Политика древний рим. Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э. (стр. 1 из 8)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сайт для детей Джерри.ру - сказки народов мира, авторские сказки, мифы. Политика древний рим


34. Завоевательная политика Древнего Рима. Создание провинций.

Войны Рима (кон. VI – нач. III в. до Р. Х.) (Ранняя республика). Главным объектом завоеваний в период войн, начатых Римом в республиканский период, была земля, необходимая для решения проблемы земельного голода. Войны являлись формой внутрииталийской колонизации. В республиканскую эпоху практически неизвестны случаи вывода колоний за пределы Италии, поскольку римляне стремились сохранить внутренне единство с италиками и народностями, попадавшими в их подчинение.

В конце VI в. римляне вели войны с этрусками. Римлянам удалось разгромить этрусков, лишь заключив союз с латинами (508).

С бывшими союзниками, жившими в близлежащих районах, римляне вели латинские (V–IV вв. до Р. Х.) и самнитские (IV) войны. При покорении инородных областей они действовали по принципу – «разделяй и властвуй», за счет предоставления различных прав тем или иным колониям.

Гражданский статус человека складывался из двух компонентов: прав, связанных с общественной и частной жизнью. В общественной жизни гражданин имел право голоса на собраниях и избрания на государственную должность. Политические права римляне неохотно предоставляли союзникам. В частной жизни граждане могли заключать законный брак и юридические коммерческие сделки. Права, касавшиеся личной жизни и имущественных отношений, даровались более широко. Получение гражданских прав становилось целью для многих союзников.

В период латинских и самнитских войн союзники лишались части земли и права ведения самостоятельной внешней политики, отныне переходившего Риму, а также обязывались участвовать в войнах на его стороне. Гражданское полноправие союзникам было недоступно, так как с ним было связано освобождение от налогов. Впрочем, включение малого числа союзников в число даже неполноправных граждан являлось нарушением основополагающего принципа античной государственности, согласно которому полис должен быть замкнут, автономен и невелик по размерам. Получить гражданство в Афинах чужеземцу было практически невозможно – в Риме же предоставление гражданства стало политическим орудием в отношении союзников. Расширение Рима вело к концу его существования как замкнутого общества, как полиса.

Римляне воевали с галлами (кельтами), пришедшими с Дуная и поселившимися на территории современной Франции. Они обосновались в Северной Италии, покорив области этрусков и долину реки По. В 390 г. в сражении на реке Аллии (один из притоков Тибра) галлы одержали крупную победу над римлянами, затем двинулись на Рим и взяли его. Оставшиеся в живых римские воины укрепились на Капитолийском холме и, устав от ратных трудов, однажды ночью заснули в момент начавшегося штурма крепости. Но внезапно на Капитолии проснулись посвященные Юноне гуси, которые громко загоготали и этим спасли Рим. Несмотря на всю красочность легенды, более вероятно, что римляне откупились и галлы ушли, после чего в течение восьмисот лет в Рим не ступала нога иноземного солдата. Потенциальная угроза кельтского нашествия создавала необходимость объединения с местными племенами, поэтому римляне заключили временные договоры с латинами и самнитами.

В начале III в. были покорены греческие колонии Южной Италии. Они пребывали в постоянных раздорах, облегчивших римское вторжение, и не обладали имевшейся у Рима постоянной армией, пользуясь услугами наемников. В частности, для войны против римлян греки пригласили эпирского царя Пирра, мечтавшего, по примеру Александра Македонского, создать огромную державу и присоединить к ней Италию. Но уже в 279 году, после тяжело давшейся победы при Аускуле, заявил…, откуда пошло выражение «Пиррова победа». В 275 году римляне разгромили Пирра близ местечка Малевент («плохой воздух»), переименованного победителями в Беневент («хороший воздух»). Пирр покинул Италию – вскоре завершились и последние крупные войны на ее территории: весь Апеннинский полуостров объединился под властью Рима примерно к 265 г. до Р. Х.

Завоевания Рима II в. до Р. Х. (Поздняя республика). Создание римских провинций. С начала II в., ко времени завершения пунических войн, Рим превратился в единственную крупную державу Средиземноморья. До середины II в. он еще воевал с Македонией и царством Селевкидов, но, по выражению современника событий греческого историка Полибия, с этого времени началось всемирное владычество Рима.

Изменились и отношения с покоренными областями. Ранее пунических войн римляне не приобретали земель вне Италии. С середины II в. произошло размежевание державы на две части: Италию и провинции (первоначальное значение слова «провинция» – поручение военного характера, то есть круг деятельности должностного лица, с III в. до Р. Х. так назывались покоренные области вне Италии), которые возникли в эпоху пунических войн, – первой провинцией в 227 г. до Р. Х. стала Сицилия. В Италии, кроме собственно римских граждан, находились родственные им италийские союзники, которые обладали самостоятельным управлением, не облагались налогами и пользовались определенной автономией в рамках римского государства. Провинции с самого начала создавались как области для выкачивания материальных и людских ресурсов. Они назывались «поместьями римского народа» и выплачивали постоянные подати в виде «десятин» – десятой части урожая. Провинциями управляли наместники преторского ранга, являвшиеся на местах полными хозяевами. Они творили много беззаконий, грабя области и распоряжаясь жизнью и смертью жителей. Кроме наместников, существовали откупщики, которые вносили в государственную казну сумму в размере собираемого с провинции налога, а затем направлялись в данную область и взыскивали с жителей гораздо больше, чем полагалось по закону. Провинциалы ничего не могли противопоставить насилию и самоуправству наместников и откупщиков.

Македония и царство Селевкидов были последними самостоятельными и цивилизованными государствами Средиземноморья, после подчинения которых Рим либо усмирял имевшиеся провинции, либо покорял области, занятые варварами, продвигаясь в Галлию, Германию, Британию и Испанию. Македония превратилась в провинцию, разделенную на четыре области (союзы городов). Прежнее территориальное деление упразднялось, вводились прямые налоги.

