Архитектура среднее царство древнего египта. Тема: Архитектура эпохи Среднего царства Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство. Архитектура среднее царство древнего египта


Архитектура эпохи Среднего царства Египта.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

План занятия:

1.История Среднего Царства.

2. Строительство ирригационных систем.

3. Лабиринт с гробницей.

4. Гробницы и храмы.

5. Развитие скульптуры.

6. Дворцовая архитектура.

7. Крепости.

 

История Среднего царства конца III тыс. до н.э. -- XVII в. до н.э., характеризуется общей раздробленностью страны. Непоколебимая власть фараона Древнего царства сменяется властью аристократии на местах в своих вотчинах – номах. Египет претерпевает смену нескольких династий фараонов вплоть до восемнадцатой, которые тщетно пытались объединить государство, пока к власти не пришёл Сенусерт III, которому удалось осуществлять централизацию, что сразу повлекло за собой масштабное строительство. Период правления Сенусерта III, развивалось хозяйство, ремесленничество. Орудия труда каменные постепенно менялись на бронзовые, медные. Использование металла способствовало развитию земледелия. Создано огромное водохранилище в районе Файюма. Работы по обустройству Файюмского оазиса началось ещё при предшественнике Сенусерта Аменемхете III. С помощью дамб, плотин, каналов и шлюзов естественная котловина была превращена в искусственное Меридово озеро, позволяющее накапливать избыток воды разливающегося Нила. Это регулировало уровень реки и орошало многочисленные новые плодородные земли.

Рядом был построен огромный Лабиринт с гробницей фараона. Этот грандиозный проект греки в будущем причислят к шедеврам строительного искусства египтян. Но его прозвали загадочным. Построил его фараон Аменемхет III, (площадью семьдесят две тысячи кв.м). Это окружённое колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом (от Лабира – так греки произносили тронное имя Аменемхета). На протяжении веков у многих народов мира это слово стало обозначать обширное здание с множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться.

Исполинское сооружение производило ошеломляющее впечатление, о чём рассказывали историки Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, ходили по палатам», тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда посетителей не пускали, так как там помещались «гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и гробницы святейших крокодилов».

Здание Лабиринта имело чрезвычайно сложную планировку, и выйти из него невозможно без помощи проводника. В Лабиринте собирались все жрецы и жрицы Египта для решения важных дел.

Характерной чертой верхнеегипетских гробниц постепенно становится навес-портик у входа, украшенный столбами-обелисками.

Ещё одна особенность гробниц периода Среднего царства – обилие многокрасочных росписей на стенах. Иначе, впрочем, плиты традиционно украшались рельефными скульптурными композициями, но этот обычай постепенно отмирает. Стены, выбитые в толще известняка, зачастую было просто невозможно обработать с ювелирным изяществом предшествующих эпох, да и стоило это достаточно дорого. Роспись казалась более естественной на светлом фоне шероховатых стен, к тому же египетские художники в эпоху Среднего царств значительно обогатили свою цветовую палитру. Если ранее художник в основном только раскрашивал высеченные на стене изображения, как бы завершая работу скульптора, то в эпоху Среднего царства живописец, наконец, получил возможность смело и самостоятельно вести работу с объёмом и размерами. Это сразу же заставило художников внимательно взглянуть на мир в стремлении уловить существенные примеры бытия.

Однако временная централизация власти в руках фараонов XI и XII династий не обеспечила в целом устойчивого развития государства. Дробление на мелкие номо-храмовые и номо-вельможные хозяйства продолжалось. Возникли новые экономические отношения, связанные с возможностью аренды земли и выплатой налога. Широкое развитие ремесла привело к росту благосостояния занятой в нём части населения. Профессионалы – каменотёсы или золотых дел мастера становились весьма зажиточными людьми и даже могли создавать по профессиональному признаку некие социально-профессиональные объединения вроде цехов. Землёй наделялись воины и чиновники. Иначе говоря, на фоне новых социально-экономических отношений продолжалась децентрализация власти, которой эти отношения активно способствовали. Данный процесс нашёл естественное отражение в архитектуре.

