Какими были первые средства передвижения? Древние средства передвижения
7.Средства передвижения в Древнем Мире. Карты и путеводители древности.
В древние века человеческие мышцы были единственным средством перемещения. Человек сам был своим собственным «вьючным животным». Но со временем он приручил животных, научил их возить наездников и грузы. Быки, ослы, буйволы, лошади, верблюды использовались древним человеком в различных частях света для транспортировки. Это устраивало человека на протяжении тысячелетий, а затем он захотел найти способ, чтобы животные могли перевозить больше грузов. Были изобретены сани и телеги, чтобы запрягать в них животных. Сани и санки с полозьями хорошо бежали по снегу, но были совершенно непригодны на земле. Человек изобрел катящиеся повозки. Они состояли из отрезков бревен вместо колес, помещенных под телегой или платформой. Когда телегу тянули, бревна под ней катились. Это сделало работу легче, чем если тащить платформу просто по земле. Она прокатывалась по бревнам, оставляла их позади себя. Эти бревна собирали и снова клали перед передним концом платформы. И все повторялось снова. Однажды кто-то догадался сделать срез бревна и проделать отверстие в его центре. Так появилось колесо — одно из величайших изобретений человека. Затем два колеса соединили осью, а ось прикрепили к платформе. Возникла грубая тележка. Массивные деревянные колеса были тяжелыми и неуклюжими, к тому же быстро изнашивались. В течение тысячелетий человек совершенствовал колесо. Сооружая его из отдельных ступиц, втулок, ободьев и спиц, он смог облегчить его и сделать более эффективным. Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристамидля лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.Предшественники путеводителей появились ещё в древности. По принципу путеводителя построена, например, книга древнегреческогоисторикаПавсания«Описание Эллады», в которой подробно рассматриваются достопримечательности греческих областей и городов. Существовавшие в Древнем Риме прообразы путеводителя, дорожники (Itineraria), были двоякого рода: 1) Itineraria adnotata или scrípta — расписания дорог, которые содержали только названия и расстояния до мест, лежащих по известному пути; 2) Itineraria picta, состоявшие из измерений расстояний и географических карт. Наиболее ранние карты относятся к небу, а не к земле. Точки (наскальный рисунок), найденные на стенах пещерыЛаскои датируемые приблизительно 16500 г. до н. э., изображают часть ночного неба, в том числе три яркие звездыВега,ДенебиАльтаир(созвездиеЛетний треугольник), а также кластер звездПлеяды. На стенах пещерыКуэвас-де-Эль-Кастильов Испании найдены точки, изображающие созвездиеСеверная Коронадатируемые приблизительно 12000 г. до н. э. Пещерная живопись и наскальные рисунки использовались как простые визуальные элементы, которые, возможно, предназначались для помощи в распознавании особенностей ландшафта, таких например, как холмы или жилища. Картоподобные изображения как гор, рек, долин и маршрутов, найденные в окрестностях городаПавлова(Чешская Республика), были датированы приблизительно 25 тысячелетием до н. э. 14 тысячелетием до н. э. датирован полированный кусок песчаника из пещеры виспанской Наварре, который может представлять собой как карту, так и просто похожие образы, наложенные на изображениекакого-то животного или фантазию автора. В древности карты были составлены Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геродотом,ЭратосфеномиПтолемеем, которые использовали как исследовательские наблюдения, так и математический подход.
Первые шаги в развитии интеллектуальной мысли в Древней Греции принадлежат ионийцамс их известным городомМилетвМалой Азии. Милет географически был очень удобно расположен для поглощения знаний Вавилона и получения прибыли от расширения торговли в Средиземноморье. Первым среди греков, создавшим карту мира, называется Анаксимандр из Милета (ок. 611—546 до н. э.), ученикФалеса. Он считал что Земля имеет цилиндрическую форму подобно каменной колонне, плавающей в пространстве, а населённая её часть была круглая, в форме диска, и, предположительно, является верхней поверхностью цилиндра.
По-видимому, Анаксимандр был первым древнегреческим географом, изобразившим карту мира. Именно по этой причине многими он рассматривается как первый картограф. Однако нехватка археологических и письменных доказательств мешает давать какие-либо точные оценки его карте. Можно предположить, что он изображал сушу и моря в виде карты. К сожалению, какие-либо определённые географические знания, относящиеся к этой карте, являются также утраченными. Хотя карта Анаксимандра не сохранилась, Гекатей Милетский(550—475 до н. э.), пятьдесят лет спустя создал новую карту, которая, по его словам, представляет собой усовершенствованную версию карты его знаменитого предшественника.
studfiles.net
Какими были первые средства передвижения?. Все обо всем. Том 2
Какими были первые средства передвижения?
