Считалки древние. Лучшие детские считалки на любой вкус
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Детские считалки. Так ли они просты? Считалки древние


Считалки для детей

Коллекция детских считалок для маленьких детей и для школьников, весёлые считалочки и страшные, считалки на выбывание из игры и на английском языке. Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

Считалочки для малышей

Считалки для самых маленьких, простые и забавные стишки для малышей.

  • Тише, мыши, кот на крыше

    Тише, мыши, кот на крыше

    Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха.

  • Эники-беники

    Эники-беники

    Эники-беники ели вареники Эники-беники - клёц! Вышел весёлый матрос.

  • Раз, два, три, четыре, пять

    Раз, два, три, четыре, пять

    Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой, Оказался он живой.

  • Кони, кони

    Кони, кони

    Кони, кони, кони, кони,Мы сидели на балконе.Чай пили, чашки били,По-турецки говорили.

  • Мишка косолапый

    Мишка косолапый

    Мишка косолапый по лесу идёт,Шишки собирает, песенку поёт.Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!Мишка рассердился и ногою — топ!

Считалки для школьников

Считаем от 1 до 10 или до 5, проговариваем заковыристые несуществующие слова и получаем отметки вместе с Апельсинкой.

  • Считалка от 1 до 10

    Считалка от 1 до 10

    Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?

    Шесть – конфеты любим есть,Семь – мы помогаем всем,Восемь – мы друзей в беде не бросим.Девять – учимся на пять,Десять – кончили считать.

  • Считалка с тигром

    Считалка с тигром

    Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре.

  • Эне, бене, раба

    Эне, бене, раба

    Эне, бене, раба,Квинтер, финтер, жаба.Эне, бене, рес,Квинтер, финтер, жес!

  • Апельсинка

    Апельсинка

    Катилась апельсинкаПо имени Мальвинка,Уроки не учила и Двойку получила.А потом пошла гулять,Получила цифру пять!

Смешные считалочки

Самые популярные весёлые короткие считалки для детей. Маленькие запоминающиеся стишки.

  • Манжеты у жилета

    Манжеты у жилета

    Жили-были у жилетаТри петли и два манжета.Если вместе их считать,Три да два, конечно, пять!Только знаешь, в чём секрет?У жилета нет манжет!

  • Считалка мышонка

    Считалка мышонка

    Раз, два, три, четыре.Сосчитаем дыры в сыре.Если в сыре много дыр,Значит, вкусным будет сыр.Если в нем одна дыра,Значит, вкусным был вчера.

  • Сороконожка

    Сороконожка

    У сороконожки заболели ножки:Десять ноют и гудят,Пять хромают и болят.Помоги сороконожке Посчитать больные ножки.

  • Маленькая девочка

    Маленькая девочка

    Я маленькая девочкаЯ в школу не хожу.Купите мне сандалики —Я замуж выхожу!

Считалки на выбывание

Детские считалки на выбывание помогут распределить роли в игре, особенно хорошо подходят для игры в прятки.

  • На золотом крыльце сидели

    На золотом крыльце сидели

    На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой?

  • Вышел немец из тумана

    Вышел немец из тумана

    Вышел немец из тумана Вынул ножик из кармана Буду резать, буду бить - С кем останешься дружить?Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить - Всё равно тебе водить!

  • Аты-баты

    Аты-баты

    Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!

  • Считалка гномов

    Считалка гномов

    Под горою у рекиЖивут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!

Считалки на английском

Лучшие считалки на английском языке, самые популярные и любимые детьми.

  • Five little bees

    Five little bees

    One little bee blew and flew. He met a friend, and that made two. Two little bees, busy as could be - Along came another and that made three. Three little bees, wanted one more, Found one soon and that made four. Four little bees, going to the hive. Spied their little brother, and that made five. Five little bees working every hour - Buzz away, bees, and find another flower.

  • One to ten

    One to ten

    One for sorrow,two for joy,three for a girl,four for a boy,five for silver,six for gold,seven for a secret,never to be told,eight for a wish,nine for a kiss,ten for a timeof joyous bliss.

  • Eeny, meeny, miny, moe

    Eeny, meeny, miny, moe

    Eeny, meeny, miny, moe,Catch a tiger by the toe.If he hollers, let him go,Eeny, meeny, miny, moe.

  • Alphabet

    Alphabet

    A B C D E F G come on out and play with me.H I J come and play. K L M come with them. N O P near the tree. Q R S T U V Oh, how happy we will be. W X Y Z Lot's of fun for you and me.

deti-online.com

Детские считалки. Так ли они просты? | Культура

Сейчас считалочки входят в сферу детского фольклора, а начиналась история их по-серьезному. Специалисты утверждают, что допрежь детей таким образом взрослые члены племени определяли, кому какой трудовой «наряд» достанется, например, проводили охотничью жеребьевку. Помимо этого, существует мнение, что они возникли на основе заговорных формул, то есть были связаны с древней магией, в частности, для обеспечения той же охотничьей удачи.

Именно поэтому в старинных считалках много непонятных для современного человека слов и символических образов. Ну, кто сейчас, не владея специальными знаниями, разберет смысл двустишия.

Кады, бады, налей воды.Корове пить, тебе водить.

Поскольку наши далекие предки крепко верили в силу слова, все эти «кады, бады» не могли включаться в текст исключительно для рифмы. Воспользовавшись ритмо-фонетическим анализом, определим, что «кады» — это направление к некоему священному дару, а «бады» — сбережение этого дара.

Кроме того, вода — символ жизни, а корова — олицетворение материнства. И не только русичи так считали, но и древние германцы, например, а у индусов корова и по сию пору — священное животное. Впрочем, об этом уже рассказывалось. Разумеется, такая трактовка предлагается читателю исключительно в качестве предположения.