В пустыне и близ Файюмского оазиса вновь начинают одна за другой расти царские пирамиды. Внешне они очень похожи на древние и так же, как пирамиды предшественников, окружены поминальными храмами и гробницами знати. Однако сходство это чисто внешнее. Прежде всего, выдают более поздние постройки размеры, в период XII династии исполинские пирамиды уже не возводились. И технология строительства к тому времени перетерпела значительные изменения. Остов поминального четырёхгранного конуса возводился строителями периода Среднего царства из кирпича-сырца, и только снаружи сооружение маскировалось известняковыми плитами «под старину».

Если отличительной чертой Древнего царства было строительство гигантских пирамид, то теперь пирамиды строятся как небольшие ничем не примечательные сооружения. Это объясняет, с одной стороны, отсутствием концентрации общегосударственных материальных ресурсов в единых руках, т.е. в руках фараонов. Средства распылялись среди множества людей – знати, жрецов, чиновников, ремесленников и даже малоимущих. И как результат, за исключением, короткого периода XI и XII династий, -- отсутствие крупномасштабного строительства. С другой стороны, отпала необходимость в создании пирамид, так как фактически не существовало центральной власти. Только погребальный комплекс фараонов XI династии Ментухотепа III и Ментухотепа VI в Фивах вернулся к образу пирамиды. Место, где был построен комплекс, сегодня носит название Дейр –эль Бахри. Это погребальное сооружение представляет собой причудливое сочетание поминального храма, пирамиды и верхнеегипетской каменной гробницы. Остроумно было использовано природное столбообразное скальное образование. В породе не только были выбиты ниши, но и вокруг своеобразной естественной колонны были возведены два яруса портиков с огромными столбами, а на верхушку сооружения был наточен купол для придания комплексу сходства с пирамидой. Рядом с ним в период Нового царства будет построен храм царицы Хатшепсут, объединённый с гробницей фараонов единым архитектурным решением. Погребальный храм с гробницей не сохранился. Осталась только платформа, на которой он был возведён.

Вообще архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска и типов монументальных сооружений. В эти годы создаются достаточно оригинальные архитектурные ансамбли и композиции, мало похожи на сооружения Древнего царства. Положение меняется с приходом к власти XII династии. Наследники Аменемхета I стремились во многом скопировать уклад жизни всесильных фараонов древности, чему немало способствовал и перенос столицы в окрестности пришедшего в упадок Мемфиса. Подчёркнутое следование канонам Древнего царства в архитектуре, исходя из этого, следует принять не только идеологическим заказом правителей эпохи Среднего царства, но и итогом возвращения в «большую» архитектуру мемфисской школы мастеров-каменетёсов.

Наиболее яркой страницей в истории строительства Среднего царства стали пещерные гробницы. Интересны гробницы в Бени-Хасане. С точки зрения инженерного решения ничего нового египтяне в них не добавили. Выдолбленный узкий проход ведёт вглубь скалы с небольшими храмовыми залами, в которых размещены две или четыре колонны. Пролёты по-прежнему минимальны, за исключением входных. Опоры довольно широко расставлены и имеют небольшие сечения, к тому же их стволы прорезаны вдоль желобками, которые в греческой архитектуре получат название каннелюр. Нагрузка на колонны невелика, поэтому балка имеет сравнительно небольшое сечение. Эти колонны явились примером первого приближения к протодорическому ордеру, хотя и не стали его прототипом.

В гробнице номархов, найденных близ нынешнего Бени-Хасана, сохранились изумительные изображения воинских упражнений (так называемый Алтайский храм), интересны жанровые росписи заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. При этом явственно ощущается своеобразное видение египетскими мастерами пространства, объёма, в росписях присутствует, если можно выразиться, идеологически – условная перспектива рисунка.

Более строго копирует жизнь египетская скульптура эпохи Среднего царства. Образцы её достаточно часто встречаются в заупокойных храмах и гробницах. Причём точность передачи деталей быта и обстановки скульптором скорее всего предопределена утилитарным назначением его работ: они символизируют спутников отправившегося в путешествие в мир иной господина. При этом просто замечательна способность ваятеля или резчика передать движение, «оживить» скульптурную композицию.

Особо стоит отметить работы придворных ваятелей. Очевидно, при дворе уделялось большое внимание развитию живописи, скульптуры и зодчества. При этом заказчики – фараоны XII династии требует от мастеров правдивости и точности изображения.

