Уроки русь древняя. Урок №41. «Во времена Древней Руси.(столица Древний Киев)»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока истории на тему «Русь древняя». Уроки русь древняя


Урок-игра "Русь Древняя"

Разделы: История и обществознание

Цели и задачи:

  • повторить и закрепить пройденный материал;
  • расширить кругозор учащихся;
  • продолжить воспитание уважительного отношения к истории России.

Класс делится на три команды, они рассаживаются группами. Учитель знакомит учеников с правилами игры. Игровое поле представляет собой квадрат, поделенный на 25 клеток. (Он чертится на доске.)

    А    

    Б    

    В    

    Г    

    Д    

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:

А – «События» Б – «Личности» В – «Историческая география» Г – «Культура» Д – «Термины»

Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается команде, правильно на него ответившей. Первый ход разыгрывается.

Задание для розыгрыша первого хода:

Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие отечественной истории произошло в год Х? (Начало правления княгини Ольги в Киеве + Крещение Руси + Начало правления князя Ярослава Мудрого – 12): 3 = Х(945 + 988 + 1019 – 12): 3 = 980  В этом году началось княжение Владимира Святославича в Киеве.

После розыгрыша первого хода команды по очереди выбирают вопрос, называя букву и цифру, например, «Б-2». Команда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

А. «События»

1. «Сперва он взял город Смоленск и Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к Киеву; потом собрал большое войско из всех подвластных ему народов и поплыл к Киеву на лодках. Только большую часть лодок позади оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что приехали варяжские купцы, да понездоровилось им, потому они и просят князей прийти к ним на суда. Князья поверили, взяли с собой немного людей, пришли на суда…, а он вышел к ним с малолетним Игорем на руках и сказал: «Вы не князья, а вот сын Рюрика».  И в ту же минуту воины его вышли из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и убили их». Назовите событие, о котором идет речь. Когда оно произошло?(Объединение Руси под властью князя Олега, 882 г.)

2. В память, о какой победе  в Киеве был построен Софийский собор?(На том месте, где стоит киевский храм Святой Софии, в 1036 г. русские войска во главе с князем Ярославом наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь.)

3. «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань,  как муж мой, поэтому и прошу у вас мало …» О каком событии рассказывается в отрывке из «Повести временных лет»?(В отрывке рассказывается о том, как княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа князя Игоря.) Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга?(Она установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди.)

4. «Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные… Затем  послал [oн] по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». О каком событии идет речь?(О крещении киевлян в 990 г.) Каково значение принятия Русью христианства?(Принятие христианства  вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала кровную вражду, человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролись против работорговли. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином православным, он ощутил себя русским.)

5. О  каком событии говорится в приведенном отрывке летописи: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами».(О призвании варягов в 862 г.) Как вы считаете, является ли призвание варягов началом существования Древнерусского государства?(Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях варяги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог самостоятельного длительного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, ?  значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование – показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки».)

Б. «Личности»

1. Он стал княжить в Новгороде после смерти Рюрика. Сумел объединить Русь под своей властью. Киев объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. Первым из киевских князей принял титул князя всех князей (великого князя). Успешно воевал с Византией, добился права беспошлинной русской торговли в этой стране. (Олег Вещий)

2. Он поднял мятеж против собственного отца, будучи князем, в Новгороде. С его именем связано создание первого письменного свода законов Руси. Он затратил огромные средства на украшение Киева, взяв за образец Константинополь. Стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков.(Ярослав Мудрый)

3. В историю он вошел не столько как князь, а, сколько как воин. Он сам вел в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые срама не имут», и всегда предупреждал врагов о своем появлении. Простые люди обвиняли его в том, что он не заботился об охране своей столицы. Погиб в неравном бою, из его головы печенежский хан сделал себе чашу. (Святослав Игоревич)

4. О ком  были сказаны следующие слова: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем его, всех нас разорит».(Об Игоре Старом, когда он вознамерился с древлян собрать дани сверх меры.)

5. Крупный литератор Древней Руси, первый киевский  митрополит из русских. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о Законе и Благодати». Через все произведение красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.(Илларион)

В. «Историческая география»

1. «Рассказывали, что греки не посмели встретить русских в поле, а загородили пристань цепями, заперлись в [городе], но войско Олега выжгло всю окрестность, и князь велел ещё перетащить по земле лодки в пристань. … Олег велел поставить лодки на колёса и распускать паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки испугались и стали просить мира …». Об осаде какого города рассказывается в отрывке?(Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)

2. Этот город Святослав объявил своей новой столицей. Он говорил: «…Там середина земли моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мед, воск и рабов». Назовите город и реку, на берегу которой он находился.(Переяславец на Дунае.)

3. Чтобы заставить Византийскую империю соблюдать договор, Владимиру пришлось овладеть этим городом, который он затем вернул императорам в качестве выкупа за невесту. О каком городе идет речь?(О Херсонесе (Корсуни))

4. Через какие водные объекты проходил торговый путь «из варяг в греки»?(Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда)). 5. Где изначально жили славяне?(От среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. «Повесть временных лет» говорит о прародине славян на Дунае, «где теперь земля Венгерская и Болгарская».)

