Таблица древняя индия. Древняя и средневековая Индия (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Таблица древняя индия


Индия

Индия

Индия, большой полуостров на юге Азии, получивший название от реки Инд; одна из древнейших исторических стран, очень рано (III тысячелетие до н.э.) получившая арийское население, занявшее бассейны рек Инда и Ганга. В глубокой древности Индия никогда не составляла единого государства, но распадалась на множество мелких княжеств, управлявшихся раджами. В конце IV века до н.э. на Инде и Ганге образовалось большое царство, достигшее наибольшего процветания при Асоке, принявшего буддизм; но после его смерти оно распалось и Индия стала добычей внешних завоевателей. В XVI веке в Индии ненадолго возникла империя Великого Могола; позднее Индия — колония Англии; с 1947 года — суверенное государство.

 

Индия в V—XIII вв. (главы из книги).

Индия в XIII — первой четверти XVI в. (главы из книги).

Индия в XVI — первой четверти XVIII в. (главы из книги).

Маркс Карл. Голландские дела. — Дания. — Конверсия британского государственного долга. — Индия. — Турция и Россия. Сочинения. 2 изд., т. 9, с. 106-111. (Написано К. Марксом 24 мая 1853 г.)

 

Северная Индия в древности

В Северной Индии примерно в XXIII в. до н. э. возникла цивилизация, получившая в истории название Хараппской. Крупнейшие её центры открыты в Хараппе и Мохенджо-Даро. Создателями её были дравиды. К сожалению, политическая структура хараппского общества практически неизвестна, но, вероятно, каждый более-менее крупный город имел собственное управление. А по некоторым признакам власть в таких городах-государствах находилась в руках правителей-жрецов.

По до сих пор не выясненным причинам Хараппская цивилизация угасла в XVIII—XVI вв. до н. э., причём угасание не было вызвано внешним завоеванием. Скорее, происходила медленная деградация, основные центры запустели, хозяйство пришло в упадок.

В XIV—XIII вв. до н. э. с северо-запада на территорию Индостана стали продвигаться племена ариев. Местное население было ими частично подчинено, частично ассимилировано, частично оттеснено на юг полуострова. Процесс освоения ариями Северной Индии растянулся на несколько столетий, в ходе которых у них начали складываться ранние государственные образования. К середине первого тысячелетия до нашей эры существовало шестнадцать таких, достаточно крупных, государств: Каши, Косала, Анга, Магадха, Вадцжи, Малла, Чеди, Вамса (Ватса), Куру, Пан- гала, Матсья, Сурасена, Ассака (Асмака), Аванти, Гандхара и территория Камбоджей (Камбоджа), а также большое количество более мелких владений. Постепенно самым могущественным из них стала Магадха, цари которой из династии Маурья создали первую общеиндийскую империю.

Правящие династии государств Северной Индии:

Магадха. Династии, правившие в Магадхе в 545—30 гг. до н. э.

Декан. Династии, правившие в Декане до 630 года.

Арахозия, район в Восточном Афганистане, вокруг города Кандагар.

Гандхара - Северо-Западный Пакистан.

Кшатрапов государство (Юго-Западная Индия).

Махакшатрапов государство (великих кшатрапов) (Западная и Центральная Индия).

Гуптов государство, а также государства Северной Индии после распада империи Гуптов.

Бенгалия. Династии, правившие в Бенгалии с середины IV века и до мусульманского завоевания.

Кашмир. Династии, правившие в Кашмире с 601 по 1339 год

Южная Индия (государства Южной Индии до мусульманского завоевания).

Северная Индия (государства Северной Индии с VIII века и до завоевания их мусульманами).

Делийский султанат, 1206-1526 гг. (а также мусульманские государства на территории Индии, возникшие в результате распада Делийского султаната).

Виджаянагар, империя Виджаянагар в Южной Индии.

Империя Великих Моголов, 1526-1540, 1555-1858 гг.

Маратхская конфедерация.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 639.

Далее читайте:

Индии исторические лица (биографический справочник).

Индия в XX веке. (хронологическая таблица).

Мир Индостана (сайт про культуру и менталитет Индии).

Индийский национальный конгресс (справочная статья).

Этносы Индостана:

Ассамцы, ассамийа, или ахомийа (самоназвание), народ в Индии, основное население штата Ассам.

