Эстетика древнего мира. 1. Предмет и задачи эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

15.Особенности и основные идеи античной эстетики. Эстетика древнего мира


15.Особенности и основные идеи античной эстетики.

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (от лат. antiquus — древний) складывается в VI в. до н. э. Период ее расцвета относится к V— IV вв. до н. э.

Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой.

Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит из Эфеса, Пифагор, Демокрит из Абдеры (V в. до н. э.). Гераклит и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.

Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективноидеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость), оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демокрита. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно-воспитательное значение искусства. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» («очищения»). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно-эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.).

Античная эстетика классического периода оказала мощное влияние на последующее развитие эстетической мысли (Возрождение, классицизм, европейское Просвещение, эстетическая мысль России XVIII—XIX вв.).

16.Особенности и основные идеи средневековой эстетики.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА (в Европе) — период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (IV в.) до эпохи формирования капитализма (XV в.). Формирование эстетических воззрений средневековья началось уже в недрах античного общества в связи с зарождением элементов феодальных отношений и совпало с наметившимся в IV в. изменением политики церкви по отношению к языческой культуре: переходом от конфронтации к ассимиляции ее идей. С одной стороны, это объяснялось стремлением церкви представить окружающий мир как творение бога, с другой — желанием поставить себе на службу завоевания классической мысли. В IV—V вв. христианские писатели продолжили начатую эллинизмом работу по обобщению и систематизации античной традиции и приспособлению ее для нужд нового мировоззрения. Противоречивое отношение христианства к античной культуре — осуждение языческой философии и искусства и частичное снятие с нее проклятия греха, если она служит укреплению веры,— сохранилось и в последующие века. В искусстве намечается переход от античной пластичности к дематериализации, символике и экспрессии изображения. Но наряду с этим в нем находят отражение дохристианская мифология, элементы фольклора, вырабатываются приемы (обратная перспектива, плоскостность формы), не нашедшие отражения в ученых трактатах.

Основная тема средневековой эстетики — согласование учения о сверхчувственном, божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решение этой проблемы на Западе (Августин) осуществляется в основном в направлении разработки концепции красоты индивидуального и конкретного, использованием аристотелево-стоической логики и числовой теории пифагореизма. На Востоке (Дионисий Ареопагит — V в., Иоанн Дамаскин — VIII в.) разрабатывается мистическое учение о красоте сверхсущего, основанное на платоническом учении об идеях-образах и эманационной теории неоплатонизма. Развернутая при этом аргументация (всякий образ является откровением и проявлением скрытого) сыграла свою роль в Византии (VII—VIII вв.) в полемике с иконоборцами. Идеи иконо- почитателей разрабатывали византийские ученые-богословы Феодор Студит (VIII в.), Михаил Пселл (XI в.), Фотий (IX в.). В период очередного культурного подъема в Византии (IX—XI вв.).

Пселл и Фотий сумели поставить вопрос о самоценности красоты природы и искусства. Идеи Августина о красоте как числе и пропорции развивали на Западе Кассиодор, Исидор Севильский (VII в.), Алкуин (VIII в.), Иоанн Скотт Эриугена (IX в.). Период позднего средневековья (XI—XV вв.) отмечается в Европе общим культурным подъемом: развивается народная поэзия, городская литература, появляются реалистические элементы в готическом искусстве, зарождается сенсуалистическая тенденция в течении номинализма. В XII в. противник схоластики Гуго Сен-Викторский, основываясь на средневековой концепции искусства как сочетания знания и практики, допускает возможность искусства удовлетворять не только религиозную, но разные потребности людей. Схоласт XIII в. Альберт Великий предложил отличать от красоты духовной красоту телесную и эссенциальную. Последняя присуща самим вещам и не зависит от субъекта. Идеи Августина о восприятии прекрасного развивал в XIII в. Бонавентура. Новый шаг в развитии эстетической теории в обосновании самостоятельной ценности красоты делает ученик Альберта Фома Аквинский (XIII в.). Он отделяет понятие прекрасного от понятий добра и истины и стремится найти объективные эмпирические признаки прекрасного.

