Древние образы искусства. Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему: "Древние образы в народном искусстве".
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок изобразительного искусства в 5-м классе "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни". Древние образы искусства


Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве 5 Класс

УРОК №1 ИЗО Класс:5 Дата_____________________

Урок №1. Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве.

Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

Материалы: иллюстрации предметов народного быта : посуда, полотенца, прялки ; таблица знаков и символов ; гуашь или акварель кисти.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

2.БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ ) - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

ДПИ появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме народных художественных промыслов. Начало. ДПИ положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

ДПИ по большей части создает среду, в которой живут люди. Оно присутствует в нашем быту, постоянно развиваясь и радуя нас.

Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, глина, гипс мн. др.

На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства

В древности люди заполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода-в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли - СОЛЯРНЫМИ, из них выстраивали узор.

Солнце изображали ввиде кружка, разделенного на 4 части ,т .к в году 4 времени года. Его также символизировал квадрат с косым крестом.

Цвет тоже имел значение: черный - символизировал землю, желтый - солнце, красный- жизнь.

Древний человек жил землей, он связал ее с образом матери. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и плодородия, мать сырая земля, Макошь- «мать хорошего урожая». Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древних людей о земле, ведь женщина- это прежде всего, продолжательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия - деревьями, птицами, различными животными. ЕЕ изображали довольно условно- тело будто прорастает в ветви, а на месте головы появляется ромб. Образ этот схож с изображением глиняной бабы в вышивке, где женщина тянет руки вверх- к небу, как будто молит о чем-то. Внизу таких баб нередко украшали символы солнца, а также побеги зерен. Вся женская фигура символизировала единство сил земли и небо. Которому подвластен человек в течение всей своей жизни.

Так же произведения народного искусства мы можем встретить разветвлённое дерево-причудливый узор, который называли древом жизни, силу земной природы. С ним связывали счастливое продолжение рода. Вы, знаете, что конь является одним из древнейших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Древние люди считали, что именно всадник на коне освобождал весну от угрюмой зимы, приводил солнце на землю. Всадник представал в образе Егория Храброго.

Среди символов древнего искусства присутствует птица. Птица, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. ЕЕ образ чем-то напоминает жар-птицу, парящую в небесах. Древние люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняли зиму, зазывая весну вступить в свои права. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое печенье «жаворонки». С песнями они обращались к птице, прося привести весну. Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

Все эти образы неразрывно связаны с жизнью крестьянина. С ними было проще преодолевать тяготы жизни, горести, болезни. С ними же радостно встречали праздники, переживали суровую зиму.

3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Сегодня мы попробуем изобразить древо жизни. Мы знаем , что в народных поверьях древо жизни играло большую роль. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Русские художники нередко обращались к изображению именно этого образа.

Помните, что при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета, фантазировать и украшать свою работу.

-Выполните задание гуашью или акварелью.

4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(учащиеся демонстрируют работы)

Давайте повторим , чему научились на этом уроке.

- Что такое ДПИ?

-Какие предметы относят к ДПИ?

-Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления о жизни и быте?

Декоративно-прикладное искусство дает людям представление о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся открывать для себя многообразие родной культуры!

globuss24.ru

Древние образы в народном искусстве

Цели деятельности учителя

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока

Освоение новых знаний.

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Метапредметные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций, творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

 http://stranamasterov.ru/node/163574

 Учебник ИЗО 5 класс

Оборудование

Учебник, карандаш, альбом, краски, кисти, емкость для воды.

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта.

Основные понятия и термины

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемаядеятельностьучащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии

- Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)

- Проверка явки учащихся по журналу.

- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Делятся впечатлениями

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, контролируют их.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Орнаментальный узор - не просто символ. Это в некоторой степени язык и письмо наших предков своим потомкам. Символика явилась наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, своё мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху и в последующий период. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение у многих народов мира. Большинство примеров символики древности дошли до нас, когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.

 – А вообще у каждого символа своё значение. Немножко со значениями мы познакомимся. 

  • Полотенца с символом Солнца - древний славянский оберег, украшавший  крышу избы.

  • Крест и Круг - древний символ огня и Солнца.

  • Крест  в круге формировал коло. Огнём и дымом оповещали о приходе врага на земли Руси.

  • Восьмилучевой Коловрат - знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей, даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави.

  •  Крест – символ жизни, неба и вечности.

  •  Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом.

  • Макошь. Её изображение менее известно и, наверное, потому что сейчас оно все меньше используется в ручных промыслах. А позабыли это изображение напрасно, ибо ее не стоит обходить вниманием - Макошь, согласно славянским мифам, "мать жребия", вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов, она - пряха и прядет нити судьбы. Это - Символ Природы, Земли и плодородия (по – другому: Земля Матушка, Макошь, Камошь.

– А почему называют землю – матушкой? Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам

Участвуют в диалоге. Проговаривают тему.

Слушают учителя.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Познавательные: узнают новое. Классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям, делают выводы.