Асуры, асура, асур, народ группы мунда в Центральной и Северной Индии.

Маратхи, маратха (самоназвание), махараштрийцы, народ в Индии, основное население штата Махараштра. 

Нага - группа родственных горных племен и народностей, населяющих штат Нагаленд и частично Манипур и Ассам на Северо-Восточной Индии.

Тамилы - один из народов Индии; Тамилы составляют большинство населения южно-индийского штата Тамилнад. 

Шина, народ в Индии (север штатов Джамму и Кашмир).

Труды по индийской философии:

Сарва-даршана-санграха (Статья H.В. Исаевой о компендии, содержащим краткое изложение индийских философских систем).

События:

Индийское народное восстание 1857-1859 годов (сипаев восстание) - народное восстание в Индии против колониального господства Англии.

Бхилов восстание 1857-1858 годов - антианглийское восстание племен бхилов в Гуджарате и Хандеше (Индия).

Антианглийские волнения в Индии в 1919-1922 гг.

Пакистано-индийские вооружённые конфликты 1947-1949, 1965, 1971 годов.

Документы:

Индийско-непальский договор 1950 года, 31 июля.

Индийско-индонезийский договор 1951 года, 3 марта.

Карты:

Цивилизация долины Инда в XXV - XVIII вв. до н.э.

Ведическая Индия в сер. II - сер. I тыс. до н.э.

 

 

 

www.hrono.ru

Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

Еще в середине III тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала развитая цивилизация, одним из центров которой был город, раскопанный вблизи холмов Мохенджо-Даро. Эта цивилизация, основанная первоначальным населением Индии, во II тысячелетии до н. э. была разрушена арийскими племенами, пришедшими с Гималаев. Потомками первоначального населения Индии являются дравиды Южной Индии. Завоеватели создали рабовладельческие государства в I тысячелетии до н. э. В этих государствах велась борьба за власть, главным образом между воинами — кшатриями и священниками — брахманами, нередко вспыхивали восстания угнетенных сословий и каст. В I тысячелетии до н. э. появляются священные книги брахманов «Веды» («Знания»). К VII—V вв. до н. э. относятся первые индийские письменные математические памятники.

В V в. до н. э. в Индии возникает новая религия — буддизм, отражавшая недовольство угнетенных слоев. Не позже IX в. до н. э. была установлена связь Индии с Вавилоном.

В VI в. до н. э. часть Северной Индии была захвачена персидским царем Дарием. В 327—325 гг. до н.э. еще большая часть Северной Индии была завоевана Александром Македонским, а впоследствии вошла в состав царства Селевкидов. Вождь восстания против греков Чандрагупта основал новую династию Маурья в Магадхе (ныне Бенгалия) со столицей в Паталипутре (ныне Патна). Внук Чандрагупты Ашока (273—232 гг. до н. э.) объединил почти всю Северную Индию и значительную часть Южной Индии, при нем буддизм становится государственной религией индийцев. Часть Индии, входившая в царство Селевкидов, вместе с югом Средней Азии и Афганистаном в III в. до н. э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства, оставившего заметный след в развитии культуры Индии. В I в. до н. э. эти земли вошли в царство Великих Кушан, во главе которого стояли скифские завоеватели. Государство Кушан установило торговые отношения с Китаем и Римом.

В IV в. н. э. Северную и Центральную Индию объединила династия Гунта. В это время появляются астрономо-математические труды «сиддханты» («учения»). В царстве Гупт в V—VI вв. работают уроженец Паталипутры Ариабхата и уроженец Удджайна Варахамихира, в VII в. в Удджайне работает Брахмагупта. В VII—VIII вв. «сиддханты» и труды Ариабхаты и Брахмагупты становятся известны в странах ислама и переводятся на арабский язык. В это же время переводятся на персидский и арабский языки многие произведения индийской литературы, например «Калила и Димна».

В VIII в. многовековая борьба между буддизмом и древней индийской религией заканчивается победой последней. Буддисты изгоняются из Ин­дии и уходят в другие страны (ныне буддизм — основная религия в Бирме, Тибете и Монголии и широко распространенная религия в Японии и Китае).

