Обычаи и верования древних славян. Верования и обычаи древних славян
Обычаи и верования вера древних славян
Обычаи и вера древних славян
Жизнь славян сильно зависела от природы: пойдут не вовремя дожди или начнется засуха — пропадет урожай. Солнце, ветер, гроза, лес — все представлялось древнему славянину одушевленным.Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра — Стрибогом, бог грозы— Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву. В нашей речи остались следы этих старинных обычаев. «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи», — приговаривают иногда во время дождя. Это —древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.В верованиях славян ярко отразились их занятия земледелием. В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни:
Весна, весна красная,Приди, весна, с радостью,С великою милостью, С корнем глубоким, С хлебом обильным.
В верованиях славян отразились и их занятия скотоводством. Одного из богов они считали богом скота. Они называли его Велес.Славяне думали, что после смерти люди переселяются в какой-то другой мир и там продолжают жить. Они почитали умерших предков-родоначальников. Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас дети в играх говорят: «Чур, меня!» Это значило в древности «храни меня, предок».Умершим князьям и дружинникам устраивали торжественные похороны. И сейчас еще возвышаются курганы, насыпанные над их могилами. Много таких курганов недалеко от Смоленска. Княжеские курганы достигают 10 м в высоту и 100 м в окружности. Археологи раскопали и исследовали многие сотни курганов и постепенно восстановили детали быта и верований славян.
Умершего князя одевали в боевые доспехи, рядом клали оружие, предметы домашней утвари, съестные припасы. Тут же убивали жену князя или его рабыню, нескольких лошадей. Все это покрывали хворостом, жердями, бревнами, а потом поджигали. Когда костер догорал, над пепелищем насыпали высокий курган и устраивали тризну — военные игры, состязания вокруг кургана в честь умершего.Найдены могильники и бедных людей. Они невысоки, в них нет богатого оружия, украшений, скелетов рабов или слуг. Лишь несколько самых необходимых орудий труда и предметов домашнего обихода клали родичи в могилу умершего.Так раскопки древних могильников позволили археологам установить не только погребальные обряды славян, но и увидеть начальные этапы возникновения у них имущественного неравенства.Много вреда приносили языческие верования людям: вселяли в них суеверный страх перед силами природы, подчиняли невежественным гадателям — волхвам и колдунам, требовали жертвоприношений, во время которых не только резали скот, но и убивали людей.
Вот таковы были Обычаи и вера древних славян.
Читать дальше
antonioracter.narod.ru
Верования и обычаи древних славян — реферат
Национальный исследовательский университет
«Московский энергетический институт»
Кафедра истории и культурологии
Институт радиоэлектроники
Тема
«Верования и обычаи древних славян»
Творческое задание (Реферат)
По учебной дисциплине «История»
Выполнила:
Студентка группы ЭР-02-13
Кузьмина А. К.
Проверил:
Доцент Кровяков Е. А.
Москва, 2013 Содержание
Введение
Тема моего реферата актуальна и в сегодняшние дни. Для того чтобы разобраться в обычаях, культуре и вере своего народа, необходимо изучить их еще во время зарождения своего народа. Объектом исследования являются обычаи, нравы и вера. Предметом исследования выступают древние славяне. Цель работы – исследование, анализ, обобщение знаний об обычаях древних славян, их нравах и верованиях.
История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Самое первое (и практически единственное вплоть до конца IX века) сообщение о славянских верованиях относится к VI веку, принадлежит Прокопию Кесарийскому и отражает религиозные представления и культы южных славян. Наряду с поклонением рекам и нимфам, Прокопий отмечает почитание славянами верховного и единственного бога творца молний, в котором легко узнается славянский Перун. Однако в литературе существовало несколько трактовок этого текста. Арабское Анонимное сообщение конца IX века, известное по переложениям Ибн Русте и Аль Гардизи, подтверждает факт поклонения славян небесному богу, что, очевидно, совпадает со сведениями Прокопия и, вместе с тем, отражает именно архаический характер религии древних славян, основанной на поклонении единому небесному божеству, то есть прототеизм. Древнерусские Слова и Поучения против язычников дают сведения об иной стороне славянского язычества – полидоксии, то есть о поклонении многочисленным существам низшего порядка по отношению к богам. Летописи отражают высшие формы религии. Они, однако, касаются многобожия, то есть более поздней, чем прототеизм, стадии развития религии.
Религия славян
Языческая религия славян не является цельным, гармоничным образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.
Близ Киева стоит город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершается поклонение Роду, Триглаву и другим богам, приносятся жертвы, и Верховный волхв Роденя имеет в некотором смысле больше власти, чем любой из славянских князей.
Третий пласт - верховное божество. Оно у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом. Во избежание путаницы мы будем именовать лики Триглава так, как их звали восточные славяне, так как западные звали их несколько иначе.
