История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок: история Класс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи. Цель и задачи урока. Занятие вельможи в древнем египте


Конспект урока по истории: "Жизнь египетского вельможи"

Жизнь египетского вельможи

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

          1. Организационный момент

          2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

1. Подготовка устного

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

  • Где находится Египет?

  • Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

  • Расскажи о некоторых из них.

  • Легким ли был труд ремесленников?

  • В каких условиях жили ремесленники?

  • Что такое налог?

Примерный ответ учащихся

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и зани­маться разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали раз­нообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледель­цев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

- Как жили египетские вельможи?

    1. Изучение новой темы План

      1. В усадьбе вельможи.

      2. Служебные обязанности вельможи.'

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1 и 2 § 8 на с. 40 Вигасина

        1. Беседа по прочитанному.

  • Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

  • В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

  • О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае - о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сооб­щается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

  1. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), при­чем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назна­чил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, орга­низуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и ус­мирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

  • Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

  • Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смот­рел за работой арендаторов царских земель, был судьей, ор­ганизовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

  • Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его бого­творит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех бо­гов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

  • Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди перво­бытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; под­готовить сообщение о вооружении египетского войска (1 че­ловек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снаб­дить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, ино­гда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

мира. М., 1989. С. 31.

Таблица заполняется обучающимися совместно с учителем.

Сначала можно предложить обучающимся самостоятельно назвать сравниваемые признаки. Если эта работа вызывает затруднение, то можно заполнить таблицу по следующему плану:

  1. Род занятий

  2. Жилище

  3. Пища

  4. Источники информации об образе жизни.

При недостатке времени на уроке. Эту работу можно задать школьникам на дом.

multiurok.ru

Жизнь египетского вельможи - История

Жизнь египетского вельможи

Проверка домашнего задания:

1. Вряд ли разумно надеть сразу два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно

было вызвано? С чьим именем связано объединение долины и дельты Нила в одном госу­дарстве и создание двойной короны Южного и Северного Египта? Сколько первоначально государств возникло на берегах Нила и в его дельте? Как образовалось единое Египетское государство? Когда приблизительно это произошло? Покажите на карте терри­торию Египетского царства и его древнюю столицу.

2. Вы помните, что земледелие было главным занятием егип­тян. Какие важнейшие полевые работы изображены на древнеегипетской росписи (рисунок, с. 36)? Какие не изображены? 3. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

4. Представьте себе, вы оказались в гостях у египтянина. Как выглядел его дом? Что вы увидели внутри дома? Чем были занял женщины? дети? Чем вас угощали?

План:

1. В усадьбе вельможи.

2. Служебные обязанности вельмож.

Новые понятия: вельможа,

Изучение нового материала:

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

Мы рассмотрели несколько росписей, созданных древнеегипетскими художниками. Эти росписи были обнаружены на стенах гробниц вельмож. Рассмотрите рисунок «Вход в гробницу вельможи...» (с. 58). Дело в том, что Приближенные фараона задолго до своей смерти приказывали строить для себя гробницы — большие и прочные дома, которые возводили прямо на поверхности земли или вырубали в скалах. Стены гробницы художники расписывали красочными картинами, на которых изображали природу Египта, полевые работы, охоту на зверей и птиц, военные отряды, сражения, прием иноземцев с дарами и многое другое. В гробницу после смерти вельможи ставили гроб с его телом. Египтяне верили, что все изображенное на стенах оживет и умерший будет любоваться привычными ему картинами жизни. Созданные египетскими мастерами и найден­ные в гробницах рисунки, рельефы, надписи являются источника­ми наших знаний о жизни простых египтян и царских вельмож в древнем Египте.

? Где находится «страна мертвых»?

В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это красиво звучащее слово означает всего-навсего «запад».

? Чем объяснить подобное название «страны мертвых», данное египтянами?

С каким повторяющимся каждый вечер явлением природы связана вера египтян в то, что «страна смерти» расположена на западе?» Одним из самых распространенных в Египте представлений о «стране мертвых» была вера в Аментис. На западе, скрываясь за скалами и горизонтом Ливийской пустыни, заходило («умирало») солнце... Поэтому Аментис («запад») рассматривался начиная с древнейших времен как «царство мертвых». Кладбища египетских городов, где в гробницах согласно верованиям обитали «ду­ши» умерших, располагались на западе, на кромке Ливийской пустыни.

2. В усадьбе вельможи.

