Радонеж древний город. Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Городок. Исторические заметки. Радонеж древний город


Древний Городок. Исторические заметки

В. Вишневский

Село Радонеж (городок Радонеж, село Городок) — древнейший населенный пункт нашего района, один из городов на основной территории Московского княжества, принадлежавших московским Даниловичам уже на рубеже XIII-XIV веков, центр одноименной волости и историческая область, где провел годы юности преподобный Сергий Радонежский и впоследствии основал Троицкий монастырь.

  Радонеж. Современный вид

Зориан Доленга-Ходаковский стоит первым в списке исследователей славянских древностей Радонежа. Ходаковский, или полностью Зориан Доленга-Ходаковский (а выяснилось это через тридцать лет после его смерти) — псевдоним польского археолога, историка, этнографа и фольклориста Адама Чарноцкого (1784-1825). В 1816-1820-х годах Ходаковский выступает сначала в польских, а затем в русских журналах с серией статей, где развернул обширную программу изучения древнейшего прошлого славянских народов. Ходаковский, используя уездные и губернские карты, первый собрал материалы для археологической карты России и Украины. Эта комплексная программа исследований, объединяющая цели и методы археологии и этнографии, исторической географии и лингвистики, фольклористики и геральдики, была первой в отечественном славяноведении.

 План Радонежского городища 1901 года, снятый Ю.Г. Гендуне Городища он считал славянскими святилищами, своего рода «храмами под открытым небом»; вокруг них должны были располагаться урочища, посвященные языческим богам и названные по именам общеславянского пантеона. Сбор сведений о городищах и окружающей микротопонимике стал главным методом работы Ходаковского.

Научные общества, к которым обратился Ходаковский, осудили его идеи, сведя их к крамольному прославлению язычества и нападению на христианство. Однако сторонники представили его работу в Петербург, там Ходаковский успел заинтересовать своими планами этнографических экскурсий известного мецената, графа Николая Петровича Румянцева и министра народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына. Составленный им проект археологического путешествия по России был одобрен Карамзиным и затем 4 июля 1820 года удостоился Высочайшего утверждения. Путешествие должно было продолжаться четыре года, на издержки назначено было 3000 рублей.

 Зориан Доленга-Ходаковский Ходаковский в 1820-1821 годах объехал ряд мест Северо-Западной и Центральной России, собрал богатый топонимический материал (сведения о 7000 городищ) о славянских курганных могильниках, кое-где провел раскопки. В городищах исследователь видел руины языческих святилищ — около них имеются урочища с подобными названиями (Святоград, Белград, Белые Боги, Черные Боги, Чертово городище). Лишь позже раскопки доказали, что прав был его оппонент русский историк Калайдович, считавший, что это остатки укрепленных поселков.

Путешествие проходило из Петербурга в Москву, через северные губернии, через Старую Ладогу, Псков, Изборск, Порхов, по Верхней Волге — Торжок, Тверь, Кашин, Белгородок, Углич, Рыбинск, Ярославль, Ростов, Переславль и, наконец, Сергиевский посад. Далее путь исследователя лежал по Дмитровскому уезду к селу Городок, «что звалось прежде Радонежью».

 Юго-западная стена Радонежского детинца в XIV веке. Реконструкция В.И. Вишневского На московском тракте, очевидно, в селе Воздвиженском, Ходаковскому удалось упросить какую-то молодую крестьянку отвезти его на телеге в село Городок. В сопровождении сельского священника и нескольких старожилов села Городок Ходаковский побывал на Радонежском городище. «...Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, — писал он, — узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя. Напоследок один из них говорит: «...есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка». Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала также про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием — оно близко раздолья или лощины, которою отделено от урочища, называемого “Могильцы”». Напомним, что городища он считал святилищами и искал рядом с ними местности (урочища) с сохранившимися именами языческих божеств. По аналогии с исследованными урочищами в северо-западных губерниях рядом со святилищами находились могильники, и рядом с ним располагалось урочище Могильцы. «Но поле Могильцы не сохранило ничего насыпного. Вероятно, давно уже разорено сохою». Таким образом, в научный оборот попали сведения о единственном в Подмосковье языческом святилище. Интересно, что еще тогда исследователь выразил удивление, что «урочище могло уцелеть близко Радонежу, где в XIV веке жил и славился святой муж». И сам нашел этому объяснение: «Но он, всею душой бывши занят положением своего отечества, видно не вооружался на старинные номенклатуры, никому не вредные».

В 1850-60 годах село Городок и его окрестности посетили фольклорист и этнограф Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) и писатель и историк Константин Сергеевич Аксаков.

 Константин Сергеевич Аксаков Первый из них описал Городище и дал его местонахождение: «...в 100 саженях (около 200 метров) к западу от церкви, его земляные валы, обтекаемые излучистой Пажей...». Валы, по словам Снегирева, имели форму неправильного четырехугольника, самая большая длина которого 70 сажен (164,4 метра). Незадолго до его приезда площадка городища начала распахиваться. Он также сообщил, что в XIV-XV веках в Радонеже было 2 монастыря и 7 церквей. Откуда взялись эти сведения и были ли они достоверными — неизвестно. Побывав там, он не обнаружил пяти белых камней, которые там были по преданию местных жителей; хотя само место было сходно по описанию с местом, указанным Ходаковским. «В двух верстах от Воздвиженского, — писал Снегирев в 1856 году, — есть в сосновом бору бугор, называемый Белые Боги; по свидетельству тамошних старожилов, там, в овраге, лежали какие-то камни, недавно снятые для искания под ними клада, а старое предание говорит, будто преподобный Сергий там водрузил каменный крест на месте каких-то истуканов, коим поклонялись окрестные жители».

В 1857 году Радонеж посетил историк и литератор-славянофил К.С. Аксаков (1817-1860). Он с удивлением записал рассказы местных крестьян: «Мы были прежде князя Андрея Радонежского, тому уж пятьсот лет; здесь было 7 церквей и город Андрея Радонежского...». Указали крестьяне и место урочища Белые Боги, причем описание совпадает с указанным Ходаковским. В урочище должны были лежать пять камней, на которые преподобный Сергий Радонежский положил крест и которых, впрочем, Аксаков не нашел (впоследствии слышал, что они пошли на постройку). Он описал городище, как окруженный с трех сторон рекой Пажей мыс, и возвышавшийся над округой, обведенный по кругу валом, распаханный и засеянный рожью.

 Юлия Густавовна Гендуне Спустя 80 лет после посещения Радонежа Ходаковским, городище осмотрела Юлия Густавовна Гендуне (1868-1909) — первая русская женщина-археолог, дочь управляющего Вознесенской и Балахнинской мануфактур. В отличие от своих предшественников, она была профессиональным археологом, имевшим за плечами образование в Германии (знала пять языков), Петербургский археологический институт (1900) и немалый опыт полевых раскопок в центральных областях России. В 1901 году она посетила Радонеж, сделала первый план и профиль городища, которое она определила, как средневековую крепость. Гендуне отметила также, что памятник имеет правильную треугольную форму, вал с напольной стороны выше и шире, чем с приречной, кроме того, напольная сторона имеет еще один внешний вал шириной 12 футов (3,65 метра) и высотой 8 футов (2,43 метра), культурный слой на самом городище уничтожен распашкой, а земство отвело эту территорию под кладбище, но при рытье могил, по словам священника, не встречались какие- либо находки. Ценно свидетельство Ю.Г. Гендуне о существовании невдалеке от села, на выгонах мелких курганов, «под которыми попадались человеческие кости и старые украшения». К сожалению, исследовательница по каким-то причинам не осуществила своего намерения — заняться в 1902 году раскопками этих курганов.