Эпоха Среднего царства отмечена также развитием дворцовой архитектуры. Строительство дворцов получило довольно широкий размах. Дворцы наделялись признаками как простого жилого дома периода Древнего царства сего геометрическими формами в построении плана вокруг открытого двора, так и элементами парадного характера. Нужно отметить, что примеров дворцового строительства практически не сохранилось, так что примеров о характерных особенностях архитектуры дворцов исследователи делают в основном по памятникам изобразительного искусства. Наружный вид дворцов был чрезвычайно прост, лаконичен и имел геометрически правильные формы. Гостевые залы были выше остальных, что давало возможность на перепаде высоты размещать световые и вентиляционные решётки. Этот приём позже использовался при сооружении храмов Нового царства. Лёгкие балконы поддерживались тонкими колонами. Наиболее роскошным был, по-видимому, дворец Аменхотепа III в Фивах. Дворцы и богатые виллы обносились стеной, вокруг развивались дворцовые парки. Раскопки открыли такой парк у виллы в Телль-эль-Амарне, он протянулся на 70м в длину. При всём этом период Среднего царства с его политической и экономической раздробленностью не отличался активным строительством крупных и значимых памятников.

В Египте сохранилось несколько крепостей до сих пор: Семнех, двойная крепостная стена в Абидосе; памятник в Мединет-Абу воспроизводит формы крепостных ворот. Стены увенчаны полукруглыми зубцами, а иногда выступами; эти последние играют ту же роль, что и позднейшие готические бойницы, через которые осаждённые сбрасывали тяжести на врага.

Ввиду того что тяжести падают вертикально, нападающие легко могли защищаться при помощи подвижных горизонтальных щитов. Опасность была бы гораздо значительнее, если бы удар падал не вертикально, а наносился с более или менее крутым уклоном; именно такое отклонение от вертикальной линии удара и пытались осуществить, придавая своим стенам ломаный профиль или выдвигая под углом подошву стены, от которой ядра отскакивали.

На профилях откос для рикошета устроен в нижней части стены. Ядро, встретив откос на своём пути, вызывает сотрясение кладки и теряет часть своей живой силы; это неудобство устранено в профиле, при котором пущенное ядро с самого начала падает под уклоном. Кладка не испытывает сотрясений, но снаряд, слишком сильно выброшенный вперёд, перелетает через врага, если он стоит у самой стены. Таким образом, здесь и преимущества и недостатки, и потому обычно предпочитают профиль.

В архитектуре крепостей точно так же встречается орнаментировка: на стенах Абидоса остались следы зубцов, напоминающие органные трубы; на портале в Мединет – Абу наряду с орнаментом, заимствованным из крепостных сооружений, сохранились консоли в виде согнутых фигур пленников, которые, по-видимому, несли на плечах трофеи побед.

Вообще египетские крепости строились из глины, причём для рассеяния силы ударов вражеских таранов в массив стены закладывали брёвна. Куртины стен укреплялись квадратными башнями; как видно из плана, вход представляет собой проход со многими коленами, устроенными с той целью, чтобы затруднить врагу доступ внутрь крепости.

И так мы видим, что строительство и архитектура в период Среднего царства находится в поиске новых решений, форм, конструкций. А необыкновенный всплеск развития архитектуры и строительства придётся на следующую эпоху в истории Древнего Египта – Эпоху Нового царства.

 

 

Литература

1. Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры. – М.: Эксмо, 2008. – 704с.

2. Эмили Коул. Основы архитектуры. М.: «Арт-РОДНИК», 2004. 352 – С.

3.Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. Т.-1. М.: 1970.

4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984.

5. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р.Забалуева.— М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, и др. – М.: Харвест, 1999. – 832с.

 

 

Лекция 6.

Читайте также:

lektsia.com

Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. до н.э.) | Архитектура и Проектирование

С конца V династии уже наметился процесс распада централизованной деспотии Египта. Земельная знать приобретала все большую самостоятельность, Египет распался на множество областей (номов), вновь объединенных лишь в правление XI — XII династий. Рос средний торговый слой горожан, политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начал играть город Фивы.