Г. «Культура»

1. Какой тип храмов получил распространение на Руси?(Крестово-купольные храмы.)

2. Кому приписывают авторство «Повести временных лет»? Кроме летописания, в каком еще литературном жанре работал этот древнерусский писатель?(Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Он написал одно из первых житий Бориса и Глеба.)

3. Что называли в средние века «Библией для неграмотных»?(Так называли храмовую живопись.)

4. Почему собор Успения Богородицы, ставший главным храмом крещеной Руси, называли также Десятинной церковью? Что вам известно о судьбе этого храма?(Название Десятинная  церковь связано с тем, что на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники Киева.)

5. Назовите первое известное нам портретное изображение в истории русской живописи. Где его можно увидеть?(В Киеве в Софийском соборе написан групповой портрет семьи строителя храма Ярослава Мудрого. На одной стене – князь со своими сыновьями (к сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на другой – княгиня Ирина с дочерями.)

Д. «Термины»

1. Объясните, что такое подсечно-огневое земледелие, переложное земледелие?(Подсечно-огневая система земледелия – это когда вырубается участок леса, затем выжигаются пни и корни. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок.Переложная система земледелия – когда участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия.)

2. По какому принципу образован ряд: смерды, рядовичи, закупы, холопы. Дайте определение этим терминам.(Это категории феодально-зависимого населения Древнерусского государства. Смерды – крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Рядовичи – люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях. Закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а, вернув долг, становился свободным человеком. Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.)

3. Что является лишним в ряду: зернь, скань, мозаика, эмаль. Дайте краткий ответ.(Лишняя в ряду – мозаика, так как это картина из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. Зернь, скань, эмаль - это техника, которую использовали древнерусские ювелиры.)

4. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.

1. Власть, защищающая общественные интересы и регулирующая отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. 2. Объезд киевским князем с дружиной своих владений для сбора дани. 3. Постоянное войско князя. 4. Народное собрание на Руси. 5. Религия, для которой характерно поклонение силам природы, наличие множества богов и идолопоклонство.(1. Государство; 2. Полюдье; 3. Дружина; 4. Вече; 5. Язычество. Слово, которое можно сложить из букв в выделенных клетках – «вервь». Вервь – название общины в Древней Руси.)

5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.

1) наука о древности; 2) преобразование, изменение; 3) норма, правило.

(1. Археология; 2. Реформа; 3. Канон.)

Подведение итогов урока-игры.

Литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса. М., 2002. С.4 – 72. 2. Ишимова А.О. История России для детей. М., 1993. С.5 – 36. 3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учебное пособие. М., 1997. 4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России  и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М., 1995. С.101 – 156, 563 – 568.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по истории для 6 класса «Русь Древняя IХ – ХI вв»

Открытый урок.

Тема: «Русь Древняя IХ – ХI вв».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси.

Определить место личности в историческом развитии Руси данного периода.

Продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Закрепить умения работать с картой.

    Оборудование: карта «Древнерусское государство IХ – ХI вв», атласы, карточки с заданием.

    Оформление доски:

    Тема урока, план изучения темы.

    Карта.

      Эпиграф:

      «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д. С. Лихачев).

      Ход урока:

      Оргмомент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

      Постановка целей и задач: сегодня на уроке мы повторим и закрепим учебный материал по теме: «Русь Древняя IХ – ХI вв». В процессе урока мы выявим, насколько хорошо Вы поняли данный этап становления Древнерусского государства.

        Сегодняшнее повторение мы проведем в форме письменных заданий (тестового задания, исторического домино, работы с контурными картами и историческими документами.)

        Слово учителя. Мы изучили первый этап в истории нашего государства – этап, Киевская Русь.

          Цель: вспомнить об основных событиях и правлениях первых русских князей IХ – ХI вв.

          Проведение исторического домино (раздача карточек).

            882 – 912 – Правление князя Олега в Киеве.

            912 – 945 – Правление князя Игоря в Киеве.

            945 – 957 – Правление княгини Ольги в Киеве.

            957 – 972 – Правление князя Святослава в Киеве.

            980 – 1015 – Правление князя Владимира в Киеве.

            988 – Крещение Руси.

            1019 – 1054 – Правление князя Ярослава Мудрого.

            Итак у вас на руках карточки у одного – дата, а у другого – правление. Вы должны прослушать вначале дату и найти у себя правление князя.

            А для того, чтобы не только мне оценивать ваши ответы в этом поможет знаток исторических дат и событий. Оценка будет заключаться в следующем: тот кто назовет неправильный ответ – знаток показывает красный цвет, правильный ответ – зеленый.

            Подвести итог.

            Итак, вы называли имена таких великих киевских князей, а в чем заключается значение их правления (дать сооб. 2 - 3 предложения о 6 князьях)? Вопрос к классу: «Как вы считаете, кто из киевских князей принес больше пользы для государства?

            С правлением каждого из князей шел процесс становления Древнерусского государства. Итак, давайте с помощью контурных карт проведем сравнение, как расширялись границы на протяжении 2-х столетий. Покажите территорию при князе Олеге в начале Х в; земли, вошедшие в состав Древнерусского государства к 970 г.; земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при князе Владимире,; границы Древнерусского государства к 1054 г. тоесть к концу правления Ярослава Мудрого.

