Уроки древняя русь. Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории:«Древняя Русь в IX-XII веках»(6 класс). Уроки древняя русь


Тема 1. Древняя Русь. Отечественная история: конспект лекций

1.1. Славянский этногенез[1]

«Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.

Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.

Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.

Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.

Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.

Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.

По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Лекция 1. Древняя Русь IX-XII вв

Древняя Русь IX-XIIвв.

•Славянское общество в эпоху расселения

•Формирование Киевской Руси. Первые князья.

•Историческое значение принятия христианства

•Политическое и социально-экономическоеразвитие Древнерусского государства вXI-XIIвв.

Лекция 1Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Славяне в древности

Соседская

Середина I тысячелетия н.э.

Военная

демократия

община

Великое переселение народов

 

 

 

 

 

Славяне

 

 

Рост

от Одера до среднего течения Днепра

Появление

численности

 

 

 

знати

 

Западные

Южные

Восточные

 

 

Расселение IV-VIIIвв.

 

 

Балканы

Лекция 1. Тема. Древняя Русь IX-XIIвв.

Восточные славяне в VI-VIIIвв.

Восточные славяне – это 12 союзов племен.

Союзы племен имели не кровнородственный, а территориальнополитический характер.

СЕВЕР

словене ильменские

кривичи

 

ЦЕНТР

 

ЗАПАД

поляне

ВОСТОК

волыняне

древляне

радимичи

хорваты

дреговичи

вятичи

 

северяне

 

ЮГ

тиверцы

уличи

Лекция 1. Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Лекция 1.Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Восточные славяне в VI-VIIIвв.

•Основа хозяйства – земледелие

•Низшее звено социальной организации – вервь (соседская община)

•Народное собрание – вече.

+скотоводство

+охота

+рыболовство

+бортничество

+ремесла

+торговля

•Основа господствующего слоя –

князья и дружина

•Для содержания своей дружины князья собирали дань со свободных общинников

+ торговый путь «из варяг в греки»

Лекция1. Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Вера, основанная на обожествлении сил природы

Язычество

Основные боги Перун – бог грозы и войны Велес – бог скота Даждьбог – бог солнца Сварог – бог неба и огня Стрибог – бог ветра Род – бог плодородия

Мокошь – богиня женского рукоделия, плодородия

Лекция1. Тема. Древняя Русь IX-XIIвв.

Образование Древнерусского государства

882 г. Олег захватил Киев и объединил восточнославянские земли в единое государство.

Норманнская теория

862 г

Рюрик (862-882)

основатель

 

Древнерусского

 

государства

 

варяжский князь

 

Рюрик

Олег (882-912)

 

Лекция 1. Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Против норманнской теории

•Существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов

•Местное самоуправление в городах

•Крупные протогосударственные устройства в VIII-IXвв. (вокруг Новгорода и Киева)

•Наличие объективных причин к объединению

•Один человек не может создать государство

•Варяги-наемникислились со славянами.

Лекция1 Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

Предпосылки образования Древнерусского государства

•Общий тип хозяйствования

•Общий язык, прародина, верования

•Общей торговый путь, экономическое пространство

•Выделение знати (наличие слоя управленцев)

•Волостной уклад (наличие городов)

•Угроза внешнего врага

•Уплата дани киевскому князю

Лекция 1. Тема Древняя Русь IX-XIIвв.

studfiles.net

Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке :: SYL.ru

Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.

Князь Игорь: начало всего

Чтобы понять, что такое урок в Древней Руси, необходимо знать, с чего все началось. Мы начнем рассматривать историю со времени правления князя Игоря Рюриковича, который не стал сильной фигурой в управлении российским государством, однако вошел в историю как князь, который не смог справиться со своим народом из-за своей глупости и жадности.

что такое урок в древней руси

Князь Игорь стал править после смерти Вещего Олега. На протяжении всего своего правления князь не проявлял себя в качестве достойного правителя. При этом он не проявлял себя в качестве плохого князя. Единственное, чем прославился князь Игорь, были неудачные попытки похода на Византию. Стоит также отметить, что благодаря Игорю был продолжен торговый договор с греками, который был заключен еще князем Вещим Олегом. Это условие было удобно для Руси того времени.

Насильственная смерть князя

Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.

русская правда

Самым странным в истории князя Игоря остается его поступок. Известно, что сбор дани на Руси был принят еще очень давно. Этот обряд, доказывающий уважение к царю, был обязателен для всех. Всем известный исторический факт: князь собрал с древлян дань, но ему показалось, что тех средств, которые он собрал, – мало. Тогда Игорь вернулся, чтобы повторно собрать дань. Так повторялось несколько раз, пока древляне не освирепели от такой наглости и несправедливости князя. По легендам, древляне и убили Игоря, считая его нечестным, недостойным и несправедливым правителем, который просто «обворовывает» свой народ. Князь Игорь был жестоко убит древлянским народом, за что тот вскоре очень сильно поплатился.

Приход княгини к власти

После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена – княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.

погосты и уроки

Время правления княгини начинается с мести за смерть князя Игоря. Это был первый поступок, упоминающийся в летописях. В качестве отмщения княгиня Ольга вместе с сыном Святославом сожгла дотла столицу древлян. Во время пожара погибло очень много древлянских послов. Этот поступок доказал силу женщины, несмотря на то что на протяжении всего российского государства женщина считалась слабовольным существом, которая должна была вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.

Начало десятого века в Российском государстве

До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.

урок даньЧем больше осваивалось рек, тем больше торговых путей открывалось. Именно с этого момента началось расширение городов. Это стало очень сильным толчком к экономическому развитию Руси. Да и сама власть уже означала создание экономической и политической инфраструктуры. Водные торговые пути начинают контролироваться разными князьями. Именно этим моментом и датируется появление такого государства, как Киевская Русь.

Попытки централизации: введение погостов и уроков

В казну Руси постоянно поступали средства, которые могли обеспечить победу в завоевании Византии. Эти средства поступали в виде погостов и дани, которые платились завоеванными племенами и народами государству. Сегодня в древних документах можно найти даже размеры этих налогов. В «Русской Правде», которая считается первым законодательным документом на Руси, говорится, что размер дани составлял 300 гривен в год. Эта сумма платилась за сохранение мира между захваченным племенем и Русью.

Именно княгиня Ольга смогла разделить всю Новгородскую землю на несколько частей, которые получили название «погосты». Каждая территориальная единица имела свои обязательства перед Киевской Русью. Каждый погост был обязан ежегодно выплачивать урок – дань, размер которой был точным и фиксированным на законодательном уровне.

