История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина). Древний рим игпзс
§ 4. Римская империя. История государства и права зарубежных стран. Часть1
§ 4. Римская империя
Общественный строй. Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.
Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций — муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти. Сословие всадников с имущественным цензом от 400 000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии. Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.
Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н. э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме.
Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II–III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
Государственный строй. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима — устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства — "империя" достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз (Октавиан, например, — 21 раз, последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления 6 раз). Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.
Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.
Период империи принято делить на два этапа:
1) принципат (I в. до н. э. — III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;
2) доминат (III–V вв.), от "доминус" — господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.
Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.
Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".
Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.
Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.
Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената — сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.
Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.
Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые — назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении — сената и принцепса.
Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.
Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса — фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.
Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.
Армия. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.
После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.
Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II–III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199–235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.
Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений — сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.
Титулы императора — Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы.
Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет — консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.
В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц.
Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.
Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме — префектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория.
Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.
Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.
Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.
Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.
Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.
После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306–337 гг.), вновь восстановившего единство власти.
Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.
В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.
Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.
Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.
Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, — государственной религией.
Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.
Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу — в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.
В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИГПЗС
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Древний Египет
Неджес - категория населения Древнего Египта, составляющая переходный слой из мелких производителей к господствующему классу.
Немху - земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники и т.д.
Маат - религиозно-моральные нормы справедливости, которыми руководствовались фараоны.
Джати - первый помощник фараона. Обычно эту должность исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона.
Древний Вавилон
Энси - правитель-царь первых месопотамских городов-государств.
Лугаль - первые правители древних городов-государств Месопотамии (ХХVIII-ХХVII вв. до н.э.), отличающийся от энси большими военными полномочиями.
Авилум - группа свободных лиц в Вавилоне ("человек", "сын человека").
Мушкенум - вторая группа свободных лиц в Вавилоне, но более низкого социального статуса.
Тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговлей, ростовщической деятельностью дворца.
Шакканаккум - царские чиновники, управляющие областями при Хаммурапи.
Рабианум - назначаемый глава общины
Декум и лубуттум - воинские начальники
Древняя Индия
Варна - особая сословная группа.
Брахманы - священнослужители, жрецы.
Кшатрии - воины, правители.
Вайшья - земледельцы, ремесленники.
Шудра - слуги.
Бали - налог, особая доля от регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта.
Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов.
Дхармасутра и дхармашастра - религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции.
Каста - обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности, складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.
Раджа - правители первых государственных образований (протогосударств)
Дхарма - свод обязанностей, которые должны были исполнять каждая из варн.
Мантрины, махаматры - советники царя
Мантрипаришад - совещательный коллегиальный орган, состоявший из советников царя.
Сенатапи - главнокомандующий армией.
Пурохита - придворный жрец.
Грамика - староста деревни-общины, избирался населением деревни.
Сабха - судебная коллегия, состоящая из назначаемого царем брахмана и трех судей.
Древний Китай
Ван - правитель Китая.
Цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками и т.д.
Шаньфу - обслуживали личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений.
Чжухоу - удельные правители, опирались на советников и помощников.
Легисты - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.
1 дань - 103,5 литра зерна, единица жалования государственных чиновников. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Ди - титул императора.
Чэнсян - канцлер, выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя.
Юйшидафу - верховный цензор.
Ли -этические нормы, определяющие отношение членов китайского общества к правителю.
Древняя Греция
Базилевс, рекс - царь в Древней Греции в период распада патриархально-общинных отношений.
Эвпатриды - благородное сословие.
Геоморы - земледельцы.
Демиурги - ремесленники.
Архонты - выборные из эвпатридов должностные лица.
Ареопаг - орган публичного правления, заменивший собой совет старейшин, избирал и контролировал архонтов.
Совет четырехсот - орган управления, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.
Совет пятисот (Буле) - орган управления, заменивший собой Совет четырехсот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой.
Демагог - профессиональный оратор.
