История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Работорговля в Древней Руси: что это было? Рез это в древней руси


Что значит рез - Значения слов

Примеры употребления слова рез в литературе.

Он изменил свое имя на Реза Шах Пехлеви, таким образом, создав династию Пехлеви, а в 1935 году официально переименовал Персию в Иран.

Вынужденный отречься от престола в пользу своего сына, Мухаммеда Резы Шаха Пехлеви, умер в изгнании в Южной Африке.

Его миссия состояла в том, чтобы защитить шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и контролировать оппозицию, особенно политическую оппозицию.

Имея это в виду, смещенный шах Реза Пехлеви в 20-м веке ввел несколько модернизаций, таких как железная дорога от Персидского залива к Каспийскому морю, завершенная в 1938 году, автомобильное шоссе к северу от столицы до Каспия, несколько современных правительственных зданий в Тегеране и одну или две хорошо оснащенные фабрики.

Уже устав от препирания, Мономах говорил, простирая вперед руки, в одной из которых был зажат красный шелковый платок: - Десять кун в лето от гривны - это справедливые резы.

Вот таков будущий генерал Реза Хайдар, он же Резак, он же Резвун, он же Резец-молодец -- и все в одном лице.

Гробница имама Резы в сселении, названном в его честь Мешхеди Али Реза, превратилась одну из главных святынь шиитов.

Вместе с шефом полиции Тальвар уль-Хаком, зятем Резы, и полковником Шуджой, его давнишним адъютантом, Туглак готовил переворот.

Но благодаря прерывистой, малопонятной речи Резы Хайдара и медленно отходящей дремоте генерала Туглака понадобилось минут пять, чтобы до начальника генштаба дошло, какие события свершились ночью.

Имеются доказательства, что он пр

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Славянские Резы Рода – русская предсказательная система

Славянские Резы Рода – древнейшая предсказательная система, сохранившаяся на Русском Севере в Архангельской области. Даже в двадцатом веке, когда славянские языческие традиции были уничтожены сперва христианством, позже советской властью, у северных бабушек-знающих сохранились наборы деревянных плашек для гадания. Сегодня на основе этих наборов восстановлена и описана система предсказаний на славянских Резах Рода.

 

Откуда известные славянские Резы Рода?

На Русском Севере «славянские Резы Рода» известны как набор деревянных плашек с резными знаками, использующийся для предсказаний. Впервые 40 славянских Рез подробно описаны издательством «Северная сказка» в книге «Что знают Боги?».

История появления книги такова. Северная Ведара Ольга Боянова научилась традиционному предсказанию у своей бабушки. Бабушка из древнего пинежского рода знала северные заговоры, умела лечить разные болезни, предсказывала удивительно точно о будущем с помощью славянских Рез Рода. Со временем Ольга Боянова по крупицам собрала известную ей информацию о славянских Резах. Книга «Что знают Боги?» объединила знания, которые были получены от пинежской бабушки, и те, что удалось найти в старинных быличках, северных мифах, рисунках на домашней утвари, северной вышивке и домовой резьбе.

 

Волшебная легенда о происхождении славянских Рез

Поделимся и северным мифом о том, как появились славянские Резы Рода. Рассказывают, что однажды славянские Боги увидели, что люди беззащитны перед несчастьями, которые могут постигнуть их в будущем. Существовавшие у людей способы гадания не давали полных ответов на вопросы, позволяли только предсказать «да или нет», «будет год урожайным или засушливым», «выйдет ли девушка замуж этим летом».

Род, Творец славянского Мiра, созвал других Богов на совет. Приглашены на встречу были и волхвы. Род нанес на деревянные плашки волшебные знаки, каждый из которых неразрывно связан с одним из славянских Богов. У каждого Бога свой характер, свои уроки. Чья плашка окажется в руке, когда достанешь Резу из мешочка – тот отвечает на вопрос, подсказывает, как быть. Мешочки со славянскими Резами раздали волхвам, чтобы они научили людей новому способу предсказаний. Так повелось на Севере знание о славянских Резах Рода.

 

Как выглядят славянские Резы?