В это же время Северная Индия подвергается нападениям мусульманских завоевателей. В XI в. Северную Индию захватывает Махмуд Газневи. Основанная им династия правит в Северной Индии и после его изгнания из Ирана.

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Южную Индию. Здесь работают математики и астрономы Магавира (IX в.), Шридхара (IX—X вв.), Бхаскара (XII в.), Нарайана (XIV в.), Нилаканта (XV—XVI вв.).

В начале XIII в. почти вся Индия объединяется Делийским султаном. В XVI в. значительная часть Индии была покорена Бабуром, потомком Тимура; основанная им империя по имени монгольских предков Тимура называется империей Великих Моголов.

Последним ярким событием научной жизни Индии перед ее завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны (ныне Раджастан) Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько астрономических обсерваторий в Северной и Центральной Индии и составившего астрономические таблицы.

Большинство научных трактатов индийцев написаны на санскрите — языке религиозных книг брахманов. Этот язык объединял многочисленные народы Индии, говорившие на различных языках. Только в XVII в. индийцы стали писать научные трактаты на разговорных языках: анонимный южно-индийский трактат «Йукти бхаша» («Разъяснение математики») написан на языке малайялам, а астрономические таблицы Савай Джай Сингха — на распространенном в Северной Индии персидском языке.

Следует отметить, что наши сведения о математике древней и средневековой Индии весьма неполны и о некоторых этапах развития индийской математики мы можем судить только предположительно. Некоторые сведения о математике древней Индии мы черпаем из комментариев к священным книгам брахманов «Веды». В одной из таких книг, относящейся к VII—V вв. до н. э., «Шулва сутра» («Правила веревки») излагаются способы построения алтарей и связанные с ними вычисления.

Первые «сиддханты», появившиеся в V в. н. э., имеют явно эллинистическое происхождение. «Пулиса-сиддханта» приписывается некоему Паулисе из Саинтры. По-видимому, ее автором был александрийский астроном Паулос, бежавший в Индию после разгрома научного центра в Александрии. О греческом происхождении свидетельствует и название «Ромака-сид-дханты»: жителей Восточной Римской империи часто называли ромеями (впоследствии арабы называли их румами). В сиддхантах применяются некоторые греческие термины: расстояние от центра называется «кендра» (от греческого — центр), минута — «липта». Важнейшая из сиддхант была написана Брахмагуптой около 628 г. Она называлась «Брахма-спхута-сиддханта» («Усовершенствованное учение Брахмы») и состояла из 20 книг, большая часть которых была отведена астрономии, но XII книга была специально посвящена арифметике и геометрии, а XVIII книга — алгебре.

Многие трактаты были написаны в стихах, чтобы правила, сформулированные в коротких строках, можно было заучить наизусть. Например, «Тришатика» Шридхары (IX — X вв.) получила свое название от слова «тришата» — «триста», так как содержала триста стихов. Весьма краткое стихотворное изложение, почти непонятное непосвященным, разъяснялось в комментариях.

Крупнейшему индийскому математику XII в. Бхаскаре принадлежит трактат «Сиддханта-широмани» («Венец учения»), переписанный в XIII в. на полосках пальмовых листьев (рис. 1). Этот трактат состоит из четырех частей, из которых «Лилавати» («Прекрасная») посвящена арифметике, а «Биджаганита» — алгебре, остальные две части астрономические. Название «Лилавати» относится то ли к дочери ученого, к которой автор обращается с задачами, то ли к самой арифметике.

Рис. 1

Индийская нумерация

Счет целых чисел в Индии с древних времен носил десятичный характер. Санскрит — индоевропейский язык, родственный индоевропейским языкам Европы (для сравнения приведем числительные 1 — эка, 2 — дви, 3 — три). В названиях чисел применялся и аддитивный и субстрактивный принципы; например, 19 можно было назвать и «навадаша», (девять-десять) и «экауна — вимсати» (без одного двадцать). В отличие от других индоевропейских языков, в санскрите существуют названия для 10n до n> 50.

Одной из первых нумераций, применявшихся в Индии, были цифры «карошти» (рис. 2), которыми пользовались в Северной Индии со времени персидского завоевания до III в. н. э. вместе с сирийским письмом. Цифры карошти были во многом похожи на финикийские: числа записывались справа налево, знаки для 1 и 10 были весьма близки к финикийским, имелся знак для 20, представляющий собой соединение двух знаков для 10, и знак для 100, который, как и в финикийской нумерации, не повторялся, а справа от него записывалось число сотен. Однако, в отличие от финикийских цифр, здесь употреблялся специальный знак для 4.