1

2

3

4

5

6

7

из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок, язычник, мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Ее имя образовано из двух корней – «Ма», Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства). 

  • Жар-птица – символ счастья и радости.  Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе - богине счастья, домашнего быта. Ее цвет - красно-желтый. Люди использовали это изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады украшении орнамента и узора на наличниках русских изб.

  • Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Попробуем  нарисовать один из символов. Создадим свою картинку. Предлагаю создать один из непростых рисунков.

Выполнение творческой работы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

Рефлексия:

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что запомнили?

Д.з. ст. 6 – 19, выписать термины.

Отвечают

на вопросы

в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение

и оценка проделанной работы.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в народном искусстве" (5 класс)

Урок № 1

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.

1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Ход урока:

Время

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство

  3. Новая тема. Древние образы славянской мифологии.

  4. Постановка задачи для самостоятельной работы.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Показ лучших работ, выставление оценок.

  7. Домашнее задание.

  8. Приведение в порядок рабочих мест.

1 мин.

5 мин.

15 мин.

1 мин.

14 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

Итого:

40 мин.

Информационно-методическое обеспечение:

 1. Презентация «Знаки-символы в традиционном народном искусстве»

2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.

3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.

4. Изображение вазы-календаря.

5.Детские работы по данной теме.

1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.

1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

  1. Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)

  2. История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.

  3. Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил

  4. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

  5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.

  6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.

  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.

  8. Русские народные пословицы и поговорки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.

Формирование УУД:

  • Личностных: Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.

  • Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

  • Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.

Требования к результатам:

Уровни освоения:

- Продуктивный (базовый):Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы-календаря с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.

-Продвинутый: Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.

Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.

 Принести бумагу формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти (№№ 5-6, 8-9, 2-3), палитру, пастель, тетрадь 48 листов.

Найти изображения и объяснить символическое значение

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана

  1. Организационный момент.

  2. Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.

  • Быть готовыми к уроку

  • Выполнять домашние задания

  • Знать технику безопасного поведения на уроке

  • Приобрести к урокам ИЗО:

  • Гуашь (не менее 8 цветов)

  • Акварель медовую (не менее 12 цветов)

  • Кисти (Белка №№ 2-3, 5-7, пони № 8-10). Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)

  • Пластмассовую палитру

  • Простые карандаши

  • Резинку

  • Масляную пастель

  • Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)

  • Тетрадь 18-24 листа в клетку

  1. Актуализация знаний.

  • Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

  • Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

  1. Новая тема.

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

Рассмотрим её внимательно.

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

D:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Знаки солнца.jpg

Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

http://festival.1september.ru/articles/508728/4.jpg

D:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Разноцветье орнаментов.jpg

рисунок 5

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли.

D:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Каргопольская игрушка.jpgD:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Котик, конь, собачка, бык.jpgD:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Полкан, солярный знак.jpgD:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Охотник,знак семени.jpg

Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.

D:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Каргопольские узоры.jpgD:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Крестьянка.jpgD:\ДАННЫЕ\лена\Поделки из глины и солёного теста\Лес, звери и охотники 001.jpg

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

  1. Постановка задачи для самостоятельной работы.

Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Что такое декоративно-прикладное искусство?

  • Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

  • Какие знаки – символы вы сегодня узнали?

  • Какие символы вам были уже знакомы?

  • Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

  1. Домашнее задание.

Найдите изображения и объясните символическое значение

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана

infourok.ru

"Древние образы в народном искусстве".

Древние образы в народном искусстве

     Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно-при­кладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

     Материалы: иллюстрации предметов народного быта: посуда, полотенца, прялки; таблица знаков-символов; гуашь или аква­рель, кисти, бумага.

 

Ход урока

I.       Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II.      Беседа учителя

Ребята, сегодня мы будем изучать декоративно-прикладное искусство. На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства.

 

     Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это укра­шение предметов быта художниками и народными умельцами.

     Декоративно-прикладное искусство появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме на­родных художественных промыслов. Предметы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству(посуда, полотенца, прялки, пряничные доски, сундуки), будто запечатлели жизнь древних людей, их нравы и обычаи, их мировоззрение. Начало декоративно-прикладному искусству положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

         Материалами декоративно-прикладного искусства стали раз­личные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и многое другое.

     В древности люди наполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода - в форме горизонтальных и вер­тикальных линий. Солнце изображали в виде кружка, разделенного крестом на четыре части, так как в году четыре времени года. Его также мог символизировать квадрат с косым крестом.

     Цвет тоже имел свое значение: черный символизировал зем­лю; желтый — солнце; красный — жизнь.

     Древний человек жил землей, он связывал ее с образом мате­ри. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и пло­дородия, мать сыра земля, Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древ­них людей о земле, ведь женщина - это, прежде всего, продол­жательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия - деревьями, птицами, различными животными. Ее изображение довольно условно — тело будто прорастает в вет­ви, а на месте головы появляется ромб.

         Также в произведениях народного искусства мы можем встре­тить разветвленное дерево — причудливый узор, который называ­ли древом жизни. В народных представлениях он символизировал силу растительной жизни, силу земной природы.

         Вы, скорее всего, знаете, что конь является одним из древней­ших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни.

         Среди символов древнего искусства присутствует птица. Пти­цу, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. Ее образ чем-то напоминает жар-птицу, парящую в небесах. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое пе­ченье «жаворонки». Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

IV.    Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.

-     Что такое декоративно-прикладное искусство?

-     Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

-     Что относится к материалам декоративно-прикладного ис­кусства?

-     Как в образах народного искусства отражаются представ­ления древнего человека о жизни и быте?

     Декоративно-прикладное искусство дает людям представле­ние о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся от­крывать для себя многообразие родной культуры!

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

         Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

         Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

         Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени .Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

infourok.ru

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть

Слайд 2

Декоративно – прикладное искусствоДекоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Слайд 3

Символика древних славян Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Слайд 4

Символы солнцаОбраз солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Слайд 5

Символы землиВ распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Слайд 6

Символы водыВ древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.

Слайд 7

Древняя богиняЖенская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Слайд 8

Образ коняКонь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Слайд 9

ПтицаВ давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.

Слайд 10

Древо жизниВ произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 11

ЗаданиеРисунок на тему древних образовРаботая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, акварель, фломастеры.

Слайд 12

1 2 3 5 4 6 Кроссворд «Древние образы»

Слайд 13

Кроссворд«Древние образы» 1 с 2 д р е в о 3 з е м л я н 5 п ц т 4 б е р е г и н я ц 6 в о д а 346

Слайд 14

Домашнее задание: найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.

Слайд 15

Автор презентации: Стрельцова Фаина Владимировна, учитель технологии, изобразительного искусства МОУ «Основная общеобразовательная школа № 19», г. Ленинск – Кузнецкий

lusana.ru

Урок изобразительного искусства в 5-м классе "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  2. развитие навыков работы в технике «оригами»;
  3. повторение сведений об изученных ранее русских народных промыслах.

Оборудование урока:для учителя:

  1. учебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
  2. инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
  3. учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
  4. иллюстрации к уроку.

для учащихся: цветная бумага для оригами, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с представлениями древних славян о мироздании, выясним, какое символическое значение имело Древо жизни, как оно изображалось в народном искусстве. Затем выполним практическую работу и обсудим ее при подведении итогов урока. Сначала я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»– Вспомните, где еще упоминается остров Буян?Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. – Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию. Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания (рисунок 3). Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет. – А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?– Любовь.-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?– Знания.– Чувство долга.– Любовь к Родине.– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать? – Прямым, ровным, высоким,– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».– У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?– Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.Этот образ можно нарисовать, выбить в камне, вырезать на дереве. Но я хочу предложить вам другой способ изображения – выполнить дерево в традиционной японской технике «оригами» (рисунок 4). Мы с вами работали в этой технике и знаем, что это искусство складывания поделок из бумаги. Всему миру известна печальная история девочки Садако из японского города Хиросимы. Девочка умирала от лучевой болезни после атомного взрыва в этом городе. Чтобы облегчить ее страдания, врач предложил Садако делать из бумаги журавликов, пообещав ей, что когда девочка сделает тысячу штук, она выздоровеет. Эту историю рассказал на страницах своей газеты один из журналистов, и со всех концов мира в адрес больницы стали приходить посылки от детей и взрослых с бумажными журавликами. Девочка умерла, но посылки еще долго приходили в японский город Хиросиму.Вспомним правила работы с инструкционными картами: в каждой позиции – 1, 2, 3 и т.д. пунктирная линия и стрелки показывают, как надо сгибать квадрат бумаги. Внимательно читайте пояснения под рисунками, не забывайте об осторожности при работе с ножницами (рисунки 5, 6, 7, 8, 9).Далее учащиеся работают самостоятельно, в группах по 4-5 человек. В конце урока любая группа, по желанию, представляет свою работу, объявляет ее название, анализирует, какое дерево у них получилось. Если времени в конце урока достаточно, мы заслушиваем выступления всех групп.В последние две минуты урока учащимся предлагается заполнить таблицы самооценки, по которым позднее можно определить результативность урока (рисунок 10). Таким образом, учащиеся сами оценивают свою работу и выставляют себе отметку за урок.

РИСУНОК 1

ДРЕВО ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ(учебная таблица)

РИСУНОК 2

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИВ РУССКИХ НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ(учебная таблица)

Мезенская роспись

Хохломская роспись

Городецкая роспись

Пермогорская роспись

РИСУНОК 3

РЕПРОДУКЦИИ К УРОКУ

Ю.Селиверстов «Древо познания» (литография, 1972)

И.И.Шишкин «На севере диком…»

РИСУНОК 4

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

РИСУНОК 5

РИСУНОК 6

 

РИСУНОК 7

РИСУНОК 8

РИСУНОК 9

РИСУНОК 10

 

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также