сбор дани в древней руси

Органы власти в древнем государстве

В это время существовал лишь один орган власти – князь. Так же органом власти можно назвать дружину князя. Именно княжеская дружина и была официальным органом, которая осуществляла сбор дани в Древней Руси. Естественно, сбор налогов происходил под присмотром княгини. Однако это полномочие дружины регламентируется в «Русской Правде». Дружина же получала доход, который обеспечивало население. Кроме того, население было обязано предоставлять любые средства, если дружинник был на службе. Тогда в государстве появился еще один тип отношений, который получил название «нефеодально-вассальный».

Основная часть населения государства представляла собой общинников, то есть свободных крестьян, входивших в состав различных общин. Поскольку земельной собственности не было, в казну поступали доходы, которые приносили налоги. Определение слова «урок» в Древней Руси этого времени еще было неизвестно. Однако налоги носили общеобязательный характер. За неуплату налогов применялись очень жестокие нормы, вплоть до смертной казни.

Система налогообложения на Руси

Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.

Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.

фиксированный размер дани

До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.

Реформы княгини Ольги

Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.

Конкретные изменения в государственном строе

Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.

Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.

Погосты и уроки

Чтобы четко понимать, что на Руси значили уроки, достаточно открыть современный Налоговый кодекс Российской Федерации и прочитать 8-ю статью. Эта реформа княгини была первой попыткой установить единство в стране, сделать его правовым. Уставы в основном предназначались для лиц, которые имели какие-либо полномочия. Ведь таких лиц было достаточно: для каждого погоста были свои уполномоченные. Из-за географической удаленности погостов уполномоченные оставались управлять ими на местах. Таким образом, княгиней Ольгой был установлен порядок по обустройству внутренних дел и устранению проблем страны.

определение слова уроки в древней руси

Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.

Вывод

Экономическое развитие и развитие товарно-денежных отношений было обусловлено созданием уроков. Так что такое урок в Древней Руси? Урок - это фиксированная сумма налогообложения. Именно с момента правления княгини Ольги на Руси появляется постоянный и фиксированный доход в государственную казну, что уже могло исправить некоторые экономические проблемы Руси. Кроме того, княгиней были созданы самостоятельные административные единицы, которые и сегодня сохранились в нашем большом государстве. Ольга не только вела дела внешней политики, но и активно разбиралась с проблемами, которые существовали внутри самого государства.

Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.

Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.

www.syl.ru

История России. Конспект лекций (В. П. Сёмин)

Борьба с монголо-татарским нашествием

Политическая картина Восточной Европы в XIII в. была крайне нестабильной. Основным фактором нарушения баланса сил и сложившейся структуры государств региона стали прежде всего монголо-татарское нашествие и образование на западе государства Золотая Орда, или улуса старшего сына Чингисхана – Джучи.

В начале XIII в. на востоке Азии возникло мощное в военном отношении раннефеодальное государство монголов. Его территория охватывала на юго-западе побережье озера Байкал, на севере – верховья рек Енисей и Иртыш, на юге приближалась к пустыне Гоби.

Основой экономики было кочевое скотоводство, этот факт и определил его главную особенность в сравнении с другими государствами.

Процесс государственного строительства начался у монголов в конце XII в. В тот период из среды родовых общинников-скотоводов карачу (черных людей) постепенно выделились нойоны – новые феодалы.

Порядок поддерживался с помощью нукеров (воинов). Было широко распространено рабство. Сам основатель будущей империи – Чингисхан в молодые годы был рабом в одном из степных племен.

О многогранной политической, военной и хозяйственной жизни монголов известно в основном из записей персидского ученого Рашид-ад-Дина (1247–1318), который многие годы жил среди монгольской знати и участвовал в военных походах монголов, подробно описывая их.

В 1206 году на курултае (общем народном собрании) главой монголов и их военным вождем был избран Темучин (под именем Чингисхан). Его жизнь, военные походы, политическая деятельность описаны в древнейшем монгольском сочинении «Сокровенное сказание монголов». При нем была принята «Яса» – уложение, запретившее старое право. По новым законам в руках великого хана сосредоточилась неограниченная власть; смертью карали за убийство; блуд; жен за неверность; кражу; грабеж; скупку краденого; сокрытие беглого раба; чародейство; тройное банкротство; потерю оружия; отказ в пище, воде и крове путнику; неоказание помощи в бою. За малые проступки предусматривалось наказание плетьми.

Управление государством Чингисхан осуществлял через своих родственников. Им подчинялась вся местная знать с их военными отрядами и всей массой зависимого населения. Структура государственной власти была сильно милитаризована и теснейшим образом связана с вооруженными силами. Их основой была легкая конница, которая обладала маневренностью и значительной подвижностью, что позволило ей стать мощнейшим средством ведения наступательной войны.

Оружие воинов не отличалось разнообразием. Это были в основном сабли, луки, легкие копья. Правда, после покорения Китая Чингисхану досталась сложная военно-инженерная техника, в том числе стенобитные машины, успешно применявшиеся для разрушения городских защитных сооружений во время осады. Общая численность войска в случае крупномасштабной войны (по различным источникам) достигала 250 тыс. человек.

Структура войска была следующей: тьма – 10 тыс. воинов, темники-командиры входили, как правило, в ближайшее окружение Чингисхана и не всегда были монголами; затем тысяча, сотня и десяток.

Это была мощнейшая и самая организованная армия того времени. У монголов существовала эффективная система военной разведки. Военно-политическую информацию в ставку Чингисхана поставляли дипломаты, купцы, паломники, пленные, подкупались и использовались представители других государств, особенно тех, против которых планировался военный поход.

По воспоминаниям папского посла в ставке монголов, монаха Плано Карпини (1182–1252), дисциплина и порядок в армии и государстве строились на неограниченной власти хана и командиров и мощной системе наказаний и запугивании.

Успех военных операций монголов, помимо всего прочего, объяснялся и тем, что в период консолидации монгольских племен многие страны Азии и Европы находились в состоянии упадка, феодальных усобиц, в процессе дробления.

Монолитность же монгольского государства определялась прежде всего заинтересованностью населения в успешных результатах военных походов. В течение 80 лет монголы вели войны на трех направлениях.

Главным противником они считали китайскую империю Сун. Ее разгромили к 1234 г. На юго-западном направлении с 1219 г. велась война против исламских государств Средней Азии. Здесь постоянно находился монгольский конный корпус (30–60 тыс. всадников).

Северо-западное направление стояло по значимости для Чингисхана на третьем месте, причем главным военным объектом на раннем этапе завоеваний в этом регионе были половцы, союзные многим русским князьям.