Таким образом, в дореволюционное время объектами археологических исследований в селе Городок были Радонежское городище, урочище Белые Боги, урочище Могильцы, курганный могильник. В первую очередь, конечно, был собран топонимический материал, сохраненный устной традицией XIX века, план, профили, наблюдения за слоем и укреплениями городища, сделанные профессиональным археологом. Было правильно определено городище Радонеж, как древнерусская крепость. Все это было важно и ценно, несмотря на незначительный объем археологического материала и полное отсутствие вещей.

 Николай Петрович Милонов Новый этап в изучении Радонежа начался в советское время и был связан с сотрудником Загорского историко-краеведческого музея Николаем Петровичем Милоновым (1894—1975). Он не был специалистом-археологом, свою деятельность начинал в 1920-х годах преподавателем истории в школах Москвы. С 1929 года работал сотрудником Сергиевского, а затем Загорского историко-краеведческого музея. Под его руководством в 1929 году начались раскопки памятника, продолжавшиеся в 1930—32 и 193б годах. В 1936 году Милонов уже как сотрудник Московского областного научно-исследовательского бюро краеведения вел раскопки по заказу Музея игрушки, поскольку в Радонеже были найдены средневековые керамические игрушки. Всего же за это время им было вскрыто около 900 м2, из которых 100 м2 приходится на городище, а остальное — на посад.

Шурфы и траншеи, разбитые внутри валов, показали тонкий перепаханный культурный слой 15 см. Была проведена зачистка вала с внутренней и внешней стороны, снят более подробный план городища, сделаны профили укрепления (в 1936 году вал был разрушен уже в пяти местах, причем с северной стороны мыса — практически уничтожен). Основные площади были вскрыты на площадке между входом на городище и церковью. Часть отчетов Милонова сохранилась в Российской государственной библиотеке и архивах Музея игрушки и Сергиево-Посадского музея-заповедника. Детальный анализ его материалов показал, что часто в отчетах, даже если они и были, отсутствует стратиграфия слоев, полные планы раскопок, опись находок, фиксация по квадратам и пластам. Вместо этого отчеты снабжены «актуальными» для того времени социологическими выводами. В довершение всех бед, археологическая коллекция из раскопок Милонова в Радонеже исчезла. А в ее составе были тысячи фрагментов керамики, целые сосуды, кирпичи, изразцы, керамические игрушки, изделия из железа, кости, бронзы, в том числе, ювелирные изделия. Сохранилось триста фрагментов керамики в фондах Государственного исторического музея и несколько игрушек в Музее игрушки. Весьма внушительный археологический материал был поверхностно изучен и опубликован в небольшой статье в 1948 году.

 
Следующий этап изучения Радонежа был проведен в 1954 году отрядом по изучению древнерусских крепостных сооружений Среднерусской экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Павла Александровича Раппопорта (19131988). Он не производил раскопок, но более детально осмотрел городище, составил план и профили, отметил, что площадка в высоте достигает 18 метров от уровня реки, а фрагменты керамики из слоя на городище дают возможность датировать детинец Радонежа XIV—XV веками, сравнивая с другими подмосковными крепостями того времени. Крепость детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце - князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, при его сыне Андрее Радонежском становится центром небольшого удельного княжества. Раппопорт впервые привлек данные летописей, актового материала и других письменных источников. В 1960 году Ростиславом Леонидовичем Розенфельдтом (1922—1989) было обследовано городище Радонеж и составлен паспорт на памятник археологии, и Министерство культуры РСФСР поставило Радонеж на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения. В 1976 году памятники Радонежа были обследованы археологом Алевтиной Алексеевной Юшко (р. 1935) и определены как «вариант волостного центра XIV века», состоящего из «городка» и «села Радонежского». Далее детально занимался археологией Радонежа и его окрестностей Сергей Заремович Чернов (г.р.1957). В 1980 году на основе наблюдений он пришел к выводу, что размеры селища XIV—XV веков значительно больше, чем это определила Юшко, а именно, составляют 410 000 м2. Им были сделаны подробные топографические планы Радонежских городища и селища. Экспедицией исторического факультета МГУ в 1976-1984 годах в округе Радонежа было выявлено 84 селища, а также могильники, дороги, пруды и другие сооружения, совместно с учеными-естественниками проведены комплексные (палинологические и геоботанические) исследования средневекового ландшафта. С.З. Чернов, следуя описаниям Ходаковского, в 1981 году обследовал урочище Могильцы, рядом с которым должно находиться урочище Белые Боги, — оно оказалось поселением XIII—XIV веков. Далее, со святилищем Белые Боги он идентифицировал селище Лешково-9 второй половины XIII—XIV веков, которое было обнаружено в 350 метрах к северу от урочища Могильцы на левом берегу ручья Оржавец. На селище был найден крест-тельник с трехлепестковыми криновидными концами, датируемый XIV веком. Подкрепляющими аргументами стали свидетельства местных жителей, что здесь лежали «белые камни» (почти как у Аксакова!), и находились источник и дубрава — а славяне почитали дубы. Третьим кандидатом на роль святилища стало селище Лешково-4 на поляне в лесу, в 2,4 км от Радонежа, близ Троицкой дороги, где раскопки выявили следы наземной жилой постройки с глинобитной печью и хозяйственной ямой второй половиной XIII-первой половины XIV веков. Возникшая на его месте пустошь, упоминается как Белухин- ская. Таким образом, святилище Белые Боги до сих пор не обнаружено — найти его путем археологических раскопок, практически, невозможно. В 1997 году на Подафанасовом лугу кладоискателями были найдены: клад монет XVI века и бронзовые кресты XVI—XVII веков. Чернов провел по следам этих находок раскопки, было вскрыто несколько погребений и найдены монеты XV—XVII веков. Следующий этап археологического изучения Радонежа связан с работами археологической экспедиции Загорского музея-заповедника под руководством В.И. Вишневского. В 1983-90-х годах экспедицией велись более широкие разведки и раскопки памятника. Объектами его исследования стали территория самого городища, оборонительные укрепления, прилегающая к нему округа (окольный город), периферийные районы посада и система плотин. За это время были заложены восемь раскопов общей площадью 583 квадратных метра и два шурфа. Задачей комплексного исследования являлось выяснение отдельных аспектов прошлого древнего города: времени возникновения города, топографии, оборонительных сооружений, социально-профессиональной структуры населения, локализации территорий, экономически связанных с Радонежем. На Радонежском городище и посаде («Подафанасовом погосте») найдены предметы финно-угорской (мерянской) культуры VII—IX веков: бронзовая поясная подвеска-медведь и шумящая подвеска с колокольчиками IX века. Подвеска-медведь VII—VIII веков связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря — предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и отголоском распространенного в этих краях культа, может быть, является эпизод жития, где преподобный Сергий Радонежский предстает как усмиритель медведя. На Радонежском посаде найдена серия вещей домонгольского периода XII—XIII веков: удила, цилиндрические замки, фрагменты стеклянных сосудов. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV—XV веков найдены фрагменты образцов московской керамики того времени: горшки с характерным волнистым орнаментом на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия — сложные цилиндрические замки и ключи к ним. Найдены инструменты радонежских ремесленников: сверла, моло- точек-зубильце, ножи, серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Найден железный сошник — наконечник деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров XIV—XV веков птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом. Раскопками исследовалось Радонежское городище. Было выяснено, что с юго-восточной стороны, помимо дерево-земляной стены, самой высокой (6 метров) и мощной (5 метров толщины), находились дополнительные укрепления. В 10 метрах, снаружи от стены, на краю горизонтальной площадки- бермы проходил, очевидно, тын — бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров шириной 4—5 м и глубиной более 1 м. На дне его могли быть также укреплены заостренные колья — «частик». Впервые было изучено древнее кладбище на так называемом По- дафанасовском лугу, где стояла церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, упомянутая в документах XVII века. На этом кладбище, согласно Мазуринскому летописцу, в сентябре 1682 года были погребены казненные за околицей села Воздвиженского глава мятежных стрельцов князь Иван Андреевич Хованский и его сын Андрей. Было обнаружено 38 непотревоженных и остатки 101 разрушенного погребения. Найденные здесь фрагменты белокаменных надгробий, бронзовые нательные кресты и серебряная монета-полушка датируют кладбище XVI - началом XVII веков.

