Особенности древней философии. 3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций)
Отличительные особенности античной философии и ее историческое значение. Особенности древней философии
Особенности античной философии
Особенности античной философии
Система особенностей античной философии обусловлена тем, что исторически это первый этап в развитии европейской культуры.
1. Генетическая особенность заключается в том, что именно античная философия осуществила переход от мифологии к философии, а затем и к науке.
2. Синкретичность (греч. synkrёtismos — соединение, объединение – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо) проявляется в том, что в античных философских концепциях в органической целостности были представлены остатки мифологических представлений, зарождающиеся научные, религиозные, художественно-эстетические, нравственно-этические, политико-правовые и собственно философские идеи.
Например, Фалес, первый античный философ, обосновывал, что вода – первоначало, ссылаясь как на свои наблюдения за природой, так и на мифологические представления. Наблюдая за природой, Фалес делает вывод, что все формы жизни зарождаются в воде, что ни одна форма жизни не может жить без воды и вода присутствует во всем, даже в камне. Для обоснования последнего тезиса Фалес ставит своеобразный эксперимент: он долго держит камень на солнце, а затем заносит его в тень – и на камне выступает испарина. Столь же весомым и не менее искренним аргументом для Фалеса является утверждение, что «все из воды, ибо самый старший титан – Океан».
У Фалеса наряду с его достаточно лаконичной отрефлексированной философской концепцией были выработаны своеобразные философские афоризмы, в которых он обозначил практически все основные аспекты будущих классических философских систем. Первый афоризм гласит: «Старше всего на свете Бог, ибо он не рожден». Здесь выражается интуитивное понимание того, что для единства грандиозного мироздания недостаточно только эмпирически (греч. empeiria — опыт – основанный на опыте, т. е. восприятии внешнего мира посредством органов чувств) воспринимаемого первоначала, т. е. воды. Для этого необходима трансцендентная, т. е. единая божественная сущность. Таким образом, у первого философа Античности зарождается монотеистическая идея.
В последующих афоризмах Фалес отразил свое интуитивное понимание основных теоретических проблем: «Прекраснее всего на свете космос, ибо он – творение Бога» – эстетическая идея; «Больше всего на свете пространство, ибо оно объемлет все» и «Старше всего на свете время, ибо оно обнаруживает все» – пространство и время являются фундаментальными категориями философской онтологии и науки; «Сильнее всего на свете необходимость, ибо она одолевает все» – открытие законов выступает высшей целью науки; «Быстрее всего на свете мысль, ибо она бежит без остановки» – проблема идеального важна в онтологии и гносеологии.
Особенно следует обратить внимание на последний афоризм Фалеса, в котором намечается этическая тема: «Труднее всего познать себя, а легче всего поучать других», т. е. давать советы. Познание себя – непростое занятие, и Античность как этап детства – первый шаг в этом процессе. На стене храма Аполлона в Дельфах, прославившегося своим оракулом (лат.oraculum — изречение, пророчество – у народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, дававший ответы, прорицания, якобы исходившие от божества; место, где давались прорицания), было начертано: «Познай себя».
Указанную синкретичность можно рассмотреть и на примере высокой классики Античности. У Платона исходный тезис онтологии заключается в том, что истинно сущее бытие – это вечные совершенные идеи. Природа души определяется им соответственно: как состоящая из этих же бестелесных сущностей. При этом в структуре души Платон выделяет три составляющие: чувственную, или вожделеющую, аффективную, или страстную, и разумную части души. Из онтологии души выводится его концепция идеального государства.
Сущность идеального государства выражается в том, что каждый гражданин выполняет ту социальную функцию, которая соответствует доминанте его души. Те, у кого доминирует вожделеющая часть души, должны быть ремесленниками и создавать предметы не только с чисто утилитарной целью, но и для услады души, т. е. с эстетической целью. У кого преобладает аффективная составляющая, должны быть воинами – защитниками полиса. У кого преобладает разумная часть, должны быть философами-правителями. Главный вопрос: «А судьи кто?» – решается Платоном исходя из отмеченного выше основного контекста античной культуры, нацеленного на самопознание. Каждый гражданин идеального государства несет ответственность за то, чтобы познать себя и заниматься тем, что ему по душе, и не занимать чужого места. В этом заключается нравственный пафос идеального государства и в то же время его красота. Таким образом, раскрывается органическое единство онтологических, политико-правовых, художественно-эстетических и нравственно-этических идей Платона.
Одной из наиболее любимых идей Платона в царстве бестелесных сущностей являлась идея прекрасного. Ей были посвящены многие Диалоги Платона. О Диалогах Платона долгое время спорили, чем они, собственно, являются: философскими трактатами или художественными произведениями, поскольку они насыщены мифологическими образами и сюжетами. Однако истина, по всей очевидности, в том, что все основные элементы античного мировоззрения были органично переплетены в содержании и форме выражения концепции Платона.
3. Универсальность античной философии – это самая яркая ее отличительная особенность, заключающаяся в том, что в античных философских концепциях были представлены все позднейшие типы мировоззрения, хотя и по-детски наивно. Какую бы форму общественного сознания мы ни взяли, мы найдем в античной философии все известные нам по сей день основные позиции, развитые в рамках этой формы. В рамках религиозного сознания в культуре известны три основные позиции: политеизм, монотеизм и атеизм. «В зародыше», по выражению Ф. Энгельса, они все возникают в Античности. В сфере морали существует широкий спектр позиций, крайними полюсами которого выступают, с одной стороны, проповедь удовольствий ради удовольствий, что получило название гедонизм (греч. hedone – наслаждение), и, с другой стороны, суровое, непреклонное соблюдение нравственных принципов и правил, что получило название ригоризм (лат. rigor —твердость, строгость).
Гедонизм был представлен в одной из сократовских школ – в учении киренаиков (IV–III вв. до н. э.), утверждавших, что только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие имеет цену и должно быть предметом стремлений; самые сильные и поэтому наиболее желательные – это чувственные удовольствия; отсюда выводится отрицание существования богов и необязательность этических норм для мудреца. Ригоризм выражен в другой сократовской школе, а именно в учении киников (с IV в. до н. э., основатель – Антисфен), проповедовавших мораль аскетизма: презрение к большинству нужд и потребностей, кроме самых необходимых (греч. asketes — упражняющийся, подвижник – крайнее воздержание, отказ от жизненных благ; а также религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством).