Территориальная раздробленность, отсутствие столь абсолютной единой регламентации, в условиях большей, чем в Древнем царстве, социальной дифференциации, привели в искусстве к поискам относительно индивидуального. Наметилась локализация художественных школ, на смену религиозно-догматаческому характеру литературы появилась своеобразная форма повести и философского трактата. В изобразительном искусстве поиски индивидуального стиля ярче всего сказались в скульптурном портрете. Поразительной выразительности достиг портрет, особенно в целой серии дошедших до нас статуй Сезостриса III и Аменемхета III. Этот психологический натурализм портрета оказался, однако, тем единственно новым, что отметило искусство Среднего царства.

Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри
Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри

Мы не боимся утверждать, что именно в зодчестве не было найдено ничего принципиально нового, равноценного стилистическому спецификуму архитектуры Древнего или Нового царств. Как на важнейший памятник указывают обыкновенно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.

Но ни с точки зрения архитектоники массы, ни с точки зрения пространственного разрешения, ни, наконец, построения архитектурного ансамбля в целом — здесь не было дано ничего кардинально нового. Храм был расположен на прямоугольной террасе, окруженной галереей, состоявшей из двух: рядов четырехгранных столбов, несущих антаблемент. В центре террасы на квадратном цоколе — пирамида. Вторая, внутренняя галерея состояла из протодорийских восьмигранных колонн. Мотив пирамиды на цоколе, лишь с несколько иными пропорциями, варьирует в общем композицию центральной части в солнечных храмах V династии.

То же нужно сказать и в отношении пространственного разрешения подобной композиции в прямоугольном дворе. Новы лишь отдельные элементы, в частности — в такой массе данные так называемые протодорийские колонны. Колонны эти обычно шестнадцатигранные, но в эпоху Нового царства встречаются и с восемнадцатью и даже двадцатью четырьмя гранями. Зарождение их обычно относят к рассматриваемому периоду, хотя каннелированные колонны зала близ пирамиды Джосера позволяют, возможно, ее генезис отодвинуть уже к началу Древнего царстца. Наиболее оригинальное использование протодорийской колонны встречаем мы в гробницах Ермополя, Сиута, Эль-Берше, Бени-Гассана и других мест. Гробницы эти, принадлежавшие разным Монархам и разбросанные в их владениях, высекались в скалах. Наружный портик здесь украшают обычно две протодорийские колонны с атаками и массивным, покоящимся на них архитравом.

Не исчезают, впрочем, в течение Среднего царства и другие «ордера» колонн: в бени-гассанских гробницах большого изящества достигает лотосообразная колонна. Что касается обелиска, то и здесь мы видим лишь дальнейшую эволюцию той же формы, зародившейся в зодчестве V династии. Обелиск фараона Сенусерта I вытягивается, достигая высоты в 20 с лишним метров. Интересно здесь отметить тип гражданской архитектуры. Руины частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э.) позволяют реконструировать план дома. Обширный открытый двор, заканчивающийся в глубине колоннадой, ведет в первый, поперечно расположенный зал для гостей. Второй зал вытянут в глубину. Это — покои владельца и его столовая. Этот второй зал окружают и другие строго геометризированные пространственные компартименты: двор гарема, кухня и другие службы. Если припомнить разобранный нами выше план поминального храма Хефрена, то связь в нем гражданского и храмового зодчества станет несомненной.

Несомненна, далее, и преемственность дворцовой архитектуры XVIII — XX династий от разобранного нами плана дома Среднего царства. Наружный вид дворцов периода Нового царства был прост и лаконичен в своих геометризированных формах. Гостевой и следующий за ним залы были выше остальных. Через простенки разной высоты перекрытий вливался свет сверху. Окна балконов снаружи фланкировали пальмовидные и лотосообразные малые колонки, о чем свидетельствуют изображения в гробницах телль-эль-амарнской поры (XIV в. до н. э.).

И здесь, следовательно, отмечаемое и Шуази использование одних и тех же архитектурных элементов в храмовом и гражданском зодчестве бросается в глаза, с одной, однако, оговоркой. Растительная колонна в храмовой архитектуре при всей ее декоративности никогда в то же время не теряла своей подчеркнутой конструктивной функции.

Наиболее декоративные колонны V династии или же колонны Аменхотепа III в Луксоре в то же время и очень монументальны. Колонны же в дворцовой архитектуре (насколько, правда, позволяют судить лишь памятники изобразительного искусства), — скорее пилястры, притом использованные в чисто декоративных целях.