В. Вишневский

Источник: Газета “Маковец”, № 16 (65) от 20.09.2012 г. и № 17 (66) 4.10.2012 г.

1 Октября 2017

www.stsl.ru

Спасти Древний Радонеж - НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Заявление Московского областного отделения ВООПИиК о ситуации с застройкой зон охраны Древнего города Радонеж и создании в Радонеже музея-заповедника

Древний Радонеж – уникальный археологический и историко-ландшафтный комплекс, православная святыня, одна из важнейших исторических территорий России. В Радонеже прошли годы юности преподобного Сергия Радонежского и зародилось духовное движение, оказавшее глубокое влияние на историческое развитие Московской Руси. Здесь обрела силу идея сопротивления ордынскому игу, сложились воззрения, способствовавшие объединению русских земель, возникла среда, вне которой невозможно представить подъем искусств в эпоху Андрея Рублева и Епифания Премудрого. Окрестности древнего Радонежа, который в XIV–XV веках являлся центром княжества – одно из тех мест, где рождалась самобытная культура Московского государства.В результате комплексных исследований, проведенных в 1976–1985 гг., в окрестностях Радонежа было выявлено 290 памятников археологии, истории, архитектуры и исторической планировки, дошедших до наших дней в сохранившемся историко-ландшафтном окружении. На основе этих исследований был разработан проект зон охраны Древнего города Радонеж, который был утвержден решением Мособлисполкома № 826/20 от 12.06.1986 г.Установленные режимы охраны, увязанные с решением задач жизнеобеспечения и совершенствования социальной и технической инфраструктуры, действуют уже 25 лет, не вызывая нареканий со стороны местных жителей и обеспечивая сохранение памятников и исторической среды. Утвержденный проект в полной мере соответствует действующему законодательству в области охраны культурного наследия.Однако в настоящее время искусственно создана ситуация, которая угрожает Радонежу массовой застройкой. Проведенная весной этого года по заданию Общественной палаты РФ проверка показала беспрецедентное по масштабам и безнаказанности нарушение установленных режимов зон охраны при попустительстве Прокуратуры, Администрации Сергиево-Посадского района и Министерства культуры Московской области. Застройка ведется как в охранной зоне, так и непосредственно на территориях уникальных памятников археологии, например, на памятнике XIV в. Лешково-8, который расположен на месте святилища Белые Боги, связанном с жизнью семьи преподобного Сергия.

Несмотря на многочисленные обращения во все уполномоченные органы, строительство до сих пор не приостановлено и с каждым днем только расширяется.Чтобы оправдать свое бездействие, местные чиновники и прокуратура пытаются поставить под сомнение легитимность действующих зон охраны Радонежа на том лишь основании, что постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 под охрану государства была принята «Крепость Радонеж XIV–XV вв.», а в 1986 году были утверждены зоны охраны «Древнего города Радонеж». Поскольку, по логике чиновников, такого объекта как «Древний город Радонеж» не существует, не имеет смысла соблюдать и режимы его зон охраны.Для «исправления» ситуации с мнимым отсутствием у Радонежа зон охраны, по инициативе неких «заинтересованных лиц» НИиПИ градостроительства Московской области (на основании задания, согласованного министром культуры Московской области) ведет разработку нового проекта зон охраны трех объектов культурного наследия – городища «Радонеж», церквей в селах Радонеж и Воздвиженское. По мнению экспертов, данный проект направлен на пересмотр и многократное сокращение действующих зон охраны, вывод значительных площадей охранной зоны под застройку и не соответствуют интересам сохранения многочисленных объектов археологического наследия, расположенных на данной территории.Позиция Прокуратуры, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Сергиево-Посадского района, игнорирующих утвержденные зоны охраны Древнего города Радонеж, представляет угрозу для сохранения национального достояния России и противоречит поручению Президента РФ от 24 июня 2011 г. № Пр-1782, подразумевающему организацию особого контроля со стороны органов исполнительной власти и прокуратуры над всеми сделками с землей и действиями, которые могут привести к невосполнимой потере, повреждению или нарушению целостности территорий музеев-заповедников, достопримечательных мест и других объектов культурного наследия.В преддверии празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского подобные действия наносят личное оскорбление религиозному чувству каждого верующего человека, во всей наготе обнажают невиданный цинизм по отношению к общенациональным культурным ценностям и конституционным правам граждан на сохранение культурного наследия.

Число паломников и туристов, приезжающих в Радонеж растет с каждым годом. Но знакомству с уникальным наследием этого места мешает отсутствие музейно-экскурсионной и ландшафтно-археологической инфраструктуры.Идея создания в Радонеже музея-заповедника принадлежит П.А. Флоренскому, который высказал ее в 1919 г., назвав Радонежский край «живым музеем России». Активное общественное движение за сохранение Радонежа и музеефикацию окружающих ландшафтов возникло еще в 1960-е годы, в 1977 году Президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о создании в Радонеже музея-заповедника. Распоряжением Президента Российской Федерации 15 октября 1992 года № 584-рп «О Троице-Сергиевой лавре и мерах по сохранению национального историко-культурного наследия на территории Сергиево-Посадского района Московской области» было намечено создание национальной историко-культурной территории «Радонежье».В 2000 г. Научно-методический совет Минкультуры России констатировал, что создание заповедника в Радонеже – актуальная задача, без решения которой сохранить столь уникальную территорию в условиях развивающегося Подмосковья невозможно.Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева на протяжении двух десятилетий проводит мониторинг состояния и раскопки археологических памятников Радонежа. На территории зон охраны развернута сеть комплексных исследований, которые позволили реконструировать природную среду XIII–XVI вв., воссоздать системы природопользования и хозяйственный строй Радонежской волости XIV века. Исследования о генеалогии, землевладении и службе радонежских бояр раскрыли исторический контекст, в котором развивался Троице-Сергиев монастырь в период жизни Сергия Радонежского и его учеников. Таким образом, необходимая научная база для организации и функционирования музея-заповедника, его научно-просветительской деятельности уже имеется.   24 октября 2011 г., рассмотрев сложившуюся ситуацию, Президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о необходимости скорейшего создания историко-археологического и историко-ландшафтного музея-заповедника «Древний Радонеж» с отнесением территории в границах зон охраны Древнего города Радонеж к достопримечательному месту федерального значения.

