Древняя музыка японская. Японская традиционная музыка. Древний период: Музыка из глубины веков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры. Древняя музыка японская


Музыка из глубины веков • Yumenohikari

Инструмент Бива Одна из важнейших составляющих японской культуры и японского мировоззрения – музыка. Данной работой мы открываем цикл статей, посвященных уникальной традиционной музыкальной культуре древней и современной Японии.

Японская традиционная музыка по-японски звучит как ho:gaku (邦楽(ほうがく). Также можно встретить наименования 和楽(わがく)или 国楽. Иногда, чтобы разделить понятия традиционной и популярной музыки, в Японии использует термин 「純邦楽」, что дословно означает «подлинная японская музыка (традиционная)».

Жанровое разнообразие японской традиционной музыки велико. Рассматривать их вне культурного и исторического контекста не представляется возможным, поскольку музыкальные жанры, песни и поэзия в Японии это всегда духовная рефлексия на исторические, культурные, религиозные события.

Поэтому сосредоточившись на музыке, для более полного представления ее исторической динамики, мы предлагаем рассматривать её в определенном историко-культурном контексте. Тем более, что именно так история японской традиционной музыки представлена на японском сайте национальной музыкальной традиции страны восходящего солнца jtrad.columbia, материалы которого послужили основой для авторского перевода и создания данной статьи.

Итак, историю становления и развития традиционной японской музыкальной культуры условно можно разделить на несколько этапов: Древний период (доисторический – 1185 г.н.э., конец эпохи Хэйан) Средневековый период (1185 г. – нач. XVII в., начало эпохи Эдо) Раннее Новое Время (эпоха Эдо 1600 – 1868 гг.) Период после реставрации Мейдзи (с 1868 г. по наст. время)

Каждый период уникален своими песенными формами, вокальными произведениями, стилевым разнообразием и инструментальным звучанием. Традиционная японская музыка до сих пор сохраняет преемственность древним японским музыкальным традициям, являя собой бесценное мировое культурное наследие.

Вглубь веков. Музыка Японии Древнего периода

О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) - с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) - 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры. Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато. Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.). Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

То немногое, что осталось от доисторического периода, - это несколько песен, легенд и ритуалов, записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta» (歌) могло обозначать в древности одновременно и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».

В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней.

Поэзия и музыка также занимают центральное место в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (箏/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.

Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы. Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия, согласно материалам обозначенного выше сайта, старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.

Проникновение континентальных форм музыки

Хотя Япония имела свою особую отличную от других стран культуру, императорский двор активно применял китайский язык и использовал в обиходе культуру разных церемоний и мероприятий. Не все заимствованные культурные формы сохранялись в Японии. К примеру, в ранний период японской истории в дворцовом обиходе получило распространение театральное драматическое действо в масках Гигаку, но сейчас оно существуюет только в форме сохранившихся масок, которые находятся в префектуре Нара в здании сокровищницы Сёсоин (正倉院/sho:sho:in) храма Тодай-дзи.

Бива" Периоды Нара и Хэйан ознаменованы преобладанием древнейшей классической японской музыки Гагаку (雅楽), придворными танцами и стилем буддийского пения Shomyo. Также в это время существовали и другие жанры исконных японских песен как сайбара (вокальные произведения, в основе которых лежат народные песни) и роэй (это другой тип вокальных произведений, тексты для которых брались из сборников китайской и японской поэзии: Сборник Wakan Rōei и сборник Shinsen Rōei).

Особой популярностью пользовался стихотворный (песенный) стиль Imayo или Imayo-uta. Imayo - древнее японское слово, обозначающее «новый», хотя истоки Имаё также уходят корнями в народную культуру. Слоговый ряд песен Имаё стал открытием своего времени и составлял следующую последовательность слогов: 7, 5, 7, 5, 7, 5, 7, 5. Напомним, что для Хайку характерна схема: 5,7,5. А для Танка – 5, 7, 5, 7, и 5. В песнях Имаё преобладающе звучала религиозная тематика (синтоистская и буддийская), но также музыканты пели о любви и разных повседневных мирских делах.

Итак, Гагаку (雅楽, буквально «изысканная, утонченная музыка») – сохранившаяся древнейшая музыка Японии. Представляет собой главным образом музыку для духовых и струнных инструментов, в сопровождении ударных. Некоторые инструменты, такие как кото, бива и барабаны используются и в других музыкальных жанрах, но такие как Хитирики (разновидность гобоя, 篳篥) и губной орга́н сё (笙/sho) используются только в Гагаку и составляют особенности звучания этого музыкального жанра. Многие произведения включают танцы и составляют другую часть музыкальной культуры Гагаку. А именно, музыкальное действо с преобладанием танцевальной составляющей именуется Бугаку.