              Подвести итог. Во время какого князя произошел расцвет древнерусского государства (Ярослав Мудрый).

              Время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству.

                Давайте вспомним исторический источник изданный в правление Ярослава Мудрого (Русская Правда). О чем говорилось в этом документе. (Начинает складываться феодальные отношения.

                Задания: исходя из данных понятий (вотчина, вервь, закуп, дань, холоп), определите общественно – политический строй Киевской Руси.

                Вывод: Киевская Русь была раннефеодальное государство.

                5. Закрепление: тест по теме.

                Тест

                Вариант

                Первым киевским князем из Рюриковичей был:

                  А) Олег.

                  Б) Игорь.

                  В) Святослав.

                  Г) Ольга.

                  О каком городе написаны слова: « Город слава и честь, и мать и глава всей Русской земли»

                    А) Москва.

                    Б) Новгород.

                    В) Киев.

                    Г) Чернигов.

                    Советниками и помощниками князя в делах государства были:

                      А) Старшие дружинники.

                      Б) Воины ополченцы.

                      В) Младшие дружинники.

                      Г) Тысяцкие.

                      Найти соответствие между датой и событием:

                        А) Начало княжения Святослава – 1037г.

                        Б) Крещение Руси – 988 г.

                        В) Постройка Софийского собора в Киеве – 964 г.

                        5. Подведение итогов урока.

                        Учитель: «Итак, сегодня мы повторили тему «Русь древняя IХ – ХI вв». Вы показали свои знания по этой теме».

                        Выставление оценок в журнал.

                        Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Древняя Русь».

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai

                        Конспект урока истории на тему «Русь древняя»

                        Историю творят люди. Имена всех людей в памяти времен не сохраняются . В истории остаются имена людей известных. В древней Руси такими людьми были князья . Давайте вспомним и назовем имена первых русских князей в хронологической последовательности. Каждая команда называет по очереди одно имя.

                        Ролевая игра «Гости из прошлого».

                        Экспромт - инсценировки. Знаете дети, некоторые из этих князей прибыли к нам из далекого далеко и хотят вам что- то о себе рассказать. Готовьтесь, они зададут вам коварные вопросы, на которые вы должны будете ответить! Да, и ещё, вы должны будете угадать кто из них кто, и, обратите внимание, появляться перед вами они будут не в порядке княжения в Киеве.

                        «Рюрик»

                        Рюрик: Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе викингов.

                        Назовите мое имя и дату призвания? (Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 862 году.).

                        «Княгиня Ольга»

                        Ольга: Вы уже, наверно, догадались как меня зовут? Ответьте на вопросы:

                        Кто мой муж и кто мой сын? И почему моё второе имя - Елена?

                        ( Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию)

                        3.Что я сделала такого, что высоко оценивают историки? (Создание единой системы налогооблажения) и почитают священники (принятие христианства)?

                        «Олег»

                        Олег: Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня. Как мое имя и прозвание? (Олег Вещий)

                        Олег: Вот этот щит (показывает) я однажды повесил на ворота одного города в знак одержанной победы. Что это за город и в каком году это произошло? (Царьград (Константинополь), в 907 году. Был подписан мирный договор, по которому жители Руси могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя)

                        За какое важное событие уважают меня во все времена? (В 882 году войско Олега захватило Киев, он объявил его столицей, принял титул «великого князя». Так, в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь)

                        « Святослав»

                        Святослав: «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» .Как меня зовут и почему меня упрекают, как защитника? Как в истории меня прозвали за блестящие военные победы?

                        (Князь Святослав прославился своими многочисленными походами. В то время как он сражался с Византией, на Киев напали печенеги и разорили его,называют Александром Македонским Восточной Европы)

                        Историю принято изучать по документам. Мы тоже с вами старались каждый урок работать с древними документами. Давайте и сегодня обратимся к документу

                        1. «Древний документ» -1

                        Прочитай документ и определи: Название документа, Кто автор? О чём речь?

                        1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

                        («Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки», В 1113 году монах Киево – Пегерского монастыря завершил свой многолетний труд)

                        3) Важным помощником в изучении истории является и карта

                        1. Перед вами карта на , которой указан путь из варяг в греки

                        2. Как вы думаете Какое событие показано на карте, когда оно было? (Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани - IX-X вв. до 945г.)

                        3. А каким словом обозначали Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора ( полюдье)

                        Пока мы собирали полюдье к нам приехали новые гости из прошлого

                        Владимир Святой

                        Этого исторического деятеля нет нужды называть, думаю все его узнали.

                        Задание: составить три предложения, раскрывающих значение принятия христианства для Руси (прием «три предложения) каждая команда дает свой вариант

                        Как вы думаете а совершал ли князь Владимир объезд русских земель для сбора дани? ( нет т.к. Ольга учредила уроки и погосты?

                        А вот еще один гость из прошлого: Обо мне потомки скажут, что что я был хромоног, но ум у меня был добрым и на рати я был храбр. Кто я?»

                        И вновь перед нами древний документ, прочитав который вы должны ответить на вопрос : Созданию чего положил начало Ярослав Мудрый?