В научном познании наиболее фундаментальными выступают проблема структурности материи, а также проблема пространства и времени. По проблеме структурности материи существует две крайние позиции: с одной стороны, утверждается, что в основании материи лежит неделимый кирпичик мироздания, т. е. атом, а с другой стороны, весь материальный мир рассматривается как структурный, т. е. ни один элемент материи не может быть бесструктурным. Позиция атомизма, как известно, была разработана античными мыслителями Демокритом (V в. до н. э.) и Эпикуром (IV–III вв. до н. э.), а в научном познании она составляет фундамент классической науки эпохи Нового времени. Противоположная позиция, формулируемая как принцип структурной неисчерпаемости материи, зарождается в учении Анаксагора (V в. до н. э.), а в научном познании осваивается как результат научных открытий рубежа XIX–XX вв. и составляет основу эйнштейновской релятивистской картины мира.
По проблеме пространства и времени существуют также две противоположные позиции. Согласно первой, пространство и время – это внешние автономные характеристики материальных тел и процессов. Такая позиция в Античности по поводу пространства была выработана атомистами, у которых пространство – это пустота, в которой атомы имеют возможность постоянно двигаться; по поводу времени – Платоном, у которого истинно сущее бытие – это вечные совершенные идеи. В науке эта позиция характерна для механистической картины мира. Противоположная позиция заключается в том, что пространство-время – это внутренняя структура материальных тел и процессов, где взаимосвязанными оказываются масса тела, его пространственные и временные характеристики; время рассматривается как четвертое измерение пространства. Такая позиция в Античности была выработана энциклопедическим умом Античности Аристотелем в его учении о форме.
Универсальность Античности в плане основных теоретических позиций философии представлена в табл. 2, отражающей в хронологической последовательности развитие материалистических и идеалистических учений, в которых разработаны все типы онтологических и гносеологических позиций.
4. Теоретичность античной философии заключается в том, что те первоначальные научные знания, которые были выработаны в процессе повседневной практики и принимались в культуре Древнего Востока как аксиомы, древние греки превращали в теоремы. Многие античные мыслители – Фалес, Пифагор, Демокрит и другие путешествовали по странам Древнего Востока, черпая там первоначальные математические, геометрические, астрономические знания. Возникает вопрос, почему древневосточные мыслители воспринимали эти знания как аксиомы, а древние греки превращали их в теоремы? По-видимому, ответ на этот вопрос связан с тем, что Древний Восток жил в форме деспотий, а античный мир – в форме полисов (греч. polis — город-государство). Принципиально разный уровень политической свободы был обусловлен способами хозяйственной жизнедеятельности, что, в свою очередь, определялось экологической нишей этих культур. Древневосточные цивилизации жили за счет сельского хозяйства, выращивая зерновые, в то время как древние греки могли выращивать только то, что имеет стелющуюся корневую систему: оливки и виноград. Поэтому в экономике древних греков главную роль играет торговля, что создает более высокий уровень экономической свободы, отсюда вытекает степень политической и духовной свободы.
studfiles.net
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Античная философия - Философия - Помощь студенту - Каталог статей - KFORS.org
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Каковы особенности античной философии?
Колыбелью всей европейской философии и культуры в целом, является античная философия. Античная философия охватывает длительный период древней истории, начиная с VII в. до н.э. и кончая V в. н.э. Под античной, т.е. древней философией, обычно понимается древнегреческая и древнеримская философия этого периода.
Античная философия представлена множеством мыслителей, учений, школ и направлений. В ней коренятся истоки всех ныне существующих философских учений. Вместе с тем в содержании этого почти 12-векового периода есть определенное единство, общие черты, позволяющие рассматривать его как качественно своеобразный исторический тип философствования.
Среди особенностей античной философии можно выделить следующие:
· Античная философия была отражением своей эпохи, эпохи господства рабовладельческих общественных отношений. Наиболее ярко это отразилось на социально-политических воззрениях философов того времени, рассматривающих рабство как незыблемую основу общественной жизни.
· Античная философия достигла больших успехов в формировании систематизированных, теоретических, логически обоснованных взглядов, однако она еще не полностью освободилась от влияния мифологического и религиозного мировоззрения.
· Античная философия по своей природе космоцентрична. Космоцентризм выражался в направленности на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть космоса, природы.
· Античная философия породила чрезвычайное многообразие школ и направлений. Это было обусловлено тем, что рабовладельческая демократия допускала в определенной степени свободу слова, образования. Это выгодно отличало античную философию от философии Средневековья – следующего за ней исторического этапа европейской философии.
Какие можно выделить этапы развития античной философии и каковы особенности каждого из них?
Обычно выделяют четыре основных этапа в развитии античной философии.
Первый этап охватывает период с VII в. до н.э. до V в. до н.э. Это время становления античной философии. Его иногда называют досократовским. Становление античной философии связано с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Парменида, Зенона, Эмпедокла, Анаксагора. Все их внимание было направлено на исследование природы (космоса), мира в целом и поиске первоначала этого мира.
Второй этап – классический (V-IV вв. до н.э.). Этот период связан с деятельностью самых выдающихся греческих философов – Сократа, Платона, Аристотеля. Философия природы получает свое системное выражение. Вместе с тем усиливается внимание к проблеме человека, его духовному миру, проблемам морали и права.
Третий этап – эллинистический (конец IV в. до н.э. – II в. до н.э.). В это время появляется ряд философских направлений:
Перипатетизм (Теофраст, Эвдем) – наследники философской мысли Аристотеля.
Академическая философия (Ксенократ) – разрабатывает идеи Платона.
Эпикуреизм (Эпикур) – развитие идей Демокрита.
Стоицизм (Зенон из Кития) – характеризовали философию как «упражнение в мудрости».
Скептицизм (Пиррон) – отрицание истинности любого познания.
Эклектизм (Филон) – механическое соединение различных философских систем.
Для всех этих школ характерен переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, жизни человека в обществе.
Четвертый этап – древнеримский (I в. до н.э. – V в н.э.). Римская философия формируется под влиянием древнегреческой философии, особенно эллинистического периода. В связи с этим основная проблематика римской философии носит этический характер.
Наиболее влиятельны следующие философские направления:
Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Эпикуреизм (Тит Лукреций Кар).
Скептицизм (Секст Эмпирик).
Неоплатонизм (Плотин).
Как отвечали на вопрос о первоначале мира греческие философы
Фалес, Гераклит, Пифагор?