Если вы попадаете на необитаемый остров и вам нужно перетащить что-то с одного места на другое, что вы намерены делать? Тащить! В древние века человеческие мышцы были единственным средством перемещения. Человек сам был своим собственным «вьючным животным». Но со временем он приручил животных, научил их возить наездников и грузы. Быки, ослы, буйволы, лошади, верблюды использовались древним человеком в различных частях света для транспортировки. Это устраивало человека на протяжении тысячелетий, а затем он захотел найти способ, чтобы животные могли перевозить больше грузов. Были изобретены сани и телеги, чтобы запрягать в них животных. Сани и санки с полозьями хорошо бежали по снегу, но были совершенно непригодны на земле. Человек изобрел катящиеся повозки. Они состояли из отрезков бревен вместо колес, помещенных под телегой или платформой. Когда телегу тянули, бревна под ней катились. Это сделало работу легче, чем если тащить платформу просто по земле. Она прокатывалась по бревнам, оставляла их позади себя. Эти бревна собирали и снова клали перед передним концом платформы. И все повторялось снова.
Однажды кто-то догадался сделать срез бревна и проделать отверстие в его центре. Так появилось колесо — одно из величайших изобретений человека. Затем два колеса соединили осью, а ось прикрепили к платформе. Возникла грубая тележка. Массивные деревянные колеса были тяжелыми и неуклюжими, к тому же быстро изнашивались. В течение тысячелетий человек совершенствовал колесо. Сооружая его из отдельных ступиц, втулок, ободьев и спиц, он смог облегчить его и сделать более эффективным. Человек сделал ободья и покрышки из меди или железа, чтобы они могли дольше служить. Наконец научились делать резиновые шины.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Средства передвижения
древние — в конце эпохи бронзы для скольж. по льду водоемов население Сев. Европы применяло коньки из пястных костей коровы и лошади. С 3 в. н.э. их стали вытеснять железные коньки, к-рые в ср. века широко распростр. в большинстве стран Европы. Прируч. животных дало возможн. использ. их для перевозки тяжестей и перездов (вьюч., верховые и упряж. животные). С нач. эпохи бронзы в Юж. Европе и Сев.-Вост. Африке в кач-ве транспортн. животного известен осел, затем — бык (последний — и в Передней Азии), в Индии — слон и буйвол, в Тибете — як и крупная порода овец. Впослед. прируч. и развед. верблюдов открыло огромные возможности для караван. транспорта в пустынях и полупустынях Азии и Сев. Африки. Лошадь как упряж. животное известна с бронз. века, первонач. в Азии; удила, псалии и мягкие стремена известны у скифов Причерноморья. Самые ранние находки седел известны из раскопок пазырыкских курганов 5 — 3 вв. до н.э. на Алтае. В Европе к этому времени относятся первые находки металл. шпор. Металл. стремена были изобретены кочевниками Цент. Азии и распростр. в 4 — 5 вв. н.э. на терр. от Китая до Англии. Новой формой С. п. явил. колесная повозка, известная уже на рубеже 4 — 3-го тыс. до н.э. в странах древ. цивилизации — Передней Азии и Индии; в Причерноморье, Средиземноморье, Египте и Китае — в 3 — 2-м тыс. до н.э. Древнейшая повозка с 2 или 4 сплошн. дерев. колесами, вращавш. вместе с осью, была тяжела и малоподвижна. Во 2-м тыс. до н.э. начинают преобладать колеса со ступицей, спицами и ободом, насаживающ. на неподвиж. ось. Археологич. находки погребальных, охотнич. или боевых колесниц и их изображ. известны на терр. Ассирии, Вавилонии, Египта, Др. Китая, Греции и Рима. Древнейшей формой колесной упряжки была яремно-дышловая. Хомутно-оглобельная в Европе изв. только с кон. 1-го тыс. н.э.
Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
ДОРОГИ И ЗНАМЕНИТЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ
Древние средства передвижения
В древние времена человеческие мышцы были единственным средством перемещения. Человек сам был своим собственным «вьючным животным».
Со временем он приручил животных, научил их возить наездников и грузы. Быки, ослы, буйволы, лошади, верблюды использовались древним человеком в разных частях света для транспортирования.
Это устраивало человека на протяжении тысячелетий, а потом она начал стремиться найти способ, чтобы животные могли перевозить больше грузов. Были изобретенные сани и телеги, чтобы запрягать в них животных. Сани и санки с полозьями хорошо бежали по снегу, но были абсолютно непригодны на земле. В Евразии в сани чаще запрягали оленей, а не собак. Тысячелетиями люди жили на берегах холодных северных морей, полностью обеспечивая свое существование.
Телега — четырёхколёсная грузовая повозка. В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов.
Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка.
Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.
Зарождение караван-сараев
• КАРАВАН-САРАЙ - в архитектуре Среднего Востока постоялый двор в городах и на путях караванной торговли. Обычно имел форму просторного прямоугольного двора, обстроенногодвух-,трехэтажными помещениями (внизу – загоны и стойла для скота, склады, лавки, вверху – жилые комнаты).
