Древний алтай. Подлинная история горного Алтая, с чего всё начиналось
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ирригационные системы древнего Алтая. Древний алтай


Как открывали Древний Алтай. Великая степь. Приношение тюрка [сборник]

Как открывали Древний Алтай

А тех уральских переселенцев, кто не терял связи с Алтаем, кто наведывался сюда, на свою древнюю Родину, наверное, потом назвали тюрками. Как и самих алтайцев. Хотя, может быть, это утверждение и спорно.

Когда гремела слава Аркаима, Синташта и других уральских городов, Алтай был в тени. Он ничем не выделялся. Слава скромно ждала его впереди.

Алтайцы тогда открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовились к выдающимся событиям, которые еще не начались здесь, но для которых были идеальные условия, созданные самой природой.

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. В поисках пастбищ для скота они преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шли они к своей славе, обживая Алтай.

Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой.

Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают всюду. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно, когда появилось.

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались по солнцу, научились читать карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках многое: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая, очевидно, названий не было. Ученые полагают, прежде все они назывались одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О других реках люди не знали, даже не догадывались о них.

Это старинное имя потом сохранили за самой главной рекой Алтая – Катунью. А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия. И это древнее имя осталось на века на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь.

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе с тюркского означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, тоже можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой. Специалистов здесь чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого очень глубоких знаний и по истории, и по географии, и по лингвистике, и по этнографии. Он должен знать буквально все.

Крупнейшим топонимом стал Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, совсем иными глазами теперь смотришь на географическую карту.

Например, всем хорошо известное название Енисей способно поведать немало. Топонимика раскрывает тайну звуков, скрытую в нем.

В верховьях этой реки, оказывается, были очень древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ – появились как раз здесь. Они назвали реку Анасу, что означает «мать-река»…

С рекой, вернее с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, только что родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – значит будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли тогда слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто.

Река Обь, «бабушка-река»

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – «Бай-кель». Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – Лена. Хотя прежде была – Илин, то есть «восточная».

Она была самой восточной рекой Древнего Алтая. В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха (Якутии) поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира, политические катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность сберегла их.

Древний Алтай как раз начинался от Бай-келя и Саха (Якутии), тянулся он далеко на запад до необозримой евразийской степи. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им и колыбелью, и отчим домом.

…Топонимика – наука удивительно точная. Есть китайские, арабские, персидские, греческие названия, которые тоже распознаются сразу. Иначе и быть не может. Ведь в них проявились древние традиции народа, потому что географическое имя, или название, всегда имело и имеет очень глубокий смысл!

У каждого народа, как выясняется, был целый ритуал дачи имен. Например, тюрки давали имена горам, но вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора вполне могла иметь два или даже три имени… Традиция, которая возникла явно не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И придумывали горам ложные имена (их-то и разрешалось произносить вслух). Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Но делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились.

Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы говорит само за себя. Правда, никто толком не помнит, как оно появилось, что означало, но местные жители произносят его исправно. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Что оно означало?.. Но злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

Восточный мавзолей. Булгар. XIV в. Идею шатрового стиля, в котором он построен, подарили аилы Древнего Алтая

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали «обо» – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях этих гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда по народным приметам слетаются души умерших предков, они и вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной…

А как гора становилась священной? Почему? Теперь, конечно, никто не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть, о ней и знают что-то старики, но молчат.

Самой известной всегда считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она Центр мира (Меру). Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины – Борус, Хан-Тенгри, Кайласа… Все они долго были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние тюрки. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта традиция тоже не забылась.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Подлинная история горного Алтая, с чего всё начиналось

Сегодня на Земле не так много таких великолепных мест, схожих с республикой Алтай. Это довольно таки огромная территория в масштабах страны, которая располагается в центральной части Азии, и соединяет территории 4-ех государств: РФ, Казахстан, Монголию и Китай. История горного Алтая насчитывает на своих страницах не мало веков, так что пересказывать ее всю не имеет смысла. Давайте рассмотрим самые интересные и значимые события в истории Горного Алтая.Алтай - обширная горная страна. Почти на полтысячи километров

Содержание:

На самом деле есть 2 Алтая в России!

