В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.
Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать")4. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.
Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.
Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.
Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он, в свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея5.
Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.
Считаем целесообразным охарактеризовать некоторые, наиболее известные, божества.
Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами(Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).
Во внешнем облике перечисленные и другие важнейшие качества Зевса проявляются в том, что его обычно изображают в виде могучего великана в расцвете сил с длинными волосами и бородой(символ житейской мудрости). Атрибуты Зевса – эгида, скипетр, иногда молот(символы верховенства власти).
Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона – пророчество, на Деметру – плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов6.
Тем не менее, некоторые элементы в образе Зевса являются рудиментами хтонической мифологии. Зевс нередко появляется в образе животных(похитил Европу, приняв облик быка), одна из ипостасей Зевса – чудовище Минотавр; Зевс живет в полигамном браке: у него три жены – Метида, Фемида и Гера(только с приходом патриархата люди все меньше вспоминают о многоженстве верховного бога).
Афина Паллада – в греческой мифологии богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел; воительница, покровительница городов и государств, наук и ремесел, ума, сноровки, изобретательности, дочь Геры(или океанидыМетиды)7. Любимая дочьЗевса.Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил ее, так как по предсказанию мойр(либо по словам самой Метиды) после Афины она должна была родить сына, который станет властителем неба. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказалГефестуразрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении, в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада.
Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.
Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий»(деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войныЭнейпривез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.
Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).
Ее постоянный эпитет – «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» — делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».
Афина - покровительница Афин. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холмеАреса, решали двенадцать богов, включая Зевса - чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде - создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).
Афина считалась основательницей государства, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Кроме того, Афина учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах8.
Помогала Гераклу,Прометеюв похищении огня для людей, а также покровительствовалааргонавтам,Одиссею,Ахиллу,Персею. Когда Персей победил горгонуМедузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит – эгиду.
Среди жертв Афины - царевна Арахна, превращенная богиней в паука, иТиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней.
Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.
Афродита – богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.
Покровительство любви проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.
Поступки Афродиты тоже в первую очередь связаны с покровительством в любви. Например, она обещает Парису любовь Елены и выполняет это обещание. Помогая любящим, Афродита наказывает тех, кто отвергает любовь. Она покарала Иполлиту и Нарцисса.
Фетишистским рудиментом в образе Афродиты является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения.
Святилища богини имелись в разных областях Греции.
Гермес – вестник богов, проводник душ умерших, покровитель путников, воров и торговцев. Он – посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.
Покровительство Гермеса проявляется в поступках бога. Он вручил Нефеле – матери Геллы и Фрикса златорунного барана, на котором дети спаслись от мачехи; Персею вручил меч для убийства Медузы горгоны; Одиссею помог избежать колдовства Кирки.
Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.
Гермес почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.
Гера в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса – в частности, к Гераклу, которому Гера чинит всяческие препятствия. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры – помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини – охраны прочности брачных уз. Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.
В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.
Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.
Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.
В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.
Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.
Аполлон – сын Зевса и Лето. В образе этого бога слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи9. Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.
В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном10.
В олимпийский период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.
Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.
Таким образом можно сказать, что Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики.
studfiles.net
Мифы и легенды древней Греции
Назад к разделу
Боги
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Назад к разделу
world-of-legends.su
Боги - олимпийцы - Мифы Древней Греции
Подробности Категория: Мифы Древней Греции
Боги - олимпийцы (миф древней Греции)
Самый могущественный из всех сыновей Крона – Зевс – остался на Олимпе, досталось ему по жребию небо, и отсюда он стал царствовать над всем миром.Внизу, на Земле, бушуют ураганы и войны, стареют и умирают люди, а здесь, на Олимпе, царит мир и покой. Никогда здесь не бывает зимы и морозов, не льют дожди и не дуют ветры. Золотое сияние днем и ночью разливается вокруг. В роскошных золотых дворцах, которые построил для них мастер Гефест, живут здесь бессмертные боги. Пируют и веселятся они в своих золотых чертогах. Но и о делах не забывают, ведь у каждого из них есть свои обязанности. Вот и сейчас позвала всех Фемида, богиня закона, на совет богов. Захотелось Зевсу обсудить, как лучше им управлять людьми.Сидит великий Зевс на золотом троне, а перед ним в просторном зале разместились все остальные боги. Возле его трона, как всегда, богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая Ника, богиня победы. Здесь же и быстроногий Гермес, посланец Зевса, и великая богиня-воительница Афина Паллада. Сияет своей небесной красотой прекрасная Афродита.Опаздывает вечно занятый Аполлон. Но вот и он подлетает к Олимпу. Три прекрасные Оры, которые охраняют вход на высокий Олимп, уже приоткрыли перед ним густое облако, чтобы освободить ему путь. И он, сияющий красотой, сильный и могучий, закинув за плечи свой серебряный лук, входит в зал. Радостно поднимается ему навстречу его сестра – прекрасная богиня Артемида, неутомимая охотница.И тут в зал входит величественная Гера, в роскошных одеждах, прекрасная, светлокудрая богиня, жена Зевса. Все боги встают и почтительно приветствуют великую Геру. Она опускается рядом с Зевсом на свой роскошный золотой трон и прислушивается к тому, о чем говорят бессмертные боги. У нее тоже есть своя постоянная спутница. Это легкокрылая Ирида, богиня радуги. По первому слову своей повелительницы готова Ирида лететь в самые отдаленные уголки Земли, чтобы выполнить любое ее поручение.Сегодня Зевс спокоен и миролюбив. Спокойны и остальные боги. Значит, все в порядке на Олимпе, и на Земле дела идут хорошо. Поэтому нет сегодня у бессмертных никаких огорчений. Они шутят и веселятся. Но бывает и по-другому. Если рассердится могущественный Зевс, взмахнет он своей грозной десницей, и тут же оглушительный гром сотрясет всю Землю. Одну за другой мечет он ослепительные огненные молнии. Плохо приходится тому, кто чем-то не угодил великому Зевсу. Бывает, что и безвинный становится в такие минуты невольной жертвой безудержного гнева повелителя. Но тут уж ничего не поделаешь!А еще стоят у ворот его золотого дворца два загадочных сосуда. В одном сосуде лежит добро, а в другом – зло. Зачерпывает Зевс то из одного сосуда, то из другого и бросает пригоршнями на Землю. Всем людям должно доставаться поровну и добра, и зла. Но случается и так, что кому-то достается больше добра, а на кого-то сыплется одно зло. Но сколько бы ни посылал Зевс из своих сосудов добра и зла на Землю, повлиять на судьбу людей он все-таки не в силах. Этим занимаются богини судьбы – мойры, которые тоже живут на Олимпе. Сам великий Зевс зависит от них и не знает свою судьбу.Одна из этих неумолимых богинь, Лахесис, еще до рождения человека вынимает ему, не глядя, жребий. Кому какая судьба достанется, так и будет. Ее сестра, мойра Клото, без устали прядет жизненную нить. Как только она обрывается, заканчивается и жизнь человека. Никто не может изменить ни судьбу, ни срок жизни, которые назначили человеку Клото и Лахесис, потому что есть еще и третья сестра, мойра Атропос. Она заносит в длинный список все, что назначили ее сестры. А то, что занесено в свиток судьбы, уже никогда не изменится.Много бессмертных богов и богинь живет на Олимпе. Есть среди них жестокие и злые, вот как Арес, например, бог несправедливой войны, и хоть и является он сыном громовержца Зевса, не любит его отец за кровожадность и свирепость. Ничто так не радует сердце злого и грозного Ареса, как кровь и стоны падающих в смертной битве воинов, не глядя разит Арес своим ужасным мечом и сеет вокруг себя смерть и разрушение. А есть и другие – светлые и добрые, как богиня счастливой судьбы Тюхэ. Ходит она по земле со своим рогом изобилия и осыпает счастьем всех, кто ей встречается на пути. Только ходит она почему-то тайными тропами, и никто не знает, где они находятся. Но зато если кто встретится с Тюхэ, тот всегда потом будет самым счастливым человеком на свете. Хоть и редко бывают такие встречи, но каждый человек надеется, что когда-нибудь встретит он на своем пути Тюхэ, прекрасную богиню счастья.
- КОНЕЦ -
www.planetaskazok.ru
Происхождение мира и богов | Мифы и легенды Древней Греции
Бог Крон - отец бога Зевса
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран-Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу - Арта, Бронта и Стеропа, и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них - Котта, Гиеса и Бриарея. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца, оскопил его и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных существ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца титан Крон.
www.ancientmyth.ru
Все самое интересное про богов древней Греции
Мифы и легенды о богах древней Греции
Практически каждый житель планеты хотя бы раз если не читал, то слышал о таких составляющих древнегреческой культуры, как мифы про богов древней Греции. Эпос древнегреческий богат разнообразными историями о подвигах, сражениях простых героев и о жизни и славе олимпийских богов. Знакомство с данной сферой искусство у многих начинается еще в раннем возрасте благодаря тому, что некоторые из мифов и легенд запечатлены в мультфильмах, сказках и в фильмах для детей.
Мифы и легенды про богов древней Греции
Все мифы древней Греции разделены на 2 части:
Часть первая посвящена богам и героям.
Часть вторая – древнегреческому эпосу.
Как становится видно, в первую половину мифов входят 2 подчасти, одна из которых повествует о богах, каждому из которых посвящен ни один миф и даже стихи про богов древней Греции.
Среди них особо следует отметить таких персонажей, как:
Зевс.
Аполлон.
Артемида.
Афродита.
Арес.
Гефест.
Деметра.
А другая половина повествует о таких героях, как:
Геракл.
Орфей.
Прометей.
Эвридика.
Геракл.
Входящий во вторую часть мифов древнегреческий эпос в свою очередь включает:
Фиванский и Троянский цикл.
Истории об Аргонавтах.
Историю Агамемнона и его сына Ореста.
Одиссею.
Истории про богов древней Греции
Мифы об аргонавтах
Каждое божество на Олимпе отвечало за определенную стихию, частью мира и жизнедеятельности.
Так, здесь можно было найти богов:
Солнца.
Неба.
Ночи.
Земли.
Огня.
Для справки. Связано это в большинстве своем с тем, что никаким другим образом люди не могли объяснить, почему с началом каждого дня приходит солнце, а к вечеру оно пропадает. Отчего на небесах начинают сверкать молнии, почему порой целыми месяцами стоит засуха или же наоборот льют непрекращающиеся ливни.
Древние же мифы, в которых будто бы по полочкам раскладывались все нюансы того или иного явления природы, давали ответы на эти вопросы.
Луна, Ночь, Солнце и Заря
По описанию смены дня и ночи можно проследить, как древние Греки представляли себе этот процесс.
Здесь отмечается несколько этапов, в которых принимали участие поочередно разные божества:
Путешествуя медленно по небесному своду, богиня ночи по имени Нюкта на колеснице, в которую запряжены черные лошади, приносит на землю тень. Ее темные одежды прикрывают всю землю, тьма окутала все вокруг.
Вокруг колесницы богини образуется толпа звезд, которая выливает на землю неправильно, беспорядочно мерцающий свет. Этим занимаются звезды-сыновья богини Зари. Многие из них усеивают всю ночь темное небо.
Но вот на востоке показывается небольшое свечение. Воспламеняет оно все сильнее и сильнее.
Для справки. Это восходит на небеса еще одна богиня Селена – богиня Луны. Круторогие быки медленно тянут ее колесницу по небу. Спокойная и величественная богиня проходит свой путь по небесам в белых длинных одеждах. В качестве головного убора на ней серп луны. Она светит на мирно спящую землю, заполняя все серебристым блеском.
Богиня Селена
После осмотра небесного свода, богиня луны спустится в глубокий горный грот в Карии. Там спит крепким сном красавец Эндимион. Селена любит его, поэтому, склоняясь над ним, она нашептывает ему самые ласковые слова любви. Но не слышит ее Эндимион, так как погружен в глубокий сон. Именно поэтому Селена всегда грустна и опечалена. Печален и ее свет, который льется на землю в ночное время.