Придорожные К.-с.,окруженные массивной глухой стеной с укрепленным входом, нередко уподоблялись небольшой крепости.
Караван-сараи представляли собой прямоугольное двор с помещениями в один или несколько ярусов для размещения людей и кратковременного хранения товара. Часто внутри не было ни утвари, ведь путешественники должны были иметь все с собой - постель и ковры, а также припасы для себя и своих животных. Однако нередко была вода, иликараван-сарайрасполагался вблизи источника или колодца. Животных ставили во дворе, но чаще в специально отведенной для этого заграждения.
Нередко караван-сараеучитывали возможность нападения и строились из прочного камня, чтобы отбить его или переждать недолгую осаду. Внешние каменные стеныкараван-сараевмогли быть украшены многие украшенными порталами входов.
На пересечении важных путей и в крупных городах караван-сараипредставляли истинную подобие современных отелей с предоставлением дополнительного сервиса (питание, бани, пункты обмена и торговли и т.д.).
Древнекитайские путешественники
В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.
Уже в период династии Шань-Инь(XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.
О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.
Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.
Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.
Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь-Шаньи вышел к озеру ИссыкКуль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечностьТакла-Макан,озеро Лобнор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.
Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.
Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-хгг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.
Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес – «указатель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».
studfiles.net
Древнейшие средства передвижения - PDF
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПДД
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПДД Авторы: Шерстобитова Елизавета,Терновая Мария, Баринов Николай Руководитель :Мамиконян Софья Саркисовна МОУ СОШ 20 Астрахань 2011 Цель: Познакомиться с историей возникновения
Подробнее
Подготовила: О.Ю. Медведева
ТОГБОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Подготовила: О.Ю. Медведева Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; правил
Подробнее
Правила для велосипедистов
Правила для велосипедистов По назначению велосипеды бывают дорожные и спортивные. В каждой из этих групп они, в свою очередь, разделяются по техническим характеристикам: высоте рамы, количеству передач,
Подробнее
Водитель Улица Покрышка Домкрат
Викторина по ПДД Водитель Улица Покрышка Домкрат Дорожный знак "Светофорное регулирование" Если видишь красный свет, стоп, ни с места: хода нет. Если жѐлтый свет заметишь - будь внимателен и жди. Только
Подробнее
Воспитатель Свиридова Н.П.
Воспитатель Свиридова Н.П. Цели и задачи: -закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения; -обогащать словарный запас учащихся, учить давать полные ответы на поставленные вопросы; -учить сравнивать,
Подробнее
Добрая дорога детства.
Учитель: Фаваризова Г.Х. Цели: - дать детям четкое представление о требованиях правил дорожного движения, внушить им мысль о необходимости соблюдения этих правил и желание постоянно руководствоваться ими;
Подробнее
1. Предупреждающие знаки:
1. Предупреждающие знаки: Изображение Название знака 1.1."Железнодорожный переезд со шлагбаумом" 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" 1.3.1 "Однопутная железная дорога" 1.3.2 "Многопутная железная
Подробнее
Отчёт о проведении мероприятия:
команда «Новое поколение» школа 3 г. Ершов,Саратовская область Отчёт о проведении мероприятия: Мероприятие викторина "Правила дорожного движения" Цель: Формировать представления школьников о безопасности
Подробнее
Обязанности пешеходов
Обязанности пешеходов 1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся
Подробнее
Лексическая тема «Транспорт»
Лексическая тема «Транспорт» Дети должны усвоить: виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный), назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила дорожного
Подробнее
Изменения ПДД с 8 апреля 2014 года.
Изменения ПДД с 8 апреля 2014 года. В соответствии с Постановлением от 22 марта 2014 г. 221 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993
Подробнее
ШАГАЯ ОСТОРОЖНО СВЕТОФОР
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. Пешеходный знак стоит, Значит, путь для нас открыт. Вот подземный переход, Он нас к цели доведет, По ступенькам ты спускайся, И нисколько не пугайся. А надземный с нами дружит. И помощником
Подробнее
Викторина на лучшее знание ПДД
Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида Викторина на лучшее знание ПДД Цели и задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения;
Подробнее
МАТЕМАТИКА. 4 класс. Учитель Моденова И.В.