Ранняя греческая философия зародилась на окраинах Древней Греции, которыми являлись побережье Малой Азии и острова средиземноморья. Расположенные на оживленных перекрестках морских и сухопутных торговых путей они явились основой формирования первых греческих городов-государств, таких как Милет и Эфес. Мыслители, жившие в них, получили возможность приобщения к богатству мировой культуры и стали родоначальниками античной философии. Среди философов, живших в г. Милет, наибольшую известность получили Фалес (625-545 гг. до н.э.), Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.), Анаксимен (585-545 гг. до н.э.). Наиболее ярким представителем Милетской философии являлся Фалес. Его называли «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом». Это говорит о его всесторонней образованности. С именем Фалеса связывают открытие Полярной звезды, предсказание солнечного затмения в 585 г. до н.э., разделение года на 365 дней, а каждого месяца на 30 дней. И все же наибольшую славу он приобрел как философ, выдвинувший проблему единого первоначала всего существующего. Заслуга Фалеса и его учеников состоит в том, что они предприняли попытку объяснить мир (космос, природу) и все существующее не мифически и религиозно, а логически. Фалес считал, что первоосновой мира является вода. Доказательством этого, по его мнению, является наблюдение того факта, что все рождается из семени, а семя влажное. Этим же он объясняет многие явления природы, полагая, что все происходит из воды и все в воду превращается.
Еще одним знаменитым философом раннего периода был Гераклит (540-480 гг. до н.э.) живший в г. Эфес, который располагался недалеко от Милета. Он происходил из знатного аристократического рода, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу ее и вовсе стал отшельником. В уединении он пишет свой основной труд под названием «О природе». В основе его взглядов лежало представление о том, что первоосновой мира является огонь.
«Мир, - учил Гераклит, - не создан никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечным огнем, закономерно возгорающимся и закономерно угасающим».
Огонь как основа мироздания вечен, в то время, как Космос (природа) не вечен. Огонь претерпевает ряд изменений, прежде чем возникает Космос и сам является регулятором изменений, которым подвержен Космос.
Из его учения можно сделать вывод, что Гераклит тяготел к материализму, связывая представления о первооснове мира с огнем, с процессом горения, т.е. превращением одного вещества в другое. Вместе с тем из его учения об огне вытекает логический вывод о том, что важнейшим свойством всех вещей является их движение, изменение, превращение друг в друга. Ведь образ огня наиболее зримо отражает всеобщее свойство вещей изменяться, преобразовываться. Широкую известность получили его изречения: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Солнце новое каждый день». Такие взгляды получили название стихийной диалектики, в которой мир рассматривался как единое целое, пребывающее в постоянном изменении.
Несколько иначе подходил к решению проблемы первоосновы мира другой выдающийся мыслитель древности Пифагор (580-500 гг. до н.э.), происходивший с острова Самос. Известен не только как философ, но и математик. Его философские взгляды во многом обусловлены математическими представлениями. Изучение зависимости между числами, их отношений вело к определенной абсолютизации этих чисел. Это выразилось в том, что первоосновой мира Пифагор считает число. Он говорил, что «Все есть число», «все вещи суть числа», выделяя, таким образом, лишь одну сторону в понимании мира, а именно, его соизмеримость числовым выражением. Основное внимание, Пифагор и его последователи, уделяют первым четырем числам арифметического ряда – единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число «10», которое пифагорейцы считали идеальным и сообщили ему почти божественную силу.
По мнению Пифагора, число вечно, оно есть реальность, предшествующая реальности вещей.
Отмеченные взгляды позволяют сделать вывод, что Пифагор, в качестве первоосновы мира выделяет не вещество, а идеальное образование «число». Таким образом, пифагореизм представляет собой одно из первых идеалистических учений.
Каково содержание атомистического учения Демокрита?
В чем заключается историческая роль его философии?
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) выходец из г.Абдеры (в северной Африке) происходил из богатой семьи и получил всестороннее образование. Известны до 70 его работ, охватывающих практически все области знания того времени.
Продолжая традицию поиска первоначала всего существующего, Демокрит разработал учение под названием атомистика.
В основе этого учения лежит представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие – это пустота, а бытие – это атомы. Атомы – это существующие вечно, никем не созданные неделимые, неразрезаемые на части мельчайшие частицы. Атомы нельзя воспринять человеческими чувствами, но их можно представить умозрительно. Атомы различаются по форме и по положению. Их важнейшим свойством является постоянное движение. Благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению, возникают и гибнут все вещи и даже миры, рождается все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоит и человеческая душа. Их специфика в том, что это атомы особого рода – очень мелкие и подвижные. Даже боги, согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.
Учение Демокрита вызвало неоднозначную оценку со стороны современников. Критиками его взглядов выступили Сократ и Платон. Последний даже собирался сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать. Однако многие считали его лучшим из философов, живших до Сократа. И для этого действительно были все основания.
Во-первых, именно Демокрит успешнее других сумел создать логически стройное учение о первооснове мира.
Во-вторых, - выделил такое универсальное свойство мира, как движение, связав это свойство с атомами.
В-третьих, – его учение стоит у истоков такого философского направления как материализм.
В-четвертых, - атомистическое учение в Новое время было положено в основу естественнонаучной картины мира и в некоторых чертах предвосхитило современные представления о структурности.
Каково содержание философских взглядов Сократа?
В чем состоит их отличие от учений его предшественников?
В истории философии Сократу принадлежит особая роль. Он был первым среди великих мыслителей «афинской школы», к которой относят также Платона и Аристотеля, и оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Сведения о Сократе и его взглядах дошли до нас исключительно в изложении его учеников, особенно Платона, так как сам он за всю свою жизнь не написал ни одной работы. Причиной тому было его отношение к письменности, которая, по его мнению, мешает глубокому внутреннему пониманию вещей. Сократ подчеркивал, что он не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы, и поэтому живой разговор ставил неизмеримо выше того, что написано.
Величайшей заслугой Сократа является то, что он первый среди философов поставил вопрос о качественном различии человека и природы. Причем в сложности человека, его уникальности увидел основание для того, чтобы именно человека поставить в центр философии. Основные взгляды Сократа по проблеме человека сводились к следующему:
- Весь окружающий человека мир, природа и сам человек являются результатом божественного творения.
- Не человек создан для природы, а природа для человека. Человек есть мера всех вещей. Природа неподвижна, пассивна, а человек подвижен, активен.
- Человек возвышается над природой, потому что создателем вложен в него «божественный голос» – возвышенная способность к познанию и законов природы, и законов человеческих, нравственных.
