Божества древней руси. Язычество в древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги древней Руси. Божества древней руси


Боги Древней Руси | НЛО

Когда мы говорим Лада, в мыслях у нас — несчастный жигуленок.Хотя Лада — это Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака. А еще и хранительница домашнего очага, жена Сварога, мать Лели и Даджьбога… Она относятся к пантеону светлых богов славянского язычества. Им поклонялись наши предки: древляне, русы, дреговичи, поляне…

Берегини-Рожаницы — слова, не требующее объяснений. Эта богиня — хранительница домашнего очага, тепла, корми­лица, матушка, покровительница молодоженов и деток, ра­дость стариков.

В октябре, по окончании всех земледельческих работ, славяне играли свадьбы. У человека на жизненном пути есть три важные вехи: рождение, свадьба и смерть. Если первая и последняя от нас не зависят, то свадьба — это особый ритуал, связывающий воедино две судьбы, две жизни — два рода.

Свадьба, свет, святость, Сварга — понятие жизни, прав­ды, соединения. На свадьбе играли на гуслях, дудках, рож­ках, бубнах, барабанах и других музыкальных инструментах. Звучали песни, погружавшие слушателей в старину. Родичи, обнявшись за плечи, пели свои родовые песни, славили мо­лодых. Кто-то в шутку мерился силами с новыми родствен­никами, кто-то верховодил в веселых затеях. Потом за дело брались скоморохи — и тут уж держись! — всем достанется от их выходок.

Добро и мир царили в древних славянских родах. Руси­чи почитали своих предков, богов, хранили предания глубо­кой старины.Берегиня-рожаница имела помощников: домовых, дво­ровых, овинников, банников. Ее символ — утица.

Перун, руна (на Руси эти древние буквы были известны как упоминаемые во многих письменных источниках «черты и резы»). Речь, ручей, пророк, рокот, грохот, грай. Перун — великий бог русичей, бог войны и грома. Его оружие — свер­кающие мечи, топоры-секиры, огромный грохочущий молот, булава-палица и разящее без промаха копье. Звери и птицы Перуна — туры, волки, вороны, соколы. Любим и почитаем Перун в народе. Завораживает его грохочущий громовой го­лос. Потрясает и вызывает благоговейный страх неземной блеск его оружия — молнии. Приводит в восторг стремитель­ный полет сине-свинцовых туч — его воинов.

Перуна особо почитали во времена войн и опасностей. В кровавой схватке или во время боевых игрищ каждый старал­ся зажечь в себе пламенный дух этого грозного предка-бога.

Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), Дни Перуна — его пора — начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам — собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания в воины и опоясать себя оружием Рода.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как сим­вол Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили.

Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением нахо­дили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к пле­чу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун#8230;

Сварог, сварганить, сварить, свет, святость, свести, цвет. Эти слова объединены идеей сотворения жизни (рог, рок, рождение, речь, нарекать). Сварог — самый великий из русских богов. Это прародитель, пращур, давший ход жиз­ни, давший людям знания и речь. Он сотворил весь космос — вселенную Сваргу. Сварог — во всем. Все в мире есть Сва­рог, его часть. У балтов он носит имя Сотварас, у иранцев -Тваштар, у римлян — Сатурн, у германцев — Водан, у этрус-сков — Сатр, и так далее — у них всех созвучные имена и похожие черты. В мифах белых народов бог молотом кует -творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к солнцу.

Сварог мудр, он сидит в окружении наших почивших предков, умных птиц и зверей. Подобно желудю, родившему огромный дуб, этот бог дал начало Древу жизни. От Сварога-деда ведут начало боги и люди, звери и птицы — все живое. Сварог пребывает в каждом предмете, в каждом человеке, он явен, его можно видеть, трогать, слышать.

Сварог — в нави, в прошлом, но о нем (о старине) по­мнят. Сварог и в прави, в будущем, которое ведаем и ради которого живем. Он в нас, мы его часть, как и наши потомки.

Сварог — старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное.