Близкая византийскому православию средневековая культура Восточной Европы (XI—XVII вв.), Древней Руси, Болгарии, Сербии, Румынии (на раннем этапе Чехии и Словакии) имеет специфические особенности. Развитие эстетических идей происходит здесь в тесной связи с практикой литературы, искусства, общественной жизни, со своеобразием национальных и дохристианских языческих представлений. Эстетические идеи средневековой Руси в сравнении с византинизмом отличались большим демократизмом и гуманизмом, оптимизмом и целостностью мировосприятия, интересом к актуальным историческим и социальным проблемам. Средневековая эстетика — явление противоречивое. В эпоху Возрождения она была подвергнута всесторонней критике, что вполне понятно: ее теологический, абстрактный и спекулятивный характер явился тормозом для развития светской культуры и искусства. В современном мире эстетика средних веков является объектом идеологической борьбы. Буржуазные теоретики искусства и теологи нередко высказываются за идейное сближение современного западного искусства с принципами христианской эстетики, усматривая в этом движении путь к преодолению кризиса, в котором находится буржуазная эстетическая мысль и художественно-эстетическая культура.

studfiles.net

Античная эстетика | Краткий словарь по эстетике

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (от лат. antiquus — древний) складывается в VI в. до н. э. Период ее расцвета относится к V— IV вв. до н. э.Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой.Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит из Эфеса, Пифагор, Демокрит из Абдеры (V в. до н. э.). Гераклит и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.

Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективно-идеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость, оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демокрита. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно-воспитательное значение искусства. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» («очищения»). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.).

Античная эстетика классического периода оказала мощное влияние на последующее развитие эстетической мысли (Возрождение, классицизм, европейское Просвещение, эстетическая мысль России XVIII—XIX вв.).

esthetiks.ru

1. Предмет и задачи эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания.

Предмет эстетики – это мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общей человеческой значимости (эстетические ценности) его явлений. Эстетика как наука – это система законов, категорий, понятий, которая осмысливает эстетические свойства реальности с точки зрения законов красоты.

Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определенные связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и. возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу человеческого духа - чувственность. Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственность.

2. Эстетика античного мира.

Классическая античная эстетика развивалась в период VII – IV в. до н.э. В общем, становление античной эстетики можно охарактеризовать как цикличное развитие эстетических концепций: Пифагора, который вводит понятие космоса как упорядоченного единства(6 век до н.э.), софистов, которые создают атропологическую эстетику и идеалистического учения Платона, где понимание прекрасного представлено в идее прекрасного, в эйдосе.

Именно в античности берут начало практически все эстетические категории, то есть те наиболее общие признаки. С их помощью описываются процессы художественного творчества, структура произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия. «Для характеристики эстетически совершенного явления античность придумала собственную категорию «калокагатия», что означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное, таким образом, понималось и как эстетически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств, включая истинное, справедливое или иные превосходные ипостаси. Такое понимание, несомненно, обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символичным содержанием.»

В античной эстетике был поставлен ряд вопросов о сущности искусства, о средствах и целях эстетического воспитания, о содержании основных категорий эстетики. «Б.Р.Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству. Это, во-первых, логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств. Во-вторых, агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе. И в-третьих, это тенденция к наглядному, образному, пластическому выражению.» Помимо того, что античная эстетика носит пластический и телесный характер, необходимо также отметить другую ее особенность - античная эстетика утверждает принцип соизмеримости и соразмерности. Этот принцип пронизывает все представления об искусстве, гармонии и космосе.

studfiles.net

5.Эстетические идеалы античного мира.4

Представляя политическую, экономическую, художественную жизнь Древнего Мира, мы, разумеется, представляем пеструю картину локальных государств, часто враждующих, поглощающих друг друга, казалось бы, ничем не связанных. И, тем не менее, эти локальные культуры в своем развитии имели нечто общее, на что мы уже обращали внимание. Доминирование политеистической системы, рабовладельческий способ производства, взаимозависимость экономики, политической системы, политеистического пантеона и формирования менталитета народов всё это нашло отражение в формировании эстетических идеалов античного мира. Именно на примере художественных произведений классовых государств древности мы зримо осознаем, как в античном мире сформировалось два эстетических полюса, напрямую зависимых от менталитета граждан Востока и Запада Средиземноморья.