- Однако это «божественный голос» (т.е. способность к познанию) звучит в каждом из нас с разной степенью силы. Поэтому целью и смыслом человеческой жизни является познание самого себя, высвобождение заложенных в нашей душе способностей, нравственных задатков. «Познай самого себя», - любимое изречение Сократа.
- Познать самого себя – это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества. Определяя добро и зло, он говорил о существовании объективных нравственных норм поведения людей. Счастье и добродетель тождественны, а зло – есть незнание добра.
- Роль философии он сравнивает с ролью повивальной бабки при рождении человека. Философия позволяет помочь человеку раскрыть сокровища своей души - мудрость, мужество, умеренность, веру в Бога, уважение к законам. Разработанный им метод получения знаний так и называется майевтика, т.е. повивальное искусство.
Таково в основном содержание философских взглядов Сократа. Важно отметить, что Сократ столь высоко ставил изложенные им идеи, что, когда в конце жизни перед ним встал вопрос о выборе между честью, достоинством и бесчестием, он без колебаний выбрал честь и достоинство, хотя этот выбор стоил ему жизни. Несправедливо обвиненный в безбожии и нравственном растлении юношества, по формально безупречному (с точки зрения Афинской демократии) решению суда он выпил яд (сок из семян цикуты). Убежденный в своей правоте, Сократ не просил прощения. Когда его ученики подготовили побег, то Сократ отказался на том основании, что, по его мнению, несправедливо и постыдно было бы соблюдать отечественные законы до тех пор, пока это было лично для него полезно, и нарушить их, как только они обратились ему во вред.
Великое значение творчества Сократа состоит в том, что в отличие от своих предшественников, он в качестве первоосновы всего существующего рассматривает не вещество, а нечто идеальное, духовное, заключенное в человеке.
Сократ впервые предпринял попытку преодолеть слабости предшествующей философии, обосновав уникальность человека, состоящую в его духовности, способности познавать, мыслить, соблюдать нравственные законы.
С тех пор множество философов последовали по его пути. Поэтому Сократа заслуженно называют «отцом философии». Свидетельством плодотворности идей Сократа является и то, что еще при жизни он был окружен множеством учеников и последователей.
В чем состоит особая роль философии Платона?
Каково основное содержание его учения о мире идей?
Величайшим из учеников Сократа по праву считается Платон (настоящее имя – Аристокл). Платон жил между 427 и 347 гг. до н.э. После смерти Сократа странствовал по средиземноморью, общаясь с крупнейшими учеными. За это время испытал и почести и унижения. И даже был продан в рабство. Но после этого как его выкупили друзья, возвращается в Афины. В 386 г. до н.э. основывает свою философскую школу – Академию, просуществовавшую более 300 лет. Философское наследие Платона включает 34 произведения. Они написаны в основном в форме диалога, где главным лицом выступает Сократ. Платон является создателем целостного направления в философии – объективного идеализма.
Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.
Одно из важнейших положений учения Платона состоит в том, что кроме мира, который мы воспринимаем нашими чувствами, существует мир особых сущностей, который доступен только разуму. Так существуют не только отдельный человек, но и особая сущность, соответствующая общему понятию «человек».
Для обозначения этих сущностей Платон использует слово идея, т.е. идеи это не продукт человеческого мышления, а реальный вид бытия, существования.
Идеи образуют свой мир, который Платон помещает в особое место, отдельно от мира видимого – «область занебесную».
Идеи обладают целым рядом особых свойств. Они бестелесны, вечны, неизменны и имеют определенную иерархию, т.е. соподчинены друг другу, имеют структуру подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего ранга: идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Ниже располагаются идеи, выражающие общие физические, природные процессы и явления: идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Нижний ряд - это идеи предметов, живых существ: животное, человек, дерево, камень. Этот мир идей первичен по отношению к миру, который мы воспринимаем чувствами, т.е. миру, в котором живет человек.
По учению Платона, отдельные предметы создаются и существуют потому, что в мире есть идея соответствующего предмета. Например, деревья, столы, существуют потому, что есть идея стола, дерева и т.д. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Под материей понимается пассивное начало, воспринимающее в себе различные формы, своего рода пространство, в которое погружен чувственный мир. Кто придает материи определенную форму? Платон отвечает: Демиург. Демиург – это мастер, знаток, умелец. Этим Демиургом является мировой разум, творческий ум, который формирует физический мир по идеальным образцам (идеям).
Таким образом, идея есть подлинные сущности и существуют независимо от нашего мира (т.е. объективны). Материальный мир есть производное, вторичное от мира идей. Эти положения учения, позволяют сделать вывод, что он стоит у истоков направления в философии, которое впоследствии получило название объективного идеализма.
Каковы представления Аристотеля о материи, форме, движении?
В чем суть расхождений Платона и Аристотеля?
Величайший философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в г. Стагире, неподалеку от Македонии. Поэтому его часто еще называют Стагиритом.
Аристотель был одним из лучших учеников Платона, учился в его академии, полемизировал с некоторыми положениями платоновского учения, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Свидетельством огромного авторитета Аристотеля было приглашение его царем Македонии Филиппом в качестве воспитателя к своему сыну – будущему великому полководцу Александру Македонскому. В 340 г. основывает собственную философскую школу Ликей. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно включает около 150 работ практически по всем областям знания того времени: философии, физики, биологии, психологии.
Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой считал онтологию – науку о сущем.
Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю, как возможность, предпосылку существования материальных вещей. Эта возможность (первая материя) находит свое воплощение в четырех основных видах: вода, воздух, земля и огонь. Эти четыре вида – основа реальных, чувственно воспринимаемых вещей. Однако, по мнению Аристотеля, в мире существуют не только вещи, но и идеи или формы. Форма играет роль признака. Благодаря ней реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью предмета, вещи. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Таким образом, у Аристотеля, в отличие от Платона сущность и вещь (идея, форма и материя) не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. Развивая свои взгляды на бытие, Аристотель критиковал учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных явлений. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон, представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение отдельной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Таким образом, в учении Аристотеля, действительным бытием является единство материи и формы. Этим самым он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь очевидный в учении Платона. В этом сближении, переплетении идей (форм) и вещей, состоит то главное в философском учении Аристотеля и что стало в дальнейшем предметом длительных споров представителей идеализма и материализма и что можно определять как попытку, сблизив позиции материализма и идеализма, преодолеть их противоположность.
В чем сущность эпикуреизма?
Как эпикуреизм решает вопросы личной жизни человека?
