Древняя русь конспект. Конспект урока по окружающему миру на тему "Древняя Русь. Восточнославянские племена" (3 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории на тему "История Древней Руси" (10 класс). Древняя русь конспект


Конспект урока: Древняя Русь страница 2

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

- Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слушают учителя

Выполняют задание

Реализация построенного проекта Время: 8 мин.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему "История Древней Руси" (10 класс)

Тема урока: Игра- викторина «История Древней Руси»

Тип урока: Урок- игра, урок обобщение.

Цели урока

 Образовательная: обобщить изученное по истории Древней Руси, сформировать представление о жизни древних славян, научить самостоятельно находить материал по теме и устанавливать причинно-следственные связи;

 Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, сформировать и закрепить представление о подвигах защитников Руси; прививать гордость за наших героических предков.

 Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой и дополнительными источниками информации, обогащать словарный запас. развивать интерес к истории.

Методы: обобщающая беседа, демонстрация презентации, наблюдение и выводы

Оборудование: карточки- задания. материал для жеребьёвки команд.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2-3 мин.)

II. Постановка темы и целей урока. (4-5 мин)

III. Актуализация знаний учащихся. Работа по теме. Игра- викторина «История Древней Руси». (25 мин)

I Тур. Разминка

1.     Государство на Волге в VIII-X вв., в котором правящая верхушка исповедовала иудаизм (Хазарский каганат)

2.     В каком княжестве правил Андрей Боголюбский? (во Владимиро-Суздальском)

3.     В результате чего погиб киевский князь Игорь? (в результате восстания древлян в 945 г.)

4.     Как назывались кочевники, убившие князя Святослава? (печенеги)

5.     Как звали киевского князя, который вынужден был бежать из столицы в результате 1-го киевского восстания? (Изяслав Ярославич)

6.     1-е русские святые. (князья Борис и Глеб)

7.     Какой князь получил прозвище «Окаянный»?(Святополк I)

8.      По традиции, именно этот князь основал Москву(Юрий Долгорукий)

9.      Княгиня Ольга провела налоговую реформу, в ходе которой появились погосты. Что это такое(стационарные места сбора дани)

10. В каких крупных русских городах в эпоху Киевской Руси были построены Софийские Соборы? (в Киеве и Новгороде)

11.   Название правящей на Руси до конца XVI века династии? (Рюриковичи)

12.  Князь, объединивший Киев и Новгород? (Олег)

13.  В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил и разграбил этот город. (Киев)

14.  Как назывался 1-й письменный свод законов русского государства? («Русская Правда»)

15.  В каком городе в 1097 году состоялся знаменитый съезд князей? (в Любече)

16.   В каком городе правил князь Владимир Красно Солнышко до тех пор, пока не стал киевским князем?(в Новгороде)

17.Между какими религиями выбирал князь Владимир, решив принять монотеизм? (ислам, иудаизм, христианство западное и христианство восточное)

18.  Как звали 1-го русского митрополита?(Илларион)

19.  Аристократическое сословие в древнерусском государстве (бояре)

20.   Против кого осуществлял свои «крестовые походы» Владимир Мономах? (против половцев)

21.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев,  а в Западной Европе - норманнами и викингами.)

22. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

23. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).

24. При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве? (Ярослав Мудрый)

II Тур Загадки Хроноса

Команды должны расставить события в хронологическом порядке и напишите зашифрованное слово.

1.

И Крещение Руси

Г Начало правления Владимира Мономаха

О Издание «Русской Правды»

С Призвание варягов на Русь

Р Месть княгини Ольги

Т Первый поход руссов на Царьград

Б Убийство князей Бориса и Глеба

(Стрибог)

2.

В Начало правления Владимира Святого

Р «Щит на вратах Цареграда»

И Установление уроков и погостов

И Создание правды Ярославичей

И Начало правления Мстислава

К Смерть Рюрика

Ч Строительство Святой Софии в Киеве

(Кривичи)

III Тур Четвёртый лишний

Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.