Художник нашего времени, изучив древнеегипетские росписи, создал рисунок, на котором изображена усадьба египетского вельможи - рассмотрите рисунок с. 41. Вельможа жил в большом и красивом доме, построенном из сырцового кирпича. Рядом с домом находился пруд и фруктовый сад, где было много прохладных и тенистых уголков, спасавших от невыносимой жары. Утром вельможа принимал своих служащих — писцов, которые докладывали ему о том, как они выполнили данные им поручения. В это же время слуги приносили вельможе полотенце, таз и кувшин с водой для умывания. На одной из росписей рядом с умывальным прибором показано какое-то моющее средство, похожее на мыло.

Один слуга, присев на корточки, растирал душистым маслом ноги вельможи, другой массировал ему спину, третий приводил в порядок ногти на руках и ногах. Домашний парикмахер надевая на стриженую голову вельможи парик.

Если вельможа отправлялся на прогулку, он садился на носилки, которые несли много слуг. Следом за носилками тащили корзины с вкусной едой, опахала, мухобойки, чтобы отгонять назойливых мух. Вели на привязи любимых животных господина — собаку, обезьяну, ручную пантеру. Если богач шел пешком, за ним несли кресло, переносную кровать с навесом, дающим тень (а вдруг господин устанет).

Часто вельможа предпринимал поездку по Нилу для осмотра своих владений. При попутном ветре судно шло под парусами, я безветренную погоду слуги тянули его канатом с берега или гребли веслами. В пути богач развлекался ловлей рыбы или охотой на бегемотов.

Тем временем повара на кухне варили мясо в больших горшках, жарили бычьи ноги и насаженных на вертела гусей. За обедом вельможе и его жене подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и медом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, и поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения пальцев до и после еды. Во время пира танцовщицы и музыкантши услаждали богача танца­ми и игрой на арфе и флейте.

3. Служба вельмож.

Со служебными обязанностями вельмож мы ознакомимся путем громкого чтения (§ 8, п. 3).

Вернулся с войны военачальник фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Военачальник предан фараону, знатен и богат, но при виде владыки Египта у него от волнения подкашиваются ноги, он теряет дар речи, не понимая, жив он или мертв. Ни сидеть, ни даже стоять в присутствии фараона он не смеет. И хотя вельможа вернулся с победой, ни в чем не повинен, подойдя к трону, он встает на колени и падает лицом вниз. Он находится в такой позе, пока фараон не разрешит ему встать и говорить.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона... Он и вельмож считал своими слугами.

По ходу урока делаются записи в тетради:

Домашнее задание: § 8. Вопросы и задание к § 8.

1

multiurok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока и презентация на тему "Жизнь египетского вельможи" | скачать бесплатно

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2.  метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3.  предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад? 

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона? 

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. 

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет  состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы  к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.

Оцените друг друга.

4.РЕФЛЕКСИЯ

И на последок закончите предложения СЛАЙД 9

nsportal.ru

Жизнь египетского вельможи. Цель и задачи урока

Урок: история

Класс: 5

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Цель и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи:

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 - метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;

 - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

Оборудование: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе, тесты, учебные картины.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Ход урока Примечание
I. Организационный момент.

1. Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Египте. И отправимся в необычное путешествие на кораблях - времени.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

– скажите, что их объединяет? (жители Египта)

 – о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники)

 - о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа)

 - как назовём нашу тему урока?

 - как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи»)

Записываем в тетради : число, тема урока (записывают)

3. Создание проблемной ситуации

 - что вы хотели бы узнать вельможи (ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся)

4. Задача на урок:

 - Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников? Работать будем в парах.

 План нашего урока.

1. В усадьбе вельможи.

2. Служебные обязанности вельможи.

5. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

Рассказ учителя: о жизни вельмож мы узнаем из гробниц. Гробница - сооружение, куда помещали умершее тело (запись на доске)

Рассматривая 1 вопрос нашего плана, мы должны посмотреть на рисунок стр. 43. Перед вами лежат маршрутный лист, с ним будем работать на уроке. Надо вставить пропущенные слова. Подсказки под текстом.

Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………(каменную гробницу), стены которой украшали…. (надписями, рисунками). Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . (вельможа) приказывал изобразить в …. . (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Давайте сделаем вывод – о жизни вельможи мы узнаем из надписей в каменных гробницах. У них большие красивые дома, изобилие еды, разное развлечение.