Рис. 2 Цифры карошти

Начиная с VI в. до н. э. в Индии были широко распространены цифры «брахми» (рис. 3). В отличие от цифр карошти, цифры брахми записывались слева направо, как индийское письмо. Однако в обеих нумерациях было немало общего. Не говоря уже о том, что первые цифры в обоих случаях изображали три палочки, а четвертая — четыре палочки (в случае карошти — в виде креста), общим было то, что до сотни в обоих случаях применялся чисто аддитивный принцип, а начиная с сотен этот принцип соединялся с мультипликативными: в нумерации брахми последний принцип применялся не только к знаку для 100, но и к знаку для 1000.

Рис. 3 Цифры брахми

Следует отметить, что первые три знака в обеих нумерациях совпадают с китайскими; встречалась в Китае и четверка в виде креста. Важным отличием цифр брахми от карошти было (как и в китайских цифрах) наличие специальных знаков для чисел от 1 до 9; возможно, что цифры карошти представляли собой промежуточную стадию между обозначениями чисел от 1 до 9 с помощью повторения знака для 1, применявшимися в Финикии, Вавилоне и Египте, и обозначениями этих чисел с помощью специальных знаков.

Эта особенность цифр брахми стала предпосылкой создания в Индии десятичной позиционной нумерации.

Первая известная нам запись с помощью цифр брахми, в которой применяются только первые девять цифр, а десятки и сотни обозначаются теми же цифрами, что и единицы, относится к VI в. н. э.: это дарственная запись от 595 г. н.э., в которой 346-й год записан цифрами брахми 346. Нуля не было, вместе него на счетной доске оставлялся пустой столбец.

Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел, этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом нуль обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; единица — предметами, имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; двойка — словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; четверка — словами «океаны», «стороны света» и т. д.

Применение позиционного принципа в словесной нумерации, в котором одно и то же слово в зависимости от места имеет разное числовое значение, а названия разрядов опускаются, зафиксировано еще в V в. Например, число 1021 записывалось словами «Луна — дыра — крылья — Луна». Одно из названий нуля — «шунья» (пустое) стало впоследствии основным. Когда в VIII в. индийские сиддханты переводили на арабский язык, слово «шупья» перевели арабским словом «сыфр», имеющим то же значение. Слово «сыфр» при переводе арабских сочинений на латынь было оставлено без перевода в виде ciffra, откуда происходит французское и английское название нуля zero, немецкое слово Ziffer и наше слово «цифра», также первоначально означавшее нуль.

mirznanii.com

Древняя Индия

Древняя Индия

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов) . Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию) .

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом) , давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.) , в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает “очищенный” ) . В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение “благородные” , так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться такой хрупкий материал, как папирус) . С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) , Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы) .

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману” , хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.) . Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.) , высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.) , следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём “Анабасисе Александра” он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – “Индия” – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде) .

Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.

Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы) . Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм, манго и др.) , возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.

Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально экономическом развитии древней Индии.

История Индии после “арийского завоевания” известна нам главным образом по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне) .

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом ценности являются коровы.

Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам, дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок и сахарный тростник.

Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются “даса” , означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое страшное, свою красавицу жену.

Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление. Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не представителей господствующей знати.

В такой обстановке родоплеменное устройство всё больше уступает место государственной организации.

Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.

Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на среднем течении Ганга) . Её представителем был прославленный Рама, который впервые добрался до Цейлона (Ланки) , что свидетельствует о расширении внешних связей.

Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином “касты” , однако это название больше подходит к индийскому “джати” -- обозначению более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или иную профессию) , существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение: брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать) . По преданию первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.

Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.

Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почётная церемония “второго рождения” , для них не устраивались.

Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые “неприкасаемые” , которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы осквернить чистую воду.

Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в своде “Законов Ману” . На первом месте здесь поставлены брахманы. Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом) . Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали вместе.

За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.

Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости) . Правда, порабощённым из среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.

Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось религией.

При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.

По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях) . По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.

