История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат Древняя русь 5. Древняя русь 5 класс доклад


Реферат: Древняя Русь

Народы существуют в историческом времени и в географической локализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологический период, меняются ареалы распространения народов и границы государств. И этносы и государства не вечны: они рождаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности. Так, на основе восточнославянского суперэтноса образовались русский, украинский и белорусский народы.

Становление народов (процесс этногенеза) и формирование государств имеют под собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на культурно-бытовые особенности этносов.

Природной колыбелью восточнославянских народов российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Ее просторы, ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно-политических конфликтов и колонизационными процессами.

К середине I тысячелетия нашей эры в лесной, лесостепной и степной зонах Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивался процесс этногенеза. К VI -VII векам относится завершающий этап выделения восточных славян из общего праславянского единства.

Начало превращения восточно-славянской культурно-этнической общности в локальную самостоятельную цивилизацию было связано с принятием князем Владимиром христианства в 988 году.

Принятие христианства ввело восточных славян в лоно православной церквии имело своим последствием синтез ее с российской государственностью. Превращение Киева в политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного размежевания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима и вместе с тем вошедшими в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Время Киевской Руси - то период преимущественно южной ориентации восточнославянской жизни. С Византией Русь сближали церковные и торговые связи, с Болгарией -общая письменность.

Форма правления Древнерусского государства включала три компонента - вече как особую форму народного собрания, общего решения вопросов, имеющих принципиальное значение; княжескую власть с административными полномочиями, правом суда и решения военных вопросов; княжеский совет, представлявший собой, возможно, собрание представителей высшей администрации.

С самого начало государство было многонациональным - на территории Древней Руси жили, кроме русских, угро-финские народы - карелы, вепсы, саамы. Пермская земля, населенная коми, была присоединена в конце XV века.

Расселение славян

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем ("словене") славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н.э.

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II века до н.э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, - сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н.э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV века н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV - VIII веков.Это явление носит название Великого переселения народов.Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство, в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века. Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян.

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы.В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян, так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII-VIII веков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне v живущие в поле; древляне v живущие в лесах) или названия реки (например, бужане v от реки Буг, мораване v от реки Моравы). Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как "племенные княжества", составляли, как правило, более крупные - "союзы племенных княжеств".

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII v IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, - волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI v VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру v тиверцы, а южнее полян в Поднепровье v уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке v вятичи. Между Припятью и Двиной , к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги v кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Занятия славян и их социальная организация

Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы.

В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частыми v рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота (в том числе пушной промысел), рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел).

Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошeл у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств.

В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров).

Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.

Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов v дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

Культура восточных славян

Об уровне культуры восточных славян известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI - VII векам.

Древнерусское государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Племенное объединение полян, очевидно, составило его основу. Для этого имелись глубокие исторические предпосылки. Прежде всего более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым ремеслом и существовавший уже несколько столетий племенной союз, внутри которого шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, имущественной и социальной дифференциации, выделения из недр первобытнообщинного строя феодального класса дружинников и сложения аппарата власти.

Нельзя не учитывать и выгодное географическое положение Киева как центра племен полян на Днепре. Определенную роль сыграл внешний фактор v постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все это привело к сложению единого Древнерусского государства с центром в Киеве.

Археологический материал позволяет проследить процесс формирования феодального класса и княжеской власти. Этот процесс начался еще до образования Киевской Руси, но с возникновением государства он не закончился. К IXvXI вв. относятся так называемые дружинные курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах похоронены не только представители формирующегося феодального классаvдружинники, но и торговцы. Курганные могильники расположены на торговых путях, в их узких местах v так называемых волоках.

Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Западной Двины с Днепром на пути "из варяг в греки". Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник, судя по находкам монет, в начале X в. В Гнездове было поселение при волоке, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет собой грандиозное поле, насчитывающее около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них особенно выделяется курган 10-метровой высоты. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и шлем. Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения v сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине.

Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о широких торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В одном из курганов найдены весы, железные гири и маленький бронзовый замочек в виде бабочки из Волжской Болгарии, в другом v красивый иранский бронзовый светильник в виде женской головки. В качестве денег в IXvX вв. широко использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль разменной монеты.

Сохранилось описание похорон русского купца в городе Болгаре, составленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Прах, описывает он, был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом с ним положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка. Также была умерщвлена любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого поставили столб с надписью. Описание похорон совпадает с данными археологических раскопок.

Дружинные курганы дают материал сторонникам так называемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период существовал торговый путь "из варяг в греки", на землях восточных славян встречаются погребения норманнов в курганах VIIIvX вв., в частности в дружинных. Это, однако, не дает оснований утверждать, что скандинавы (варяги) составляли большинство в правящем классе Древней Руси.

Набор вещей, найденный в различных дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать скандинавскими. Такие каролингского типа мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси.

К эпохе сложения классового общества относится возникновение письменности. В связи с этим особую ценность представляет находка первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских сосудов v корчаги начала X в. процарапано всего одно слово: "гороукша" или "гороухша". Одни ученые считают, что в сосуде находилась горчица, другие v нефть для разжигания погребального огня. Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существует с X в. В этом же кургане имелись обычные для X в. монеты и меч. Вероятно, торговец вез в этом сосуде с юга горчицу.

Наряду с дружинными курганами известны и рядовые древнерусские курганы крестьян-общинников. Они расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами, имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IXvX вв. содержат остатки трупосожжения. Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала среди городского населения, а потом и в сельской местности, где он держался очень долго. Существенной особенностью крестьянских курганов является отсутствие в них предметов роскоши, привозных вещей, которые встречаются в дружинных курганах, и наличие орудий труда: железных серпов и ножей для вырезания пчелиных сот (медорезки).

Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. В разных частях Русской земли они были различны и свидетельствуют о том, что с возникновением феодальных отношений и разрушением старых племенных границ продолжали существовать различия в традиционной культуре. Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, перстни, браслеты на руках. На груди они носили бусы, сделанные из горного хрусталя и сердолика.

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IXvXII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена.

< Предыдущая Следующая >
 

referatikk.ru

Реферат Древняя русь 5

+++ТЕОРИЯ ГОТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУСИ+++

В последнее время выдвигалась еще новая теория, которая также ищет русь не на скандинавском севере, а в Приднепровье, но не среди славян, а среди германцев. Так, профессор Будилович находил возможным видеть в руси готское племя Hroth (произносится Грос), растворившееся среди восточного славянства, его объединившее и давшее ему свое имя.

Как же нам отнестись ко всем этим теориям, принять ли их или отвергнуть? Это вопрос немаловажный в науке русской истории. Смотря по тому на чью сторону мы станем в настоящем споре, и изображение происхождения русского государства должно выйти неодинаковым как в деталях, так и в общей концепции. Необходимо поэтому войти в подробности, пересмотреть данные источников, по которым можно так или иначе составить представление о национальности варягов-руси.+++ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ+++

Олег (879-912).

Достаточно подробно события описаны лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879—912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки начали переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г.Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

Игорь (912-945).

По смерти Олега вступил во власть Игорь (912—945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали "трубами огнь на ладьи русские". Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга(945-957).

Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945—957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее "мудрейши всех человек" и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957).

Сын Ольги Святослав (957—972)

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.+++КРЕЩЕНИЕ РУСИ+++

Пришли (говорит он [летописец] к Владимиру (968) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение — в 988 или в 989 г., — точно неизвестно.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.    +++РУССКАЯ ПРАВДА+++Литература, посвященная Русской Правде,  насчитывает  более  чем  200-

летнюю историю. В 1738 г. В. Н. Татищев нашел список Новгородской  летописи,

в которую оказался внесенным  текст  Краткой  Правды  –  одной  из  редакций

Русской Правды. В 1767 г. А. Л. Шлецер напечатал ее под  заглавием:  «Правда

Русская,  данная  в   одиннадцатом   веке   от   великих   князей   Ярослава

Владимировича  и  сына  его  Изяслава  Ярославича».