Кроме того, регулярно осуществлялись походы в Сибирь, Тибет, против булгар и мордвы. К 1279 году вся Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия и Китай были окончательно покорены монголами.

После фактического завоевания Средней Азии, части Ирана и Афганистана Чингисхан объявил все захваченные территории своей собственностью и создал на этих территориях империю со столицей в городе Каракорум (ныне Центральная Монголия). Позже государство стало называться империей Чингизидов по названию главной монгольской династии.

Первое столкновение русских с монголами произошло в 1223 г. на берегу реки Калки.

Монголы под командованием приближенных к Чингисхану военачальников Джебэ и Субедэя после покорения Грузии и Армении вошли в южные районы Руси. Они успешно разгромили войска алан (осетин) и начали теснить половцев. Последние обратились за военной поддержкой к русским князьям.

Против монголов выступили объединенные силы русских и половцев. В походе участвовали многие князья, кроме сильнейшего в ту пору Юрия Всеволодовича владимирского. Однако отсутствие единого командования, амбиции русских князей, несогласованность в организации военных действий, измена половцев в ходе сражения привели к поражению. Отдельные успехи, например галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и Даниила Романовича волынского, не были поддержаны другими князьями. Насладившиеся поражением противника и своей победой монголы, однако, не продолжили наступление, а спустя короткое время вернулись в степи. Русские князья потеряли до 90 % профессиональных дружин. Такого поражения Русь не знала за все прошлые годы своей военной истории.

В 1227 году умер Чингисхан. Власть фактически перешла к его внуку от старшего сына – Батыю. Кроме того, по решению Чингисхана он получил в наследство еще не завоеванную Восточную Европу. Для достижения этой цели Батый, по арабским источникам, сформировал из покоренных народов огромную армию (от 200 до 300 тыс. человек).

В середине 1230-х годов на съезде в столице Каракоруме было принято общее решение: исполнить «Ясу» Чингисхана, дойти «до последнего моря», т. е. до Атлантического океана, завоевав при этом Русь и Европу в целом.

В 1236 году хан Батый и его военный советник Субедэй повели на Русь огромное войско. По данным историка и географа Л.Н. Гумилева, его численность составляла 120–140 тыс. воинов, при том что собственно монголов было около 50 тыс. Объединенная Русь могла выставить 110 тыс. воинов, однако раздробленность, политические амбиции князей, внутренние конфликты помешали созданию общего войска.

Монголы, форсировав реки Каму и Волгу, покорив окончательно булгар, в 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. Рязань сопротивлялась пять дней, но затем пала. Последовательно были захвачены Москва, Владимир, за один только февраль 1238 г. монголы взяли 14 городов. В марте 1238 г. в битве на реке Сити вместе с великим князем владимирским погибли последние русские полки в этой части страны. Битве за Владимир, героизму народа и русских воинов было посвящено замечательное произведение «Слово о погибели Русской земли», написанное в 1239–1245 гг.

Восточная и северо-восточная части Руси были покорены за три месяца. Затем монголы захватили Смоленское и Черниговское княжества. Черниговская земля сопротивлялась два года. Героизму защитников Смоленска посвящена «Повесть о Меркурии Смоленском», написанная в XV в. Уже при взятии города Козельска, по замечанию С.М. Соловьева, проявилось уважение завоевателей к религии, ее святыням, религиозным деятелям. Черниговскому епископу Порфирию «не было зла». И это несмотря на то что в Козельске, который монголы назвали «злым городом», семь недель оборонялись дружинники во главе с малолетним князем Василько Черниговским.

Лето 1238 г. войска хана Батыя провели в придонских степях, но уже осенью вторично опустошили Рязанскую землю.

Зимой 1240 г. был захвачен Киев. Восемь дней продолжалась оборона, которой руководил воевода Дмитр, но силы были неравными, и город пал.

К 1240 году большая часть территории некогда великой Древней Руси оказалась под властью монголов. Из крупных русских городов и земель практически не пострадали только Новгород и Псков. После этого Батый «огнем и мечом» прошел по территориям Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Летом 1242 г. он вышел к границам Северной Италии, однако поход не продолжил и вернулся в степи.

Русские земли, внешне покоренные завоевателями, продолжали оказывать вооруженное сопротивление. Особенно активным оно было в Черниговском княжестве, где князь Андрей Мстиславич возглавил борьбу народа.

По мнению многих авторитетных историков, на Руси был установлен «оккупационный режим» – иго, которое продолжалось более 200 лет и сопровождалось постоянным насилием и ограблением земель и населения.

Что же произошло в целом с русскими княжествами?

Номинально они сохранили свою независимость, хотя по предложению ряда князей хан Батый был провозглашен русским царем. Каждый князь обязан был получить разрешение на власть от монгольского хана, так называемый ярлык. Деятельность каждого князя во вверенной ему земле контролировалась ставленниками монгольского хана – баскаками. Покоренные русские княжества и земли обязаны были выплачивать ежегодный выход – дань монголам, а также нести другие многочисленные повинности. За отказ исполнять требуемое следовали смерть или рабство. Основным методом управления, так же как в самой империи Чингизидов, являлся террор, особенно на раннем этапе.

Московские князья возглавили борьбу за свержение татаро-монгольского ига и возвращение так называемого киевского наследства, т. е. земель, входивших в IX–XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси.

Москва стала организатором победы русских войск на поле Куликовом. Однако гнет монгольского владычества продолжался.

В середине XV столетия Золотая Орда распалась на четыре самостоятельных государства: Астраханское, Казанское, Крымское ханства и Большую Орду. Указанное обстоятельство и рост могущества Москвы позволили Ивану III начать борьбу за окончательную ликвидацию зависимости русских земель от Орды.

В 1476 году Иван III отказался платить дань Большой Орде, приказал казнить приехавших ханских послов и разорвал ханскую басму (изображение хана), которую тот прислал ему как своему вассалу.

Хан Ахмат (Ахмед-хан) вознамерился восстановить былое господство над Русью и, заключив союз с польским королем Казимиром IV, во главе огромного войска вторгся в московские земли весной 1480 г. Навстречу ему выступило русское войско под руководством Ивана III, к которому присоединился отряд крымского хана Менгли Гирея, соперника Большой Орды.

С 8 октября по 11 ноября 1480 г. на берегах реки Угры (между Калугой и Вязьмой) произошло событие, которое в исторической науке получило название «стояние на Угре». Оно рассматривалось как долгое противостояние двух войск, не решавшихся вступить в бой, которое закончилось бегством противника.