О характере живописи и обильной фаянсовой декорации дворцового зодчества можно судить лишь по сохранившимся фрагментам. Связь этого также в высокой мере декоративного искусства с искусством крито-микенских росписей неоднократно отмечалась в специальной литературе (особенно для периода Телль-эль-Амарны: 70 — 60-е гг. XIV в. до н. э.). Наиболее роскошным, по крайней мере по своей декорировке, был дворец Аменхотепа III близ Фив, а далее и дворцы Аменхотепа IV в Амарне и фиванские дворцы Рамсесов II и III.

Эти дворцы, а также ныне совершенно разрушенные «виллы» приближенных фараона Аменхотепа IV в Амарне обносились стеной и имели парки. К одной из таких «вилл», как показывают раскопки Восточного германского археологического общества, примыкал парк длиной до 70 м.

arx.novosibdom.ru

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство

Количество просмотров публикации Архитектура Древнего Египта. Среднее царство - 188

План лекции:

1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

2. Наземные культовые постройки:

- пирамиды эпохи Среднего царства;

- Лабиринт – заупокойный храм и дворец Аменемхета III в Фаюме (1800 ᴦ. до н. э.)

3. Культ бога Осириса. Скальные гробницы.

4. Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (кон. III тыс. до н. э.).

Литература

Контрольные вопросы и задания

В последнем столетии III тысячелœетия до н. э. египетское государство переживало тяжелый экономический и политический кризис. Ряд неурожайных лет, голод, гражданские смуты, вторжения кочевников в Северный Египет привели к нарушению графика ирригационных работ и к истощению земли. Значительно подорожали каменные строительные материалы. Их всœе чаще стали заменять кирпичом-сырцом. А это в Египте всœегда было признаком экономической нестабильности. Произошло усиление власти номархов (правителœей областей) и жрецов. К концу правления фараона Пепи (Пиопи) II Древнее царство (мемфисская династия) прекратило сое существование.

В период Среднего царства (приблизительно 2150-1700 гᴦ. до н. э.) были произведены грандиоз­ные работы по устройству Фаюмского водо­хранилища и связанной с ним оросительной системы. На север, к Фаюму, была перенесена на время и столица Египта. Ею стал город Гераклеополь. Северным (ʼʼгераклеопольскимʼʼ) фараонам пришлось вести постоянную борьбу с могущественными номархами, первое место среди которых занимал правитель фиванской области. Победа в конечном итоге осталась на стороне Фив. Сильные фиванские правители сумели объединить вокруг себя весь южный Египет. Окончательным победителœем в этой борьбе стал фиванский царь Ментухотеп I, который восстановил Египетское государство. При нем власть номархов было существенно ограничена, многие из них постарались занять высокие государственные посты, удержав, таким образом, в своих руках реальную власть. Важно заметить, что для себя они строили великолепные дворцы и гробницы. В их создании принимали участие многочисленные зодчие, скульпторы и живописцы. Многие провинции Египта благодаря этому превратились в значительные художественные центры (Заячий, Антилопий, Фиванский номы и др.).

Состав египетского общества в период Среднего цар­ства расширяется и усложняется. Усиливается влияние местных правителœей и жречества за счёт некоторого ограничения власти фараона, хотя государство остается в своей базе централизованной деспотией. Пи­рамиды с их заупокойными храмами, служа­щие наглядным символом этой деспотической власти, продолжают строиться и в Среднем царстве, но их масштабы уже далеко не те, что в период подъема Древнего царства. Усиление­ роли жречества в политической жизни страны сопровождается развертыванием храмового строительства. Местная ари­стократия и жречество строят себе монумен­тальные скальные гробницы – тип погребения, известный, впрочем, уже со времен Древнего царства. Рост городов и социально-имуще­ственное расслоение населœения находят отражение в дифференциации жилищной архи­тектуры, в формировании архитектурного типа египетской жилой усадьбы и различных вари­антов городской застройки, начиная от богатых жилых домов и кончая рабочими посœел­ками с их минимальными жилыми ячейками.

В Среднем царстве был создан ряд архитек­турных форм и композиционных приемов, по­лучивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового цар­ства, к примеру ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостилъных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания).