Остракизм - процедура, в процессе которой наиболее опасные для государства лица удалились за пределы Аттики ( каждый участник народного собрания писал имя опасного лица для государства на остраконе - глиняном черепке).
Метеки - неполноправные жители Аттики.
Гелиэя - высший судебный орган государства
Стратеги - члены коллегии стратегов, избираемые народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
Эпоним - первый архонт, ведавший судебными функциями по семейным делам и делам о наследстве
Базилевс - архонт, ведавший вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
Полемарх - архонт, занимался делами в основном связанными с метеками и другими иностранцами.
Фесмофеты - остальные 6 архонтов, которые руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты.
Архагеты - вожди в спартанском обществе.
Герусия - совет старейшин в Спарте.
Геронты - члены герусии.
Эфоры - избирались из "достойных" на год и контролировали архагетов, занимались вопросами внешней и внутренней политики Спарты.
Невидимое имущество - имущество, находившееся в частной собственности и способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги и драгоценности).
Клерос - название земельного участка
Ипотека - залог земли. При нем заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного права распоряжения ею. При неисполнении обязательства земля переходила к кредитору.
Древний Рим
Патриции - социальная группа населения, включающая богатые аристократические семьи.
Плебс - социальная группа, свободная, но ограниченная в своих правах, включающаяся обедневших общинников, пришельцев и отпущенных на свободу рабов.
Центурии - сотня вооруженных мужчин, которые должны были выставлять каждый из разрядов населения Древнего Рима в армию.
Квириты - свободное население Древнего Рима.
Люмпен-пролетарии - городская беднота.
Пекулий - часть имущества хозяина, которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода с него.
Перегрины - иностранцы в Риме.
Нобили - высшее сословие, состоящее из знатных патрицианских и плебейских родов.
Сенат - высший государственный орган в Риме, совещательный орган.
Цензоры - специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам.
Магистратуры - коллегиальные органы, включающие в себя государственные должности в Риме. Они подразделялись на imperium и potestas.
Консулы - высшие магистраты.
Преторы - помощники консулов
Император - титул, который вначале давался в награду полководцу, позже - титул главы государства.
Понтифики - жрецы, которые по сути были первыми римскими юристами.
Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора.
Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам.
Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись к перегримам.
Институции - изложение римского права в учебных целях.
Манципация - процедура отчуждения вещей, требовавшая особой сложной и торжественной обрядности.
Сервитуты - фиксированное в обычаях или в законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью.
Стипуляция - договор, формальный характер которого проявился в произнесении строго определенных словесных формул.
Деликт - правонарушение.
Виндикационный иск - спор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказывать свой титул на спорную вещь.
Негаторный иск - направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь.
Прогибиторный иск - имеющий своей целью устранить помехи, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи.
Владение вещью - фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно.
Держание вещи - часто возникало на основе договора и передачи вещи держателю самим собственником.
Вербальные договоры - для возникновения таких договоров требовалось произнесение установленных слов.
Литеральные договоры - особые письменные договоры, принятые в торговом обороте, которое возникало в следствии записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок.
Реальные договоры - требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора.
Ссуда - предоставление в безвозмездное пользование индивидуально определенной вещи, которую должник обязывался вернуть в обусловленный срок.
Консенсуальные договоры - обязательство возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта
Легаты - завещательные отказы.
Государство франков
Полусвободные литы - особая категория лиц, представлявшую собой неполноправную часть франкского общества
Договор коммендации, прекария, самозакабаления - в результате заключения их возникали отношения покровительства, господства и подчинения
Договор прекария - связан с передачей земли, который влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемый во временное пользование.
Колон - раб, посаженный на землю, не имел правового статуса.
Феод - наследственное феодальное владение, пожалованное сеньором своему вассалу за службу.
Бенефиций - феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу за службу, однако, его нельзя было передавать по наследству.
Майордом - палатный мэр.
Дворцовый граф - выполнял судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров.
Референдарий - хранитель государственной печати, ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и т.д.
Камерарий - следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью царского имущества.
Маркграфы - военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Сеньор - господин.