Или вот еще:

Ази, двази, призи, зизи,Пятом, мятом, шума, рума,Дуба, крест. Рискну высказать версию о том, что здесь зашифрован (или исковеркан за долгие столетия) счет от одного до десяти. При этом в последней строчке заложена особая сила, потому как дуб символизировал связь с космосом и Древо Жизни, означающее триединство Небесного, Земного и Подземного миров, девять было священным числом. Наконец крест у славян являлся солнечным знаком (хотя в ранних версиях это мог быть и крес — кресало, которым высекали огонь).

Вышел месяц из тумана... Любопытно: существует считалочка более позднего времени, в которой также использован счет до десятка:

Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять. Вышел красный месяц, А за ним — луна, поводи одна. Как тут не вспомнить: Вышел месяц (немец) из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить,Выходи — тебе водить. А на следующую ночьОн зарезал свою дочь.Это дочка не моя,А чужого короля. Но это в наши дни слово «месяц» пишется с маленькой буквы, а на самом деле полагалось бы с большой. Дело в том, что и вариации с немцем в первой строке не случайны. Эта считалка была придумана в сороковые годы XX века, а некто Месяц был фигурантом одного из бандеровских подразделений в Западной Украине.

И раз уж затронута военная тема, то выскажу еще одно предположение. Знаменитое «Аты-баты, шли солдаты» могло быть связано с жеребьевкой при рекрутском наборе солдат из крестьянской общины:

Аты-баты, шли солдаты,Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.Аты-баты, сколько стоит?Аты-баты, три рубля.Аты-баты, кто выходит?Аты-баты, это я. При этом самовар мог быть формой откупа от службы, особенно с учетом другого варианта последних строк:Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар.Аты-баты, он какой?Аты-баты, золотой. Считалочки в наши дни не только продолжают жить, но и осовремениваются. Недавно с удивлением узнала, что широко известные строчки:На золотом крыльце сиделиЦарь, царевич,Король, королевич,Сапожник, портной.Кто ты будешь такой?Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! … обрели других персонажей:

На кривом крыльце сидели Семь противных стариков: Мышкин, Пышкин, Замухрышкин, Бородин, Фигнин, Задвижкин и еще старик Бухой. Выбирай, кто ты такой. А также:На золотом крыльце сидели :Мишки Гамми, Том и Джерри ,Скрудж Макдак и три утенка.Выходи, ты будешь Понка! Или: На золотом крыльце сидели :Винни Пух и Том, и Джерри,Микки Маус, три утенка.Выходи, ты будешь Понка!Если Понка не придет,Скрудж Макдак с ума сойдет. Примечательно, что в позднейших вариантах вопрос исчезает, а значит, из сюжета убирается ответная реакция того, кому выпадало на него отвечать.

То же самое произошло с другой известной считалкой:

Шла кукушка мимо сети,А за нею — малы дети.Все кричали: «Ку-ку-мак!»Убирай один кулак! Теперь она упростилась: Шла кукушка мимо сети,А за нею — малы дети.Кукушата просят пить.Выходи — тебе водить! Не претендуя на всеохватное освещение тенденций в современном развитии считалок — весьма своеобразного жанра, замечу в заключение, что история этих вроде бы таких непритязательных, но в действительности далеко не всегда простых стишков настолько же долгая, насколько интересная. Согласны?

shkolazhizni.ru

Фольклорные считалки - Домашние Книжки

ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

“Заяц белый, Куда бегал?”— “В лес дубовый!”— “Что там делал?”— “Лыко драл!”—

“Куда клал?”— “Под колоду”.— “Кто украл?”— “Родион!”— “Шишел-вышел, Вон пошел”.

* * *

Раз, два, три, четыре — Меня грамоте учили: Не считать, не писать,Только по полу скакать. Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала.

Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть. Пожалела, поругала И за доктором послала. Доктор едет на быке С балалаечкой в руке.

* * *

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой?Ата-баты, золотой.

* * *

Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинкеЕсть рисунки и картинки. Раз, два, три!Кому хочешь — дари!

* * *

Катилася торба С высокого горба; В этой торбе: Хлеб, пшеница, С кем хочешь, С тем поделися.

* * *

Ягодка — Малинка, Медок — Сахарок. Вышел Иванушка — Сам Королек.

* * *

Кони-огони Сидели на балконе, Чай пили, Чашки били, По-турецки говорили: —Чоби, ачоби, Челябичи и чоби, Челябичи и чоби, Кончается игра! Мы набрали в рот воды И сказали всем: —Замри!

* * *

На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной.Кто ты такой?Говори поскорей.Не задерживайДобрых и честных людей!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять,Выплыл ясный (круглый) месяц,А за месяцем луна,Мальчик девочке слуга.Ты, слуга, подай карету,А я сяду да поеду.Ты, слуга, подай метлу,А я в карете подмету.

* * *

Раз, два, три,Четыре, пять,Будем в пряткиМы играть.Небо, звезды,Луг, цветы —Ты пойди-каПоводи!

* * *

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько надо гвоздей? Не задумывайся,Говори поскорей!

* * *

Конь ретивыйДолгогривыйСкачет полем,Скачет нивой.Кто коняТого поймает,С нами в салочкиИграет.

* * *

Сива, ива,Дуба, клен,Шуга-юга,Кон!

* * *

Ежик, ежик, чудачок,Сшил колючий пиджачок.Встал в кружок и ну считать—Нам водилку выбирать!

* * *

Ахи, ахи, ахи-ох,Баба сеяла горох.Уродился он густой,Мы помчимся, ты постой!

* * *

Первенчики,Другенчики,Круги-други,Вон!

* * *

Шалуны-балуны,Выбегайте во дворы.Становитесь-ка играть,Воеводу выбирать.Воевода — из народа,Выходи из хоровода.А ты, добрый молодец,Становись в самый конец!

* * *

Шла кукушка мимо сада,Поклевала всю рассаду.И кричала: ку-ку, мак —Отжимай один кулак!