Уже в Среднем царстве встречается так на­зываемая гаторическая колонна, получив­шая особенно широкое распространение в Позднем Египте. Она имеет вид стилизованного женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из несколь­ких стержней, продетых сквозь изогнутую ме­таллическую полосу, насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы – богини Гатор (Хатхор). В состав колонны, напоминающей систр, входят ствол, соответствующий ручке этого инстру­мента͵ и высокая капитель в виде головы Гатор, над которой поднимаются выкружка и кубическое навершие.

Характерной чертой многих сооруже­ний Среднего царства является широкое при­менение колоннад, в частности колоннад, вы­несенных на наружный фасад архитектурного сооружения. Плохая сохранность памятников Среднего царства не дает, однако, возможности представить себе с достаточной отчетливостью и полнотой общую картину развития архитек­туры этого периода.

Среднее царство – один из периодов подъ­ема хозяйственной жизни древнего Египта – время значительного роста египетских городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы, выливающейся в конце Среднего царства в форму крупных восстаний крестьян, ремесленников и рабов. Внутренние социальные противоречия облегчи­ли проникновение в Египет кочевников-гиксосов, положивших конец Среднему царству.

  1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

Развитие провинций сопровождалось строительством временных посœелœений, в которых жили строители и ремесленники. Город Кахун (XIX век до н. э.) был построен в пустыне по приказу Синусерта II. Он был предназначен для рабочих, возводивших пирамиду для этого фараона. Пирамида размещалась в юго-восточной части города. Рядом с ней располагались кварталы строителœей, торговцев и обслуживающего персонала.

Этот город имел в плане форму прямоугольника 380×260 метров, общую площадь – порядка 10 га. В планировке улиц сохранилась традиционная регулярная планировка. Были найдены также следы ливневой канализации. Все улицы города были ориентированы по сторонам света. При этом в целом градостроительная схема, создаваемая по единому плану, отличается сухостью и однообразием. Все дома выходили на узкие улицы глухими стенами. Город был окружен по периметру высокой кирпичной стеной. Стены также отделяли основную территорию города, расположенную в его восточной части, от квартала рабов и бедноты (западная часть). В случае мятежа стража, заняв стену, могла держать восставших под контролем и расстреливать их сверху из тяжелых луков.

Разительный кон­траст между жилищами рабочих, рабов и чиновников, руководивших строительными работами, сказался в планах отдель­ных домов, в планировке жилых квар­талов, в отгороженности привилегированной части города глухой стеной от квартала рабочей бедноты. В особенности об­ращает на себя внимание теснота͵ сухой, жест­кий схематизм планировки и скучное однооб­разие застройки рабочего квартала. Кварталы бедноты и рабов занимали площадь 260×105 м. Рабо­чее жилище Кахуна обычно включало две-три комнатушки. Тесные лачуги рабов (шене) в западном квартале города тесно лепились друг к другу. Многие из них не имели крыш для лучшего обзора со стены. Их внешний вид довольно красочно описан в одном из романов И.А. Ефремова: ʼʼБольшой и серый квадрат земли, примерно по две стадии с каждой стороны, был заключен в высокие, неприступные стены, охранявшиеся ходившей поверху стражей. Всю правую половину огороженной площади занимали крошечные глинобитные клетушки, сомкнутые друг с другом боковыми стенами и разделœенные узкими продольными проходами. Такие же низенькие домики находились в левом углу. Передний угол огораживался низкой стеной, откуда шел острый аммиачный запах. Близ двери стояли сосуды с водой. Здесь же длинный участок почвы был намазан глиной и чисто выметен. Это было место для еды…. Вся свободная часть квадрата была выглажена и вытоптана – ни одной травинки не зелœенело на ее серой поверхности. В воздухе царила духота – жаркий день, казалось, осаждал весь свой зной в квадратное углубление, замкнутое высокими стенами и открытое сверху. Таков оказался шене – рабочий дом, один из многих сотен ему подобных, разбросанных по стране Та-Кем. Здесь томились разноплеменные рабы – рабочая сила, основа богатства и красоты Айгюптоса…ʼʼ [Ефремов И.А. Сочинœения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 160].