Чернобог властвует в последние дни года, когда самая длинная ночь и сильные холода. Русичи купаются в прору­би, приобщаясь к зиме. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, де­лают игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.

Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть — эти понятия в своей сути означают потустороннее божество — огненного волка или собаку. У древних славян это огненный волк с крыльями сокола, очень распространен­ный образ. Русы видели Семаргла как крылатого волка или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его были соколиными. Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Сто­ит посмотреть на летописные буквицы, рамки, древние вы­шивки и украшения домов, домашней утвари, доспехов и мы увидим, что волк-сокол Семаргл встречается на них очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев — дракон, а для кельтов — единорог.

Волк и сокол стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника), преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины часто себя отождествляли с волками (воин — вой волк).

Не стоит забывать, что волк и сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая природу и производя естественный отбор. Образы серого волка и сокола часто встречаются в сказ­ках, былинах, песнях, древних памятниках письменности, таких как «Слово о полку Игореве».В каждом славянине живет Семаргл, который сражает­ся с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает

Стрибог — стриж, стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя, и даже, если хотите, строка. Все эти поня­тия означают поток, скорость, распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами образ ветра и все, что с ним связано. Это то теплое дуновение лета, то неисто­вый порыв с дождем и грозой, то ураган, смерч, то холодное дыхание севера, снегопады и стынь.

Русь — земля северная, и в ней живет ледяной полуноч­ный ветер. Холодный и голодный февраль — как раз его пора, именно в этот месяц особенно протяжен и пугающ вой го­лодных волков, которых Стрибог своим ледяным дыханием гонит на охоту. Только вороны купаются в струях северного ветра. А по ночам быстрые тени хищных рысей скользят сре­ди пурги, посверкивая желтыми глазами и издавая леденя­щее душу мяуканье.

В апреле прилетит Стрибог с востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью.

Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью — холодить.

Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теп­лое, светлое солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц, перемалы­вая зерно в муку, из котрой потом замесят хлеб.

Русы считали себя стрибожьими внуками. Стрибог это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распрост­раняются запахи и рассеивается свет, позволяющий видеть окружающее. Стрибог жизненно необходим всему живому. Он повелитель птиц и часто изображается в виде дующей головы или всадника.

Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хо­ровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный — все эти слова родственны между собой и обознача­ют понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описан­ный иносказательно.

Начало нового года славяне отмечали 22 декабря — в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождает­ся маленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и откры­вало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игореве») растет, и солнце крепнет.

Наши предки встречали солнцестояние колядками, но­сили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связыва­лись в сознании людей с образами древних богов: медведь -Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка- Рожани­ца (прародительница мира), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помо­гая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стен­ку, песни, пляски, состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришед­ших, чтоб в новом году было в доме изобилие.

Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вы­нужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пра­щуры вплоть до XX века слыли народом веселым и гостепри­имным, умевшим отдыхать.Хорс — мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, са­мосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных решений.

Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности озна­чало «село», так как раньше жили в избах с очагом), яркость. Эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после прихода весны идет быстрое прибав­ление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Яри­ло, растопляя снега, живит матушку — землю талой водой.

Ярило — солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и наро­дить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).

К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день са­мый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы — состояние всех молодых парней.

В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйствен­ные работы: пахоту, выпас скота, потом охоту, рыболовство, бортничество, садоводство, огородничество. Такова была жизнь крестьян (кстати, слово «крестьянин» произошло от «крест, кресало, Хорс», а «огнищанин» — от «огня», что разво­дят в печи).