Вассал - слуга.
Шевалье - военное сословие всадников (рыцари).
Франция
Пэр - равный королю.
Иммедиатизация - превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов кроля
Арьер-вассал - не подчинялся непосредственно королю.
Серв - лично зависимые люди, простая принадлежность земли.
Вилланы - лично свободные держатели земли, принадлежащей феодалу.
Талья - оброк.
Шеваж - подушная подать.
Формарьяж - разрешение на женитьбу, выкупаемое за плату у своего феодала.
Главный юстициарий - духовное лицо, знаток канонического и римского права.
Шериф - глава королевской администрации.
Бейлиф - помощник шерифа в сотне.
Коронеры и констебли - избирались в местных собраниях, являлись представителями королевской администрации.
Суд казначейства - рассматривал финансовые споры.
Суд "обшей скамьи" - рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальными судами.
Суд королевской скамьи - высшая апелляционная и надзорная инстанция для всех других судов, со временем специализировался на рассмотрении апелляций по уголовным делам.
Суд лорда-канцлера - решал вопросы "по справедливости".
Мировой судья - "охранитель мира", назначаемый из местных землевладельцев в графствах.
Суды ассизов - по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном.
Большое и малое жюри - состояли из присяжных заседателей.
Фригольдеры - свободные общинники.
Копигольдеры - потомки прежних крепостных, продолжали нести ряд натуральных и денежных повинностей по отношению к феодалу.
Высокая комиссия - высший церковный орган страны.
Тайный Совет - состоял из высших должностных лиц государства.
Церковный приход - местная единица, низовая самоуправляющаяся единица, сочетающая функции местного церковного и территориального управления.
Звездная палата - чрезвычайный суд, специальное отделение Тайного совета. Судопроизводство носило инквизиционный характер.
Пресвитерианское течение - требовали ограничения королевского произвола и установления конституционной монархии с сильной властью короля. Объединяло крупную буржуазию и верхушку джентри.
Индепенденты - добивались установления ограниченной монархии, объединялись представители среднего и мелкого дворянства.
Левеллеры - течение, выделившееся из индепендентского течения, пользовалось поддержкой среди ремесленников и крестьян.
Делегированное законодательство - акты исполнительной власти, издаваемые на основе и в рамках специальных законов парламента о делегации своих полномочий.
Тред-юнион - профсоюз.
США
Корпорация - юридическое лицо, юридическая техника конструирования с некоторыми модификациями заимствована из английского общего права.
Менеджеры - наемные и профессионально подготовленные управляющие.
Институт треста - доверительная собственность.
Договор лизинга - сочетающий в себе аренду и продажу товара.
Ноу-хау - договор о передаче разного рода научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью.
Япония
Дайме - владетельные князья, представители крупных феодальных домов.
Сёгун - глава военно-олигархического правительства.
Фудай-даймё - высший слой феодальных князей, занимавший все высшие посты при сёгуне
Бакуфу - правительство Японии
Тодзама-даймё - князья, отстраненные от управления.
Тэнноизм - сложное многоплановое явление, несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, получившее название "императорский путь".
Кидзока - высшая знать.
Сидзока - низшее дворянство.
Дзингикан - "Управление по делам небесным и земным божеств", занимавшееся воспитанием в духе синтоизма.
Дзиюто - либеральная партия.
Кайсинто - партия конституционных реформ.
Мэйсэйто - конституционно-императорская партия.
Тайный Совет - совещательный орган при императоре.
Генро - Совет старейшин.
studfiles.net
§2. Римская империя. История государства и права зарубежных стран
Республиканские учреждения Рима сложились как органы
управления небольшим полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной
державы, в кᴏᴛᴏᴩую превратился Рим в результате проведения активной военной
политики, они не могли. Эту задачу исторически суждено было выполнить Римской
империи. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б)
доминат (IV-V в.).
