Древнейшие люди урок. Урок - конспект по истории в 5 классе на тему "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории древнего мира по теме "Древнейшие люди". Древнейшие люди урок


Урок по истории "Древнейшие люди"

Тема урока: «Древнейшие люди»

Класс: 5

Планируемые результаты:

-​ Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

-​ Метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;

-​ Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

Личностные:проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

2.Актуализация имеющихся знаний

Цель:закрепление и углубление знаний по предмету

Организует проверку домашнего задания

Задание классу:составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

Задание классу:назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде.

?? Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди;

старые люди;

нет: древний;

древнейшие люди.

Формулировка темы: «Древнейшие люди».

Беседа

Слайд 1

Беседа

Слайд 2

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулированиеучебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепирассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умениедоброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

3. Мотивация

Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу:рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

?? Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске

Ожидаемый ответ обучающихся:

infourok.ru

Урок по истории древнего мира по теме "Древнейшие люди"

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни¬тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек¬ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация¬ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка¬бинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав¬ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи¬зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

- Кого называют археологами?

- Как работают археологи?

- Как находят археологические памятники?

- Что называют историческим источником?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста¬навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

- Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис¬тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

- Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

- Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы¬полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

III. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори¬ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

- Как жили древнейшие люди?

IV. Изучение новой темы

План

1) Облик далеких предков.

2) Первое орудие труда.

3) Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое

стадо, палка-копалка, рубило.

1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы¬мерших обезьян, кости которых находят в земле).

2. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

- Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

- Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст¬ралии.)

- Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

3. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михай¬ловского) и опишите облик древнейших людей.

4. Беседа по вопросам.

- Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ¬нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

- Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из¬готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

- Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

- Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от¬тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

5. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Ми¬хайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

6. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

7. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

8. Работа с художественной литературой.

Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доистори¬ческого мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительны-ми источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги.

«.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.

- Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, за¬кончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

- Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...»

V. Закрепление изученного материала

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

2. Впишите недостающие слова.

- Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

- Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

- Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

- У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайлов¬ского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

Дополнительный материал

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Пер¬вый этап развития ископаемых предков человека представлен авст¬ралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна).

Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпан¬зе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки от¬личались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудо¬вой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1 ООО см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы помнились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению

они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконеч¬ники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшест¬вовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с кото¬рыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

Энциклопедический словарь юного историка.

М., 1994. С. 386-387.

infourok.ru

Урок «Древнейшие люди»

План конспект урока в 5 классе: «Древнейшие люди»

Дата проведения урока 5 «___» ____________________2017 г.

5 «___» ____________________2017 г.

5 «___» ____________________2017 г.

Цели

Учащиеся должны: осмыслить понятия «человек умелый», «человек прямоходящий», присваивающий тип хозяйства, неандерталец, первобытное человеческое стадо, ориентироваться в стадиях развития человека; знать даты исторических событий; уметь описывать древнейшие способы добычи пищи, причины выделения человека из животного мира.

Учебно-методическое обеспечение

Учебное пособие, атлас, настенная карта, текст стихотворения Вадима Шефнера о первобытных людях.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, включение в деловой ритм урока, объявление результатов практического занятия.

Актуализация знаний: вспомнить термин история, вспомнить всегда ли были календари и для чего они используются.

Целемотивационный этап

    … Как трудно было им, единственным,

    На человеческом рассвете,

    На неуютной и таинственной,

    На неустроенной планете.

    Быть может, там был каждый гением

    (Бездарность выжила б едва ли) –

    С таким бессмертным удивлением

    Они нам землю открывали.

    Учащимся предлагается придумать заголовок данному стихотворению. Подумать над тем, какой период развития человечество он описывает. Порассуждать над тем прав ли он описывая жизнь первобытных людей.

    Изучение новой темы

      План:

      Происхождение человека

      Первые орудия труда и занятия древнейших людей

      Первобытное человеческое стадо

      Неандертальцы

      Происхождение человека: учащимся предлагается работа с учебным пособием (с 10), прочесть первый абзац и ответить на вопрос о том, почему ученые считаю, что именно в Африке появились первые люди.

