Философия и наука древней греции. Развитие философской и научной мысли в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия и наука античности (стр. 1 из 2). Философия и наука древней греции


Древнегреческая наука и философия - Textb.net

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

Древнегреческая наука и философия

  Наука сама по себе не является феноменом культуры. Но она связана и с цивилизацией и с культурой теснейшим образом. Во-первых, цивилизация немыслима без познания, а прогресс ее без научного познания. Во-вторых, культура: ее уровень, характер, функционирование, - зависит от степени и характера развития познания. Тем более в условиях, в которых это знание еще во многом целостно, когда еще нет развитой специализации наук и ученых, когда ученый, философ, естествоиспытатель, гуманитарий - это одно лицо. В античности это именно так. Наука в это время философична, а философия практична, хотя бы в намерении. И философия существует в качестве любви к мудрости (филео - люблю; софия - мудрость).  Для античной науки и философии характерны, с одной стороны, утилитарность (практичность), тяготение к рационализованности знания. Недаром выше всего ценилась математика, а в пределах математики - геометрия. Но, с другой стороны, античная наука - еще мифологична, ей свойственны образность мышления и выражения мысли, проблемность в рассмотрении мира и человека, целостность постановок проблем. Древнегреческие мудрецы, познавая окружающий мир, размышляя о нем и о жизни человека, уже задают философские вопросы: что значит знать? Что есть истина? Что есть благо? И, в конечном счете, так или иначе ставят проблему: как жить человеку в этом мире? Античной философии свойствен широкий и глубокий подход к миру с попытками объять все мироздание в целом и систематизировать все знание.  Древние греки очень высоко ценили разум, знание, мудрость и презирали невежество. В греческий период античность породила колоссальное количество ученых, мыслителей, развивавших разнообразные направления в познании и применении знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Эвклид, Сократ, Платон и т. д. и т. п.). В Древней Греции возникло множество философских школ. Свобода размышления была почти ничем не стеснена. Гениальные догадки, правда, соседствовали с нелепыми представлениями. Скажем, разрабатывавший учение об атомах, философ Демокрит, считал, что магнит притягивает потому, что имеет душу.  Древнегреческая наука была и “инструментом” цивилизации, и ее следствием. И в гораздо большей мере, чем где-либо, в Древней Греции наука, философия, мудрость были в то же время явлениями развивающейся культуры. Применительно к древневосточным цивилизациям то же самое можно сказать о религиозно-философских учениях, таких как буддизм. Но в древнегреческой мудрости религиозно-мистическое содержание вытеснялось разумно-логическим. Обожествленным оказался именно разум. Человечность человека связывалась с ним. При этом разумность еще не могла быть и не была сухой рациональностью, а практичность - узкой функциональностью. Разум древних греков поэтичен. Но это разум, поэтичность его не безмерна. Стремление к мере, вообще во всем, - пронизывает мировоззрение древнегреческих мыслителей. Разумный мир - это мир меры, гармонии частей, частей и целого. Разумная жизнь - гармонизированная по высшей мере, устроенная, упорядоченная. Важно, чтобы жизнь строилась не в соответствии с, как угодно увиденной, природой вещей, а исходя из того, как человеческий разум (человеческая природа), человеческий дух постигли действенную природу сущего. В. Л. Круглов недаром замечает, что для греков: “Логос - размеренность, упорядоченность, гармоничность течения жизни, - выше, совершеннее стихии проявления алогического, случайного, спонтанного” [4]. Античная рациональность, разумность не только объясняла мир и жизнь, но поддерживала стабильность жизни не на основе соблюдения ритуалов, традиций, “естественного” порядка вещей и отношений, а на основе признания разумности и нравственности порядка, гармонии, и неразумности, безнравственности хаоса, анархии, дисгармонии.  Именно исходя из так трактуемой разумности древнегреческая философия в качестве одной из высших ценностей выдвигает добродетель, нравственность в отношениях людей друг к другу, в поведении человека разумного.

textb.net

Культура и философия Древней Греции

Культура и философия Древней Греции

Культура и философия Древней Греции

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры  и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не  знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей  является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

   Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

   Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.

   Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

   Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.

   Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

П. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

Ш. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

IV. -  I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.                                  

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического  мышление.  Возникновение  философии  связано  с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

diplomba.ru

Развитие философской и научной мысли в Древней Греции

Исключительным по своей ценности достижением греческой культуры явилась философия. Ее возникновение означало качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества. Поиск причин всего происходящего в самом мире, а не вне его, проблемный подход – вот то, что существенно отличает философское понимание мира от религиозно­мифологического.