Внешне славянские Резы Рода ближе к скандинавским Рунам, чем к картам Таро. Имеют значения знаки, связанные со славянскими Богами, а не яркие картинки на картах. Сами знаки отличаются от скандинавских Рун. Славянские Резы напоминают, скорее, узоры северной вышивки, а не буквы алфавита.

В наборе для предсказания 40 Рез. Резы разделены по степени магического влияния. Наибольшую силу имеют Боги-Творцы: Макошь, Сварог, Лада, Велес. За ними следуют Старшие Боги славян. После идут Младшие Боги и Другие Боги, среди которых мы встречам даже малых Богов, например, Домового. В стороне стоят две самых сильных Резы: Род, Бог-Творец, и Скипер-Зверь, посланник Хаоса. Эти Резы выражают абсолютные значения Порядка и Хаоса.

Деление славянских Рез Рода на несколько групп знаков, разнящихся по силе влияния, позволяет в гадании определять временные рамки событий. Кроме того, сила Резы подсказывает, какое событие неизбежно, а какое поддается влиянию.

 

Встречается другой набор Рез – всего 21 знак. Зачем он нужен?

21 Резу используют в магических обрядах для влияния на будущее, исцеления, исполнения желаний. Отличается не только количество знаков в наборе, но и материал. Резы для предсказания делают из дерева, кости или бумаги. Для магических обрядов – из камня или соляного теста.

 

Подробнее изображения славянских Рез Рода и их значения смотрите в нашем разделе

 

Читайте также:

Славянские Резы — онлайн гадание. Когда можно обратиться к Резам?

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

черты и резы древних словян

()Эпохи, как и люди, хранят тайны. Чем дальше от нас тот или иной исторический период, тем больше загадок он таит, обрастая легендами, которые волнуют ученых, вызывая яростные споры.

Долгое время в исторической науке господствовало мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином (в монашестве Кириллом). Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям.

Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, свидетельствующие, что письменность у древних славян возникла много раньше принятия христианства.

Мы знаем, что любая наука опирается на источники, факты. Давайте попробуем поговорить о древнейшем славянском письме с их помощью. Обратимся к письменным источникам.

Старейшим сообщением о наличии письменности у славян считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже IX — X веков. Он писал:  «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее».  На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов». О славянских загадочных письменах есть сообщения у арабских авторов. Путешественники и ученые Х века Ибн-Фадлан, Эль-Масуди и Ибн ан-Надим сообщали, что русы имели письменность, отличную от латиницы, что состояла она из 21 или 22 букв и даже приводили образцы такого письма.

Первым русским источников о славянах является «Повесть временных лет». Из нее мы знаем, что славяне за долго до принятия христианства имели военные и торговые отношения с могущественной Византийской империей. Русские князья совершали походы на Византию, а затем заключали с ней договора. По международным законам договора заключались «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке. Самым известным историкам был договор, заключенный между Русью и Византией князем Олегом в 911 году.

Согласно договору, русские купцы имели право жить месяц в Константинополе за счет византийцев, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать о своем приезде византийского императора. В том же договоре написано, что древняя дружба между Византией и Русью «многажды» была подтверждена «не только словом, но и писанием», т.е. более ранними письменными договорами.

Да и самом Житии (биографии) создателя славянской азбуки Кирилла можно найти упоминание о существовании славянских письмен. Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены «евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами».

Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники), правда, долгое время увидеть их не удавалось. Но археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

Большой материал для расшифровки знаков дали находки на Волыни и близ Киева. Это памятники так называемой «черняховской культуры». По мнению ученых на вазах и кувшинах были изображены древнеславянские календари.

Давайте внимательно посмотрим на рисунок. Мы видим множество квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Но это не просто орнамент, которым украшен кувшин. Ученым удалось расшифровать этот сложный рисунок. Сопоставляя различные знаки, ученые пришли к выводу, что это сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Знак дерева — праздник в честь Ярила, громовой знак — в честь Перуна и т.д. Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август, в вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. Все знаки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Это дало основание предположить, что данные знаки и есть письмо, одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов». Таким образом, «черты и резы», о которых пишет «черноризец» Храбр, — это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п.

