Изобразительное искусство в древней Руси. Живопись древней руси
Искусство Древней Руси
Древнерусское искусство включает в себя несколько эпох: от времен правления Ярослава Мудрого и до времен царствования Петра. Его истоки тесно связаны с разнообразными традициями восточнославянских племен, в которых оружие, убранство и одежда обязательно должны быть украшены орнаментами, а статуэтки наделялись магическими свойствами и олицетворяли всевозможные силы природы.
Искусство Древней Руси: архитектура
В этот период большое внимание уделяется строительству монументальных грандиозных сооружений из таких материалов, как камень и дерево. Возводят преимущественно избы, храмы, оборонительные перегородки на насыпных валах, мосты через реки, мостовые, гридницы, хоромы знати и терема. Строения должны быть колоритно расписаны, иметь затейливые кровли и быть украшены резными узорами.
Искусство Древней Руси выводит на совершенно новый этап храмовое строительство. Благодаря византийским зодчим, церкви начинают строить, используя крестовокупольную четырехстолпную конструкцию. Ее основная идея заключается в том, что с помощью колонн или столбов помещение делится на продольные части (нефы). На барабане, расположенном на центральных опорах, располагается купол, а центральное пространство как бы образует крест. С восточной стороны должны располагаться алтарные помещения.
В 11-12 веках искусство Древней Руси характеризуется бурным ростом храмового строительства. В Киеве – художественном центре древнерусского государства - в этот период было возведено более четырехсот соборов, Золотые ворота (парадный въезд в город) и около восьми рынков.
Главное культовое здание этого времени – Софийский собор. Он увенчан двенадцатью куполами, украшен фресками, мозаикой, отделан майоликой, резным и полированным камнем.
Каменные соборы были также построены в Чернигове (Спасо-Преображенский), Полоцке и Новгороде (Софийский).
Изобразительное искусство Древней Руси
Появление христианства привнесло в живопись несколько иное содержание. Строгость византийского искусства явно противоречила привычному для славян языческому и радостному восприятию мира. Под кистью древнерусских художников аскетичная манера живописи Византии превращается в символичные творения, близкие славянской натуре.
Иконы пишут преимущественно на дереве.
Искусство Древней Руси характеризуется развитием фресковой живописи и мозаики. В этой области наблюдаются попытки создания собственного стиля. Новгородская школа в своих работах использовала яркость и большую контрастность цвета. Образцы изобразительно искусство киевской школы отличает более нежная палитра.
Фигуры на мозаиках и фресках отражают определенный сюжет, они неподвижны и фронтальны, а размер олицетворяет важность их смысловой нагрузки.
Прикладное искусство Древней Руси
Здесь нашли отражение образы древней языческой мифологии. Деревянная утварь, резные корабли, мебель, ювелирные изделия и ткани, расшитые золотом, насквозь пронизаны символическими образами. Обнаруженные в кладах вещи украшены рисунками животных.
Женские украшения с разнообразными символическими изображениями имели непосредственное ритуальное значение. Серебряные височные подвески в виде звезды, золотые цепочки, монисто из медальонов, бус, крестиков, усыпанное зернью с тончайшей сканью, серебряные широкие браслеты и перстни из драгоценных металлов с изображением головы льва – это придавало праздничному женскому одеянию богатство и многоцветность.
Высокого уровня достигла мелка пластики и лицевое шитье. Изделия с использованием этих техник создавались главным образом в монастырях и мастерских при дворе Великого Князя. Шитье выполнялось разноцветными шелками, преимущественно гладью. Вышивальщицы создали множество уникальных произведений ДПИ (декоративно-прикладного искусства), не уступающих живописным полотнам.
fb.ru
Искусство Древней Руси
Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.
Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.
Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.
Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.
Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.
Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.
В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов
Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.
Мозаики Софии Киевской
Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.
Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).
Новгородское искусство.
Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.
Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее
Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.
Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.
Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).
Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.
Владимиро — Суздальская школа.
Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.
Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.
В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.
Церковь Покрова на Нерли
Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.
Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире
В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.
design-fly.ru
Живопись Древней Руси
Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д). Короче говоря, хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне все же придется рассмотреть христианскую русскую живопись, например, иконы.
«Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».
Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами - учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы - древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем - многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.
Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
«Образ» по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».
В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.
Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается, - как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.
Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел - Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной - крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина - труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка - Коломбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», - писал Н. В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.
В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества - былины, сказки, песни. И со времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником вдохновения для русских писателей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.
Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним церковным песнопениям. И русские композиторы от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество.
Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.
Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками в древности украшали далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 - 100 лет она темнела настолько, что почти совсем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т. е. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой. В начале ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи...
www.librero.ru
Искусство Древней Руси
1. Становление искусства Древней Руси
2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Стиль – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития различных видов искусств. Понятие стиль употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественный направлений и индивидуальной манеры художника.
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.).
Этот период характеризуется блестящим расцветом искусства Древней Руси. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран.
Основным жанром древнерусской живописи являются Иконы. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплоще-нии, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.
1. Становление искусства Древней Руси
История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.
В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.
Существенные особенности древнерус-ского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11-12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей.
Прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.
С 10 века древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.
Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.
В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.
2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах.
Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена».
В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений, которая живет в народе и до сей поры.
Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности, тем не менее, характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.
Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.
София, как и другие большие городские соборы во многом определяет характер всей древнерусской архитектуры. Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Пять нефов Софии четко выделены, но все они тяготеют к центральному подкупольному помещению.
Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых массивный центральный купол подчиняет себе остальные.
Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея - все это создает довольно сложное и в то же время гармоничное сочетание объемов и линий.
Внутреннее пространство собора членится двенадцатью мощными крестчатыми столбами на обособленные части. Впечатление динамичности пространства возникает благодаря обилию самых неожиданных точек зрения, богатой и сложной игре света и тени.
Входящий в храм прежде всего обращает внимание на огромную алтарную арку, на обширное помещение центральной абсиды; таинственный сумрак боковых помещений еще более утверждает главенствующее положение подкупольного пространства.
В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. По образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате.
Таким стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню.
В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в 11-12 вв. в древнерусской иконописи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.
Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание.
Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились.
А писание икон – иконопись – была главным видом живописи того времени. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Иконопись, в отличие от светской живописи, осуществлялась по определенным канонам.
Эстетика иконописи требовала воплощения «божественного», сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но идеально возвышенных образах, призванных передавать внутреннюю духовную сущность реального мира. Икона – это, как правило, плоскостное изображение с преимущественно однородным колоритом и стандартной композицией.
На Руси существовали различные школы иконописи, каждая из которых отличалась своей особой стилистикой: новгородская, псковская, владимиро-суздальская, московская.
Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело». Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль и этой ролью был определен ее характер. Русь от Византии унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» - воплотить в изобразительные образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» - Священное Писание - а иконы были необходимым элементом украшения храмов.
Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем.
И уже в 11-12 вв. в древнерусском искусстве появляются оригинальные художественные композиции и образы, которых византийское искусство не знало. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества, которые показались бы еретическими в Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества. В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна.
Простыми средствами они создавали образы глубокого внутреннего содержания, необычайной эмоциональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства в мировую художественную культуру.
Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).
Внутри Софийского собора все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. Одним из центральных изображений Софии является образ Богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены». Грандиозному, монументальному образу Богоматери-оранты в центральной абсиде, олицетворяющему «земную церковь», свойственна высокая одухотворенность, вызывающая душевный подъем, возвышающая зрителя.
Украшением храма руководили византийские мастера, и, наверное, им принадлежат центральные композиции, но, несомненно также, что в процессе грандиозной работы к ним присоединились и русские художники. В частности, об этом свидетельствуют характерные русские черты многих лиц.
Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало.
Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.). Церковь Спаса Нередицы также была расписана от основания до купола, но в росписях уже наметились расхождения с византийскими традициями. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали, изменился характер некоторых библейских сцен. Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым.
Величественные и суровые образы были созданы и в мозаиках Михайловского монастыря в Киеве (вторая половина 11 в.), дошедших до нас во фрагментах. Среди последних хорошо сохранилась «Евхаристия» (причащение Христом апостолов) и фигуры архидиакона Стефана и Дмитрия Солунского. Особенностями этих мозаик является гораздо большая, чем в Софии, свобода композиции, искусная передача движения, а главное - яркая индивидуализация лиц и всего облика апостолов и святых.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. Культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты, написанные не по византийскому образцу. Возникла композиция «Покров Богоматери» и ряд других.