ТЕМА: МАТЕМАТИКА. 4 класс. Учитель Моденова И.В. Умножение и деление многозначных чисел на однозначные. Закрепление. ЦЕЛЬ: Закреплять письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначные;
Подробнее
История общественного транспорта
История общественного транспорта Общественный транспорт, в современном понимании этого слова, появился в крупных населенных пунктах Европы в первой половине 19 века, сразу же после начала эксплуатации
Подробнее
Викторина по ПДД. 900igr.net
Викторина по ПДД 900igr.net a b c d e 1 х х х х х 2 х х х х х 3 х х х х х 4 х х х х х 5 х х х х х Имеет ли право водитель велосипеда проезжать под этот знак? 1. Имеет право. 2. Не имеет права. Какими буквами
Подробнее
Южную Америку Северной Америки
ШАГ КОЛЕСО стр.1 (1) Трудно сказать, как далеко в своём развитии к настоящему времени ушли бы наука и техника, если бы много-много тысяч лет назад наши предки не изобрели простую, казалось бы, вещь - колесо.
Подробнее
СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СВЕТОФОРЫ 1.Светофор с круглыми сигналами 11 12 Светофор с круглыми сигналами регулирует движение транспортных средств, а при отсутствии пешеходного светофора также
Подробнее
СЛУЖБА ГАИ-ГИБДД: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
СЛУЖБА ГАИ-ГИБДД: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Официально датой образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным
Подробнее
Правила дорожного движения для школьников
Правила дорожного движения для школьников Общие положения «Дорога» обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Подробнее
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа Сравнительный анализ правил дорожного движения Великобритании и России Выполнил: Тер Тимур Дмитриевич учащийся 6 «В» класса МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска Руководитель:
Подробнее
I. При выходе из дома
Акция "Внимание, дети!" - Памятка рекомендации для родителей I. При выходе из дома 1.1. Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите,
Подробнее
Система Terrain Response
Система Terrain Response ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ E80899 Система Terrain Response постоянно активна и служит для оптимизации тягового усилия и управляемости автомобиля. Ниже указаны преимущества выбора одной из
Подробнее
«Старинные и современные автомобили»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пушновская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кольский район Мурманской области Проект на тему: «Старинные и современные автомобили»
Подробнее
Инерция и тормозной путь.
Тип урока: повторительно обобщающий. Инерция и тормозной путь. (Математика и физика для ПДД) Цели: образовательные решение задач на нахождение тормозного пути автомобиля при экстремальном торможении при
Подробнее
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ Общие положения 1. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. 2. Предупреждающие
Подробнее
Кто «обскакал» лошадей?
ГЛАВА ПЕРВАЯ ГОНКИ Кто «обскакал» лошадей? В 1825 году Джордж Стивенсон на своем локомотиве поехал наперегонки с запряженной лошадьми повозкой и выиграл гонку. Его победа стала первым наглядным доказательством
Подробнее
Игра викторина «Безопасная дорога»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 35» Игра викторина «Безопасная дорога» Разработано: Комлев Иван Алексеевич, преподаватель организатор ОБЖ; Комлева
Подробнее
docplayer.ru
Средства передвижения
Невозможно представить себе героя «Путешествия из Петербурга в Москву» без его неизменной кибитки, Чичикова – без брички, которую мчит по просторам Руси «птица тройка », путешествующего по Европе Онегина – без его «легкой коляски ». Но хорошо ли мы представляем себе эти экипажи? И почему автор назначает своему герою именно такое средство передвижения, а не другое? У классиков не бывает случайностей. Вид повозки, количество впряженных лошадей, способ путешествия (на своих или на почтовых), скорость движения – все это не только исторически точно и осмысленно, но и глубоко продумано и обосновано. В далекие времена, когда еще не было ни железных дорог, ни автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на более или менее дальние расстояния. Каким же образом передвигались наши герои за пределами города или собственного имения? Способов было четыре. Самый дешевый – разумеется, для имущих – в личном экипаже, со своим кучером, на собственных лошадях. Но это требовало длительного времени: лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления. Это называлось ездить «НА СВОИХ», или «НА ДОЛГИХ». Именно таким, наиболее экономным способом добиралась Татьяна Ларина до Москвы – предположительно из псковской деревни: К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих, И наша дева насладилась Дорожной скукою вполне: Семь суток ехали оне. Второй способ – езда НА ПОЧТОВЫХ, или НА ПЕРЕКЛАДНЫХ, – был возможен только на ПОЧТОВЫХ ТРАКТАХ, то есть на дорогах с движением почтовых карет и станциями, расположенными верстах в тридцати одна от другой. Для такой поездки требовалось выписать в местной полиции ПОДОРОЖНУЮ, то есть свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Если вы ехали по личной надобности, то предварительно вносили плату и получали простую подорожную, если же, как лермонтовский Печорин, «по казенной надобности», то есть по делам службы, то вам выдавалась подорожная, оплаченная казной. Плату – она называлась ПРОГОНЫ или ПРОГОННЫЕ – брали поверстно, то есть с версты. Если вы задумали бы выехать из города без подорожной, вас задержал бы дежурящий на заставе караульный офицер. В распоряжении этого офицера состоял нестроевой солдат, по тогдашней терминологии ИНВАЛИД (вовсе не обязательно увечный), который по его команде поднимал или опускал шлагбаум. В стихотворении «Дорожные жалобы», размышляя о том, как он кончит дни свои, Пушкин допускает