Зернь, скань, мозаика, перегородочная эмаль. (Мозаика)

«Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хожение за три моря». («Хожение за три моря»)

VI Тур Народная мудрость

Отгадайте русскую загадку:

И копали меня,И крутили меня,На пожаре я был,На базаре я был,А как молод был —Всё людей кормил.Упаду — кости вокругРазлетаются,Но собаки к костямНе кидаются.

(Глиняный горшок)

V Тур Как наше слово отзовётся…

Назовите авторов высказываний:

1. «Иду на вы!» (Князь Святослав)

2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». (Владимир Мономах)

3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду — Переславль». (Ярослав Мудрый)

VI Тур Историческая путаница

Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача — найти ошибки.

1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

2. В 907 году князь Владимир Мономах пошёл походом на Царьград. Он собрал огромное войско из варягов, около 80000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, и в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

VII Тур Что? Где? Когда?

Командам предлагаются три вопроса.

Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз.

(Алфавит.)

Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга?

(В Константинополе.)

Когда на Руси появилось слово «азбука»?

(После 988 г., Крещения Руси.)

VIII Тур Циферблат

Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.

1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? (60 лет.)

2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)

3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (Три.)

4. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)

5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)

6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945—957 гг.)

7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)

8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)

9. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)

10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)

11. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)

12. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)

IХ Тур Жизнь замечательных людей

Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.

1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя — Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых — как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами». (Владимир Мономах.)

2. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. (Княгиня Ольга.)

3. Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране. (Владимир Святой.)

4. «Он перебрался в Киев с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». (князь Олег)

5.     «Легко ходил в походах, как барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах». (князь Святослав)

6.     «В год 6370 изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род. И сказали себе. «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам... И избрались трое братьев со своими родами ... и пришли к славянам, и сел старший... в Новгороде..» (Рюрик)

7.     Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек. При нем возведены в Киеве Золотые ворота. В честь жестокой сечи с печенегами был построен Софийский собор. Он стремился к установлению и развитию международных связей древнерусского государства, которое в период его правления достигло наибольшего расцвета. (Ярослав Мудрый)

IV. Заключительный этап урока (5-7 минут)

Дети самостоятельно по группам обсуждают свою работу. Отмечают положительные и отрицательные момент, находят и анализируют ошибки. Учитель подводит общий итог урока, разбирает наиболее характерные ошибки, дает свою оценку урока.

Подсчет баллов. Определение группы победителей. Импровизированное награждение.

V. Запись домашнего задания (5 мин)

infourok.ru

Конспект урока истории на тему "Культура Древней Руси"

Конспект урока по теме «Культура Древней Руси».

Цель: создать условия для знакомства с русской культурой IX-XII веков

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными культурными памятниками рассматриваемого периода.

  2. Способствовать развитию основ исторического мышления, развивать умения рассматривать произведения культуры как исторический источник, определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество в группах.

  3. Воспитывать уважение к культурному наследию страны; способствовать формированию гражданской идентичности и бесконфликтного обмена мнениями.

Оборудование: м/м проектор, экран, авторская презентация, рабочие тетради на печатной основе, документы ( отрывок из первоисточника «Повесть временных лет» ),набор карточек с заданиями : 1. «Список необычных покупок», 2.Неполная схема «Особенности русской культуры», 3. Тесты. 4. «Словесная мозаика».

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня у нас урок-путешествие в Древнюю Русь. Вы хорошо подготовились, поработав в творческих группах. Самые активные участники каждой группы получат высокие оценки. Давайте с вами познакомимся.

-Слово предоставляется первой, второй, третьей группе.

1 группа «Летописцы»

Мы - команда летописцев,

Мы историю храним,

То, что было, всё запишем,

И другим передадим!

2 группа «Мастера» Дело мастера боится!

3 группа «Скоморохи»

Мы – весёлые ребята,

Мы не просто шутники,

О проблемах и заботах

Свои песни сложим мы!

II. Актуализация знаний.

Перед изучением новой темы повторим пройденное.

Первая остановка нашего путешествия - «Исторический архив».

Ваша задача по документу определить событие и год.

1. «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…» (Основание Киева. V век).

2. «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли к славянам три брата …». (Призвание варягов. 862 г.)

3. «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей… И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. …и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей… И убили Аскольда и Дира…». (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства).

4. «Неправо говорят волхвы, всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три». (Смерть Олега Вещего. 912 г.)

5.«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

6. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг», - сказал Владимир. На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…». (Крещение киевлян. 988 г.)

II.Изучение нового материала.

Эмоциональный настрой. Чтение эпиграфа "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.… Всем ты преисполнена, земля Русская...".

Как вы думаете, о каких красотах говорит автор? Чем украшена Русская земля? Устное народное творчество, литературные произведения, архитектура, ювелирные изделия, которые создавались в русских землях. До сих пор мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской культуры. И сегодня мы будем говорить о древнерусской культуре. Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.

Какое слово является основным в теме?

Какие ассоциации у вас вызывает слово «культура»? (прием "Кластер", модель «Планета и ее спутники»). Можно ли из всех этих слов составить определение понятию «культура»? Нет.

Сам термин культура происходит от латинского слова "culture", что в переводе означал "возделывание земли, позднее — воспитание". Этот термин имеет огромное количество значений. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика»

Соберите из слов определение и запишите в тетрадь (карточки со словами: духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: «Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»).

Культура бывает духовной и материальной.

Соотнесите и запишите примеры материальной и духовной культуры из списка:

Материальная культура

Духовная культура

Список: идеи, обычаи, вещи, произведения литературы, орудия труда, музыка, здания.

Что относится к материальной культуре? (средства труда, умения и навыки людей, и т.п.)

Материальная культура

Духовная культура

вещи, орудия труда, здания

идеи, обычаи, литература, музыка

Прежде чем мы начнем знакомство с культурой Древней Руси, вы составите «Список необычных покупок», т.е. список того, о чем вы хотите узнать и чему научиться на уроке (индивидуальная работа, прием АМО – активные мыслительные операции «Список покупок»).

СПИСОК МОИХ ПОКУПОК

УМЕНИЯ

ЗНАНИЯ

  1. Выявлять особенности культуры

  2. Сравнивать

  3. Работать с историческими документами

  4. Высказывать свое мнение

  5. Работать с тестовыми заданиями

  6. ______________________________________

  1. Особенности культуры

  2. О письменности, грамотности и литературе

  3. Умели ли создавать произведения живописи

  4. О художественном ремесле

  5. О влиянии христианства на культуру

  6. ____________________________________

Список покупок откладываем и познакомимся с планом урока:

1 группа нас познакомит с:

1.Архитектура

2.Живопись

2 группа:

3.Письменность

4.Литература

5.Фольклор

3 группа:

6.Художественное ремесло

7.Быт.

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? (Ответы детей).Посмотрите на карту. Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, финно-угорские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

По мере выступления экскурсоводов, вы должны не только оценить ответы, но быть готовым к выполнению заданий, подготовленных крупой.

Слово предоставляется первому экскурсоводу.

Архитектура Древней Руси. Барабанов А.

Архитектура Древней Руси представлена деревянным и каменным зодчеством. До X века строили из дерева. Каждое жилище было окружено пристройками. Деревянные здания украшались резьбой. Позже появились каменные церкви, которые напоминали деревянные терема. С принятием христианства начался расцвет церковной архитектуры. Храмы стали украшением городов. Училась Русь возведению храмов у Византии. Строить любили на Руси. Сначала сооружали греческие, затем появились русские мастера. Софийский собор в Киеве является образцом крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.Софийский собор в Новгороде возводился с 1045 по 1050 по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, строгие формы, стены выложены из крупного камня с применением кирпича.

Глядя на постройки, нельзя не согласиться с высказыванием, что архитектура-это душа народа, воплощенная в камне.

Вопрос:

Где при Ярославе Мудром был построен знаменитый Софийский собор?

Слово предоставляется второму экскурсоводу.

Изобразительное искусство Древней Руси Мухаметзакирова Л.

До принятия христианства художники разрисовывали стены святилищ, изготавливали магические маски, резчики по дереву и камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов.

Христианское искусство было подчинено воспеванию Бога и подвигов святых. Давайте войдем в храм:

Убранство храма поражало воображение, на стенах были иконы, фрески, мозаика.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней.

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. На фресках Святой Софии можно было увидеть разные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого.

И́конопись (от икона и писа́ть)- писание икон. В центре храма был Иконостас - алтарная перегородка, состоящая из одного нескольких рядов икон. Иконы монаха Алимпия напоминали портреты живых людей.

Свечи озаряли иконы и мозаику. Все изображения искрились, переливались разными цветами.Таким образом, культура Древней Руси складывалась и развивалась под влиянием православия. 

Задание: соотнесите и запишите:

1.Мозаика

а) писание икон по строго определенным канонам (правилам)

2.Фрески

б) вдавленные в сырую штукатурку стекловидные камешки.

3.Иконы, иконопись

в) росписи по сырой штукатурке.

1

2

3

б

в

а

Оцените ответы представителей первой группы.

Слово предоставляется третьему экскурсоводу.

Письменность. Гребенюк А.

Письменность – важное средство сохранения и передачи знаний, достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде.

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.

Крещение Руси способствовало быстрому развитию письменности. Русские грамотеи учились в школах, которые появились со времен Владимира Святославича при церквах и монастырях. Сначала учеников провожали в школу мамы со слезами на глазах, так как дело это было новое и неизведанное. Позже в школах стали обучать и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь и создала в нем школу для обучения девочек.

Выдающимися памятниками письменности стали летописи. В 12 веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал знаменитую летопись – «Повесть временных лет», о возникновении славянских племен и народов, «Откуда есть и пошла русская земля?…»

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами.

Таким образом, письменные источники помогают нам изучать историю Древней Руси.

Вопрос: кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).

Слово предоставляется четвертому экскурсоводу.

Литература Фролова С.

Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Первые древнерусские книги были рукописными и очень дорогими. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.

Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.

Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет».

В монастырской келье узкой,В четырёх глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал из года в годПро великий наш народ.

«Повесть временных лет» составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в началеXII в. (1113 г.).

Житие́ - литературное описание жизни святых. Наиболее известно Житие, посвященное Борису и Глебу, автором которого был Нестор.Слово – торжественное, поучающее обращение. Первый Киевский митрополит Иларион написал «Слово о Законе и Благодати», в котором идет речь о величии Руси и особой роли христианства.

Изучая литературные источники, мы узнаем как жили наши предки.

Вопрос: какими жанрами представлена древнерусская литература? (летопись, житие, слово)

Слово предоставляется пятому экскурсоводу.

Фольклор Древней Руси. Китаева

О богатстве фольклора Древней Руси говорят письменные источники. Большое место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах. Прослушаем фрагмент обрядовой песни, а какой – угадайте после прослушивания. (Обрядовая песня «Масленица»). Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Пословицы и поговорки в краткой форме отражают многовековой опыт жизни народа: «И скоморох ину пору плачет».

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания отразились в “Слове о полку Игореве”, и в “Повести временных лет”. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклоре. Вершиной устного народного творчества является былина:

«Вы постойте-ка за веру, за Отечество,

Вы постойте-ка за славный Киев-град...»

В былинах отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину.

Таким образом, изучая фольклор, мы лучше узнаем жизнь народа.

Задание: как назывались поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей? (былины)

Назовите одним словом былины, сказки и сказания, песни, пословицы и поговорки. (фольклор)

Оцените выступления второй группы.

Физминутка.

Слово предоставляется шестому экскурсоводу.

Художественное ремесло Древней Руси. Назаров

Ремесло, которое отвечает требованиям искусства, называется художественным ремеслом.

Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, была истинным произведением искусства.

Художественное изготовление предметов быта называется прикладным искусством.

Большого мастерства достигли ювелиры. Они делали браслеты, серьги, пряжки, бусы, оружие, посуду, украшали иконы и книги. Для украшения ювелирных изделий использовали разные техники:

Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;

Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;

Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки.

Таким образом, все эти иллюстрации говорят о высоком художественном вкусе и таланте русских ремесленников и о том, что город являлся центром ремесла.

Задание: соотнесите 2 столбика:

1.Зернь

а)украшение ювелирных изделий зернышками из металла

2.Филигрань

б)украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

3.Гравировка

в)ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки

1

2

3

а

в

б

Слово предоставляется заключительной группе.

Быт Шулик, Сорокина

Шулик: Люди жили как в городах, так и в сельских поселениях. Киев был большим и богатым городом. Даже дочь Ярослава Мудрого Анна, ставшая королевой Франции, была поражена убогостью Парижа по сравнению со столицей Руси.

В Киеве стояли золотые купола храмов, дворцы, золотые ворота.

Сорокина: Любимыми забавами богатых людей были пиры и охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, игрища. В семьях князей и бояр мальчика сажали на коня в 3 года, а в 12 лет молодых князей с боярами-советниками отправляли на правление городами.

Шулик: В сёлах и деревнях жили в избах, полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди боролись за существование - распахивали новые земли, разводили скот, охотились, бортничали и оборонялись от разбойников.

Сорокина: долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мёд, слагали песни, слушали былины, воспитывали детей.

Так, тяжкий труд, частые неурожаи воспитывали в людях упорство, постоянные опасности делали людей смелыми, а христианство воспитывало в людях доброту и любовь к ближнему.

Задание: соотнесите: пир, скачки, игрища, охота

Любимые занятия богатых людей

Простого люда

Любимые занятия богатых людей

Простого люда

Пир, охота

Скачки, игрища

Оцените выступление группы.

Закрепление:

тестовый контроль, самопроверка.

Проверь себя

    1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»

      1. Иордан

      2. Илларион

      3. Феодосий Печерский

      4. Нестор

    2. Что относится к жанру героического эпоса?

      1. Летописи

      2. Сказки

      3. Пословицы и поговорки

      4. Былины

    3. Как называлась славянская азбука?

      1. Кириллица

      2. Скоропись

      3. Латиница

      4. Буквица

    4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?

      1. Итальянским

      2. Византийским

      3. Хазарским

      4. Арабским

    5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?

А) Фреска

Б) Мозаика

В) Романская базилика

Г) Скань

Д) Витраж

Е) Крестово-купольный храм

Ключ:

1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ

Нет ошибок- «5»

1-2 ошибки «4»

3 ошибки «3»

2. При наличии времени для каждой группы, при отсутствии-каждой группе своё задание.

1.Напишите особенности древнерусской культуры.

1.Влияние византийской культуры.

2.Тесные связи со славянскими странами - Польшей, Чехией, Болгарией, Сербией.

3.Переплетение христианских и языческих традиций.

2.Решите кроссворд.

1.Живопись по сырой штукатурке.

2.Искусство строить здания.

3.Автор «Повести временных лет».

4. Исторический жанр древнерусской литературы.

1

ф

Р

е

с

к

а

2

а

р

х

и

т

е

к

т

у

р

а

3

н

е

с

т

о

р

4

л

е

т

о

п

и

с

ь

3.Напишите синквейн.

Синквейн

Примеры:

1.Культура.

древнерусская, христианская.

Просвещает, развивает, совершенствует.

Культура создана людьми.

Творчество.

2. Культура.

Общественная, современная.

Улучшает, развивает, помогает.

Создаётся веками.

Искусство.

3. Культура Материальная, духовная! Воспитывает, учит, совершенствуетКультура – историческая память человечества! Наследие!

V. Рефлексия. Возьмите в руки "Список покупок", Удалось ли вам приобрести задуманные покупки? Появились ли в списке полезные, но не запланированные покупки? Лишние? Почему?

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

История – это не только «дела давно минувших дней». Она в нас и вокруг нас,

наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее.

VII. Домашнее задание:

§ 13, ответить на вопросы, выучить новые слова.

Творческое задание: составить экскурсию в один из русских городов или деревню.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Древняя Русь. Восточнославянские племена" (3 класс)

Урок "Древняя Русь. Восточнославянские племена". 3-й класс

Цели:1. Формирование обществоведческих знаний об образовании Российского государства, первых русских князьях.

  1. Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.

  2. Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.

Ход урока

1. Введение в тему урока

1. Речевая разминка. Чтение стихотворения, написанного на доске

Россия, Русь - куда я ни взгляну...За все твои страдания и битвы -Люблю твою, Россия, старину,Твои огни, погосты и молитвы,Люблю твои избушки и цветы,И небеса, горящие от зноя,И шепот ив у омутной воды,Люблю навек, до вечного покоя...Россия, Русь! Храни себя, храни!(Николай Рубцов)

2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как вы думаете, почему поэт говорит о любви к стороне русской?

(Поэту дорога история его страны)

Мы – граждане России. Поэтому и должны знать историю своего Отечества.

- Что вы понимаете под выражением «история Отечества»

(Это то, что происходило в нашей стране в разные времена)

Действительно, это разные события, которые происходили в разные времена. Это быт, культура народов, населяющих Россию.

3. Вводное слово учителя.

В пятом классе у вас появится новый учебный предмет – история. А пока на уроках мы будем знакомиться с самыми значительными, интересными событиями из прошлого нашей Родины. Мы узнаем, как называлось наше государство в разные исторические времена. Узнаем, как жили и трудились люди, какие вещи их окружали. И сегодня мы должны ответить на следующие вопросы. (Вопросы на слайде)

2. Работа по теме

1 вопрос. Как люди узнают о прошлом?

- Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

(люди узнают о прошлом из книг, энциклопедий, от историков и археологов).

Давайте проверим наши рассуждения.

Работа в учебной тетради (2 часть, с.3№1) – заполнение схемы

Проверим нашу работу

2 вопрос. Как называли нашу страну в разные времена?

Чтобы понять, как образовалось Российское государство, нужно «перенестись в далёкие времена» сначала познакомимся с восточными славянами.

Работа по учебнику. (2 часть, с. 8, карта «Древняя Русь»)

Комментирование учителя.

Восточно – Европейская равнина. Именно здесь селились славяне. – Почему именно по берегам рек? (Это и занятие рыбной ловлей, и средство передвижения, и защита от внезапного нападения)

Поляне – заселяли правый берег Днепра. Обрабатывали поля. Древляне – правый, лесистый берег Днепра. Занимались охотой. Ильменские словене – у озера Ильмень и реки Волхов.

Вначале наши предки жили в землянках. Затем стали строить дома. В этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. В славянских посёлках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились высоким земляным валом для защиты от врагов.

Основным занятием славян было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свёклу. Разводили лён, коноплю. Занимались и скотоводством, разводили коров, свиней, овец, коз птиц. В качестве вьючных животных использовали волов и лошадей.

Орудиями труда были топор, мотыга, заступ, борона, серп, зернотёрка, жернова. Среди славян были охотники и рыболовы. Оружием были лук и копьё. Важная роль отводилось бортничеству – собиранию дикого мёда.

- Как вы думаете, кто стал потомками древних славян? Прочитайте об этом на с. 7

(Вывод: потомками древних славян стали русские, украинцы и белорусы.)

Рубрика «Опыт. Практическая работа» с.7

В те далёкие времена мелкие племена объединялись в более крупные. Как вы думаете, почему? (для того, чтобы стать сильнее)

Работа по учебнику, с. 7 - 3, 4 абзацы

- Какое общее название имели княжества?

Древняя Русь – это первое упоминание о нашем государстве.

Т с 3 №2

- С чем связано это название?

Вернёмся к нашему вопросу. Как называли нашу страну в разные времена?

Смогли мы на него ответить? (Нет. Мы узнали только о первом упоминании о нашем государстве в VIII – IX веках О других названиях мы пока не знаем).

Кто правил нашей страной в разные времена?

Что мы уже знаем о первых правителях?

Работа в группах по опорам в учебной тетради, с. 3.

Ответы детей с комментарием учителя.

862 г. – князь Рюрик. Эта дата – образование Древнерусского государства. Призван на княжение новгородцами Правил 17 лет. Начало строительства городов.

879 – 912 года. Князь Олег, вещий (языческий жрец). Сделал Киев столицей своего княжества. Заложил основы Киевской Руси.

912 – 945 г. Князь Игорь, сын Рюрика. Непомерной данью обложил древлян. За это и был убит ми.

945 – 964 г. Княгиня Ольга, жена князя Игоря. Отомстила древлянам за убийство своего мужа. Но славилась своей справедливостью. Первая правительница – христианка. Приняла крещение в Константинополе. В Киеве построила церковь святого Илии.

Святослав – сын Ольги и Игоря. Почти всё своё правление провёл в завоевательных походах, в одном из которых погиб вместе со своею дружиною.

Это первые правители русского государства.

3. Итог

Давайте ещё раз вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. 

- На какие из них мы нашли ответы?

- Какие вопросы требуют дальнейшей работы?

- О ком из первых правителей вам захотелось получить дополнительные сведения? Какими источниками вы можете воспользоваться?

И на последний вопрос мы получим ответ прямо сейчас.

- Что такое Родина?(это место, где мы родились, живём. Это место, где живут наши родные и близкие)

Чтение стихотворения Зои Александровой (слайд 9)

Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!

4. Домашнее задание

с.7 – учебник,

с.4, № 3 – тетрадь,

индивидуальные сообщения по желанию

infourok.ru

Конспект урока "Культура Древней Руси"

Тема: «Культура Древней Руси»

Класс: 6

Тип: Комбинированный

Цель: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.

Задачи:

1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

   Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

   Оборудование: альбомы, репродукции, фотографии, презентация, мультимедийный проектор.

План изучения новой темы:

  1. Что такое «культура». Происхождение и особенности древнерусской культуры.

  2. Фольклор.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество

  5. Художественное ремесло.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Правильно соотнесите события истории Руси со временами правления князей. 

Поработаем у доски, от каждой группы один человек. Обратимся к отрывку из «Повести временных лет» и отметим места правления сыновей Владимира на землях Древней Руси (по ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки). Зачитаем отрывок внятно и чётко.

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

3. Изучение новой темы

1. Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради).

- Что такое культура? (учащиеся дают ответы, учитель подводит итог)

1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. 

Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Устное народное творчество. 

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов.  И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. 

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты  опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу.  Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Запись в тетрадь Жанры литературы.

 

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых.  Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Илариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Сообщение ученика: Повесть временных лет

4. Зодчество.

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

5. Изобразительное искусство.

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).

6. Художественное ремесло.

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Работа со схемой:hello_html_6bfef5be.png

1.О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

2.Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени?

3.В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

4.Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.

5. Домашнее задание: параграф 7, вопрос 8 (письменно)

infourok.ru


Смотрите также