                        4.«Древний документ»-2

                        Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

                        убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

                        по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

                        («Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

                        Динамическая пауза (физкультминутка)

                        Да, много земля русская повидала событий. Были радости и бедствия. В годину лихую просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки. Прошу всех встать , выйти из –за парт. Я говорю текст, вы за мной повторяете и мы делаем то, что написано в скобках

                        И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

                        На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

                        И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

                        Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

                        Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

                        Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

                        Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

                        И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

                        Поразмяли косточки, принимаемся за работу дальше. Наши предки не сидели без дела. Всякой работы хватало. Вот и мы с вами сейчас поработаем древнерусскими креминалистами.

                        Этап «Древнерусская Криминалистика».

                        Команды получают «Протокол» совершенного преступления рассматриваемой эпохи, по которому должны определить с каким событием он связан. ( дать каждой команде листочки с текстом)

                        Протокол 1 (команде №1).

                        Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.

                        Ответ: событие – убийство совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир.

                        протокол 2 (команде №2).

                        Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.

                        Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

                        Протокол 3 (команде 3).

                        Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина.

                        Ответ: событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.

                        Но все эти преступления были совершены задолго до правления Ярослава Мудрого, который составил первый на Руси сборник законов.

                        А что ещё примечательного совершил Ярослав Мудрый ? (Кроме этого Ярослав Мудрый в 1036 году под стенами Киева нанёс сокрушительное поражение печенегам. Он установил порядок передачи власти – от старшего сына к младшему. При нем постоянно богатела княжеская казна, расцветала торговля. Осваивались далекие окраины страны. Киев превратился в один из самых больших городов мира. Были построены Золотые ворота и Софийский собор. Дружеские отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Он установил свод законов «Правда Ярослава», который после его смерти сыновья Ярослава дополнили и издали, как единый Свод законов для всей Руси – «Русская правда»).

                        Таким образом, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали тому, что Киевская Русь встала вровень с другими государствами Европы.

                        Дети, вы хорошо потрудились в роли креминалистов, а сейчас я предлогаю вам попробывать себя в роли экспертов.

                        Вам предлагается текст, в котором допущены исторические ошибки. Ваша задача их найти и исправить.

                        Текст:

                        «Откуда есть пошла Русская земля»

                        Этот вопрос впервые в начале XI (XII) века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси (монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы. Славянином по отцу был и первый русский (варяжский) князь Трувор (Рюрик), положивший начало династии Труворовичей (Рюриковичей) на русском престоле.

                        Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 (882) году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга (князь Олег). А через шесть (106) лет ее внук Ярослав Мудрый (Владимир Святой) окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 году.

                        Киевские князья правили Русью, как князья сильнейшего славянского племени древлян (полян). Именно древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 985 (945) году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

                        И последний этап нашего путешествия «Культура Киевской Руси»

                        Что представлено на данном слайде?

                        ( Софийские соборы в Киеве и Новгороде, мозаика и фреска Софийского собора в Киеве)

                        doc4web.ru

                        Урок №41. «Во времена Древней Руси.(столица Древний Киев)», ФГОС

                        Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

                        Тип урока: комбинированный

                        Цель

                        формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

                        Характеристика деятельности учащихся

                        Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

                        Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках. Характеризовать систему государственной власти в 9 – 11 веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

                        Планируемые результаты

                        Предметные

                        Знать понятия: великий князь, Бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси,

                        христианство, 988 год. Знать название нашей страны, еȅ столицы, историю Древней Руси.

                        Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

                        Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

                        П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

                        Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

                        Р. - различать способ и результат действия.

                        Учиться высказывать своё предположение.

                        К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

                        Личностные результаты

                        Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

                        Основные понятия и определения

                        великий князь, Бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси,

                        христианство, 988 год.

                        Подготовка к усвоению нового материала

                        Узнаем, когда и где возникла Древняя Русь. Найдём на карте её территорию, границы, горо­да, столицу. Осознаем важность принятия Русью христианства.

                        Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.

                        Изучение нового материала

                         Во времена Древней Руси

                        На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными доро­гами, связывающими между собой жителей этих мест

                        Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византйю и её столицу Константинбполь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги — жители Северной Евро­пы, а греки — жители Византии.

                        Именно на этом пути на севере страны близ озера Йльмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра — Киев. В 862 году нов­городцы призвали на княжение Рюрика. После не­го новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.

                        Древняя Русь была многонациональным госу­дарством. В её состав входили восточные сла­вяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.

                        Работа с исторической картой

                        Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

                        Древняя Русь

                         

                        Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками — бояре, а опорой и поддержкой — верные и преданные княжеские дружинники (воины).

                        Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.

                        Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружи­ны не раз появлялись под стенами Царьграда

                        Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроум­ный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.

                        Князь, бояре и дружинники

                        Устрашённые невиданным зрелищем, визан­тийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мир­ный договор.

                        КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

                        Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 — 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Сол­нышком

                        В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Ру­си — кочевников. К югу от Киева Владимир по­ставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных геро­ев — Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди

                        Князь Владимир вошёл в историю как крести­тель Руси. К тому времени многие страны Ев­ропы, в том числе и соседние с Русью, приня­ли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жар- <ий летний день по повелению Владимира изва­яния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.