* * *

Подогрела чайка чайник,Пригласила восемь чаек:— Приходите все на чай!— Сколько чаек? Отвечай!

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,Скачет конь большой, могучий.Через тучи скачет он,Кто не верит — выйди вон!

* * *

Трынцы-брынцы, бубенцы,Раззвонились удальцы,Диги, диги, диги, дон,Выходи скорее вон!

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА

Эки, беки, кофе, крекер Эки, беки, кофе, крекер,Эки, беки, бай.Поезд номер двадцать девять,Вы-ле-тай!Вылетают птички,Вылетают птенчики,Вылетает ледиВ темно-синем чепчике.

Считалочка

Тады-рады тынка —Где же наша свинка?Тады-рады толки:Съели свинку волки!Тады-рады тынкой —Ты бы их дубинкой!Тады-рады тутки:С волком плохи шутки!Тады-рады тышка —Выходи, трусишка!

Можно войти, сэр?

— Можно войти, сэр?— Нет, сэр.— Отчего, сэр?— Я простужен, сэр.— Где вы простудились, сэр?— На Северном полюсе, сэр.— А что вы там делали, сэр?— Ловил медведей, сэр.— И много поймали, сэр?— Одного, двух, трех, четырех...(Считай, пока не собьешься.)

Считалка

Мать-гусыня посидела,Трех гусяток высидела.Этот — желтый, весь пушистый.Этот — желтый, золотистый,Этот — желтый, сероватый.Что вы смотрите, ребята?Пошли вон!

Гектор-Протектор

Гектор-ПротекторВо всем был зеленом,Гектор-ПротекторПредстал перед троном.Увы, королюНе понравилсяОн,И Гектор-ПротекторОтправилсяВон.

Раз картошка, два картошка Раз картошка, два картошка,Три, четыре, пять,Шесть картошек, семь картошек —Посчитай опять.

Мыши

Вышли мыши как-то разПоглядеть, который час.Раз-два-три-четыре.Мыши дернули за гири.Вдруг раздался страшный звон—Убежали мышки вон.

Считалка

Интер, мици, тици, тул,Ира, дира, дон.Окер, покер, доминокер,Шишел, вышел вон.

www.knigidoma.com

Как устроены детские считалки • Arzamas

«Аты-баты — шли солдаты», «Энэ, бэнэ, раба», «Дядя Скрудж и три утенка, выходи, ты будешь Понка»: фольклорист Андрей Мороз рассказывает, как появились и что значат веселые и странные стихи, которые могут пригодиться в самые неожиданные моменты жизни (или просто помогут выбрать водящего в игре) 

Дети играют на улице. Англия, 1950 год© William Vanderson / Picture Post / Getty Images

В ситуациях, когда нужно сделать неочевидный выбор, будь то сражение, риту­ал, спортивное соревнование, игра и тому подобное, человеку всегда хотелось переложить ответ­ственность на кого-то еще: на судьбу, божество, демона, слу­чай — в зависи­мости от взглядов, убеждений, ситуации и конкретных обстоя­тельств. Для этого использовались различные приемы — от обряда жертвопри­ношения или обращений к оракулу до гадания, бросания жребия или пересчи­тывания. Чем меньше в жизни человека оставалось места для сверхъестествен­ного, тем боль­ше старые формы поведения становились просто спе­цифиче­ски­ми нормами этикета или правилами игры.

Считалки в современном их виде достоверно известны совсем недолго — с XIX ве­­­ка, когда, как и многие другие формы фольклора, они стали соби­рать­ся и записываться. Существовали ли они раньше и в каком виде — мы можем только догадываться: старый фольклор, который, как и новый, бытовал в основ­ном в устной форме, не дошел до нас. Тем не менее типы и тексты счи­талок, записанные в XIX веке, очень напоминают те, которыми пользуются современные дети.

Итак, считалка — это прежде всего способ выбрать водящего в игре или поде­лить игроков на команды, устранившись от сознательного принятия решения. Так справедливее, неожиданнее, интереснее, и, главное, такой способ не дол­жен вызывать возражений.

Наряду со считалками известны так называемые сговорки: когда необходимо поделиться на две команды, то из группы на­зна­чают двоих капитанов (они иногда назывались «матки­»­­­), которым предстоит выбирать себе игроков. Игро­ки подходят к ним парами и задают вопрос с дву­мя вариантами ответа, заранее договорившись, какой вариант соответствует каждому из них. Напри­мер: «Мати, мати, что вам дати: дуб или березу?» (или просто — «Что выби­раешь: дуб или березу?»). Один из «маток» выбирает и получает себе в команду игро­ка, скрывающегося за ответом. Второй отходит в другую команду. Иногда эти тексты имеют более развернутый характер, зарифмованы и часто шутливы: «Тес тесать или на воде плясать?», «На печке заблудился али в ложке утонул?», «Бочку с салом или казака с кинжалом?».

Собственно считалки основаны на ином принципе: один из игроков произно­сит стихотворный текст, по очереди указывая на остальных. Тот, на ком за­кончится считалка, оказывается «вóдой».

Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько дали? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, уступите. Аты-баты, нет, нельзя.

Первой бравой, другой кудрявой, третий вшивый, четвертый паршивый, пятый проклятый, шестой со вшой.

В более сложных случаях выходит не водящий, а один из игроков — и так до кон­ца, пока не останется последний: он-то и будет водить.

Шла кукушка мимо сети, ей попались злые дети; раз, два, три — это, верно, ты; раз, два, три, четыре, пять — одного нужно убрать.

В тексте считалок исключительно важен ритм, который позволяет при про­из­не­сении очередной ритмической единицы (слова, стихотворной стопы, слога) показывать на следующего игрока. Поэтому часто считалки начинаются со счета:

Раз, два, три, четыре — все извозчики в трактире чай пьют, чашки бьют, на стол денежки кладут, а хозяйка не зевает, только деньги подбирает. Прискакали ермаки, поскидали колпаки; один ермак не снял колпак, тот остался дурак.