      Учитель раскрывает наиболее распространенные теории появления человека на Земле. Раскрывает этапы развития первобытных людей.

      Первые орудия труда и занятия древнейших людей: учащиеся работают с текстом учебного пособия на странице 11 и заполняют схему:

      После прочтения текста и заполнения схемы учащиеся должны ответить на вопрос: Что отличало древних людей от животных?

      Первобытное человеческое стадо – насчитывало до 20 человек, совместно добывали пищу и оборонялись от зверей, глава стада – вожак.

      Неандертальцы: учитель рассказывает откуда происходит название этого типа людей, где были найдены их останки. Отличие их от других типов людей.

      Проверка понимания изученного. Учащимся предлагается закрыть тетради и книги и постараться ответить на вопросы:

      1. Какие существа считаются самыми далекими предками человека?

        Расскажите о том, какие способы получения пищи вы запомнили. Как называется такой тип хозяйства?

        Когда появились неандертальцы?

      Закрепление изученного. Учащиеся должны письменно ответить на вопрос 6 учебного пособия, страница 12.

      Домашнее задание §3 с.10-12

      Подведение итогов урока, рефлексия

        ЧЕЛОВЕКООБРАЗНАЯ ОБЕЗЬЯНА

        (проживала более 3 миллионов лет назад)

        ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ

        (около 2 миллионов лет назад,

        Использование орудий труда)

        ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ

        (около 1,5 миллионов лет назад, изготовление орудий труда, развитие речи и мышления)

        НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

        (около 300 тыс. лет назад)

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Урок по теме "Древнейшие люди"

        5. Открытие новых знаний и умений

        Цель: формирование новых знаний и умений.

        Слайд 4

        Запись

        Беседа

        Слайд 5

        Учебник:

        Запись

        Слайд 6

        Беседа

        Слайд 7

        §1 п.2, рис. на с. 12, 13

        Слайд 8

        Беседа

        Беседа

        Запись

        Учебник: рис. на с.10

        Слайд 9

        Запись

        Слайд 10

        Беседа

        Запись

        Запись

        Слайд 11

        Слайд 12

        Беседа

        Запись

        Раздаточный материал №1

        Работа с ЭОР

        Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

        (1)

        Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

        ?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

        ?? Какие выводы из данного факта можно сделать?

        Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

        ?? Где располагалась прародина древнейших людей?

        Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

        ?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

        (2)

        Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

        Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

        (3)

        Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

        Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

        ?? Предположите, каким образом изготовлено рубило?

        Организует динамическую паузу

        ?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

        Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

        Таким образом умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

        ?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

        Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

        Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

        Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

        Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди.

        Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных.

        ?? Гарантировала ли охота постоянную добычу?

        ?? Какие выводы можно сделать из этого факта?

        (4)

        Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

        В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

        (5)

        Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

        ?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

        ?? Каково было значение овладения огнём?

        Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

        Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

        «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

        Вопросы:

        1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

        2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

        Задание классу: работа с ЭОР (задание по типу «верно-неверно»)

        Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

        Обучающиеся работают с картой учебника и контурными картами

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

        Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

        Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        с помощью обработки граней заострённым камнем

        ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

        Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        выжить: добывание пропитания и защита от нападений

        Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

        Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        отбирали добычу у хищников

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

        Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        «ветка после пожара»

        Ожидаемый ответ обучающихся:

        ~ тепло и свет;

        ~ отпугивает животных;

        ~ пища вкуснее и питательнее

        (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

        Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

        Ожидаемые ответы обучающихся:

        1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

        2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

        Обучающиеся работают с ЭОР

        http://fcior.edu.ru/card/26825/zhizn-i-byt-pervobytnyh-lyudey.html

        Познавательные:

        извлечение необходимой информации из монологической речи;

        показывать на карте места расселения древнейших людей;

        рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

        свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

        выдвижение гипотез и их обоснование;