                        Крещение — обряд, с помощью которого человека -оиобщают к христианской церкви: его погружают в во- или окропляют водой. Во время Крещения священ- произносит молитвы.

                        На другой день Владимир повелел всем киев­лянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.

                        Год Крещения Руси — 988-й.

                        Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привя­занность к старым, близким и понятным обыча­ям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

                        С христианством на Руси стали распростра­няться грамотность, просвещение. Начали раз­виваться искусства и ремёсла, например строи­тельное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

                        Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

                        Крещение — важное событие в русской исто­рии. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет

                        Обсудим!

                        Почему во многих странах первыми принима­ли Крещение правители?

                        Проверь себя

                        1. Назови столицу Древней Руси. 2. Как было организовано управление в Древней Руси? 3. Ка­ковы заслуги князя Владимира? 4. В чём значе­ние принятия Русью христианства?

                        Вывод

                        На карте Европы Древняя Русь появилась в IX веке. Её столицей был город Киев. Древняя Русь была многонациональным государством. В 988 году произошло Крещение Руси.

                        Задания для домашней работы

                        1.Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.

                        2.Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

                        Неизвестная история древней Руси

                         

                         

                         

                        Какой была древняя Русь 30 000 лет назад

                         

                         

                         

                        Древняя Русь настоящая история. Настоящая история СЛАВЯН и РУСИ. Исинная история Руси.

                         

                         

                         

                        ДРЕВНЯЯ РУСЬ - ЯЗЫК ЖЕСТОВ СЛАВЯН

                         

                         

                         

                        Правление князя Владимира и крещение на Руси

                         

                         

                         

                        Владимир Кровавый - крещение Руси

                         

                        Крещение Руси правда и вымысел.

                         

                         

                         

                        Во времена Древней Руси ( проверочный тест)

                         

                         

                        Осмысление и понимание полученных знаний

                        Самостоятельное применение знаний

                        Источники информации:

                        ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

                        «Просвещение» 2014

                        Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                        Хостинг презентаций окружающий мир

                        - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai

                        Конспект урока истории на тему «Русь древняя»

                        Историю творят люди. Имена всех людей в памяти времен не сохраняются . В истории остаются имена людей известных. В древней Руси такими людьми были князья . Давайте вспомним и назовем имена первых русских князей в хронологической последовательности. Каждая команда называет по очереди одно имя.

                        Ролевая игра «Гости из прошлого».

                        Экспромт - инсценировки. Знаете дети, некоторые из этих князей прибыли к нам из далекого далеко и хотят вам что- то о себе рассказать. Готовьтесь, они зададут вам коварные вопросы, на которые вы должны будете ответить! Да, и ещё, вы должны будете угадать кто из них кто, и, обратите внимание, появляться перед вами они будут не в порядке княжения в Киеве.

                        «Рюрик»

                        Рюрик: Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе викингов.

                        Назовите мое имя и дату призвания? (Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 862 году.).

                        «Княгиня Ольга»

                        Ольга: Вы уже, наверно, догадались как меня зовут? Ответьте на вопросы:

                        Кто мой муж и кто мой сын? И почему моё второе имя - Елена?

                        ( Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию)

                        3.Что я сделала такого, что высоко оценивают историки? (Создание единой системы налогооблажения) и почитают священники (принятие христианства)?

                        «Олег»

                        Олег: Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня. Как мое имя и прозвание? (Олег Вещий)

                        Олег: Вот этот щит (показывает) я однажды повесил на ворота одного города в знак одержанной победы. Что это за город и в каком году это произошло? (Царьград (Константинополь), в 907 году. Был подписан мирный договор, по которому жители Руси могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя)

                        За какое важное событие уважают меня во все времена? (В 882 году войско Олега захватило Киев, он объявил его столицей, принял титул «великого князя». Так, в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь)

                        « Святослав»

                        Святослав: «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» .Как меня зовут и почему меня упрекают, как защитника? Как в истории меня прозвали за блестящие военные победы?

                        (Князь Святослав прославился своими многочисленными походами. В то время как он сражался с Византией, на Киев напали печенеги и разорили его,называют Александром Македонским Восточной Европы)

                        Историю принято изучать по документам. Мы тоже с вами старались каждый урок работать с древними документами. Давайте и сегодня обратимся к документу

                        1. «Древний документ» -1

                        Прочитай документ и определи: Название документа, Кто автор? О чём речь?

                        1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

                        («Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки», В 1113 году монах Киево – Пегерского монастыря завершил свой многолетний труд)

                        3) Важным помощником в изучении истории является и карта

                        1. Перед вами карта на , которой указан путь из варяг в греки

                        2. Как вы думаете Какое событие показано на карте, когда оно было? (Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани - IX-X вв. до 945г.)

                        3. А каким словом обозначали Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора ( полюдье)

                        Пока мы собирали полюдье к нам приехали новые гости из прошлого

                        Владимир Святой

                        Этого исторического деятеля нет нужды называть, думаю все его узнали.