У читателей может сложиться ошибочное мнение, что одни боги служили у славян воплощением зла, другие — доб­ра. Нет, русичи, дети природы, принимали ее во всех прояв­лениях, умели быть полезными ей и с благодарностью брать у нее то, что им нужно. Боги же, как и люди, совмещали в себе оба начала — и позитивное, и негативное. Например, Ярило дарит тепло и свет, но, если ими пользоваться нера­зумно, будет солнечный удар. А Морена, хоть и холодна, не раз помогла Руси, поморозив войска Гитлера и Наполеона.

ufonew.ru

Боги древней Руси | Все о России

Язычество — это старейшее традиционное верование, которое предполагает поклонение нескольким божествам. Это обозначение было введено в христианское богословие и являлось обобщающим словом для дохристианских и нехристианских верований. В русском языке само слово «язычество» происходит от древнеславянского «язык», что значит «народ». Древняя Русь была языческой. К письменным источникам, свидетельствующим об этом, относятся сохранившиеся сочинения разных авторов, в частности византийский историк Прокопий Кесарийский подробно описывает веру в богов на Руси в I тысячелетии нашей эры. Для исследования верований славян во времена древней Руси проводились археологические раскопки, научные работы в области этнографии. Древние русы владели разными ремеслами и видами искусств. В основном при раскопках были обнаружены домашняя утварь и множество ювелирных изделий, славяне при помощи узоров и рисунков донесли до наших времен свои представления о мире. Особое значение несла одежда, которой придавалась обрядность. Языческие ритуалы и праздники были разнообразны, благодаря наблюдениям древние народы Руси составили календарь, где и нашли свое отражение их верования и быт. Окружающий мир язычников древней Руси был разделен на четыре части: водный и подземный мир, два небесных мира и земля. Вся духовная культура и материальная жизнь древних народов была связана с природой. Вследствие этого важное значение придавалось природным явлениям, которые обожествлялись и считались богами древней Руси. Но важно то, что славяне не поклонялись ни солнцу, ни огню, что делали другие народы, которые называются «солнцепоклонниками» или «огнепоклонниками». Древние русы обожествляли именно природную силу, например, ветер, грозу, дождь, солнечный свет и так далее, в основном, все это имеет прямое влияние на урожай, плодородие. Вера в богов делала окружающий мир древних народов понятнее, помогала справляться со страхом перед природной стихией. Язычество преодолело временной отрезок в несколько веков, неся с собою основные понятия, приобретало новые, более сложные ритуалы, определило четкую иерархию божеств, от простого народного верования распространилось до государственной веры Киевской Руси. Все боги древней Руси были поделены на солнечных и функциональных. Бог Солнца имел четыре (как и количество времен в году) лица: Хорс, Ярило, Световит (Сварог) и Даждьбог (Купайла). К функциональным богам относили таких, как Перун — бог грозы, воинов и битв, Велес — покровитель скотоводства, Жива и Мара — олицетворение жизни и смерти, Макошь — мать и богиня урожая и плодородной земли, Всех языческих славянских богов распределяли еще на три уровня, по уровню важности их «функций». На высший уровень поместили богов: Перуна, Световита, Даждьбога. К среднему уровню отнесли богов, связанных с бытом, хозяйственной жизнью и сезонными ритуалами. На низшем уровне расположили всех не подобных человеку существ, например, лешие, русалки, домовые и многих других.

Боги древней Руси - Жива

Боги древней Руси — Жива, олицетворение жизни

 

Древние русы совершали определенные обряды, которые, как они верили, помогали не только получить желаемое, но и не разгневать богов, а в некоторых случаях и защититься от них. Археологические исследования свидетельствуют об идолопоклонстве славян и жертвоприношениях богам древней Руси. Сохранились святилища, где устраивали обряды и ритуальные пиры. Также до наших времен дошли идолы, которые были одними из главных объектов жреческих обрядов древних народов. Славянские идолы выполнялись в основном из древесины из-за веры в магические свойства дерева, изредка встречаются и каменные изваяния. И все же большинство архитектуры было деревянным и в настоящее время почти утрачено. В некоторых христианских храмах, возведенных из камня, периода двоеверия на Руси в отделке и среди узоров видны и языческие символы, и атрибутика христианства. После принятия православия на Руси язычество подверглось гонениям. Но верование в богов древней Руси, которое жило в народе веками, крепко коренилось в людях. На протяжении нескольких десятков лет приживалось христианство. Но до сих пор в народном представлении русское православие соединяет в себе славянское язычество и византийское христианство, что, например, прослеживается в христианских праздниках.