Все это доказывает, что в языческие времена у славян существовало письмо. (Условное его название «черты и резы»). В дальнейшем, по мере обращения в христианство до создания собственной азбуки славяне стали использовать для передачи звуков своего языка буквы латинского и греческого алфавитов. Недалеко от Смоленска археологи нашли в одном из могильных курганов черепки. Их сложили, склеили и получили амфору. На одной ее стороне была обнаружена надпись, которую удалось прочитать. Восемь знаков-букв составили слово «гороухща», т.е. горчица.

На сегодняшний день очень трудно классифицировать это письмо. Но, возможно, историков еще ждут находки и открытия, которые помогут раскрыть тайну древнеславянской письменности.

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно… двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня…

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.)от себя добавлю что еще в школе, при ссср, нам рассказывали про" велесову книгу" которая было написано либо на скандинавский манер на деревянных бруссках либо на деревянных плашках.но с принятием христьянства все книги были уничтожены

maxpark.com

Первая на Руси реформа правописания — Славянская культура

Первая на Руси реформа правописания

В XI–XII веках в русском языке происходит так называемое падение редуцированных, определяемое энциклопедическим словарем как «фонетический процесс утраты Ъ и Ь как самостоятельных фонем в истории славянских языков». По мнению лингвистов, «¼утрата сверхкратких (редуцированных) гласных Ъ и Ь в «слабой» позиции явилась важнейшим процессом ранней истории самостоятельных славянских языков (XI–XII вв.). Она ознаменовала завершение длительной эпохи «открытых слогов»..., привела не только к появлению новых закрытых слогов, не только к сокращению числа слогов в слове..., но одновременно имела ряд важнейших последствий в области фонетики, фонологии, словообразования и морфологии» [1]. 

Задача для Пуаро

Таким образом, если речь действительно идёт о фонетическом процессе, то вследствие этого процесса вся древняя Русь стала, по существу, говорить на ином языке. А если учесть не только масштабность последствий падения редуцированных, но и исторически чрезвычайно короткий срок его завершения, то правильнее говорить не о процессе, а о языковой революции, которая за полтора-два века коренным образом изменила весь строй русского языка!

Как водится на Руси, эта языковая революция, если таковая действительно имела место, уникальна в истории человечества. Только представьте себе, за какие-нибудь полтора-два века радикально меняется разговорный язык целого народа на огромной территории от Балтийского моря до Урала и от Ледовитого океана до причерноморских степей. И это не в двадцатом веке с радио и телевидением, а на заре средневековья, когда для того, чтобы просто добраться из конца в конец этого необъятного пространства, требовалось несколько недель пути, да и то, если не распутица и не война. А распутицы — два раза в год, да и войны немногим реже.

Даже обладая незаурядной фантазией, невозможно представить себе такое мгновенное в историческом масштабе изменение разговорного языка на столь громадной территории, поверить в него. Такого просто не могло быть! Однако вроде бы было. Падение редуцированных зафиксировано дошедшими до нас письменными памятниками того периода, что превратило его в одну из многочисленных загадок нашей древней истории.

У героя А. Кристи Эркюля Пуаро был свой оригинальный критерий достоверности любой версии, который никогда не подводил знаменитого детектива. Для Пуаро главным было, чтобы каждое действующее лицо вело себя в точном соответствии со своим положением и характером. Малейший диссонанс в этом плане заставлял сыщика отвергнуть очевидную версию и в итоге приводил к раскрытию самых запутанных случаев. Если следовать методу Пуаро, то нельзя не признать, что в падении редуцированных поведение русского языка вопиюще не соответствует статусу и характеру разговорного языка того периода. Нет, Пуаро не принял бы общепринятую трактовку падения редуцированных и стал бы искать иное объяснение известных фактов. Давайте последуем за великим сыщиком.

Итак, чем располагает наш Пуаро?

Во-первых, письменными памятниками на древнерусском языке, ещё относительно немногочисленными, в которых постепенно исчезают «еры» и «ери». Это безусловный факт.

