вопросам, считавшимся особенно важными (например, о даровании гражданских прав лицу, ранее не являвшемуся афинским гражданином), использовалось тайное голосование. В таких случаях афиняне опускали в урны псефы – вначале это были простые камешки, а впоследствии для голосования стали использовать небольшие металлические диски с трубочкой посередине. Постановления экклесии назывались псефисмами (вне зависимости от того, каким способом голосования они были приняты). Псефисма, за которую проголосовало большинство участников народного собрания, немедленно обретала силу закона и, как правило, записывалась на мраморной стеле.
В античном государстве не существовало разделения властей на ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку экклесия имела абсолютную власть в полисе, она сосредоточивала в своих руках самые различные государственные функции. Так, ей принадлежала вся полнота законодательной власти, она же осуществляла верховный контроль над исполнительной властью. Более того, на некоторых заседаниях экклесии устраивались судебные процессы (обычно политического характера), причем народное собрание могло взять на себя принятие решения по любому судебному делу.
Между заседаниями народного собрания ежедневно собирался буле, или Совет пятисот, – орган власти, который был создан в ходе реформ Клисфена. Являясь одним из важнейших властных институтов, он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Члены Совета пятисот (булевты) избирались по жребию сроком на один год из числа граждан не моложе 30 лет (вне зависимости от имущественного положения) – по 50 человек от каждой из десяти фил. Перед вступлением в должность они проходили докимасию – проверку, которую проводил предыдущий состав булевтов, и приносили присягу. Со времен Перикла члены Совета за исполнение обязанностей получали небольшую заработную плату.
Заседания Совета пятисот проходили ежедневно, кроме праздничных дней, в специальном здании на Агоре. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение повестки дня экклесии и подготовка проектов решений. Кроме того, буле принимал отчеты у некоторых должностных лиц и при необходимости направлял дело на рассмотрение в суд, вынося предварительный приговор. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике государства, в частности представлял народному собранию иностранных послов. В компетенции Совета пятисот находились также многие текущие вопросы: в частности, этот орган вел списки граждан, служивших в кавалерийских подразделениях, контролировал состояние флота, организовывал военное обучение эфебов – афинских юношей, только что достигших совершеннолетия, надзирал над финансовой администрацией, за использованием государственных доходов, следил за поддержанием порядка в городе. Таким образом, полномочия Совета пятисот были весьма обширны, однако демократический характер государственного устройства Афин предусматривал полную подотчетность Совета экклесии, которая могла утвердить или отменить любое решение булевтов.
Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений (по количеству фил), которые поочередно дежурили в течение года. Члены дежурного отделения Совета назывались пританами. Пританы председательствовали на заседаниях буле и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Толосе – круглом здании на Агоре. Из числа пританов по жребию избирался их глава – эпист ат. Он находился в этой должности лишь одни сутки (а затем сменялся следующим), но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.
Кроме Совета пятисот, в Афинах продолжал существовать и древний Совет ареопага. Но после того, как реформой Эфиальта его полномочия были значительно урезаны, он превратился в чисто судебный орган, рассматривающий сложные дела об убийствах, о преступлениях против религии. Тем не менее авторитет ареопага по традиции оставался высоким, а судебные процессы в нем проходили очень торжественно.
Однако основой афинской судебной системы классической эпохи являлась созданная еще Солоном гелиэя – суд присяжных. В V в. до н. э. она превратилась в один из важнейших элементов демократической политической системы и рассматривала подавляющее большинство судебных дел. В гелиэю входили 6000 дикастов – судей, которые при вступлении в должность приносили присягу. Столь большая численность суда присяжных при относительно небольшом населении афинского полиса была установлена для того, чтобы гарантировать демократический характер судопроизводства, а также во избежание подкупа судей со стороны тяжущихся сторон. Дикасты избирались по жребию сроком на один год из числа афинских граждан не моложе 30 лет, при этом количество избраний не ограничивалось. За исполнение должностных обязанностей дикасты получали жалованье. Судя по сообщениям античных авторов, среди дикастов большинство составляли пожилые небогатые граждане. Для них участие в разбирательстве судебных дел подчас становилось едва ли не основным видом общественной деятельности и заработка.