1. Принципат. Период принципата получил ϲʙᴏё наз-вание по
титулу лица, стоящего во главе римского государства, -принцепса. С точки зрения
организации государственного механизма период принципата имеет видимость
переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается
постепенно еди-ноличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или
меньшем объеме некᴏᴛᴏᴩых республикан-ских учреждений, находящихся, однако, в
зависимости от принцепса.
Принцепс. Еще в 36 г. до н.э. Октавиан был из-бран
пожизненно трибуном. В 31 г. он избирается консу-лом, в 29 г. ему была предоставлена власть цензора. Октавиан получил звание "первый сенатор". Этот
титул существовал и раньше: так назывался сенатор, ко-торый стоял первым в
списке ораторов, но он никакими особыми правами не пользовался. Наоборот
Октавиан, как принцепс, стал рассматриваться как высшее должно-стное лицо. В 27 г. Октавиан был облечен высшей вла-стью и вскоре после ϶ᴛᴏго принял имя Ав-густа (т.е.
"возвеличенного" богами). Власть принцепса включала в себя
командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных
дого-воров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.
Власть принцепсов первоначально не была наслед-ственной.
Избрание нового прин-цепса производилось сенатом.
По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений
власть все более консолидируется в руках принцепса. В начале III в. знаменитый
римский юрист Ульпиан с полным основанием сказал: "что решил принцепс-то
имеет силу закона". Отходят на второй план и даже вовсе утрачивают ϲʙᴏе
значение республиканские учреждения.
Потребности управления огромной империей вызвали
необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Этот
аппарат состоит не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, кᴏᴛᴏᴩых он
назначает и смещает по ϲʙᴏ-ему усмотрению и кᴏᴛᴏᴩые будут послушными
орудиями в его руках. При принцепсе состоит совещание, кᴏᴛᴏᴩое обсуждает
важнейшие дела.
Опорой власти принцепса являлась армия. При Ав-густе была
закреплена организация постоянной армии (в составе 500 000 человек),
размещенной преимуществен-но в пограничных провинциях. По общему правилу армия
комплектовалась путем найма на срок службы в 20 лет. Но в некᴏᴛᴏᴩых случаях
производился и принудительный набор и не только полноправных римских граждан,
но и вольноотпущенников. Высший командный состав назначался принцепсом из лиц
сенаторского и всаднического сословий. Армия, скованная строгой дисциплиной и
ϲʙᴏ-ими профессиональными интересами, представляла собой грозную силу. Стоит отметить, что особое
положение занимала импера-торская гвардия (преторианцы), составлявшая гарнизон
Рима и личную охрану императора.
Существует особая казна императора (фиск). В нее поступают
доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в
провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. В ϶ᴛᴏй казне
сосредоточи-ваются огромные средства, дающие принцепсу возмож-ность проводить
его политику, - и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно падает значение общегосударственной казны,
находящейся в ве-дении сената.
Народные собрания ут-рачивают всякое значение. Лишь в
некᴏᴛᴏᴩых случаях и исключительно в начале периода принципата проекты законов,
одобренные сенатом, вносятся на голосование центуриатных и трибутных собраний,
но ϶ᴛᴏ голосование будет чистой формальностью.
В начале принципата сенат еще сохраняет некᴏᴛᴏᴩое, хотя и
весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений
происхо-дит постепенно, и между сенатом и принцепсом происхо-дит в некᴏᴛᴏᴩых
случаях борьба, но эта борьба неизменно заканчивается победой принцепса.
Комплектование се-ната производится всецело принцепсом, и при таких ус-ловиях
становится понятным, что в некᴏᴛᴏᴩых отношениях компетенция сената формально
расширяется: в интересах монархии могут быть использованы привычные республиканские формы.
Так, сенату предоставляется законодательная власть, но он исключительно механически
утверждает предложения принцепса.
Магистраты уже лишены реальной власти: они будут
исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к
императорским чинов-никам. Единственным магистратом, сохранившим ϲʙᴏе значение
до II в., будет претор. При этом, если он и удер-жал значительную часть ϲʙᴏих функций,
то характер его деятельности изменился: развитие частного права путем
преторского эдикта ослабляется и основным источником права становятся
распоряжения императора.