Боги древней Руси - Велес

Боги древней Руси — Велес, покровитель скотоводства

allaboutrussia.ru

Боги древней Руси

Боги ведрусовДухи и существа

 

 
 

Боги древней Руси

В начале был первобытный океан небытия, который есть Дый - наш прадед, прародитель, главный Бог Однажды, в очередной раз Дый решил создать ещё одну вселенную. И тогда он превратился в лебедя и снёс золотое яйцо, которое явилось его детищем Сварогом - Богом нашей проявленной Вселенной. Сварог разделил яйцо на верх и низ. Острая его часть стала небом, тупая - преисподней. А из белка, в середине, он сделал землю.

Из желтка Сварог создал 4 солнца, чтобы освещать весь мир: первое солнце - Ярило, утренняя заря. Оно связанно с началом творения, началом нового дня. Его Сварог создал первым. С него же начинается весной год, когда тает снег и расцветает зелень. С него начинается наша жизнь, юность. Следующее солнце - это Даждьбог, летнее Солнце, дающее плоды. Поэтому оно называется Дажьбог, дающий Бог. Оно освещает землю и небо. Оно связано с днём в нашей жизни. Это её зенит, это зрелость. Третье Солнце - Световит, закатное. Связано с осенью, вечером, старостью в нашей жизни, с пожинанием плодов. А четвёртое Солнце - Хорс. Ночное, зимнее Солнце, освещающее мир мёртвых. Вот этот мир, находящийся под землёй, на дне яйца - мир, в котором живут наши предки. Ночью же это солнце является в виде месяца, луны, чтоб своим тусклым светом освещать землю. Поэтому ночь - это время тёмных сил преисподней, так как когда у нас ночь, там начинается день.

И сотворил Сварог в своём яйце свароге землю. И стала земля его женой - Ладой, с которой они и родили всех богов. Богов четырёх солнц: бога верхнего мира Рода, который стал всё порождать, и богиню подземного мира Мару, которая в свой срок забирала творения Рода к себе в преисподнюю. Создал на небе Белобога - бога благих мыслей и начинаний, а под землёй Чернобога - бога зла и ненависти. Так создал потому, что всё в мире имеет две стороны и невозможно, чтобы было добро и не было зла, чтоб была жизнь и не было смерти, чтоб всегда светило солнце или всегда лил дождь. Всё имеет две стороны. Вот и судьба человека, Макошь, судьба всех вещей, тоже была создана Сварогом. Макошь прядёт нить судьбы, отмеряя всему свою длину жизни, а ей помогают её сёстры - средняя Недоля, дающая неудачу в жизни, и младшая - Доля, дающая благо. В конце же жизни существо встречает бог Суд, муж этих трёх сестёр. И он решает, куда попадёт после смерти это существо - в подземное царство Мары или небесное царство Рода. Зависит это от того, с чем он дружил в жизни, с Правдой - дочерью Суда и Доли, или с Кривдой - дочерью Суда и Недоли. Если человек правдив сам с собой, он обретает в жизни счастье - Долю и после смерти идёт в рай - Ирий, на небо к Белобогу. А если врал, обманывал себя, дружил с Кривдой, то он становиться несчастным, обездоленным на земле, и попадает после смерти в преисподнюю. В христианстве же всё трактуется иначе, кто бедствует на земле - попадает в рай, богатый же попадает в ад, да и правду учат говорить не себе, а другим. Всё это  противоречит знаниям наших предков - в ведизме(или язычестве) есть такие боги: Божичь, дающий богатство, и Бедничь, делающий людей бедными. Божичь связан с небом, а Бедничь - с подземным царством. А правда внешняя - это не есть подлинная правда. Нужна правда, которую человек говорит себе, правду, когда он грезит о своём мнимом величии, что-то мечтает о себе, о том, чего нет. На самом деле вот тут-то он и должен перестать лгать, а сказать правду, что он просто всё это о себе выдумал.