Широко распространилось в Киевской Руси и искусство миниатюры. Самый значительный памятник - Остромирово евангелие, исполненное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. Миниатюры евангелия содержат много черт, несвойственных собственно византийскому искусству. Более плоскостная трактовка фигур евангелистов, склонность к чистым локальным краскам, употребление золота в контурах - все говорит о формировании нового, более декоративного живописного стиля, о сложении особых живописных традиций.
Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития.
Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др. Среди ремесел следует указать художественное литье, сложную технику черни, филиграни и зерни, поливную керамику и особенно эмальерное дело. В качестве примера - великолепный оклад Мстиславова евангелия (начало 12 в.) - подлинное чудо прикладного искусства.
Следует отметить, что говорить об авторстве икон, фресок или зодчества этого периода практически невозможно, они до нас не дошли. Тогда в постройке храмов и их росписи принимали участие приглашенные мастера-греки и русские ученики. Уже в более позднее время появились известные имена, такие как Феофан Грек - византийский художник-эмигрант, русский иконописец Андрей Рублев.
Заключение
В период становления феодальной Руси (особенно после Крещения Руси) очень сильное влияние Византии. Длительный период развития русской культуры определялся религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство и иконопись.
Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии - в живописи даже были созданы образцы - «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника.
Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом - в своём, русском стиле. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.
Список использованной литературы
Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т.Г.Грушевицкая, М.А.Гузик и др. - М.: Просвещение, 2001. – 240 с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г.Емохонова. – М.: Academia, 2001. – 544 с.
Ильина Т.В. История Искусств / Т.В.Ильина. – М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.
Лебедева Ю.Л. Древнерусское искусство X-XVII в. Живопись и архитектура. Пособие для учителя / Ю.Л.Лебедева - М.: Учпедгиз, 1994. - 488 с.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси / Любимов Л.Д. - М.: АСТ, 2004. - 256 с.
Садохин А.П. Мировая художественная культура / А.П.Садохин, Т.Г.Грушевицкая. – М. ЮНИТИ, 2004. – 495 с.
gorodnaneve.com
Презентация на тему "Живопись Древней Руси"
Презентация на тему: Живопись Древней Руси
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:
Живопись Древней Руси Урок литературы в 9 классе
№ слайда 2 Описание слайда:
Цели урока: Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчестваУзнать о жанрах искусстваУзнать имена знаменитых древнерусских иконописцев
№ слайда 3 Описание слайда: № слайда 4 Описание слайда: № слайда 5 Описание слайда:
Мозаика Мозаика Алтаря Киевской СофииМозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь».В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.Интерьер Киевской Софии
№ слайда 6 Описание слайда:
Фрески Роспись растительными красками на сырой штукатуркеПётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199
№ слайда 7 Описание слайда:
Иконы Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.
№ слайда 8 Описание слайда:
Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.
№ слайда 9 Описание слайда:
Богоматерь Оранта (Знамение) Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия
№ слайда 10 Описание слайда:
Богоматерь Знамение Царскосельская Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус
№ слайда 11 Описание слайда:
Одигитрия Синайская Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него
№ слайда 12 Описание слайда:
Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление
№ слайда 13 Описание слайда: № слайда 14 Описание слайда:
Богоматерь Троеручица
№ слайда 15 Описание слайда:
Великая Панагия Шире Небес и Ярославская
№ слайда 16 Описание слайда:
Успение Богородицы
№ слайда 17 Описание слайда:
Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.Симон Ушаков
№ слайда 18 Описание слайда:
Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.
№ слайда 19 Описание слайда:
Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил»Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки.В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.
№ слайда 20 Описание слайда:
Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса.Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.
№ слайда 21 Описание слайда:
Спас на Престоле Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда.Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой.Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»
№ слайда 22 Описание слайда:
Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410 Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.
№ слайда 23 Описание слайда:
Спас Ярое око – икона середины 14 века В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч».Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами.Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.
№ слайда 24 Описание слайда:
Феофан Грек. Христос Вседержитель Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.
№ слайда 25 Описание слайда:
Фрески Феофана Грека Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.
№ слайда 26 Описание слайда:
Феофан ГрекАвель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
№ слайда 27 Описание слайда:
Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.
№ слайда 28 Описание слайда:
Феофан Грек «Преображение»Икона из Переяславля Залесского Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.