Эстетические идеалы Востока обусловлены спецификой хозяйственной, политической и религиозной жизни. Искусство Древнего Востока Средиземноморья (Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия и т.д.) синкретично, сакрально, канонично (см. словарь).

В условиях восточной тирании в изобразительном искусстве в центре внимания находятся Бог-царь-герой. Простолюдины, социальные низы в лучшем случае могут представлять всего лишь фон для ещё более величественного изображения Героя. В связи с этим можно выделить ещё одну характерную черту восточной эстетики – тяготение к монументальности.

В первых классовых государствах получили развитие все традиционные виды искусства – архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, литература. Так как на все формы творчества первостепенное, доминирующее воздействие оказывало мифологическое, религиозное сознание, то художественное творчество было не вполне свободным, оно развивалось в рамках именно религиозных представлений (было синкретичным), которые диктовали определенные строгие правила (каноны). Например, культ мертвых в Египте диктовал убранство гробниц в виде привычной для усопших земной обстановки. Если захоранивался владелец пивоварни, то в гробницу помещали и модель самой пивоварни, и скульптурки рабов, которые трудились тут. При этом канон диктовал, что фигурки простых рабочих будут значительно ниже надсмотрщика (канон масштабности изображения). Тот же культ мертвых, в основе которого лежала вера в жизнь после смерти, диктовал важнейший в изобразительном искусстве канон фронтальности, по которому грудную клетку изображаемого нельзя поворачивать ни в профиль, ни спиной, так как душа, живущая в ней, не сможет после перемещения в загробный мир снова вселиться в данное тело.

Безграничный языческий мир Востока, был пронизан непостижимой тайной. Этой тайной окутывались и образы властителей мира как божественное воплощение на Земле. Уход от антропологических в сторону смешанных (с зооморфным типом) изображений ещё больше повышал «градус сакральности» (например, изображения сфинксов).

Следует отметить одно из достижений градостроительной практики Древнего Востока, которое сыграло величайшую роль в развитии европейских городов в Новое время и оказало влияние на формирование Санкт-Петербурга. В древности возникает понятие регулярный город – город построенный не стихийно, а по заранее продуманному плану. Первым таким городом был Вавилон. В таком городе с прямыми улицами, четкой системой координат не только удобно жить, но в случае военной опасности можно было организованно отступать. В дальнейшем по принципу регулярности были организованы все военные ставки римлян, завоёвывавших Европу, по этому же принципу после знаменитого пожара во времена правления Нерона будет восстановлен Рим.

Эстетические идеалы Запада Средиземноморья формировались совершенно в других экономических и политических координатах. Демократический менталитет жителей полиса вывел основополагающую формулу бытия – Человек – мера всех вещей. Не Бог, не герой, а именно ЧЕЛОВЕК в центре бытия у греков, а затем и римлян. Поэтому мир богов очень похож на мир людей, критическое рациональное мышление часто берет верх над иррационализмом сакральности.

В греко-римской художественной культуре получили развитие как традиционные, так и новые виды искусства. Древняя Греция стала колыбелью рождения театрального искусства. Именно в Греции родились и два первых, начальных жанра театральных представлений – трагедия и комедия (см. словарь).

Становление греко-римской архитектуры имело неоценимое значение для развития мировой архитектурной практики.

С древнейших времен человечество разрабатывало так называемую стоечно-балочную систему строительства (см. Стоунхендж в теме Первобытная культура или примеры древнеегипетских храмов). В Древней Греции за основу строительства была принята именно такая система, основанная на взаимодействии несущих и несомых конструкций ( стойка и балка).

Однако, в отличие от, например, египетских строителей, греки отказались от непременной тяги к монументализму. Человек – мера всех вещей, и поэтому даже самое величественное здание не может превышать объёмов, которые способен воспринять человеческий глаз (примерно- 18-20 м. высоты).5Красота, эстетика в архитектуре Греции заключалась не в непостижимой монументальности, а в выверенных пропорциях всех архитектурных деталей. Подчиняясь этой идее, греки разработали так называемуюордерную систему (см. словарь) в архитектуре. В ордерной системе не только определены названия, порядок соединения, пропорции архитектурных деталей, но разработаны и варианты декоративных деталей. Ордерная система, в которой воплощен ещё один эстетический принцип греков – чувство меры как достижение идеала – станет основой классической архитектуры мира.