В 2014 г. исполняется 700-лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое распоряжением Президента Российской Федерации от 06.12.2010 г. предполагается отметить как государственный праздник.В случае если теперь, когда еще есть возможность остановить противоправное строительство, это не будет сделано, уникальные ландшафты долины реки Вори, связывающие Радонеж и музей-заповедник Абрамцево, будут застроены, окружающие Радонеж открытые пространства – утрачены, туристические и паломнические маршруты – прерваны, уникальные памятники археологии XIV-XV вв. – разрушены, а создание заповедника в Радонеже станет невозможным.

ВООПИиК призывает федеральные и областные власти проявить политическую волю и остановить противозаконную застройку зон охраны Радонежа, а также принять все необходимые меры для сохранения уникальной исторической территории:- отнести территорию в границах зон охраны Древнего города Радонеж к достопримечательному месту федерального значения, а комплексы памятников археологии «Радонежский археологический комплекс», «Воздвиженское», «Белухинская роща», «Долина реки Пажа» – к археологическим ансамблям федерального значения;- включить создание историко-археологического и историко-ландшафтного музея-заповедника «Древний Радонеж» в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;- принять срочные меры реагирования по фактам незаконного строительства и выделения земель на территории и в зонах охраны Древнего города Радонеж, указанным в акте проверки, проведенной по поручению Общественной Палаты РФ в мае 2011 г.

Первое фото с http://new.sergiev-posad.runewsgorodID=17082

Материал о Радонеже на сайте РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачеваhttp://heritage-institute.ru/index.php?title=Radonezh

СМИ о ситуации в Радонеже:http://www.tvkultura.ru/news.html?id=738968&tid=25562&cid=178http://mir24.tv/news/society/4263293http://www.radoneje.ru/events/news/?ID=347http://www.mosoblpress.ru/mass_media/3/130/item11838/http://www.tribuna.ru/news/society/sergey_radonezhsky_on_sales_price/?sphrase_id=628http://portal-nko.ru/dialog/blog/thread/?id=1727http://e-vestnik.ru/society/zashchitniki_prirodno-ohrannoy_zony_2903/http://e-vestnik.ru/society/zashchitnikam_ohrannoy_radonegzony_3538/http://www.izvestia.ru/news/500464http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-15/fm/11204http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-16/fm/11287http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42224

nashe-nasledie.livejournal.com

Радонеж - достопримечательности, история Радонежа

Исторически и географически лучше всего осматривать сразу Хотьково, Радонеж, Деулино и Троице-Сергиеву Лавру. Географически потому, что все это относительно рядом, а исторически – потому что родители Сергия Радонежского жили в Радонеже, основали монастырь в Хотьково, там же и похоронены, а Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой Лавры. А в селе Деулино был подписан мирный договор, ставший окончанием польско-литовской интервенции, т.н. "деулинский мир".

Поездки в Лавру и в Хотьковский монастырь я уже описывала (см. ссылки в конце рассказа), теперь дошла очередь до Радонежа и Деулина. Земля Радонежская вообще богата историей, на ней велись кровопролитные сражения, плелись интриги, она сильно пострадала от многих войн, но опять возродилась.

Жаль, что в Радонеже сохранилась только церковь Преображения Господня, построенная в 19 веке, и памятный знак Сергию Радонежскому – место обязательной фотосъемки местных молодоженов, а ведь когда-то тут были и церкви, и хорошо укрепленная крепость, и многометровые валы, а на одном из городских кладбищ были похоронены князья Хованские, казненные первым Романовым по обвинению в измене…

Радонежская церковь Преображения Господня

Когда едешь от Хотьково на машине (а мы еще и попали туда аккурат на Троицу), на высоком пригорке среди бескрайней зеленой равнины видишь сначала много-много автомашин, а уже потом – церковь. Она построена в 1836-42 гг. на средства прихожан. Я не буду утомлять вас описанием церкви с точки зрения архитектуры, скажу лишь, что здание белого (ранее она была нежно-голубого) цвета имеет довольно традиционную для церквей того времени архитектуру, с одной из сторон к церкви пристроена трехъярусная колокольня, с другой – трапезная.

Дул довольно сильный ветер, было солнечно, но надвигалась грозовая тучища, поэтому для прогулки по окрестностям я укуталась в курточку с капюшоном, надела платок (праздник все-таки) и темные очки. Хорош же у меня был видок.

Прямо на входе – магазин, где помимо иконок-крестов-масел-свечек продавали почему-то и сумки, и ремни, и прочую дребедень. Пришлось протискиваться между двумя большими прилавками. Внутри было довольно нарядно: на полу зеленая свежескошенная травка, возле особо значимых икон – срубленные молоденькие березки в трехлитровых банках. Только что закончилось венчание, и счастливые новобрачные стояли в уголке. Правда, я подумала сначала, что закончилось крещение, но увидели на входе автомашину с кольцами на крыше, и поняли, что это было.

В алтарной части церкви – пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского – двухъярусный. Этот придел построен на том самом месте, где в 15 веке стоял дом родителей Сергия Радонежского. Иконы для церкви написаны местными мастерами в 19 в. Местами сохранилась стенная роспись, а в углу – копия "Явления отроку Варфоломею" в натуральную величину (оригинал можно лицезреть в Третьяковской галерее).

У церкви стоит деревянный крест, перенесенный сюда из Москвы – с могилы Святой Матрены Московской. За церковной оградой, прямо у дороги – несколько старых могил, заросших травой. Поодаль стоит памятный знак Сергию Радонежскому.

Вниз стоит пойти, чтобы набрать воды из источника, во всяком случае, мы туда пошли именно затем. По довольно крутой лестнице спускаемся вниз, осматриваем малюсенькую деревянную часовню, а затем по тропинке подходим к источнику. Тут столпилось уже человек 50, большинство – с пятилитровыми пластиковыми бадьями.

Источник представляет собой 2 струйки воды, текущие прямо из двух металлических труб, уходящих в землю, и одна бутыль наполняется довольно долго – во всяком случае, когда при мне одна дама попросила набрать водички в небольшую бутылку без очереди, ее не пустили с гневным окриком, что, мол, все тут час с лишним стоим. Мы не стали стоять, я лишь попрыгала вокруг, снимая речушку Пажу, густо заросшую растительностью, и мы потопали обратно. Места красивейшие – не зря именно тут рисовал с натуры Васнецов.

Памятный знак преподобному Сергию Радонежскому

В 1988 г. на окраине села на невысоком округлой формы холме был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).

"На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".

Историческая справка

Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке как славянское поселение, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени Хотонег или Хотобуг.