Однако изучение различных источников, и в первую очередь Типографской летописи (1520-е гг.) о походе Ахмата на Русь, показывает, что на берегах Оки и Угры произошло первое в истории московского войска тщательно подготовленное и блестяще выигранное позиционное сражение. Через 100 лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от монголо-татарского ига.

В 1487 году русское войско овладело Казанью, возведя на престол вассала Москвы Мухамеда Эмина.

Борьба народов Руси против агрессии немецких и шведских феодалов

Вторым, не менее важным фактором, во многом изменившим геополитическую обстановку в Европе, стала немецко-шведская экспансия в Прибалтике и на западных землях Руси.

В борьбу против нашествия вступили народы многих русских земель и княжеств. Несмотря на то что главной целью агрессии были народы Прибалтики, она во многом затрагивала интересы русских, так как между Русью и прибалтийскими народами были теснейшие связи еще с VIII–IX вв. Например, русские былины знают «хоробру Литву», о балтах говорится в «Слове о полку Игореве».

Причинами, побудившими германских рыцарей к экспансии, были прежде всего стремление к захвату территорий и богатств Прибалтики и Северо-Западной Руси, установление контроля над торговыми путями в Византию и Арабский халифат и получение от этого огромных прибылей. В целом же Прибалтика рассматривалась как плацдарм для продвижения в глубь русских территорий. Именно в ту пору родился печально знаменитый лозунг германцев «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»).

Агрессия началась еще в 1180-х гг. Она проходила под лозунгом борьбы с язычеством. За два десятилетия немцы осуществили три крупномасштабные экспедиции в балтийские земли. В 1202 году специально для ведения боевых действий на территории Северо-Западной Руси был создан орден меченосцев (военно-религиозная организация, которая впоследствии превратилась в Ливонский орден).

За 20 лет (1208–1228) орден покорил эстов и ливов. Русские войска впервые столкнулись с немецкими рыцарями в 1224 г. в сражении у города Юрьева, который захватчики стремились превратить в свой опорный пункт.

Противоборство с немцами было обусловлено рядом причин. Завоевание Прибалтики создавало угрозу суверенитету русских государств в западной части Руси. Кроме того, русские князья теряли контроль над рядом земель и дорогостоящую дань от прибалтийских племен. Наконец, действия ордена разрушали торговлю, устоявшиеся политические и экономические связи в регионе.

В жестокой и кровавой войне по защите русских земель активно участвовали князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр.

По согласованию с орденом совершили попытку захватить Новгород шведы. Координатором этой двойной агрессии стал сам папа римский. В 1238 году шведский военачальник Эрик Картавый получил благословение папы на крестовый поход против русских земель. Он проходил под лозунгом «Превратить русов в истинных христиан».

Однако цели войны по существу были иными. Шведы стремились отторгнуть Вотскую, Ижорскую и Карельскую земли. Шведский военный флот вошел в Неву в июле 1240 г. Им руководил зять короля, герцог Биргер. Военные действия координировались с немцами. Однако уже 15 июля дружина князя Александра и новгородское ополчение нанесли упреждающий удар по шведскому лагерю. Разгром врага был полным. По оценкам летописцев, «…два корабля шведов были заполнены телами знатнейших рыцарей…» Новгородцев же в том бою пало всего 20 человек.

Оборона устья Невы успешно осуществлялась вплоть до начала XVII в. Александр получил почетное звание «Невский» и позже был причислен Русской православной церковью к лику святых. Разгром шведов имел большое значение для судеб как русских, так и прибалтийских земель. Прежде всего были пресечены совместные планы немцев и шведов по захвату Северо-Западной Руси. Шведские хроники сообщали, что король дал письменную клятву не ходить больше на Русь. Эта победа еще раз авторитетно подтвердила права русских на выход к Балтийскому морю.

Итак, главные события развернулись в 1240 г. Немецкие рыцари сумели захватить города Изборск и Псков, ворота которых им открыл глава прогерманской партии Новгорода боярин Твердила Иванкович (сведения о существовании такой группировки имеются начиная с 1229 г.)

В 1241 году ливонцы заняли Копорье, Тесов и оказались в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы были вынуждены снова призвать на помощь князя Александра Ярославича с его дружиной, который уже помог им в борьбе со шведами.

В марте 1242 г. был освобожден Псков. 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение на льду Чудского озера. По последним данным, при всех расчетах и допущениях, численность ливонского воинства не превышала 300–400 человек. Им противостояла не многим более многочисленная русская рать. Но это не умаляет значения победы русского оружия. Как писал автор «Жития Александра Невского»: «Здесь же прославил Бог Александра пред всеми полки… и не обретеся противник ему во брани никогда же». После поражения рыцари «с поклоном» прислали послов в Новгород: «Что есми зашли Водь, Лугу, Псков, Лотыголу мечом, того всего отступаем». Заключение в этом же году мира с ливонцами означало приостановку захватнических планов ордена в один из самых трагических моментов истории Руси.

В настоящее время день Ледового побоища отмечается как день воинской славы русского оружия.

Противодействие агрессии венгерских и польских захватчиков

Третья зона нестабильности в средневековой Руси – юго-запад. Ожесточенная борьба с агрессией венгерских и польских феодалов против русских земель была связана прежде всего с притязаниями Венгрии и Польши на Галицко-Волынскую землю. Военная ситуация в этом регионе была очень запутанной.

1205–1206 годы стали временем активных военных усилий черниговских и польских войск, которые при поддержке половцев и берендеев попытались овладеть Галичем, но были отброшены местными дружинами и венгерскими войсками.

Однако уже в 1210 г. поляки вновь вторглись на волынские земли. Через четыре года они же, заключив союз с венграми, захватили город Галич. С благословения папы Иннокентия III началось притеснение православных. Только в 1234 г. эта земля после долгих военных действий и переговоров вернулась законному правителю Даниилу Романовичу, прежде княжившему во Владимире-Волынском.

Агрессия вновь возобновилась уже с участием черниговских князей. На первом ее этапе (1243–1244), как сказано в летописи, «… Ростислав Черниговский не похотел разоренный Чернигов, но и Галич не добыл…». Он ушел в Венгрию, где, заключив союз с королем Белой IV, стал готовить поход на Волынские и Галицкие земли.

Все было широко задумано и блестяще организовано. В походе принимали участие венгерские и польские войска под руководством короля Болеслава Стыдливого, связанные с Ростиславом местные боярские дружины. Цель была одна – покончить с суверенитетом Юго-Западной Руси, ослабленной борьбой с монголо-татарами.

На втором этапе с лета 1245 г. начались активные наступательные военные действия. Во главе объединенных сил встали зять короля Белы IV – князь Ростислав и крупный венгерский военачальник (бан) Филень. К ним присоединились польские дружины воеводы Флориана.