Далее создал Сварог громовержца Перуна, который охраняет землю и небесное царство от незаконного вторжения туда Мары, её кикимор и прочих обитателей нижнего мира. А между землёй и нижним миром посадил змееподобного, чтоб он охранял вход в подземный мир и сопровождал туда умерших. Он так же командует всеми лешими, домовыми и другими духами, населяющими землю, поэтому он может давать людям богатство, добро, приплод, скота и пышные всходы. Часто эти два привратника, Перун и Велес, воюют, особенно если Велес слишком уж много власти даёт земным духам, и они нарушают гармонию в этом мире.

Но самое главное - это то, что все боги и само яйцо находится в нас в миниатюре, в своём золотом яйце, что мы сами являемся правнуками Дыя:

Продолжение...

                                 <<[1],[2]>> следующая

 

 Белобог

 Божества Доля и Недоля

  Велес

 Догода

 Дажьбог

 Девана

 Жива

 Бог-кентавр Китоврас

 Крышень

 Леля

 Лада

 Мать Сыра Земля

Макошь

 Овсень

 Перун

 Род

 Сварог

 Святобор

Световит

 Семаргл(Огонь)

 Стрибог

 Триглав

  Хорс

 Чернобог

 

 малоизвестные Боги

 

 РУССКИЕ БОГИ (Из книг Коляды и Велеса)

 

 

 

rus-ved-rus.narod.ru

Язычество в древней Руси

Московский Государственный Университет путей сообщенияИнститут: Экономика и управление на предприятииРеферат по дисциплине «Отечественная История»

На тему: «Язычество в древней Руси»Выполнила студентка

Группы ЭЭС-111: Николаева А.А.Проверила: Харламова Юлия АлександровнаМосква 2010г.Содержание:

Введение………………………………………………………………..……3

Высшие божества славян…………………………………………….….….3

Низшие боги………………………………………………..……………….8

   Обряды, предания, праздники……………………………………………..10

Волхвы и кудесники…………………………………………………...13

Заключение………………………………………………………….…14

Список используемой литературы……………………….……………...12Введение.

²Природа, великая и неповторимая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян. Все в ней было священным для них – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных называется многобожием, или политеизмом (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси ее назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — «народы, еще не принявшие христианства»). В отличии от язычества более поздние религии — христианство ; и мусульманство — основывались на вере в единого Бога. Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — «один»). Но, по существу, и в язычестве, и в монотеистических религиях человек все равно наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.²[1]

Славянские Божества.

Высшие боги.

 ²Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами, которые называли себя даждъбожьими внуками. Культ Рода и рожениц, бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен. Скотий бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги становились и славянскими. Так, в славянских землях почитались популярные у иранских племен бог солнца Хоре и бог плодородия Симаргл. Женское божество  Мокошь — было заимствовано славянами у угро-финских народов и олицетворяло собой рождение всего живого. Макошь была покровительницей женской части хозяйства.²[2]

Перун²С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел, бог молнии и грома непобедимый Перун. Со временем он стал главным-божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами.

АвсеньДревний бог самого начала весны и начала осени: бог смены времен года. Кроме того, Авсень покровительствует коням и пастухам, всячески им помогает. Ведь именно на коне - золотисто-рыжем, как солнце или кленовый лист, - привозит он вести о начале весны и осени.ЛадаЛада. Славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. О человеке, который женился без любви, говорили: "Не с Ладою женился!" Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Beликолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме - статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотоцветые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.

РодРод - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды. Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименовани щур, дед. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай).

Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.СварогСварог, он же Святовит - сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил - Дажьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же - знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромных храм этого бога. Сварог по некоторым легендам - бог-создатель Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово "сварганить", правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог - бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии. Сварог-Святовит признавался и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино - символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней - название святой, или светлой,недели.

 Белобог или Свентовид(Svantevit) - явий (”добрый”) бог. Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница - с Артемидой. Описание: «В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.”

Ний (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) в православии – св. Касьян - бог навьего подземного мира и посмертный судья, его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест.²[3]²Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ — упырей (злых духов и берегинь (добрых духов). Славяне «населили» лес лешими, а воду — русалками. Они верили, что это души умерших выходят весной на берега водоемов насладиться расцветающей природой.