и такое: …Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Итак, вы оплатили поездку, если этого не сделала казна, и оформили все документы. Заранее нанятый ямщик в обусловленное время приезжал с лошадьми к вам в дом или в гостиницу. Они впрягались в подготовленный вами собственный экипаж, и вы становились путешественником: следовали до ближайшей ПОЧТОВОЙ СТАНЦИИ (иначе – ПОЧТОВЫЙ ДВОР или ЯМ – отсюда и слово «ЯМЩИК»). Здесь путник предъявлял СТАНЦИОННОМУ СМОТРИТЕЛЮ подорожную, его записывали в особую книгу, после чего, при наличии свежих лошадей (а их иногда приходилось подолгу дожидаться: расписания не было), ехали до следующей станции, где повторялась та же процедура. Обстановка почтовых станций, хлопоты замученных станционных смотрителей, утомительное ожидание освободившихся лошадей, наглость высоких чинов или просто нахалов, требующих упряжки в первую очередь, тяжкие ночевки в неблагоустроенных и тесных помещениях – все это нам знакомо по многим литературным произведениям. «Обычные сцены: на станциях ад – / Ругаются, спорят, толкутся », – читаем в поэме Некрасова «Русские женщины». Зато «езда на почтовых » (на них именно летел Онегин к заболевшему дяде) была наиболее быстрой, в особенности же, если это были КУРЬЕРСКИЕ – лошади, приберегаемые для экстренных случаев, правительственных курьеров – фельдъегерей и особо важных персон. Разница в скорости между обоими видами образно отражена в попреке Иудушки Головлева племяннице Анненьке: «Ты вот на почтовых суп скушала, а я – на долгих ем ». Третий способ – езда НА ВОЛЬНЫХ, или НА ОБЫВАТЕЛЬСКИХ. Тут уже не требовалась подорожная, но цена была гораздо более высокой. На почтовой станции вы нанимали по договоренной цене ямщика из местных жителей, с лошадьми, который вез вас до ближайшей станции, где нанимались новые лошади с ямщиком. В этом случае экипаж мог принадлежать не ездоку, а ямщику, что стоило, конечно, много дороже. Иногда этот способ передвижения назывался ездой НА СДАТОЧНЫХ, а лошади и кареты – ЯМСКИМИ. Возле почтовых дорог располагались деревни с ямщиками, обычно – оброчными крестьянами, ведал ими ЯМЩИЦКИЙ СТАРОСТА. И, наконец, четвертый способ передвижения стал возможен только начиная с 1820 года, когда между Петербургом и Москвой стал регулярно ходить рейсовый экипаж – ДИЛИЖАНС. Вскоре дилижансы стали курсировать и по другим маршрутам между крупными городами. Путешественники вначале негодовали: в отличие от старых возков или кибиток, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Отсюда дилижанс (от франц. «diligence») насмешливо перекрестили в НЕЛЕЖАНС или СИДЕЙКУ. В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин отмечает удобство «поспешного дилижанса » по сравнению с прежней почтовой каретой. С прокладкой шоссе рейс между двумя столицами – 726 верст – дилижанс стал проделывать в двое суток с половиной, вместо четырех – четырех с половиной на перекладных до того. Мест в дилижансе было зимой четыре, летом – шесть. Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд. Что касается почтовых лошадей, то по закону, в зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех – для неслужащих и чиновников низшего ранга, до 20 – для особ I класса табели о рангах. Важный сановник Каренин получал прогонные деньги на 12 лошадей. Рассказчик в повести Пушкина «Станционный смотритель», титулярный советник, указывает: «Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади». Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось в зависимости от чина и сословия владельца. Купчиха Большова в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» говорит о своей дочери, мечтающей выйти замуж за дворянина: «Только бы ей в карете ехать шестеркой ». На что муж ее замечает: «Поедет и парочкой – не велика помещица! » Незначащий, казалось бы, разговор, однако за ним – существенные исторические реалии: ШЕСТЕРКОЙ в дореформенное время разрешалось ездить только дворянам, купцам же – не более чем на одной паре лошадей. Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час, летом – 8 - 10, осенью – не более 8 по немощеной дороге. В сутки проезжали 100 - 150 верст. Только фельдъегеря обязаны были ехать «столь поспешно, сколько сие будет возможно», и иногда проделывали в день 200 верст. В наш век сверхскоростей любопытно узнать, что называлось в старину нормальной скоростью, а что повышенной. В «Братьях Карамазовых» Достоевского узнаем, что Дмитрий «проехал до Мокрого на тройке час с четвертью при расстоянии 20 верст с небольшим ». Если принять эти «20 верст с небольшим» за 23 километра, то ехал он со скоростью чуть более 18 километров в час, при этом «быстрая езда как бы вдруг освежила Митю ». Ничего себе быстрая езда! Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час », то есть 19 километров с небольшим. Какой помехой стал бы Балага на современных дорогах! Что касается «своих» или «долгих», то в «Пошехонской старине» Салтыков - Щедрин отмечает: «В старину помещики берегли лошадей и ездили медленно, не более семи верст в час » (летом). Почтовые тракты иногда назывались СТОЛБОВЫМИ ДОРОГАМИ, так как расстояния на них отмечались ВЕРСТОВЫМИ СТОЛБАМИ. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с того, что «на столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков ». В некоторых произведениях встречается непонятное ныне слово «подстава ». В «Войне и мире» навстречу немцу доктору, ехавшему из Москвы, была выслана «подстава на большую дорогу ». ПОДСТАВОЙ назывались свежие лошади, высылаемые с кучером в обусловленное место для перепряжки их в экипаж взамен уставших. Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
Древнейшие средства передвижения
Древнейшие средства передвижения
Если вы окажетесь в одиночестве на необитаемом острове и вам понадобиться переместить тяжелый предмет, что вы будете делать? Разумеется, нести. Или тянуть. Или толкать.