Постепенно сглаживается различие между Италией и
провинция-ми: вся территория римской империи получает единообразное устройство.
Италия постепенно утрачивает ϲʙᴏе привилегированное положение. Некᴏᴛᴏᴩые общины
сохраняют известную самостоятельность во внутренних делах и во взаимоотношениях
их граждан действует местное право. Существуют и некᴏᴛᴏᴩые провинциальные
учреждения, однако компетенция их сильно урезана. В провинциях содержатся
постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники
осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права
правом римским. Эксплуатация провинций в пользу казны принцепса становится
систематической, глубокой и рассчитанной на длительный период.
2. Доминат. (III - IVвв.). Перед лицом восстаний рабов и
военных поражений от "варваров" эксплуататоры делают последнюю
попытку отсрочить час ϲʙᴏей гибели и ищут спасения в дальнейшем усилении
военного террора. Римская государственная машина последнего периода будет
военной деспотией императора, выражающей централизованную военную диктатуру
верхушки класса рабовладельцев. В связи с данным в конце III в. и начале IV в.
была произведена военная реформа. Армия была сильно увеличена и разделена на
подвижные войска, предназначавшиеся для борьбы с восстаниями и походов, и на
пограничные войска. В начале IV в. была введена особая должность
главнокомандующего. Изменился и порядок комплектования армии. Землевладельцы в
зависимости от числа их рабов должны были выставлять определенное количество
рекрутов. Пограничные войска комплектовались преимущественно из варваров.
Христианская церковь стала мощной организацией, с кᴏᴛᴏᴩой
уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право
ϲʙᴏбодной деятельности и право владеть имуществом. В IV в. христианство стало
государственной религией. Христианская церковь всем ϲʙᴏим авторитетом
поддерживала господствующие классы и "оправдывала" императорскую
власть.
В период домината усиливается террор, доводится до передела
налоговое обложение, вводится мелочная регламентация. Но идет распад римской
империи, и все попытки спасти положение будут тщетными - Рим быстрее идет к
ϲʙᴏей гибели.
Необходимость усиления государственной власти для защиты
рабовладельческого строя от рабов, напора "варваров" и
децентралистских стремле-ний эксплуатируемых Римом провинций, вызвала
серьез-ные изменения государственного строя. Еще при Диоклециане (конец III в.)
намечается разделение империй на две половины - восточную и западную.
Окончательно ϶ᴛᴏ разделение произошло при Феодосии 1 (395 г.). Этот процесс знаменовал собой ослабление хозяйственных свя-зей между различными частями
империи. Во главе каж-дой половины империи стоял особый август, имевший
соправителя, носившего титул цезаря. Первоначально обе половины рассматривались
как части единого государ-ства, но в дальнейшем данные части постепенно
обособля-лись, и к концу домината уже можно говорить о двух отдельных
государствах (Западная и Восточная Империи).
Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи)
стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается
неограниченной. Своего ближайшего помощника, це-заря, выбирает император;
обычно цезарь будет сыном императора и ему наследует. Фактическое управление
им-перией находилось в руках многочисленной бюрократии.
Сенат и неко-торые магистраты хотя и сохраняются, но
утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом,
рассматривающим важнейшие во-просы, являлся совет при императоре (консистория).
Главным должностным лицом будет управляющий двором. Кроме него, при
императоре состоит ряд упра-влений, основанных на принципе централизации и
иерар-хической подчиненности.
Основными принципами организации местного управления
будут: стро-гая централизация, многочисленность специализированных
чиновников, отделение военной власти от гражданской. Все нити местного управления
сходились в Рим, и задачами местных учреждений являлось выжимание из подданных
разнообразных тягостных налогов и натураль-ных поставок, беспощадная борьба со
всякого рода волнениями и проявлениями недовольства.