Для разбора судебных дел гелиэя разбивалась на дикастерии – коллегии. Чаще всего в состав одной коллегии входили 500 человек; впоследствии, во избежание «ничейного» результата при голосовании, судей стало 501. Впрочем, была возможна и меньшая (200—300 человек), и большая (1000—1500 человек) численность членов коллегии. В полном составе гелиэя заседала лишь в исключительных обстоятельствах. Следует отметить, что гелиэя являлась также высшим государственным судом: любой гражданин мог подать в нее жалобу-протест на какое-либо решение, принятое народным собранием, если считал эту псефисму противоречащей законодательству. В этом случае в одной из судебных коллегий возбуждался особый судебный процесс – «обвинение в противозаконии». Если присяжные признавали претензии обвинителя правомерными, псефисма аннулировалась, а тот политик, который инициировал ее принятие, подвергался суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Таким образом, гелиэя была единственным органом, который мог ограничивать полновластие афинской экклесии.
Судопроизводство в демократических Афинах имело публичный и состязательный характер, но ни прокуроров, ни адвокатов античность не знала. Истец и ответчик самостоятельно отстаивали перед судьями свою правоту. Заслушав их речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования, опуская псефы в специальные урны. По результатам подсчета голосов оглашался приговор, который обычно тут же приводился в исполнение. Приговор гелиэи был окончательным и опротестованию не подлежал. Не существовало никакой высшей судебной инстанции, в которую гражданин, считающий себя осужденным несправедливо, мог бы подать апелляцию.
Как правило, члены суда присяжных не очень хорошо знали законы. Ведь дикастами избирались по жребию самые обычные граждане, не имевшие юридических знаний. При принятии решений присяжные руководствовались своей «гражданской совестью», в основном обращая внимание на то, доводы какой из тяжущихся сторон кажутся им более убедительными.
Одним из важных элементов политической системы афинской демократии были коллегии магистратов – должностных лиц, осуществлявших исполнительную административную власть. Количество должностных лиц в Афинах V в. до н. э. было весьма велико. По оценке Аристотеля, их насчитывалось до 700 человек, а круг обязанностей каждого был весьма узок. Такое рассредоточение полномочий предпринималось в целях предотвращения концентрации власти в руках одного человека, чтобы не допустить установления тирании. В Афинах, как и во всех полисах, магистрат занимал свою должность обычно в течение года; при этом на большинство должностей нельзя было быть избранным дважды в течение жизни (исключение делалось для военных магистратур). Выборная система занятия постов и исполнение должностных обязанностей в свое личное время, причем частично за свой счет, привели к тому, что античный полис – единственный тип государства, который не знал бюрократии.
При избрании на многие должности активно применялась жеребьевка. Считалось, что жребий являет собой выражение воли богов, он исключает проявление личных пристрастий, к тому же имеет наиболее демократический характер. Однако на те магистратуры, которые требовали специальных знаний (речь идет о должностях, связанных с ведением войн и расходованием финансов), во избежание занятия их случайными людьми, избирали все же не жребием, а открытым голосованием в экклесии.
В Афинах классической эпохи высшими должностными лицами были девять архонтов. Но в V в. до н. э., утратив значительную часть своих полномочий, архонты сохраняли лишь номинальный авторитет, выполняя в основном представительские, церемониальные функции. В частности, в обязанности архонтов входили надзор над религиозной жизнью полиса, организация государственных праздников, председательство в судебных процессах, проходивших в коллегиях гелиэи (впрочем, без права голоса при вынесении приговора).
Фактически наиболее влиятельными должностными лицами в демократических Афинах стали десять стратегов. На эту должность можно было переизбираться неограниченное количество раз (так, Перикл был стратегом 15 лет подряд, а в IV в. до н. э. полководец Фоки он находился на этом посту около 50 лет). Главной обязанностью стратегов было обеспечение обороны государства, командование войском и руководство всеми военными мероприятиями. Однако, поскольку войны постоянно вторгались в жизнь любого полиса и военная организация была неразрывно связана с гражданской, стратеги играли чрезвычайно большую роль в политике государства. Можно сказать, что именно они отвечали за решение большинства важнейших проблем, встававших перед полисом. Именно стратеги очень часто вносили в Совет пятисот и народное собрание проекты постановлений, затем обретавших силу закона.
Назовем некоторые из многочисленных коллегий магистратов, действовавших в демократических Афинах (все перечислить невозможно). Финансами государства управляло несколько коллегий казначеев, каждая из которых имела свои обязанности. Так, в ведении десяти «казначеев богини Афины» находилась казна полиса, хранившаяся в храме Афины на Акрополе; десять эллинотамиев имели под своим надзором казну Афинской архе; десять полетов занимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества.