№ слайда 29 Описание слайда:
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина
№ слайда 30 Описание слайда:
Рублёв «Троица» Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.
№ слайда 31 Описание слайда:
ДионисийАрхангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век Черт, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре:Душевная просветлённостьГармоническая красота колоритаОтсутствие трагический сцен
№ слайда 32 Описание слайда: № слайда 33 Описание слайда:
Найдите определение иконы Станковая живопись, выполненная яичными красками по специально выделанной доскеМонументальная живопись, выполненная растительными красками по мокрой штукатуркеМонументальная живопись, выполненная из кусочков разноцветной слюды
№ слайда 34 Описание слайда:
Какой ряд иконостаса посвящён Саваофу? ПраотеческийДеисусныйПраздничныйМестный
№ слайда 35 Описание слайда:
Найдите среди данных икон Одигитрию
№ слайда 36 Описание слайда:
Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе? ОдигитрияОрантаПанагияУмиление
№ слайда 37 Описание слайда:
Найдите среди данных икон изображение Пантократора
№ слайда 38 Описание слайда:
Найдите феску Феофана Грека
№ слайда 39 Описание слайда:
Найдите среди данных икон житийную
ppt4web.ru
Живопись Киевской Руси [Древнерусская] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat
Техники живописи
Фрески
Время сохранило некоторые образцы Древнерусских фресок. Эта техника требовала большого мастерства. Примерно зная, какую часть стены он сможет расписать за день, художник покрывал её сырой штукатуркой, по которой острым стержнем прочерчивал контур рисунка. Затем он выполнял саму роспись. Разведённые водой минеральные краски глубоко впитывались в сырую штукатурку. Они становились как бы частью стены и могли долго выдерживать разрушительное воздействие времени.
Иконы
В Древней Руси не только образ святого, но и сама доска, на которой он был написан, рассматривались как священный предмет. Поэтому даже старые, изъеденные червями и почерневшие от времени иконы никогда не уничтожали и не выбрасывали на свалку. Обычно их «поновляли»: укрепляли деревянными вставками-шпонками, покрывали новой живописью поверх старой, одевали в металлические оклады. Человек, который просил святого через его икону о помощи, всегда помнил об этом. Если дело решалось удачно, он благодарил святого, украшая икону с его изображением драгоценными камнями, золотыми подвесками или иными дарами.
Иконы прятали от врагов, с риском для жизни выносили из охваченных пламенем зданий. Особенно берегли наиболее почитаемые, чудотворные иконы. Некоторые древние иконы имеют богатую и драматическую «биографию»: их перевозили из города в город, дарили и похищали, обращались с ними как с военными трофеями.
Стенописи
Несколько иначе сложилась историческая судьба Древнерусской монументальной живописи — стенописей. Конечно, хорошая штукатурка куда более прочный материал, чем использовавшееся для икон мягкое липовое дерево. Однако в некоторых ситуациях фрески оказывались даже более уязвимыми, чем иконы. В силу самой своей природы они, во-первых, не имели шансов на спасение в случае сильного пожара в храме, во-вторых, их обычно полностью сбивали со стен при подготовке к новой росписи, в-третьих, они были обречены на гибель, если по какой-то причине погибал сам храм.
Живопись 11 века на Руси
Икон XI столетия практически не сохранилось. Более стойкими оказались мозаики и фрески.
Мозаики
В киевском Софийском соборе сохранились великолепные мозаики середины XI в. Самая значительная из них — огромное изображение молящейся Божией Матери в полный рост, помещённое в алтарной части храма. Неподалёку можно увидеть и фигуру Иисуса Христа, причащающего апостолов, образы древних святых и отцов церкви. Все мозаичные композиции были выполнены греческими мастерами, виртуозно владевшими этим сложнейшим искусством. Маленькие кусочки смальты, из которых складывается изображение, передают несколько десятков оттенков цветов. Для усиления световых эффектов они укладывались на штукатурку под различным углом наклона. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Фрески
Изначально стены и своды храмов XI — начала XII в. были сплошь покрыты фресками. Однако до наших дней от всего этого великолепия сохранились лишь немногие фрагменты. В киевской Софии особенно интересны композиции светского содержания на стенах лестничных башен: «Охота на медведя», «Скоморохи», «Ряженые», «Музыканты». Частично сохранился и портрет семьи Ярослава Мудрого.