Наверняка не все знают что в России, есть 2 Алтая: республика Алтай которая существует не так давно как отдельный субъект, но имеет весьма богатую личную историю и Алтайский край, который так же богат своей историей, памятниками природы и архитектуры. До распада СССР они являлись одним субъектом: Горно-Алтайская область, как автономия была занесена в состав Алтайского края. А сегодня каждый из этих субъектов живут по-своему.Горная страна Алтай

Но современных путешественников и туристические группы эти факты совсем не волнуют. Их манит к себе величие Большого, Горного Алтая – пока еще девственной страны не тронутой природы на самом конце территории России: высокие горы, чистейшие и суровые речки, изумрудные и бескрайние озера, местная уникальная самобытность и гордые, но добрые люди гор.

Что означает — «Алтай»?

С тюркского языка «Алтай» переводится как «Злотые горы». Вот именно они-то, прежде всего и притягивают к себе полчища туристов. Самой большой популярностью пользуются вершины на Северо-Чуйском хребте – Актру (4075) и Маашей (4173 м), в р-н Катунского хребта и, само собой, одна из самых высоких вершин на сибирских просторах – гора Белуха (высота которой равняется 4606 метров над уровнем моря).

Но для того чтобы увидеть или услышать воочию грохот и шум откалывающихся с крутых обрывов кусков породы или невообразимых лавин из каменных глыб, полюбоваться на то, как они отражаются в кристально чистых горных озерах, необходимо миновать многокилометровую тайгу, знойные степи, непролазные заросли из карликовых берез, неприступные каменные завалы и прочие природные преграды.

Неважно, с какой стороны подходить к горе Белухе, как только ее становится видно незамедлительно приходит буйство фантазии, на ряду с восхищением и трепетом где то глубоко в душе. Староверческие группы, которые живут в Уймонской долине, с горой Белухой связывают различные предания о Беловодье, своеобразной стране бесконечного счастья, стране в которой царит духовная свобода и справедливость.

Первые поселенцы Алтая

Алтай много лет тому назад стал местом селения первобытных людей, зарождения культуры кочевников, появления первозданного языка Тюркских народов. Тут, на Алтае, пролегал путь племён гуннов, полчищ джунгар, «тьмы» Чингисхана. В горном Алтае кануло в лету много азиатских государств — тюркских каганатов. Часть знаменитого великого шёлкового пути пролегала тут в средневековье. Свойственная ландшафту высокогорных степей деталь – необычные наскальные рисунки, большие каменные изваяния, многочисленные курганы.

Уникальными считаются Пазырыкские курганы — место упокоения в VI–III вв. до нашей эры племенных вождей Пазырыкской культуры. Но мировую сенсацию вызвали курганы, в которых вечная мерзлота, в них нашли забальзамированные людские тела, деревянные предметы, ткани, войлок и кожу. Много из таких курганов еще не раскопано, десятки находятся на плато Укок, там сегодня зона покоя. На алтайской равнине сейчас строительный бум.

Немного о развитии Горного Алтая

Там где раньше находились не невзрачные палаточные поселения, в наше время быстро развиваются современные дома, затем они меняются на более прочные дома, а те со временем, меняются на дворцы с со всеми видами услуг и развлечений. Горный Алтай 1907-1914гг

Все живописные горные вершины, красивейшие водопады и древние пещеры с годами осваиваются в должной мере и заводят себе новых хозяев. В свою очередь которые поддерживают там чистоту и порядок, а так же создают комфортные условия прибывания в этих местах.

Более всего развит данный туризм в окрестностях озера Ая и рек Катунь и Чемал. Но для серьёзных путешественников это всё семечки. Если вы хотите совершить новые открытия и получить незабываемые впечатления, то вам необходимо будет двигаться в тот горный Алтай, что начинается за рекой Катунь, так, как чистота и первобытность природы там попросту зашкаливает.

Продолжение следует!

Фото галерея странички

Документальный фильм о истории Горного Алтая

Понравилось это место на Алтае? - Расскажи о нем друзьям

altayer.ru

Рисунки Древнего Алтая. Великая степь. Приношение тюрка [сборник]

Рисунки Древнего Алтая

Древние тюрки были очень наблюдательны. Они не боялись природы, не прятались от нее – они стремились понять ее. Постепенно у них складывался свой мир, свои знания. Создавалась своя, очень уникальная, тюркская культура. К сожалению, пока о ней известно немного, ее почти не изучали ученые.