В древнейшие времена человеческие мускулы были единственным средством перемещения грузов. Человек сам себе был вьючным животным. Со временем люди приручили быков, ослов и т. д., заставляя их таскать на себе грузы и людей-наездников.
Это устраивало людей на протяжении тысячелетий, а затем им понадобилось, чтобы животные перевозили более тяжелые грузы. Тогда были изобретены салазки – платформы с полозьями. Конечно, по снегу такие салазки бегают хорошо, а по земле тянуть их было тяжеловато.
^
Тяжелые грузы стали перевозить с помощью круглых бревен, которые подкладывали под платформу, когда платформу тянули, бревна под ней вращались, и она двигалась вперед. Оставшиеся позади платформы бревна снова переносили вперед, и все повторялось.
Теперь было уже недалеко до изобретения колеса. Однажды кому-то пришло в голову сделать срез бревна и проделать отверстие в центре – и вот готово колесо! Пару колес соединили между собой осью, ось прикрепили к платформе – получилась тележка. Грубая неуклюжая, она была совершенно новым транспортным средством.
А затем в течение тысячелетий люди совершенствовали колесо и повозку.
Кто построил первый автомобиль?
^
Даймлера
Трудно сказать, кто первым построил автомобиль, работающий на бензиновом двигателе. Немец Готлиб Даймлер построил свой первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1887 году, в том же году два француза запатентовали сцепление и коробку передач, которые в основном сохранились в неизмененном виде в большинстве английских автомобилей до нашего времени.
Естественно в настоящее время некоторые английские автомобили имеют автоматическую коробку передач, хотя это новшество более популярно в Америке.
^
Английским пионером автомобилестроения был Фредерик Уильям Ланчестер, который произвел свой первый автомобиль в 1895 году. Двумя современными усовершенствованиями этого автомобиля были пневматические шины и колеса со спицами. С этого момента развитие автомобиля пошло очень быстро.
^
Молодой американский изобретатель Генри Форд разработал модель автомобиля, который должен был продаваться по доступной цене. На заре автомобилестроения машины были привилегией богачей, и эксперимент Форда оказался удачным. Это привело к созданию крупнейшего в мире автомобильного завода Форда, который занимался изготовлением дешевых надежных машин, доступных людям во всем мире. Генри Форд ввел два принципа: стандартизацию и массовое производство.
Двигатели
^
Машина Никола-Жозефа Кюньо управлялась рулем и была, по сути, двухцилиндровым паровым трактором. Двигатель располагался над единственным передним колесом. Повозка предназначалась для перевозки пушек, и ее скорость не превышала 5 км в час.
Четырехкратный двигатель был создан как модификация двигателя Отто в 1862 году Альфонсом Роша.
^
Автомобиль Карла Бенца, появившийся в 1894 году, носил название «Вело», что в переводе с английского «быстрый».
Даймлер передал свой патент французкой фирме Левассар (1894 г.). Двигатель Даймлера был установлен спереди в автомобиле «Панар-Левассар» конструкции 1881 года, с приводом через сцепление и коробку скоростей на задние колеса. Эта модель послужила прототипом конструкции большинства современных автомобилей.
В 1898 году Л. Рено разработал коробку передач, которая дала возможность движения автомобиля задним ходом.
Карбюратор был изготовлен английским инженером Э. Батлером в 1889 г. и впервые поставлен на созданном им автомобиле «Петроцикл».
В 1893 году карбюратор, модифицированный В. Мабайком, стал необходимой принадлежностью всех автомобилей.