Приближается утро. Селена уже давно сошла с неба. Ярко освещенный рассвет на востоке является предвестником Эоса-Фороса, утренней звезды. Именно она открывает ворота, из которых ежедневно выезжает Гелиос – Солнце.
В ярких шафрановых одеждах на крыльях розового цвета поднимается на небо богиня Заря и заливает его ярким розовым светом. Из золотого сосуда начинает Заря поливать, умывать Землю и все, что на ней находится – травы, цветы, деревья. Только после этого ритуала Земля оказывается готовой к встрече с Солнцем.
На крылатых 4 лошадях в сверкающей золотой колеснице, которая была выкована самим Гефестом, поднимается в небо сияющий бог. Вершины гор и холмов озаряются лучами восходящего Солнца, которые поднимаются так, как будто наполнены огнем. Звезды бегут с неба при виде бога солнца, пытаясь скрыться в тени ночи. Все выше поднимается в колесница Гелиоса. В лучистой короне и длинных сверкающих одеждах он мчится по небесному своду и проливает свои живительные лучи вниз, на землю, давая ей тепло, свет и жизнь.
Проложив свой ежедневный маршрут, бог Солнца опускается к водам Океана. Там ждет его золотой каноэ, в котором он плывет назад на восток, где находится его замечательный дворец. Богу Солнца дается целая ночь, в течение которой он там лежит и отдыхает для того чтобы на следующее утро взойти в прежнем блеске на небеса.
Зевс, Посейдон и Аид
Страсти Посейдона
Для того чтобы стать верховным богом, Зевсу пришлось отважиться на многие деяния. Самым главным из них стало свержение своего собственного отца Кроноса с небес. Для этого он прибегнул к помощи титанов, заточенных в подземелье. Но вопреки их ожиданиям, сразу же после того как Зевс добился своего, он отправил их обратно в заточение.
На этом борьба его не была окончена. Ведь Гея, мать Земля. Разозлилась на Зевса Олимпийского за то, что он сделал с ее детьми – титанами. Она вышла замуж за мрачного Тартара, в результате чего у них родился ужасный монстр Тифона.
Для справки. У него было 100 драконьих голов, даже воздух и земля дрожали в то время, как он издавал страшные звуки, в которых перемешивались голос людей, собачий лай, бычий рев, львиный рык и многие другие жуткие звуки.
Боги при виде его содрогались в ужасе, но смелый Зевс, не страшась, бросился на него, и загорелся бой. Опять же, сверкнула молния в руках Зевса, послышался гром. Земля и небесный свод сотрясались во время данной битвы. Яркий огонь снова вспыхнул на земле точно также, как и в борьбе с титанами. Казалось, что огонь стрел Зевса сможет сжечь даже воздух и темные грозовые тучи. В результате Зевс сжег все 100 голов Тифона, и он рухнул на землю. Тело чудовища было сброшено в мрачный Тартар. Именно поэтому, по мнению древних греков, на Земле возникают землетрясения, цунами и извержения вулканов.
Именно в Тартаре зародились такие чудовища, как:
Ехидны.
Женщины-змеи.
Страшный двуглавый пес Орф.
Адский пес Цербер.
Лернейская Гидра.
Химера.
Примечание. Так Олимпийские боги победили своих врагов. Никто другой не мог сопротивляться их власти.
С той поры Зевс и его братья Аид и Посейдон могли спокойно править миром:
Самый мощный из них, громовержец Зевс взял небо.
Аид - подземное царство душ умерших.
Посейдон – море.
Земля оставалась общей собственностью между ними, но по-прежнему царит над всем из них владыка неба, Зевс. Именно он правит людьми и богами. Посейдон в свою очередь является мирным царем, который не противоречит Зевсу.
Этим он и отличается от третьего брата Аида. Согласно мифам, ему не очень понравилось подобное распределение «ролей», по которому он должен был отвечать за переправу усопших через Стикс. Именно поэтому Аид стремился разными способами навредить Громовержцу Зевсу. Смотрите интересное видео о царстве Аида.