Войска коалиции взяли Перемышль и подошли к городу Ярославу. Однако сильное сопротивление горожан вынудило нападавших начать длительную осаду.

Князь Даниил Галицкий стал собирать войска и ополчение, подошли союзные ему половецкие отряды. Помощь прислали мазовецкий князь Конрад и великий князь литовский. Выйдя из города Холм, войска князя Даниила подошли к реке Сан. 17 августа 1245 г. произошло сражение. Оно закончилось полной победой Даниила Галицкого. В плен были захвачены почти все инициаторы агрессии (сумел бежать в Краков только князь Ростислав). С Венгрией был подписан мирный договор, закрепленный браком княжича Льва Данииловича (будущего основателя города Львова) с Констанцией, дочерью венгерского короля Белы IV.

Тем не менее в том же году активизировала свои происки папская курия в Риме. Папа Иннокентий IV начал переговоры с галицко-волынским князем о военном союзе и церковной унии. Очевидно, что тем самым в Карпатах решалась двуединая задача: защита православия от католичества и участие Юго-Западной Руси в западноевропейской политике, осью которой в ту пору было отношение императоров к Римскому престолу.

В 1245 году князь получил короткое послание и от хана Батыя, который не оставлял мысли взять под контроль княжеские земли: «Дай Галич!» Пришлось Даниилу ехать в Орду, где он получил ярлык, как и прочие князья, на княжение и стал мирником Батыя, гарантируя последнему охрану и оборону западных границ. Это было очень важно, так как папа римский на Лионском соборе 1245 г., где присутствовали и черниговские князья, объявил крестовый поход против монголо-татар.

В 1250 году, проявляя недюжинные дипломатические способности, избегнув новой агрессии, князь Даниил Галицкий получил из рук папы королевскую корону Малой Руси. Постепенно начала готовиться уния – союз двух вер. Галиция из цитадели православия превратилась в небольшое западноевропейское государство, в вассала престола святого Петра. Однако все подобные действия закончились в 1259 г. В тот год Бурундай принудил Даниила срыть крепости и подключиться к походу на католическую Польшу.

Князю Даниилу удавалось сохранять русский характер государственности на юго-западе. Он не дал развернуться процессу поглощения его земли Европой. Более того, он добился признания за своим сыном Романом Данииловичем герцогских прав на Австрию, что и было закреплено браком с наследницей австрийского престола Гертрудой Бабенберг.

Тем не менее к середине XIV в. эти земли все-таки были захвачены Польшей и Литвой. В 1339 году король польский Казимир окончательно захватил Галицию. В результате унии вер была создана униатская, или греко-католическая, церковь, подтвержденная Брестской унией в 1596 г. Она подчинялась папе римскому, признавала догматы католицизма, но сохраняла православные обряды.

kartaslov.ru

Видео урок: Андрей Фурсов - Древняя Русь

Андрей Фурсов - Курс русской истории

Урок: 1  

Андрей Фурсов - Русская история в мировом контексте

Урок: 2  

Андрей Фурсов - Древняя Русь

Урок: 3  

Андрей Фурсов - Русь в Средние века (12-13 вв.)

Урок: 4  

Андрей Фурсов - Русь в Средние века (14-16 вв.)

Урок: 5  

Андрей Фурсов - Объединение русских земель

Урок: 6  

Андрей Фурсов - Российское государство в XVI веке

Урок: 7  

Андрей Фурсов - Смута начала XVII века

Урок: 8  

Андрей Фурсов - Россия в XVII веке. Первые Романовы

Урок: 9  

Андрей Фурсов - Правление Петра I

Урок: 10  

Андрей Фурсов - Эпоха дворцовых переворотов

Урок: 11  

Андрей Фурсов - Правление Екатерины II

Урок: 12  

Андрей Фурсов - Правление Александра I

Урок: 13  

Андрей Фурсов - Правление Николая I

Урок: 14  

Андрей Фурсов - Россия во 2-ой половине XIX века

Урок: 15  

Андрей Фурсов - Россия в 20-м веке

Урок: 16  

Андрей Фурсов - Новейшая история России

Урок: 17  

Лек. 1 Курс русской истории. Введение. Часть 1.

Урок: 18  

Лек. 2 Курс русской истории. Введение. Часть 2.

Урок: 19  

Лек. 3. Культуры каменного и бронзового века в России. Фурсов А. И.

Урок: 20  

Лек.4. Древнерусское государство. Фурсов А. И.

Урок: 21  

Лек. 5 Социально-экономическая история древнерусского государства. Фурсов А. И.

Урок: 22  

Лек. 6 Русь в 12-13 вв. Фурсов А.И.

Урок: 23  

Лек. 7 История Новгорода Фурсов А. И.

Урок: 24  

Лек. 8 Объединение русских земель 14-16 вв. Фурсов А. И.

Урок: 25  

Лек. 9 Социально-экономическое развитие Руси 14-16 вв

Урок: 26  

Лек.10 Русь времен Ивана IV Грозного. Великое княжество Литовское.

Урок: 27  

Лек.11 Российское государство в начале XVI века. Правление Ивана Грозного. Опричнина.

Урок: 28  

Лек.12 Правление Федора Иоанновича. Латентная фаза Смуты.

Урок: 29  

Лек.13 Внешняя политика Русского государства в конце XVI века.

Урок: 30  

Лек.14 Смута начала XVII века.

Урок: 31  

Лек. 14-2 Характерные черты Смуты. Уроки Смуты.

Урок: 32  

Лек. 15 Основные этапы закрепощения.

Урок: 33  

Лек. 16 Россия в XVII веке.

Урок: 34  

Лек.17 Внешняя политика России в XVII веке.

Урок: 35  

Лек.18 Культура древнерусского государства (IX-1 половина XIII вв.). Синопсис.

Урок: 36  

Лек.22 Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Урок: 37  

Лек.21 Социально экономические и внутриполитич. преобразования в России при Петре I.

Урок: 38  

Лек.20 Культура России в XVII веке. Синопсис.

Урок: 39  

Лек.19 Культура и церковь на Руси в XIV-XVI вв. Синопсис.

Урок: 40  

Лек.23 Россия в эпоху дворцовых переворотов.

Урок: 41  

Лек.24 Внешняя политика России во 2 четверти XVIII века.

Урок: 42  

Лек.25 Внутренняя политика России в 60-90-е гг. XVIII века.

Урок: 43  

Лек.26 Русская культура 1 половины XVIII века. Синопсис.