          До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них – Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой “священной” реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325 гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей её был город Паталипутра.

Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них – Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и Белуджистана) .

Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.) . При нём было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000.

В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъёмных колёс) . Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.

В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы) вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.) .

В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров. Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда.

Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной устойчивостью.

Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.

При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система – брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.

Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени.

Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения происхождению верующих) . Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.

Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному Буддой (“просветлённым” ) , откуда и происходит название его учения. Про этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.

Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали аскетическую жизнь благом, от которого не следует отказываться) . Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной – высшим благом.

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними. Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в сангхи (общины ранних буддистов) . Рабу, который не распоряжается самим собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался закрытым путь к нирване.

Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и угнетённых (кроме рабов) . Отказ от насильственного изменения установившихся порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлем для зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от покушений на имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных племён и народностей.

Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов.

Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей.

Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять. Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской общины.

В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

Новая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и исламом) . Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и отличающихся различным уровнем экономического и культурного развития, оказалась задачей непосильной.

Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии Шунга (187-73 гг. до н.э.) , которая пришла на смен у династии Маурья. Цари новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с ним система замкнутых варн вновь вошла в силу.

Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую индийскую культуру.

В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и опять происходит полное раздробление страны.

К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна) , которые на первых парах передавалась из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг) .

В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила “Шакунтала” , названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.

Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.

В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской.

Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини, живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику “очищенного” , т.е. литературного языка (санскрита) .

Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I-III в. н.э.) .

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма) . На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.

Список литературы:

1. “История Индии” , К. А. Антонова, Г. М. Бонград-Левин, Г. Г. Котовский, издательство “Мысль” , Москва 1973 г.

2. “Детская энциклопедия” (8 том) , Д. И. Щербаков и др., издательство “Просвещение” , Москва 1967 г.

3. “Детская энциклопедия” (12 том) , И. В. Латышев и др., издательство “Просвещение” , Москва 1968 г.

sesii.net

Индия в первой половине I тыс. до н.э. «Ведийский период». - Древняя Индия - Лекции по истории Древнего Востока - Каталог файлов