Каждый дом, по представлению славян, находился под покровительством домового — духа-прародителя (пращура, или щура, чура). Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал чура (домового) защитить его: «Чур меня!» Славяне стремились пре­дотвратить действие злых сил оберегами (амулетами), поклонялись светлым озерам и священным деревьям, ветру и тучам.²[4]Низшие боги славян — духи²БОЛОТНИК — злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

БАННИК – дух бани.

ВОДЯНОЙ — дух, обитающий в воде. Водяной живёт в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, близ водяных мельниц. Ему также приписывают власть над русалками. Народ представляет водяного стариком, покрытым болотною травою. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников.

РУСАЛКА — дух в облике женщины, живущий в воде.

ДОМОВОЙ — представляет дух, который живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, производит стук, хлопает дверями и проч. По общему поверью, живёт он зимой близ печки, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается там. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому, кого любит, завивает волосы и бороду в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. В простом народе к домовому питают уважение. В разговорах называют его «дедушкой, хозяином». При переезде из дома непременно просят домового переселиться на новое место.

ЗМЕЙ — существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.

КИКИМОРА — злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.

ЛЕШИЙ — лесовик. Власть этого духа ограничивают одними лесами; а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается он дряхлым стариком. Считается, что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь, и когда шутка удалась, хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.ЛИХО – дух зла, несчастья. (Не буди лихо, пока оно тихо)ОБОРОТЕНЬ — существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

УПЫРЬ — не мёртвый (живой мертвец) — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их²[5]

Обряды, предания, праздники.

²Языческая религия наполняла жизнь славян красочными обрядами и праздниками, которые символизировали различные явления природы. С поворотом солнца на весну, а он приходился у славян, как и ныне, на 1 января, начинался празд­ник Коляды. В домах гасили огни, и люди добывали трением новый огонь. Они зажигали светильники и очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, совершали жертвоприношение в виде быков и других животных, чтобы умилостивить богов.

В марте славяне праздновали день весеннего равно­денствия. Они сжигали чучело зимы, славили солнце и наступление весны. Начиналась Масленица с ее бли­нами, напоминавшими солнечный круг, и гуляньями.

1 — 2 мая отмечалось появление первых весенних всходов. Славяне убирали лентами молодую березу, украшали свои дома свежими ветками.

Всенародный праздник Купалы приходился на 23 ию­ня, день летнего солнцеворота. Наливались колосья, и люди молились о дожде. Девушки водили хороводы, бросали в реку венки. Самых красивых из них обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. А ночью вспыхивали купальские костры, через которые, как бы очищаясь прыгали юноши и девушки. В купальские ночи совершались «умыкания девиц», когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага

2 августа. Ныне этот день на­зывают Ильиным, прежнее название забыто, зато осталось его обрядовое наполнение.

Говорят: «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень» — с Ильина дня появляются холод­ные утренники.

Полагали, что в этот день зве­ри и гады (змеи) выходят из сво­их нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бу­дет растерзана зверями или ужа­лена змеями, ибо нечистые духи поселяются тогда в зверей и га­дов, мстят домашнему скоту и людям. И только один гром в состоянии разогнать этих врагов.

Но знахари, несмотря на все опасности, собирали змей и де­лали из них сало на свечи. Если в этот день лил дождь, собирали дождевую воду. Считалось, что и свечи, и эта вода помогают от всякого рода сглаза.

14 августа. Меловый Спас.

С этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Если пчель­ник не заломает соты, то  го­ворят, что соседние пчелы вытаскают весь мед. В этот лень первая проба нового мела. Обычай освя­щать его в этот день идет от древ­нейшего жертвоприношения.

19 августа. Яблочный спас.

С этого дня начинали есть яблоки. Люди приносили плоды в храм для освещения.

28 августа. Дожинки или Осенины. В христианстве – Успение, или Хлебный спас.

Праздновали окончание жатвы. На мирскую складчину варили пиво, готовили мясо, пекли пи­роги.