Раз, два — кружева, три, четыре — прицепили, пять, шесть — кашу есть, семь, восемь — деньги просим, девять, десять — белый месяц, одиннадцать, двенадцать — на улице бранятся: девки делят сарафан — кому клин, кому стан, кому целый сарафан, кому пуговки литые, кому серьги золотые. Царь-царица на лугу, потерял мужик дугу, плакал, плакал, не нашел, к государыне пошел: Ты, барыня-сударыня, роди мне сына в четыре аршина. Младенец не велик — во всю лавочку лежит; он стал на дыбок, достал потолок.

Раз, два, три — стара баба ты. Раз, два, три, четыре, пять — стара баба ты опять. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь — стара баба ты совсем. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять — бабу старую повесить.

Смысл в считалках не играет такой роли, как ритм, поэтому в их текстах часто встречается заумь — квазислова, которые не употребляются в речи и не име­ют никакого значения вовсе. Некоторые стихи состоят из них почти полностью:

Чирдиржик-мирдиржик, хрупчик один, чирдиржик-мирдиржик, хрупчик два, чирдиржик-мирдиржик, хрупчик три.

Энэ, бэнэ, рэц, квэнтэр, мэнтэр, жец, энэ, бэнэ, раба, квэнтэр, мантэр, жаба.

Эни, бени, рики, таки, турба, урба, сентебряки, эус, бэус, краснодеус, бац.

Нередко заумные слова имеют корни в ино­странных языках или просто пред­став­ляют собой сильно искаженные русские:

Жил был граф Пузо-Бузо-Лаперузо, пара гвоздей ганабуза, граф Вируза да бутыль. Цынь-цынь, полатынь, попрыгунья, полатунья, ели мули, сансыбильи, флек, флек, флек.

Иногда заумь — это числительные. Так, «эни» в «Эни, бени, рики, таки», оче­видно, восходит к немецкому числительному eine — «один». С него и начинает­ся счет. Похоже и в следующих считалках (часть «пер-» происходит от чуваш­ского «пер» — «один»):

Перводан, другодан — на четыре угадал, пятьсот Юрьев. Катерина-кочка, голубина ножка. Заяц-месяц сорвал травку, положил на лавку.

Перведунчики, дрыгунчики летали голубунчики по Волге-реке, по чужой стороне, там пешки, орешки, чаек, сахарок. Сышел, вышел, вон пошел.

Но даже когда отдельные слова, из которых складывается считалка, имеют смысл, текст кажется совершенно бессмысленным — и в этом специфика не только считалки, но и вообще юмора детского фольклора:

Сопинь-лопинь царский ворон. Из морю я воду пил, Катеринку любил. Катеринка-любка прела, горела, за морем летела. За морем церква, церква Микола, царица Быкова свинью заколола. Свинья Оксинья набора Василья, дохтур вон.

Титики, мутики, турашка-мурашка. Заяц-месяц, где был? В лесе. Что делал? Травку щипал, под колоду клал. Кто взял? Турбань-юрбань, сам капитан, капитанский сын.

Шани, Мани, что над нами, под железными столбами? Стульчик, мальчик, сам король выходил на барский двор; тама шапки кроят — перекраивают. Шапка упала, татарка подняла, поп Матвей побежал за ней.

Села муха на колеса, поднялась под небеса; там тетка Никола, сестра Куликова. Ни окошек, ни дверей — полна горница людей.

В последнем примере видно, как считалка впитывает в себя фрагменты тек­стов из иных жанров и использует для своих нужд. Последние две строки — цитата известной загадки про огурец. Таким же образом считалками могли оказаться детские потешки («Тилибом-тилибом, загорелся кошкин дом…»), час­тушки («Сидит Маня на крыльце / С выраженьем на лице…»), фрагменты песен («Ехал мальчик по Казани, / В полтораста рублей сани…») и даже фраг­менты водеви­лей («В этой маленькой корзинке / Есть помада и духи…»). А сле­дующий при­мер очевид­но отсылает к басне Крылова:

Лебедь, щука, рак, кто из вас дурак? Раз, два, три — это, верно, ты.

Естественно, считалки, как и многие другие формы фольклора, внимательны к окру­жающей действительности и меняются вместе с ней. Так возникают считалки-переделки, в которых старый ритм и струк­тура наполняются но­вым, актуальным содержанием. Считалка «На золотом крыльце сидели / Царь, царевич, король, королевич, / Сапожник, портной. / Кто будешь такой?» во време­на популярности диснеевского мультфильма про Микки Мауса начала звучать так:

На золотом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утенка, выходи, ты будешь Понка.

См. также материал «Дворовые игры».  

Детская комната

Спецпроект

Детская комната Arzamas

arzamas.academy

Детские считалки | КАРАКУЛИ

Детские считалки – необходимая часть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Название «считалки» был придуман собирателями фольклора. Хотя, собственно, счет встречается только в считалках-числовках. Но это название так прочно вошло в обиход, что сейчас даже сложно представить, что «считалки» могут называться как-то по-другому.

Разучивайте с детьми считалки! Это не только поможет им развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников.

Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.

Не претендуя на этнографическую точность, мы разбили детские считалки на несколько групп:

Детские считалки-числовки

Считалки-числовки – это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке. Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на счет «правильными» числами. Но считать-то было как-то надо – вот и придумывали такие «заменители». Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках.

Примеры детских считалок-числовок:

***

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли мальчики играть,

Стали мальчики считать,

Да водилку выбирать.

Им стал Родивон,

Пусть отсель он выйдет вон!

***

Раз, два, три, четыре –

Меня грамоте учили:

Не читать, и не писать,

Только по полу скакать!

***

Раз-два – кружева,

Три-четыре – платье сшили,

Пять-шесть – кашу есть

Семь-восемь – деньги просим.