Родоначальником эпикуреизма является древнегреческий философ Эпикур (342-270 гг. до н.э.). Эпикур родился на о. Самос, затем жил в Афинах, где основал философскую школу, названную «Сад Эпикура». Учение Эпикура охватывало все части философии того времени: онтологию, теорию познания, теорию морали. Наибольшую популярность в обществе приобрело его учение о морали и этике.
Методологической основой его этического учения является натурфилософия (учение о природе). Развивая учение Демокрита об атомах как основе бытия, он вносит существенное новшество – идею о том, что при образовании вещей атомы движутся не по заданной траектории, а как бы случайно, в сторону от прямой линии.
Признание случайности в учении Эпикура направлено против идеи господства в человеческой жизни судьбы, рока, идеи предопределения всего устройства жизни Вселенной. Оно имело целью освободить человека от чувства обреченности, привести к одному из важнейших понятий его этики – понятию свободы.
В итоге этика Эпикура оказалась учением, противостоящим необходимости и всем верованиям принижающим достоинство человека и, в конечном счете показывающая путь к счастью. Для Эпикура основой счастливой жизни является удовольствие, чувство наслаждения. Благо - то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Главные препятствия к счастью: страх перед смертью и страх перед загробным миром.
В своем учении Эпикур показывает несостоятельность этих страхов. По его мнению, боги не способны влиять на жизнь человека, так как живут они не в нашем мире и не в других бесчисленных мирах, а в промежутках между мирами. Душа человека смертна, а, следовательно, нет загробного мира. Смерть не имеет к человеку никакого отношения, т.к. все хорошее или плохое заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения.
Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к счастью, получению удовольствий. Удовольствию Эпикур придает значение цели жизни. Однако это вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому удовольствию. Действительно длительными и прочными, по его мнению, могут быть только духовные удовольствия, такие как дружба и знания. Мудрец стремиться только к получению таких удовольствий и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость или безмятежность (атараксия), которая и есть счастье. Одно из условий счастья – уклонение от активной общественной жизни на виду других. Жизнь мудрого человека – жизнь скрывающегося, следующего принципу «живи незаметно».
Какое развитие получили идеи Эпикура в Римской философии?
Наиболее видным представителем эпикуреизма в Древнем Риме был Тит Лукреций Кар (ок.95-55 г. до н.э.). Основным его произведением является философская поэма «О природе вещей». Лукреций – римский пропагандист и самобытный толкователь атомистического материализма и этического учения Эпикура. Он ищет философию, которая могла бы обеспечить человеку труднодоступную ему в современных римских условиях безмятежность и невозмутимость существования. Величайшие, согласно Лукрецию, враги человеческого счастья – страх перед преисподней (адом), страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в события человеческой жизни. Но все эти страхи, однако, преодолимы через просвещение, знание, философию, познание природы. Человек должен знать, как устроен мир, каковы его физические элементы из которых состоит мир и человек и что делается с этими элементами после смерти человека. Соответственно учение о природе оказалось одной из наиболее разработанных частей в философии Лукреция. Учение о природе базируется на атомистическом учении Демокрита и Эпикура. Согласно этим взглядам, в мире нет ничего сверхъестественного. Все миры возникают и существуют в результате движения и соединения мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, атомов. Из них состоят все тела, все миры и все порождения природы. Существуют только эти частицы и их соединения, и их движения, а также пустота, в которой они движутся. Мельчайшие частицы несотворимы и неразрушимы, но все, что из них складывается, обладает смертной и преходящей природой.
Вслед за Эпикуром Лукреций утверждает, что невозможно, не только загробное существование души, но и встреча жизни и смерти. Пока мы живы, смерть не страшна нам, ее нет для нас. Пришла смерть – нас уже нет, нет самой души и, стало быть, невозможно и чувство страха смерти.
Чтобы доказать эти положения Лукрецию понадобилось подробно изложить и развить все учение Эпикура. Это была трудная задача, т.к. в латинском языке того времени не существовали соответствующие термины. Поэтому Лукреций решает эту задачу средствами не философской прозы, а поэзии. Поэма Лукреция «О природе» стала мощным стимулом развития философской мысли в Древнем Риме. Ее действие было глубоко оптимистичным, так как основывалось на доказательстве вечности материальных элементов мира и неистребимости жизни в целом, в совокупности материальных элементов, называемой Вселенной.
В чем сущность стоицизма? В чем отличие решения стоицизмом
проблемы личной жизни человека от эпикуреизма?
В эпоху эллинизма и императорского Рима получила развитие и приобрела большое влияние еще одна философская система – стоицизм. Эта философия, возникла в III в. до н.э. и прошла в своем развитии три периода : ранняя, средняя и поздняя стоя.
Основателем стоицизма считается Зенон из Китиона (ок. 333-262 гг. до н.э.), который пропагандировал свои взгляды в афинском портике (галерея с колоннами), а по древнегречески в стоа – отсюда и название философской школы. Наибольшую же известность получили представители поздней стои (императорский Рим): Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. – 65г. н.э.), Эпиктет (50-ок. 135 гг. н.э.), Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.), создавшие законченную философскую систему стоицизма. В этой системе основное внимание уделялось этическим вопросам, решение которых определялось миропредставлением стоиков.
Согласно их взглядам мир, природа состоит из 4-х элементов: огонь и воздух, земля и вода. Вслед за Гераклитом первоосновой мира ими считается огонь. Все возникает из огня и все по прошествии мирового года (10800 лет) погибает в огне, чтобы вновь возникнуть из огня. Всякий раз существует лишь один целостный, замкнутый, конечный мир. (Здесь стоики в своих взглядах качественно расходятся с эпикурейцами, которые представляли вселенную состоящей из бесчисленного количества миров).
Огонь как первооснова мира у стоиков наделен разумом – это разум бога и сам бог. Так как природа, мир содержит в себе огонь, следовательно, разум, бог присутствует в природе и, следовательно, природа одушевлена, живая, т.е. они были гилозоистами. Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы. Бог стоиков (высшая разумная сила) всем управляет, все предвидит и все предопределяет. Таким образом, мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм (мировоззренческая позиция, согласно которой в мире все предопределено). Человек ничего не может изменить в порядке вещей. «Судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет- тащит», - говорил Сенека.
Эти два момента, предопределенность и разумность природы и определили решение проблемы личной жизни человека стоиками.