Во-вторых, общепринятым мнением, что это исчезновение отражает реальные процессы, происходившие в разговорном русском языке того периода. А вот это уже не факт. Никто не слышал, как говорили наши предки в XI веке, а разговорная речь может существенно отличаться от письменной. Примером тому современный английский язык, на котором, согласно известной поговорке, пишется «Манчестер», а выговаривается «Ливерпуль»!

В-третьих, очевидная для любого непредвзятого исследователя, но почему-то игнорируемая вопиющая невозможность таких масштабных радикальных изменений за столь короткий срок.

Чтобы воспользоваться методом Пуаро и заставить разговорный русский язык вести себя как ему положено, нам придется вникнуть в ситуацию, сложившуюся в русском языке в интересующее нас время, углубиться в прошлое истории письменности человечества, и славянской письменности в частности. Кстати, это не только полезно для разгадки конкретного расследуемого лингвистического «криминала», но и интересно само по себе.

Немного из истории письменности

История письменности уходит в глубь тысячелетий. За примерно шесть тысяч лет известной нам истории своего развития письменность прошла несколько эпох.

Пиктография, или рисуночное письмо, родилась из примитивных рисунков первобытного человека, которые археологи находят на скалах и стенах пещер, служивших обиталищем древним людям. Но в отличие от рисунков, отражающих реальные конкретные образы и события, например, быт соплеменников или охоту на диких животных, пиктографические надписи выражают мысли и идеи. То есть, пиктография в целом служила тем же самым целям, что и современное письмо, но, строго говоря, еще не была письмом в нашем понимании этого слова, не была знаковой системой. Писатель того времени, он же художник, был волен изображать всё, что угодно, в предположении, что потенциальный читатель сможет уловить доносимую мысль или идею. Увы, последнее не гарантировалось. 

Гарантию однозначности трактовки рисунков дала их кодификация, после чего пиктография превратилась в иероглифическую письменность с фиксированным, хотя и очень большим количеством иероглифов. Иероглифика — это настоящее письмо, в котором можно говорить об алфавите как установленной системе знаков письма. Заметим, что важная отличительная черта, отличающая иероглифику от пиктографии, — ее независимость от конкретного разговорного языка. Именно эта уникальная особенность позволила иероглифике сохраниться в Китае до наших дней. Обитатель Внутренней Монголии не понимает речь жителя Шанхая, но оба без труда читают центральные газеты, издаваемые в Пекине. Что и говорить, удобно, хотя это удобство и достается дорогой ценой. Ведь, чтобы стать грамотным человеком, китайцу приходится изучать сотни тысяч иероглифов.

Существенно сократить количество необходимых знаков алфавита позволил переход от иероглифики к силлабическому, то есть слоговому, письму. Письменность стала проще и доступней, но зато потеряла свою независимость от языка. А раз так, казалось бы, разные языки, отличающиеся звуковым и слоговым составом, должны были бы иметь и разные слоговые алфавиты. Удивительно, но это не так! Многие народы предпочитали заимствовать алфавит, обычно вместе с прочими достижениями культуры, у своих более развитых соседей или предшественников, а не изобретать новый. Так, убедийская клинопись много тысячелетий служила множеству народов, среди которых и шумеры, и аккадцы, и вавилоняне, и ассирийцы, и эламиты, и персы. Заметим, что все перечисленные народы говорили на разных и совсем не родственных языках, относящихся к различным языковым семьям. Таким образом, опыт человечества свидетельствует, что изобретение нового алфавита — это непростое дело, редкое и огромное событие в истории. Пример этому мы находим и в наше время. Латиницей пользуются не только прямые наследники языка древних римлян: Италия, Испания, Франция, Португалия и Румыния, — но и большинство стран Европы, а также Турция, Вьетнам и множество других стран мира.

Традиционно считается, что следующим шагом развития человеческой письменности стало буквенное письмо, требующее минимального алфавита из нескольких десятков знаков. На самом деле история письменности прошла еще одну промежуточную мало известную эпоху письма только открытыми слогами. Вследствие важности этой эпохи для нас мы остановимся на ней более подробно.