Музыка Гагаку делилось на две группы: To-gaku и Rimpa-gaku. Также можно обозначить еще и третью форму Pohai-gaku. Каждая группа использовала отличные от другой музыкальные инструменты и формы, соответственно, звучание музыки и музыкальных пьес разных групп также отличалось. В действительности, музыка каждой группы исполнялась разными музыкантами и появлялись они на сцене также из разных направлений. В конце средневекового периода, то есть в конце эпохи Хэйан (XII в.), инструментальная музыка претерпела трансформации, стала проще, появились новые музыкальные пьесы, сочиненные на манер иностранных музыкальных произведений. Наряду с этими изменениями, также были и продолжали существовать и исконно японские стили, которые сохранялись жанры Гагаку. Это Кагура, Азума асоби, фузоку и уже упоминавшаяся выше сайбара.

Кагура – дословно «музыка богов». Звучит при синтоистских богослужениях. Подразделяется на два типа: Sato-kagurа (или Okagura) и Mi-kagura. Музыка Sato-kagurа и в наши звучит во всех японских храмах по всей стране, больших и малых. Mi-kagura – музыка, исполняемая в храмах при императорском дворе, при участии самого императора и в определенных синтоистских церемониях. Оркестр состоит из трех инструментов: флейта кагура-буэ, хитирики, цитра. Плюс также ведущим солирующим исполнителем применяются упоминаемый ранее инструмент из бамбука для отбивания ритма shakubyōshi.

Стиль Азума асоби представлял собой народные песни с восточных местностей древней Японии, которые также сохранялись при императорском дворе. Фузоку – также старинные народные песни из разных местностей Древней Японии. Сайбара – уже самостоятельный жанр, но, вероятнее всего, по мнению японских исследователей, истоки его происхождения также в некоторых формах народной музыки. Песни Сайбара исполнялись в сопровождении таких музыкальных инструментов как рютеки (ryūteki), хитирики (hichiriki), сё (shō), бива (biwa) и со (sō), а главный солист вся время на протяжении песни отбивал ритм при помощи парного деревянного инструмента shakubyōshi. Сё создавал основную мелодию песни.

Все эти направления существовали при императорском дворе, совершенствовались, становились более изящными и так передавались в течение столетий.

Гагаку И хотя может показаться, что влияние Гагаку на позднюю японскую музыку было не столь монументальным, одним из самых важных наследий Гагаку была эстетическая концепция «Дзё-Ха-Кю» / «Jo-Ha-Kyu». С музыкальной точки зрения она обозначает медленное начало музыкальной композиции, повышение темпа и вариативности в середине, далее продолжение в очень быстром темпе стемящееся к заключительной части, и снова постепенное замедление в конце музыкального произведения. Этот принцип устанавливал также и каждое движения танца в такт музыки. Известный японский драматург и специалист в области эстетики XV-XVI вв. Дзэами Мотокиё (яп.世阿弥 元清) сравнивал такой музыкальный темп с течением реки: начинается медленно, затем набирает скорость и в итоге образует водопад, с шумом ниспадающий в водоем. К слову, сегодня репертуар Гакаку включает следующие категории: • Инструментальный оркестр Kangen • Танцевальная музыка Бугаку • Песни Saibara и Roei • Ритуальная музыка синтоистских богослужений (Kagura, Yamato-mai, Kume-mai, и Azuma-asobi)

Оркестр Гагаку (на фото): 1 Sho:ko (небольшой бронзовый гонг) 2 Taiko (большой барабан) 3 Kakko (малый двусторонний барабан) 4 Koto (японская цитра) 5 Biwa (японская лютня) 6 Ryu:teki (японская флейта) 7 Hichiriki (старинный японский гобой) 8 Sho: (японский губной орган)

В 2009 году ЮНЕСКО включило Гагаку в список всемирного культурного наследия.

Японцы высоко ценят искусство музыки гагаку, считая его жемчужиной японской культуры. Мне встретилось следующее краткое, но очень точное выражение этого отношения: 「雅楽は日本の宝です」/ Gagaku-wa nihon-no takara desu. (продолжение в следующей части)

yumenohikari.ru

Краткая история музыки в Японии

Краткая история музыки в ЯпонииИстория развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе археологических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток. Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. Не исключается и применение в качестве ударных инструментов керамических сосудов. Общество того времени характеризуется как общество рыболовов, собирателей и охотников, в духовной жизни которых господствовала магия. Музыка, естественно, являлась частью магических ритуалов.