Высшей целью человека стоики, как и эпикурейцы, считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-своему, как результат гармонии человека и воли бога как мирового разума. Отсюда вытекает главный принцип этики стоицизма: жить в согласии с природой значит поступить разумно. Достижение этого возможно через апатию (без страстей), т.е. искоренение чувств, аффектов, страстей. Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать ходу вещей и событий, изменить свою судьбу, но он может выработать к ним надлежащее отношение. Это отношение можно выработать на основе познания необходимости событий. Познание необходимости делает человека свободным. Однако познанию необходимости мешают психологические переживания человека – страсти: страх, печаль, вожделение и удовольствие. Ради полной свободы человек и должен искоренить эти страсти. «Мы, - писал Сенека, - не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит, и отдаваться воле законов природы».
Таким образом, стоицизм формировал идеал мудрого человека, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и к всепрощению. В дальнейшем этот идеал во многом был воспринят в христианской религии, которая становится основным типом мировоззрения в средние века.
www.kfors.org
СПЕЦИФИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Количество просмотров публикации СПЕЦИФИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ - 1283
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае. Древневосточная философия - ϶ᴛᴏ большое. Относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В её рамках было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в развитие человеческой цивилизации.
Античная философия складывалась на базе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т.п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем.
Фазы и периоды античной философии:
(с VI в. до н.э. до 529 ᴦ. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей).
1) Натуралистический период с его проблемами физиса и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.
2) Гуманистический период, герои которого – софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.
3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой базовых философских проблем.
4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры – кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма.
5) Религиозный период античной языческой мысли – возрождающегося
неоплатонизма и его модификаций.
6) Христианская мысль в её зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.
Начало развития европейской философии было положено в древней Греции в V – VI вв. до н.э Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе, Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями Οʜᴎ делали попытки научно объяснить происхождение земли, солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д.
Спецификой античной философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли ʼʼфизикамиʼʼ (от греч. Phisis – природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопросо первоначале мира. И в данном смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить данный вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего всё произошло.
referatwork.ru
Отличительные особенности античной философии и ее историческое значение
Главная » Шпоры » Философия » Отличительные особенности античной философии и ее историческое значение
Античная философия – это философия древних греков и древних римлян, зарождается в 7-6 вв до н.э. в греческих полисах, а к 4 веку до н.э. распространяется на территории Римской империи. Античная философия существовала примерно до 6 века н.э., т.е. занимает период 1200 лет.
Древне-греческая культура – место духовного зарождения Европы. В рамках древне-греческой культуры складывается новый тип установки человека по отношению к окружающему миру. В рамках этой установки возникает философия и наука. Возникновение теоретической установки привело к изменению всего человечества. Теор. устан. направлена на познание истины. Истина претендует на безусловность и беспристрастность. Для дофилософского мышления была характерна практическая установка. Для философии характерна теоретическая установка: истина начинает превращаться в абсолютную ценность, т.е. «знание ради знания» (а не ради практических целей). Т.е. познание освобождается от подчинения повседневным потребностям. Пифагор (6 век до н.э.) одним из первых использует слово «философия» («любовь к мудрости»). Аристотель: «Человека можно назвать свободным лишь когда он цель самого себя; также только та из наук является свободной, когда она имеет цель в самой себе». Софисти (мудрецы) – первые платные учителя мудрости (5 век до н.э.) , что вызывало негативную реакцию у других философов.
Особенности античной философии
1. Уже первые греч философы начинают противопоставлять знание и мнение. Мир мнения это мир кажимости. Мнения изменчивы непостоянны. Мир знания – это мир истины, он вечен и не изменен. Истинные знания недоступны простому человеку, истина скрытна.
2. Космоценризм – вторая особенность антич. Ф-ии. Фундаментальной темой античной философии является постижение реальности как целого. Антич. Ф-ия выдвигает идею универсального познания мира. Космос – центральное понятие антич. ф-ии. Космос означает для греков «порядок». Термином «космос» греки обозначают мир в целом. С т. зр. греков мир – структурно-организованное целое. Все, что существует – есть космос; вне космоса ничего нет. Каждый элемент космоса занимает свое определенное место. Космос – это гармония; он целесообразно устроен; это абсолют. Космос никто никогда не создавал, он никем и ничем не управляется, он автономен (управляется сам собой). Греческая философия наряду с понятием «космоса» вводит понятие «логос» (слово, мысль). В космосе все пронизано логосом. В космосе есть какая-то необходимость, которая скрывается за случайными событиями, есть некоторый смысл, который и есть логос. Логос – есть основа мира, порядка мира, гармонии мира. Логос вечен и неизменен. Логос – то, что все создает, организует и целенаправляет. Человек – это лишь один из элементов космоса наряду с другими элементами, значит у человека есть свое место и предназначение, поэтому познание (знание предназначения для гармонии в космосе) – главная добродетель. У греч. философов космос впервые становится предметом познания. Греч. Ф-ия нацелена на рациональные объяснения причин космоса (принципы, причины всех вещей).
3. Античная философия начинает постепенно освобождаться от мифологии, но мифологические моменты всегда присутствуют в античной философии, т.о. абсолютного отрицпния мифологии в антич. Ф-ии не было и быть не могло. Античная философия избавляется от антропоморфизма – наделения человека свойствами предметов и явлений живой и неживой природы. Древнегреческие философы рассматривают космос как живое одушевленное существо. Космос обладает космической душой и космическим разумом. Но это не человеческий ум и душа, они объективны.
Основные этапы развития античной философии
1. Ранняя греческая философия (философия досократики или натурфилософия). 7-ой – начало 5 века до н.э.
2. 5-4 век до н.э. поворот от изучения природы к изучению человека. Этот период связан с изучением деятельности софистов и Сократа.
3. Классическая античная философия. 4-тый - начало 3 века до н.э. Платон и Аристотель. Систематизируются и переосмысливаются накопленные идеи и концепции, создаются первые универсальные философские системы и концепции.
4. Эллинистически-римская философия. 3 век до н.э. – 2 век н.э. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм – 3 школы.
5. Неопифагорейзм, неплатонизм. С 1…2 веков н.э. до 5…6 веков н.э.
Историческое значение
1. Античная философия характеризуется множеством гипотез многие из которых легли в основу дальнейших теорий античности.
2. Философия является школой философского мышления для последующих времен. (материализм – Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур; идеализм – Сократ, Платон).
3. Изменяется соотношение между философией и специальными науками. Философия становится более зрелой в плане теории.
4. Появляется новый тип литературы – специальной, доступной только подготовленным.
psyfaq.ru
3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). Характеристика античной философии
Похожие главы из других работ:
Древний Восток: истоки управленческой мысли
1. Специфика философии древнего Китая и древней Индии.