В целом, классическая греческая архитектура основана на следующих принципах:

1. Функциональность архитектурных деталей

2. Совершенство пропорций всех деталей.

3. Зримая трехмерность сооружений

4. Мера в декоративном оформлении построек

Таким образом, общая эстетическая установка стремления к монументальности в архитектуре Древнего мира в Греции была решена не за счет сакральной непостижимости размеров сооружения, а рациональным расчетом идеальных пропорций, творящих красоту.

Мы часто говорим, что культура Древнего Рима во многом вторична по сравнению с древнегреческой культурой. В архитектуре Древнего Рима действительно много образов заимствованных у греков. Однако римляне внесли свой потрясающий вклад в строительное искусство. Не следует забывать, что если греки всегда, везде и во всем стремились к достижению ИДЕАЛА, то римляне поклонялись культу ПОЛЬЗЫ.

Для римлян строительная практика должна была в первую очередь обеспечивать военные нужды растущей империи. Поэтому строительство дорог, акведуков, бань являлось неотъемлемой стратегической военной задачей. Ну, а храмы, амфитеатры, виллы … «а изящным пусть занимаются греки», говорили прагматики в Риме.

Именно для военного строительства римляне изобрели новый строительный материал – бетон. Этот пластичный, чрезвычайно прочный материал не только на века укрепил римские дороги, мосты, акведуки, но с его помощью была разработана новая строительная система, до сих пор считающаяся самой прочной строительной системой в мире. Эта система получила название монолитно-оболочной. Стены в этой системе выполнялись из двух отстоящих друг от друга кирпичных кладок, между которыми заливался бетон. Такую конструкцию практически невозможно разрушить. Кроме того, пластичный бетон и небольшие кирпичи позволили римлянам творить такие архитектурные формы как арка, цилиндрические перекрытия и даже купол.6Отныне именно образ арки станет «визитной карточкой» Рима.

Антропоцентризм греко-римского искусства особенно ярко выразился в изобразительном искусстве. Если живопись, особенно Греции, сохранилась очень плохо7, то скульптура и Греции и Рима дает нам представление как зарождалось, в каком направлении развивалось, что нового принесло развитие этого вида творчества.

Общий принцип развития скульптуры – от обобщенного идеала – к жизнеподобию. В дополнительной литературе обратите внимание на характеристику творчества Фидия, Поликлета, Мирона, Лисиппа. В этом ряду интересен опыт Поликлета, который был не только великим скульптором, но и мыслителем, теоретиком искусства, поставившим рядом полет художественной фантазии и жесткий расчет пропорций и баланса тела. Собственно, на этом гениальном поликлетовом соединении и проверяется зрелость классической красоты в скульптуре. Ещё одно важное открытие, утвердившиеся в искусстве – понимание скульптуры как изображения в объеме, способного эмоционально воздействовать на зрителя с различных точек видения. Образцом такой скульптуры является работа Лисиппа Геракл, побеждающий Немейского льва. Именно такую скульптуру стали называть круглой, хотя формально любое изображение в объёме, которое можно рассмотреть со всех сторон является круглой скульптурой.

Греческому скульптору Лисиппу принадлежит разработка такого жанра как портрет. Он попытался создать не идеальный, а реалистичный портрет Александра Македонского. Правда, у греческой публики, так любившей совершенство, идеал, образец, портрет молодого человека, к тому же царя, с морщинами на лбу не вызвал понимания. Настоящее реалистичное портретное искусство оформится и получит большое распространение только в Римской империи.8

Выводы.

Значение античной цивилизации для европейской культуры состоит:

1-в формировании основ политической культуры, выработке модели поведения и этических норм в зависимости от политической формы правления;

2-в формировании правового сознания европейцев

3-в становлении критического, научного мировоззрения;

4-в формировании христианства как доминирующей религии европейцев;

5-в становлении классических эстетических норм европейцев.

Для подготовки к тестированию и зачету помимо теоретических вопросов Вы должны знать конкретные примеры искусства Древнего Мира (узнавать на иллюстрациях). Вот краткий перечень памятников культуры.