Этот исторический период воссоздан уже по данным литературных памятников: сборники религиозных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам. Индийцами все эти сборники объединяются одним наименованием - Веда ("знание"). В современной науке это название применяется обычно во множественном числе - "Веды", а период конца II тыс. – первой половины I тыс. до н.э. –"ведийским периодом". Разумеется, эта литература дает больше всего сведений о религиозных верованиях, но содержит данные и о культуре и экономике; данные же об политической истории почти полностью отсутствуют. Начиная с середины второго тысячелетия до н.э. с гор Гиндукуша и Памира в Северную Индию начинают проникать племена, которые  принято называть арийскими (индоарийские племена). Само слово "ария" на древнеиндийском языке (санскрите) означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ", являясь, таким образом, социальным термином.В момент своего вторжения в Индию индоарийцы представляли собой пастушеские патриархальные племена, главным занятием которых было разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. «Рогатый скот - моё богатство, пусть Индра даст мне коров» - вот основной лейтмотив заклинаний ариев. Рогатый скот считался наиболее ценной военной добычей: понятие «война» передавалось выражением «жажда приобретения коров». Но система скотоводства у ариев была уже не убойная, а молочная, т.е. питались они исключительно молочной пищей и лишь в редких случаях ели мясо. Арии знали и отдельные виды ремесла, и примитивную торговлю. Единицей менового счета была опять же корова.У ариев был еще родовой строй, хотя и в стадии разложения. Они жили родами и племенами. Согласно Ригведе арии представляли собой союз 9 племен, из которых одним из наиболее сильных было племя бхаратов. Формой семьи была моногамия, при которой муж являлся владыкой семьи. Жена после смерти мужа переходила к его брату.Общественное устройство представляло собой военную демократию. Основными органами общественной власти были:• народное собрание;•  вождь («раджа»).Народное собрание, в котором участвовали все члены племени, способные носить оружие, решало вопросы войны и мира. Раджа, являвшийся военачальником, верховным судьей и верховным жрецом племени, избирался народным собранием: даже в тех случаях, когда власть раджи была наследственной, она утверждалась народным собранием. Во главе племенного союза стоял «магараджа» (великий раджа).Вторгаясь в Индию йндоарийцы поначалу оставляли местное население на их земле, взимая с них натуральную подать. Но с течением времени и сами арии усвоили земледелие, вследствие чего покоренное население отчасти стало истребляться, отчасти оттеснялось в горы и леса, а многие были превращены в рабов. Те же из них, кто сохранил свободу, были вынуждены либо наниматься на работу, либо становиться ремесленниками.В результате покорения местного населения родовые органы ариев приобретали характер органов насилия, органов государственной власти. Возрастала сила и влияние раджи, превращавшегося в повелителя, царя. Покоренные жители платили ему дань.Освоение металлургии железа на рубеже II и I тыс. до н. э. позволило индоарийцам приступить к хозяйственному освоению и заселению долины Ганга, до этого покрытой джунглями. В ходе освоения Гангской области, продолжавшейся до сер. I тыс, до н.э., серьезные изменения происходят и в экономике, и в общественных отношениях.Земледелие становится ведущей отраслью хозяйства, получив перевес над скотоводством. Основным пахотным орудием был плуг, в который запрягали волов. Из зерновых выращивались ячмень, пшеница, бобовые. Все большее распространение получал рис, возделывался хлопок, использовался сахарный тростник. Из масличных культур выращивались кунжут и лен.Сохраняло важное значение и скотоводство, главную роль в котором играло разведение коров. Кроме них разводили также буйволов, овец, коз, ослов, верблюдов, лошадей. Лошади использовались главным образом в военном деле.Для ремесла этого периода характерно разделение труда и специализация. В источниках встречаются не только упоминания о литейщиках, кузнецах, ювелирах, гончарах, тележниках, плетельщиках матов и корзин, мясниках, цирюльниках, виноделах, но и сведения о мастерах более узких специальностей - колесниках, изготовителях лучной тетивы, вышивальщицах.Ремесленными центрами были города, которые начинают возникать с VIII в. до н.э. Как правило, городские ремесленники специализировались на изготовлении предметов вооружения, дорогих и высококачественных изделий для нужд знати (транспортные средства, украшения, ткани, посуда и т.д.). Что касается предметов быта и сельскохозяйственных орудий, то они производились в деревнях, зачастую самими крестьянами.В это время возникают профессиональные купцы и ростовщики. Торговля развивалась как внутренняя, так и внешняя, которая отчасти регулировалась государством (царь, например, устанавливал цены на товары), а отчасти непосредственно велась им (например, торговля тонким полотном, шерстью, лошадьми, драгоценными камнями, шафраном).Серьезные изменения происходят в общественных отношениях. Увеличивается количество рабов и сфера их применения. Причем наряду с рабами военнопленными (основным источником рабства), появляется порабощение cоплеменников. Правда правовое положение рабов-ариев было особое: они были рабами временными (военнопленный - до тех пор, пока не отработает свою стоимость, раб-должник - пока не отработает свой долг). Государство вело даже борьбу с порабощением ариев. Как видно из «Артхашастры», за продажу в рабство несовершеннолетнего ария налагался большой штраф.Вместе с тем уровень развития рабовладения был еще невысок, о чем говорит существование человеческих жертвоприношений. Рабство носило патриархальный характер. Практиковались браки между свободными и рабами-ариями. Дети, родившиеся от связи господина со своей рабыней, получали свободу вместе со своей матерью.В связи с развитием общественного разделения труда резче обозначились и отличия знати и простых людей. Сама знать распалась на две обособленные группировки - жреческую и военную, каждая из которых стремилась закрепить за потомством свои общественные функции. Таким образом, эти социальные группы становились замкнутыми, наследственными, т.е. превращались в касты, или варны. Кастовое деление общества в зачаточном виде характерно для всех стран древнего Востока, но нигде кастовый строй не получил такого большого развития, как в Индии.Индия является классической страной кастового деления.В возникновении варн решающую роль сыграли два фактора:1.  Появление   важнейших   руководящих   общественных функций - управление, военная охрана, жреческие обязанности, исполнение которых стало постоянным делом некоторых членов общины и племени.2. Развитие   общественного   неравенства,   приведшее   к выделению   знати,   которая   захватила   эти   новые   функции, обеспечившие укрепление её положения в обществе.Учение о происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности, в законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались: 1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы угнетенных и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также фактические рабы). Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы осквернить чистую воду. Права и обязанности каждой варны были зафиксированы впоследствии в своде «Законов Ману». На первом месте здесь поставлены брахманы. Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрий должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и, хотя порой и  соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали вместе.За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн. Правда, порабощённым из среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось религией.При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях). По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.Индия в первой половине I тыс. до н.э. была страной раздробленной, состоявшей из множества мелких государств. Это обусловлено прежде всего колоссальностью ее территории. Кроме того, сыграло здесь роль и то, что в Индии не было необходимости в единой системе ирригации, что обычно стимулирует объединение страны.Среди многочисленных государств, существовавших в Индии, особенно выделялось государство Магадха. Оно охватывало территорию на нижнем Ганге. Выгодное географическое положение Магадхи содействовало развитию обширной торговли. Магадха являлась самым торговым из всех индийских государств, в силу чего слово «магадийцы» в Индии стало синонимом торговцев, как «финикийцы» - на западе.Большинство государств были монархическими. Такие характерные для первобытнообщинного строя институты как племенное собрание, общинная сходка, народный суд, потеряли в них свое прежнее значение или исчезли вовсе. Но были и своеобразные республики, где пережитки племенной демократии держались прочнее.Во главе монархических государств стоял царь (раджа), который являлся верховным распорядителем государственного имущества, и в первую очередь земли, командовал войском, возглавлял управление и считался главным защитником дхармы (правил добродетельной жизни). Власть царя была наследственной, хотя иногда и требовалось формальное утверждение его кандидатуры народным собранием. Личность царя всячески возвеличивалась, а коронация развилась в пышный обряд, имевший религиозный характер.Божественный характер царской власти освящали брахманы, за что цари отдавали им половину добычи. Наследство всех подданных, не имеющих наследников, также переходило к брахманам.Государственный аппарат представлял собой иерархически бюрократическую пирамиду. Над каждыми десятью сельскими общинами становился правитель, и он должен был сообщать о проступках, совершенных в подведомственных ему деревнях, правителю двадцати деревень, а этот последний - правителю ста деревень, а он - правителю тысячи. Над этими чиновниками стояли высшие сановники: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов. В вознаграждение все эти чиновники получали значительные участки земли.Население платило налоги, крестьяне - от 1/12 до 1/6 части урожая, скотоводы - 1/5 часть приплода, торговцы - 1/5 часть доходов и пошлины.К середине I тыс.до н.э. в индийском обществе обостряются социальные противоречия:

  • Бедность, нужда закрепощенных крестьян-общинников и низших каст резко контрастирует с роскошной, изнеженной жизнью богачей-рабовладельцев, брахманов, кшатриев, князей.
  • В то же время обостряется соперничество и борьба за власть между высшими варнами; появляются военные династии, вышедшие из кшатрийской среды, которые начинают оттеснять от власти брахманскую знать.
  • Внутри самих варн начинается имущественное расслоение и неравенство.

Все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя, установленного будто бы самим великим Брахмой, начала колебаться. Широко распространилось отшельничество, аскетизм, бродячее монашество, в чем проявлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у многих из тех, кто принадлежал к высшим варнам. В этой обстановке возникали еретические учения, секты, даже атеистические философские системы. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, был буддизм.Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям разных слоев населения. Для городских классов - кшатриев и др.- буддизм был орудием борьбы против брахманской аристократии и её привилегий, против кастовых стеснений. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддистское учение указывало какой-то путь к избавлению от них, хотя бы и обманчивый. Члены низших бесправных каст, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие права: к ним там относились как к равным. Уравнение людей хотя бы только в духовной области соответствовало потребностям развитого гражданского общества и способствовало в дальнейшем превращению буддизма в "мировую" религию. Брахманы отчаянно сопротивлялись распространению новой религии, но они были бессильны против неё, ибо влияние их на народные массы было слабым. Власти же терпимо относились к буддистам, поскольку буддизм проповедовал примирение с действительностью и учил, что "спасение" заключается в отказе борьбы за земное счастье. Более того, буддизм, отрицавший этнические и родо-племенные различия, оказался приемлемой идеологической основой для складывавшихся в дальнейшем индийских империй.

hcm.ucoz.ru


Смотрите также