В разное время Радонеж входил в Ростово-Суздальское, а потом и во Владимирское княжества, а когда Русь попала под власть Золотой Орды, в Радонеже сидели ханские наместники, собиравшие дань, что свидетельствует о его важности. В 14 веке город вошел в состав Московского княжества.

В 1332 г. (по другим данным – в 1328 г.) в Радонеж переезжает ростовский боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями Стефоном и Варфоломеем. Второму сыну суждено стать одним из величайших священников Руси по имени Сергий Радонежский… Боярин и его жена основали в Хотьково в 1330-е годы Покровский монастырь, который стоит там и поныне, а в 1342 г. сыновья боярина ушли на речку Кочуру неподалеку от Радонежа и основали там пустынь, где Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 г. (по другим данным – 7 октября 1337 г.). Первым настоятелем разросшегося Троицкого монастыря стал игумен Митрофан, настоятель Покровского монастыря, принявший постриг Сергия Радонежского.

Именно благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. По преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, после которой удельный серпуховский князь Дмитрий стал великим русским князем. Икона, которой было совершено благословление, сейчас хранится в Третьяковской галерее, в честь нее назван Донской монастырь Москвы (про него у меня есть отдельный рассказ).

Старец предсказал князю победу и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму (помните знаменитую картину "Поединок Пересвета с Челубеем"?). Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Дмитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 (по другим источникам – в 1422 г.) году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1613 г. русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Но Польша не признала его царём, и в апреле 1617 г. сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками на Москву. Началось так называемое Смутное время. Именно в эти годы были полностью разорены Радонеж и его окрестности.

Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине 16 в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II, но не сдался. На этом злоключения монастыря не закончились: в 1617 году польский королевич Владислав после неудачного штурма Москвы второй раз пытался захватить монастырь, но игумен монастыря к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями. Королевич отошел дальше по дороге к деревне Рогачево и приступил к переговорам, т.к. надвигались морозы, а польское войско было истощено. Поляки через парламентёров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой.

"В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский (хе-хе!), гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать её укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошёл под названием Деулинский".

Деулино

В 1618 г. в Деулино была построена деревянная церковь Сергия Радонежского, она сгорела в 1865 г. Рядом с ней в центре села, у кладбища на берегу пруда, в 1851-1853 гг. была построена ныне существующая каменная шатровая церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1930-х гг. она была закрыта и много лет использовалась как склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Храм возвращён верующим в 1991 г. и восстановлен. В наше время в Деулино - подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь небольшая, но очень изящная, а то, что она вошла в историю, придает ей дополнительное очарование…

talusha1.narod.ru Автор: nat_ka

svastour.ru

Радонеж (село) - это... Что такое Радонеж (село)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Радонеж.

Ра́донеж — село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти километрах от Москвы. Население села на начало 2006 года — 20 человек[1].

История

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже

Расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Славянское поселение, видимо, возникло еще в XI веке, во всяком случае название — древняя притяжательная форма от языческого имени «Радонег» — говорит о его глубокой древности. Радонеж был расположен на Переяславской дороге, ведшей через Москву в Ростов. Входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чем свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна, с церковью Рождества; Радонеж был центром волости.

В 1328 году туда переселился ростовский боярин Кирилл — отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа. После смерти Ивана Калиты Радонеж отошёл его вдове Ульяне, после смерти последней (около 1370) её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410) — принадлежал как столица удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой — 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Андрей Радонежский со всеми сыновьями умер во время эпидемии чумы 1426 года, после чего городок отошёл его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому. Последний во время феодальной войны последовательно поддерживал Василия Тёмного; несмотря на это, московский князь вскоре после смерти Дмитрия Шемяки схватил Василия (придравшись к его спорам с Троицким монастырём) и посадил в тюрьму (1456), где тот умер, просидев в заключении 27 лет; его владения, включая Радонеж, отошли к Москве.

Иван III сделал Радонеж центром особого уезда. В 1491 Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. Но в целом в царствование Грозного город приходит в упадок. Окончательно добило его Смутное время: во время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608—1610) он был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился. В 1616 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село Радонежский городок, или просто Городок, принадлежало монастырю (c 1744 — лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь.

Из Радонежа происходит первый казанский архиепископ Гурий (Григорий Руготин) († 4 декабря 1563).

Достопримечательности

Преображенская церковь в Радонеже

Преображенская церковь построена в 1836—1842 годах. Основу составляет бесстолпный четверик, увенчанный ротондой с восемью окнами. В восточной стене храма устроена одна апсида, с северной и южной сторон к нему примыкают портики с четырьям дорическими колоннами. К западу к храму пристроена трапезная, с 1860-х годов соединённая узким переходом со стоящей до того отдельно трехъярусной колокольней. В 1855 году вокруг церкви построена ограда.

Перед алтарной частью храма находится пятиярусный иконостас, в приделе преподобного Сергия Радонежского в трапезной иконостас двухъярусный. Иконы местных мастеров второй половины XIX века. Сохранились фрагменты стенной росписи 1870-х годов.

Напротив входа в храм установлен крест, стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской.

Памятный знак (скульптор В. М. Клыков, архитектор Р. И. Семержиев) установлен 29 мая 1988 года у входа на территорию бывшего детинца. Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы.

Сохранились крепостные валы XV века. Впрочем, в настоящее время на территории бывшего детинца располагается кладбище, причем, несмотря на формальный запрет, могилы устраиваются также на самых валах.

Современный вид на крепостной вал

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Спасти Древний Радонеж

 01.12.2011 г.  10:43

4510

Андрей ТРОФИМОВ

/ 1

Заявление Московского областного отделения ВООПИиК о ситуации с застройкой зон охраны Древнего города Радонеж и создании в Радонеже музея-заповедника.

Древний Радонеж – уникальный археологический и историко-ландшафтный комплекс, православная святыня, одна из важнейших исторических территорий России. В Радонеже прошли годы юности преподобного Сергия Радонежского и зародилось духовное движение, оказавшее глубокое влияние на историческое развитие Московской Руси. Здесь обрела силу идея сопротивления ордынскому игу, сложились воззрения, способствовавшие объединению русских земель, возникла среда, вне которой невозможно представить подъем искусств в эпоху Андрея Рублева и Епифания Премудрого. Окрестности древнего Радонежа, который в XIV–XV веках являлся центром княжества – одно из тех мест, где рождалась самобытная культура Московского государства.

В результате комплексных исследований, проведенных в 1976–1985 гг., в окрестностях Радонежа было выявлено 290 памятников археологии, истории, архитектуры и исторической планировки, дошедших до наших дней в сохранившемся историко-ландшафтном окружении. На основе этих исследований был разработан проект зон охраны Древнего города Радонеж, который был утвержден решением Мособлисполкома № 826/20 от 12.06.1986 г.