Древние наскальные рисунки и рунические надписи. I тыс. до н. э. Хакасия

Заглянуть в прошлое тюрков археологам помогли рисунки художников. Их тысячи. Они остались на скалах Алтайских гор с давних времен. Рисунки удивительны в первую очередь тем, что в них картины далекого прошлого – сцены жизни.

Конечно, далеко не каждый из современных людей поймет это искусство художников древности, осмыслит его. Здесь каждая черточка, каждый штрих и силуэт наполнены глубоким смыслом. Например, баран в древней тюркской культуре символизировал богатство, достаток. Лев – власть, черепаха – вечность, покой, конь – войну, мышь – урожай, а дракон – солнце, благополучие и счастье.

Всего один образ, а за ним стоит целая поэма, вызывавшая море чувств и размышлений… В рисунках художники раскрывали то, чем люди жили, о чем говорили, чего боялись, чему поклонялись. Словом, жизнь.

Вот чем ценно наскальное искусство – оно, как и язык, делало народ народом.

У древних тюрков это искусство зародилось три-четыре тысячи лет назад. Сама жизнь подсказывала художникам сюжеты, а они лишь запечатлевали их. Этим и интересны для науки рисунки: нужно только смотреть, и скалы оживут, сами начнут сообщать информацию из прошлого.

Для своих работ художники обычно выбирали скалы желтого или коричневатого цвета. Чем они приглянулись? Неизвестно. Но самые древние рисунки ученые нашли именно на таких разноцветных скалах. Причем изображения, как правило, располагались группами – в одном, другом, третьем месте на огромной скале. Видимо, в этом тоже был какой-то смысл, какая-то тайна.

«Рисовал» древний художник, разумеется, без кистей и красок. Он выбивал долотом на камне точки, одну за другой. Из этих точек получалась линия. Линия и передавала изображение, которое художник доверял времени.

Археологи, к своему немалому удивлению, заметили, что фигурки животных на каменных картинах часто размещались по пять или по десять штук. «Но это же счет по пальцам руки!» – воскликнули они. Значит, в глубокой древности тюрки умели считать?! А считали они, судя по всему, отменно.

На Древнем Алтае существовал календарь «животного цикла». Каждые двенадцать лет он начинался сначала. Предание об этом рассказывает так…

Один хан захотел узнать о войне, которая была когда-то. Но никто не назвал ее дату, потому что люди не умели считать время. Тогда хан приказал согнать всех известных животных к реке и столкнуть их в воду. Реку переплыли только двенадцать животных. Их именами и назвали годы календаря. Год Коровы, год Зайца, год Барса и другие. Хан утвердил для тюркского народа двенадцать месяцев в году и назвал двенадцать главных созвездий.

Удивительно. Этот двенадцатилетний календарь зависел от фаз движения Луны и Солнца… Он, как установили ученые, был составлен далеко не случайно, а после детальных математических и астрономических расчетов.

Не от алтайцев ли мы переняли двенадцать месяцев в году? И два раза по двенадцать часов в сутки?.. Один раз для дня, другой – для ночи.

Видимо, это так. Иначе чем объяснить, что в древнетюркских письменах ученые встречали, например, такие даты: «час Лошади дня Коровы пятого месяца года Барса». И, что любопытно, все понимали, когда случилось указанное событие… Выходит, у тюрков названиями животных определялись даже часы и дни? Как же все-таки интересно они видели свой мир.

Каждый год имел отличительные признаки, о них тоже знали все. В годы Зайца и Овцы, например, ждали несчастья и неурожая, а годы Барса, Собаки и Коровы, наоборот, сулили людям урожай и благополучие.

Наскальная руническая надпись. Такие надписи в изобилии встречаются на Древнем Алтае и по всему маршруту Великого переселения, в авангарде которого стояли тюрки

В древних рисунках Алтая пытливый исследователь может прочитать немало. Рисунки, например, поведали, как охотились алтайцы. С собаками. Это тоже не ускользнуло от внимания художника. На одной картине изображен мужчина, отправляющийся на охоту, за его спиной виден лук, на боку кожаный колчан со стрелами, а следом за ним бежит собака.

Раннее искусство тюрков необычайно и поразительно. Нет, не в художественных достоинствах его ценность – оно передает жизнь людей далекого прошлого! А это куда важнее. Передает такой, какой она виделась и была на самом деле. Даже силуэты зверей, рыб, птиц были не простой прихотью художника. Они были частицами духовной культуры народа.

Потом в настроениях художников наметились перемены. Они наступили примерно три тысячи лет назад или чуть позже. Звери как бы отошли на задний план, уступив место фигуркам людей.