Ряд коллегий отвечал за поддержание общественного порядка. Десять астинОмов наблюдали за чистотой на городских улицах, десять агораномов – за то, чтобы торговля на Агоре велась без нарушений. В связи с тем что одним из важнейших предметов импорта в Афинах был хлеб, важную роль играла коллегия из десяти ситофилаков, следивших за тем, чтобы хлебные торговцы не завышали установленные государством цены. В компетенцию «коллегии одиннадцати» (по числу членов) входило приведение в исполнение приговоров суда, в том числе смертной казни. Афиняне направляли своих магистратов и во многие союзные полисы. Должности самого низшего ранга, считавшиеся недостойными свободного гражданина, занимали государственные рабы. Так, отряд рабов-скифов нес в Афинах полицейскую службу.
Все должностные лица были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. Каждое сколько-нибудь серьезное их действие должно было получить утверждение на одном из заседаний экклесии. После окончания годичного срока пребывания в должности магистрат давал полнейший отчет о своей деятельности народному собранию или уполномоченным им органам: Совету пятисот, коллегиям гелиэи. Если отчет по какой-либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившегося магистрата отдавали под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и в период исполнения им своих обязанностей.
Государственное устройство демократических Афин в V—IV вв. до н. э. схематично можно представить так
Афинская демократия являлась политической системой, обеспечивавшей наиболее широкое вовлечение граждан в реальное управление государством. Практически каждый гражданин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал либо поработать в одной из коллегий, либо быть избранным дикастом или членом Совета пятисот, а кроме того, более или менее регулярно участвовал в работе экклесии. В условиях полиса политическая активность граждан представлялась не только их правом, но и в какой-то мере обязанностью. Уклонение от участия в государственных мероприятиях, демонстративный уход в частную жизнь порицались.
В тесной связи с политической организацией демократических Афин находилась военная организация, представленная ополчением граждан призывного возраста (в возрасте 20—60 лет). Юноши, только что достигшие совершеннолетия (эфебы в возрасте 18—20 лет), проходили военное обучение под руководством специальных наставников и несли сторожевую службу на границах Аттики. После этого они становились полноценными воинами, вносились в призывные списки и в случае необходимости могли быть мобилизованы, чтобы принять участие в военном походе за пределы государства.
Все войско делилось на десять таксисов – крупных отрядов (по одному от каждой филы), а каждый таксис, в свою очередь, на лохи -отряды меньшей численности. Общее руководство всеми военными действиями как на суше, так и на море принадлежало стратегам, осуществлявшим командование коллегиально. Стратегам подчинялись другие военные должностные лица, избиравшиеся голосованием: десять таксиархов (командиров таксисов), два гиппарха (командира кавалерийских отрядов), триерархи (капитаны триер) и др.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Социальные структуры и сословные организации Древних Афин
МЭСИ
Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.
Доклад по
истории государства и права зарубежных стран на тему:
Социальные структуры и сословные организации Древних
Афин.
Группа:
Афины
являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним
городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую
форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и
преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового
общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины
вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей
истории (XI-IX
века до н.э.)
Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших
между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом,
продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины
объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма
(греч. – совместное поселение).
Итак,
синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал
социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно
протекало в VIII-VII веках до н.э.
В пору своего расцвета, относящегося к правлению
Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому
преобразованию положено политическими реформами Солона.
Социальная структура приобрела к тому времени довольно
определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья
благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли.
Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла
отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских
родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и
власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного
населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы),
ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся
собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало
немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения»
и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не
пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были
ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона,
уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме ).
Существовал процесс изотерии – повышение
социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог
получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед
Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия –
понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный
гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание.
Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были
и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.
Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей
численностью свободных граждан.
В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была
инициатива частных лиц.
Процедура:
þ Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на
голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:
þ Голосование.
Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2
части: ЗА и ПРОТИВ).
Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий
спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них –
20тыс. граждан).
Такова главная особенность многих греческих и римских
городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.
Список используемой литературы:
1. В.Г.
Графский «Всеобщая история права и государства»
Изд.”Норма” Москва,
2000.
2. К.И.
Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина” Москва, 2000.
Начинается развитие
демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э. Период Македонской
гегемонии – закат государственности.
Афинские институты оказались
долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период
существования более 1000 лет.
Хронология:
Легендарный (Гомеровский) период
– 11-9вв. до н.э.
Архаический – 8-6вв. до н.э.
Классический – 5-4вв. до
н.э. (период расцвета афинской демократии).
1 период:
Родовые общины являются
собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).
Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и
хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и
малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё
одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская
монархия (интерес к городам Малой Азии).
Города-государства –
25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной
организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» –
Аристотель.
Греческие города все время
колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря).
Существует традиция, описывающая систему власти:
Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание
(агора), Базилевс – верховный судья – военная демократия.
На фоне этого начался социальный процесс, приведший к
кризису, для преодоления которого были проведены реформы.