Установленные режимы охраны, увязанные с решением задач жизнеобеспечения и совершенствования социальной и технической инфраструктуры, действуют уже 25 лет, не вызывая нареканий со стороны местных жителей и обеспечивая сохранение памятников и исторической среды. Утвержденный проект в полной мере соответствует действующему законодательству в области охраны культурного наследия. Однако в настоящее время искусственно создана ситуация, которая угрожает Радонежу массовой застройкой. Проведенная весной этого года по заданию Общественной палаты РФ проверка показала беспрецедентное по масштабам и безнаказанности нарушение установленных режимов зон охраны при попустительстве Прокуратуры, Администрации Сергиево-Посадского района и Министерства культуры Московской области. Застройка ведется как в охранной зоне, так и непосредственно на территориях уникальных памятников археологии, например, на памятнике XIV в. Лешково-8, который расположен на месте святилища Белые Боги, связанном с жизнью семьи преподобного Сергия.

Несмотря на многочисленные обращения во все уполномоченные органы, строительство до сих пор не приостановлено и с каждым днем только расширяется.

Чтобы оправдать свое бездействие, местные чиновники и прокуратура пытаются поставить под сомнение легитимность действующих зон охраны Радонежа на том лишь основании, что постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 под охрану государства была принята «Крепость Радонеж XIV–XV вв.», а в 1986 году были утверждены зоны охраны «Древнего города Радонеж». Поскольку, по логике чиновников, такого объекта как «Древний город Радонеж» не существует, не имеет смысла соблюдать и режимы его зон охраны.

Для «исправления» ситуации с мнимым отсутствием у Радонежа зон охраны, по инициативе неких «заинтересованных лиц» НИиПИ градостроительства Московской области (на основании задания, согласованного министром культуры Московской области) ведет разработку нового проекта зон охраны трех объектов культурного наследия – городища «Радонеж», церквей в селах Радонеж и Воздвиженское. По мнению экспертов, данный проект направлен на пересмотр и многократное сокращение действующих зон охраны, вывод значительных площадей охранной зоны под застройку и не соответствуют интересам сохранения многочисленных объектов археологического наследия, расположенных на данной территории.

Позиция Прокуратуры, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Сергиево-Посадского района, игнорирующих утвержденные зоны охраны Древнего города Радонеж, представляет угрозу для сохранения национального достояния России и противоречит поручению Президента РФ от 24 июня 2011 г. № Пр-1782, подразумевающему организацию особого контроля со стороны органов исполнительной власти и прокуратуры над всеми сделками с землей и действиями, которые могут привести к невосполнимой потере, повреждению или нарушению целостности территорий музеев-заповедников, достопримечательных мест и других объектов культурного наследия.

В преддверии празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского подобные действия наносят личное оскорбление религиозному чувству каждого верующего человека, во всей наготе обнажают невиданный цинизм по отношению к общенациональным культурным ценностям и конституционным правам граждан на сохранение культурного наследия.

Число паломников и туристов, приезжающих в Радонеж растет с каждым годом. Но знакомству с уникальным наследием этого места мешает отсутствие музейно-экскурсионной и ландшафтно-археологической инфраструктуры.

Идея создания в Радонеже музея-заповедника принадлежит П.А. Флоренскому, который высказал ее в 1919 г., назвав Радонежский край «живым музеем России». Активное общественное движение за сохранение Радонежа и музеефикацию окружающих ландшафтов возникло еще в 1960-е годы, в 1977 году Президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о создании в Радонеже музея-заповедника. Распоряжением Президента Российской Федерации 15 октября 1992 года № 584-рп «О Троице-Сергиевой лавре и мерах по сохранению национального историко-культурного наследия на территории Сергиево-Посадского района Московской области» было намечено создание национальной историко-культурной территории «Радонежье».

В 2000 г. Научно-методический совет Минкультуры России констатировал, что создание заповедника в Радонеже – актуальная задача, без решения которой сохранить столь уникальную территорию в условиях развивающегося Подмосковья невозможно.

Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева на протяжении двух десятилетий проводит мониторинг состояния и раскопки археологических памятников Радонежа. На территории зон охраны развернута сеть комплексных исследований, которые позволили реконструировать природную среду XIII–XVI вв., воссоздать системы природопользования и хозяйственный строй Радонежской волости XIV века.

Исследования о генеалогии, землевладении и службе радонежских бояр раскрыли исторический контекст, в котором развивался Троице-Сергиев монастырь в период жизни Сергия Радонежского и его учеников. Таким образом, необходимая научная база для организации и функционирования музея-заповедника, его научно-просветительской деятельности уже имеется.

24 октября 2011 г., рассмотрев сложившуюся ситуацию, Президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о необходимости скорейшего создания историко-археологического и историко-ландшафтного музея-заповедника «Древний Радонеж» с отнесением территории в границах зон охраны Древнего города Радонеж к достопримечательному месту федерального значения.

В 2014 г. исполняется 700-лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое распоряжением Президента Российской Федерации от 06.12.2010 г. предполагается отметить как государственный праздник.

В случае если теперь, когда еще есть возможность остановить противоправное строительство, это не будет сделано, уникальные ландшафты долины реки Вори, связывающие Радонеж и музей-заповедник Абрамцево, будут застроены, окружающие Радонеж открытые пространства – утрачены, туристические и паломнические маршруты – прерваны, уникальные памятники археологии XIV-XV вв. – разрушены, а создание заповедника в Радонеже станет невозможным.

ВООПИиК призывает федеральные и областные власти проявить политическую волю и остановить противозаконную застройку зон охраны Радонежа, а также принять все необходимые меры для сохранения уникальной исторической территории:

- отнести территорию в границах зон охраны Древнего города Радонеж к достопримечательному месту федерального значения, а комплексы памятников археологии «Радонежский археологический комплекс», «Воздвиженское», «Белухинская роща», «Долина реки Пажа» – к археологическим ансамблям федерального значения;

- включить создание историко-археологического и историко-ландшафтного музея-заповедника «Древний Радонеж» в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;

- принять срочные меры реагирования по фактам незаконного строительства и выделения земель на территории и в зонах охраны Древнего города Радонеж, указанным в акте проверки, проведенной по поручению Общественной Палаты РФ в мае 2011 г.

Первое фото с http://new.sergiev-posad.runewsgorodID=17082

Материал о Радонеже на сайте РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева http://heritage-institute.ru/index.php?title=Radonezh

СМИ о ситуации в Радонеже:

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=738968&tid=25562&cid=178

http://mir24.tv/news/society/4263293

http://www.radoneje.ru/events/news/?ID=347

http://www.mosoblpress.ru/mass_media/3/130/item11838/

http://www.tribuna.ru/news/society/sergey_radonezhsky_on_sales_price/?sphrase_id=628

http://portal-nko.ru/dialog/blog/thread/?id=1727

http://e-vestnik.ru/society/zashchitniki_prirodno-ohrannoy_zony_2903/

http://e-vestnik.ru/society/zashchitnikam_ohrannoy_radonegzony_3538/

http://www.izvestia.ru/news/500464

http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-15/fm/11204

http://www.radiovesti.ru/articles/2011-09-16/fm/11287

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42224

Взято тут http://nashenasledie.livejournal.com/1095649.html

altgazeta.ru

Радонеж: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Из Радонежа не привезти магнитик на холодильник — туристских игрушек здесь просто нет. Городом Радонеж навсегда перестал быть триста лет назад. Это, однако, не делает его менее любопытным для посещения, напротив: это единственное место, достоверно связанное с юностью Сергия Радонежского и не слишком сильно изменившееся с тех времен. Ростовские Варницы оспаривают звание «родины героя», однако в том, что семья отрока Варфоломея жила здесь, в Радонеже, нет никаких сомнений.