Египетские пирамиды

Самая высокая пирамида – Хеопса

Самая древняя пирамида – Джосера

Египетские храмы в Луксоре и Карнаке

Сокровища гробницы Тутанхамона

Петербургские сфинксы

Ансамбль Афинского Акрополя

Римский Пантеон

Аппиева дорога

Акведуки

Значение творчества Фидия

Копьеносец ск. Поликлет

Дискобол ск. Мирон

Геракл, побеждающий Немейского льва ск. Лисипп

Портрет Александра Македонского ск. Лисипп

Венера Милосская

Аполлон Бельведерский

Венера Таврическая

Ника Самофракийская

Лаокоон

Вазопись. Краснофигурные и чернофигурные вазы.

Примеры римского портрета.

1В память о грандиозном научном центре античного мира в современной Александрии по решению ЮНЕСКО восстановлена Александрийская библиотека. В 1985г. конкурс на ее строительство выиграло норвежское архитектурное агентство СНОХЕТТА.

2Из вавилонского плена евреев освоодят персы вVв. до н.э. Начнется, так называемая,диаспора– расселение евреев по миру. Большие еврейские общины будут созданы в Палестине, Египте, Греции, Риме. Собственного государства евреев и полного политического и национального возрождения народа уже не будет. Территория Палестины переходила из рук в руки. От персов к грекам, а сIвека до н.э. Палестину захватывают римляне.

3Высшим христианским праздником является праздник Пасхи – праздник воскрешения Христа

4По данной теме было бы полезно посмотреть Дмитриева Н.А.Краткая история искусств .Очерки. Любое издание. Раздел Древний Мир.

5Кстати, всё, что не подчинено этой рациональной формуле восприятия – Человек – мера всех вещей, в понимании греков, могло быть отнесено к чуду. Вероятно, именно такой принцип лег в основу составления списка Чудес Света.

6Первый купол был отлит из бетона при строительстве в Риме храма Пантеон.

7О монументальной живописи Греции можно судить по открытым в Помпеях фрескам, которые выполнялись на основе греческой живописной школы. Еще одно свидетельство высокого живописного мастерства греческих художников – вазопись (см. у Н.А.Дмитриевой)

8Уместно заметить, что в Греции скульптура украшала городское пространство и играла роль эталона, образца. Поэтому греки предпочитали ставить скульптуру без пьедесталов, в реальных пропорциях людей. В Риме же воспевали своих героев, показывая их избранность. Реальные образы полководцев, императоров, героев представляли публике на высоких пьедестлах в героических позах.

studfiles.net

Изобразительное искусство, скульптура

Поиск Лекций

Эстетика

Эстетика Древней Греции

Одним из первых философов, который попытался использовать чувства для осмысления эстетических явлений, был Пифагор в VI в. до н.э. В процессе поисков первопричины бытия он предположил, что в основе мира лежит определенное число, которое в дальнейшем в различных комбинациях создает конструкцию бытия человека и природы. Порядок мира создавал гармонию жизни, в том числе и в искусстве. Числовая гармония пифагорейцев, которая отождествляла совершенство и красоту, стала первой в античности теорией эстетики. Среди видов искусства высшим носителем гармонии считалась музыка, являвшаяся носителем душевного равновесия, стимулирующая душевное спокойствие.

Геометрически-математическое соотношение пропорций в древнегреческой науке сформулировало принцип красоты и совершенства в виде "золотого сечения" - соотношение пропорций, при котором целое так же соотносится со своей большей частью по соотношению 5: 8 = 8: 13 = 13: 21 = 21: 34. Подобные пропорции заложены в основу одного из величайших сооружений древней Греции - храма Парфенон. Греки считали, что человек имеет врожденные возможности чувствовать пропорции.

С V в. до н.э. на смену такому понятию прекрасного приходит интерес к человеку, который способен увидеть красоту в природе и на этой основе развивать мир и себя. Очеловечивание прекрасного нашло яркое отражение во взглядах философа Сократа. По мнению философа прекрасное по сути совпадает с целесообразным, с тем, что имеет смысл и этим содержанием касается разнообразных проявлений человеческого бытия. Пытаясь раскрыть связь между этическим и эстетическим, Сократ вводит понятие калокагатия - сочетание древнегреческих слов прекрасный и добрый. Это понятие древнегреческой эстетики определяло основное условие красоты индивида - гармонию внешнего и внутреннего.