Стоит сказать, что каждая половина империи разделялась на две префектуры,
префектуры делились на диоцезы (на западе было 6 диоцезов, на востоке - 7
диоцезов), диоцез раз-делялся на провинции (в одной Западной империи было 34
провинции), и наконец, провинции делились на округа. В данных округах были и
органы из местного населения (сенат и муниципальные магистраты), но
подчинявшиеся императорским чиновникам. Во главе Рима стоял префект города,
непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но ведал чисто
местными делами города Рима. Западная Римская империя пала под ударами варваров
в 476г. Восточная Римская империя - Византия - просуществовала ещё почти тысячу
лет, войдя в мир феодализма .
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - История государства и права зарубежных стран - Автор неизвестен. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§2. Римская империя") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие История государства и права зарубежных стран - Автор неизвестен. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: История государства и права зарубежных стран - Автор неизвестен., 2015. §2. Римская империя.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)
18 РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ
Начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом.
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. Народные собрания приходят к упадку, они теряют судебные полномочия, лишаются своего права избирать магистраторов.
Сенат наполнился провинциальной знатью. Законопроекты исходили от принцепса и обеспечивались его поддержкой. Выборы принцепса были правом сената, но и это стало формальностью.
Ядром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. Солдаты служили 30 лет, получали жалованье, а по выходе в отставку – земельный участок. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
1) сословие нобилей, которое сформировалось из патрицианско—плебейской поместной знати. Это сословие занимало главенствующее положение как в обществе, так и в государстве на основе имеющихся у них земельных наделов, рабов и зависимых крестьян;
2) сословие всадников, образовавшееся из торгово—финансовой знати и средних землевладельцев.
Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора—издольщика – колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.
Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.
Доминат характеризуется признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники.
Среди этих ведомств следует отметить:
1) Государственный совет при императоре;
2) финансовое ведомство;
3) военное ведомство.
Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Оно получают право на пенсию.
Римская империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.
В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.
kartaslov.ru
История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)
20 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
Римское право по классовому содержанию было рабовладельческим. Оно всемерно охраняло политические, имущественные и личные интересы рабовладельцев, их неограниченное господство над рабами. Особенностью этого права является тщательная регламентация института частной собственности.
Существовали следующие этапы развития Римского права:
1) квиритское, или цивильное, право;
2) преторское право;
3) общенародное право;
4) собственно римское право (публичное и частное).
Римское право характеризуется разработкой разного рода правовых институтов, детализацией правил должного поведения, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Это относится к праву частной собственности, институту договора, к наследственному праву.
Развитию римского права, тому, что оно получает классическое завершение, способствовали многие обстоятельства. Сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый в периоды поздней республики и принципата. Также на правовую систему Рима оказала влияние и потребность примирения различных правовых систем, которые исторически возникли за счет завоеванных стран. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных частей империи.
Старое римское право получило название цивильного права, права римской общины.
Преторское право развивалось параллельно цивильному. Третьим элементом римского права становится с течением времени право народов, которое было свободным от древнеримских традиций, отличалось большей гибкостью. Оно широко черпает из права и торговых обыкновений других стран, находившихся с Римом в торговых отношениях.
С развитием экономических связей, с предоставлением перегринам прав римского гражданства происходит сближение цивильного права и прав народов. Велико было влияние права народов на область оборота недвижимости и договорное право Рима. К праву народов римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение из рабства, подчеркивались связь и различия между цивильным правом как правом данного государства и правом народов как установлениями, общими для всех.
Преторское право заключалось в том, что судья в своей деятельности был ограничен указанием претора, каждый раз судья был обязан следовать полученной инструкции.
Помимо преторских эдиктов, источниками нового римского права сделались распоряжения императоров, постановления сената, консультации юристов.
К частному праву относятся те положения и нормы, которые касаются положения Рима как государства. Храмы, дороги были объектами регулирования публичного права. Отношения, которые связаны с правом собственности, семейные, наследственные и другие считались областью частного права.
kartaslov.ru
Государство и право Древнего Рима - История государства и права зарубежных стран
Рубрикатор ▼
Государство и право Древнего Рима
Основные этапы становления Римской империи. Периодизация истории древнеримского государства.