                        Задание: составить три предложения, раскрывающих значение принятия христианства для Руси (прием «три предложения) каждая команда дает свой вариант

                        Как вы думаете а совершал ли князь Владимир объезд русских земель для сбора дани? ( нет т.к. Ольга учредила уроки и погосты?

                        А вот еще один гость из прошлого: Обо мне потомки скажут, что что я был хромоног, но ум у меня был добрым и на рати я был храбр. Кто я?»

                        И вновь перед нами древний документ, прочитав который вы должны ответить на вопрос : Созданию чего положил начало Ярослав Мудрый?

                        4.«Древний документ»-2

                        Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

                        убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

                        по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

                        («Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

                        Динамическая пауза (физкультминутка)

                        Да, много земля русская повидала событий. Были радости и бедствия. В годину лихую просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки. Прошу всех встать , выйти из –за парт. Я говорю текст, вы за мной повторяете и мы делаем то, что написано в скобках

                        И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

                        На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

                        И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

                        Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

                        Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

                        Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

                        Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

                        И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

                        Поразмяли косточки, принимаемся за работу дальше. Наши предки не сидели без дела. Всякой работы хватало. Вот и мы с вами сейчас поработаем древнерусскими креминалистами.

                        Этап «Древнерусская Криминалистика».

                        Команды получают «Протокол» совершенного преступления рассматриваемой эпохи, по которому должны определить с каким событием он связан. ( дать каждой команде листочки с текстом)

                        Протокол 1 (команде №1).

                        Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.

                        Ответ: событие – убийство совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир.

                        протокол 2 (команде №2).

                        Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.

                        Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

                        Протокол 3 (команде 3).

                        Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина.

                        Ответ: событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.

                        Но все эти преступления были совершены задолго до правления Ярослава Мудрого, который составил первый на Руси сборник законов.

                        А что ещё примечательного совершил Ярослав Мудрый ? (Кроме этого Ярослав Мудрый в 1036 году под стенами Киева нанёс сокрушительное поражение печенегам. Он установил порядок передачи власти – от старшего сына к младшему. При нем постоянно богатела княжеская казна, расцветала торговля. Осваивались далекие окраины страны. Киев превратился в один из самых больших городов мира. Были построены Золотые ворота и Софийский собор. Дружеские отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Он установил свод законов «Правда Ярослава», который после его смерти сыновья Ярослава дополнили и издали, как единый Свод законов для всей Руси – «Русская правда»).

                        Таким образом, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали тому, что Киевская Русь встала вровень с другими государствами Европы.

                        Дети, вы хорошо потрудились в роли креминалистов, а сейчас я предлогаю вам попробывать себя в роли экспертов.

                        Вам предлагается текст, в котором допущены исторические ошибки. Ваша задача их найти и исправить.

                        Текст:

                        «Откуда есть пошла Русская земля»

                        Этот вопрос впервые в начале XI (XII) века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси (монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы. Славянином по отцу был и первый русский (варяжский) князь Трувор (Рюрик), положивший начало династии Труворовичей (Рюриковичей) на русском престоле.

                        Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 (882) году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга (князь Олег). А через шесть (106) лет ее внук Ярослав Мудрый (Владимир Святой) окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 году.

                        Киевские князья правили Русью, как князья сильнейшего славянского племени древлян (полян). Именно древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 985 (945) году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

                        И последний этап нашего путешествия «Культура Киевской Руси»

                        Что представлено на данном слайде?

                        ( Софийские соборы в Киеве и Новгороде, мозаика и фреска Софийского собора в Киеве)

                        docbase.org

                        Конспект урока истории на тему «Русь древняя»

                        Историю творят люди. Имена всех людей в памяти времен не сохраняются . В истории остаются имена людей известных. В древней Руси такими людьми были князья . Давайте вспомним и назовем имена первых русских князей в хронологической последовательности. Каждая команда называет по очереди одно имя.

                        Ролевая игра «Гости из прошлого».

                        Экспромт - инсценировки. Знаете дети, некоторые из этих князей прибыли к нам из далекого далеко и хотят вам что- то о себе рассказать. Готовьтесь, они зададут вам коварные вопросы, на которые вы должны будете ответить! Да, и ещё, вы должны будете угадать кто из них кто, и, обратите внимание, появляться перед вами они будут не в порядке княжения в Киеве.

                        «Рюрик»

                        Рюрик: Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе викингов.

                        Назовите мое имя и дату призвания? (Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 862 году.).

                        «Княгиня Ольга»

                        Ольга: Вы уже, наверно, догадались как меня зовут? Ответьте на вопросы:

                        Кто мой муж и кто мой сын? И почему моё второе имя - Елена?

                        ( Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию)

                        3.Что я сделала такого, что высоко оценивают историки? (Создание единой системы налогооблажения) и почитают священники (принятие христианства)?

                        «Олег»

                        Олег: Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня. Как мое имя и прозвание? (Олег Вещий)

                        Олег: Вот этот щит (показывает) я однажды повесил на ворота одного города в знак одержанной победы. Что это за город и в каком году это произошло? (Царьград (Константинополь), в 907 году. Был подписан мирный договор, по которому жители Руси могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя)

                        За какое важное событие уважают меня во все времена? (В 882 году войско Олега захватило Киев, он объявил его столицей, принял титул «великого князя». Так, в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь)

                        « Святослав»

                        Святослав: «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» .Как меня зовут и почему меня упрекают, как защитника? Как в истории меня прозвали за блестящие военные победы?