Пропущенная эпоха линейных алфавитов

Давайте чуть-чуть займемся простой комбинаторикой. Сколько знаков потребовалось бы в алфавите современному русскому языку, если бы мы пользовались чисто слоговым письмом? Не углубляясь в дебри лингвистики, будем считать, что в русском языке приблизительно пять гласных (Г) и сорок согласных (С), последнее с учетом того, что в русском языке большинство согласных может быть твердыми и мягкими (палатализованными). Соответственно, для слогов типа ГС или СГ число возможных комбинаций равно двумстам, для слогов СГС уже имеем 8000 комбинаций, а ведь в русском языке еще возможны сочетания ССГС и СГСС с числом комбинаций в каждом из них по 320000. Таким образом, если для каждой возможной комбинации мы будем выделять по знаку слогового алфавита, то такой алфавит потребует более семисот тысяч знаков! К счастью не все посчитанные комбинации реально используются в русском языке, но всё равно без нескольких сотен тысяч знаков не обойтись.

Между тем, даже если мы ещё не готовы переходить к букве, есть довольно простой способ существенно сократить наш слоговой алфавит. Давайте мысленно введем в нашу речь некую непроизносимую гласную (Н), и все слоги типа СГС, ССГС и СГСС, дающие львиную долю возможных комбинаций, разобьем на пары и тройки слогов типа СГ. Например, слог ССГС превратится в три слога СН‑СГ‑СН. Далее, с учетом наличия в русском языке твердых и мягких согласных введем не одну, а две непроизносимые гласные: твердую (Ъ) и мягкую (Ь) для смягчения предыдущей согласной, зато количество согласных у нас сократится вдвое [2]. Тогда количество необходимых слогов типа СГ, где каждая согласная объединяет пару твердая / мягкая, а гласные включают дополнительную пару Ъ / Ь, окажется равным ста сорока. Это, конечно, ещё не буквенный алфавит, но что-то вполне обозримое и неизмеримо более удобное, чем чисто слоговой алфавит с сотнями тысяч знаков.

И, похоже, наши предки до этого додумались! Можно полагать, что именно так была устроена письменность праславян, знаменитые «черты и резы». В то же время, сами «черты и резы» были лишь одним из многих применяемых в разных странах того времени линейных алфавитов.

История силлабических письменностей — это непрерывное их упрощение и сокращение количества используемых символов. В результате эволюции огромное исходное число слоговых знаков, неизбежно сложных, уменьшилось во много раз, а сами знаки упростились в начертании. Эволюция завершилась созданием нескольких простых алфавитов для только открытых слогов по системе СГ, которые известны под общим названием линейных. В частности, к ним принадлежат крито‑микенские линейные алфавиты А и В, а также кипрский силлабарий, получивший в лингвистике эпитет классического. Действительно, относительно простая форма знаков линейных алфавитов позволяла наносить их на любой материал: металл и камни, дерево и керамику, кожу (пергамент) и бумагу. Наши предки, жители лесов, широко использовали белую берёсту и деревянные дощечки, чертя и вырезая надписи ножом, откуда, вероятно, и пошло название черт и резов, впервые упомянутое болгарским монахом Храбром.

Силлабическое письмо открытыми слогами по типу СГ и связанные с ним линейные алфавиты — необходимое звено в переходе от полнослогового письма к буквенному. Оно занимает целую эпоху, которую прошли многие цивилизации, но которая как-то выпала из учебников истории и лингвистики. Между тем, сам переход к буквенным алфавитам во многом обуславливался традициями предшествующего слогового письма.