В период Чёй музыка сопровождала обряд похорон и земледельческие обряды. Усиление процессов этнического объединения, ассимиляции и интеграции привело к формированию в период Конфун (3-ий – нач. 5-ого в.) гос. Образования Ямато, мифологической системы синто, а также фольклорных мистерий кагура, которые синтезировали в себе различные обрядовые песни и танцы.

Дворцовая музыкальная культура средневековых государств континента отражала иной музыкальный уровень мышления, тесно была связанга с буддийскими и конфуцианскими доктринами.

В 710 году при дворе японского императора образуется специальная служба, ведающая вопросами дворцового церемониала и сопровождающей его музыки, — гагакурё. Одной из функций гагакурё было приобщение феодальной аристократии к музыкальной культуре континента и в перую очередь к дворцовым традициям средневековых государств.

Почти всё многообразие музыки императорского двора с наступлением новейшего времени было объединено термином гагаку. В настоящее время обучение традициям гагаку, как одному из видов национально музыкальной классики, ведётся в Токитйском университете искуств и Государственной консерватории, существуют общества любителей гагаку.

В городской культуре наряду с дворцовой музыкой популярностью у различных слоёв населения пользовались песенки на современный лад, исполнявшиеся профессиональными певцами и танцорами, развлекательные сценки, представления дэнгаку, тесно связанные с земледельческими обрядами. В период Асигака (1336-1573) разнообразные музыкальные театральные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс – театр но. Фольклорные представления устраивались при храмах и носили иллюстративно-повествовательный характер. После падения сёгуната Токугава театр но стал общедоступным. На рубеже 16-17 вв. возник театр кукол.

После буржуазной революции Мэйдзи начался активный процесс усвоения европейской музыкальной культуры, для чего первоначально использовались традиционные институты, в частности департамент гагаку. Однако уже с 1872 года в школах было введено обучение пению в европейской манере, а с 1887 года открылась Токийская музыкальная школа, гда преподавание осуществлялось с помощю приглашённых из Европы и Америки деятелей культуры. Началась концертная деятельность ряда европейских исполнителей. С XX века начали проявлять активность японские композиторы.

После окончания Первой мировой войны были освоены художественные принципы различных европейских течений, использовались элементы традиционной японской музыки. Наиболее крупной организацией японских музыкантов стала Японская лига современных композиторов.

После окончания Второй мировой войны произошло быстрое овладение японскими музыкантами различного рода исполнительской и композиторской техники. В 1946 году была восстановлена Японская лига современных композиторов. Были организованы оркестры и оперные труппы, открыты новые музыкальные школы и колледжи, возникло множество небольших объединений композиторов. Созданы композиции в традициях европейской музыки 19 — нач. 20 вв. и додекафонной техники. В 1955 году открылась студия электронной музыки. Начали проводится фестивали современной музыки.

Источники знаний о японской традиционной музыке

Среди источников знания о традиционной музыке Японии необходимо назвать археологические памятники, китайские династийные хроники, японские исторические хроники, хроники императорского двора, буддийские и синтоистские религиозные записи, литературные памятники, драматические произведения, законодательные своды. Несомненно, ценными источниками являются нотные записи, исследование которых представляет особый интерес хотя бы потому, что они совершенно отличаются от европейской системы нотации. Только в конце XIX века японская музыка стала записываться в европейской нотации, а до этого использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков. При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью, а задавался только ритмический рисунок, то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки отличались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.

Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах, например, глиняные фигурки ханива дают представления об инструментах того времени: бамбуковой флейте ямато-буэ, древней лютне вагон или ямато-гото и других примитивных инструментах.

Первые письменные упоминания о японской музыке появляются в китайских хрониках. Так, в летописях 3 века китайской династии Вэй Чжи говорится о путешествии в Японию и о песнях и плясках ритуального обряда.

Существует сказание, датируемое III веком, о том, как корейские музыканты инструктируют японцев сохранять корабельную древесину, поскольку она идеально подходит для изготовления инструментов.

Далее музыка упоминается в японских хрониках «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Так, в «Нихонсёки» сообщается, что в 454 г. 80 корейских музыкантов было послано в японскую столицу для исполнения музыки по случаю смерти императора Ингё.

В «Сёку Нихонги», исторической хронике VIII века, рассказывается о музыке для ритуальных посвящений в буддийских и синтоистских храмах.