Удивительно красивые лица смотрят из глубины веков. От них нельзя отвернуться, их нельзя забыть. Это же портреты наших прапрапра… бабушек и дедушек. Сто или даже двести поколений разделяют нас.

Примерно в то время появились на Алтае и первые скульптуры людей. И тоже в основном женщинам отдавали свои таланты древние ваятели. Они были еще не очень умелыми мастерами, их скульптуры приземисты, грубоваты. Но лица…

Какие же выразительные лица удавались им!.. Чуть скуластые, с неповторимым разрезом глаз. Глаза, похожие на молодую луну, отличали алтайцев. И вот что примечательно, именно такими глазами выделяются тюрки сегодня.

Судя по рисункам, древние алтайцы любили петь песни, водить хороводы. Они устраивали маскарады, очень зажигательно танцевали, взявшись за руки. И это их увлечение на века сохранили скалы.

Искусство народа – это его душа! Она не умирает и тогда, когда умер сам народ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Как открывали Древний Алтай - История тюрков (великие империи) - Мурад Аджи - rutlib5.com

Как открывали Древний Алтай

Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет расти в течение долгих столетий, охватит потом всю Евразию, докатится мощным валом до Европы и спустя многие века получит звучное имя – Великое переселение народов. Но пока алтайцы даже не подозревают о том грандиозном событии…

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. Дорог еще не было. В поисках лучших земель и пастбищ для скота люди преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шел к своей славе Алтай… Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой. Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают все, как что-то дикое, пугающее. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно и когда появилось.

 

Алтайские горы

 

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались в горной своей стране по солнцу, читали карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках все: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая названий не было. Их всех называли одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О существовании других рек люди не догадывались.

Потом, когда начали познавать окружающий мир, это старинное имя решили сохранить за главной рекой Алтая – Катунью. А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия. И эти древние имена остались на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь.

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой. Специалистов здесь мало, чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого глубоких знаний по истории, по географии, по лингвистике, по этнографии. Он должен знать буквально все.

 

Эдуард Макарович Мурзаев (1908–1998).

Выдающийся географ и топонимист, он «оживил» географическую карту. И карта заговорила на тюркском языке

 

Крупнейшим топонимистом был Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, иными глазами посмотришь на географическую карту. Например, всем известное название Енисей способно поведать о многом, топонимика помогла раскрыть тайну звуков, скрытую в нем. В верховьях этой реки, как оказалось, самые древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ! – появились как раз здесь. Они и назвали реку – Анасу (Енисей), что означало «мать-река»…

С рекой, вернее, с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто, когда знаешь.

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера – Байкал. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – Бай-кёль. Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – «Лена». Хотя прежде была – Илин, то есть «восточная». Самая восточная река Древнего Алтая.

В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира. Катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность и мороз сберегли их.

Древний Алтай начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад, по необозримой евразийской степи – к Атлантике. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им отчим домом, ее назвали Дешт-и-Кипчак. Степь кипчаков, или Великая степь.

…Топонимика – наука удивительная. Она проявила древние традиции тюркского народа, потому что географическое название – это не просто название. Оно всегда имело и имеет глубокий смысл! У каждого народа был свой ритуал дачи имен. Тюрки, давая имена горам, вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора могла иметь два или три имени… Традиция возникла не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И – придумывали горам ложные имена (их и разрешалось произносить вслух).

Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились. Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

 

Река Обь, «бабушка-река»

 

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы очень красноречиво. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Никто толком не помнит, как появилось имя, что означало, но местные жители произносят его исправно. И злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной, на которой каждая снежинка есть душа умершего.

Как гора становилась священной? Теперь никто и не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть. Говорят, что о ней знают старики, но они молчат… Самой известной считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она – Центр мира (Меру), мировая гора. Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины – Борус, Хан-Тенгри, Кайласа… Все они были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние алтайцы. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта давняя традиция тоже не забылась.

rutlib5.com

Ирригационные системы древнего Алтая - Алтай Туристский. Туристический портал

Подробности

Многие исследователи интересовались древними ирригационными системами Алтая и писали об этом так: «Было совершенной неожиданностью открытие близ старых могил огромных жерновов из гранита в. 78 см или до 5 четвертей в диаметре. Эти жернова имели даже следы железных жабок. Близ этих же мест по Чолушману, а затем по Чуе и Катуни, находятся остатки прежних каналов для орошения полей. Таким образом, все это указывает на существующую здесь весьма давно земледельческую культуру» [Н. М. Ядринцев, 1887, с. 240].