Женщины выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы, потом катались по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, да на молоти­ло и на криво веретено».

Дожинали последний сноп, именинный (тот, что оставляли на полосе для Перуна (позднее — Ильи-пророка)).

Нарядно одетые парни и де­вушки в два ряда, попарно взявшись за руки, так, будто собрались кого-то нести, шли к несжатой полосе. Словно пере­текая ручейком (последняя па­ра, проходя сквозь коридор, созданный впереди стоящими, перемещалась вперед, стано­вясь первой; следом то же са­мое проделывала пара, оказав­шаяся после этого последней). И так, пока не дойдут.

У передней пары на руках сто­яла красивая ловкая девочка в венке из колосьев. Она шагала от пары к паре (по скрещенным ру­кам тех, кто подошел с последне­го ряда).

У несжатой полосы девочка спрыгивала с рук и набирала колось­ев, сколько помещалось в ее руки.

После чего ее снова ставили на руки и тем же способом несли в деревню.

Когда ее опускали на землю, она бросала колосья, и каждый старался ухватить хотя бы один, ибо считалось, что он наделен магической силой.

Зерна из такого колоса добав­ляли:

© в еду больным, чтобы вы­здоровели;

© в зерно, которым осыпали новобрачных, — на счастье:

© к зерну, которым шедрова- ли (с припевками «Сею, вею, по- севаю»), и в посевное зерно — для повышения будущего урожая.

С этого дня начинались осен­ние хороводы. А также с этого дня наступало молодое бабье лето и продолжалось до 10 сентября (до Ивана Постного).28 августа. Начало помочей — работ в пользу вдов и сирот. На­род говорил: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дро­ва, молотили снопы, то есть вы­полняли работы, требующие мужской силы. Эти традиции уходят корнями в родоплемен- ные отношения, когда благопо­лучие рода напрямую зависело от благополучия каждого его члена. С течением времени этот посту­лат не утратил своего значения, но, к сожалению, люди о нем за­были

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны. Известен похоронные обычай славян. Тело умершего помещали в лады, и сжигали ее на костре. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Затем прах опускали в могилу — вместе с одной из жен (у славян-язычников существовало многоженство), в могилу опускали, если это были похороны воина, останки боевого коня оружие, украшения. Над могилой насыпали высок курган и совершали языческую тризну: родственники и соратники поминали умершего, здесь же проходили военные состязания.²[6]Волхвы и кудесники.

²В славянском обществе имела категория людей, которые, как полагали славяне умели напрямую общаться с богами. Это были волхвы, кудесники — «любимцы богов», как назвал А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге». Они исполняли  различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли идо: или кумиры, — скульптурные изображения славянских богов. Наряду с вождями, а позднее князья волхвы руководили жизнью и племен, и союзов племен, и молодого государства.

Прежде чем выступить в поход, князь и дружина приходили к волхвам, и те пророчествовали, толковали знамения, приносили жертвы богам, чтобы они даровали успех.

Постоянное общение с природой, наблюдение за ее явлениями привели к тому, что волхвы оказались весьма сведущими и проницательными людьми. Они объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями. Все были подвластно духовной мощи волхвов.²[7]Заключение

Языческие обряды, поверья и приметы не исчезли со сменой веры. Они присутствуют в нашей жизни. Многие праздники берут начало именно в языческой культуре. Некоторые пословицы и поговорки так же пришли к нам из язычества. Эта религия стоит того, чтобы о ней помнили и знали. Просто ей не осталось место в таком просвещенном обществе, ведь теперь мы точно знаем, что гром и молнии, рассветы и закаты - это не божественные явления, а просто природные.Список используемой литературы:

1. А. Кузьмин «Падение Перуна. Становление христианства»

2. Научно-методическая газета «История» 2010г. выпуск №4.

3. Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.»

4. Официальный сайт  славянской культуры www.claviane.ua.ru

5. Журнал  «Читаем, учимся» 2008 г. выпуск №4

www.coolreferat.com


Смотрите также