Боги
Сварог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще.
Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет, с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Покровитель земледельцев.
Перун - Бог грозы, Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.
Несколько наособицу от Триглава стоит Велес. Он - земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее "определенное" существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.
Женские божества в иерархию не укладывались. Наиболее почитаемыми богинями были Макошь, богиня судьбы и достатка ("кошта"). Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам.
Семаргл - крылатая собака, хранитель посевов, вестник богов.
Вилы, русалки - обнаженные девушки, живущие на ветвях деревьев или же вблизи рек. Хранители природы, подательницы теплых дождей.
Берегини - то же самое, но в одетом виде, жили в реках, иногда следовали за людьми. Занятие в комментариях не нуждается.
Домовой, банник, овинник, полевик и т.д. - в комментариях не нуждаются.
Кикимора - жена домового.
Леший, лисунка (лешачиха), водяной - в комментариях не нуждаются. Весь вышеописанный народ носил ту же одежду, что и люди, но наизнанку, левая пола поверх правой. Часто не имели бровей.
Баба Яга - хранитель границы в мир мертвых.
Кстати, о границе. В древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. Любой рубеж в судьбе мыслился как смерть в старом качестве и рождение в новом. К примеру, инициация была смертью ребенка и рождением взрослого. Так что к Яге имеет смысл относиться, как к существу, способному провести вас туда и обратно. Или только туда.
Ко всем божествам и духам помельче славянин относился примерно так же, как и к людям. Триглав воспринимался чуть выше князя по человеческой иерархии, а к домовому и вовсе отношение было, как к члену семьи. Но это говорило не о неуважении к богам и духам, а скорее, о большом уважении к самому себе. Славянин был частью мира, ни больше, ни меньше.
Традиции и обычаи
Род и человек
Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты.
У нас семья - это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом, в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все - родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (помните знаменитое "чур меня?").
Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.
В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный "паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: "По одежке встречают, провожают по уму". Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что "по одёжке" видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с ним вести.
В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род - моя крепость!
Зато любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует РОД, учёные называют традиционным. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого "индивидуализма" традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло, значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.
Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть - рода.
Что из этого получалось?
Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, - самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, "любит - не любит". Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода! Стерпится - слюбится...
Дружина
Человек, оказавшийся в те времена "без роду и племени" - все равно, изгоняли его или он уходил сам - чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.
Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга - братьями. Пояснить это можно любопытным примером из жизни древней Руси, где в свое время господствовали примерно такие же порядки. Членов дружины такого-то князя наши летописи именуют еще "чадью", то есть в буквальном переводе его "детьми". Воинов князя Василька, например, так и называют "Васильковичами". Хотя о физическом родстве нет и речи.
Рассказывая о родовом обществе, ученые пишут; "родственниками не рождались". Парадоксальная на первый взгляд фраза означает, что новорожденный, появившийся в данной семье, должен был еще "доказать" свое право быть её членом: над ним совершали вполне определенные ритуалы, по ходу которых должно было выясниться, настоящий ли это человеческий младенец или "подменыш", злой дух в обличье ребенка.
student.zoomru.ru
Языческие верования и обычаи древних славян.doc - Языческие верования и обычаи древних ...
языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.Боги и богиниСлавяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог верховный владыка Вселенной, бог неба и небесного огня, сын Рода. По поверьям древних славян, он разбивал лучамистрелами небесный покров. Когдато Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнецаДаждьбог бог солнца, сын Сварога, весьма почитался славянами. Каждое утро он выезжает на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры Утренняя Заря и Вечерняя Заря поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.Молились славяне Роду и рожаницам богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род творец всего сущего, он “вдувал” в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев рожаниц, которые и должны были позаботиться о приплоде. Лада старшая из рожаниц, богиня красоты, любви, счастья, брака, плодородия и ее дочь Леля, богиня весны и первой зелени.Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В X веке именем Велеса клялись князья и их дружинники при заключении договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились взвериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.Стрибог богповелитель ветров. Стрибог может вызвать и укротить бурю. Мореплаватели молили Стрибога, чтобы он дал “ветра в парус”.Стрибога обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посредине моряокеана.Ярило бог солнца, весенних гроз. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где Ярило проедет, там вырастет богатый урожай.Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь богиня урожая, меры и судьбы. Её почитали, в основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению.Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у восточных славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который к IX в становится главным небесным божеством.Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях даже людей.Большую роль в жизни славянских племен играли языческие жрецы волхвы, которые, по мнению славян, могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее.Злые и добрые духиНо языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи упыри.А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
znanio.ru
Обычаи и верования древних славян
Обычаи и верования древних славян
Древние славяне делились на восточных славян, западных и южных. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Селились славяне по берегам рек (Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина) и жили племенами .
Расселение древних славян
Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы на большой лесной равнине поселились славяне.