                        (Князь Святослав прославился своими многочисленными походами. В то время как он сражался с Византией, на Киев напали печенеги и разорили его,называют Александром Македонским Восточной Европы)

                        Историю принято изучать по документам. Мы тоже с вами старались каждый урок работать с древними документами. Давайте и сегодня обратимся к документу

                        1. «Древний документ» -1

                        Прочитай документ и определи: Название документа, Кто автор? О чём речь?

                        1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

                        («Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки», В 1113 году монах Киево – Пегерского монастыря завершил свой многолетний труд)

                        3) Важным помощником в изучении истории является и карта

                        1. Перед вами карта на , которой указан путь из варяг в греки

                        2. Как вы думаете Какое событие показано на карте, когда оно было? (Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани - IX-X вв. до 945г.)

                        3. А каким словом обозначали Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора ( полюдье)

                        Пока мы собирали полюдье к нам приехали новые гости из прошлого

                        Владимир Святой

                        Этого исторического деятеля нет нужды называть, думаю все его узнали.

                        Задание: составить три предложения, раскрывающих значение принятия христианства для Руси (прием «три предложения) каждая команда дает свой вариант

                        Как вы думаете а совершал ли князь Владимир объезд русских земель для сбора дани? ( нет т.к. Ольга учредила уроки и погосты?

                        А вот еще один гость из прошлого: Обо мне потомки скажут, что что я был хромоног, но ум у меня был добрым и на рати я был храбр. Кто я?»

                        И вновь перед нами древний документ, прочитав который вы должны ответить на вопрос : Созданию чего положил начало Ярослав Мудрый?

                        4.«Древний документ»-2

                        Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

                        убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

                        по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

                        («Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

                        Динамическая пауза (физкультминутка)

                        Да, много земля русская повидала событий. Были радости и бедствия. В годину лихую просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки. Прошу всех встать , выйти из –за парт. Я говорю текст, вы за мной повторяете и мы делаем то, что написано в скобках

                        И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

                        На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

                        И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

                        Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

                        Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

                        Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

                        Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

                        И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

                        Поразмяли косточки, принимаемся за работу дальше. Наши предки не сидели без дела. Всякой работы хватало. Вот и мы с вами сейчас поработаем древнерусскими креминалистами.

                        Этап «Древнерусская Криминалистика».

                        Команды получают «Протокол» совершенного преступления рассматриваемой эпохи, по которому должны определить с каким событием он связан. ( дать каждой команде листочки с текстом)

                        Протокол 1 (команде №1).

                        Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.

                        Ответ: событие – убийство совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир.

                        протокол 2 (команде №2).

                        Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.

                        Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

                        Протокол 3 (команде 3).

                        Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина.

                        Ответ: событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.

                        Но все эти преступления были совершены задолго до правления Ярослава Мудрого, который составил первый на Руси сборник законов.

                        А что ещё примечательного совершил Ярослав Мудрый ? (Кроме этого Ярослав Мудрый в 1036 году под стенами Киева нанёс сокрушительное поражение печенегам. Он установил порядок передачи власти – от старшего сына к младшему. При нем постоянно богатела княжеская казна, расцветала торговля. Осваивались далекие окраины страны. Киев превратился в один из самых больших городов мира. Были построены Золотые ворота и Софийский собор. Дружеские отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Он установил свод законов «Правда Ярослава», который после его смерти сыновья Ярослава дополнили и издали, как единый Свод законов для всей Руси – «Русская правда»).

                        Таким образом, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали тому, что Киевская Русь встала вровень с другими государствами Европы.

                        Дети, вы хорошо потрудились в роли креминалистов, а сейчас я предлогаю вам попробывать себя в роли экспертов.

                        Вам предлагается текст, в котором допущены исторические ошибки. Ваша задача их найти и исправить.

                        Текст:

                        «Откуда есть пошла Русская земля»

                        Этот вопрос впервые в начале XI (XII) века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси (монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы. Славянином по отцу был и первый русский (варяжский) князь Трувор (Рюрик), положивший начало династии Труворовичей (Рюриковичей) на русском престоле.

                        Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 (882) году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга (князь Олег). А через шесть (106) лет ее внук Ярослав Мудрый (Владимир Святой) окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 году.

                        Киевские князья правили Русью, как князья сильнейшего славянского племени древлян (полян). Именно древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 985 (945) году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

                        И последний этап нашего путешествия «Культура Киевской Руси»

                        Что представлено на данном слайде?

                        ( Софийские соборы в Киеве и Новгороде, мозаика и фреска Софийского собора в Киеве)

                        globuss24.ru

                        Видео урок: 06 Культура Древней Руси

                        01 Восточные славяне

                        Урок: 1  

                        02 Образование Древнерусского государства

                        Урок: 2  

                        03 Время первых киевских князей

                        Урок: 3  

                        04 Расцвет Киевской Руси

                        Урок: 4  

                        05 Экономика Древней Руси

                        Урок: 5  

                        06 Культура Древней Руси

                        Урок: 6  

                        07 Основные феодальные центры

                        Урок: 7  

                        08 Монголо-татарское нашествие

                        Урок: 8  

                        09 Экспансия с Запада в 13 в.