Урок: 44  

Лек.27 Внутренняя политика России в 1 четверти XIX века.

Урок: 45  

Лек.28 Внешняя политика России в 1 четверти XIX века.

Урок: 46  

Лек.29 Движение декабристов.

Урок: 47  

Лек.30 Внутренняя политика России 2-ой четверти XIX века.

Урок: 48  

Лек.31 Политика в отношении дворянства.

Урок: 49  

Лек 32. Социально-экономическое развитие России в 1-ой половине XIXв.

Урок: 50  

Лек 33. Внешняя политика России в 1825 -1856гг.

Урок: 51  

Лек 34. Присоединение Кавказа.

Урок: 52  

Лек 36. Общественное движение 2-ой четверти XIXв.

Урок: 53  

Лек 40. Финансовая реформа.

Урок: 54  

Лек 39. Внутренняя политика России во 2-ой половине XIXв.

Урок: 55  

Лек 38. Русская культура в 1-ой половине XIXв.

Урок: 56  

Лек 37.Общественное движение 2-ой четверти XIXв. (2-ая часть)

Урок: 57  

Лек 35. Крымская война 1853-1856гг.

Урок: 58  

Лек 41. Внешняя политика в 1860-е - 1890-е годы.

Урок: 59  

Лек 42. Экономическое развитие России в 1860-е - 1890-е годы.

Урок: 60  

Лек 44. Русская культура в начале XX века.

Урок: 61  

Лек 43. Общественное движение 1860-1890-х годов.

Урок: 62  

www.videxp.com

Урок по истории:«Древняя Русь в IX-XII веках»(6 класс)

«Древняя Русь в IX-XII веках»

( урок - игра)

история России 6 класс.

Учитель истории Федотова В.Е.

МБОУ Трыковская СОШ

Карачевский район, Брянская область

Тема урока : «Древняя Русь в IX-XII веках»

Тип урока : Обобщения и проверки знаний с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Форма урока : урок - игра

Цель урока:

Повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме

«Древняя Русь в IX-XII веках»

Задачи:

1. Дать оценку деятельности исторических личностей

Древней Руси;

2. Закрепить знание основных дат и понятий;

3. Развивать умения работать с картой;

4. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны,

любовь и уважение к прошлому нашего народа.

Ход урока:

На экране

Древняя Русь( Слайд 1)

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Мы закончили с вами изучение темы «Древняя Русь».

Сегодня на уроке мы проверим как вами был усвоен материал по этой теме .

Две команды – дружины «Витязи» и «Богатыри»

Задание 1. Цепочка дат на экране.

86294511138829801036988

Учащимся необходимо найти в этой цепочке даты и объяснить, что

произошло в тот или иной год.(слайд 2)

 862 г – призвание варягов на Русь, начало правления династии Рюриковичей

945 г – гибель князя Игоря при сборе дани у древлян

1113г – написание Нестором, монахом Киево –Печерского монастыря летописи «Повесть временных лет»

882г – образование Древнерусского государства

980г – проведение языческой реформы князем Владимиром

1036г –разгром печенегов князем Ярославом Мудрым

988г – Крещение Руси

Задание 2« Историческая география»

(слайд 3 или настенная карта)

Учащимся необходимо ответить на вопросы и показать объекты на карте .

  1. Матерь городов Русских?(Киев)

  2. Столица Византии ?( Константинополь, Царьград, Стамбул)

  3. Варяжское море?(Балтийское)

  4. Город, жителям которого жестоко отомстила княгиня Ольга?

(Искоростень).

  1. Город, где принял крещение князь Владимир?(Корсунь)

  2. Русское море? (Чёрное)

  3. Город, в который прибыл Рюрик?(Ладога)

  4. Город, который Добрыня и Путятя крестили огнем и мечом.(Новгород)

  5. Какую реку называли Итиль?(Волга)

10.Самый дальний город на Руси?(Тмутаракань)

Задание3«Личность в истории» (слайд 3)

Учащиеся узнают личность и рассказывают ,чем ещё прославился этот человек.

(слайды 5- 10)

1.Основателя русской династии?(Рюрик)

2.К кому были обращены слова княжны Рогнеды « Не хочу разувать сына Рабыни». (Владимир Красное Солнышко)

3.Он разгромил печенегов и их набеги на Русь прекратились?

(Ярослав Мудрый)

4. В знак победы он прибил свой щит на вратах Константинополя?

( Олег)

5. Кто заключил первый письменный договор с Византией?(Игорь)

6.Князь,разгромивщий хазар?(Святослав)

Задание4«Верования» (слайд 11 -13)

Учащиеся отвечают на вопросы .(слайд 14 -21)

  1. Бог грома и молнии у восточных славян, покровитель воинов?

(Перун)

  1. Языческие славянские жрецы, астрономы и звездочёты? (Волхвы)

  2. Официальная дата крещения Руси?(988)

  3. Богиня покровительница домашнего хозяйства, ткачества у древних славян?(Мокошь)

  4. Языческие святилища у славян?)Капища)

  5. Первые русские святые?(Борис и Глеб)

  6. Первая русская Святая?(Ольга)

  7. Первый киевский митрополит? (Иларион)

Задание5«Изба» (слайд 22)

На столе находятся вещи старинные и современные, продукты.

Учащиеся выбирают чего не было у славян.

(Сотовый телефон, картофель, очки, ручка, книга, мягкая игрушка, пакет , фасоль)

Задание6«Что означают эти слова?» (слайд 23)

Учащиеся дают объяснение понятиям.

1 жито - хлеб; 2 гости – купцы; 3 урок – точный размер дани;

4 куны – деньги; 5 вервь - община; 6 полюдье – сбор дани;

7 вира – штраф; 8 погост – место сбора дани;

9 вотчина – наследуемое земельное держание; 10 вар – кипяток

Задание7«Культура» (слайд 24)

Учащиеся отвечают на вопросы (слайд 25 - 30)

  1. Живопись по сырой штукатурке.(фреска)

  2. Как называли главный храм построенный Ярославом Мудрым?

(Храм Святой Софии).

  1. От XI –XII вв до нас дошли 80 книг,7 из которых имеют точную дату написания . Древнейшая из них была переписана в1056 – 1057гг для новгородского посадника.

Как называется эта книга?(Остромирово Евангелие)

  1. Древнерусское женское украшение в виде подвески? (колт)

  2. Братья – просветители ,создатели славянской азбуки, проповедники христианства.

  3. Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться?

(Нестор, «Повесть временных лет»)

Рефлексия.

Подведение итогов.

infourok.ru

Тема урока: "Культура Древней Руси"

Разделы: История и обществознание

Цели урока.