***

В нашей маленькой компанье

Кто-то палочку украл.

Раз, два, три –

Это верно будешь ты!

***

Первенчики, другенчики –

Летели голубенчики.

По божьей росе,

По чужой полосе.

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Выйди вон королек.

***

Перводан, другодан,

На четвертый угодан!

***

Азы, двазы,

Тризы, ризы,

Пята, лата,

Туни, муни.

 

Заумные детские считалки

О происхождении заумных считалок у  ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам. Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском  языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы. Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом.

Примеры заумных считалок:

***

Эни, бени, рики, факи,

Тур-ба-ба, каляки, шмаки.

Дэу, дэу, кранодэу.

Бенц!

***

Эбит-бэбид,

Биткен баткен,

Эбит-бэбид

Бу!

***

Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба.

***

О бар бо бар

За бор зи,

О бар бо бар

Кура-си.

***

Атки-патки чуткиме,

Аболь-фоболь доменэ,

Ики-пики

Граматыки

Кноп!

***

Анки-дранки дру едру,

Чебер-фебер фу ерфу,

Ан дан, дугестан,

Уда вида, уда кан.

Старинные и современные русские детские сюжетные считалки

Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые  слова и реалии окружающего мира.  Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»:

Ехал Лунтик на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

Но, все же, в некоторых детских сюжетных считалках можно проследить следы разных эпох. Вот, позднее российское средневековье:

На златом крыльце сидели,

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

А вот XVII-XIXвек:

***

Аты-баты, шли солдаты,

Аты –баты, на базар.

Аты-Баты, что купили?

Аты баты самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты баты, кто выходит?

Аты-баты, ты да я.

***

Ехал барин в тарантасе,

Таракана раздавил.

И за это приключенье

Три с полтиной заплатил

                ****

Дора-Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать.

Мы связали руки-ноги,

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел,

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева ботинки,

Что угодно для души.

Эти детские считалки довольно современные – начало и середина XX века:

***

Дом высокий, трехэтажный,

На верху свисток протяжный.

Как засвищет, заорет,

Всех на фабрику зовет.

***

Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «Эс»

Буква «Эс» не подошла,

Выходи на букву «А».

Хотя такие считалки и называются сюжетными, но сюжет этот, зачастую, удивительно алогичен и произволен. Детская фантазия, не связанная взрослым опытом, не имеет границ! В детских считалках катятся не только яблочко, шарик или колечко, но и предметы, совершенно для «качения» не предназначенные: торба, яблоня, голубое платьице. Детские считалки – очень динамичны. В них кто-то или что-то постоянно «катится», «едет», «идет». А вот «сидят» или «стоят» — очень редко.

Примеры детских сюжетных считалок:

***

Яблоко катилось

Вокруг огорода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

***

Катилась торба

С высокого горба;

В этой торбе хлеб, пшеница,

С кем ты хочешь поделиться?

***

Из под горки катится

Голубое платьице.

На боку зеленый бант,

Тебя любит музыкант!

***

Стакан, лимон,

Выйди вон!

Стакан воды,

Выйди ты!

***

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету,

А я сяду и поеду,

Ты слуга подай метлу,

Я карету подмету.

***

Карл Иваныч с длинным носом

Подходил ко мне с вопросом:

«Как избавить этот нос,

Чтобы больше он не рос?» -

«Вы возьмите канифоль

И помажьте его вдоль,

А помазавши потом

Ковыряйте долотом».

***

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась на корзинку

И упала в яму – Бух,

Раздавила сорок мух.

***

Шел солдатик из больницы,

Нашел белы рукавицы,

Думал-думал куда деть –

Решил на ноги надеть.

***

Под горою у реки

Живут гномы –старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-дон, диги-дон –

Выходи из круга вон!

***

Маленький мальчик

Сел на стаканчик,

В дудочку играет,

Царя забавляет.

Царю на потешки,

Ему на орешки.

***

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

Дин-дон, дин-дон,

Выходи из круга вон!

***

Я пойду найду дуду,

Вдоль по улице пойду.

Веселей, дуда, дуди,

Мы играем, ты води!

Считаться можно и «на выбывание». Правда, это занимает довольно много времени, ведь «водой» будет тот, кто последним останется в кругу. Современные дети, улавливая все нарастающий ритм окружающего мира так считаются редко – некогда. А раньше – лет семьдесят назад – именно такой способ счета был основным. Считаться можно любой считалкой. На кого попал последний слог выходит из круга и дальше в жеребьевке не участвует. И так до тех пор, пока не останется последний.  А вот считалка «Шла кукушка мимо сети…»  — это считалка именно на выбывание. Считаются так:

Дети встают в круг, сжимают обе руки в кулак и выставляют вперед. Тот, кого назначили считать, слегка стукает по кулачкам на каждое слово считалки:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали «Ку-ку-мак»,

Разжимай один кулак!

Тот на кого пришлось последние слово считалки, разжимает кулак и прячет руку за спину. Считалка повторяется. Водящим может стать либо тот, кому первым выпадет разжать два кулака, либо тот, чей кулак останется последним.

Существуют детские сюжетные считалки «с продолжением».  Например, такая:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге

Сколько надо гвоздей?

Не задумывайся, говори поскорей!

Тот, на кого пришелся последний слог, должен быстро назвать число. Можно оговорить, что число должно выть не больше 10 (20, 30 – как договоритесь). К примеру, названо число пять. Тогда считалка начинается сначала:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо по дороге.

Надо пять гвоздей: раз, два, три, четыре, пять!

Тот на кого выпадет счет пять – «вода».

Такая же считалка «с продолжение» — всем известная детская считалка «На златом крыльце сидели…». Когда произносят слова «Кто ты будешь такой?», то тот, на кого укажет ведущей при слове «такой», должен быстро назвать одного из «героев», сидящих на крыльце: «король», «царь», «сапожник» … После этого считалку начинают сначала и считаются до выбранного персонажа. На кого попадет это слово – тот и выходит.