Самая ранняя форма философской науки – натурфилософия, главным объектом изучения которой была природа. Первые философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (представители ионийской школы, возникшей в Милете в 6 веке до н.э.) – пытались ответить на вопрос, что является неизменной первоосновой всего сущего, из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Их искания на рубеже архаической и классической эпох продолжил Гераклит, который первый пришел к мысли о диалектическом развитии мира. По Гераклиту, жизнь природы это непрерывный процесс движения («всё течет»). Первовеществом природы он считал огонь, наиболее способный к изменению.

Все античные философы, начиная с Фалеса, наряду с философскими вопросами занимались изучением астрономических, математических, географических проблем. Сильное воздействие на развитие различных научных дисциплин оказали Пифагор и пифагорейцы (основанное Пифагором религиозно-философское братство). Основой всего сущего пифагорейцы считали числа и числовые отношения.

В 5 – 4 веках до н.э. философия отходит от проблем изучения при­роды. На первый план выдвигаются идеи, связанные с человеческим соз­нанием, политикой, этикой. Первыми, кто осознал необходимость их по­становки, были софисты.

Возникновение софистики связано с развитием рабовладельческой демократии в середине 5 века до н.э., когда обсуждение политических вопросов проходило перед лицом тысяч граждан, и умение говорить красноречиво являлось необходимым условием для участия в любой политической деятельности. По всей Греции стали разъезжать странствующие лекторы, которые брались за плату обучить ораторскому мастерству любого. Их и стали называть софистами, «учителями мудрос­ти».

Софисты утверждали, что увлекательной речью можно одинаково успешно доказывать вещи прямо противоположные. Таким образом, они отрицали всеобщую и объективную истину. Виднейшим софистом был Протагор, много писавший по вопросам государственного устройства, риторике, этике, грамматике.

Принципиальным противником софистики был Сократ. Метод его философствования заключался в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию. Известный тезис Сократа – «истина рождается в споре».

Создание классических систем античной философии связано с име­нами величайших мыслителей древности – Демокрита, Платона, Аристотеля.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из движущихся атомов, ко­торые воздействуют на все жизненные процессы.

Главным идейным противником Демокрита был Платон, ученик Сократа. Если Демокрит различные жизненные явления объяснял материалисти­чески1, то Платон был крупнейшим представителем философского идеа­лизма. Основой его учения стало представление об «идеях», неких прообразах вещей, вечных и неизменных. Все предметы реального мира являются лишь слабым отражением этих идей.

Платон был великим политическим мыслителем. Он попытался сформулировать важнейшие принципы организации «идеального» общественного строя (в частности, предлагал уничтожить частную собственность). Платон основал в Афинах собственную школу, Академию, где занимались, главным образом, математикой. Платоновская Академия была прообразом европейского университета, высшей школы с регулярным обучением.

В Академии Платона получил образование Аристотель, наиболее универсальный ученый древности. Он изучал почти все проблемы развития природы и общества, и сумел свести всю массу знаний в единую научно­философскую систему. Начав свою деятельность как ученик Платона, Аристотель позднее порывает с ним, стремясь преодолеть идеализм сво­его учителя.

Аристотель создал в Афинах собственную школу – Ликей.

В 5 веке до н.э. из натурфилософии выделяются отдельные науки. Так, например, в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, которая становится предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направ­лению. Среди крупнейших ученых выделяется фигура Евдокса Книдского, открывшего в математике теорию пропорций и ставшего создателем теоре­тической астрономии (он пытался представить движение небесных тел в виде системы вращающихся сфер, высчитал примерный объем Земли).

Появились профессиональные потомственные врачи, разработавшие первые научные принципы медицины. Наиболее значительным вра­чом античности был Гиппократ, который стал по-новому объяснять причи­ны болезней, ставя их в зависимость не от божественной воли, а от условий человеческого существования.

Если Гиппократа называли «отцом медицины», то почетное имя «отца истории» завоевал Геродот. Своим объемным трудом «История», где прослеживаются судьбы народов, втянутых в греко-персидские войны, Геродот положил начало греческой историографии. Кульминации же своей греческая историография достигла у Фукидида, написавшего «Историю Пелопоннесской войны». Он принимал в этой войне самое непос­редственное участие как военачальник, и в своем труде постарался рас­крыть причинные связи исторических событий.