        построение логической цепи рассуждений;

        извлечение необходимой информации из видео-материала;

        установление причинно-следственных связей;

        извлечение необходимой информации из художественного текста;

        Коммуникативные:

        умение слушать и вступать в диалог;

        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

        умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

        Регулятивные:

        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

        Личностные:

        жизненное самоопределение;

        формирование представлений о ценности труда;

        формирование представлений о ценности человеческой жизни;

        формирование представлений о ценностях коллективизма

        multiurok.ru

        Древнейшие люди

        Этап урока

        Время(мин)

        Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

        Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        Формы организации совзаимодействия на уроке

        Универсальные учебные действия

        Промежуточный контроль

        II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

        13

         

        Игра “ДА-НЕТ” по теме прошлого урока,немного разомнемся. Я буду говорить предложение а вы будете отвечать да или нет.

        Древние люди появились более 1 млн. лет назад.

        У древних людей руки свисали ниже колен.

        Они ходили прямо.

        Жили древние люди стадами.

        Древние люди умели разговаривать.

        Они жили в холодных странах.

        Люди занимались охотой и собирательством.

        Перейдем к проверке домашнего задания.

        Проверяет знания учащихся по пройденной теме. Пересказ

          Играют в игру;Слушают ответы однокл., отвечают у доски

          Фронтальная

          Познавательные:

          Общеучебные – выражение мыслей в устной форме;

          Устные ответы

          III. Изучение нового материала

          25

           

          Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.

           

          Самостоятельная работа с текстом учебника. (Прочитать с.11-12, параграфа 2, п. 1 и 2, ответить на вопрос.)

          -         Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

          ((первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копьес каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

          Рассказ учителя.

          Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры, родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

          Запись в тетрадь: Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда,вместе ведущие хозяйство. 

           

          Работа с иллюстративным матералом учебника.

          -         Опишите по рис.3, с.12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

          Слушают рассказ; учавствуют в дискуссии; делают записи в тетрадь.

          Индивидуальная

          фронтальная

          Познавательные :

          Общеучебные- умение структурировать знания

          Логические-дополнение и расширение знаний

          Познавательные :

          Общеучебные- поиск и выделение главного смысла

          Логические-умение принимать различные т.з, разные мнение

          Записи в тетради

          Устные ответы

          IV.Первичное осмысление и закрепление

          3

          .

          Для первичного закрепления, учащимся могут быть предложены следующие вопросы и задания:

          Что нового вы сегодня узнали?

          Что такое родовая община?

          Выполняют задание

           

          Познавательные:

          Общеучебные- мыслить, формулировать и выражать мысли.

           

          V.Домашнее задание

          2

          Д.З параграф 2; запись в тетради . Рисунок, занятия древних людей (охоту, собирательство, вечер у костра).

          Объясняет ДЗ

          Записываю ДЗ

          индивидуальная

          Личностные: понимают Регулятивные: прогнозировать резельтаты уровня усвоения материала

          Оценивание учащихся за работу на уроке

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Урок по теме "Древнейшие люди"

          5. Открытие новых знаний и умений

          Цель: формирование новых знаний и умений.

          Слайд 4

          Запись

          Беседа

          Слайд 5

          Учебник:

          Запись

          Слайд 6

          Беседа

          Слайд 7

          §1 п.2, рис. на с. 12, 13

          Слайд 8

          Беседа

          Беседа

          Запись

          Учебник: рис. на с.10

          Слайд 9

          Запись

          Слайд 10

          Беседа

          Запись

          Запись

          Слайд 11

          Слайд 12

          Беседа

          Запись

          Раздаточный материал №1

          Работа с ЭОР

          Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

          (1)

          Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

          ?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

          ?? Какие выводы из данного факта можно сделать?

          Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

          ?? Где располагалась прародина древнейших людей?

          Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

          ?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

          (2)

          Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

          Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

          (3)

          Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

          Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

          ?? Предположите, каким образом изготовлено рубило?

          Организует динамическую паузу

          ?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

          Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

          Таким образом умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

          ?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

          Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

          Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

          Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

          Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди.

          Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных.

          ?? Гарантировала ли охота постоянную добычу?

          ?? Какие выводы можно сделать из этого факта?

          (4)

          Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

          В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

          (5)

          Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

          ?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

          ?? Каково было значение овладения огнём?

          Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

          Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

          «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

          Вопросы:

          1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

          2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

          Задание классу: работа с ЭОР (задание по типу «верно-неверно»)

          Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

          Обучающиеся работают с картой учебника и контурными картами

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

          Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

          Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          с помощью обработки граней заострённым камнем

          ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

          Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          выжить: добывание пропитания и защита от нападений

          Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

          Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          отбирали добычу у хищников

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

          Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          «ветка после пожара»

          Ожидаемый ответ обучающихся:

          ~ тепло и свет;

          ~ отпугивает животных;

          ~ пища вкуснее и питательнее

          (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

          Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

          Ожидаемые ответы обучающихся:

          1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

          2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

          Обучающиеся работают с ЭОР

          http://fcior.edu.ru/card/26825/zhizn-i-byt-pervobytnyh-lyudey.html

          Познавательные:

          извлечение необходимой информации из монологической речи;

          показывать на карте места расселения древнейших людей;

          рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

          свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

          выдвижение гипотез и их обоснование;

          построение логической цепи рассуждений;

          извлечение необходимой информации из видео-материала;

          установление причинно-следственных связей;

          извлечение необходимой информации из художественного текста;

          Коммуникативные:

          умение слушать и вступать в диалог;

          умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

          умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

          Регулятивные:

          контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

          Личностные:

          жизненное самоопределение;

          формирование представлений о ценности труда;

          формирование представлений о ценности человеческой жизни;

          формирование представлений о ценностях коллективизма

          multiurok.ru

          конспект по истории в 5 классе на тему "Древнейшие люди"

          Урок- конспект в 5 классе по теме «Древнейшие люди».

          Тема урока: «Древнейшие люди».

          Цель урока: 1.Помочь понять обучающимся , что умение сознательно трудиться - черта, присущая только человеку.

          2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.

          3.Знать и понимать исторические термины.

          Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.

          Ход урока.

          1.Организационный момент.

          2.Вступительная беседа учителя.

          - откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?

          -что это за доказательства?

          -Кто находит эти доказательства?

          -как таких ученых называют?

          Запись в тетради: Археологи - ученые , восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.

          Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс : нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходится очень осторожно , чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.

          3.Работа над темой урока.

          Показ слайда «Облик древнейших людей».

          Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.

          - где появились древнейшие люди?

          (Работа с атласом).

          - чем древние люди отличаются от современных людей?

          (Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб,). нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.

          Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.

          Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.

          (Запись в тетради: Орудия труда- палка- копалка, заостренные камни, рубило).

          -где можно было применить эти орудия?

          (Добыть себе пищу).

          -чем питался древнейший человек?

          (Собирал то, что выросло).

          Запись в тетради: Собирательство- сбор того, что дала природа.

          -что можно было собирать и какими орудиями труда?

          (Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).

          Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.

          -Достаточно ли было того, что собирали?

          (Нет, так как пища малопитательна).

          Показ слайда «Охота древнейших людей».

          -пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?

          ( После рассказов детей, читаем текст учебника).

          -Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?

          Древнейшие люди жили человеческими стадами.

          Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.

          В стаде было несколько десятков человек.

          Родства не знали

          Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было

          Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

          Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

          Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.

          Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял,что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.

          - как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?

          (Огонь согревал в непогоду,отпугивал зверей,жарили мясо).

          4.Закрепление изученного на уроке.

          - когда появились первые люди?

          - чем они отличались от животных?

          - какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

          - могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?

          -почему?

          - как назывались группы людей?

          -как изменилась жизнь людей с овладением огнем?

          5.Подведение итогов.

          6.Выставление оценок.

          7.Домашнее задание: п.1.

          infourok.ru


          Смотрите также