Общепринято, что греки пользовались линейным алфавитом В до XIII века до н.э., а затем утеряли письмо, которое возрождается спустя несколько веков на основе современного греческого алфавита, заимствованного у финикийцев. Все бы ничего, если бы не одна маленькая закавыка: финикийцы писали справа налево, а греки пишут в противоположном направлении! Для этого даже не поленились зеркально перевернуть финикийские буквы. Кроме того, к финикийскому алфавиту греки добавили свои оригинальные знаки. Откуда они взялись? На оба вопроса есть один простой и убедительный ответ. На самом деле греки не возвращались в состояние дописьменного варварства, и никакого перерыва письменной традиции в Греции не было. Просто с переходом на линейные алфавиты письменность перестает быть только монументальной и культовой, становится общедоступной и массовой. Массовость требует других материалов для письма. Появляется папирус и пергамент, широко используется дерево. Все это, увы, недолговечные материалы, не дожившие до нашего времени и не доступные археологу. Но греков не заботили проблемы современной археологии и лингвистики. Они просто продолжали писать своим линейным В, и по-прежнему слева направо. И эта традиция оказалась настолько живучей, что, переняв более прогрессивный буквенный алфавит от финикийцев, они сохранили (правда, не без некоторого периода борьбы старого с новым) направление письма, перевернули буквы и перенесли в новый алфавит из старого линейного В несколько простых знаков для звуков, необходимых греческому языку, но отсутствовавших в финикийском.

Аналогично традиции письма линейным алфавитом, «чертами и резами», повлияли и на переход славян к кириллице и глаголице. Тем более что славянские «черты и резы» имели свои особенности, вытекающие из специфики праславянского языка и не свойственные прочим линейным алфавитам.

А теперь о «чертах и резах»

К сожалению мало памятников письменности «черт и резов» дошло до нашего времени, письменность эта до сих пор не расшифрована. Тем более следует приветствовать попытки отдельных энтузиастов расшифровать письмо наших предков.

Здесь я просто не могу не упомянуть Г. Гриневича [3]. Нарочно не хочу останавливаться на собственно результатах его дешифровки, которые у лингвиста могут вызвать снисходительную улыбку, а для собрата-эпиграфиста послужить предметом злой беспощадной критики. Для нас сейчас важно не это. Гриневич сумел собрать обширную коллекцию надписей, сделанных «чертами и резами», и наглядно показал, что эта письменность была широко распространена среди древних славянских племен и доступна простым смертным. Но особенно важно доказательство того, что письменность «черт и резов» относится к слоговым типа СГ. Огромная заслуга Гриневича и в том, что он рассматривает «черты и резы» в ряду других линейных алфавитов. Алфавиты действительно изобретаются нечасто, и все они, принадлежащие одной эпохе, имеют, как правило, общий источник и генетически общие корни. Поэтому совместное рассмотрение всех линейных алфавитов — очень плодотворная идея, которая может облегчить дешифровку. Представьте себе, что вы знаете молдавский язык, который использует кириллицу, и немецкий язык, использующий латиницу. Уверен, для вас не составит труда прочитать практически любой румынский текст.

В истории письма так и не выработалось единого механизма перехода от полнослогового к письму только открытыми слогами по типу СГ. Даже классический кипрский силлабарий не имел специальных слогов с непроизносимой гласной. Просто иногда в одном и том же слоге гласная произносилась, а иногда нет. Например, когда надо было написать согласную С в конце слова (киприоты и тогда говорили на диалекте греческого языка, и эта согласная на конце слов встречалась очень часто), в классическом кипрском силлабарии использовался слог SE с «немым» E. Неудобно? Да нет, всего лишь дело привычки. Французы и англичане до сих пор пишут многие слова с буквой E на конце, которую при чтении не произносят, не испытывая при этом особых неудобств.

В этом смысле, похоже, праславяне пошли дальше древних киприотов. «Черты и резы» включали слоги с «немыми» гласными Ъ и Ь, причем те изначально воспринимались как указатели твердости или мягкости входящего в слог согласного. Косвенным, но сильным доказательством этого утверждения, равно как и консервативности традиций письма при переходе от алфавитов линейных к буквенным, служат первые буквенные славянские азбуки: кириллица и глаголица. Тот же Г. Гриневич убедительно показал, что многие буквы в них были заимствованы из алфавита «черт и резов», то есть здесь праславяне шли тем же путем, что и древние греки. В обеих азбуках буквы, передающие старославянский звук [ы], были скомбинированы из двух букв: твердого непроизносимого «гласного» и второй гласной, передающей звук [и]. В частности, современная буква Ы произошла из исходной кириллической лигатуры Ъ‑I. Такая комбинация была бы возможна только при четком осознании буквы Ъ как признака твердости предыдущего согласного, заставлявшего следующую за ним гласную произноситься твердо и превращая тем самым звук [и] в [ы].