Авторские детские считалки

Источниками считалок, конечно, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное.

Примеры детских авторских считалок:

****

Я — зверёк,

И ты — зверёк,

Я — мышонок,

Ты — хорёк,

Ты хитёр,

А я умён.

Кто умён -

Тот вышел вон!

(Самуил Маршак)

                ***

Шел по улице отряд -

Сорок мальчиков подряд:

Раз,

Два,

Три,

Четыре,

И четыре

На четыре,

И четырежды

четыре,

И еще потом четыре.

(Даниил Хармс)

 

КОТЯТА

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять.

Раз — котёнок самый белый,

Два — котёнок самый смелый,

Три — котёнок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять похож на Три и Два -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать!

(Сергей Михалков)

***

Му-ра-вей бе-жит по троп-ке,

На е-го шта-нах за-клёп-ки

А в кар-ма-нах две ды-ры –

Ты вы-хо-дишь из иг-ры!

(Михаил Яснов)

***

Цыплёнок – КУРОЧКИН.

Утёнок – УТОЧКИН.

Щенок – СОБАЧКИН.

Жеребёнок – КЛЯЧКИН.

Барашек – ОВЕЧКИН.

А я? ЧЕЛОВЕЧКИН!

(Михаил Яснов)

***Вышел ёжик из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Вынул камешки и мел,

Улыбнулся, как умел.

Подарил мне всё, что вынул,

И опять в тумане сгинул.

(Вероника Долина)

А теперь, когда все посчитались, можно играть в салки, прятки или жмурки!

 

Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды.

Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц:

  • «Солнце красное или месяц ясный?»
  • «Коня вороного или казака удалого?»
  • «Наливное яблочко или золотое блюдечко?»
  • Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер:
  • «На печке заблудился или в тарелке утоп?»
  • «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?»

Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос. Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку». Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды. Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в старинной игре «Бояре» или менее известной, но очень динамичной игре «Жнецы и пахари».

Современный простой и всем известный способ разделить детей на команды – рассчитаться по порядку номеров. Но, чтобы было веселей, можно рассчитываться не цифрами а, например, деревьями, цветами – да всем чем угодно! Например, взрослый водящий идет вдоль детской шеренги и, дотрагиваясь по очереди до детей говорит –«зайчик, белка, ежик, зайчик, белка, ежик…». После этого просят сделать шаг вперед тех, кого назвали зайчиком – вот и команда зайчиков. Они встанут справа от ведущего. Потом вперед выходят лисички. Их команду просят встать слева от ведущего. Ну а ежики остаются на месте. Здесь у нас получилось три команды, но можно сколько угодно. Если делите подростков, то можно придумать что-нибудь позаковыристей например: кочки, пенечки, болотные цветочки.

Считалки — часть детской игровой культуры и народной культуры в целом, не потерявшие своей популярности и до наших дней. Многие другие элементы русского игрового фольклора, к сожалению, стали сегодня почти экзотикой. Например, тряпичная игровая кукла, традиционный способ народной педагогики подготовки девочек к ее будущему материнскому предназначению. Чуть больше повезло весенним календарным играм и обрядам, а также зимним народным забавам — последнее время интерес к ним значительно вырос.

www.karakyli.ru

Лучшие детские считалки на любой вкус

Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

Эники-беники ели вареникиЭники-беники – клёц!Вышел весёлый матрос.

***

Ехала машина тёмным лесомЗа каким-то интересом,Инти, инти, интерес — Выходи на букву «эс».

***Шёл крокодил,Трубку курил,Трубка упала и написала:Шишел-мышел,Этот вышел.

***Начинаеся считалка,На берегу сидела галка,Две вороны, воробей,Три сороки, соловей.

***

Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет.Пиф! Паф! Ой-ой-ой,Убегает зайчик мой.

Раз, два, три, четыре, пять — Игры будем начинать.Пчёлы в поле полетели.Зажужжали, загудели.Сели пчёлы на цветы.Мы играем — водишь ты.

***

Черепаха хвост поджала,И за зайцем побежала.Оказалась впереди,Кто не верит — выходи.

***

Прилетела стрекоза,Как горошины глаза,А сама как вертолёт,Влево, вправо, взад, вперед.

***

Утром бабока проснулась,Улыбнулась, потянулас,Раз — росой она умылась,Два — изящно покружилась,Три — нагнулась и присела,А четыре — улетела.

***

Раз, два, раз, два,Вот берёзка, вот трава,Вот полянка, вот лужок — Выходи-ка ты, дружок.

***

Раз, два, три, четыре, пять,Будем в прятки мы играть.Небо, звёзды, луг, цветы — Выходи из круга ты.

***

Раз, два, три, четыре,Пять, шесть, семь,Восемь, девять, десять.Выплывает белый месяц.Кто до месяца дойдёт,Тот и прятаться пойдёт.

***

Шла кукушка мимо сети,А за нею малы дети,Кукушата просят пить.Выходи — тебе водить.

***

Прыг да скок, прыг да скок,Скачет зайка — серый бок.По лесоку прыг, прыг, прыг,По снежочку — тык, тык, тык.Под кусточек присел,Схорониться захотел.Кто его поймает, тот и водит.

***

Бубенчики, бубенчики,Летели голубенчикиПо утренней росе,По зелёной полосе,Сели на сарай.Беги, догоняй.

***

Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять,Выплыл ясный круглый месяц,А за месяцем луна,Мальчик девочке слуга.Ты, слуга, подай метлу,А я в карете подмету.

Вышли мыши как-то разПосмотреть который час.Раз-два-три-четыре,Мыши дернули за гири.Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.

***

Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит,Если веришь, стой и жди,А не веришь — выходи!