Алтайское название этих каналов «суак-калар» - канал для орошения полей останется.

«В этих местах (система реки Чолушмана и ее притока Чиланду) я встретил рвы, стенки которых были выложены камнем, это древние субак, по которым производилось искусственное орошение. Жители не помнят и не знают, когда и кем производились эти сооружения. Практикуя сами искуственное орошение, они выкапывают канавки гораздо меньшей величины и выкладыают их камнем» [А. В. Адрианов, 1888, с. 222].

«Особый интерес представляют древние ирригационные сооружения степи Тото и подножия Чуйских Альп и долины Б. и М. Ильгумена. Система каналов Тото стратиграфически датируется серединой 1 тысячелетия н. э.

Специальными ботаническими исследованиями было установлено, что степь Тото в древности распахивалась и засеивалась, а не орошалась, как теперь только для травы...

В ряде местностей Среднего и Южного Алтая: в степи Тото — Курайской долине, в долине р. Урсул - между р. Куротой и н. п. Шашикман, в долине р. М. Ильгумен — около н. п. Хабаровка и в долине р. Б. Ильгумен — около н. п. Купчеген, а весьма вероятно и в других местах Алтая,... сохранились остатки древних оросительных систем большей мощности, чем современная. Их магистральные каналы имеют иногда протяжение в десятки километров, преодолевая на своем пути скалистые выступы, которые проламывались для устройства ложа. Через выемки канал переводился по искусственным насыпям. Сложны водосборы и распределительная сеть... Когда строились эти каналы? Можно сказать уверенно — позднее эпохи Шибэ (начало н. э.)» [С. В. Киселев, 1951, с. 495, 513].

Молчанова О. Т. Топонимический Словарь Горного Алтая / Под редакцией к. ф. н. А. Т. Тыбыковой Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1979 С. 292-293

www.vtourisme.com

Кадын из Укока. Богиня древнего Алтая

На Алтае, неподалеку от границы с Китаем, ученые обнаружили захоронение таинственной Принцессы Алтая - женщины, которую при жизни почитали богиней...Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.В могильнике, открытие которого стало научной сенсацией, обнаружили мумию молодой женщины, на левом плече которой красуется сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Удивительную даму назвали Алтайской Принцессой.Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни кодной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба". Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей скифов. Уникальность захоронения еще и в том, что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.Облачение скифянки весьма необычно. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия. На сегодняшний день мумия хранится в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.В Горно-Алтайске в данный момент строится здание для хранения мумии. Это здание будет пристройкой к основному зданию национального музея и будет напоминать курган, откуда была извлечена мумия.В последнее время с ростом национального самосознания алтайского народа возникает желание удревнить его историю. В частности, найденные на территории современного проживания алтайцев древние захоронения объявить захоронениями своих предков. Не избежала этой участи и принцесса Укока, с точки зрения определенной части алтайского народа «принцессу Укок» следует вернуть на Алтай. Однако по этому поводу есть расхождения: одни считают, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.Лицо принцессы реконструировано по форме черепа.Ученые восстановили облик женщины, жившей более двух с половиной тысяч лет назад, мумию которой археологи обнаружили в горах Алтая в 1993 году. Специалисты московской лаборатории Герасимова по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру, которая находится в музее новосибирского Института археологии и этнографии рядом со своим прототипом. http://nmtr.livejournal.com/71618.html

ancient-ru.livejournal.com

Таинственный Алтай

Обряды шаманов, поклонение духам природы. Все это относит к стародавним временам. С трудом можно поверить, что такие места еще сохранились, тем более, что они могут существовать вблизи с крупными мегаполисами.

“Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край – обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю.

Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край”.

Так рассказывает легенда об образовании Алтая, что в переводе с древних тюрских языков означает “золото”.

Этот горный регион, являясь южной окраиной Сибири, расположен в самом центре Азиатского материка и одновременно граничит с Китаем, Монголией и Казахстаном. Он представляет собой огромные пространства первозданной, нетронутой цивилизацией дикой природы. Не смотря на близкое соседство с экономически развитыми другими российскими регионами, коренному алтайскому народу с его многовековой историей, мифологией и языком, удалось сохранить во всем многоцветии свою традиционную культуру, которая, согласно историческим данным, развивалась одновременно с культурой Древней Месопотамии и Египта.