Аристотель конкретизировал проявления внешней и внутренней гармонии и очертил ее источники в сфере образования и воспитанности человека. Центральным моментом концепции Аристотеля является внутренняя составляющая калокагатии - мудрость, которая приводит человека к осознанию единства красоты и добра - гармония эстетического и нравственного. Путь к прекрасному проходит через самосовершенствование, и человек сознательно привлекается к достижениям искусства, произведениям Фидия, Поликлета, Лисипа, Софокла, Эзопа и других художников, которые воспитывали гражданина на принципах калокагатии.

 

Для понятности процесса духовного творчества в области искусства Аристотель вводит понятия:

1. канон – это система норм и правил в развитии искусства, или обязательные требования к формальной содержательности художественного произведения;

2. гедонизм (наслаждение) – чувственно-эмоциональное удовлетворение от произведений искусства;

3. ассоциация - связь между двумя или более актами психического восприятия мира человеком и осознание их соответствия произведений искусства.

Древнегреческие эстетические принципы искусства стали своеобразным зеркалом, которое не только отражало внешний мир и внутреннюю духовность человека, но и подсказывало пути улучшения этого отражения.

 

Эстетика Древнего Рима

Предпосылки античной эстетики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка.

Выделяются следующие характерные черты античного мировоззрения:

1. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны. 2. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности, в отличие от Древнего Китая, не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.3. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществлял это при помощи разума.

Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием.

 

 

Гражданское общество

В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя такого общества главное отличие эллинов от варваров, которые не имели полиса. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам, то есть был автономным. Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан или просто римским народом. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом, который осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной. Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме было общественное поле, в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах, провинциях. В Афинах государственной собственностью были серебряные

рудники Лавриона. Государственная собственность сдавалась, но только гражданам.

 

 

Образование и культура

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады как древние греки называли свою страну, является наиболее интересным. Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества. Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов.

 

Архитектура Парфенон - это один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионические элементы, к примеру колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям. В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Часто встречающимся типом римских сооружений являлись аркады – это ряд арок, которые опираются на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, а также в акведуках. Акведуки - это многоярусные каменные мосты, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали с помощью них техническую и питьевую воду.Арочные и сводчатые конструкции использовались и при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, где зрительские места располагались не полукругом, как в греческих театрах, а эллипсом вокруг сцены или арены. Самый известный амфитеатр - это Колизей, где проводились гладиаторские бои.Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам

 

 

греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое "окно" – "глаз Пантеона", как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

 

ВазописьПроизведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. А первые памятники этой цивилизации – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи. Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали. В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен. Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать индивидуальные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

 

МифологияНароды древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека. Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются

на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа.

Например, был Зевс-он и Зевс-она. Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов. Подобные взгляды пережили свое время.

Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств.

 

Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Древние римляне заимствовали практически всех богов у греков, но дали им свои имена.

Аид бог царства мертвых Плутон
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Аполлон
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Гера царица богов Юнона
Гермес бог торговли Меркурий
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Деметра богиня плодородия Церера
Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог, бог неба Юпитер
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
     
Ника богиня победы Виктория
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун

 

 

Театр

Находясь в амфитеатре, можно испытать потрясающее чувство. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца людей уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток

рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Содержание пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью. Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов.

 

Изобразительное искусство, скульптура

В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений: на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии.

В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

Римское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они будто лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

 

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Без советов Одиссея не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты. Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека. Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам. Искусство Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове. Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль. В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными. В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

 

 

Философия

Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно эллины считались самым высокообразованным народом. Имена греческих мыслителей у нас на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад в культуру мира, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, и мы до сих пор пользуемся их достижениями. Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания. Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа. Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным. Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

 

 



poisk-ru.ru

Эстетика античного мира.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Классическая античная эстетика развивалась в период  VII – IV в. до н.э. В общем, становление античной эстетики можно охарактеризовать как цикличное развитие эстетических концепций: Пифагора, который вводит понятие космоса как упорядоченного единства(6 век до н.э.), софистов, которые создают атропологическую эстетику и идеалистического учения Платона, где понимание прекрасного представлено в идее прекрасного, в эйдосе.