Теперь работаем с учебником. Откроем п. 3 п. 7 и п. 2 п. 8 и сравним жизнь земледельца с жизнь вельможи и запишем в таблицу маршрутного листа.

Проверка задания.

Рассмотрим 2 вопрос плана и прочитать пункт 3 и 4 учебника стр. 44 - 45 п. 8.

Записать в маршрутным листе «Поручения» вельмож.

1. распределяли работу в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц;

2. вершили суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце;

3. следили за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона;

4. возглавляли военные походы в пограничную область;

5. «Носитель царских сандалий».

Идет проверка записей.

Какой вывод можно сделать о службе вельможи. - Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона. Но и вельможи считались слугами фараона, хотя и были на службе у фараона, но так же как и ремесленники были зависимы.

6. Рефлексия (итог урока).

8) Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

КАРТОЧКА №10

Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

* Где находится Египет?

* Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)

* Расскажи о некоторых из них.

* Легким ли был труд ремесленников?

* В каких условиях жили ремесленники?

* Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося по карточке №10:

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

Тест.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а) рельеф

б) оазис

в) шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус

б) древесину

в) хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

в) из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис

б)Фивы

в) Атон

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

Информация для учителя.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Исторический документ.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником, в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.

Вопросы по тексту документа.

  • Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).
  • Чем занимался вельможа по поручению царе Египта? {смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона...)
  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил...)
  • Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться...)
Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

moyamatem.ru

Урок в 5-м классе "Жизнь египетского вельможи"

Разделы: История и обществознание

Цели и задачи урока:

  1. Выяснить условия жизни знатных египтян.
  2. Определить отношение фараона к вельможам.
  3. Учить детей приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер;
  • раздаточный материал на карточках: дополнительное задание, сводная таблица.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Устный опрос «Да – Нет».

Учитель: Я утверждаю, что ...

  • Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)
  • Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)
  • Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)
  • Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)
  • Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)
  • Ремесленник носил много амулетов. (Да.)
  • Земледельцы платили налоги. (Да.)

3 этап. Изучение новой темы (попытка формулировки цели урока учащимися – уточнение цели учителем).

Цель: выяснение условий жизни знатных египтян.

Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)

Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

(Вопросы в тетради о жизни египтян.)

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
  • Чем занимались вельможи?
  • Как фараон относился к вельможам?

Каждый из вас будет работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы.

Открываем учебники §8 (с. 40).

Ребята находят ответы на поставленные вопросы и обсуждают в группе.

4 этап. Закрепление.

Цель: проверить усвоение учебного материала.

Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

5 этап. Итоги урока. Домашнее задание.

Цель: систематизация полученных знаний, повторение изученного материала.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Вопросы для сравнения Земледельцы Ремесленники Вельможи
В каких домах жили      
Чем питались      
Как одевались      
Чем занимались      
Как относился фараон      

Дополнительное задание (при наличии времени до конца урока обсудить в группе):

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это – обогащение...)

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Жизнь египетского вельможи

Больше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что их гробницы были украшены росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали.

Тема: Древний Восток

Урок: Жизнь египетского вельможи

Больше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни (рис. 1).

Роспись стен в гробнице египетского вельможи

Рис. 1. Роспись стен в гробнице египетского вельможи (Источник)

Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи (рис. 2).

Дом знатного вельможи

Рис. 2. Дом знатного вельможи (Источник)

Повседневная жизнь вельможи  сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии (рис. 3).

Египетский вельможа

Рис. 3. Египетский вельможа (Источник)

Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.

Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Страны мира (Источник).
  2. История одежды от древности и наших времён (Источник).
  3. E-reading-lib.org (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему о жизни вельмож мы знаем гораздо больше, чем о жизни простых египтян?
  2. Чем владели древнеегипетские  вельможи?
  3. От кого зависело благополучие вельмож?