***

На золотом крыльце сиделиЦарь. царевичКороль, королевич,Сапожник, портной,Кто ты будешь такой?Говори поскорей,Не задерживай честный и добрых людей!

***

Катилась апельсина До города Берлина,Уроки не училаИ двойку получила.

***

На золотом крыльце сиделиМишки Гамми, Том и Джерри,Скрудж Мак-Дак и три утенка,Выходи, ты будешь Понка!Если Поночка уйдет,Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

***

Вышел немец из тумана Вынул ножик из карманаБуду резать, буду битьВсе равно тебе водить.

***

— Аист-аист, аист — птица,Что тебе ночами снится?Мне болотные опушки,— А еще?Еще лягушки.Их ловить, не изловить.Вот и все, тебе водить!

***

Шел баран по крутым горам,Вырвал травку, положил на лавку.Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

***

Родились у нас котятяРаз-два-три-четыре-пять,Приходите к нам, ребятаПосмотреть и посчитать.Раз котенок — самый белыйДва котенок — самый смелыйТри котенок — самый умныйА четыре — самый шумныйПять похож на три и дваТеже хвост и головаТоже пятнышко на спинкеТакже спит весь день в корзинке.Хороши у нас котятаРаз-два-три-четыре-пятьПриходите к нам, ребятаПосмотреть и посчитать!

***

Мы делили апельсин,Много нас, а он один.Эта долька — для ежа,Эта долька — для стрижа,Эта долька — для утят,Эта долька — для котят,Эта долька — для бобра,А для волка — кожура.Он сердит на нас — беда!Разбегайтесь кто-куда!

***

Трынцы, брынцы, бубенцы,Раззвонились удальцы,Диги, диги, диги, дон,Выходи скорее вон!

***

Бегал заяц по болоту,Он искал себе работу,Да работы не нашел,Сам заплакал и пошел.

***

В гараже стоят машины — Волга, Чайка, Жигули,От какой берешь ключи?

***

Катилося яблоко мимо сада,мимо сада, мимо града,Кто поднимет, тот и выйдет.

***

За морями, за горами,За железными столбами,На пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отопри.

***

Зайчишка — трусишкаПо полю бежал,В огород забежал,Морковку нашел,Капустку нашел,Сидит, грызет,Иди прочь — хозяин идет!

***

Шышел-мышел,Взял, да вышел.

***

Кады, бады, налей воды.Корове пить, тебе водить.

***

Лиса по лесу ходила,Лиса голосом вопила.Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое,И детишкам по лаптишкам!Кто лаптишки найдет,Тот водить пойдет.

***

Раз, два, три, четыре,Жили мышки на квартире.К ним повадился сам другКрестовик — большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы спросим:«Ты, обжора, не ходи!»Ну-ка, Машенька, води!

***

Среди белых голубейСкачет шустрый воробей,Воробушек – пташка,Серая рубашка,Откликайся, воробей,Вылетай – ка, не робей!

***

«Тили – тели», — Птички пели.Взвились, к лесу полетели.Стали птички гнезда вить.Кто не вьет, тому водить.

***

Вышли мышки как — то разПоглядеть, который час.Раз, два, три, четыре –Мышки дернули за гири.Вдруг раздался страшный звон,Убежали мышки вон.

***

Катилось яблокоМимо сада,Мимо сада,Мимо града.Кто поднимет,Тот и выйдет.

***

За морями, за горами,За железными столбамиНа пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отомкни.

***

Раз, два, три, четыре, пять,Негде зайчику скакать;Всюду ходит волк, волк,Он зубами – щелк, щелк!А мы спрячемся в кусты,Прячься, заинька, и ты.Ты, волчище, погоди!

***

Свинка ходит по бору,Щиплет лебеду – траву,Она рвет, не берет,Под березку кладет.

***

Раз – елка,Два – дубок,Три – березовый гаекА четыре – это травка,Пять – пчелка трудится опять,Шесть – еж колючий под пеньком.Семь – гриб под дубом вырос.Восем…

***

Раз, два – деревьяТри, четыре – вышли звериПять, шесть – падает листСемь, восемь – птицы в лесуДевять, десять – это синички подняли красные личка.

***

Наша Маша рано всталаКукол всех пересчитала:Две матрёшки на окошке,Две Танюшки на подушке,Две Иринки на перинке,А Петрушка в колпачкена зеленом сундучке.

***

Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко.Но упал мой мяч с небес,Закатился в темный лес.Раз-два-три-четыре-пять,Я иду его искать.

***

Мы собрались поиграть,Ну, кому же начинать?Раз, два, три,Начинаешь ты.

***

Шарага, барага, По кусту, по насту,По лебе, лебедке,Штучка, плетка,Соколик, вон.

***

— Заяц, белый,Куда бегал?— В лес зеленый.— Что там делал?— Лыки драл.— Куда клал?— Под колоду.— Кто украл?— Родион.— Выйди вон!

***

Серый зайка вырвал травку.Положил ее на лавку.Кто травку возьмет,Тот и вон пойдет.

***

Катилось яблоко по блюду,Я водить не буду.

***

Сидел король на лавочке,Считал свои булавочки:Раз — два — три,Королевой будешь ты!

***

Собирала белка шишки,Для енота и для мышки.Раз, два, три, четыре, пять,Найду шишку я опять.Три еноту и три мышке,Остальные кому шишки?

***

В даль бежит река лесная,Вдоль неё растут кусты.Всех в игру я приглашаю,Мы играем — водишь ты!

***

Раз, два, три, четыре, пять,Мы выходим поиграть.Надо воду выбирать,Будем мы тогда считать.Топ, топ, топоты,Водой точно будешь ты.

***

Раз, два, три, четыре, пять.Мы решили поиграть,Но не знаем, как нам быть,Не хотел никто водить!На тебя укажем мы:Это верно будешь ты!