Известно, что Русь начала использовать для письма греческие буквы до своего крещения. Но, переходя на более прогрессивный буквенный алфавит, она ещё долго находилась под влиянием традиций письма «черт и резов». А традиции эти были достаточно глубокими. «Черты и резы» использовались славянами очень широко в повседневной жизни, что предполагает большое число грамотных людей и долгую историю применения письменности. В отличие от греков славянам не пришлось менять направление письма, но они встретились с другой проблемой. Довление над писцами традиций слогового письма по типу СГ ещё долго заставляло их, уже используя новый буквенный алфавит, продолжать писать привычными слогами. Консервации традиции способствовали особенности древнерусской речи, учтенные в «чертах и резах». Действительно, в древнерусском языке, как и в современном, некоторый согласный звук [С] мог произноситься в зависимости от контекста твердо [СЪ] или мягко [СЬ]. Буквенный греческий алфавит не давал возможности графически отразить эти нюансы произношения, в то время как «черты и резы» прекрасно справлялись с этой задачей. Более того, произношение вообще большинства согласных варьируется в зависимости от последующей гласной. Например, в современном русском языке звук [Б] произносится по-разному в слогах [БА], [БУ], [БЯ] и [БЮ]. Мы к этому привыкли (как и англичане к «немому E») и считаем это в порядке вещей. У наших предков такой привычки не было. Наоборот, для них естественным было, что слоги [БА], [БУ], [БЯ] и [БЮ] изображаются каждый своим самостоятельным знаком, и каждый знак произносится разными согласным и гласным звуками. Таким образом, переход от «черт и резов» к глаголице и кириллице требовал не только изучения нового алфавита, но и перестройки мышления пишущего.

Условия для такой перестройки возникают как раз в XI–XII веках, когда сразу после крещения Руси в нее хлынул поток христианской литературы, в основном на греческом языке, и критерием грамотности стало не столько умение писать, сколько знание греческого языка. И тогда, на примере греческих текстов (отметим, отнюдь не только богослужебных) наши предки увидели и осознали то, что в буквенном письме можно вообще не писать непроизносимые гласные, и, в отличие от «черт и резов», это сокращает и упрощает письмо. Это осознание было непростым, затянувшимся на целый век, но именно в результате такого осознания редуцированные пали!

Пуаро доволен

Следовательно, падение редуцированных в русском языке XI–XII веков было вовсе не фонетическим процессом, а первой на Руси спонтанной реформой правописания, и не более того. Подавляющее большинство населения Руси того времени и знать не знало ни о самих редуцированных, ни об их мнимом падении. Оно, как говорило до того, так и продолжало говорить, не произнося никакие непроизносимые «еры» и «ери». Конечно, в течение периода времени падения редуцированных язык постепенно эволюционно менялся, но никаких языковых революций в то время не совершалось.

Теперь наш Эркюль Пуаро может быть доволен. Его «маленькие серые клеточки» заставили и разговорный русский язык, и русскую письменность XI–XII веков повести себя, как им и подобает. Разговорный язык, во-первых, благополучно обошелся вообще без полноголосия [4], кстати говоря, совершенно противоестественного дл\ индоевропейских языков, и, во-вторых, конкретно в период падения редуцированных не претерпел никаких неожиданных и ничем не спровоцированных революционных изменений. Письменный же язык действительно подвергается заметной реформе, отражённой в имеющихся письменных памятниках, причём именно XI–XII веков, что было неизбежно с уходом от традиций древнерусского докириллического письма «чертами и резами» по системе СГ вследствие принятия Русью христианства и естественного в тех условиях сильного влияния греческого византийского языка на письменный древнерусский.

Итак, одной загадкой в нашей истории стало меньше. Но и осталось их еще немало. Так что, мосье Пуаро без работы не останется. Пожелаем ему новых успехов!

Примечания

[1] «Славянские языки» (очерки грамматики западнославянских и южнославянских языков). Под ред. А.Г. Широковой и В.П. Гудкова. Из-во Московского университета, 1977.