Государственный строй Рима в период домината и его особенности.
Характеристика периодов развития римского права. Частное и публичное римское право. Преступления и наказания в Древнем Риме. Особенности судопроизводства в древнеримском государстве.
Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.
Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.
За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:
1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) - римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:
архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.
2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.
3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.
Римское право древнейшего периода.
Законы XII таблиц. Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.
Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.
Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.
Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.
Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения.
Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа реc манципи и рес нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. -требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов. " (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр. знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.
Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.
Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.
Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.
Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.
Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.
Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.
После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества, как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
Учебное пособие разработано в соотвествии с программой дисциплины «История государства и права зарубежных стран». В нем рассматриваются основные тенденции генезиса государственно-правовых отношений как в странах Западной Европы, Америки, так и в странах Востока, приводятся основные документы, показывающие специфику данного развития.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Учебное пособие разработано в соотвествии с программой дисциплины «История государства и права зарубежных стран». В нем рассматриваются основные тенденции генезиса государственно-правовых отношений как в странах Западной Европы, Америки, так и в странах Востока, приводятся основные документы, показывающие специфику данного развития.
К данному материалу относятся разделы:
Рекомендуем ознакомится: http://ifreestore.net
worldunique.ru
Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран
Темы курса лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке и освещаются основные институты государства и права различных зарубежных стран в соответствии с программой для юридических вузов и институтов. Предназначено для студентов I-II курсов юридического факультета университета.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Лекция 1. Предмет науки истории государства и права,
Лекция 2. Особенности возникновения и развития государств Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай.
Лекция 3. Особенности возникновения и развития права Древнего Востока. Древнемесопотамское право.
Лекция 4. Традиционное право Индии.
Лекция 5. Древнегреческое государство и право.
Лекция 6. Государство Древнего Рима.
Лекция 7. Римское право.
Раздел П. ИСТОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Лекция 1. Раннефеодальное государство франков.
Лекция 2. Государство феодальной Франции.
Лекция 3. Государство феодальной Англии.
Лекция 4. Право раннефеодальных государство. Салическая правда.
Лекция 5. Феодальное право Англии и Франции.
Лекция 6. Феодальное право Германии.
Раздел Ш. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.
Лекция 1.Становление и развитие английского буржуазного государства.
Лекция 2. Становление независимого буржуазного государства в США.
Лекция 3. Образование и развитие буржуазного государства Франции.
Лекция 4. Становление единого буржуазного государства Германии. Германская империя
Лекция 5. Развитие государства США в ХХ веке.
Лекция 6. Развитие государства Франции в ХХ веке.
Лекция 7. Германское государство в ХХ веке.
Лекция 8. Становление и развитие буржуазного государства в Японии.
Лекция 9. Право Франции.
Лекция 10. Право Германии.
Лекция 11. Право Англии и США.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ
ИСТОЧНИКИ:
1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. М., 1996. Т.1-2.
2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. З.М.Черниловского. М., 1994, 1996
ЛИТЕРАТУРА:
1. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А./. Т.1-2, М., 1996-1998.
2. Всеобщая история государства и права /Под ред. Батыра К.И./ М., 1998
3. Всеобщая история государства и права /Под ред. Омельченко О.А./ Т.1-2- М., 1998
4. Всеобщая история государства и права /Под ред. Черниловского З.М./ М., 1996
Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Лекция 1.
Предмет науки истории государства и права, методология его изучения
План лекции
1. Предмет науки истории государства и права, его место в системе юридических наук.
2. Методология науки история государства и права зарубежных стран.
3. Теоретическое и практическое значение науки. Периодизация истории государства и права.
4. Историография истории государства и права, основные направления развития историко-правовой науки.
1
Курс истории государства и права зарубежных стран исследует возникновение и развитие государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности. При этом раскрываются как общие закономерности, так и специфические черты государства и права отдельных стран, изучаются основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие. Тем самым создаются условия, дающие возможность увидеть не только всю сложность и противоречивость названных процессов, но и глубже понять современную государственность, а также прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем.
