Расселение древние славяне. Славяне в древности: расселение и занятия.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Расселение славян в восточной Европе. Расселение древние славяне


Расселение славян — История России

Расселение славян - Россия. Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье . Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н. э. до первых веков н. э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н. э.

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н. э. а к концу II века до н. э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура . носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н. э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV века н. э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV — VIII веков. Это явление носит название Великого переселения народов. Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство. в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века. Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян .

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян. так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII-VIII веков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне v живущие в поле; древляне v живущие в лесах) или названия реки (например, бужане v от реки Буг, мораване v от реки Моравы). Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как «племенные княжества «, составляли, как правило, более крупные — «союзы племенных княжеств».

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII v IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, — волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI v VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру v тиверцы, а южнее полян в Поднепровье v уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке v вятичи. Между Припятью и Двиной. к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги v кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

co-i.ru

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине: как шел этот процесс?

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине: как шел этот процесс?

Славяне в Восточной Европе

Есть мнение, что восточные славяне первыми заселили Восточную Европу. Однако оно ошибочно. Впервые на этой территории появились кроманьонцы, в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Они немного походили на современных представителей европеоидной расы. Постепенно их внешность стала приближаться к более характерным для человека чертам (например, челюсть уже не так выдавалась вперед, мозговой череп преобладал над лицевым). Происходило все это в условиях суровой зимы.

Примерно в десятом тысячелетии климат в Восточной Европе стал не таким суровым. И тогда постепенно начали появляться первые индоевропейцы на территории Юго-Восточной Европы. Где же они были все это время? Кто-то говорит, что к югу от Европы, кто-то – что к востоку. А в шестом тысячелетии до нашей эры индоевропейцы прочно основались здесь, на востоке Европы. Поэтому, можно сделать вывод, что заселение Восточной Европы славянами произошло гораздо позже появления на этой территории древних людей.

  • К какому веку относится заселение славянами Восточной Европы? Трудно ответить на этот вопрос. История лишь знает о том, что начался этот процесс в первом тысячелетии до нашей эры. Потому что к шестому веку до нашей эры славяне заняли уже значительную часть Восточной Европы.
  • Откуда пришли славяне в Восточную Европу? Скорее всего, они мигрировали с земель центральной Европы. Но, как всегда, на этот счет есть несколько гипотез. Согласно аутохтонной, они и появились здесь. Однако с ней можно поспорить. По другой точке зрения, славяне пришли сюда из Азии.
Расселение славян на Восточно-Европейской равнине: как шел этот процесс?

Расселение славян в Европе достигло своего пика в пятом-седьмом веках новой эры. Это был очень важный процесс. Как раз в этот же период, под давлением миграции, происходит разделение славян на восточных, южных и западных:

  • Южные славяне стали расселяться на Балканском полуострове (в пятом-шестом веках), а также на близлежащих территориях. Как раз в это же время прекратила свое существование родовая община, появлялись первые подобия государств.
  • Одновременно с южными, расселялись и западные славяне. Направлением их было северо-западное. Западные славяне заняли земли от Вислы до Эльбы. Но, согласно археологическим данным, попали они и в Прибалтику. Первое государство этой ветви славян относится к седьмому веку. Оно существовало на территории современной Чехии.
  • А про расселение восточных славян поговорим более подробно. Восточные славяне в древности, как и все народы, жили первобытно-общинным, а чуть позже – родовым строем.

Расселение славян в Восточной Европе происходило без больших проблем. Населения в то время было еще немного, поэтому земли хватало на всех. Кстати, именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Затем, как мы знаем, славяне начали создавать племенные союзы (в шестом-седьмом веках). Они, кстати, и стали первыми государственными образованиями.

Во времена, когда древние славяне населяли Восточную Европу, климат ее стал более мягким. Поэтому быстро здесь стало развиваться и земледелие, и скотоводство, и охота, и рыбалка. Сама природа пошла славянам навстречу.

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине: как шел этот процесс?

Славяне Восточной Европы, или восточные славяне, стали самой многочисленной группой славянских народов. Мы знаем, что сегодня это жители России, Украины и Белоруссии. Именно эта ветвь достигла максимального распространения.

Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины началось в период раннего средневековья. А к восьмому веку они стали здесь главенствующими. В каком веке произошло заселение славянами Восточно-Европейской равнины, сказать трудно. Историки не дают нам конкретных цифр. Но предположительно, что это пятый-шестой века новой эры.

Влияние географических особенностей

В тесной связи с историей всегда идет и география. Природно-климатические условия оказывают большое влияние на расселение и миграцию населения. Не были исключением эти факторы и в случае со славянами.

Восточно-Европейская равнина в древности отличалась суровым и холодным климатом. На ее землях располагались густые леса, а также большое количество водоемов. Характерно было и разнообразие природных ландшафтов: лесостепь на юге,степь с плодородными землями, черноземы. И, как известно, значительно повлиял климат на дальнейшую жизнь славян: короткое и жаркое лето, длинная и суровая зима. Поэтому земледелие отличалось своеобразием, откуда и пошла пословица «Весенний день год кормит!».

Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине происходило в соседстве с другими народами. Таковыми были, например, балтийские племена, поляки, чехи и словаки, финно-угры, хазары и печенеги. Они оказывали как положительное влияние, так и отрицательное.

Очень важным аспектом является то, что расселение славян по Восточно-Европейской равнине сопровождалось разложением первобытно-общинного строя. Расселение славян на Восточно-Европейской равнине: как шел этот процесс? Общины как таковые прекратили свое существование в шестом веке. Теперь структурной единицей населения стала семья. На смену «диким» племенам пришли так называемые племенные княжения (Нестор, «Повесть временных лет»). В одном таком союзе было около сотни племен. Всего союзов было тринадцать. Каждый из них занимал определенную территорию.

Колонизация славянами Восточно-Европейской равнины длилась около половины тысячелетия. Шла она очень неравномерно. Изначально были освоены земли вдоль так называемого пути «из варяг в греки». Затем славяне продвинулись по другим направлениям: на восточное, западное и юго-западное.

У славянской колонизации существовали и свои особенности:

  • Происходил процесс достаточно медленно. Главной причиной этому явился суровый климат, значительно тормозивший процессы освоения земель. Тем более славяне находились еще на заре цивилизации.
  • На разных колонизируемых территориях плотность населения отличалась. Да и степень развития их также разнилась. Это зависело также от природно-климатических условий, плодородия земель. В северной части равнины проживало мало людей. А вот южные районы, славившиеся мягким и теплым климатом, сразу привлекли потоки переселенцев.
  • Во время расселения почти не было никаких противостояний с другими народами. Земель было достаточно всем.
  • Соседские племена были обложены данью со стороны славян.
  • Многие мелки племена и народы «слились» со славянами, переняв их язык, культуры, обычаи и быт.

Таким образом, расселение славян по территории Восточной Европы и Восточно-Европейской равнины ознаменовал новый этап в жизни этого народа. У славян с этих пор началось бурное развитие хозяйства, изменение жизненного строя и уклада. Кроме того, появились предпосылки к образованию государственности.

Сидоров Г.А. Славянская Германия.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Славяне в древности: расселение и занятия.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

 

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне—это русские, украинцы, белорусы.

^ Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.

^ Религия восточных славян

1. Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

2. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества.

На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны».

Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия.

Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод.

Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.

Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.

Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.

Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад.

Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.

Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства.

Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов.

3. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

4. Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.

Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.

megapredmet.ru


Смотрите также