...
Натурфилософия Древней Греции
1. Особенности философии Древней Греции
Основой древнегреческой философии явились: мифология, предфилософия, протонаука, учение орфиков, лирическая поэзия...
Натурфилософская картина мира
Сравнительная характеристика
Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н.э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума...
Общие закономерности и особенности развития философии на древнем Западе и Востоке
1. Отличительные особенности философии Запада и Востока древнего периода
Своеобразие восточного типа философского видения мира коренным образом отличается от западного типа. Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень - культура Дао...
Общие закономерности и особенности развития философии на древнем Западе и Востоке
2. Общие закономерности развития древней западной и восточной философской науки
древний философия восток запад Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке...
Особенности философии ХХ века
1. Сравнительная характеристика двух противоположных философских течений детерминизма и индетерминизма
Детерминизм (от лат. determino - ограничивать, определять границы) -- представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место...
Представления о морали, политике и праве в древнегреческой философии
1. Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции
Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения...
Проблема взаимосвязи и демаркации религии и философии
Глава 1. Взаимоотношения философии и религии в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия появилась, когда религия уже существовала и являлась неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это обусловило то, что философия хотя порой и скептически относилась к интерпретации божественного...
Русский космизм
3. Раскрытие специфики русской философии по сравнению с восточной и западноевропейской философскими традициями
Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, потому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое различные, подчас противоположные друг другу идеи и концепции...
Соотношение философии и мировоззрения. Проблема бытия в философии Древней Греции
2. Проблема бытия в философии Древней Греции
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т.е. близкие по значению. Философия использовала термины «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того...
Сходства и отличия философии и религии
Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия появилась, когда религия уже существовала и являлась неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это обусловило то, что философия хотя порой и скептически относилась к интерпретации божественного...
Философия Востока
3. Особенности восточной философии
В древней Индии уже до нашей эры философы - чарваки выдвигали требование объяснить мир, природу, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние китайские мыслители учили...
Философия Древнего Востока
3. Человек в философии и культуре Древнего Востока
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связности: силы природы персонифицированы в образах богов (человек испытывал на себе их могущество и ощущал бессилие в противостоянии им)...
Философия Древней Греции
1. Становление философии Древней Греции
Период становления. Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии...
Философия Древней Индии
1. Специфика восточной философии
В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями...
fil.bobrodobro.ru
Особенности античной философии
Количество просмотров публикации Особенности античной философии - 357
Философия в Древнем Риме
Философия Древнего Рима (III век до нашей эры) развивалась под сильным влиянием греческой культуры и была представлена в основном тремя течениями позднего этапа развития греческой философии (эллинистического периода): эпикурейство, скептицизм, стоицизм. Знаменитые римские стоики - Сенека и Марк Аврелий.
Эпикурейство было представлено в основном творчеством философа и поэта Тита Лукреция Карра- ʼʼПоэма о природе вещейʼʼ. Он был последовательным сторонником атомистической теории Демокрита и Эпикура. Философия Лукреция как и все эпикурейство ориентировалось на объяснение мира с позиции здравого смысла и естествознания, что помогало в преодолении предрассудков и заблуждений, касающихся вопроса о строении Мира..
Римский скептицизм был представлен самым знаменитым философом, врагом по профессии, Секст Эмпириком. Он внес большой вклад в изучении истории скептицизма и его систематизации, его работы: (ʼʼПротив ученыхʼʼ, ʼʼПирроновы основоположенияʼʼ). Как и в Греции римский скептицизм выражал кризис общества и представлял собой критику знания.
Наиболее яркой и знаменитой личностью Древнего Рима был Марк Тулий Цицерон -выдающийся политический деятель, оратор, философ. В своем творчестве он обращался прежде всего к общественной проблематике. По убеждению Цицерона, главной задачей философии - возделывание души человека, обучение его искусству правильной жизни и формированию качеств гражданина. Древнеримское общество имело богатую по тем временам науку и культуру.
Всемирную известность обрели поэты Вергилий, Гораций и Овидий. В Риме были воздвигнуты грандиозные архитектурные комплексы Колизей, Пантеон.
Известные историки Древнего Рима: Иосиф Флавий, Плиний Младший и Тацит. В первой половине второго века до нашей эры в Риме жил выдающийся астроном, математик и философ Клавдий Птолемей. Известный римский врач Гален, которого называли ʼʼримский Гиппократʼʼ, знаменит тем, что создал учение о движении крови в человеческом организме.
Философия Древнего Рима завершает собой развитие философской мысли античного периода. В ее недрах сформировались идейные предпосылки для возникновения раннего христианства, как новой религии, создающей новую картину окружающего мира
1.Прежде всего, античная философия космологична. Космос выступает ее абсолютом. Пифагор впервые назвал вселенную словом ʼʼКосмосʼʼ. Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу, упорядочностью гармонией и красотой.
2. Философия античности смело можно назвать космоцентричной, т.к. Космос по представлению греков является прекрасно устроенным, гармоничным и совершенным целым. Космологизм в греческой философии предполагает и антропоцентризм, так как характерной чертой античной философии является вера в безграничные возможности и творческие способности человека, осознание ценности и красоты человеческой личности. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты - с человеческим телом.
Антропоцентризмантичной культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что, идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, считая тело человека наиболее совершенной формой. Следует подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели только соответствие с человеческим телом. Античный грек стремился походить на титанического человека, героя, что возвышало человека и приобщало его к высокой духовной культуре.
Отсюда и идеал совершенного, гармоничного человека, соединяющего в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, что достигалось единством развития физического, умственного и духовного. Но крайне важно отметить, что однако человек в качестве отдельной проблемы не попадает в центр интересов) философии, так как человек рассматривается лишь как органическая часть Космоса. Важно заметить, что для соотношения человека и Космоса вырабатываются категории микрокосм и макрокосм, подчеркивающие, что человек не только часть космоса, но как бы его уменьшенная модель. Отсюда вытекает третья особенность античной философии.
3. Основными проблемами философии является онтологические проблемы (онтос-сущее, бытие), ᴛ.ᴇ. проблемы бытия, в то время как проблемы антропологические, (те. проблемы человеческого существования), проблемы гносеологические, (ᴛ.ᴇ. проблемы познания) только намечаются и не выходят на передний план. Общество так же не является центральной проблемой, а воспринимается как часть общего мирового порядка, в связи с этим греческие философы строили умозрительные, наиболее гармоничные, ᴛ.ᴇ. соответствующие этому порядку модели общественного устройства.