Но и богатые дома Кахуна также совершенно однотипны. Это связа­но, по видимому, с тем, что Какун был но­вым городом, созданным по единому общему плану. В каждом доме имелся ряд всœевозможных поме­щений: комнат, портиков, открытых дворов и т. д., разбитых на группы соответственно их назначению. Дома-усадьбы богачей располагались в самой престижной, северо-восточной части города. Каждый из них насчитывает до 70 комнат и коридоров. Габариты застройки в среднем составляли 60×45 метров, что в пятьдесят раз превышало площадь жилища среднего ремесленника.

referatwork.ru

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство

План лекции:

 

1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

2. Наземные культовые постройки:

— пирамиды эпохи Среднего царства;

— Лабиринт – заупокойный храм и дворец Аменемхета III в Фаюме (1800 г. до н. э.)

3. Культ бога Осириса. Скальные гробницы.

4. Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (кон. III тыс. до н. э.).

 

Литература

Контрольные вопросы и задания

 

В последнем столетии III тысячелетия до н. э. египетское государство переживало тяжелый экономический и политический кризис. Ряд неурожайных лет, … голод, гражданские смуты, вторжения кочевников в Северный Египет привели к нарушению графика ирригационных работ и к истощению земли. Значительно подорожали каменные строительные материалы. Их все чаще стали заменять кирпичом-сырцом. А это в Египте всегда было признаком экономической нестабильности. Произошло усиление власти номархов (правителей областей) и жрецов. К концу правления фараона Пепи (Пиопи) II Древнее царство (мемфисская династия) прекратило сое существование.

В период Среднего царства (приблизительно 2150-1700 гг. до н. э.) были произведены грандиоз­ные работы по устройству Фаюмского водо­хранилища и связанной с ним оросительной системы. На север, к Фаюму, была перенесена на время и столица Египта. Ею стал город Гераклеополь. Северным («гераклеопольским») фараонам пришлось вести постоянную борьбу с могущественными номархами, первое место среди которых занимал правитель фиванской области. Победа в конечном итоге осталась на стороне Фив. Сильные фиванские правители сумели объединить вокруг себя весь южный Египет. Окончательным победителем в этой борьбе стал фиванский царь Ментухотеп I, который восстановил Египетское государство. При нем власть номархов было существенно ограничена, многие из них постарались занять высокие государственные посты, удержав, таким образом, в своих руках реальную власть. Для себя они строили великолепные дворцы и гробницы. В их создании принимали участие многочисленные зодчие, скульпторы и живописцы. Многие провинции Египта благодаря этому превратились в значительные художественные центры (Заячий, Антилопий, Фиванский номы и др.).

Состав египетского общества в период Среднего цар­ства расширяется и усложняется. Усиливается влияние местных правителей и жречества за счет некоторого ограничения власти фараона, хотя государство остается в своей основе централизованной деспотией. Пи­рамиды с их заупокойными храмами, служа­щие наглядным символом этой деспотической власти, продолжают строиться и в Среднем царстве, но их масштабы уже далеко не те, что в период подъема Древнего царства. Усиление­ роли жречества в политической жизни страны сопровождается развертыванием храмового строительства. Местная ари­стократия и жречество строят себе монумен­тальные скальные гробницы – тип погребения, известный, впрочем, уже со времен Древнего царства. Рост городов и социально-имуще­ственное расслоение населения находят отражение в дифференциации жилищной архи­тектуры, в формировании архитектурного типа египетской жилой усадьбы и различных вари­антов городской застройки, начиная от богатых жилых домов и кончая рабочими посел­ками с их минимальными жилыми ячейками.

В Среднем царстве был создан ряд архитек­турных форм и композиционных приемов, по­лучивших широкое применение и дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового цар­ства, например ворота в форме двойных башен (пилоны) и поднятие потолка над средними проходами в колонных (гипостилъных) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия (так называемый базиликальный разрез здания).

Уже в Среднем царстве встречается так на­зываемая гаторическая колонна, получив­шая особенно широкое распространение в Позднем Египте. Она имеет вид стилизованного женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из несколь­ких стержней, продетых сквозь изогнутую ме­таллическую полосу, насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы – богини Гатор (Хатхор). В состав колонны, напоминающей систр, входят ствол, соответствующий ручке этого инстру­мента, и высокая капитель в виде головы Гатор, над которой поднимаются выкружка и кубическое навершие.