Предметом науки и учебного курса истории государства и права зарубежных стран являются общие закономерности и специфические черты происхождения государства и права, как в целом, так и в определенных регионах и странах, сущность и особенные формы государства и права, их развитие и функционирование.
Она анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности.
Из сказанного не вытекает, что изучение истории государства и права прошлых эпох может служить непосредственно делу применения или толкования права. Это невозможно и такая цель, естественно, не ставится. Но было бы ошибочно на этом основании отметать, как бесполезное занятие, например, изучение римского права, феодального права или историю современного государства и права. О римском праве можно сказать, что оно заслуживает внимания уже потому, что, будучи достаточно совершенным по своей внутренней структуре, по разработке в нем институтов собственности, владения, обязательственного права и других по своим определениям /дефинициям/ оно может способствовать повышению общей юридической культуры, а это немаловажно. Нельзя забывать, кроме того, и том, что римское право – не мертвое право, оно продолжает жить в современном праве.
Юридические отраслевые науки имеют дело с нормами, регулирующими определенные сферы государственно-правовых отношений. В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права изучает государство и право в целом, в их единстве. Она не просто описывает факты, относящиеся к возникновению, развитию и функционированию государства и права, а изучает закономерности, по которым развивается государство и право.
Эти закономерности исследует не только история государства и права. Ими занимается также теория государства и права. Однако, она изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения государства и права. Теория государства и права дает логический анализ возникновения, развития и смены исторических типов государства и права в абстрактной и теоретической форме, при котором изложение освобождено от его исторической формы и нарушающих его случайностей.
История государства и права изучает государство и право в его конкретно-исторической форме с учетом скачков и зигзагов исторического процесса.
Таким образом, учебный курс истории государства и права зарубежных стран имеет задачей:
- служить возможно более широкой общей подготовке студента в вопросах функционирования государства и права;
- создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история государства и права России /выделенная в силу своего значения в особый курс/, история политических и правовых учений, конституционное /государственное/ право, международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское право и процесс, уголовное право и процесс.
2
Для исследования государства и права используются исторический, логический и сравнительный методы.
Исторический метод требует изучать общественные явления, в том числе государство и право с момента их возникновения, в конкретно исторической форме их развития, т.е. исследовать действительное развитие с учетом всех скачков и зигзагов развития.
логический /диалектический/ метод исследования является в сущности тем же историческим методом, только освобожденным от его исторической формы и от мешающих случайностей. Исторический процесс отражается в абстрактной и теоретически исследовательской форме, очищенной от всего случайного, несущественного, незакономерного.
Сравнительный исторический метод заключается в сопоставлении двух или более объектов и служит либо для установления закономерностей “путем сравнения объектов в разное время, сравнения их качества в прошлом с теми же качествами в нынешнем состоянии для установления или изменениями или тенденций развития”.*
При сравнении развития государства и права, находящегося на одной стадии развития в рамках одного типа государства, выявляются общие закономерности и особенности развития. Сравнение развития государства и права, находящегося на разных этапах развития и относящихся к различным типам, позволяет выявить и объяснить противоположности, различия между ними.
При исследовании истории конкретного государства и права этот метод позволяет выявить закономерности, тенденции развития именно этого государства.
Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса, когда объекту изучения присущи массовые цифровые показатели. Работа с ними позволяет выявить его важные стороны: размеры, протяженность, распространенность, темпы развития и т.д.
3
История государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: истории государства и права древнего мира, истории государства и права в средние века, истории государства и права нового времени, истории государства и права новейшего времени.
Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которой является государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов.
Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, древний мир /IV тыс. до н.э. - V в.н.э./ - это утверждение рабовладельческого общества, средние века /с V по XVII-XVIII вв./ - утверждение феодального общества, новое время /XVII-XVII вв. - до XX в./ - утверждение буржуазного общества, новейшее время /XX в./ - это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно выявившейся основной линией развития, но уже отмеченная социалистическими революциями, крушением колониальных империй, структурной трансформацией буржуазного общества.