4. Четвертая особенность - это поиск первоосновы мира, в связи с этим одной из важных проблем является категория субстанции, выражающая первооснову бытия. В начале субстанция понималась как телесная вещественная первооснова (Милетская школа). Далее представление о субстанции видоизменилось в сторону большой абстрактности - атомистическая теория Демокрита, где атомы Демокрита рассматриваются уже как чувственно не воспринимаемые структурные единицы бытия.
5. Пятая особенность состоит в том, что античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал Космос, воспринимая его таким как он есть, но восприняв его, греки должны были доказать, просчитать и вычислить все, что в начале утверждалось умозрительно и принималось на веру. Отсюда и наличие канона, ᴛ.ᴇ. совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Греческий скульптор Поликлетсоздал труд ʼʼКанонʼʼ. А так же особо высокая ценность роли математики в познании. Во многих философских системах математические знаки считались тем языком, которым написана Вселенная, и который должен прочитать философов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, греки приближали математику к формам бытия.
6.Греческая философия не должна быть понята без эстетики, ᴛ.ᴇ. теории красоты и гармонии. Уже в самом общем подходе к миру, природе и Космосу античный грек утверждал эстетические категории - это красота͵ мера, гармония. Прекрасное считалось атрибутом мирового устройства Красота и порядок взаимосвязаны. Οʜᴎ пришли на смену хаосу и противоположны ему. Космос же наделенный гармонией, должна быть уподоблен и музыкальной гармонии.
7. Следующая особенность - античный пантеизм, в котором Космос мыслился как абсолютное божество, в котором только античным богам доступны законы природы. С другой стороны, Космос- это дом в котором живет человек, а античные боги предельно антроморфны и вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию людей-героев.
8. Восьмая особенность - политеизм (многобожие). По представлению античности все создано богами, но сами боги - это обобщение материальных стихий. В античности не боги создают мир, а мир создает богов. Поскольку, земля (Гея) породила все, в т.ч. людей и богов. Но во многих философских системах появляются уже элементы атеистических воззрений.
referatwork.ru
Особенности античной философии
До того как заниматься анализом тех либо других особенностей и тенденций развития какой-либо научной картины, следует с нужной степенью точности установить исторические рамки развития этих тенденций. Только таковой подход обеспечивает неразрывность анализа с теми критериями, которые аккомпанировали развитие этой научного парадокса.
Под термином “древная философия” синтезировано философское богатство Старой Греции и Старого Рима.
В протяжении более чем 2-ух 1000-летий происходило становление и развитие главных философских школ и направлений древнего мира, и за этот период накоплен просто необыкновенный по величине и значимости объем людской мудрости, познаний, переоценить значение которых просто не представляется вероятным. В историческом нюансе в процессе развития древней философии выделяются четыре, довольно верно различаемые, периода.
Досократовский период становления древней философии, сначала, характеризуется тем, что в его время, фактически, и вышло зарождение и становление того парадокса, который мы именуем «древная философия». Более известными представителями являются Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, которые стояли у истоков формирования известной милетской школы. В это время творили и атомисты – Демокрит, Левкипп, заложившие базы диалектики. Ярко особенности древней философии проявились в трудах представителей элейской школы, сначала, Гераклита Эфесского. В этом периоде был сформулирован и 1-ый способ философского зания – декларирование собственных взглядов и рвение доказать их как догму.
Пробы разъяснить природные явления, зание сути Космоса и людского мира, обоснование первооснов мироздания – вот те задачи древней философии, которые заинтересовывали «досократиков».
Традиционный, либо как его еще называют – сократовский период – являл собой расцвет древней философии, конкретно на этом шаге более ярко проявились соответствующие черты древнего философского мышления.
Главными «действующими лицами» этого периода были величавые софисты Сократ, Платон, Аристотель. Главные особенности древней философии этого шага заключались в том, что мыслители сделали попытку более глубоко вдуматься в круг тех заморочек, которые были открыты их предшественниками. Сначала, необходимо подчеркнуть их вклад в развитие методологии, заместо декларативно-догматического зания они применили способ диалогов и доказательств, что стало предпосылкой бурного развития в рамках одного философского познания целых направлений, которые позже выделились в качестве самостоятельных наук – арифметики, физики, географии и других. Мыслители традиционного периода (так еще в литературе называют сократовский период развития философии) чуток меньше рассуждали о дилеммах первооснов мира, но зато, выдвинув идеалистическую картину мира, положили начало величавой дискуссии о приоритетности учений материализма и идеализма. В их учениях особенности древней философии проявились в том, что допускалось включение богов в научную трактовку мыслях о сотворении мира и природы. Платон и Аристотель были первыми, кто показал энтузиазм к дилеммам связи общества и страны.
Дальше история древней философии была продолжена представителями стоического учения, Академии Платона, философскими творениями Эпикура. Этот период получил заглавие в согласовании с заглавием периода развития греческой цивилизации – эллинистический. Для него типично ослабление роли в развитии философского познания фактически греческого компонента.
Отличительные свойства эллинистического шага заключаются в том, что кризис ценностных критериев привел к отрицанию и даже отвержению прежних авторитетов, включая и богов. Философы призывают человека находить источники собственной силы, физической и моральной, находить в самом для себя, иногда доводя это рвение до бреда, что отыскало отражение в учении стоиков.
Римский период некие исследователи именуют шагом смерти древней философии, что само по себе звучит достаточно абсурдно. Все же, следует признать факт определенного упадка древней философии, ее размывания в философских доктринах других регионов и народов. Более видными представителями этого шага были Сенека и поздние стоики, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар. В их взорах особенности древней философии проявились в особенном внимании к вопросам эстетики, природы, приоритету заморочек страны над неуввязками самого человека. В этот период зарождается лидирующее положение идеалистической картины мира по отношению к материалистической. С возникновением христианства древная философия равномерно срастается с ним, образуя в конечном итоге первоосновы средневековой теологии.
Непременно, любой из рассмотренных шагов имел свои черты. Но древная философия обладает и качествами, которые имеют транстемпоральный нрав – характерный всем периодам. Посреди таких можно именовать оторванность древней философской мысли от вопросов определенного вещественного производства, рвение философов позиционировать себя в обществе в качестве носителей «абсолютных» истин, космоцентризм, а на последних шагах – его смешение с антропоцентризмом. Древная философия на всех шагах собственного развития была тесновато взаимосвязана с теологическим миропониманием.