***

Ела Маша кашу,Кашу не доела.«Раз, два, три» — сказалаИ картошку съела.Кто три ложки возьмёт,Тот и вон пойдет.

***

Раз, два, три.На полянку выходи,Хороводы заводи,Кто остался,Тот води.

***

Аты-баты чума-чумАчерепа атамбумБумафера атарасНа горе вечерний час.Свиньи в бане танцевалиВсе кадушечки сломали.Чики-брики ковшик.

***

Мы собрались во дворе,Дело было в сентябре.Раз, два, три, четыре, пять,Мы решили поиграть.Сколько будет два плюс три?Если знаешь, то води!

***

Черепаха и улиткаПобежали очень прытко.Ты за ними поспевайИз считалки вылетай.

***

Говорят на заре,Собирались на гореГолубь, гусь и галкаВот и вся считалка.

***

Семь ворон сидели тихоПодлетела к ним слонихаИ как крикнет: «Кар-кар-кар!»Ты не веришь, выйди сам.

***

Повар, поваренок,Киска и котенок.Весело играли,Прыгали, скакалиРаз, два, три, четыре, пять.Будем заново считать.

Источник

interesnoje.ru

Считалки для детей

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

schitalki-dlia-detei

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили  считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу)  и используйте их в своей обычной  семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход  в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

 

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону  и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам.  Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или  с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении   считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе.  Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда  с радостью используете свои собственные  считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать :). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки,  развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша  проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по  «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем  с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить  сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь  такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а   в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя,  как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,Торба, орба, онба, смаки,Деу-деу, косметеу,Смаки бакас!»

 Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка —  период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

 «Эны доны трынка нели,Мисли масли кумпа тели,Кумпа аКумпа бэМисли маслиКумпа те!»

 

«Эгэдэ пэгэдэЦугэдэ мэ.Абэн фабэнДомэнэ,Икэ пикэГрамэникэ,Дон зон,Заяц вон!»

 

«Эники – беники,Ели вареники,Эники,  беники,Ба!»

 

«Лынзы, двинзы,Тринзы, ланзы,Пяту, лату,Пыхтум, быхтум,Девять, штык».

 

«Янзы, дванзы,Три каланзы,Пята, сота,Ты красОта,Стебень, дубень,Маков крест».

 

«Эне-бене-рики-таки,Тюль — буль-буль – калики – шваки,Деу-деу-кишмадеу.Бац!»

 

«Эне-бене – рез,Финтер-финтер жес,Эни-бени – раба,Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

 

«Ази, двази,Тризи, ризи,Пята, лата,Шуби, руби,Дуби, крест».

 

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен.  В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

 

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами.  Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример  несколько  таких считалок.

 

«Раз, два – голова,Три, четыре – платье шили,Пять, шесть – хлеб – соль есть,Семь, восемь – сено косим,Девять, десять —  муку весить».

 

«Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела».

 

«Раз, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет.Пиф! Паф! Не попал!Серый зайчик ускакал!»

 

Интересная история этой считалки: история   считалки  про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были  написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

 

«Раз, два, три, четыре, пять,Вышли мышки погулять.Раз, два, три, четыре,Мышки дернули за гири.Вдруг раздался страшный звон.Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

 

«Раз, два, три, четыре,Пять, шесть, семь,Восемь, девять, десять.Выплывает белый месяц.Кто до месяца дойдет,Тот и прятаться пойдет».

 

«Раз, два – голова.Три, четыре – прицепили.Пять, шесть —  сено везть,Семь, восемь – сено косим.Девять, десять – деньги весить.Одиннадцать, двенадцать –На улице  бранятся, в избе ссорятся».

 

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

 

«Стакан, лимон-Выйди вон!»

 

«Под горою у рекиЖили гномы – старики.У них колокол висит,Позолоченный звенит:Диги-диги-диги-дон!Выходи скорее вон!»

 

«Аты-баты, шли солдаты.Аты-баты, на базар.Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар.Аты-баты, сколько стоит?Аты – баты, три рубля.Аты –баты, кто выходит?Аты – баты, это я».

 

«Конь ретивыйС длинной гривойСкачет-скачет по полям,Тут и там,Тут и там.Где проскачет он-Выходи из круга вон!»

 

«Яблочко катилось вокруг огорода.Кто его поймал, тот воевода стал.Слышал, вышел, вон повышел».

 

«Черепаха хвост поджалаИ  за зайцем побежала.Оказалась впереди –Кто не верит – выходи».

 

«Шла машина темным лесомЗа каким-то интересом.Инте-инте-интерес.Выходи на букву С.Буква С не подошла –Выходи на букву А.Буква А ушла в кино,Выходи на букву О.Буква О кончается –Игры начинаются».

 

Часто в считалках предлагается выбрать  из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится  до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сиделиЦарь, царевич, король, королевич,Сапожник, портной.Кто ты будешь такой?Говори поскорей,Не задерживай добрых и честных  людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

 

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,Сломал колесо на пороге,Сколько надо гвоздей?Не задумывайся, говори поскорей»

 

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,Пригласила восемь чаек:Приходите все на чай!Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем  от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число-  число 8 – тот выходит из круга.

 

А у Вас и Ваших детей есть любимые считалки?  Наверняка! Давайте поделимся в комментариях друг с другом, ведь в одной статье все любимые считалки не перескажешь.  А вместе соберем коллекцию из самых любимых!

Считалки есть, осталось выбрать игру, в которую будем играть на прогулке или дома. Вам поможет коллекция народных игр «Родной тропинки»:

Игры во дворе

Веселые старинные игры для детей и взрослых

Игры на свежем воздухе

Народные игры о птицах

Увлекательные игры о ветре

Мирилки

 

До новых встреч на «Родной тропинке»! И желаю всем увлекательных игр в последний месяц лета!А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

rodnaya-tropinka.ru


Смотрите также