Значение  Русской  Правды  как  исторического  источника  по  генезису

феодализма в древней  Руси  огромно.  Так,  закабаление  смердов  фактически

может быть изучено только посредством только этого  юридического  документа,

так как летописи и другие источники говорят о смердах и их положении  крайне

мало и отрывочно. Русская Правда дает, например,  материалы  и  по  изучению

товарного производства, имевшего место в данное  время.  Наконец,  словарный

фонд этого документа «является исключительно ценным источником  по  изучению

разговорного языка Древней Руси»РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПАМЯТНИК ПРАВАДревнейшая редакция Русской  Правды  сохранилась  всего  в  двух  списках

(Академический — в списке конца XV в. Новгородской I летописи Академии  наук

и Археографический  —  рукопись  Новгородской  I  летописи  Археографической

комиссии половины XV в.).

Русская Правда - сложная компиляция, напоминающая  своими  судьбами  в

старой письменности наши летописные своды.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного  права  –  все  ее

субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица   закон  еще

не знает.

Статьи, знакомящие нас с народной общиной - вервью,  -  указывают,  когда

она должна платить виру,и  затем  отмечают  льготу-рассрочку  и  ряд  случаев,

когда вервь не обязана платить

Основное содержание остальных  статей  удобно  разлагается  на  несколько

крупных групп: статьи об охране  личности,  об  охране  имущества  с  особым

вниманием к владению холопами и к вопросам  кредита  и  торговых  сделок  и,

наконец,  драгоценная  группа  в  21  статью,   изображающая   древнерусское

наследственное право.

Внимательное  рассмотрение  пространной   Русской   Правды   приводит   к

заключению, что она, кроме статей о верви и статей общего значения для  всех

слоев свободного населения,  сосредотачивает  преимущественное  внимание  на

вопросах,  ближе  касавшихся  не  сельской  массы,   а   социальных   верхов

древнерусского общества.

Значение торговли для быта, отразившегося в Пространной Правде, выступает

в ее статьях ,статьи определяют  порядок  решения  дел

по долговым обязательствам; упрощенное  производство  по  делам  о

торговой ссуде, под чем можно разуметь и торговое  товарищество.  Т.е РУССКАЯ ПРАВДА регулировала некоторые торговые,долговые,и даже правовые отношения граждан.

К этой же среде обращено внимание пространной  Русской  Правды  в  других

отношениях.  В.О.  Ключевский  указывает  на  внимание  пространной  Русской

Правды к интересам «холоповладельцев». При этом отдельно стоящая  статья  38

вызывает некоторое сомнение. Ее сравнение со статьей 15  древнейшей  Русской

Правды  показывает,  что  перед  нами  обобщение  статьи,   указывавшей   на

определенный и притом для XII в. уже устаревший случай  бегства  челядина  к

иноземцу, варягу или колбягу.

Холоп - наиболее бесправный субъект права.  Его  имущественное  положение

особое:  все,  чем  он  обладал,  являлось  собственностью  господина.   Все

последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал  холоп

(с ведома  хозяина),  также  ложились  на  господина.  Личность  холопа  как

субъекта права фактически не защищалась законом. За  его  убийство  взимался

штраф как за уничтожение имущества либо  господину  передавался  в  качестве

компенсации  другой  холоп.  Самого   холопа,   совершившего   преступление,

следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно  было  просто

убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда  нес

господин. В судебном процессе холоп не  мог  выступать  в  качестве  стороны

(истца, ответчика, свидетеля). Русская правда- как подтверждение социальной значимости холопа в древние века. Как таковых прав у него не было.