Характерной чертой многих сооруже­ний Среднего царства является широкое при­менение колоннад, в частности колоннад, вы­несенных на наружный фасад архитектурного сооружения. Плохая сохранность памятников Среднего царства не дает, однако, возможности представить себе с достаточной отчетливостью и полнотой общую картину развития архитек­туры этого периода.

Среднее царство – один из периодов подъ­ема хозяйственной жизни древнего Египта – время значительного роста египетских городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы, выливающейся в конце Среднего царства в форму крупных восстаний крестьян, ремесленников и рабов. Внутренние социальные противоречия облегчи­ли проникновение в Египет кочевников-гиксосов, положивших конец Среднему царству.

 

  1. Особенности градостроительства эпохи Среднего царства. Планировка города Кахуна (XIX в. до н. э.).

 

Развитие провинций сопровождалось строительством временных поселений, в которых жили строители и ремесленники. Город Кахун (XIX век до н. э.) был построен в пустыне по приказу Синусерта II. Он был предназначен для рабочих, возводивших пирамиду для этого фараона. Пирамида размещалась в юго-восточной части города. Рядом с ней располагались кварталы строителей, торговцев и обслуживающего персонала.

Этот город имел в плане форму прямоугольника 380×260 метров, общую площадь – порядка 10 га. В планировке улиц сохранилась традиционная регулярная планировка. Были найдены также следы ливневой канализации. Все улицы города были ориентированы по сторонам света. Однако в целом градостроительная схема, создаваемая по единому плану, отличается сухостью и однообразием. Все дома выходили на узкие улицы глухими стенами. Город был окружен по периметру высокой кирпичной стеной. Стены также отделяли основную территорию города, расположенную в его восточной части, от квартала рабов и бедноты (западная часть). В случае мятежа стража, заняв стену, могла держать восставших под контролем и расстреливать их сверху из тяжелых луков.

Разительный кон­траст между жилищами рабочих, рабов и чиновников, руководивших строительными работами, сказался в планах отдель­ных домов, в планировке жилых квар­талов, в отгороженности привилегированной части города глухой стеной от квартала рабочей бедноты. В особенности об­ращает на себя внимание теснота, сухой, жест­кий схематизм планировки и скучное однооб­разие застройки рабочего квартала. Кварталы бедноты и рабов занимали площадь 260×105 м. Рабо­чее жилище Кахуна обычно включало две-три комнатушки. Тесные лачуги рабов (шене) в западном квартале города тесно лепились друг к другу. Многие из них не имели крыш для лучшего обзора со стены. Их внешний вид довольно красочно описан в одном из романов И.А. Ефремова: «Большой и серый квадрат земли, примерно по две стадии с каждой стороны, был заключен в высокие, неприступные стены, охранявшиеся ходившей поверху стражей. Всю правую половину огороженной площади занимали крошечные глинобитные клетушки, сомкнутые друг с другом боковыми стенами и разделенные узкими продольными проходами. Такие же низенькие домики находились в левом углу. Передний угол огораживался низкой стеной, откуда шел острый аммиачный запах. Близ двери стояли сосуды с водой. Здесь же длинный участок почвы был намазан глиной и чисто выметен. Это было место для еды…. Вся свободная часть квадрата была выглажена и вытоптана – ни одной травинки не зеленело на ее серой поверхности. В воздухе царила духота – жаркий день, казалось, осаждал весь свой зной в квадратное углубление, замкнутое высокими стенами и открытое сверху. Таков оказался шене – рабочий дом, один из многих сотен ему подобных, разбросанных по стране Та-Кем. Здесь томились разноплеменные рабы – рабочая сила, основа богатства и красоты Айгюптоса…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т. 2. Повести и рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 160].

 

Но и богатые дома Кахуна также совершенно однотипны. Это связа­но, по видимому, с тем, что Какун был но­вым городом, созданным по единому общему плану. В каждом доме имелся ряд всевозможных поме­щений: комнат, портиков, открытых дворов и т. д., разбитых на группы соответственно их назначению. Дома-усадьбы богачей располагались в самой престижной, северо-восточной части города. Каждый из них насчитывает до 70 комнат и коридоров. Габариты застройки в среднем составляли 60×45 метров, что в пятьдесят раз превышало площадь жилища среднего ремесленника.

 

refac.ru