Будущий Сергий, а пока еще юноша Варфоломей, ушел отсюда в лес на гору Маковец и основал там монастырь Троицы. Через пару веков дорога тоже сдвинулась к северу от села, пройдя через Лавру, Радонеж же остался в тишине и неизменности, удивительных для оживленных окрестностей Москвы. Ученые нашли в радонежской округе почти три сотни объектов культурного наследия — валы городища, следы старинных сел и урочищ на заросших дикой геранью полянах, древние дубравы и родники — места, связанные с памятью преподобного Сергия и уходящие в еще более глубокую древность.

Жизнь, однако, меняется быстрее, чем работают археологи: подмосковная земля оказалась чудо как хороша для строительства коттеджей. Они начали расти прямо в охранной зоне «Древний город Радонеж», а местная власть всерьез озаботилась пересмотром границ зоны, чтобы эту застройку надежнее узаконить. То же самое — «уточнение границ» — предписала и недавняя прокурорская проверка. Судя по всему, округа Радонежа вскоре изменится до неузнаваемости, и чтобы успеть увидеть эти леса, луга и поля, какими их видел «игумен земли Русской», стоит поторопиться. Празднование «700-летия со дня рождения преподобного Сергия», грядущее в 2014 году и само по себе странноватое, учитывая монашескую традицию, тоже вряд ли поспособствует сохранности ландшафта, так много значащего для русской культуры и истории.

Впрочем, на жизнь села Радонеж это все не особо влияет. Здесь как было пятьдесят домов, так и осталось: застройка идет поодаль. У радонежцев своя беда: к ним не проводят газ, поскольку для газификации в селе должно быть зарегистрировано не менее ста человек. А в Радонеже всего 19 зарегистрированных обитателей, плюс еще тридцать жителей, особняком — жители церковного подворья. Летом прибавляются дачники. На работу сельчане ездят в Сергиев Посад или Москву — и то, и другое относительно недалеко. Вода из колодца, тепло от печки, овощи с огорода. Из благ цивилизации — магазин и телефон-автомат, для которого в том же магазине нет карточек. Зато есть прекрасные пейзажи, как на знаменитой картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и звание «второй родины Сергия Радонежского».

Еще есть церковь Спаса Преображения — изначально она появилась еще в древнем Радонеже, до того, как он стал тихим селом. Нынешнее здание построено в 1840 году и являет собой гармоничный и выразительный образец ампира, приписываемый Афанасию Григорьеву, ученику Жилярди и Кампорези.

У входа на территорию городища стоит памятник Сергию Радонежскому работы Вячеслава Клыкова, сооруженный в 1988 году. Из-за выразительного силуэта, напоминающего ракету, местные жители окрестили монумент «Першингом».

А самая древняя реликвия, найденная археологами в этом месте, относится даже не к Древней Руси: бронзовая подвеска-медведь с Радонежского городища датируется VII-VIII веком и связана со среднерусскими финнами — народом меря с их медвежьим культом. Невольно опять вспоминается преподобный Сергий — с медведем он тоже нашел общий язык.

В I тысячелетии нашей эры на месте Радонежа жили финны-меря. Затем люди ушли отсюда, и новые поселения возникли лишь в конце XIII — первой половине XIV веков, когда русские князья ненадолго перестали драться между собой. Радонеж (от славянского имени Радонегъ) стал центром одноименной волости на краю московских земель, граничившей с Дмитровским и Переславским княжествами.

Ростовские Варницы, зовущие себя родиной преподобного Сергия, навряд ли ею являются: соляные варницы, место, где добывали соль для XIV века — это как современная нефтяная скважина, и никакой князь ни за что не отдал бы его своим боярам. А вот в Радонеже семья Сергия жила несомненно. Вместе с другими ростовцами, перебравшимися в эту пустынную московскую волость после политического и финансового краха: участие в борьбе Ростова против Москвы кончилось для отца будущего игумена лишением боярского сана и разорением. Как раз в это время московский князь Иван Калита озаботился заселением этой местности, и на Переславской дороге у переправы через речку Пажу возникло село, всем новым жителям которого давали налоговые льготы.

В Радонеже была церковь Рождества Христова, рядом с которой и поставил двор отец Варфоломея-Сергия — бывший ростовский боярин. Тут же жило волостное начальство. К северу лежали глухие еловые леса, среди которых, на горе над мерянской речкой Кончурой, Сергий потом нашел солнечное место с липами и соснами, где построил себе келью.

После смерти Калиты Радонеж перешел его вдове — княгине Ульяне. Затем, в 1372 году, вместе с другими землями Радонежскую волость получил князь Владимир Андреевич — двоюродный брат Дмитрия Донского, оставшийся в истории с прозвищем Храбрый. Донским, впрочем, князя тоже называли — для победы на Куликовом поле он сделал не намного меньше, чем Дмитрий. Князь Владимир стал духовным сыном преподобного Сергия, и это стало началом, так сказать, общественного признания радонежского монаха из обители Троицы: Владимир пригласил Сергия на княжеский съезд и познакомил с Дмитрием Донским, по просьбе Владимира Сергий основал Высоцкий монастырь в княжеском Серпухове. В 1374 году Владимир Андреевич построил в Радонеже крепость, валы которой дошли до наших дней. К началу XV века село стало городом с церквями и монастырями, со своим мытом и таможней. Площадь тогдашнего Радонежа составляла около 80 гектаров.

Сын Владимира Андрей также покровительствовал Троицкому монастырю: подарил немало окрестных сел, а в 1422 году настоял на открытии мощей преподобного Сергия, ссылаясь на увиденный им сон. Затем Радонеж принадлежал внуку Владимира Храброго, Василию Ярославичу. Унаследовавший характер и полководческие таланты деда, тот неоднократно помогал московскому князю Василию Темному в разных войнах, а в благодарность за это в 1456 году был предательски схвачен в Москве, заключен в тюрьму и лишен всех своих земель — Василий забрал их. С тех пор развитие удельного Радонежа оборвалось. Первая русская гражданская война — Смутное время — поставила точку в этом процессе: разоренный в 1608-09 годах Радонеж стал тихим селом Городок.

strana.ru

Радонеж - Википедия

Ра́донеж — село в Сергиево-Посадском районе Московской области. Находится в 55 км к северо-востоку от Москвы.

Население[ | ]

Численность населения 1859[2] 1886[3] 1890[4] 1899[5] 1926[6] 2002[7] 2006[8] 2010[1]
262 ↗272 ↘262 ↗267 ↗273 ↘19 ↗20
↘5

История до XIV века[ | ]

Расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена — меря[9] и балты, позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы)[10]. В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.

Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу[11]. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238—1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. — первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.

Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково»[12]. Впоследствии там появился двор княжеского тиуна, с церковью Рождества.