Наиболее распространенным источником холопства,  не  упомянутым,

однако, в Русской Правде, был плен.

Закуп  -  человек,  работающий  в  хозяйстве

феодала за «купу» -  наем,  в  который  могли  включаться  разные  ценности:

земля, скот, зерно, деньги и пр.  Этот  долг  следовало  отработать,  причем

установленных  нормативов  и  эквивалентов  не  существовало.  Объем  работы

определялся кредитором.

Первое  юридическое   урегулирование   долговых   отношений   закупов   с

кредиторами было произведено в Уставе  Владимира  Мономаха  после  восстания

закупов в 1113 г. Были установлены предельные  размеры  процентов  на  долг.

Закон охранял личность и имущество закупа,  запрещая  господину  беспричинно

наказывать   его   и   отнимать   имущество.   Если   сам   закуп   совершал

правонарушение, ответственность была двоякой:  господня  уплачивал  за  него

штраф потерпевшему, но сам закуп мог, быть «выдан головой»,  т.е.  превращен

в полного холопа.

Это приводит нас к самой любопытной черте пространной Русской Правды -  к

тому, что в ней мы впервые встречаем  термин  «бояре».

Пространная  Русская  Правда  дает  одно  весьма  важное

указание на то, что к концу  изучаемого  нами  периода  боярство  добивается

значительной  эмансипации  от  княжой  власти.

Так же русская правда рассматривает  развитии   личной   семейной   боярской

собственности, - весьма существенный, или признать эту статью относящейся  и

к земельным владениям боярства. Заметим, что на  Западе  право  наследования

по женской линии получило раньше признание в  крестьянской  среде  и  дольше

отрицалось в боярской среде.

Еще два слова о терминах -  «тиун  боярский»  и  «боярская  дружина».  По

боярский тиун - холоп, но отличенный в суде  тем,  что  на  него,

как на закупа, «складают  послушество»,  «по  нужи»  -  в  крайнем  случае».  Ябетник-это

герм., где его этимологическое значение «преданный» слуга  из

челяди - слуга-челядин. И  в  древнейшей  Русской  Правде  видим  упоминание

ябетника  княжого  рядом  с  мечником.  Русская  Правда  Ярославичей  вместо

ябетника называет тиуна княжа, выделяя его в ряд княжих мужей  или,  точнее,

ставя его  рядом  с  ними,  как  80-гривенную  голову.

Введение всех этих терминов в поздние редакции  Русской  Правды  -  слабо

выраженный, но тем более ценный намек  на  усвоение  черт  княжого  права  и

княжого быта средой бояр, крупных землевладельцев, в конце  изучаемого  нами

периода.

При создании Русской Правды – крупнейшем  правовом  акте  периода  ранней

русской государственности – происходило  широкое  использование  результатов

предшествующего многовекового нормотворчества, истоки которого  восходили  к

периоду распада родоплеменных  отношений,  к  начальному  этапу  становления

классовых отношений. За соблюдением правовых норм следили уже  не  племенные

старейшины и народное собрание, а князь – глава государства  и  иерархически

подчиненная ему администрация.

Русская  Правда  имела  большое  значение  для  формирующегося  русского,

украинского   и   белорусского   феодального   права.    Насколько    хорошо

удовлетворяла она потребности княжеских судов, свидетельствует включение  ее

в юридические сборники XIII—XV вв. - Кормчие, Мерило Праведное.  Она  широко

распространилась  во  всех  землях  Древней  Руси  как   основной   источник

светского права и стала основой  юридических  норм,  включенных  в  договоры

XII—XIV  вв.  Новгорода,  Смоленска  с  немецкими  и  ливонскими   городами,

островом Готландом, а также законодательства  XIV  -XV  вв.  Списки  Русской

Правды активно распространялись еще в XV - XVI вв. Только в  1497  году  был

издан в Московском централизованном государстве  судебник,  который  заменил

Русскую Правду в качестве основного источника светского  писаного  права  на

территориях, объединенных в составе централизованного Русского  государства.