                        Урок: 9  

                        10 Возвышение Москвы

                        Урок: 10  

                        11 Культура Руси в 13-15 вв.

                        Урок: 11  

                        12 Образование Российского централизованного гос-ва.

                        Урок: 12  

                        13 Реформы Ивана Грозного

                        Урок: 13  

                        14 Опричнина

                        Урок: 14  

                        16 Культура России в 16 в.

                        Урок: 15  

                        15 Внешняя политика в 16 в.

                        Урок: 16  

                        17 Смута

                        Урок: 17  

                        18 Государственная власть в 17 в.

                        Урок: 18  

                        19 Церковь в 17 в.

                        Урок: 19  

                        20 Социальные движения в 17 в.

                        Урок: 20  

                        21 Внешняя политика в 17 в.

                        Урок: 21  

                        22 Культура России в 17 в.

                        Урок: 22  

                        23 Реформы Петра I

                        Урок: 23  

                        24 Внешняя политика Петра I

                        Урок: 24  

                        25 Россия в период дворцовых переворотов

                        Урок: 25  

                        26 Внутренняя политика Екатерины II

                        Урок: 26  

                        27 Внешняя политика Екатерины II

                        Урок: 27  

                        28 Экономика России в 18 в.

                        Урок: 28  

                        29 Культура России в 18 в.

                        Урок: 29  

                        30 Правление Павла I

                        Урок: 30  

                        31 Внутренняя политика Александра I

                        Урок: 31  

                        32 Отечественная война 1812 г.

                        Урок: 32  

                        33 Декабристы

                        Урок: 33  

                        34 Внутренняя политика Николая I

                        Урок: 34  

                        35 Внешняя политика Николая I

                        Урок: 35  

                        36 Общественное движение в 30-50 гг. 19 в.

                        Урок: 36  

                        37 Экономика России в первой половине 19 в.

                        Урок: 37  

                        38 Культура России в первой половине 19 в.

                        Урок: 38  

                        39 Реформы Александра II

                        Урок: 39  

                        40 Контрреформы Александра III

                        Урок: 40  

                        41 Внешняя политика второй половины 19 в.

                        Урок: 41  

                        42 Экономика России второй половины 19 в.

                        Урок: 42  

                        44 Культура России во второй половине 19 в.

                        Урок: 43  

                        43 Общественные движения во второй половине 19 в.

                        Урок: 44  

                        45 Россия в начале 20 в.

                        Урок: 45  

                        46 Революция 1905-1907 гг.

                        Урок: 46  

                        47 Образование политических партий

                        Урок: 47  

                        48 Третьеиюньская монархия

                        Урок: 48  

                        49 Культура начала 20 в.

                        Урок: 49  

                        50 Россия в Первой мировой войне

                        Урок: 50  

                        51 Революция 1917 г.

                        Урок: 51  

                        52 Приход большевиков к власти

                        Урок: 52  

                        53 Гражданская война и интервенция

                        Урок: 53  

                        54 НЭП

                        Урок: 54  

                        55 Образование СССР

                        Урок: 55  

                        56 Внешняя политика в 1920 гг.

                        Урок: 56  

                        57 Политическая жизнь в 1920-1930-е гг.

                        Урок: 57  

                        58 Сталинская модернизация

                        Урок: 58  

                        59 Культура СССР в 1920-30-е гг.

                        Урок: 59  

                        60 Внешняяя политика в 1930 гг.

                        Урок: 60  

                        61 Великая Отечественная война

                        Урок: 61  

                        62 Тыл в годы войны

                        Урок: 62  

                        63 Антигитлеровская коалиция

                        Урок: 63  

                        64 СССР в 1945-1953 гг.

                        Урок: 64  

                        65 Начало Холодной войны

                        Урок: 65  

                        66 Политические процессы в период оттепели

                        Урок: 66  

                        67 Реформы Никиты Хрущева

                        Урок: 67  

                        68 Внешняя политика в период оттепели

                        Урок: 68  

                        69 Политическое развитие в годы застоя

                        Урок: 69  

                        70 Экономические процессы в годы застоя

                        Урок: 70  

                        71 Внешняя политика в годы застоя

                        Урок: 71  

                        72 Культура в 1950-1980-х гг.

                        Урок: 72  

                        73 Перестройка политические реформы

                        Урок: 73  

                        74 Перестройка экономические реформы

                        Урок: 74  

                        75 Внешняя политика в 1985-1991 гг.

                        Урок: 75  

                        76 Распад СССР

                        Урок: 76  

                        77 Политическое развитие России в 1992-1999 гг.

                        Урок: 77  

                        78 Экономическое развитие России в 1992-1999 гг.

                        Урок: 78  

                        79 Внешняя политика в 1992-1999 гг.

                        Урок: 79  

                        80 Президентство Владимира Путина

                        Урок: 80  

                        81 Президентство Дмитрия Медведева

                        Урок: 81  

                        82 Россия в системе современ. международных отношений

                        Урок: 82  

                        www.videxp.com


                        Смотрите также