  • Определить сущность и оценить значение культуры Руси домонгольского периода.
  • Развитие умений и навыков работы с историческими источниками, как основы самостоятельной поисковой деятельности.
  • Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.
  • Знакомство учащихся с основными жанрами древнерусской литературы и их особенностями.
  • Развитие умения сравнивать особенности архитектурных школ различных земель Древнерусского государства и определять причины данных особенностей
  • Основные понятия и термины: культура (материальная и духовная, искусство, глаголица и кириллица, летописи, житийная литература, миниатюра, фольклор, былины, крестово-купольный храм, плинфа, рельеф, апсида, закомары, аркатурный пояс, мозаика, смальта, фреска, икона, литье, чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль, филигрань.

    Оборудование.

    Учебник: Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл. – М.: Дрофа, 2012.

    презентация “Культура Древнерусского государства в X - начале XIII в.” Приложение 1

    компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.

    Видеофильм “Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство”.

    CD Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. История России до XIX в..

    CD “Энциклопедия истории России. 862–1917 гг.”

    CD “История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей”

    Карта “Древнерусское государство в IX–X вв.”

    Литература.

    Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.

    Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. – М.:ЦГО, 2000.

    Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1984.

    Рябцев Ю.С.История Русской культуры: художественная жизнь и быт XI-XVII вв. – М.:Просвещение, 1997.

    Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1991.

    Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.

    Эпиграф:

    “О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами и источниками, горами и крутыми холмами, высокими дубравами и чистыми полями, дивными зверями и разными птицами, бесчисленными городами великими и селениями славными… Всем ты преисполнена, земля Русская!”.

    Так наши далекие предки гордились своей Родиной. Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты “узорочье” - ювелирные изделия, прекрасные литературные памятники домонгольской Руси и сейчас вызывают восхищение. Ведь это истоки русской культуры, влияние которых просматривается и в более позднее время.

    Вводная беседа:

    - Что такое культура? (Совокупность достижений человечества в сфере производства, общественной и духовной жизни)

    - Что мы относим к материальной и духовной культуре?

    Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, взгляды, бытовые привычки и обычаи, духовная и религиозная жизнь, язык.

    1. Условия развития культуры.

    Культура Древней Руси представляет собой синтез достижений языческих славянских традиций и христианской культуры Византии. В то же время она активно взаимодействовала с культурой других народов (ближайших соседей - народов финно-угорской и балтской групп, с кочевыми народами, со скандинавами, со странами Европы). На этой основе шло формирование культуры киевской Руси и культуры отдельных княжеств периода раздробленности.

    Богатое духовное наследие, воплощенное в камне и рукописях. В красках икон и фресок, мерцании мозаик церквей, былинах и житиях святых, помогает понять прошлое, идеалы, тревоги и сомнения наших предков, их поиски смысла жизни.

    - Подтвердите примерами мысль о том, что Древняя Русь была страной высокого уровня развития культуры.

    - Назовите причины христианизации Руси. Какую роль она сыграла в истории страны?

    - Какое влияние на русскую культуру оказала Византия? Можно ли говорить о самобытности русской культуры?

    2. Устное народное творчество.

    Песни, сказания, былины, пословицы были важной составляющей древнерусской культуры.

    Былины были открыты сосланным в Олонецкую губернию П.Н.Рыбниковым (XIX в.), который записывал из аз сказителями. Лучше всего сохранился новгородский цикл былин, созданный в XII-XIII вв., известны также былины киевского цикла, попавшие на север во время переселения славян, бежавших от половецкого натиска. Специалисты считают, что известные сегодня былины дошли до нас в сильно переработанном виде, с более поздними наслоениями. В них враги-кочевники уже не половцы и не печенеги, а татары.

    - Вспомните, какие былины вы читали на уроках литературы и самостоятельно? Назовите имена героев русских былин.

    - Можно ли использовать былины как исторический источник? (дополнительные сообщения)

    Богатырский цикл (Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович)

    Новгородский цикл (Садко, Василий Буслаев).

    3. Письменность и просвещение.

    Письменность появилась у славян до принятия христианства. Создателями славянской азбуки являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. За основу Кирилл взял греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими звуками. Славянский алфавит состоял первоначально из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая буква имела свое название. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания Апостолов, Псалтырь и другие богословские произведения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых.

    Оформление книги представляло собой целое искусство. Книги украшались миниатюрами – многоцветными рисунками. Традиции книжной миниатюры пришли на Русь из Византии. Начало раздела выделяла и украшала заставка – изобразительная композиция или орнамент. В начале текста помещали заглавную букву крупного размера – инициал или буквица в виде рисунка (человека, диковинных птиц или зверей). Их выделяли разными красками. Переплеты обтягивали кожей и украшали металлическими пластинками и драгоценными камнями.

    Одна из самых древних библиотек Древней Руси – библиотека Ярослава Мудрого. “И к книгам прилежал, читая их часто ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… Ярослав же, книги многие написав, положил их в церкви св. Софии, которую создал сам”.

    4. Литература.

    1) Богослужебные книги.

    2) Религиозная литература, предназначенная для чтения (“Физиолог”).

    3) Путешествия (“Христианская топография Козьмы Индикоплова”, “Хождение Даниила”)

    4) Апокрифы (от греч. “потаенный”, нетрадиционное изложение библейских сюжетов).

    5) Жития святых – формирование духовного идеала дохристианской Руси (“Житие Феодосия”, “Чтение о Борисе и Глебе”, “Житие Алексея, человека Божия”).

    6) Летописи – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).

    Конец Х в. - первый летописный свод Киевской Руси. Позднее, при Ярославе Мудром) он был переработан и включен в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии. В дальнейшем этот свод неоднократно перерабатывался, пока не принял окончательный вид и стал называться “Повестью временных лет”.

    - Какие сведения можно почерпнуть из летописи?

    7) “Слово” - особый жанр древнерусской литературы, к которому относятся поучения, похвалы, письма (“Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово о законе и благодати” Иллариона, “Моление Даниила Заточника”, “Слово о полку Игореве”)

    “Слово о полку Игореве” (сообщение).

    1) История открытия “Слова…” (граф А.И.Мусин-Пушкин опубликовал в 1800 г. текст и перевод на современный язык. 1812 г. – подлинник поэмы сгорел во время пожара Москвы, занятой французами. Сомнения в подлинности поэмы).

    2) Историческая основа поэмы – княжеские усобицы. Поход против половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославовича – 1185 г.

    3) Структура поэмы.

    4) Художественные образы.

    5) Поэтические образы.