Фукидид не завершил свою «Историю». Последние годы Пелопоннесской войны описаны уже Ксенофонтом Афинским, последователем Фукидида.

musike.ru

Философия и наука античности

Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э.. Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной. Из этого утверждения родилась наука.

Выделяют ряд периодов в развитии греческой науки.

Отметим только некоторые характерные для греческой науки черты. Это наука - о целом, о мире, следовательно, о Космосе (на всем своем протяжении). На начальном этапе своего развития тесно переплетается с мифологией (и остается на всем своем протяжении мифологичной), начинается отрицанием антропоморфичности мифологической картины мира.

Вместо наполненного богами, демонами, героями физического Космоса появляется тоже одушевленное тело, но управляемое не родовым коллективом, а абстрактными законами природы. Мифология превращается в гилозоизм (философское направление, рассматривающее материю с самого начала как живую, одушевленную). Абстрактные законы - это числа, мера, ритм, гармония, которым подчиняются составляющие космическое тело стихии.

Представителей космогонического направления называли иначе физиками, так как предметом их размышлений был «физис». У досократиков «физис» - это божественное начало бытия и жизни всех вещей, происхождение, суть вещи.

В Александрии расцвет науки приходится на III столетие. Именно тогда был заложен фундамент математического естествознания. То, что было создано в этом веке и немного позднее Эвклидом, Аристархом, Архимедом, Аполлонием из Перги, стало основой для европейской науки.

Особенностью научных работ александрийской школы было то, что они, не слишком продвинув вперед классические греческие дисциплины (геометрия, геометрическая алгебра, теоретическая и наблюдательная астрономия), наметили ряд новых путей, получивших развитие уже в XVI - XVIII вв., причем стимулирующую роль в этом процессе сыграло воздействие вавилонской науки, существенно отличавшейся от греческой как по задачам, так и по методам. В области астрономии это означало усвоение богатейшего наблюдательного материала, накопленного вавилонскими звездочетами на протяжении нескольких столетий.

Взгляды Платона сформировали основы науки и развитие всех ее направлений.Основные взгляды Платона: Космос - зрим, осязаем, телесен, т.е. является вещью, то как всякая вещь, он имеет начало, порожден. Демиург, творец Вселенной, - благ, Космос - прекрасен, следовательно, сделан по вечному и неизменному образцу.

Космос самодостаточен, поэтому имеет форму сферы. При его создании использован весь строительный материал, вне его ничего нет.

Космос - живое существо, наделенное душой и умом, так как прекрасно только то творение, которому присущ ум, а ум не может обитать отдельно от души.

Структура целого Космоса определяется двумя рядами чисел: 1, 3, 9, 27 и 2, 4, 8, т.е. рядом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. При этом нечетные числа являются выражением определенного и устойчивого в бытии Космоса, а четные - неопределенного, текучего, изменчивого.

Земля располагается в центре Космоса, 1 - сфера Луны, 2 - сфера Солнца, 3 - сфера Венеры, 4 - сфера Меркурия, 8 - сфера Марса, 9 - сфера Юпитера, 27 - сфера Сатурна, последняя сфера - звездная. Время возникло вместе с небом. Звезды и планеты, вращаясь с разной скоростью, участвуют в устроении времени. Вращение задается осью мира, проходящей через Землю. Таким образом, время не является чем-то однородным для Космоса. Пространство Космоса по разному напряжено, поэтому оно звучит. Каждой из сфер свойствен свой звук; в целом получается октава. Отсюда выражение - «музыка сфер».

Космос сотворен из стихий - земли, воздуха, воды и огня. Образование стихий из материи, которую Платон называет восприемницей, кормилицей, возможно потому, что хотя материя сама по себе чужда каких-либо форм, но может принимать любую форму. Находясь в неуравновешенном состоянии, она сотрясается заключенными в ней силами, дробится, движется. Это приводит к обособлению стихий. Демиург упорядочивает их с помощью образов и чисел, придает элементам стихий форму фигур: элементу земли - форму куба, воды - икосаэдра, воздуха - октаэдра, огня - тетраэдра. Элементы взаимопревращаемы, имеют различные размеры.

Неоднородность - причина движения. В результате круговращения Вселенной все сжимается, нет ни одной пустой части пространства; меньшие тела втискиваются в промежутки между большими и т.д. Имеет место беспрестанное воспроизведение неоднородностей. Отсюда - вечное движение тел.

Аристотель - самый талантливый ученик Платона. Он более прозаичен, чем его учитель: изгоняет из философии мифологические образы, неоднозначность понятий. Создает «чистую» науку без примеси абстрактной философии.

Чтобы понять Аристотелеву космологию, необходимо иметь представление о его учении о вещи как о целостном организме (ведь Космос - тоже вещь). Оно основывается на положении о четырех причинах (принципах) вещи - 1) формальной (эйдетической), 2) мате- риальной, 3) движущей, 4) целевой.

Первые две причины - это форма (эйдос) и материя, образующие все вещи. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи ( форма, эйдосы ) вещей. Вещь - результат соединения эйдоса с материей. Но материя есть только возможность осуществления эйдоса. Она несет в себе случайность его осуществления: эйдос может осуществляться целиком, и материя тогда станет принципом вещественной красоты; но он может осуществиться и частично, противоречиво и даже уродливо, тогда материя станет принципом вещественного безобразия.

Материя и форма - достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Данный человек, например, с этой точки зрения, есть его материя (кости, мясо) и форма (душа). Если рассматривать его с точки зрения становления, движения, то надо выяснить, как он появился и почему и как развивается, поэтому необходимо еще две причины - движущая (т.е. родители) и целевая (т.е. цель, в направлении которой человек развивается).

При построении своего Космоса Аристотель исходит, как и вся античность, из реальной картины звездного неба.

Целостное осуществление всех мировых эйдосов - это прекрасный Космос, который и вполне материален, так как мы воспринимаем его с помощью органов чувств, и вполне идеален, так как в нем идея воплотилась целиком. Но по Аристотелю только космические сферы выше Луны являются эйдетически полноценными. А то, что совершается в подлунной сфере - всегда частично и несовершенно.

Все движется. Все стремится к тому, чтобы выразить самое себя (4 принцип). Совершенное движение такое, которое приводит вещь к самой себе. Следовательно, совершенное и идеальное движение - круговое.

Вещи состоят из разных элементов, переходящих один в другой. Но должен быть такой элемент, который или не переходит во всякий другой, или при своем переходе остается самим собой. Этот элемент должен быть везде и все охватывать. Этот элемент - эфир. Он движется с максимальной - бесконечной - скоростью, так что оказывается сразу везде, поэтому, в конце концов, покоится.

Видимое нами небо как раз и состоит из такого эфира.

Небо движется. Оно охватывает собой все, кроме него нет никого и нечего. Следовательно, небо движется само по себе. Но то, что движется без принуждения извне, - живое. Значит, небо живое. Оно максимальный предел жизненности вообще. Всякое движение на Земле, всегда ограниченное и несовершенное, является только частным подобием вечной жизни неба. Эта последняя, поэтому, и есть причина всех движений вообще внутри Космоса.

Всякое живое тело содержит в себе причину своего движения. Следовательно, все живое так или иначе целесообразно. Следовательно, жизнь представляет ту или иную степень упорядоченности, целенаправленности, совершенства.

Александр Великий умер в 323 г. до н.э. Начинается распад созданной им империи и медленное, но неуклонное угасание греческой цивилизации. На историческую арену выходит другой город - государство - Рим. Ему суждено было определить судьбу европейского континента.

Создав сильнейшую в мире армию, прекрасную административную систему для огромной империи, заложив основы строгой правовой науки, они не доказали ни одной математической теоремы, ибо в такого рода деятельности не усматривали для себя ни малейшей нужды. Игнорируя теоретическую науку, римляне живо интересовались прикладными вопросами - сельское хозяйство, строительство, военное дело, а также юриструденция.

Философия, в отличие от науки, все же привлекала к себе внимание. Примером может служить поэма Тита Лукреция Кара (ок. 96-55 до н.э. ) «О природе вещей». Эта поэма является талантливым изложением воззрений Эпикура, к которым сам Лукреций не добавил ничего принципиально нового. Атомистическая теория Левкиппа, Демокрита и Эпикура через труды последнего дошла до Лукреция. Принципы эпикурейской атомистики изложены и разработаны у Лукреция весьма подробно, и к тому же дополнены анализом движения атомов, где Лукреций высказывает идеи, до сих пор вызывающие изумление физиков и позволяющие говорить о предвосхищении таких вещей, как молекулярная теория агрегатных состояний, броуновское движение и т.д.

mirznanii.com