^
Братья Дюзенберг были известны не только как производители прекрасных двигателей, но и также и как великолепные дизайнеры, впервые задумавшиеся о красоте автомобиля.
В 1898 году Луи Рено построил коробку переключения передач для автомобиля.
^
Первый переднеприводный автомобиль был сконструирован французским инженером Ситроеном. Это была модель «Траксьон Аван», выпущенная в 1934 году.
1769 г. Француз Пьер Кюньо построил первый паровой автомобиль.
1790 г. Граф де Сирвак построил селирифер – предок велосипеда, у него был руль, но не было педалей.
1881 г. На улицах Берлина появился электрический трамвай, построенный инженером Вернером фон Сименсом.
Первый российский трамвай был пущен в заграничном ныне Киеве в 1892 году.
19 июля 1900 г. открыта первая линия парижского метрополитена.
^
Электрический трамвай Сименса в Париже
^
1683 год – царь Петр Алексеевич в Указе говорил: «Многие ездят с возжами и бичами большими, и бывает, что людей побивают». Чтобы лучше видеть, кучер должен был ехать верхом на лошади. Прошло 47 лет.
В 1730 году Указ: «Извозчикам и прочим чинам ездить, имея лошадей взнузданными, с опасением, смиренно». «За ослушание виновные за I вину будут биты кошками, за вторую – кнутом, за третью – будут выставлены на каторгу».
^
В 1812 году выпущены правила, в которых устанавливались:
- правостороннее движение;
- номерные знаки для экипажей;
- ограничивались скорости движения;
- требования к техническому состоянию экипажей.
С появлением паровых, а потом и бензиновых двигателей, в России и за рубежом делались попытки обеспечить безопасность движения. Некоторые из правил вызывают удивление.
^
Во Франции скорость самодвижущегося экипажа не должна превышать скорость пешехода.
^
Ночью вообще ездить запрещалось.
В 1920 году СНК издал декрет «Об автодвижении в городе Москве и ее окрестностях». Декрет устанавливал скорость для легковых машин – 3 км /час, для грузовых – 15 км/час. Не ограничивали скорость для пожарных машин. Установлено правостороннее движение.
^
В 1968 году в ООН приняты международные ПДД.
^
Первоначально самой удобной для проезда частью дороги были мосты, которые оказывались прочнее и ровнее земляных улиц и дорог. Вот почему в городах и стремились сделать улицу похожей на мост – замостить!
^
Очень удобными были торцовые мостовые, полотно которых образовывалось с помощью коротких бревен, поставленных рядом друг с другом.
^
Ввиду того, что дерево было достаточно недолговечным, городские улицы вскоре стали покрывать камнями.
^
Первоначально городские улицы покрывали булыжниками – природными камнями округлой формы. Их укладывали плотными рядами, а промежуток между ними засыпали песком. Благодаря этому дождевая вода не застаивалась, а просачивалась под булыжниками, и быстро впитывалась в землю.
Булыжная мостовая была прочной, но недостаточно ровной. Вот почему ей на смену быстро пришла брусчатка. Внешне она похожа на булыжную мостовую, потому что состоит из таких же камней. Но устройство ее совершенно иное.
^
В настоящее время брусчатку сохраняют, поскольку прочность такого покрытия намного превышает прочность современных дорог.
^
В начале XIX века шотландский инженер Джон Мак_Адам (1756-1836) создал новую конструкцию дорожного покрытия.
На утрамбованную почву Мак-Адам уложил два слоя крупного щебня, пересыпанного песком. Тщательно утрамбованный щебень был покрыт несущей поверхностью из мелкого гравия.
^
Когда экипажи перешли на резиновые шины, дороги Мак-Адама пришлось слегка усовершенствовать, пропитывая щебень связующим веществом, которое получали из нефти. Пропитанный гидроном песок получил название асфальта.
^
Благоустраиваться дороги стали еще в Древнем Риме, они постоянно расширялись, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, верстовые столбы, акведуки, в случае необходимости даже пробивали тоннели.
Современная технология дорожного строительства появилась во Франции в XVIII веке. В 1720 году во французской армии было учреждено дорожное ведомство. Спустя 27 лет оно было реорганизовано в Школу строительства мостов и дорог – государственное учебное заведение, в котором могли учиться и гражданские лица.
^
^
^
В 1987 году была построена экспериментальная четырехполосная бетонно-пластиковая дорога, обеспечивающая высокий уровень устойчивости при поворотах и хорошую управляемость транспортом при движении даже на мокром покрытии.
5 августа 1914 года, 96 лет назад, на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в американском городе Кливленде появились первые в мире светофоры, регулирующие дорожное движение. Они имели переключающиеся красный и зеленый свет и издавали предупреждающий сигнал.