Долгий период использования этого правового акта свидетельствует о том,  что

в первой трети XII в. был создан совершенный по содержанию  судебник,  нормы

которого в судебной практике  стали  важным  орудием  государства  и  класса

феодалов  в  целом  по   правовому   регулированию   социально-экономических

отношений в стране.+++УПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО+++

Княжение Ярослава может назваться продолжением Владимирова как по отношениям киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством.

Ярослав расширял область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он счастливо воевал с Чудью и в 1030 году основал в чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении. В 1038 и 1040 годах он предпринимал походы на ятвягов и Литву и заставил их платить дань

Ярослав более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его "хоромцем", охотником строить. Он действительно имел страсть к сооружениям. В 1037 году напали на Киев печенеги. Ярослав был в Новгороде и поспешил на юг с варягами и новгородцами. Печенеги огромною силою подступили к Киеву и были разбиты наголову. (С тех пор уже набеги их не повторялись. Часть печенегов поселилась в русской земле, и мы в последующие времена видим их наравне с русскими в войсках русских князей.)

Время Ярослава ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их "учиться книгам". Ярославу принадлежит начало сборника древних законов под названием "Русской Правды". Сборник этот, существующий в нескольких различных, то более, то менее полных редакциях, заключает законоположения, установленные в разные времена и в разных местах, чего в точности определить невозможно.

        +++ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА МАНОМАХА++++

   За время своего правления (1113 – 1125 гг.)  Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка—Ярослава, который правил на Волыни. В 1116 т. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае.

 Мономах проявил себя не только как, видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его политика была направлена на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.     

.

bukvasha.ru

Презентация к уроку путешествие к истокам "Бытовая культура Древней Руси" (5 класс)

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация к уроку путешествие к истокам "Бытовая культура Древней Руси" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Бытовая культура Древней Руси Описание слайда:

Бытовая культура Древней Руси

2 слайд История жизни русских князей Почему при рождении князя давали ему два имени: Описание слайда:

История жизни русских князей Почему при рождении князя давали ему два имени: одно княжье (языческое), а другое христианское? Как совершался над ним обряд «постриг»? Почему браки у русских князей были очень ранние?

3 слайд Крещение В летописях находим немало известий о частной жизни князей. При рожд Описание слайда:

Крещение В летописях находим немало известий о частной жизни князей. При рождении князя давали ему два имени: одно княжье (языческое), а другое христианское (Святополк-Михаил, Ярослав-Георгий, Владимир-Василий и т.д.).

4 слайд «Постриг» Когда княжичу исполнялось три или четыре года, совершался над ним о Описание слайда:

«Постриг» Когда княжичу исполнялось три или четыре года, совершался над ним обряд «постриг» и «всажения на конь»: у ребенка стригли волосы и торжественно сажали его на коня.

5 слайд Браки князей Княжих детей, как сыновей, так и дочерей, учили грамоте. Об учен Описание слайда:

Браки князей Княжих детей, как сыновей, так и дочерей, учили грамоте. Об учении явно заботились, недаром между князьями встречались большие книголюбцы. Браки у русских князей были очень ранние: 15- 17-летних княжичей женили на 12-13-летних княжнах. Рано также сажали князей на престол, иногда 12 лет; в таких случаях делами заправляли родичи или кормильцы юных князей.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд “Красный угол в русской горнице”. Красным углом в горнице русского дома счита Описание слайда:

“Красный угол в русской горнице”. Красным углом в горнице русского дома считался угол, в котором висела особая полочка с иконами – божница. Под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в избе всегда располагалось по диагонали от печи. Здесь всегда сидел хозяин дома и лишь дорогим гостям он уступал место. Входивший в избу человек обязательно устремлял свой взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Вообще, крестьяне были верующими, да и само слово “ крестьянин” произошло от родственных “христианин”, “христианский”. Именно в красном углу крестьяне совершали “утренние” и “вечерние” молитвы. Не помолясь не начинали никакого дела. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