Музыкальные инструменты, использующиеся в архаических жанрах фольклора, практически не испытали модернизации с момента их изобретения, а в национальных праздниках и играх во всем своем великолепии представлена та древняя архаика. У алтайцев каждая гора, долина, река имеют названия и связаны с увлекательными мифологическими сказаньями.Древняя алтайская мифология настолько сохранилась в сознании коренного населения, что любое природное явление, будь то дождь, снег или жаркий зной, связываются с “посланиями” свыше. Пообщавшись с представителями древних родов, сам начинаешь верить, что это действительно так.

События вокруг обнаружения в линзах вечной мерзлоты в высокогорной местности уникально сохранившейся мумии женщины, которую прозвали “алтайской принцессой”, и которой более 2,5 тысяч лет, служит ярким тому примером. Ее извлечение из земли и передачу в музей, местные жители связывают с произошедшим в 2003 году на Алтае разрушительным землетрясением, когда сила подземных толчков превышала 8 баллов по шкале Рихтера. Многие алтайцы убеждены, что археологи потревожили духов, тем самым вызывав их гнев.

Во многих местах Алтая сохранились такие вещи, которым на сегодняшний день нет объяснений. Ученые не скрывают, что в изучении истории и местности региона еще много белых пятен, ждущих первооткрывателей. Это, в частности, может касаться наскальных рисунков, на которых вместе с фигурами человека и животных также изображены непонятные существа. Бытует мнение, что это могли быть инопланетяне, с которыми местное население когда-то давно поддерживало контакт.

Интерес к Алтаю вот уже много десятилетий проявляют ученые различных направлений. Именно здесь была обнаружена древняя стоянка человека, относящаяся к пазырыкской культуре VI-III веков до нашей эры. Изучение многочисленных предметов быта, украшений, оружия доказало высокий уровень развития людей, населявших с глубокой древности эту территорию. Исследование позволило многое узнать о предках азиатских народов. После этого большой интерес к алтайским находкам был проявлен во всем мире, а в 1998 году плато Укок, где была обнаружена “алтайская принцесса”, было внесено в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Алтай скрывает в себе что-то таинственное, что с каждым годом притягивает все больше туристов. Здесь нет отелей и ресторанного обслуживания, а добраться в регион можно только на автомобиле. Все продукты цивилизации заменяет первозданность и красота нетронутой природы. Ослепительно белоснежные вершины испускающиеся с них мощные ледники; широкие, светлые долины и глубокие ущелья; бурлящие горные реки и ручьи с чистейшей водой; водопады и бирюзовые высокогорные озера; многоцветие альпийских лугов, светлые лиственничные леса и черневая тайга. Эти пейзажи чаруют взор какой-то необыкновенной силой.

Побывав здесь раз, обязательно вернешься снова. Спокойная непринужденная обстановка, царящая вокруг, передает дух кочевого алтайского народа, считающегося отзывчивым и гостеприимным. Однако увеличивающийся в регион с каждым годом поток туристов заставляет их изменять своим принципам. Если для одних местных жителей туристы стали основным средством заработка, то для других – головной болью. Многие алтайцы проявляют не совсем дружественные чувства, так как они против того, чтобы кто-то посещал места их поклонения духам и проведения обрядов. Старожилы опасаются, что туристы и ученые могут навлечь беду на алтайскую землю.

Согласно историческим данным, Алтай считается прародиной тюркских народов, и он сыграл большую объединительную роль в их истории. Именно здесь был образован первый Тюркский каганат – многонациональное государство, возникшее после падения в 552 году в Центральной Азии господства жужаней, населявших Восточную Монголию и Западную Маньчжураю. Многие ученые убеждены, что именно возникновение этого каганата оказало позитивное воздействие на последующем формировании государственности многих народов, рассеянных сейчас на громадном пространстве в Азии и Восточной Европе.

В середине 18 века алтайский народ, спасаясь от завоевания со стороны китайских и монгольских захватчиков, вошел в подданство Российской империи. Сегодня на Алтае проживает 204 тысячи человек, из которых только треть – коренные алтайцы, которые так же как много столетий назад остаются под руководством зайсанов (глав родов) и продолжают заниматься скотоводством, охотой и промыслами.

No related links found

tainy.net


Смотрите также