Происхождение древних славян
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
русские
белорусы
украинцы
Жилище древних славян
В землянках древних славян пол был на метр углублён в землю. Стены и крыша сложены из деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. На крыше – толстый слой соломы.
Внутри дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна в холода закрывали досками или соломой – стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь. Топилась она по чёрному, без трубы. Дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме был стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало сено, покрытое шкурами зверей – это постели.
Верования древних славян
Славянам казалось, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – всё это живое, одушев-лённое.
Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.
Одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии.
Поклонение многим богам называется язычеством.
Макошь
Даждьбог
Сварог
Язычество для славян – это образ жизни, это мировоззрение. На нем базировалась вся жизнедеятельность. Язычество было своеобразным объяснением всего происходящего в мире. Славяне видели себя частью природы, ее детьми. Поэтому и отношение к ней было невероятно трепетным. Одной из основных причин, почему язычество оттеснилось другими религиями, стала неспособность его отвечать на возникающие вопросы. Важным аспектом в язычестве была вера людей в магию. Наши предки четко понимали, что в мире есть некий баланс между черным и белым. Особое место в язычестве занимал и культ предков. Славяне очень уважали и чтили усопших родственников.
Славяне верили, что дом охраняет домовой , в лесу водится леший , в реках и озёрах живёт водяной и русалки .
Языческий идол.
Идолы
Из дерева, а иногда и камня славяне делали фигуры своих богов – идолы. К ним обращались за помощью, а чтобы задобрить богов, перед иолами приносили жертвы. Это могли быть домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди.
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы . Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей.
У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.
Злые и добрые духи
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.
А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
Оберег – предмет, оберегающий, охраняемый от чего-нибудь.
С. Ожегов
штаны,
лапти
ноговицы .
«сорочка», «сорочица»,
«срачица»
Верили славяне и в загробный мир. В могилу умершего человека нередко клали посуду с едой и питьём, воину – оружие. Иногда отправлялась на смерть и жена покойного.
Праздники древних славян
С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени.
Велик день (Красная горка)
Это праздник встречи Весны . Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Водили хороводы, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца .
Купало
21 июня – праздник Ивана Купалы (день летнего солнцестояния). Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках.
Встреча осени. Праздник урожая
Отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай. В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.
multiurok.ru
Обычаи и верования древних славян
Обычаи и верования древних славян
Древние славяне делились на восточных славян, западных и южных. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Селились славяне по берегам рек (Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина) и жили племенами .
Расселение древних славян
Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы на большой лесной равнине поселились славяне.
Происхождение древних славян
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
русские
белорусы
украинцы
Жилище древних славян
В землянках древних славян пол был на метр углублён в землю. Стены и крыша сложены из деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. На крыше – толстый слой соломы.
Внутри дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна в холода закрывали досками или соломой – стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь. Топилась она по чёрному, без трубы. Дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме был стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало сено, покрытое шкурами зверей – это постели.
Верования древних славян
Славянам казалось, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – всё это живое, одушев-лённое.
Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.
Одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии.
Поклонение многим богам называется язычеством.
Макошь
Даждьбог
Сварог
Язычество для славян – это образ жизни, это мировоззрение. На нем базировалась вся жизнедеятельность. Язычество было своеобразным объяснением всего происходящего в мире. Славяне видели себя частью природы, ее детьми. Поэтому и отношение к ней было невероятно трепетным. Одной из основных причин, почему язычество оттеснилось другими религиями, стала неспособность его отвечать на возникающие вопросы. Важным аспектом в язычестве была вера людей в магию. Наши предки четко понимали, что в мире есть некий баланс между черным и белым. Особое место в язычестве занимал и культ предков. Славяне очень уважали и чтили усопших родственников.
Славяне верили, что дом охраняет домовой , в лесу водится леший , в реках и озёрах живёт водяной и русалки .
Языческий идол.
Идолы
Из дерева, а иногда и камня славяне делали фигуры своих богов – идолы. К ним обращались за помощью, а чтобы задобрить богов, перед иолами приносили жертвы. Это могли быть домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди.
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы . Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей.
У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.
Злые и добрые духи
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.
А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
Оберег – предмет, оберегающий, охраняемый от чего-нибудь.
С. Ожегов
штаны,
лапти
ноговицы .
«сорочка», «сорочица»,
«срачица»
Верили славяне и в загробный мир. В могилу умершего человека нередко клали посуду с едой и питьём, воину – оружие. Иногда отправлялась на смерть и жена покойного.
Праздники древних славян
С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени.
Велик день (Красная горка)
Это праздник встречи Весны . Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Водили хороводы, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца .
Купало
21 июня – праздник Ивана Купалы (день летнего солнцестояния). Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках.
Встреча осени. Праздник урожая
Отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай. В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.