8 слайд Описание слайда: 9 слайд “Посуда крестьянской избы”. Вся посуда в крестьянской избе была деревянной, а Описание слайда:

“Посуда крестьянской избы”. Вся посуда в крестьянской избе была деревянной, а горшки и латки (низкие, плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твёрдого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое тулово и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. В избе было много бондарных изделий: бочек, кадок, чанов, ушатов, шаек. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них проделывали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие ёмкости округлой формы с узким донцом, а у кадок дно было широкое. Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками и берестяных туесах. В ходу были плетёные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Княжеский дом Важным местом в хоромах князя было крыльцо. Каждое утро собирал Описание слайда:

Княжеский дом Важным местом в хоромах князя было крыльцо. Каждое утро собирались бояре у княжеского крыльца и ожидали выхода князя. На крыльце решались сообща все важные дела, князь выслушивал жалобы, творил скорый суд и расправу, отдавал поручения. Диванная комната служила местом отдыха хозяев. В музыкальной комнате слушали музыку, устраивали домашние концерты с игрой на музыкальных инструментах. В буфетной хранилась посуда. Эта комната располагалась рядом со столовой. А в самой столовой принимали пищу. У хозяйки дома была своя комната – будуар, в ней она принимала гостей. Были и спальни и детские комнаты. Был также кабинет, в котором работал хозяин дома. Светёлка - небольшая светлая комната в верхней части дома. Особо украшали в боярском доме гостиную. В ней принимали гостей.

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Вывод: По внутреннему убранству дома, по количеству комнат можно сказать, что Описание слайда:

Вывод: По внутреннему убранству дома, по количеству комнат можно сказать, что князья и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Князья живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах.

14 слайд История появления городов У славян по-прежнему было много врагов, и для защит Описание слайда:

История появления городов У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

15 слайд Описание слайда: 16 слайд История названия города Киев В древние времена жило на этой земле племя полян Описание слайда:

История названия города Киев В древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом. Новгород Почему же один из древнейших русских городов носит такое название на берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

17 слайд Расположение и укрепление городов Хорошее место для поселения выбрали братья: Описание слайда:

Расположение и укрепление городов Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути- и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

18 слайд Способ управления Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, Описание слайда:

Способ управления Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

19 слайд Архитектура городов Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Бог Описание слайда:

Архитектура городов Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками. Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода. За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

20 слайд Первое упоминание о городах Археологи установили, что на территории Киева пос Описание слайда:

Первое упоминание о городах Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. Город Новгород известен в истории с 859 года.

21 слайд Народное название Киев – “мать городов русских” 	Новгород – “господин Великий Описание слайда:

Народное название Киев – “мать городов русских” Новгород – “господин Великий Новгород”

22 слайд Вывод: Сходство Киева и Новгорода: укрепление городов. Отличия: разные легенд Описание слайда:

Вывод: Сходство Киева и Новгорода: укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.

23 слайд Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-237591

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий Организация и предоставление туристских услуг

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Специалист по организации и предоставлению туристских услуг

Подробнее о курсе Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Экскурсовод (гид)

Подробнее о курсе Организация маркетинга в туризме

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Начальник отдела маркетинга и продаж туристского агентства

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Руководитель службы приёма заявок

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Специалист в области корпоративной культуры

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 10.320 руб. 1000 часов

Квалификация: Менеджер по управлению сервисами ИТ

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена от 5.520 руб. 300 часов

Квалификация: Научный сотрудник музея

Подробнее о курсе

Курс профисиональной переподготовки

Цена 7.120 руб. 600 часов

Квалификация: Специалист по продажам

Подробнее о курсе

Найдите подходящий для Вас курс

infourok.ru