    6) Влияние “Слова…” на русскую культуру, историческое значение.

    Опера А.П.Бородина “Князь Игорь”.

    Живопись: Фаворский и Голиков, В.Перов “Боян”, В.Васнецов “Тризна”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, Н.Рерих “Поход Игоря”, К.Васильев “Плач Ярославны”, А.Максимов “Вещее знамение”.

    “Нет лучшего примера в поэзии в смысле чистоты языка, чем “Слово о полку Игореве”… - Один из самых поэтических текстов, которые когда-либо читали люди”. /Филипп Суно, швейцарский поэт-переводчик/.

    5. Архитектура.

    Когда я с изумлением смотрю На эти древнерусские соборы, Я вижу с них, подобно звонарю, Родных лесов и пажитей просторы. Не чад кадил, не слепоту сердец, Взалкавших недоступного им рая, А творчества слепительный венец, Вознесшегося, время попирая.

    В.А.Рождественский

    Принятие Русью христианства способствовало подъему русской культуры. Это нашло свое отражение и в архитектуре. Традиционная славянская архитектура – деревянная. С конца Х в. развивается каменное строительство под влиянием византийской архитектуры. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.) Древнейшим из сохранившихся до наших дней памятником киевской Руси является Спасский собор в Чернигове (1036 г.)

    - Вспомните, что такое крестово-купольный храм? (Работа со схемой “Древнерусский храм: основные элементы”.

    - Покажите на схеме и объясните значение терминов: неф, апсида, закомары, барабан, глава, пилястры, аркатура).

    При строительстве русских храмов широко использовались такие материалы, как известняк, плинфа (тонкий розовый кирпич), гранит, шифер, мрамор, дерево.

    Несмотря на общие каноны построения древнерусских храмов, можно выделить существенные различия в архитектурных сооружениях княжеств.

    - Как вы думаете, с чем это связано? (Природно-климатические особенности земель, наличие строительного материала, проникновение европейских культурных традиций, особенности социальной структуры княжеств)

    - Подумайте, почему появление самобытных архитектурных стилей совпадает с эпохой раздробленности?

    - На основе иллюстративного материала выделите характерные особенности архитектурных школ (видеофильм или презентация, подготовленные сообщения).

    А) Собор Святой Софии в Киеве

    (1037 г. – победа Ярослава Мудрого над печенегами; площадь храма – 1300 м?; высота центрального купола – 30 м; 13 глав). Внутреннее убранство Святой Софии: фрески (семья Ярослава Мудрого, скоморохи), мозаика (Богоматерь Оранта, Христос Вседержитель)

    Золотые ворота в Киеве.

    Б) Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.; 5 глав)

    Над башнею, над белою Софией В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди, Здесь вечевое сердце всей России Набатом пело в каменной груди.

    В.А.Рождественский

    - Чем этот собор отличается от Софии Киевской?

    - В чем причина отличий?

    Церковь Спаса-на-Нередице. (1198 г.)

    “Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки… но себе на уме… В его зодчестве такие же… простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы”. И.Э.Грабарь/

    В) Зодчество Владимиро-Суздальской Руси

    - Какой из памятников архитектуры ближе по облику к Софии Киевской? (Успенский собор (Владимир, 1158 г.)

    - В каком из удельных княжеств могло быть построено это величественное здание? С какой целью? (Владимиро-Суздальское княжество стремилось к политическому господству над другими землями. Князья Владимирские стремились подчинить своей власти даже ослабевший Киев)

    Строительство храма (см. Хрестоматию – с.59-60) – приглашение мастеров из Киева, Галича, Византии, Германии. По высоте равен Софии Киевской, На постройку князь Андрей Боголюбский выделил десятую долю своих доходов.

    Дмитриевский собор (Владимир)

    Храм Покрова-на-Нерли (1165 г.)

    Георгиевский собор (Юрьев-Польской)

    - Какой прием используют зодчие, чтобы придать зданию стройность и изящность?

    - Чем подчеркивается величественность архитектурного образа?

    “В торжественно-мужественных образах этого великолепного сооружения, в его сплошном словно ковровом резном уборе, в основе которого лежат мотивы, характерные для произведений декоративно-прикладного искусства, воплотились могущество “владимирского самовластца”, апофеоз силы Владимирского княжества, стремившегося к объединению разобщенной Руси”. (В.Косточкин)

    Особенности архитектурных школ Руси XII-XIII вв.

    Западная и Юго-Западная Южная (Киевская, Черниговская, Переяславская) Владимиро-Суздальская Новгородская
    1. Основной строительный материал – “белый” камень.

    2. Кроме крестово-купольных храмов возводились круглые в плане сооружения типа ротонд.

    3. Фасады богато украшены резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными.

    4. Сильное влияние романской западно-европейской архитектуры (наличие “романских стекол” – витражей).

    1. Кирпичная кладка стен (розовый кирпич-плинфа).

    2. Капители и колонны из белого известняка.

    3. Новый тип крестово-купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму.

    4. Большое внимание к внешней отделке.

    5. Переосмысление традиций византийской школы.

    1. Кладка из плит белого известняка.

    2.Аркатурные пояса из полуколонок, пилястры.

    3. Резьба по камню (растительно-звериные сюжеты)

    4. Устремленные к небу глав с большими крестами.

    5. Внешняя легкость здания.

    6. Искусство вписывать постройки в пейзаж.

    7. Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики.

    1. Кладка из камня-плитняка.

    2. Простота и строгость форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов и т.п.)

    3. Строгое и простое внутреннее убранство.

    4. Небольшие храмы, часто приземистые, как бы вросшие в землю, напоминают крепости.

    6. Изобразительное искусство.

    - Назовите виды древнерусского изобразительного искусства (мозаика, фреска, икона). Объясните эти понятия, приведите примеры.

    Мозаика – картина, сложенная из цветного непрозрачного стекла – смальты. У смальты Софии киевской 177 оттенков различных цветов. Среди них зеленого – 34, 25 коричневого, 23 – желтого, 21 – синего и даже 25 – золотого.

    Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

    Икона – от греч. “эйкон” - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому придается священное значение.

    Изящные украшения, настоящие шедевры создавали древнерусские ювелиры. При этом использовалась различная техника - чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль, филигрань. Ювелиры также украшали оклады икон, книги.

    Вывод. Древнерусская культура формировалась как уникальный мировой феномен на основе синтеза языческой культуры, влияния византийского христианства, полиэтнических культурных традиций. С момента крещения Руси ведущей, определяющей в ней становится христианская традиция.

    Д/з: 10, вопр.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также