От первоначальных росписей новгородской Софии, выполненных в 1108 г., остались лишь гигантские фигуры пророков. Они находятся между окнами в барабане центрального купола. Некоторые признаки указывают на то, что над этими образами трудились уже не греки, а русские художники.
Живопись 12 века на Руси
см. Живопись 12 века на Руси
Картинки (фото, рисунки)
Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.
На этой странице материал по темам:
Живопись в киевской руси и западной европы 9-11 века
Живопис київської русі
Ljrkfl ;bdjgbcm rbtdcrjq hecb
Мозаика 12 века
Древнерусская живопись кратко
wikiwhat.ru
Изобразительное искусство в древней Руси
Архитектура древней Руси
Искусство и архитектура на Руси развивалось на основе истории и традиций древнерусского народа и его творческих навыков. Созданные в период Руси все виды искусства имели в основном религиозный характер.
Правила застройки городов были изложены в так называемой «Кормчей книге» — сборнике законов, включавшие как древнерусские законоположения о градостроительстве, так и византийские. По назначению архитектура делилась на жилую, культовую и оборонную. В основном, это были двухкамерные дома с жилыми помещениями. Большинство таких домов имели нижней хозяйственный этаж который, немного углублялся в землю.
С распространением христианства в городской застройке преобладает культовая архитектура — строительство храмов. Древнерусские князья понимали, что храм — это не только дом Божий, но и прекрасная возможность украсить и прославить свой столичный град. Всего было построено около 10 тыс. крупных и малых храмов. Первые храмы были деревянными, и поэтому не дожили до современности.В древнерусском храмовом строительстве царила так называемая крестово-купольная конструкция. Ее начальный период можно отнести к началу второго тысячелетия нашей эры. Такие знаменитые сооружения как церковь Богородицы и Спасский собор (построен князем Мстиславом Владимировичем и сохранился почти в первозданном виде), были уникальны по тем временам.
Многие храмы возводились греческими мастерами, вроде Константинопольского собора Святой Софии. По типу — это крестово-купольный храм. Собор увенчан тринадцатью куполами (Христос и 12 апостолов) . При соборе была основана библиотека и скрипторий (мастерскую по переводу и переписывание книг).
Что касается оборонной архитектуры, то в городах существовали артели «огородников» — строительных городских укреплений. Строились высокие, крепкие оборонительные конструкции, ставшие эффективной защитой от чужеземного нашествия.
Живопись на Руси
На Руси живопись распространился в форме монументальных настенных росписей — мозаик и фресок. Техника последних, была заимствована у византийских мастеров, но древнерусские художники наделили ее новыми элементами и стилистическими изображениями.Мозаичные отделки украшают главный алтарь и купол собора. Это — изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и фигура Богоматери-заступницы Марии-Оранты — Софии-Премудрости Божией, как хранительницы Киева и всей Руси.
Иконопись
Первые иконы были привезены на Русь из Византии и Болгарии. Становления иконописи в Киевской Руси приходится на вторую половину 12 столетия. Первыми русскими иконописцами были Григорий и Алипий. Известной в это время была Печерская иконописная мастерская. Среди икон, самой почитаемой была икона Богородицы, привезенной в конце 11века из Византии в Вышгород, ее назвали «Владимирская Богоматерь».
Книжное ремесло
Оригинальным видом искусства было искусство книжной миниатюры. Рукописная книга художественно разукрашивалась, ее текст украшали инициалами и переплетали узорчатыми оправами.
Достопримечательностями древнерусских рукописей, которые сохранились до наших дней является «Остромирово Евангелие», написанное в XI в. в княжение Изяслава Ярославича для новгородского посадника Остромира и «Изборник Святослава» (1073 гг.). Памятниками этого времени. Интересным образцом древнерусской книжной графики является «Оршанское Евангелие», написанное незадолго до монголо-татарского нашествия.
Шитье
Шитье достигает высокого художественного уровня и даже распространяется за пределами Киевской Руси. Внучкой Ярослава Мудрого Анной-Янкой был основан при Андреевском монастыре в Киеве школу, где обучали искусству вышивки золотом и серебром.
Древнерусском шитье свойственна одежды, кроме декоративной ценности, несла символическую функцию. Узор приобретал чудодейственную силу. Он размещался вокруг шеи, на предплечьях рукавов, что было как бы чествованием трудолюбивых рук.