Столицы древней руси. Столица древней Руси: первая и очередные
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Город Владимир — древняя столица Руси. Столицы древней руси


Столицы России - это... Что такое Столицы России?

Столица России — главный город российского государства, административно-политический центр страны, в котором находятся высшие органы власти: резиденция главы государства (президента, монарха), парламент, министерства, верховный суд и проч.

На протяжении истории в России сменилось несколько политических столиц.

Официальная столица

Панорама Московского Кремля: вид на Кремлёвскую набережную.

Согласно статье 70 Конституции РФ, столицей Российской Федерации является Москва. В городе находятся высшие законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны (за исключением Конституционного Суда РФ, который с 2008 года располагается в Санкт-Петербурге), дипломатические представительства иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией Президента Российской Федерации.

Москва является самостоятельным субъектом федерации в статусе города федерального значения. Она также служит административным центром Московской области, в состав которой не входит, и Центрального федерального округа. Особенности правового положения Москвы как столицы регулируются федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации» и городским Уставом[1]. Из федерального бюджета Москве ежегодно выплачиваются субвенции, компенсирующие затраты, связанные с осуществлением столичных функций.

Исторически столичный статус закрепился за Москвой в XIV веке, в результате того, что московские князья возглавили процесс объединения раздробленных русских земель в единое государство. В период Российской империи столица была перенесена в Санкт-Петербург, но вновь вернулась в Москву после Октябрьской революции.

С советского времени и до настоящего момента Москва — главный экономический, финансовый, научный и культурный центр страны, а также важнейший транспортный узел. По объёму валового регионального продукта она занимает первое место среди всех субъектов федерации. Вокруг Москвы сложилась самая большая в России городская агломерация, в которой сконцентрировано более 10 % населения страны (ок. 16 млн человек)[2].

Исторические столицы

Ладога (862—864)

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Если верить данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород[3]. Популяризация Ладоги (ныне село Старая Ладога в Ленинградской области) как «первой столицы Руси» получила сильный толчок во время празднования её 1250-летия в 2003 году[4][5]. Однако не все историки признают за ней этот статус.

Среди новгородских и петербургских учёных данный вопрос является предметом своеобразного «местнического» спора[6], а их украинские коллеги относятся к нему с большой иронией[7].

В Санкт-Петербурге как общегородской праздник официально отмечается (15 августа) памятная дата «День Ладоги — первой столицы Руси, предшественника Санкт-Петербурга»[8].

Новгород (862—882)

Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород (совр. Рюриково городище, в 2 км от нынешнего центра города), куда в 862 году был призван на княжение Рюрик[9].

Вне контекста легенды о призвании варягов указание на первоначальное старшинство новгородского региона имеется как у арабского географа Ибн Хаукаля, который называет его (ас-Славийю) главным среди трёх центров русов[10], так и в сообщении Лаврентьевской летописи, где приводятся слова, с которыми в 1206 году владимирский князь Всеволод Большое гнездо отправлял собственного сына Константина в Новгород на княжение: «Сыну мой Констянтине! на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новъгород Великый старейшиньство имать княженью во всей Русьской земли: по имени твоем тако и хвала твоя, не токмо Бог положил на тебя старейшиньство в братьи твоей, но и в всей Русской земли; и яз ти даю старейшьньство, поеди в свой город».[11][12].

После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нём обычно правил старший сын великого князя киевского[13]. Соперничество двух столиц — северной и южной — стало характерной чертой русской истории и в последующие исторические эпохи[14].

Киев (882—1243)

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси[15]. С принятием Русью христианства в кон. X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени[16]. В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный»[17]. Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю[18]. В условиях разрастания княжеского рода управление Русью с сер. XI века приобрело форму сеньората: прерогативы верховной власти вместе с владением киевским столом переходили к генеалогически старшему князю[19].

В период политической раздробленности, который пришёл на смену относительно централизованному Древнерусскому государству и длился с сер. XII по нач. XVI века, Русь продолжала сохранять определённое единство в форме номинального политического главенства старейшего стола и его великого князя, сначала киевского, позднее владимирского и московского[20].

Для политической структуры Руси кон. XII — 1-й пол. XIII вв. было характерно существование четырёх влиятельных земель: Суздальской (Владимирской[21]), Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей[22]. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от первых четырёх. Внутри каждой земли существовали своя столица и подчинённые ей удельные столы.

Киевское княжество в этот период продолжало рассматриваться как общее владение княжеского рода, и право на получение столов в нём (т. н. «причастие») имели все главные ветви Рюриковичей[23]. Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель[24].

С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной[25]. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично[26]. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси»[27]. Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица[28].

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир[29]. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство[30].

Владимир (1243—1432)

Успенский собор во Владимире. Главный собор Северо-Восточной Руси и место, где великие князья Владимирские садились на престол

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Андрей стремился сделать Владимир равным Киеву и специально отстроил по столичному образцу[31]. В старой историографической традиции, восходящей к В. Н. Татищеву и Н. М. Карамзину, нежелание Андрея занять киевский стол в 1169 году трактовалось как обретение Владимиром статуса столицы в общерусском масштабе. Однако в современной литературе этот вывод поддержки не находит[32]. Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу[33] и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.

Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка[34], и отныне владимирские князья стали именоваться «великими»[35].

После Монгольского нашествия (1237—1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла — Улуса Джучи или Золотой Орды. Центр последней находился в Нижнем Поволжье, в городе Сарай-Бату (в районе совр. с. Селитренное в 80 км от Астрахани), а позднее в Сарай-Берке (ныне село Царёв Ленинского района Волгоградской области). Власть русских князей стала зависеть от санкции ордынских ханов. В русских источниках они именовались «царями» — высшим титулом, ранее прилагавшимся только к византийским и германским императорам. Именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси» [36]. Но их реальный контроль ограничивался территорией Северо-Восточной Руси и Новгородом.

Владимирский стол с санкции Орды получал один из удельных князей Северо-Восточной Руси. После смерти Александра Невского князья перестали лично сидеть в городе. Совершив там обряд интронизации, они оставляли наместника и возвращались в родовое княжество. Такая система напоминала ситуацию, ранее существовавшую в масштабе всей Руси. Но в отличие от Киевского Владимирское княжество не считалось общеродовой собственностью, а управлялось великим князем единолично. Это давало носителю данного титула реальный перевес над остальными князьями. Ожесточённая борьба, часто сопровождавшаяся опорой на татарские войска, была характерным явлением следующего столетия[37].

В XIII веке владимирским столом владели князья Твери, Костромы, Переяславля и Городца. В XIV — Твери, Москвы и Суздаля. С 1363 года его занимали только московские князья, с 1389 года он стал их наследственным владением. Тем самым Владимирское и Московское княжества фактически слились. Владимир перестал быть местом коронации и превратился в провинциальный город. Хотя в великокняжеской и царской титулатуре он по традиции ещё очень долго упоминался на первом месте[38].Последним князем, прошедшим интронизацию во Владимире, был Василий II (1432 год).[39]

Столицы Южной Руси

Вне традиционной иерархии княжений Рюриковичей оказалась Юго-Западная Русь — Галицко-Волынское княжество. Его правитель Даниил Романович в 1254 году принял из рук папы римского титул короля Руси. В отличие от других русских земель здесь не сложилось представления о старшинстве какого-либо одного стола, владение которым делало бы его обладателя сюзереном над остальными родичами[40]. Княжество не имело постоянной столицы[41]. Галицко-Волынское государство просуществовало до сер. XIV века, а затем, после пресечения русской княжеской династии, было поделено между Польшей и Литвой.

Во 2-й пол. XIII — нач. XV вв. южные и западные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского со столицей в Вильно, расположенной за пределами исторической Руси. Местные княжения при этом ликвидировались или передавались в удел литовским князьям, но русское боярство и городские общины полностью сохраняли свои привилегии. Литовские великие князья из династии Гедиминовичей выступали реальными соперниками Москвы в деле объединения Руси. В 1385 году Литва заключила унию с Польшей и литовская знать обратилась в католичество, что впоследствии привело к полному слиянию двух государств и возникновению неразрешимых конфессиональных противоречий.

Москва (1389—1712)

Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. До монгольского нашествия в городе не было княжеского стола. Он на короткое время учреждался в 1247—1248 и был ликвидирован по смерти занимавшего его князя. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы[42].

Сыновья Даниила — Юрий Данилович и Иван I Калита вступили в борьбу за великокняжеский ярлык с тверскими князьями и за время нахождения на владимирском столе значительно расширили великокняжеские владения. В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

Однако до тех пор, пока право на великое княжение зависело от воли хана, положение московских князей оставалось непрочным. После внезапной смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий Иванович (будущий Донской) и ярлык на Владимир достался Дмитрию Константиновичу Суздальско-Нижегородскому. Этот момент совпал с началом в Орде длительной усобицы, что дало возможность московскому боярству получить ярлык от другого претендента на ханский престол и отстоять владение Владимиром с помощью военной силы (1363). Последующие ордынские ярлыки, выданные фактическим правителем западной части Орды — Мамаем в 1370, 1371 и 1375 годах Михаилу Александровичу Тверскому были Дмитрием проигнорированы. Под эгидой Москвы сложилась устойчивая коалиция, включавшая в себя все земли Северо-Восточной Руси, а также часть верховских и смоленских княжеств. С этими силами Дмитрий принудил к покорности оставшуюся без союзников Тверь и нанёс историческое поражение ордынской армии Мамая в Куликовской битве в 1380 году.

Итогом правления Дмитрия Донского стало признание владимирского стола «отчиной» — то есть наследственным владением московских князей. Переход был признан Литвой (1372) и Тверью (1375, 1384) и получил санкцию со стороны Орды (1383). В 1389 году Дмитрий передал Владимир по завещанию своему сыну Василию I[43]. «Улан царевич, (хана Золотой Орды Махмета) торжественно посадил Василия Василиевича Тёмного на трон великокняжеский в Москве, в храме Богоматери у златых дверей. С сего времени (1432) Владимир утратил право города столичного, хотя в титул Великих князей всё ещё именовался прежде москвы.»[44] Объединение Руси завершилось в правление Ивана III и Василия III включением в состав Московского государства Новгорода (1478), Твери (1485) и ликвидацией формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1518). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.

В 1547 году Иван IV принял царский титул.

В 1564—1581 годах фактической «столицей» и «столицей» «опричнины» с резиденцией Ивана Грозного была Александровская слобода (ныне город Александров).

В 1612 году при польской оккупации Москвы в Смутное время фактической «столицей» страны служил Ярославль, где были сформированы временное Земское правительство (Совет всея земли) и его вооружённые силы (Народное ополчение).

Санкт-Петербург/Петроград (1712—1918)

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город.

В 1728 году столица фактически была перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году Петербургу был возвращен столичный статус.

Императорский двор и правительство переехало в город единовременно в 1732 году[45].

Москва (с 1918)

12 марта 1918 года решением Советского правительства столица России перенесена в Москву. В 1922 Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала одновременно и столицей Советского Союза.

Столицы союзных государств с участием России

Штаб-квартира координирующих органов региональной межгосударственной (международной) организации СНГ, в которой состоит Россия, находится в Минске. Межпарламентская ассамблея стран СНГ находится в Санкт-Петербурге.

С 1997 года Россия является членом не имеющего официальной столицы конфедеративного (в будущем — федеративного) Союза России и Белоруссии с технической «столицей» в Минске (по месту пребывания координирующих органов).

Временные и потенциальные «столицы»

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • Вязьма с 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года была фактической «столицей» России, когда царь Алексей Михайлович перевел её сюда из Москвы, где свирепствовала чума. В город прибыла вся царская семья и патриарх Никон.
  • Екатеринбург (Свердловск) — идея переноса столицы РСФСР в Свердловск рассматривалась несколько раз:
  • Нижний Новгород — столица Нижегородско-Суздальского великого княжества в 1350—1425 гг., предполагался на роль столицы в государстве декабристов.
  • Новосибирск — возможное местопребывание парламента и правительства России, по предложению нескольких областных Советов рассматривавшееся Р. И. Хасбулатовым и А. В. Руцким в случае принятия решения о дальнейшем противодействии роспуску Верховного Совета Б. Н. Ельциным в 1993 году.
  • Омск — местопребывание с 9 октября 1918 года объединённого всероссийского антибольшевистского правительства (Омская Директория, затем Белое Верховное А. В. Колчака) во время Гражданской войны.
  • Самара (Куйбышев):
    • первое местопребывание всероссийского антибольшевистского правительства, образованного 8 июня 1918 года депутатами Всероссийского Учредительного собрания и называвшегося Комитетом членов Учредительного собрания (Комуч) в начале Гражданской войны;
    • согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны «Об эвакуации столицы СССР из Москвы» от 15 октября 1941, в Куйбышев были перемещены часть ЦК ВКП(б), Совнарком, Президиум Верховного Совета СССР, наркоматы, ЦК ВЛКСМ, исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым, дипломатические миссии зарубежных государств (включая, США, Великобританию и Японию). Специально для Сталина в кратчайшие сроки был построен бункер. Роль временной «столицы» Куйбышев исполнял в период с 1941 по 1943 год.
  • Таганрог — являлся фактической «столицей» Российской империи с сентября по ноябрь 1825, во время проживания в нём императора Александра I; в 1918—1919 гг являлся ставкой (практически — столицей) А. И. Деникина, стоявшего во главе ВСЮР (Вооруженных Сил Юга России). Планировался Петром Первым в качестве столицы России, но из-за военных поражений от этой идеи пришлось отказаться в пользу Санкт-Петербурга.
  • Тверь — центр Тверского княжества с 1247 г., в 1304—1327 гг. был «столицей» русских земель.
  • Улан-Удэ (Верхнеудинск) — первая столица Дальневосточной республики (апрель 1920 г. — октябрь 1920 г.)
  • Уфа — второе местопребывание с 23 сентября 1918 года всероссийского антибольшевистского правительства (Уфимская Директория, преобразованная из Комуча) во время Гражданской войны.[46]
  • Чита — вторая столица Дальневосточной республики (октябрь 1920 г. — ноябрь 1922 г.)

См. также

Примечания

  1. ↑ Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 26.06.2007) «О статусе столицы Российской Федерации». Устав города Москвы, глава 11.
  2. ↑ Городские агломерации России//Демоскоп 25 января — 7 февраля 2010 № 407—408
  3. ↑ «Повесть временных лет» по Ипатьевскому списку; Кирпичников А. Н. К вопросу о первой столице Руси // Український історичний журнал. № 3, 2008. С.10-13.
  4. ↑ Владимир Путин нашел новую столицу под Санкт-Петербургом
  5. ↑ Президент распорядился…
  6. ↑ Интервью В. Л. Янина во время празднования 1150-летия Новгорода
  7. ↑ Толочко П. П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. СПб.,2005. C.12. («В России озаботились поиском древнейшей столицы Руси на собственной территории»).Ричка В. М. Блукаючя столиця (до питання про появу столицi у середньовiчнiй Русi // Український історичний журнал. № 3, 2008. С.13-17
  8. ↑ Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге» (в редакции 2010 года)
  9. ↑ «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку; Новгородская I летопись Как показывают археологические исследования, на своём нынешнем месте Новгород существует только с X века. Летописные упоминания о нём в более раннее время относятся к Городищу.
  10. ↑ Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв. — М., 1965.
  11. ↑ Азбучный список русских князей до монгольского ига. Михаил Погодин
  12. ↑ Статья 6714 Лаврентьевской летописи
  13. ↑ В Новгороде побывали старшие сыновья и будущие киевские князья: Святослав, Владимир, Ярополк, Вышеслав Владимирович (Киев не занимал, т.к умер при жизни отца) и Ярослав Мудрый. Старшим сыном был и изгнанный новгородцами в 1136 году последний киевский наместник — Всеволод Мстиславич. Следующее столетие новгородцы приглашали на княжение представителей из разных русских земель. Князь избирался на вече и его власть серьёзно ограничивалась местным боярством. Со 2-й пол. XIII века Новгород за редким исключением признавал верховенство владимирских, а затем, соответственно, московских великих князей и в 1478 году был присоединён к Московскому княжеству.
  14. ↑ Журавлева О. М. «Голова» и «сердце» России // Родина, № 1, 2003 Ср. Киев — Владимир в домонгольский период раздробленности, Москва — Петербург в Новое время.
  15. ↑ «Повесть временных лет», статья 6390
  16. ↑ Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. С.112-113.
  17. ↑ Там же. С. 105—107.
  18. ↑ В ПВЛ выражение приписывается Олегу. Помимо этого оно встречается в «Слове на обновление Десятинной церкви» (сер. XII века), Стихире службы св. Владимиру, Службе на память освящения в 1051/1053 году церкви святого Георгия в Киеве, 26 ноября. «Метрополией» и «соперником Константинополя» называет Киев Адам Бременский (XI в.). Назаренко А. В. Указ. соч. С.107-108, 112.
  19. ↑ Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели — реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- М.,2009.
  20. ↑ Черепнин Л. В. К вопросу о периодизации истории СССР периода феодализма / / Известия АН СССР. Серия истории и философии. — 1952. — Т. ІХ. — № 2. — С.120
  21. ↑ В летописях земля и её князья по традиции именовались «суздальскими», несмотря на то, что столицей княжества был Владимир. С кон. XIII в. установилось название «великое княжение Владимирское». В исторической литературе регион чаще всего обозначается термином «Северо-Восточная Русь».
  22. ↑ Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.181.
  23. ↑ БРЭ. Том «Россия». М.,2004. С.276; Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.181.
  24. ↑ БРЭ. Том «Россия». М.,2004. С. 275.
  25. ↑ Там же.
  26. ↑ Например, Мстислав Романович (1212—1223), возглавивший как киевский князь общерусский поход против монголов на Калку.
  27. ↑ Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. — С.57.
  28. ↑ Ивакин Г. Ю. Історичний розвиток Києва XIII — середина XVI ст. К., 1996 Представление о номинальном первенстве Киева не исчезло и в XIV веке, хотя в реальности он уже был провинциальным городом в составе Литвы.
  29. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.29.
  30. ↑ Там же. С. 30.
  31. ↑ Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). М.,2001. С.72-73.
  32. ↑ Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.6.
  33. ↑ Пресняков А. Е. Княжье право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.,1993. — С.469.
  34. ↑ БРЭ. Том Россия. М.,2004. С.272.
  35. ↑ Там же. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.151.
  36. ↑ Первым бесспорным обладателем был Михаил Ярославич Тверской, занимавший Владимирский стол в 1304—1318 гг. (Конявская, Е. Л. Научная конференция "К 700-летию принятия титула «Великий князь всея Руси» / Е. Л. Конявская; фот. И. В. Лобановой // Древняя Русь. — 2006. — № 2. — С. 115—118)
  37. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.75.
  38. ↑ Кучкин В. А., Синицына Н. В. Владимирское великое княжество // Православная энциклопедия.
  39. ↑ Сел на престол во Владимире 5 октября 1432 года. (В. Д. Назаров. Василий II Васильевич // БРЭ. Т.4. М.,2006. - С.629.
  40. ↑ Котляр Н. Ф. Странствующие дворы галицких князей // Древнейшиие государства государства Восточной Европы: 2009: Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен. М.,2010. С.454.
  41. ↑ Там же. С.456
  42. ↑ Горский А. А. Москва и Орда. М.,2005. С.30-40. Большая часть бояр была выходцами из Южной Руси.
  43. ↑ Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича (13 апреля — 16 мая 1389 г.). Горский А. А. Москва и Орда. М.,2005. С.118.
  44. ↑ == Литература == Предания Веков / Карамзин Н. М. -М.:Изд.-во Правда, 1988.- с.394 С 1432 года Москву можно назвать столицей юридически. Но в Москве до этого времени уже находился княжеский двор, монетный двор, литейные цеха и резиденция митрополита. Москва также являлась центром торговли и лучшие ремеслинеки и купцы стекались на Красной площади.
  45. ↑ Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  46. ↑ Акт об образовании всероссийской верховной власти, принятый на государственном совещании в Уфе

Ссылки

dic.academic.ru

Город Владимир - древняя столица Руси |

В двух очерках Ел. Блиновой рассказывается об интересных и важных исторических периодах в жизни нашего края. В первом — о том, как город Владимир стал столицей древней Руси; во втором — о грозном для Родины XIII веке и о славных делах великого русского полководца Александра Невского, княжившего во Владимире в течение одиннадцати лет.

В «Летописи событий» тем же автором сделана попытка представить в наиболее полном объеме историческую хронологию по Владимирскому краю с самых отдаленных времен до нашего времени.

Более тысячи лет назад, в IX веке в Восточной Европе сложилось огромное славянское государство — Киевская Русь.

Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор — до Урала.

В конце X — первой половине XI века Киевская Русь, как отмечал К. Маркс, вступила в период своего расцвета, став самым крупным и могущественным государством в Европе. Оно не было ни украинским, ни белорусским, ни великорусским, а являлось общей исторической колыбелью этих славянских народов. Но Киевское государство оказалось недолговечным. Развитие феодальных отношений в нем привело к образованию местных экономических и политических центров. С ростом и укреплением их падало значение Киева.

Результатом развития феодальных отношений явилось усиление эксплуатации трудящегося населения сел и городов. Уже в XI веке в Древнерусском государстве происходят открытые выступления угнетенных классов против феодалов. Первое крупное движение «мятеж великий» в Суздальской земле относится к 1024 году.

В борьбе со всеми проявлениями антифеодального протеста феодалы энергично укрепляли аппарат власти в разных частях Руси.

В результате феодального дробления на территории Руси в XI—XII веках сложилось свыше десяти феодальных княжеств.

Крупнейшими из них стали: Новгородское, Полоцкое, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Черниговское.

Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включая Устюг и Белоозеро на севере.

Владимиро-суздальские князья стремились подчинить себе соседние народы. На востоке и северо-востоке их власть распространялась на волжско-камские (мордовские и марийские) и подвинские земли. Издавна по Волге плавали корабли. Русь торговала с народами Кавказа, с которыми поддерживались и культурные связи.

Северо-Восточная часть территории Древнерусского государства отличалась некоторыми особенностями в социально-политическом развитии.

Она была сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства и менее зависела от власти киевского князя. Бояре-землевладельцы фактически являлись хозяевами этого края. Политическими центрами здесь были Ростов, цитадель «старого боярства», и Суздаль. К XII веку в крае произошли существенные изменения. Резко увеличилось население прежде всего в результате колонизации из других районов Древнерусского государства, особенно тех, которые подвергались нападениям кочевников-печенегов, половцев.

Это привело к появлению новых групп населения, не связанных со «старым» ростовским боярством и независимых от него, возникли новые города, важнейшим из которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе.

Владимиро-Суздальская земля становится вотчиной переяславского князя Владимира Мономаха в конце XI века. Владимир Мономах родился в 1053 г. Его отцом был Всеволод, любимый сын одного из могущественных киевских князей Ярослава Мудрого, а матерью — принцесса Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах с большой дружиной несколько раз бывал в своих северо-восточных владениях.

Во время одного из таких походов, с целью дальнейшего укрепления и защиты своей вотчины — Ростово-Суздальской земли — от разорительных набегов других князей-феодалов, Владимир Мономах на месте поселка землевладельцев и ремесленников на левом, возвышенном берегу реки Клязьмы основал новый город.

Владимир Мономах, хорошо знавший Киев, его укрепления, выбирал возвышенное место и для нового города с тем, чтобы естественные рубежи можно было усилить дополнительными укреплениями.

Было это в 1108 году. Город получил имя — Владимир.

Последние годы своей жизни Владимир Мономах был великим князем киевским и делами своих северо-восточных владений почти не занимался.

Политический вес и значение Владимиро-Суздальской земли резко возрастают в княжение Юрия Долгорукого — младшего сына Владимира Мономаха.

Юрий был в курсе всех бурных событий, происходивших в древнем Киеве в связи с борьбой за великое княжение, и в то же время он обживал и свою вотчину — Владимиро-Суздальскую землю. Он распространил свое влияние на Новгород, Муром, Рязань, установил прочный союз с Галицкой землей. С именем Юрия Долгорукого связано строительство новых и укрепление существующих городов.

Основание Юрием Долгоруким Москвы — одна из самых видных страниц его деятельности. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом.

Результаты произведенных за последние годы раскопок позволяют заключить, что еще задолго до того здесь существовал ремесленный поселок наших далеких предков — вятичей, а в западной части Боровицкого холма — небольшая крепость.

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

book33.ru

Назови столицу Древней Руси. - Other

Я любил читать в детстве былины. Могучие и бесстрашные витязи, которые были надёжными защитниками нашей земли, снились мне по ночам. В этих фольклорных, эпических песнях фигурировали имена богатырей, возможно, собирательные. Но вот города, которые упоминаются в былинах, существуют и поныне. Это относится и к столице Древней Руси.

Древняя Русь и её стольный град

Львиная доля историков Древнюю Русь называют Киевской Русью. А всё от того, что первым значимым городом, который уже можно было назвать столичным — стал Киев. Как город он стал известен во второй половине девятого века. Есть легенда (почти миф), что его основал полянский князь Кий, вместе со своими братьями — Щеком и Хоривом.

Мы, живущие в современном мире, с его сложными геополитическими образованиями, должны чётко понимать, что страны под именем Киевская Русь не существовало. Можно сказать, что так величают отрезок времени до татаро-монгольского нашествия, когда несколько восточнославянских племён объединились.

Тем не менее именно Киев называют «матерью городов русских». Каждый князь в то время жаждал занять киевский стол.Интересные факты о Древней Руси:

  • есть версия, что первой столицей был город Ладога;
  • тюрки именовали Киев — Манкерман;
  • изначально Киев был пограничной крепостью.

Другие столицы Древней Руси

Когда ушёл Ярослав Мудрый, на Руси вспыхнули междоусобные войны: князья делили землю. Каждый из них получал какой-то город под своё начало. Постепенно слава и значимость Киева померкла. Да тут ещё и татаро-монгольское вторжение!

В 13 веке столицей Древней Руси стал город Владимир (он и сейчас носит такое название). Здесь сохранились многие архитектурные памятники тех времён, несмотря на то, что город сильно пострадал под ударами Батыя.

Не менее значимым был Новгород. Это тоже своего рода столица, потому что новгородское княжество долгое время было самым независимым на Руси.

К сожалению, история тех времён предстаёт перед нами часто в лубочном варианте. Очень много было искажений и переоценок минувших событий.

travelask.ru

Ладога столица древней Руси - Ветковское Упование

Здесь я описал свои хожденияпо Старой Ладоге, пока еще там не начался археологический сезон вместе с туристическим. Сейчас нашел прекрасную статью в сети (видать совсем недавно вывесили), с которой я ознакомился еще давно, но в журнальном варианте.В частности выполняю просьбу znitsa поведать об малых городах русского севера :)

БЫЛА ЛИ ЛАДОГА СТОЛИЦЕЙ РУСИ?

Дмитрий МАЧИНСКИЙ

Нижеследующий текст является итогом не заинтересованного в тех или иных выводах исследования, поскольку автор не поклонник круглых дат и помпезных юбилеев. Некоторые излагаемые ниже факты, а также их взаимосвязь до сих пор, в силу определенных исторических обстоятельств, остаются неизвестными даже некоторым специалистам, не говоря уж о широком круге читателей, интересующихся историей России.

Наиболее полный и логичный рассказ о начале русской государственности содержится в так называемой "Повести временных лет" (далее – ПВЛ), общерусском летописном своде, составленном в Киеве в начале XII в. и вобравшем в себя летописные и иные записи (как новгородские, так и киевские) конца Х–XI в., а также устные предания IX–Х вв., как северного(ладожско-новгородского), так и южного (киевского) происхождения. ПВЛ сохранилась во многих списках, из которых семь признаются наиболее достоверными и привлекаются для воссоздания первоначального текста ПВЛ.Три древнейших списка ПВЛ датируются в диапазоне 1377–1425 гг.

В пяти из семи списков первым городом, где "сел" приглашенный на княжение Рюрик, т. е. столицей, названа Ладога. (Таковы следующие списки: Радзивилловский, Московский Академический, Ипатьевский, Хлебниковский и Летописец Переяславля-Суздальского).

Ни в одном из семи списков(в их первоначальных древних текстах) первой столицей не назван ни Новгород, ни иной пункт. В двух списках название города, где "сел"Рюрик, намеренно опущено. В одном из этих двух, Троицком, над именем Рюрика позднее и другим почерком было написано "Новг.".

В нынеутраченных древних списках ПВЛ, которые успел использовать в своей"Истории Российской" первый русский историк В. Н.Татищев, также в качестве первой столицы упоминалась только Ладога.

Даже опущение имени Ладоги в двух списках говорит в пользу того, что в летописях, с которых копировались эти списки, имя Ладоги было. Вероятно, переписчики1377 г. и позже уже были знакомы с местной новгородской легендой о первоначальном приходе Рюрика в Новгород и, встречая в летописи имя малоизвестной в это время Ладоги, опускали его.

Приведем наиболее полный текст сказания о начале русской государственности по Ипатьевскому списку (ок. 1420 г.), выделяя в нем хронологически последовательные блоки событий.

"В лето 6370 (862 г.). И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И небе в них правды. И въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша.

И ркоша: "Поищем сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядил по ряду, по праву". И идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахутъ ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее,друзии же оурмани, аньгляне, иней и готе, тако и си. Ркоша русь, чюдь,словене, кривичи и вся: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжит и володеть нами".

И изъбрашася трие брата с роды своими и пояша по собе всю русь, и придоша к словеном первее, и срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий,Синеусъ, на Беле озере, а третей, Труворъ, в Изборьсце. И от техъ варягъ прозвася руская земля.

По дъвою же лету умре Синеусъ и брат его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Илмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и Новъгород, и седе ту княжа".

Перед нами явно запись эпического предания, передававшегося устно и обладающего внутренней логикой, соразмерностью и ритмом.

Последующий рассказ ПВЛ о Рюрике завершается сообщением о его смерти в 879 г. и о передаче им княжения своему родичу Олегу, под покровительство которого он отдает малолетнего сына Игоря.

То, что Рюрик первоначально"седе" (сел) в Ладоге, означает, что в Ладоге он "седе на столе", т. е.на том особом княжеском сидении (прообразе трона), от которого и происходит слово "столица". Важно, что крепость в Ладоге в земле"словен" строит не только Рюрик, а все три брата "с роды своими" и со"всей русью", т. е. она создается как центральная крепость всего формирующегося раннегосударственного образования. При этом сказано, что Рюрик дает городку у Илмеря имя "Новгород", но не сказано, что он дает имя Ладоге. Создается впечатление, что поселение Ладога под этим именем существовало и до Рюрика, а он лишь построил здесь (или возобновил)крепость. Это предположение подтверждается вариантом чтения в летописях, которыми пользовался Татищев: "и утвердиша город Ладогу", т.е. "укрепил город Ладогу".

Отметим, что в пяти из семи достовернейших списков ПВЛ (в том числе в трех древнейших) первой в числе этносов, которые приглашают заморскую "всю русь", названа некая местная "русь", явно (как и Ладога) существовавшая и до Рюрика. Такое понимание подтверждается словами "поищем сами в собе князя", говорящие о том, что заморская "вся русь" не чужая для восточноевропейских этносов, возглавляемых своей местной "русью" и, возможно, "словенами".

Столичный статус Ладоги, а также другие данные, содержащиеся в тексте ПВЛ,находят подтверждение в иностранных источниках и в археологии. Три скандинавские "саги о древнейших временах", повествующие о событиях IX– начала Х в. и во многом родственные древнейшим сказаниям, сокращенно изложенным летописцем, всегда называют резиденцией конунга (т. е.столицей Гардарики (Руси) Альдейгью/Альдейгьюборг (Ладогу), а не Хольмгард (букв. "островной двор" – как скандинавы называли "Рюриково городище", а позднее собственно Новгород). Более того, в "Саге о Хрольве Пешеходе" (прототипом героя которой послужил знаменитый Ролло,основатель герцогства Нормандии) рассказывается о длительной его борьбе за обладание столицей конунга Альдейгьей, а в конце сообщается, что он сам "сел на стол" в Хольмгардаборге. Таким образом, подтверждается намеченная летописью общая тенденция к переносу столицы в глубь страны,подальше от набегов викингов, из Ладоги в район Новгорода, а затем в Киев. События, лежащие в основе этой саги, относятся к рубежу IX–X вв.В саге имеется термин, переводимый как "главное место сидения конунга",т. е. место, где, согласно летописи, князь "седе на столе" – иными словами, столица. Несомненно, Рюрик, "садясь" в Ладоге, лишь продолжал существовавшую задолго до него традицию, отраженную в скандинавских сагах.

Есть серьезные основания полагать, что глава Волховско-Ильменской Руси уже за поколение до Рюрика претендовал на титул более высокий, чем князь или конунг. Во франкских "Вертинских анналах" сообщается, что в 839 г. к императору Людовику Благочестивому вместе с послами византийского императора Феофила прибыли из Константинополя послы "хакана" народа "Rhos", оказавшиеся при проверке этническими "свеонами" (шведами). Посольство "хакана" выехало из Русине позже 838 г. и возвращалось назад через Рейн, по пути, ведущему в"Варяжское море", т. е. на север Руси. Как явствует из всей суммы археологических источников, никакого другого достаточно крупного военно-торгового центра, кроме Ладоги, где бы уже в 830-е гг.скандинавы составляли значительную часть социальной верхушки общества,на территории Руси не существовало. В частности, в 830-х гг. еще не существовал единственный серьезный конкурент Ладоги на титул первой столицы Руси – "Рюриково городище" у истоков Волхова. Так что резиденция "хакана народа рос" в 830-х гг. могла находиться лишь в районе современной Ладоги. Сам титул "хакан" говорит об ориентации"народа рос" на контролируемые каганом хазар волжско-донские торговые пути, ведущие в страны Арабского халифата, а также о зарождении смутных"имперских амбиций" у русов уже в первой трети IX в., поскольку этот титул со времени Тюркского каганата VI – VII вв. был иерархически сопоставим с титулом "император". Позднее титулом "каган" митрополит Илларион в XI в. именовал и Владимира, и Ярослава Мудрого.

Примерно к этому же времени (830 – 850-е гг.) восходит сообщение арабоязычного писателя Ибн-Хордадбеха о том, что русы "из отдаленнейших земель славян" через земли хазар привозят в Багдад лучшие меха и мечи и торгуют там, выдавая себя за христиан.

"Житие св. Ансгария"(крестителя Швеции) рассказывает о походе и нападении в 851–852 гг.войска датчан, находившегося у города Бирки (центральная Швеция), на некий "далекий город в пределах славян", в котором, учитывая существование традиционного торгово-военного пути между Биркой и Ладогой, естественно видеть последнюю (гипотеза А. Н. Кирпичникова).

Все эти новые и косвенные свидетельства письменных источников о событиях в Поволховье находят убедительные подтверждения в данных археологии. В соответствии с ними, Ладога с окружающими ее городками и расположенными вдоль Волхова и Сяси своеобразными культово-погребальными сооружениями– "сопками" уже в первой половине IX в. была центром раннегосударственного полиэтничного организма со своеобразной языческой религией. В 850–860-х гг. в Поволховье зарывается и не изымается из земли значительное количество кладов, что говорит о дестабилизации обстановки. В Ладоге в 850-х гг. происходит пожар, после чего в ее материальной культуре ощущается новое усиление "скандинавской традиции"(в том числе в горизонте Е-2 появляется древнейшая руническая надпись-заклинание). Где-то между 863 г. и 870 г. еще более сильный пожар уничтожает горизонт Е-2 в Ладоге, после чего археологически фиксируется продолжение жизни на поселении в горизонте Е-1, а затем некоторое ослабление ее интенсивности. Также в последней трети IX в. на другом берегу Волхова напротив Ладоги возникает чисто скандинавский могильник с захоронениями в ладьях, существующий здесь в течение первой половины Х в. В одном из женских погребений некрополя обнаружены обломки двух фризских кувшинов, орнаментированных серебристой фольгой,с явственным изображением креста. Полагают, что такие кувшины использовались при литургии и нахождение их в женских могилах Швеции говорит о результатах христианизаторской деятельности св. Ансгария.

Самое богатое погребение могильника (по-видимому, вождя скандинавской дружины) в деревянной камере с остатками сожженной ладьи над гробовищем принадлежит мужчине 60-ти лет, погребенному около 890–895 гг.

Наконец,начиная с 870-х гг. наблюдается не прерывающаяся до начала XI в.интенсивная жизнь и строительство на военно-торговом укрепленном поселении "Рюриково городище", заслуга исследования которого принадлежит Е. Н. Носову, убедительно доказавшему, что оно и является древнейшим "Новъгородом" ПВЛ, расположенным у "Илмеря" (Ильменя) и "над Волховом", т. е. второй резиденцией Рюрика и второй столицей формирующейся Руси, вероятно, первоначально называвшейся финно-скандинавским именем "Невогард" ("болотный двор" – т. е.резиденция на холме среди болотистой поймы) и скандинавским"Хольмгард". Самое высокое всхолмление у истоков Волхова, вероятно,издавна использовалось для кратковременных остановок на водном пути.Однако некоторые немногочисленные находки на "Рюриковом городище"позволяют лишь условно говорить о начале жизни на нем с 850-х гг., а весь богатый массовый вещевой материал, в частности, хорошо датируемые бусы и гребни, относится ко времени не ранее горизонта Е-1 Ладоги, т.е. начиная от 870-х гг. и позднее.

В самом Великом Новгороде не обнаружено слоев, достоверно датируемых по сохранившимся бревнам ранее950-х гг. Тонкий культурный слой под древнейшими деревянными постройками позволяет опустить дату начала непрерывной жизни в Новгороде не ранее, чем до 930-х гг. Так что все празднуемые страной и Новгородом годовщины зарождения Руси и Новгорода в IX в. должны впервую очередь соотноситься с Ладогой и "Рюриковым городищем".

Всвязи с вышесказанным обратимся ко второй, условно "новгородской",версии зарождения русской государственности и возникновения первой столицы Руси. Эта версия особенно хорошо представлена и разработана в списках новгородской летописной традиции, древнейшим из которых является Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (далее НПЛм), созданный около 1450 г.

По этой версии,приглашенный Рюрик сразу "седе... в Новегороде". Но весь рассказ НПЛм носит явные следы сокращения, нарушающего логику эпического предания.Так, в этой версии не упомянуты ни русь в числе этносов, приглашающих Рюрика с братьями, ни "вся русь", которую привели с собой братья.Последняя заменена на "дружину многу и предивну" – от последнего эпитета веет сказочностью. Зато на первое место выдвинуты "новгородстии людие". В итоге становится малопонятной почти дословно совпадающая с"ладожской" версией фраза концовки: "И от тех Варяг... прозвашася Русь".

И последующий рассказ о Рюрике сокращен настолько, что в варианте НПЛм попросту отсутствует упоминание о смерти Рюрика и о родственных связях Рюрика и Олега.

"Новгородская" версия явно возвеличивает роль Новгорода и новгородцев и уменьшает или игнорирует роль местной "руси"и Ладоги, заморской "всей руси" и Рюрика.

Однако, утвердив Новгород в роли первой и единственной столицы при Рюрике, НПЛм в дальнейшем невольно проговаривается об особой и важной роли Ладоги в системе складывающегося русского государства. Пересказывая легенду о походе Олега на Царьград (реально имевшем место в 907 г.), НПЛм сообщает, что Олег после победоносного похода, проехав через Киев и Новгород, возвращается именно в Ладогу, где его и хоронят. Создается впечатление, что главной резиденцией рода Рюриковичей и главным местом их захоронения еще в начале Х в. была Ладога и ее окрестности. Это подтверждается тем, что ни первая, ни вторая версии "легенды о призвании" не сохранили никакой памяти о могиле Рюрика, что было бы невозможно, если бы он был похоронен в окрестностях Новгорода.Вероятно, Олег был похоронен в Ладоге потому, что там был погребен и его знаменитый родич. Стоит обратить внимание на сообщение одной компиляции 1492 г. из летописных данных, сохранившейся в позднем и неисправном списке: "...умре Рюрик в войне в Короле...". С Карельского перешейка проще довезти тело вождя до Ладоги, чем до "Рюрикова городища".

Эти данные и основанные на них предположения находят подтверждения в археологическом материале. Именно возле Ладоги в урочище Плакун существовал скандинавский могильник последней трети IX–первой половины Х в., на котором встречены и могилы знати. При этом никаких достоверных следов дружинного могильника в окрестностях"Рюрикова городища" и Великого Новгорода пока не обнаружено.

Не затрагивая здесь проблему происхождения этнонима "русь-рос", давшего имя государству, остановимся на содержании его по данным письменных источников и археологии. В первой половине IX в. этим словом обозначался господствующий в Поволховье и на прилегающих территориях этносоциум, сплавленный из скандинавов и славян, с возможным включением балтов и финнов и занимавший среди других славяно-балто-финских этносов Северо-Запада ведущее положение в торговых операциях, в собирании дани,в военных и дипломатических акциях. Глава этого этносоциума "сидел" вЛадоге/Альдейгье и настаивал на том, чтобы на "международной арене" его именовали не конунгом и не князем, а тюркским титулом "хакан". В 850-х гг. чувствуется вторжение в Поволховье новой волны скандинавов,разрушивших сложившуюся ситуацию и, видимо, уничтоживших мужскую часть правящей династии, – отголоски этих событий имеются и в скандинавских сагах о конунгах Альдейгьи, и в летописном рассказе ПВЛ и НПЛм о нападении заморских варягов. Какая-то часть северной руси предпринимает в 860 г. поход вниз по Днепру на Константинополь, окончившийся неудачей, за чем последовало оседание части руси в Киеве (сведения иноземных источников и летописей). В результате для восстановления разрушенной системы даней и торговли по Волго-Балтийскому пути потребовалось приглашение на договорных началах авторитетного знатного вождя из Скандинавии, первоначально осевшего в древней столице – Ладоге(вероятно, в середине 860-х – начале 870-х гг.). Все эти события усиливали скандинавский компонент в составе "руси", однако последующее перенесение столицы к истокам Волхова, в земли "словен", а затем и в Киев, к полянам, привело к новой и, в конце концов, полной славянизации"руси", давшей свое имя и государству.

Представление о трех последовательных столицах Руси – Ладоге, Новгороде (Рюриковом городке)и Киеве – в равной степени основаны на устном эпическом предании,зафиксированном летописью. Однако именно в случае с Ладогой летописные данные о ней как о поселении, существовавшем до Рюрика и ставшим первой его столицей, находят полное подтверждение в свидетельствах археологических и иноземных письменных источников, позволяющих утверждать, что Ладога была столицей некого протогосударства,возглавляемого этносоциумом русь/рос еще до прихода Рюрика.

Представление о Ладоге как первой столице Руси полностью разделяли великие русские историки В. Н. Татищев, С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Ладога была и столицей Руси в первый период ее становления как государства, и первыми ее "воротами в Европу и из Европы" (морские суда в VIII–Х вв.спокойно доходили до Ладоги). Позднее столица Руси-России перемещается в глубь евразийских просторов (Рюриков городок, Киев, Владимир,Москва), а сама страна достигает на востоке Тихого океана и Амура. И только после этого столица России возвращается практически к исходной точке – только с учетом изменения водного режима и глубины осадки судов несколько ближе к морю – на Неву вместо Волхова. И возникает Санкт-Петербург, по точному слову А. С. Пушкина, – "окно в Европу",которое пока так и не удается превратить в нормальную "дверь".

Оригинал здесь.

vetkovec.livejournal.com

Города в Древней Руси

В 1478 году, при Иване III Новгород стал частью единого Русского государства.

Изборск

Летописец сообщает: «Еще не было Пскова, а был в той земле первый город по названию Изборск».

Археологическими раскопками, проведенными под руководством советского археолога Валентина Васильевича Седова, в Изборске раскрыты древние жилища, мастерские, хозяйственные постройки, остатки мощных укреплений. Жители Изборска из болотной руды выплавляли металлы, изготавливали оружие, орудия труда, украшения, занимались ткачеством, косторезным и деревообрабатывающими ремеслами. Важными отраслями были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Дома здесь рубили из толстых бревен, ставя строения прямо на поверхность земли. В них устраивались деревянные полы.

Уже к IX столетию в Изборске были сооружены и первые укрепления - поселение кольцом окружал высокий вал. За ним в два, а то и в три ряда располагались жилища. Центральная площадь поселения использовалась для собраний, языческих церемоний, торговли. Здесь оплакивали умерших, вершили суд, принимали важные решения, совершали жертвоприношения. Отсюда уходили в походы, сюда возвращались - с радостью побед или горечью поражений.¹

Киев

В целом Древний Киев (ок. Х в.) рисуется как город с ремесленным производством и торговлей, но едва ли со значительным ремесленным населением. Киев стоял на важнейших торговых путях «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород и этим самым привлекал к себе внимание князей, обосновавшихся на севере. Уже в начальный период существования - Киевской Руси - Киев занимал значительную территорию. Как и большинство славянских городов, он был укреплен земляным валом с деревянными стенами и окружен глубоким рвом.

В середине XII века Русь вступила в период политической раздробленности, и значение Киева несколько упало, но он по-прежнему привлекал внимание русских князей, которые неустанно вели борьбу за владение им. В конце XII века Киев утрачивает значение политического центра древней Руси и становится центром Киевского удельного княжества. В тоже время он оставался одним из центров русской культуры: здесь существовали государственные школы, велась переписка книг и составлялись библиотеки, писались летописи и создавались произведения духовной и светской литературы. Высочайшего уровня достигли живопись, прикладное и ювелирное искусство. Роковым для Киева стал 1240 год: в декабре к его стенам подошли полчища хана Батыя, и после героической обороны, длившейся, по словам летописца, десять недель и четыре дня, город был захвачен и разрушен, большинство его жителей погибло. С уходом монголо-татар жизнь в городе начала постепенно возрождаться, и уже через пять-шесть лет Киев имел немалое население. Налаживалась экономика и международная торговля. Киев посещали купцы из Польши, Германии и других стран.