 Именно в античности берут начало практически все эстетические категории, то есть те наиболее общие признаки. С их помощью описываются процессы художественного творчества, структура произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия. «Для характеристики эстетически  совершенного явления античность придумала собственную категорию «калокагатия», что означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное, таким образом, понималось и как эстетически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств, включая истинное, справедливое или иные превосходные ипостаси. Такое понимание, несомненно, обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символичным содержанием.»

  В античной эстетике был поставлен ряд вопросов о сущности искусства, о средствах и целях эстетического воспитания, о содержании основных категорий эстетики. «Б.Р.Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству. Это, во-первых, логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств. Во-вторых, агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе. И в-третьих, это тенденция к наглядному, образному, пластическому выражению.»  Помимо того, что античная эстетика носит пластический и телесный характер, необходимо также отметить другую ее особенность - античная эстетика утверждает принцип соизмеримости и соразмерности. Этот принцип пронизывает все представления об искусстве, гармонии и космосе.

students-library.com

Эстетика Древней Греции

Содержание

Введение

Эстетические учения в древней Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Приступая к конкретному изучению вопроса, мы сталкиваемся с рядом проблем, требующих объяснения. Прежде всего, нужно определить, что является предметом эстетики как науки. Следует отметить, что однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В этом плане на протяжении последних десятилетий велись оживленные дискуссии, но вопрос остается до сих пор недостаточно проясненным. Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое.

Эстетика–это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетика является частью философии, так как в ней фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т.д., но и отношение к ним, их оценка. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике производства и т.д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений.

Большое значение имеет проблема периодизации истории эстетики. Если мы рассматриваем развитие эстетической мысли в связи с общим историческим развитием, то будет естественным положить в основу периодизации смену социально-экономических формаций. И действительно, основные идеи Платона и Аристотеля мы можем понять, исходя из учета того факта, что эти великие философы были людьми рабовладельческого общества. Многие противоречивые утверждения античных мыслителей отражают противоречия рабовладельческого строя. Точно так же эстетическую концепцию Фомы Аквинского можно понять лишь в контексте общественной жизни западного феодального средневековья. Это справедливо в отношении и любого другого периода развития эстетической мысли. Однако эстетическая мысль в своем развитии обнаруживает относительную самостоятельность, внутреннюю логику, связь с развитием искусства, культуры в целом.

Эстетический опыт с глубокой древности присущ человеку, так как является сущностным качеством его природы и получил свое первое первоначальное выражение в первых попытках создания тех феноменов, которые мы сегодня относим к сфере искусства или художественного, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т.п.

В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание, развиваясь вместе с духовно-эмоциональным развитием человека, наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. И уже в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по др. греч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики.

Основная терминология и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале сложились именно в Древней Греции, которую мы и будем рассматривать. Впоследствии эти понятия в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и др. Но не все из них в древности имел тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ веку большую часть из них в смысловое поле эстетики.

Эстетические учения в Древней Греции

Древние греки имели оживленные связи с Востоком. Нет ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией.

В отличие от настоящего времени, в разряд искусства попадали типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и то, что новоевропейская эстетика отнесла к искусству, т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентрированное выражение эстетического опыта.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека – гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

– эгейский или крито-микенский (III–II тыс. до н. э.),

– гомеровский (XI–IX вв. до н. э.),

– архаический (VIII–VI вв. до н. э.),

– классический (V–IV вв. до н. э.),

– эллинистический (вторая половина IV – середина I вв. до н. э.).

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т.е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

Анализируя древнегреческую философскую мысль, Энгельс писал: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте… У греков–именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, – природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии… Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками… Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться к философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».

То, что основоположники марксизма сказали о древнегреческом искусстве и философии, имеет отношение и к античной эстетике. В ней так же энергично выдвинуты гениальные диалектические догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости.

У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно непосредственно воспринять чувством., Так, Афина преображает внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом. Проф. А.Ф. Лосев справедливо отмечает, что «когда Гомер говорит о художественном творчестве, он почти всегда понимает его как ремесло, как физически производительный труд».*

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. Он повествует также о певце Демодоке, который своей песней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой – художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества. Рациональные мысли Гомера причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями.

mirznanii.com


Смотрите также