В это же время произошло окончательное подчинение Греции. В 146 г. до Р. Х. был разгромлен Ахейский союз, разрушен его центр Коринф, а жители города обращены в рабство. Все греческие союзы распускались, а во главе новой области были поставлены римские наместники. Вводился единообразный политический строй, что означало отказ от признания формальной автономии греческих государств, хотя Афины и Спарта сохраняли номинальную независимость. С 146 г. Греция называлась областью Ахайя в рамках провинции Македонии. Спустя почти век, в 27 г. до Р. Х., она была выделена в отдельную римскую провинцию под тем же названием Ахайя.

Завоевания II в. до Р. Х. не были результатом продуманной военной политики Рима в лице сената, основной целью которого являлось благополучие римского народа. Первоначально римляне обеспечивали собственную безопасность на окружавших Рим землях. Смирив и ослабив ближайших соседей, возникла необходимость обезопасить себя от более крупных противников вне полуострова – тогда начались пунические войны. И только после покорения Греции и Македонии Рим осознал себя мировой державой. Расширение границ вело к трансформации существовавшего республиканского строя, уже не удовлетворявшего потребности нового государства. Кризис республики стал очевиден в конце II в., когда возникла необходимость перейти к новым формам правления.

studfiles.net

Социально-политическая культура Древнего Рима

Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.

  • Первые цари были из этрусков, предпоследний из них Сервий Туллий провел государственную реформу, в ходе которой вся территория Рима была поделена на 4 округа (или трибы). Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные - пролетарии - выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа Сервия Туллия ограничивала власть патрициев - членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников же были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.

  • В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне-представители "римского народа", которые избирались либо по сотням (центуриям) или по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право "вето". Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов - заведовавших казной; цензоров - выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).

  • Советники императоров всегда имели юридическое образование. Надо сказать, что Рим дал миру два вида права - частное и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.

Рим знал огромное число мощных восстаний рабов. Восстание под руководством раба Спартака блестяще отражено в художественной литературе, кинематографе и музыкално-хореографическом искусстве. Социально-экономическими причинами разрушения римской государственности считают: рабство, которое подрывало экономику и жизненные устои страны. Крупные землевладельцы получали огромные прибыли от дешевой рабочей силы. Им не было резона ни трудиться, ни развивать технику и технологию, ни совершенствовать труд рабов и развиваться самим; рабам не было смысла работать лучше, т.к. от их усердия и качества труда в их жизни ничего не изменялось, они рождались и умирали рабами, не могли иметь семьи и собственности; свободные крестьяне не могли улучшить свою жизнь, конкурируя с огромными богатыми латифундистами, которые производили дешевые продукты и товары. Крестьяне разорялись, пополняя либо ряды рабов, либо люмпенов в городах. Эта огромная армия, ничем не занятых людей, в целях заработка шла на любые сделки: служила лжесвидетелями, проститутками, продавала свои голоса на выборах, доносила, воровала. Она жила на крохи от раздач денег и пищи богатыми людьми, триумфов полководцев, на государственные пособия. Отсюда пошло известное выражение: "Плебс съел Рим". Кроме того, с 3 в до н.э. Рим, также как и другие государства, стал подвергаться систематическому нападению кочевых племен, натиск которых становился все сильнее, а экономические и военные возможности Рима уменьшались. Римские провинции, стремились к самостоятельности, поднимали восстания и отделялись. Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византия).

studfiles.net

Древний Рим

Глава 2

Античный мир

Традиционно изучение истории Древнего мира начинается с истории восточных деспотий: Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Но история коммуникации на Востоке будет рассмотрена в отдельной главе (см. гл. 7). Поэтому предметом настоящей главы является социальная коммуникация в Древней Греции и Риме.

Главной отличительной чертой античного общества был гораздо более высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях, и это имело большое значение для развития коммуникации, способствовало достаточно четкому разграничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.

Политическая коммуникация в Древней Греции

В Греции, в отличие от современных ей восточных деспотий, сложилась политическая система, которую можно назвать демократической, причем даже в тех государствах, в которых формально существовала монархия или тирания. Именно демократия стала основой развития системы разносторонней публичной коммуникации.

Некоторое исключение, впрочем, составляло Критское государство, существовавшее до XIV в. до н. э. Его цари (миносы) считались, подобно египетским фараонам и китайским императорам, детьми богов и являлись посредниками между своими подданными и богами. Царь Крита был верховным жрецом, а жизнь царского семейства состояла из ежедневных многочисленных ритуалов, направленных в первую очередь на поддержание сакрального образа августейшего семейства. Так, царь и члены его семьи должны были проводить священные церемонии, питаться только из старинной посуды и пр. Дворец миносов Лабиринт отличался великолепием, что должно было, в том числе, и производить впечатление на иноземцев, прибывавших на Крит. Неслучайно он фигурирует в древнегреческих мифах и даже само слово «лабиринт» стало нарицательным. Крит как единое государство резко отличался от полисов (городов-государств) материковой Греции и имел больше сходств с восточными монархиями. Общество Крита делилось на два неравные части: с одной стороны — царское семейство и его приближенные, с другой — остальные подданные, не игравшие значительной роли в управлении.

Совсем иная система государственного управления сложилась в материковой Греции. В Спарте, например, цари являлись такими же членами коллегии эфоров, как и другие ее члены, избиравшиеся народом. Монархам и тиранам древнегреческих полисов (Афины, Фивы, Коринф, Спарта и др.) постоянно приходилось соотносить свои действия с мнением народа, который представлял собой не сплошную массу, подчинявшуюся воле правящей верхушки, а совокупность индивидов, имевших право голоса на народных собраниях и право участия в управлении — в случае их избрания в органы власти. Поэтому народные собрания имели столь большое значение и проходили довольно часто: по словам Аристотеля, афинское народное собрание созывалось 40 раз в год.

Собрания проводились в установленном порядке (созывались органами власти — ареопагом, советом и т. п., — глашатаи информировали народ об их проведении), но не имели четкого регламента. В результате каждый участник собрания в любой момент мог взять слово и обратиться с речью к остальным. В «Илиаде», например, описанию подобных собраний отведено немало места, и, что примечательно, на них выступают не только цари и герои Агамемнон, Одиссей, Ахилл и др., но и простые воины, например Терсит. Отсутствие четкого порядка проведения собраний приводило к тому, что нередко ораторов прерывали выкриками, замечаниями, репликами, просто не давая говорить. Поэтому Платон, в частности в диалоге «Протагор», упрекал афинян в том, что они нередко брали слово только ради того, чтобы просто обратить на себя внимание, а Демосфен в своих речах призывал сограждан сначала выслушать, а затем «поднимать шум».

Собрания, с одной стороны, позволяли властям выяснить реакцию общества на те или иные властные решения и действия, с другой — способствовали появлению «профессиональных политиков»: ораторов, предводителей общественных кланов и групп. Такие лица назывались демагогами, и в Греции это слово поначалу не несло негативной нагрузки: «демагогия» означала управление народом, ведение его за собой. Но уже Аристотель в IV в. до н. э. определял демагогию как заискивание перед народом и искусство манипулировать им.

Народ (демос) неоднократно одерживал верх над аристократией, что приводило к власти как коллегиальные органы (Совет пятисот), так и отдельных лиц: Пизистрата, Клисфена, Перикла. Именно под давлением демоса Солону пришлось принять новые законы, уничтожить кабальные записи и реформировать систему управления (594 г. до н. э.). Древнегреческие тираны вынуждены были считаться с народной оппозицией и, в полной мере осознавая опасность ее влияния на народ, всячески старались ослабить ее: например, коринфские правители успешно применяли практику выселения представителей оппозиции в колонии: на Сицилию и другие средиземноморские острова.

Избираемые органы власти в Греции отличались многочисленностью. Например, известно, что в Афинах население составляло около 35 тыс. чел., из них 20 тыс. являлись государственными служащими или представителями избранных органов. Одна только гелиэя (суд присяжных) состояла из 6 тыс. членов! Не участвовать в политической жизни общества для граждан было просто невозможно. С одной стороны, «интеллектуальная элита» призывала граждан к политической активности: так, Аристотель в своей «Политике» заявляет о необходимости участия граждан в политической жизни общества. С другой стороны, власти сурово наказывали за уклонение от исполнения гражданского долга: еще Солон постановил, что гражданин, не примкнувший ни к одной из противоборствующих фракций, лишался имущественных прав!

Уже древние греки оценили важность репутации для карьеры того или иного политического деятеля. И, как это обычно бывает, в первую очередь стали выискивать способы ухудшать репутацию политических противников, а не улучшать свою собственную. В результате в Древней Греции оказалась весьма распространена деятельность так называемых сикофантов — профессиональных обвинителей. Изначально они были именно обвинителями лиц, совершивших реальные преступления, но впоследствии просто стали искать, кого бы и в чем обвинить. Несмотря на низкую репутацию сикофантов (нередко занимавшихся обыкновенным шантажом и вымогательством), их обвинения часто влекли за собой серьезные последствия для обвиняемых, особенно если у последних были влиятельные враги. Жертвой подобных методов (получивших название «диффамация») пал, например, блестящий оратор Андокид, обвиненный в нечестии и вынужденный в 415 г. до н. э. покинуть Афины, причем разбирательство его дела с перерывами тянулось 16 лет. Несомненно, обвинения в религиозных преступлениях послужили удобным поводом для его противников избавиться от влиятельного врага. Еще более известен пример с Алкивиадом (451–404 до н. э.) — выдающимся полководцем и политическим деятелем, учеником Сократа, который, несмотря на свои воинские заслуги, был обвинен в уголовном преступлении и вынужден был покинуть Афины, найдя убежище у их врагов: сначала в Спарте, затем — в Персии. Другим весьма эффективным методом стало распускание слухов: те же сикофанты перед тем, как обвинить кого-либо перед официальными лицами (Советом пятисот, гелиэей, ареопагом), нередко распускали слухи в публичных местах, заранее подготавливая почву для своих выступлений и обеспечивая себе поддержку общественности в кампаниях против того или иного лица.

Главными центрами политической коммуникации были: агора — рыночная площадь, служившая также местом расположения главных городских зданий, святилища и храмы, театры, а также… бани и гимнасии (залы и площадки для спортивных упражнений). Последние во все времена являлись весьма характерным местом собраний для решения важных вопросов и общения: именно в гимнасиях начал распространять свое учение Сократ.

Роль политической коммуникации в Древней Греции весьма ярко отражена Аристотелем в трактате «Политика»: «Государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… причем больше других, к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

Особенности политической коммуникации в Древнем Риме

О политической коммуникации в Риме периода Царства и Ранней республики (753–146 до н. э.) известно крайне мало, и сведения эти во многом легендарные. Все же можно сказать несколько слов о ее особенностях.

Прежде всего в Риме, в отличие от Греции, никогда не существовало демократии: римское общество изначально отличалось неравноправием разных слоев населения. Поэтому вся политическая история Рима представляла собой непрекращающуюся борьбу за права тех, кто был ими обделен по сравнению с другими. Сначала это была борьба патрициев, потомков первых римских поселенцев, основавших город вместе с легендарным Ромулом, и плебеев, появившихся в Риме позднее. Затем — собственно римлян и их «союзников» — латинов или италиков, населявших другие города Апеннинского полуострова. Наконец, жителей Рима и Италии, с одной стороны, и населения прочих провинций Римской империи — с другой.

Единственное, что могло сплотить противоборствующие слои римского общества, — это совместное противостояние внешним врагам, приоритет интересов государства над интересами отдельной личности. Классическая формула S. P. Q. R. (Senatus populusque Romanus), т. е. «сенат и римский народ» выражала общеримскую идеологию, согласно которой государственные интересы ставились гораздо выше интересов индивидуума. Столь высокая степень этатизма предрасполагала население Рима к постоянному политическому участию, поэтому политическая составляющая жизни римлян была доминирующей, и от нее зависели экономика страны, ее культурная жизнь, а также и коммуникация.

Главными органами власти Древнего Рима были народное собрание и сенат, который изначально и вплоть до падения Римской империи формировался из патрициев (в отличие от выборных органов власти Древней Греции). Именно из их состава выбирались сначала цари, а затем и консулы. Плебеи поначалу вообще не считались полноправными гражданами, однако их упорная борьба привела к тому, что уже в начале V в. до н. э. была введена должность народных трибунов, которые имели право созывать народное собрание и налагать вето на законопроекты. В IV в. плебеи сумели даже добиться того, чтобы один из двух консулов избирался от плебеев. В результате плебс перестал считаться «второсортным» сословием и приобрел не меньшее влияние, чем патриции. А власть народных трибунов была так велика, что даже представители патрицианских родов не брезговали баллотироваться в народные трибуны. Наиболее известны имена братьев Гракхов — выходцев из патрицианского рода, ставших народными трибунами во II в. до н. э. А в I в. до н. э. Публий Клавдий Пульхр (Publius Claudius Pulcher), потомок знатнейшего патрицианского рода, даже перешел из патрициев в плебеи (сменив свою фамилию на Клодий) и, став народным трибуном, соперничал по популярности с самим Юлием Цезарем (Gaius Julius Caesar). Аристократия активно сопротивлялась введению народными трибунами всяких новых государственных должностей, на которые сами же трибуны имели право назначать угодных им лиц. Для римской знати более предпочтительным было избрание должностных лиц народным собранием, управлять которым патриции со временем научились весьма виртуозно.

Народное собрание представляло значительную политическую силу в Риме в период и республики, и ранней империи (период Принципата, 30 до н. э. — 284 н. э.). Те, кому удавалось обратить общественное настроение в свою пользу, могли диктовать Риму свою волю. Поэтому в Древнем Риме нередко прибегали к таким методам, как подкуп, угрозы, шантаж и т. д. Даже самые выдающиеся политики, обладавшие и высоким авторитетом, и красноречием (например, Юлий Цезарь), не надеясь только на них, обеспечивали себе победу подкупом и сговором с противниками. Эта практика, безусловно, уже и тогда вызывала порицание: так, Цицерон (Cicero) заявляет, что покупка мнения или результатов голосования за деньги заслуживает кары, а достижение успеха с помощью красноречия — похвалы. Тем не менее практика и прямого подкупа, и завуалированного, например в виде организации гладиаторских боев или раздачи народу еды перед выборами, применялась политиками регулярно.

Среди политических приемов, самым эффектным, несомненно было провозглашение себя защитником народных интересов: под таким лозунгом чаще всего приходили к власти консулы и народные трибуны, обладавшие блестящим ораторским даром и умевшие увлекать за собой массы. Можно охарактеризовать подобный стиль как патерналистский, т. е. создание политиком себе имиджа отца, заботящегося о своих детях (римском народе). Так, Тиберий Гракх (Tiberius Gracchus), став народным трибуном, провел через сенат закон о земельной реформе, при этом трижды нарушив римскую «конституцию», но его поддержал народ, и знати пришлось пойти на уступки; не имея возможности справиться с Гракхом «парламентскими методами», сенаторы организовали его убийство (133 до н. э.). Политические деятели доносили свои «предвыборные программы» до народа с помощью надписей на стенах или публичных выступлений как во время собраний, так и в другие дни.

Другим весьма эффективным способом являлось создание репутации удачливого полководца: ратные успехи свидетельствовали о том, что полководцу покровительствуют боги и, следовательно, Рим под его властью будет процветать. В результате во главе Рима становились эффективно действовавшие правители и полководцы, что было особенно важно в период V–III вв. до н. э., когда Риму приходилось вести тяжелые войны на собственной территории. Но впоследствии при поддержке армии и народа военачальники становились полновластными диктаторами, например, Гай Марий (Gaius Marius), Корнелий Сулла (Lucius Cornelius Sulla Felix), Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar) и Гней Помпей (Gnaeus Pompeius Magnus) в I в. до н. э. Наиболее ярко порочность этой практики проявилась в эпоху так называемых солдатских императоров: первые римские монархи («августы») хотя бы формально избирались и утверждались сенатом, но в 235 г. н. э. трон занял Максимин Фракиец, который даже не соизволил получить одобрение сената, будучи поддержанным одной только армией, которая его боготворила.

После установления императорской власти роль народного собрания в Риме начала постепенно падать, и в эпоху Домината, т. е. когда императоры добились абсолютной власти (начало этой эпохи традиционно связывается с вступлением на трон Диоклетиана в 284 г. н. э.), собрание полностью утратило свои полномочия. Тем не менее народ оставался весьма грозной силой, с которой вынуждены были считаться и политики и правители. Римские политики еще лучше, чем их греческие предшественники, осознавали опасность, исходящую от неконтролируемой толпы. Цицерон пишет: «… сила народа бывает гораздо более дика и необузданна, а ведь она, когда у народа есть вожак, иногда бывает более мягкой, чем при отсутствии вожака. Ведь вожак помнит, что он действует на свою ответственность, народ же, в порыве своем, опасности не сознает». Даже в период Домината, когда императоры, казалось бы, уже могли не считаться с общественным мнением, они нередко старались расположить к себе народ, предоставляя ему «хлеб и зрелища». Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) подробно описывает политику императора Юлиана (Julianus) (355–363 н. э.): он смягчал преступникам наказания, уменьшал налоги и предпринимал другие действия, которые сегодня назвали бы популистскими. В результате в его владениях снизился авторитет правоохранительной системы, сократились поступления в казну, но народ и армия всецело поддерживали своего императора.

Важной составляющей имиджа императоров являлась преемственность от выдающихся правителей прошлого. Так, например, император Септимий Север (Septimius Severus) назвал своего сына Бассиана (Septimius Bassianus известен под прозвищем Каракалла, правил в 211–217 н. э.) Антонином (Antoninus) — в честь династии, представителями которой были великие императоры II в. н. э. Адриан (Hadrianus) и Марк Аврелий (Marcus Aurelius). Все римские императоры начиная с Констанция Хлора (Constantius Chlorus, отца Константина I Великого (Constantinus)) а за ними — и базилевсы ранней Византии носили имя Флавиев в честь прославленной династии I в. н. э. Провозглашение себя наследником (а иногда и прямым потомком) великой династии придавало императору в глазах народа легитимность и повышало его авторитет. Несоответствие же поведения императора представлению о нем в народе нередко влекло за собой трагические последствия: так, император Коммод (Commodus) (180–192 н. э.), сын почитавшегося народом Марка Аврелия, был убит за то, что участвовал в гладиаторских боях, позоря образ императора.

Не менее, чем собственный имидж, заботило римских политиков и создание плохой репутации политическим противникам, которая нередко означала конец политической карьеры. Весьма показателен пример с так называемым заговором Катилины в 63 г. до н. э. Цицерон, бывший тогда консулом, обвинил патриция Луция Сергия Катилину (Lucius Sergius Catilina) в попытке захвата власти и вынудил его покинуть город; никаких доказательств у Цицерона не было, и все свои обвинения консул построил на репутации Катилины как человека неуравновешенного, распущенного и склонного к применению силы. Напротив, высокая репутация деятеля могла очистить его в глазах народа от обвинений: когда тот же Цицерон попытался обвинить в заговоре и Юлия Цезаря, ему это не удалось, поскольку тот успел расположить к себе народ раздачами хлеба, устройством празднеств и собственным красноречием. Позже в Риме стали распускать слухи, что супруга Цезаря изменяет мужу (что не могло не сказаться на репутации и самого супруга), но он блестяще пресек эти сплетни знаменитой фразой: «Жена Цезаря вне подозрений». На репутации сыграл в свое время и император Нерон, в правление которого, сгорел Рим: он обвинил в поджоге первых римских христиан, использовав общественное недоверие к ним, возникшее из-за их тайных сборищ, использования непонятных символов и пр.; в результате сотни христиан погибли в тюрьмах и на цирковых аренах.

Распускание слухов, клевета, шантаж приобрели в Древнем Риме такой массовый характер, что в I в. до н. э. были даже приняты специальные законы: эдикты консулов Октавия (Octavia) и Галла Аквилия (Aquilia), предусматривавшие наказание соответственно за «metus» (угрозы) и «dolus» (обман, мошенничество). Но это не уничтожило порочную практику, и впоследствии эти средства использовались не менее широко.

В III–IV вв. бурно расцвела практика обвинения в «оскорблении величества»: доносчики нередко обвиняли в нем своих политических противников и личных врагов, а поскольку под такое обвинение можно было подвести какие угодно действия, то жертв доноса очень часто казнили за самые незначительные проступки. Если же государство признавало кого-либо виновным, этого человека не могли спасти ни репутация, ни влиятельные друзья. Так, вышеупомянутый диктатор Сулла в 82 г. до н. э. ввел так называемые проскрипции: в общественных местах вывешивались списки лиц, которых сенат признавал врагами римского народа, и убийство таких лиц не только не наказывалось, но даже и поощрялось материально — половина имущества казненного переходила его убийце.

Проскрипции стали одним из первых публичных обнародований государственных решений. Но еще больше известны первые римские «газеты»: в 59 г. до н. э. консул Юлий Цезарь издал указ о вывешивании для всеобщего сведения протоколов сенатских заседаний (Acta senatus), и вскоре в общественных местах стали появляться сообщения о постановлениях сената, указах консулов и иных политических решениях. По инициативе того же Юлия Цезаря стала выходить и менее официальная «газета» — «Acta diurna publica populi Romani» («Ежедневная ведомость римского народа»): в ней сообщались новости о войнах Рима, празднествах и иных событиях, представлявших интерес для населения. «Акты сената» довольно скоро пали жертвой цензуры: уже третий император Тиберий (Tiberius) (14–37 н. э.) запретил их выпуск, усмотрев в сообщениях «газеты» критику в свой адрес. «Ежедневная ведомость» продолжала выходить вплоть до падения Римской империи, постепенно превращаясь в «желтую прессу»: в ней стали появляться пикантные анекдоты, сообщения о браках и разводах известных лиц, публичные дискуссии по разным вопросам и пр. Интересно, что эту газету переписывали в большом количестве экземпляров и даже распространяли по провинциям.

Местами публичного общения в Риме являлись помимо форума развлекательные заведения, в первую очередь термы (бани), в которых римляне встречались, развлекались спортивными играми, обменивались последними новостями, а политические деятели или крупные торговцы даже заключали союзы и сделки. Вероятно, эта традиция была позаимствована римлянами из Греции, где общественные бани также являлись традиционным местом встреч и общения.

Коммуникация в религиозной сфере

В древнегреческих государствах не существовало сословия жрецов, хотя культы различных божеств были весьма широко распространены. Даже на Крите, где царь был и первосвященником, никакого класса священнослужителей не существовало: основные ритуалы совершались женщинами во главе с царицей. Ритуалы в греческих государствах подразделялись на закрытые (для избранных лиц) и массовые. Последние представляли собой, как и в древнейших обществах, средство сплочения народа вокруг лидеров: царей, старейшин и пр.

Храмы, как уже отмечалось ранее, являлись местами общения, чаще всего — во время массовых ритуалов, потому что другие священные действия (гадания, прорицания и т. п.) носило индивидуальный характер, и большое количество участников в них не вовлекалось. Вместе с тем значение религии проявлялось и в чисто прикладном аспекте: даже место и время для общественных мероприятий (включая спортивные состязания, театральные представления, народные собрания) выбирались на основании мнений служителей культа и гаданий.

Храмовое строительство в Греции не имело монументального характера, зато отличалось тем, что в нем находили отражение реальные исторические события, а не только передавалось содержание мифов или воспевались правители: на смену мифологической традиции пришла деятельность «мудрецов» и «умельцев». Стены храмов и другие священные сооружения (стелы, обелиски, статуи) в Греции нередко использовались для вывешивания решений и постановлений органов власти и других важных информационных сообщений. С одной стороны, это обеспечивало ознакомление с информацией большого числа людей (поскольку святилища были самыми посещаемыми местами), с другой — придавало дополнительную силу обнародованным решениям: авторитет власти, таким образом, подкреплялся божественной силой. Считалось, что с исчезновением надписи может исчезнуть и описанный в ней объект!

Любопытно, что среди многочисленного древнегреческого пантеона можно обнаружить и бога — покровителя коммуникации. Гермес, сын Зевса и Майи, считался богом путешественников, торговцев и ораторов (как, впрочем, воров и лжецов) и даже сам, как повествуют мифы, проявлял чудеса красноречия, особенно когда старался избежать наказания за свои прегрешения перед другими богами. В честь Гермеса возводились специальные сооружения, гермы, на которых высекались нравоучительные изречения, а также общественно значимая информация.

Римская религия имела весьма «утилитарный» характер, что существенно отличало ее от древнегреческой. Римские божества появлялись так: сначала римляне выделяли какой-либо объект деятельности или отношений, а затем создавали культ его небесного покровителя — так появились «домашние боги» (лары, пенаты и др.). Существовал, в частности, культ богини Фамы («Молвы»), которую можно считать и покровительницей коммуникации. Примечательно, что оскорбление человека (в том числе клевета и распускание слухов) считалось оскорблением не только его самого, но и его «домашних богов».

Римляне были религиозны гораздо более, чем греки. Все свои действия они соотносили с приметами и знамениями, и нередко это едва не приводило Рим к катастрофам. Так, во время войны с Ганнибалом (Hannibal) (218–201 до н. э.) неблагоприятные предзнаменования едва не подорвали боевой дух римлян и не привели к гибели государства; только выдающемуся полководцу и опытному политику Квинту Фабию Максиму (Quintus Fabius Maximus) удалось пресечь пораженческие настроения, истолковав приметы в положительном смысле (см. Case Study № 2). Любопытно сообщение Цицерона о том, что знамения и чудеса по повелению сената передавались на рассмотрение жрецам: очевидно, сенаторы весьма опасались реакции народа на «несанкционированное» толкование знамений! И позднее правители с помощью священнослужителей стремились управлять народом: Сулла, например, придя к власти, увеличил число жрецов.

Не удивительно, что в Риме было большое количество служителей культа. Наибольшим влиянием пользовались три категории жрецов: понтифики — хранители знания и законов, авгуры — толкователи примет и знамений и фециалы — ответственные за исполнение ритуалов, связанных с войной и миром, и поэтому непременно включавшиеся в состав римских посольств. Как и другие стороны общественной жизни Рима, религия в полной мере была интегрирована в политическую сферу, и жреческий статус означал скорее не принадлежность к особой касте, изолированной от общества, а своеобразную «общественную нагрузку», которая, впрочем, обеспечивала жрецу большой авторитет. В молодости Юлий Цезарь, потерпев неудачу в борьбе за пост наместника провинции, сделался великим понтификом, что не только не вывело его из политической борьбы, но и, напротив, повысило его авторитет в народе.

Римские жрецы проводили церемонии, призывая покровительство богов на город и его жителей, являлись организаторами жертвоприношений (в раннем Риме — даже человеческих), массовых празднеств, спортивных игр и других сакральных мероприятий. Еще в больше степени, чем в Греции, в Риме уделялось внимание определению времени и места для проведения акций. Неудачи и трагедии римляне чаще всего объясняли невниманием пострадавших к неблагоприятным знамениям и плохим приметам. Римский историк Гай Светоний (Gaius Suetonius) описывает последние дни Юлия Цезаря так: «Между тем приближение насильственной смерти было возвещено Цезарю самыми несомненными предзнаменованиями… За несколько дней до смерти он узнал, что табуны коней… упорно отказываются от еды и проливают слезы… уже накануне этого дня в курию Помпея влетела птичка королек с лавровой веточкой в клюве, преследуемая стаей разных птиц из ближайшей рощицы, и они ее растерзали. А в последнюю ночь перед убийством ему привиделось во сне, как он летает под облаками и потом как Юпитер пожимает ему десницу… Потом он принес в жертву несколько животных подряд, но благоприятных знамений не добился…» Не удивительно, что умение политика истолковать приметы в выгодном для себя свете нередко могло принести ему значительные политические дивиденды.

После того как Рим превратился в центр мировой империи, в нем стали появляться многочисленные восточные культы, совершенно вытеснившие почитание римских и греческих богов. Уже в середине I в. в Риме стало распространяться христианство, которое император Константин I в 313 г. признал государственной религией, но этому предшествовало кратковременное господство ряда менее известных сегодня культов, которые нередко исповедовали и сами императоры. Например, император Варий Авит (Varius Avitus) вошел в историю под именем Гелиогабала (Heliogabalus) или Элагабала (Elagabalus) (218–222 гг.), поскольку являлся главным жрецом одноименного финикийского бога солнца. Уже первые императоры Рима после смерти обожествлялись, а впоследствии эпитет «божественный» стал одним из обращений и к царствующему монарху, сохранившись и в Византийской империи до ее падения.

studfiles.net

Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э.

Тема: Трансформация социально-политической структуры Римского государства на рубеже I-II в. н. э.

Ведение

В I-II вв. н. э. народы Средиземноморья впервые в истории оказались в пределах одной огромной державы - Римской империи. Границы между отдельными государствами, обращенными в римские провинции, были уничтожены, монетные системы до некоторой степени унифицированы, войны и морской разбой прекращены. Создались условия, благоприятствовавшие установлению экономических и культурных связей между различными областями Средиземноморья, прогрессу сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внешней и внутренней торговли.

В составе Римской средиземноморской империи оказались народности и племена. стоявшие на различных ступенях социально-экономического развития. Египет, Сирия. Малая Азия. Балканская Греция и Македония еще до римского завоевания достигли высокого экономического и культурного уровня, зрелых форм рабовладения.

Население стран Западного Средиземноморья - иберы и кельты (галлы) Пиренейского полуострова и Транзальпинской Галлии, ливийцы, нумидийцы и другие народности Северной Африки, паннонцы, иллирийцы, мезы придунайских областей – находилось еще на стадии разложения общинного строя или раннеклассовых отношений и было более отсталым, чем завоевавшие их римляне. Включение этих регионов в состав громадной Римской империи способствовало изживанию в них первобытнообщинных и раннеклассовых отношений и распространению классического рабства, цивилизованных форм экономической, социальной и культурной жизни. В целом экономические структуры и социальные условия римского Средиземноморья отличались большой гетерогенностью, сосуществованием разных социально-экономических укладов, среди которых ведущие позиции занимал рабовладельческий способ производства[1] .

Целью данной работы является рассмотрение трансформации социально-политической структуры Римского государства на рубеже I – II вв. нашей эры. Для этого необходимо выявить политико-административная структуру, социальный строй, а также социальные противоречия разворачивающие на этом фоне Ранней Римской империи во времена правления Августа и как политико-административная структура и социальная политика изменилась в I-II вв. во времена Антонионов.

Дискуссия предложенная вниманию на страницах этой работы, затрагивает целый комплекс проблем древней истории, которые предстоит решить с использованием следующих источников: «История древнего Рима» под ред. В. И. Кузищина – является основным источником информации рассмотренной в данной работе, также много материала было почерпнуто из журнала Вестник Древней истории, и других книг, таких, как «Историки античности», «Всемирная история» под ред. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич.

Привлечение большого числа источников разных авторов, позволяет рассмотреть историю Римской империи в широком историческом фоне, что позволит нам сделать ряд хорошо аргументированных выводов.

1. Классовый характер и государственный строй Ранней Римской империи (времена правления Августа)

Одной из важнейших причин падения республиканского режима в Риме была неэффективность его социальной политики, которая привела к обострению всех групп противоречий между разными классами и социальными слоями римского рабовладельческого общества — рабами и рабовладельцами, мелким и крупным землевладением; между разными прослойками господствующего класса — сенаторами и всадниками, муниципальной верхушкой и провинциальной знатью. Вот почему одной из первоочередных задач стоящие за Августом новые монархические структуры считали ослабление общественных противоречий, нейтрализацию причин, их рождающих, достижение возможного в тех условиях социального консенсуса. В социальной политике Августа можно выделить три основных направления: укрепление основ рабовладения и придание рабовладельческим отношениям, широко распространившимся по Империи, определенного общественного статуса; консолидация господствующего класса Империи; покровительство средним прослойкам общества, будь это свободные земледельцы или ремесленники. Особым направлением социальной политики стала новая организация римской армии. Решение многих сложных вопросов социальной политики осуществлялось через интенсивное правотворчество, издание множества новых указов, эдиктов, законов, которые должны были создать эффективный правопорядок и обеспечить нормальное функционирование хозяйственной и общественной жизни, в значительной степени подорванные во время предшествующих гражданских войн.

1.1 Социальная основа принципата

Главную роль в социально-экономической жизни Рима все еще играло сословие сенаторов. Правда, многие его члены погибли во время войн и проскрипций, многие потеряли состояние, немало вошло в сенат «новых людей», сторонников триумвиров и разбогатевших италиков, выслужившихся военных и тому подобное, но все таки сенаторы оставались высшим сословием. Принадлежность к нему определялось знатным происхождением и имущественным цензом в миллион сестерциев. Из сенаторов назначался высший командный состав легионов – легаты и старшие трибуны, наместники большинства провинций и префекты Рима – новая должность, введенная Октавианом «для обуздания рабов и мятежников». Их сыновья входили теперь в сословие всадников, пока прохождение магистратур не открывало им доступа в сенат. Хотя крупное землевладение было сильно подорвано проскрипциями и конфискациями, среди новых и старых сенаторов было все же немало владельцев крупнейших латифундий, главным образом на юге Италии. Крупное сенаторское землевладение продолжало основываться, прежде всего, на эксплуатации рабов. О разнообразии профессий рабов, которыми владели сенаторы, дают представление сохранившиеся до настоящего времени эпитафии рабов и вольноотпущенников двух знатных семей того времени – Валусиев и Статилиев. Помимо рабов занятых на работах в имениях были управители, казначеи, садовники, повара, пекари, кондитеры, заведующие парадной и обычной утварью, одеждой, спальники, цирбльники, насильщики, банщики, массажисты, сукновалы, красильщики, ткачихи, швеи, сапожники, плотники, кузнецы, музыканты, чтецы, певцы, писари, врачи, повивальные бабки, строители, художники и многочисленные слуги без особых профессий.

Римский ученый и писатель Плиний Старший, перечисляя крупнейших богачей конца I в. до н. э. – начала I в. н. э., упоминает человека, владевшего 4116 рабами. У каждого из этих аристократов была широкая клиентела из живущих близ из имений крестьян, отпущенников, плебеев, искавших сильных покровителей и материальной помощи. В их клиентелу входили, как во времена республики, целые города в провинциях.

Гордые богатством, влиянием и своими предками, сенаторы все еще считали себя солью земли и властителями мира. Они были готовы признать необходимость единоличной власти Октавиана и даже частично поступиться своими политическими, но не социальными преимуществами. Опыт Цезаря показал, что с сенатором надо считаться. И Октавиан, получивший через несколько лет после победы над Антонием имя Августа, учел это при оформлении своего положения в государстве.

1.2 Всадники

Положение второго привилегированного слоя римского рабовладельческого общества – всадников – тоже заметно изменилось, как и сенаторские сословия оно сохранило много черт, оставшихся от республиканского времени, но уже наметились пути, по которым должно было пойти его развитие в период империи.

Как и прежде, из всадников выходили дельцы, наживавшиеся на откупах провинциальных косвенных налогов, но теперь их аппетиты были несколько ограничены контролем государства. Зато перед всадниками открылись широкие возможности обогащения на военной и государственной службе. Из них выходили трибуны и центурионы легионов, командиры вспомогательных частей, секретари и чиновники в провинциальном управлении. Египет управлялся префектами из всадников. Это была одна из самых высоких всаднических должностей. Другой, еще более высокой должностью, венчавшей карьеры всадника, была должность префекта преторианской гвардии. Эту гвардию в количестве девяти когорт, по 1000 человек каждая, Октавиан Август ограничивал для своей личной охраны и разместил в Риме и Италии. Преторианцы занимали привилегированное положение: при Августе они получали по 750 денариев в год и служили 16 лет, тогда как легионарий получал всего 225 денариев и служил 20 лет.

Префект гвардии был одним из первых лиц в государстве, и в последствии, при приемниках Августа, префекты не редко решали судьбу Римской империи.

Всадники должны были иметь ценз 400 тыс. сестерциев. Из числа всадников пополнялся сенат; в ряды всаднического сословия вступали наиболее богатые и знатные члены муниципальной аристократии Италии и наиболее выдвинувшиеся по службе военные. Чтобы компенсировать всадникам потерю части доходов от непосредственной эксплуатации провинций, Август создал для них ряд должностей – надзирателей за дорогами, общественными зданиями, водопроводами и тому подобное, - занимая которые они могли получать жалование от государства. император устраивал торжественные смотры всадникам; обычно кто-нибудь из его родственников считался главой всадничества.

1.3 Плебс

Наиболее ярко изменилось положение римского городского плебса. некоторая его часть, состоявшая, главным образом, из вольноотпущенников, владела мастерскими и лавочками разных размеров, кое-кто обрабатывал маленькие садики и огороды, продавал здесь же в Риме цветы, плоды и овощи. Значительную и все возрастающую часть городского плебса составил полностью разоренный, лишенный постоянной производительной деятельности люмпен-пролетариат, живший за счет случайных заработок и подачек государства. При Августе 200 тысяч человек получали даровой хлеб и пользовались производившимися время от времени денежными раздачами. Свое былое значение в политике римский плебс утратил, и хотя комиции еще существовали, но никакого значения они уже не имели.

mirznanii.com

Древний Рим (политика)

Древний Рим (политика)

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению Тибра) . Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды, Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд) был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпилия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек принявший имя Люция Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем. Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города.

dzherri.ru

Древний Рим (политика)

скачать файл

Древний Рим (политика)

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению Тибра) . Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды, Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд) был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпилия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек принявший имя Люция Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем. Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гордый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи царей.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию": - патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ"; - в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы; - плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии".

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex старик) . Его члены назывались "отцами" - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов: - в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена) ; - во втором - 75.000 ассов; - в третьем - 50.000 ассов; - в четвертом 25.000; - в пятом - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles (потомство) , т.е. люди, которые имели только детей.

Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием.

Центурия (сотня) , будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале Vвв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики оба сословия - патриции и плебеи оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слияние богатой части плебеев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор моментов и может быть восстановлена лишь в общих чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внешней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим уничтожил своего главного противника в южной Этрурии и значительно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латинами ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное Рим, территория которого была относительно крупной и сплошной, получил значительное стратегическое преимущество по сравнению со своими соседями, владения которых были разрознены.

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, победительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен республики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в своеобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную помериться силами с самыми могущественными державами Средиземноморья.

Следующий период римской истории начинается с больших завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.) , начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной державой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря. Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не играли существенной роли в дальнейшей политической жизни этого региона.

В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избыток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классического рабства.

Стали учащаться (в историческом смысле этого слова) выступления рабов против своих угнетателей. Одним из значительных таких выступлений можно назвать восстание Спартака. В первое время римские власти не придали большого значения этому инциденту, т.к. аналогичные случаи нередко происходили в Италии и ранее, но затем, поняв всю опасность, они бросили на подавление Спартака отборные части, которые уничтожили рабов.

Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и не-гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные колонисты.

На смену республики пришла империя.

Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Наряду с этим появляются симптомы и упадка: сокращение количества рабов, снижение производительности их труда, обнищание широких масс населения Италии и провинций, истощение военных ресурсов империи. Этот процесс становился постепенно основным и ведущим.

В конце концов, все это привело к падению сопротивляемости Рима внешней агрессии. Смещение одних императоров, замена их другими не приводила к желаемым результатам. В середине YI века Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу. Император Юстиниан (527-565 гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое напряжение сил привело, в конце концов, к полному истощению казны, восстаниям и практически к потере почти всех завоеваний.

В начале YII века началось наступление персов на восточные границы империи. В короткое время она потеряла Египет, Сирию и Палестину. Славяне и авары осаждали Константинополь.

Процесс падения рабовладельческого общества и образование феодализма привел к исчезновению античного рабства и вместе с ним основанной на нем культуры, на всем протяжении бывшей римской империи. скачать файл

takya.ru


Смотрите также