[2] На самом деле почти вдвое, так как некоторые согласные русского языка могут быть только твердыми (Ж, Ш, Ц) или только мягкими (Ч, Щ).

[3] Г.С. Гриневич. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Энциклопедия русской мысли. Том 1. Москва, «Общественная польза», 1993.

[4] Полноголосие — речь, использующая только открытые слоги (слоги типа СГ).

Владимир Егоров

Похожие статьи:

Языкознание → Пра-язык

Традиции → Обряды славян

История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий

Языкознание → Черты и резы древних славян

История → В поисках библиотеки Грозного

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка

Закрытая тема

Фото: славянские руныТема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвящённых этой проблеме.К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н.А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.Впрочем, официальная наука и сейчас к авторам, занимающимся подобной тематикой, относится с известной долей скептицизма. До сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставится под сомнение.

Миф или реальность

Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далёкие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идёт о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания, не уточнятся.В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», то есть сирийские письмена.Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян всё-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов — Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния богов.Арабский хронист Ибн Фадлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка — деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя русов.

Археология

Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала — стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, притом что христианство в Новгород проникло только в конце X века.Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».Этнографы считают, что Гороух — это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали своё имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой, можно прочесть имя Людота.

«Чертами и резами»

Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время ещё может быть оспорено, в частности объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» — это признак более древней культуры. Об этом способе письма, всё ещё популярном у славян даже после принятия крещения, в своём трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.Под «чертами и резами», по мнению учёных, скорее всего, имелась в виду разновидность пиктографическо-тамгового и счётного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов», предпринял российский де-шифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. Н.э.). При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков — пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов — «ло», «со» и «ко».С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».

Славянские руны

У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность — это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идёт о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Письменность как свидетель миграции

Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи ХХ-ХШ вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьёзное возражение со стороны академических кругов.Гриневич в своих изысканиях не одинок. Ещё в первой половине XIX века русский историк Е.И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определённая связь.Для расшифровки этрусского языка учёный решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел, — польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.

www.bagira.guru

Слово РЕЗАНА - Что такое РЕЗАНА?

Слово резана английскими буквами(транслитом) - rezana

Слово резана состоит из 6 букв: а а е з н р

Значения слова резана. Что такое резана?

Резана

РЕЗА́НА — ден. единица Др. Руси. Очевидно, когда араб. серебр. дирхем, к-рый представлял собой эквивалент шкурки куницы, получил назв. "куна", то часть монеты, прежде всего ¹/₂дирхема, назвали Р. (возм., от глаг. "резать").

Гуманитарный словарь. — 2002

Резана, одна из единиц кунной денежной системы Древней Руси (см. Куна). Согласно краткой редакции Русской правды, в 11 в. Р. равнялась ¹/₅₀гривны, ²/₅ногаты, ¹/₂ куны и 3 веверицам. Слово "Р." происходит от глагола "резать"…

БСЭ. — 1969—1978

Резана. Одна из денежных единиц Киевской Руси. Когда назв. «куна» получил дирхем, к-рый представлял собой эквивалент шкурки куницы, то эквивалент части (обрезка) куны назвали «резаной».

drevniy_mir.academic.ru

РЕЗАНА — денежная единица Древней Руси, упоминаемая в С. в обращении к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо: «Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ» (С. 28).

Энциклопедия "Слова о полку Игореве". - 1995

Резана (итал. Resana) — коммуна в Италии, располагается в регионе Венето, подчиняется административному центру Тревизо. Население составляет 8186 человек (на 2004 г.), плотность населения составляет 312 чел./км². Занимает площадь 24 км².

ru.wikipedia.org

Русский язык

Ре́зана, -ы (ист.).

Орфографический словарь. — 2004
  1. резальный
  2. резальщик
  3. резальщица
  4. резана
  5. резание
  6. резанный
  7. резанувший

wordhelp.ru

Работорговля в Древней Руси: что это было?

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» — два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160—200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

Рабство по закону

На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Еще одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

Плюсы и минусы рабства

Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий… Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.

Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru