Рисунок человека в древнем египте. ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ Живопись и скульптура. Своеобразная манера изображения человека в Древнем Египте. Культ фараона в Древнем Египте
Урок в 7 классе на тему: "Изображение человека в Древнем Египте". Рисунок человека в древнем египте
"Изображение человека в Древнем Египте".
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В программе Б.М.Неменского на изучение темы «Изображение человека и образ человека» в 7 классе отводится 8 часов. Но еще в 5 классе учащиеся рисуют человека при изучении таких тем как «Народный праздничный костюм», «Искусство Древнего Египта», «Одежда «говорит» о человеке». На этих уроках постепенно я знакомлю своих учеников с правилами изображения человека. Поэтому, когда мы с ними в 7 классе изучаем правила изображения человека, они уже имеют первоначальную подготовку и легче усваивают материал, на который по программе отводится не очень много времени.
В 7 классе изучение блока «Изображение человека и образ человека» начинается с темы «Изображение фигуры человека в истории искусства». На эту тему отводится 2 часа. На этих уроках рассматривается изображение человека в культурах Древнего Востока, а именно: в Древнего Египта, Эгейское искусство, этруски, Древнеперсидский Персеполь. Первый час я отвожу на рассмотрение правил изображения человека в Древнем Египте. Здесь мы с учениками изучаем каноны изображения человека в Древнем Египте, рассматривает сохранившиеся фрески и рельефные изображения человека на стенах гробниц и храмов, скульптурные изображения и учимся видеть в этих изображениях прекрасное. А второй час - на изучение изображения человека в вазописи Древней Греции.
Сегодня мы с вами подробно познакомимся с ходом проведения урока по теме «Изображение фигуры человека в Древнем Египте». Урок можно разделить на две части. Это теоретическая часть, когда учащиеся слушают учителя и рассматривают при этом на экране соответствующий демонстрационный материал. Эта часть урока длится не более 15 минут. Вы знаете, что по санитарным нормам, вы не должны использовать демонстрацию материала на экране более 20 минут (в 7 классе), а в младших класса еще меньше должно отводиться на это времени. Вторая часть урока – это практическая работа учеников. Они делают зарисовки человека по правилам изображения его в Древнем Египте.
Художники Древнего Египта упрощенно изображали фигуру человека, но уже тогда существовали каноны, т.е. правила изображения человека. По этим правилам голова человека была повернута в профиль, туловище развернуто прямо на зрителя, ноги тоже повернуты в сторону. Голова являлась одной пятой частью туловища, ноги были широки расставлены. Это создавало иллюзию движения. Такое изображение человека было не совсем правильным, но оно хорошо передавало внешние данные человека, его костюм, говорило о его положении в обществе. Рельефные изображения на стенах гробниц и храмов донесли до нас рисунки, рассказывающие об образах знатных и бедных людей Древнего Египта. По этим рисункам можно представить, чем люди занимались в то время, что из одежды они носили. Так как климат Египта очень жаркий, то мужчины в основном носили набедренные повязки. Причем длина повязки зависела от положения человека в обществе. Чем выше положение человека, тем она длиннее. Фараоны носили самые длинные юбки из прозрачной и легкой ткани, а жрецы носили одежду из шкуры животных. Женщины носили длинное и узкое платье на лямках – клазирис. Женщины и мужчины носили парики, поэтому на изображениях людей необычно большие головы. Люди, занимающие высокое положение в обществе носили много украшений (серьги, браслеты, ожерелья). Одно из них - наплечье или ожерелье украшалось золотыми пластинами и драгоценными камнями. Большие размеры изображения человека на фресках говорили о его высоком положении в обществе. Половина того что я вам сейчас рассказала мы уже знали из уроков изобразительного искусства в 5 классе, когда изучали тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества». Хочу еще добавить, что при изображении человека в скульптуре у прямостоящего человека левая нога всегда выставлялась вперед, а левая рука сгибалась. Это, по мнению художников, создавало иллюзию движения. В сидячем положении изображались только люди высокого положения в обществе. (Рассказ сопровождается демонстрацией презентации.)