Москва

Впервые этот город упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом, хотя, конечно, город возник раньше летописного упоминания. Располагалась Москва в обжитой местности, на берегу реки, бывшей водным торговым путем.

В конце XI века Москва представляла собой небольшой городок с укрепленным центром на Боровицком холме и ремесленно-торговым посадом. На рубеже XII - XIII веков это был уже значительный город Владимиро-Суздальской Руси. Не миновало город монголо-татарское нашествие: как и большинство городов Руси, Москву захватили и сожгли войска хана Батыя. Оправиться от ордынского разгрома городу удалось довольно быстро. Этому помогло его расположение на пересечении торговых дорог. В первой половине XIII века Москва становится центром самостоятельного удельного княжества. Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который 33 года мирно княжил в Москве. Московское княжество в начале XIV века значительно увеличило территорию, присоединив к себе Переяславль. Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила во время княжения Дмитрия Донского. В XV веке, во времена правления Ивана III, процесс объединения русских земель был практически завершен. Вместо разрозненных княжеств образовалось единое Русское государство. Москва превратилась в столицу огромной державы. Каждый правитель, великий князь, царь или император, вносил в облик Москвы что-то новое. При Иване IV на Красной площади был поставлен Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного. В годы царствования Ивана Грозного в Москве начала работать первая русская типография. 

biofile.ru

Столица древней Руси: первая и очередные

Интерес к истории славянских племен, в частности восточной ветки, сегодня возрастает с каждым днем. Регулярно в прессе появляются теории и гипотезы, которые ломают установленные факты, опровергают их или же подтверждают. Споры идут вокруг вопроса, какой город носил титул столица древней Руси. Попробуем разобраться в этом.столица древней руси

Предания старины глубокой

Если верить преданиям и летописям, дошедшим до нас из глубины веков, то именно Киев был матерью городов русских. Полянские князья объединили племена славян и заложили на горе город, который объявили своей резиденцией. Примерно с пятого столетия (дата основания современной украинской столицы) город рос и развивался, а с ним крепчала и страна. Когда на крутые берега Днепра высадились варяги, Киев уже был известным торговым центром региона. Рюриковичи многое сделали для основания государства и для его высокого авторитета в средневековом мире.

Государство росло, и в нем жило много потомков княжеского рода. Каждый хотел править и основывал города, в которых объявлял себя князем. Так, первая столица древней Руси получила не столько подспорье, сколько соперников. И когда богатство и мощь Киева угасли, нашлось большое количество городов, которые начали именовать себя стольными. Вместо Киевского княжества, которое утратило свое первенство, на мировую арену вышли другие: Смоленское, Новгород-Северское, Рязанское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, а позже и Московское. Поэтому и столица древней Руси была не одна.древние столицы руси

Златоверхий Киев

Если учитель на уроке истории обратится к ученику с вопросом, назови столицу древней Руси, он не колеблясь, ответит, что это Киев. Златоверхий город стоит на семи холмах, подобно Риму, Иерусалиму или Константинополю. Он имеет необычайно выгодное географическое положение и лежит на перекрестке важнейших торговых путей. С момента своего основания до времен монголо-татарского ига и разрушения его ханом Батыем, он играл исключительную роль в жизни региона. Поэтому на 1020 год столица древней Руси – это Киев.

Восстав из пепла, он хоть и попал в зависимость от более сильных соседей, но все же рос и развивался, не теряя своего прекрасного лица. Однако все равно в памяти народа город остался главным, так как в нем сосредотачивалась культурная и духовная жизнь.1020 год столица древней руси

Великий Новгород

Его история начинается примерно на рубеже девятого и десятого веков. Хотя археологи предполагают, что на территории современного Новгорода люди селились намного раньше, чем принято думать. Это город, основанный славянами, был построен по примеру Киева. Здесь воздвигли похожий Софийский собор, дворище, просторную площадь для народных собраний. Эта столица древней Руси с момента основания выступала как богатый торговый город с особенной культурой, демократией и нравами. Но все же он платил дань Киеву и отправлял своих дружинников по требованию стольных князей.

Когда Киев пал под ударами монголов, Новгороду удалось спастись. Это позволило ему возвыситься над остальными русскими княжествами, а Новгородская республика еще долго расцветала и тонула в роскоши.какая столица древней руси

Другие столицы

Некоторые исследователи выделяют четыре столицы древней Руси. Это:

  • Киев;
  • Новгород, названный позже Великим;
  • Старая Ладога;
  • Владимир.

Первые два града мы рассмотрели. В XI веке (1020 год) столица древней Руси – город Киев, и был он главным до тех пор, пока его не захватили в 1240 году монголы. С той поры средневековое государство прекратило свое существование, а посему разговор о главных городах его бессмысленны.четыре столицы древней руси

Ладога и Владимир-на-Клязьме

Старая Ладога сегодня – это небольшая деревня, в которой осел Рюрик на два года перед тем, как был призван в Новгород. Именно пребывание легендарного князя дает право отнести град к числу столиц древнего государства. Однако существует одно но, так как археологи подтверждают, что город был основан варягам, а население состояло преимущественно из выходцев из Скандинавии. Остальные древние столицы Руси такие, как Новгород, Владимир и Киев были воздвигнуты и населены славянами, потому имеют больше прав именоваться главными городами. Да и государства как такового тогда еще не существовало, оно возникло позже, когда Вещий Олег вступил в град Кия.

Владимир - город, который выбрал для себя князь Андрей Боголюбский после похода на Киев. Княжество в то время было могущественным и богатым, поэтому звание стольного града подарило Владимиру-на-Клязьме еще больший расцвет. Это было начало строительства соборов и храмов, роскошных дворцов. В начале четырнадцатого века сюда переносится митрополия. После монгольского вторжения и возвышения Москвы Владимир постепенно утратил свое фактическое главенство, но оставался столицей формально.

Вместо послесловия

Мы рассмотрели древние столицы Руси, которые были официально признаны таковыми. Это старинные поселения с богатой историей и красивыми легендами. На их территории и сегодня можно увидеть величественные сооружения, которые напомнят о былой славе. Все они в свое время играли важную роль в жизни средневекового государства восточных славян. А сегодня они привлекают туристов уникальными достопримечательностями, которые возводились лучшими мастерами в Европе.

Какая столица Древней Руси? Вы не услышите единого ответа, ведь каждый град достоин носить это звание, как и много других городов, которые были столицами удельных княжеств, они и сегодня являются жемчужинами на карте мира.

загрузка...

aikido-mariel.ru


Смотрите также