 

 

mirror.vsibiri.info

Жизнь египетского вельможи. Презентация

Жизнь египетского вельможи. Презентация

Предыстория возникновения класса вельмож

В дельте Нила возникло первое в истории государство, которое было названо древними греками Египет. Древнеегипетское государство просуществовало более 4 тыс. лет, и естественно, за такой период изменялись общественные отношения между разными сословиями.В IV тыс. л. до н. э. приблизительно десять местных общин – номов, вели регулярные войны за лучшие территории для земледелия. В результате образовалось два государства Верхний и Нижний Египет. В конце IV тыс. до н. э. верхнеегипетский правитель Менез в результате войны объединил два региона в одно Древнегипетское государство и стал первым фараоном.На начальном этапе не было ярко выраженной классовости, во многом сохранялся общинный строй, продолжались междоусобные войны.Во времена Древнего царства (прибл. 2780-2220 гг до н. э.) фараон III династии Джосер монополизировал власть. Фараон стал не только владельцем всех земель, но и верховным военнокомандующим и законодателем. Для управления страной ему требовались помощники. Так начал образовываться аппарат центральной власти – класс государственных служащих, придворных людей, вельмож. Это стал высший класс древнеегипетского общества. В начале вельможами становились только родственники фараона, но потом этот титул стал передаваться по наследству независимо от правящей династии.

Профессии вельмож

Жрецы и военные какое бы ни занимали высокое положения к высшему классу общества не относились. Вельможами становились только государственные чиновники. Среди них была своя иерархия.Второй человек по значимости в стране – главный советник фараона – визирь. В обязанности визиря входило управление государственной казной и строительными проектами, в т. ч. и пирамидами. Он также был верховным судьей.Помимо придворных людей в классу вельмож относились правители административных регионов – номов. Номархи имели так же как фараон неограниченную власть, но только в пределах нома. Во многом от них зависело процветание страны. Правители номов помимо хозяйственных и судебных дел, обязаны были осуществлять сбор налогов и набор в армию. Хоть они и были слугами фараона, были периоды, когда номархи обладали таким могуществом, что не обращали внимания на центральную власть. В разные периоды территория Древнего Египта состояла из 36-42 номов. То есть количество египетской знати в отношении к низшим слоям была незначительной.

Образ жизни вельмож

Захоронения. Однако о жизни египетских вельмож мы знаем куда больше, чем о жизни обычных жителей. Связано это с традицией захоронения высших особ. В отличие от остальных, их хоронили не в пустыне, а мумифицировали в каменных саркофагах. Процесс мумификации длился до 70 дней. Чтобы сохранить тело, из него вынимались внутренние органы. Потом тело оборачивалось бинтами пропитанными специальной солью. По сохранившимся до наших дней мумиям, ученые восстановили как выглядел древнеегипетская власть. Также было принято изображать имущество умершего на его гробнице. Египтяне верили, что если на гробнице изобразить все чем обладал покойник: дома, слуги, титулы, – это перейдет с ним в царство мертвых. По этим изображениям и барельефам историки восстановили образ жизни вельмож.

Дома. Во всем вельможи пытались наследовать фараона. Их жилища мало чем уступали царским. Жила египетская знать в огромных домах из кирпича-сырца, в которых было по 40-50 комнат. В центре двора был фруктовый сад. В дальнем конце участка было хозяйство: коровы, гуси, амбар для пшеницы. Понятно, чтобы ухаживать за таким хозяйством ему требовалось много слуг. Они жили в маленьких одноэтажных домиках. Устройство владений вельмож было рассчитано так, чтобы все необходимое для их жизни производилось в их же имениях. Поэтому среди их слуг были ювелиры, плотники, гончары и др.Еда. Питание знати также в корне отличалось от людей среднего и низшего классов. Блюда состояли из мяса домашнего скота и дичи. Рыбу почти не ели. Тогда ловля рыбы было опасным занятием, потому что в Ниле было много крокодилов. Обычные же египтяне по преймуществу были вегетарианцами. Среди фруктов особенно ценились дыня и финики. Самым популярным напитком было пиво.Одежда. Египетские вельможи внешним видом всячески демонстрировали свое высокое происхождение. Облачались в белое, за что именовались “класс белых юбок“. Так же украшения из золота был обязательный атрибут. Носили босоножки, хоть чаще по городу передвигались на носилках.

Распорядок дня. Утро начиналось с омовения. Далее – уход за волосами. Для этого ежедневного и очень важного процесса во дворце служило несколько парикмахеров. Прическа для египтян была своего рода статусной вещью. Длинные волосы и узкая продолговатая борода были признаками власти. Чаще, из-за жары вместо собственных волос носили парики, а бороды были накладными. На волосы выливалось столько парфюма, что передвигаясь по жарким улицам, аромат распространялся на несколько метров. Любимым времяпрепровождением вельмож была охота и пиры. Именно им и была предоставлена вторая половина дня.

Скачать. Жизнь египетского вельможи. Презентация

www.istmira.com