Радонеж в XIV веке[ | ]

В середине XIV село Радонежское входит в состав Московского княжества. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника — административный центр Радонежской волости. В 1341 году по смерти великого князя московского Ивана I Калиты (внука Александра Невского, 1283—1341) село Радонежское отходит к его вдове, великой княгине московской — Ульяне с воспитываемыми ею несовершеннолетними сыновьями от его первого брака и всеми незамужними дочерьми Калиты, но, видимо, из-за смерти некоторых детей, имения были перераспределены, в результате чего Радонежем и управлял Андрей Иванович. Селом в то время называлась усадьба с прилегающим храмом.

В 1340 году туда на службу к Андрею из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл — отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.

Высокую образованность преподобного как раз и можно объяснить его обучением в ростовских греческих школах, невозможным, если считать, что переселение боярина Кирилла с семьёй произошло около 1328 года, как думали ранее.

После смерти Ульяны (1374)[13] Радонежское принадлежало её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410 году) — принадлежало как центр удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой — 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Село теперь стало называться Городок Радонежский. Городок был центром двух волостей — Радонежской и Бели. Во время эпидемии чумы Андрей Владимирович умирает, не оставив наследника.

Василий Ярославович Серпуховской (ум. в 1483 г.)[ | ]

Андрей Радонежский со всеми сыновьями умер во время эпидемии чумы 1426 года, после чего городок отошёл его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому.

Елена Ольгердовна (1353—1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича, в своей духовной благословила своего племянника, Василия Ярославича селом Ковезинским в Радонеже. Василий был сыном одного из сыновей Владимира Андреевича, Ярослава Владимировича (1388—1426), умершего от чумы и единственного, оставившего из наследников. Василий Ярославович помог великому московскому князю Василию II Тёмному (внуку Дмитрия Донского, 1415—1462) в междоусобной борьбе с сыновьями своего дяди Юрия Дмитриевича — Василием Косым и Дмитрием Шемякой.

В 1456 году «за некую крамолу» Василий Ярославович был схвачен и отправлен в пожизненную ссылку в Углич. Причиной ареста стали несколько обстоятельств. Василий Ярославович притеснял «игуменов и старцев» Троице-Сергиева монастыря, который входил в его владения и, по-видимому, придерживался еретических взглядов, «подхваченных» во время пребывания в Литве. Настоятель монастыря, Вассиан составляет жалобу и князя вызывают в Москву на суд, где выясняется, что Василий Ярославович состоит в дружеской переписке с Иваном Можайским, захватившим и ослепившим Василия II. Владения князя, включая Радонеж, отошли к Москве.

Иван III сделал Радонежский городок центром особого уезда. В 1491 Иван III перевёл в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608—1610) Радонеж был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился.

В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превратился во владельческое село[14].

В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село «Радонежский городок», или просто Городок[11], принадлежало монастырю (c 1744 — лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь.

Из Радонежского городка, или, теперь уже — просто села Городка — происходит первый казанский архиепископ Гурий (Григорий Руготин) († 4 декабря 1563).

В октябре 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж.

Достопримечательности[ | ]

Преображенская церковь в Радонеже

Преображенская церковь построена в 1836—1842 годах. Основу составляет бесстолпный четверик, увенчанный ротондой с восемью окнами. В восточной стене храма устроена одна апсида, с северной и южной сторон к нему примыкают портики с четырьмя дорическими колоннами. Со стороны запада к храму пристроена трапезная, с 1860-х годов соединённая узким переходом со стоявшей до того отдельно трехъярусной колокольней. В 1855 году вокруг церкви построена ограда.

Перед алтарной частью храма находится пятиярусный иконостас, в приделе преподобного Сергия Радонежского в трапезной иконостас двухъярусный. Иконы местных мастеров второй половины XIX века. Сохранились фрагменты стенной росписи 1870-х годов.

Напротив входа в храм установлен крест, ранее стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской.

29 мая 1988 года у входа на территорию бывшего детинца был установлен памятный знак (скульптор В. М. Клыков, архитектор Р. И. Семержиев). Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, впоследствии получившего известность под именем Сергия Радонежского.

Сохранились крепостные валы XV века. Впрочем, в настоящее время на территории бывшего детинца располагается кладбище, причем, несмотря на формальный запрет, могилы устраиваются также на самых валах. На кладбище похоронен художник Б. Н. Гущин.

С января по апрель 1976 года в окрестностях села Радонеж, на берегу реки Пажи, проходили съёмки фильма «Аты-баты, шли солдаты…» актёра и режиссёра Леонида Быкова, снявшегося в фильме в одной из главных ролей.

Современный вид на крепостной вал

Археология и палеогенетика[ | ]

У образца из захоронения №. 1 (Кв-А-Б / 1-2) Радонежского кладбища XVI—XVII веков генетиками определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1, типичная для славянского населения России. Скелет приписывают человеку в возрасте от 25 лет. Рядом с бёдрами был найден железный нож, под правым плечом — бронзовый крест с изображением Голгофы. Погребение может быть датировано самым началом XVII века, так как в 1617 году близлежащая церковь Афанасия Великого упоминалась в писцовой книге как пустая, поэтому кладбище было заброшено[15].

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013). Проверено 20 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  2. ↑ Списки населённых мест Российской империи. Московская губерния. По сведениям 1859 года / Обработано ст. ред. Е. Огородниковым. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1862. — Т. XXIV.
  3. ↑ Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск II: Губернии Московской промышленной области. Московская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Владимирская. — Центральный статистический комитет. — СПб., 1886. — 317 с.
  4. ↑ Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов). — М., 1890. — 420 с.
  5. ↑ Памятная книжка Московской губернии на 1899 год / А. В. Аврорин. — М., 1899.
  6. ↑ Справочник по населённым местам Московской губернии. — Московский статистический отдел. — М., 1929. — 2000 экз.
  7. ↑ Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  8. ↑ Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области на 1 января 2006 года (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 4 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.
  9. ↑ Максим ЖИХ. «Бегство из русских» как социокультурный феномен. Псевдо-балты, псевдо-меряне и все-все-все | Русское поле. suzhdenia.ruspole.info. Проверено 27 января 2016.
  10. ↑ РАДОНЕЖ (труды С.З. Чернова) - Домашний архив. История в документах семьи.. www.domarchive.ru. Проверено 27 января 2016.
  11. ↑ 1 2 Б. Б. Вагнер. Карта рассказывает: Природа и история, имена и судьбы в географических названиях Подмосковья. — Б.Б. Вагнер, 2015-01-07. — 763 с. — ISBN 9785519026338.
  12. ↑ radonej_ager. Из книги В.А. Ткаченко "РАДОНЕЖ. СТРАНИЦИ ИСТОРИИ". Радонежский край. Проверено 27 января 2016.
  13. ↑ Т. Крючков. Жизнь семьи боярина Кирилла в Радонеже. Владельцы Радонежа. Люди, уехавшие с преподобным Кириллом из Ростова в Радонеж. Хотьковский Покровский монастырь.
  14. ↑ Коллектив авторов. Преподобный Сергий Радонежский. Полное жизнеописание. — Litres, 2015-11-13. — 668 с. — ISBN 9785457013490.
  15. ↑ Мустафин Х. Х., Альборова И. Э., Семенов А. С., Вишневский В. И. Первые результаты определения Y-хромосомной гаплогруппы для Средневекового захоронения XVI-XVII вв. в Радонеже (Московская область) // Русин. 2017. № 1 (47).

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также