Теперь мы с вами приступим к практической работе. Посмотрите на доску. На доске я показываю, как быстрее и правильнее нарисовать человека. (приложение 1). Но такая демонстрация нужна только слабым ученикам. На каждой парте есть образцы изображения человека в Древнем Египте. Учащимся предлагается выбрать по желанию кого они будут рисовать: женщину или мужчину, крестьянина, фараона или воина. У моих учащихся всегда есть выбор. (приложение 2). Они также могут дома подготовить демонстрационный материал. (Тема урока им сообщается заранее.) Затем я рассказываю учащимся, как они должны раскрасить свою зарисовку. А именно, постараться подобрать цвет кожи (шоколадный), черный цвет волос, разноцветный воротник-ожерелье и клазирис и мужскую набедренную повязку (цвет по желанию ученика). Работа выполняется цветными карандашами.
Приложение к уроку. Рисунки.
infourok.ru
Изображение человека в древнем египте, боги египта, культ фараона в древнем египте, канон в искусстве древнего египта
Каноны, которых придерживались древнеегипетские художники, заметно отличаются от европейских канонов. Изображение человека в Древнем Египте было весьма своеобразным. Человеческие фигуры на стенных росписях и резных рельефах часто изображены в невероятно перекошенной позе: голова в профиль, при этом глаз в фас, плечи и руки в фас, торс в три четверти, шагающие ноги в профиль. Художник игнорировал реальность, чтобы представить каждую часть тела в наиболее выигрышном ракурсе. В то время как мускулистый торс был очевидным скульптурным признаком юности, дряблый живот писца символизировал не старость, но мудрость – таков основной канон в искусстве Древнего Египта. Фараоны, схватившие врагов за волосы и сокрушающие их палицей, в реальности редко приближались к полю боя, но художник должен был показать их власть над чужеземцами, дабы превознести фараона-царя. Не остались без внимания художников тех времен и боги Египта, чаще изображался бог Солнца. Сцены жертвоприношений показывают особые отношения фараонов с богами, которые могут в знак особого расположения поцеловать фараона. Эти ритуальные стереотипы призваны были укреплять культ фараона в Древнем Египте и разительно контрастировали с реалистическими изображениями повседневной жизни крестьян, мясников и пекарей. Реализм достиг особых высот при фараоне-реформаторе Эхнатоне, которого изображали с толстыми губами, пивным животиком и жирными ляжками.
Туры в Египет из Казани ? комфортный перелёт и великолепный отдых под теплым египетским солнцем.
Дата публикации: 08.12.2009
travelnetplanet.com
Constractio
Настенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной, основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе. Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной. В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же. С другой стороны, магические достоинства изображения и живописи в значительной степени зависели от качества росписи, и отсюда та тщательность, с которой они выполнены, притом, что качество графики имеет такое же важное значение, как и заключенное в их формах содержание. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения. Сочетание форм живописи и надписи являет собой совершенство. Графика придает силу до такой степени, что живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры. Это впечатление усиливается применением дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне.
Правила в изображении человеческой фигурыСамое главное при изображении фигуры человека - это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль. Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, - это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами. Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности. Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.
Стереотип молодости и красоты: иерархия символовИзображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Идеализация фигур прямо пропорциональна их социальному положению. Царь изображается с соответствующими его статусу атрибутами. Его тело воплощает вечную молодость. Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Так, например, чем выше социальный ранг, тем больше неподвижности. Речь не идет об условном портрете; то, что изображается, в действительности является социальной функцией персонажа, для чего необходимо также воспроизводить элементы, символизирующие его атрибуты. Изображаемые фигуры должны, таким образом, быть безошибочно узнаваемыми. Именно таким путем они превращаются в архетипы: фараона, писца, ремесленника и т.д. Поэтому изображение обобщается в нескольких типичных категориях, которые повторяются на протяжении всей истории египетского искусства. Ранг воспроизводимых фигур обусловливает масштаб, так что размер тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависят от важности персонажа и не имеют никакого отношения к пространственной глубине. На самом деле, речь идет об "иерархическом взгляде". Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным. Изображение животныхВ отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства. Понимание пространства и композицииВ египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, - в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.
Горизонтальные полосы и рисункиВ живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры. Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки. Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой. Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.
Символическое применение цветаВ египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме. Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом - за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья. В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи. Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах. Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь. Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса. Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам. Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни. Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет. Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах. В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.