Казалось бы, все ясно: есть конкретная дата, и осталось посмотреть, кто придумал подобную систему? Но на деле все не так просто: здесь как с изобретением футбола – сразу несколько стран претендует на то, чтобы называться родоначальниками этой народной игры. Со светофорами тоже все не так однозначно: претендентов на право изобретения хватает. Не зря ведь известная поэтесса Лариса Рубальская однажды придумала такие строчки:
^
«Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
Кто придумал светофор? –
Неизвестно до сих пор.
^
Пальму первенства у американцев пытаются отнять англичане. И у них есть повод для этого – прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель – Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве. Его «светофор» управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально – это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов – движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании.
Световой день в Лондоне 10 декабря короток, как клюв у воробья. Не все успевали «проскочить» в светлое время суток. Для «опозданцев» Найт придумал подсветку. «Переключателем» сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет. Вот только проработало это изобретение менее месяца – 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен, а позже скончался в больнице. После чего «бобби» наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря. Регулирование сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.
^
"Пляшущие человечки" проявились на светофорах всего несколько десятков лет назад
В 1912 году детектив городской полиции Сол-Лейк-Сити 24-летний Лестер Вайр изобрел первый электрический светофор. Сначала он сделал большой деревянный ящик с наклонной крышей, потом круговые отверстия, в которых находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы «светофор» увидели все, ящик установили на длинном шесте, а с него змейками опускались провода на специальную тележку. Здесь и был «пульт управления» светофором.
И все же многие специалисты полагают, что настоящий светофор родился именно 5 августа 1914 года и был изобретен Гарретом Морганом, афроамериканцем, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо. Собственно Гаррету светофор понадобился только после того, как он купил себе первый автомобиль. Его изобретение действовало по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры. И с подсказками в виде цифрового отсчета, и без них…
Правда, патент на изобретение Моргану удалось получить только спустя девять лет, в 1923 году. А еще четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» систему, предложенную Гарретом. Небезынтересным был, например, такой «пассаж» – если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до ушей полисмена в будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…
У итальянцев свой светофор...
А вот еще два интересных факта. Во-первых, желтый сигнал светофора появился в 1918 году, а во-вторых, в Советском Союзе первый светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка в Москве.
И последнее: самый «крутой светофор» придумали итальянцы. Так они называют специальную диету, согласно которой можно сбросить несколько килограммов, не моргнув глазом….
Начинать прием пищи они советуют с продуктов желтого цвета. Например, картофель, тыква, омлет, болгарский перец соответствующего цвета, банан, апельсин, хурма, мандарин.
Далее, отдохнув 5-10 минут, итальянцы переходят к зеленому: салату, петрушке, кинзе, укропу, луку! Далее идут огурцы, капуста, стручковая фасоль, горох. Потом – яблоки, киви, виноград, крыжовник...
^
И наконец, трапеза завершается продуктами и блюдами красного цвета: креветки, лобстеры, лососина, помидоры, морковь. А завершить все рекомендуется малиной, клубникой, вишней, гранатом.
Первый паромобиль сконструировал в Англии Ричард Тревитик в 1801 году, а в 1803 году – еще один. Экипаж Тревитика был заднеприводным и с восьмью пассажирами разгонялся до умопомрачительной скорости 13 км/ч! На Рождество 1801 года на изготовленной им паровой коляске Тревитик перевез в Корнуолле первых пассажиров. Именно с этой даты надо, видимо, отчитывать автомобильную эру.
Первый в мире мотоцикл появился 29 августа 1885 года, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент DRP № 36423 на «Повозку для верховой езды с керосиновым двигателем». Иными словами, сконструирован и запатентован первый в мире мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. Даймлер искал практическое применение своему двигателю и решил опробовать его на различных транспортных средствах: деревянном мотоцикле с боковыми опорными колесиками (1885 г.). четырехколесной повозке и лодке (1886 г.), железнодорожной дрезине (1887 г.) и дирижабле (1888 г.) и в конце концов Даймлер отдал предпочтение автомобилю.
Первые водительские права были вручены префектом полиции Парижа Луи Лепином 14 августа 1893 года. Для получения «справки о способностях управлять транспортным средством и механическим мотором» (именно так называлось тогда водительское удостоверение) достаточно было всего лишь продемонстрировать полицейскому умение приводить собственный автомобиль в движение.
Первый в мире летающий автомобиль, с помощью которого можно перелететь любую уличную пробку, не обращая внимания на красный сигнал светофора, создал в начале 90-х годов прошлого столетия французский инженер Клауде Ле Герт. Он реконструировал свой отнюдь не медленный автомобиль, превратив его в летающий (другими словами в авто-самолет), и на глазах многочисленной публики поднялся на нем в воздух, развив скорость 90 км/ч. Однако зарегистрировать летающий автомобиль все равно бы не удалось, поскольку размах его крыльев существенно превышает размеры допустимой ширины для автомобилей.