Важным источником являются религиозные записи, поскольку музыка была неизменно связана с ритуалами синтоизма и буддизма.

В «Манъёсю», величайшей поэтической антологии VIII века, содержится более 4 тысяч стихотворений, многие из которых считаются народными песнями, переделанными в аристократическом стиле. Тема музыки появляется и в «Повести о Гэндзи», и в других литературных произведениях более позднего времени.

Законодательные своды и акты отражают институциональную основу музыкального развития: так, свод законов «Тайхорё» учреждает управление гагаку.

Японская музыка в военные и послевоенные годы

С 1941 г. исполнением западной музыки занимался, в основном, Токийский симфонический оркестр. В 1945 г. он был переименован в симфонический оркестр Тохо, Новый симфонический оркестр стал оркестром NHK (Japan Broadcasting Corporation), и стало появляться множество других симфонических объединений.

Также появляется движение рабочих Роон за приобщение рабочего народа к музыкальной культуре.

Японские композиторы этого времени, сочиняя оперы, берут за основу и японские сказания и буддийские предания.

В 1951 г. в NHK открывается музыкальная студия электронной музыки.

Создаются Японская ассоциация современной музыки, которая существовала и до войны под другими именами и каждый год организовывала фестивали, Ассоциация современных композиторов (1946), Синсэйкай (1946), Тидзинкай (1948) и экспериментальная студия Дзиккэн Кобокай (1949).

В 60-е гг. группа появились группы «Онгаку» и «Новое направление», выступающие за импровизацию, но многие группы сочиняли музыку для Оркестра Ниппония, состоящего из традиционных инструментов.

Иностранные музыканты стали снова посещать Японию с середины 50-х гг., и японские музыканты и композиторы также приобретали известность за границей.

В настоящее время западная музыка процветает в Японии. Преподавание, исполнение, музыкальная литература, изготовление инструментов, – все это теперь не уступает Европе. В Токио существуют шесть симфонических оркестров, и все виды западной музыки исполняются и сочиняются в Японии: от музыки Ренессанса и барокко до джаза, рока и других современных направлений. Противостояние между западной и традиционной музыкой сохраняется, но выражено не так явно, как это было ранее.

Западная музыка в Японии

История западной музыки в Японии начинается в XVI веке, когда в Японию португальскими иезуитами был привезен орган. Еще ранее начали использоваться старинные западные струнные инструменты виола и ребек, на которых исполнялись религиозные и светские произведения. Ребек стал прообразом японского инструмента кокю.

В конце XVI века португальцем Айресом Санчезом была основана музыкальная школа, а в 1591 г. перед Тоётоми Хидэёси выступал португальский ансамбль из клавира, лютни, арфы и ребека. С 1606 по 1613 г. в Нагасаки и Арима производились органы.

Развитие западной музыки в это время можно восстановить, в основном, по записям иезуитов до того момента, когда оно было прервано гонениями на христианских миссионеров и закрытием страны. Музыкальное влияние голландских поселений на острове Дэдзима (искусственно созданный остров во время периода закрытия Японии, использовался как торговый порт с Голландией, единственное место, где разрешалось жить голландским торговцам) стало заметно только в 1830 г., когда там был организован ударно-духовой ансамбль по голландскому образцу.

С началом реставрации Мэйдзи в музыкальную культуру Японии начала активно внедряться западная музыка. Первый учитель западной музыки из Великобритании преподавал в Иокогаме и создал там духовой оркестр. Японские студенты отправлялись в Европу обучаться музыке, и в 1880-х гг. один из них, Сюдзи Идзава, основал Токийскую музыкальную школу, которая теперь является Токийским университетом музыки и искусства. Западная музыка была впервые исполнена при дворе в 1881 г. В Токийской музыкальной школе преподавались и западная, и японская традиционная музыка, но предпочтение отдавалось западной. Были попытки объединить оба направления: ёгаку – европейскую музыку и хогаку – японскую музыку, например, в детских песнях, в военных песнях гунка и в музыке для сямисэна. Однако полного смешения не произошло, и вернее будет сказать, что оба направления развивались параллельно.

После создания Токийской музыкальной школы были созданы и другие музыкальные учреждения западной направленности: Музыкальное объединение Мэйдзи, Императорское музыкальное объединение и др.

Однако до эпохи Тайсё (1912-1926) большая часть населения не имела доступа к концертам западных музыкантов: западная музыка исполнялась, в основном, преподавателями музыки или их учениками. После Первой мировой войны и Русской революции эта ситуация изменилась. Многие беженцы, в том числе и из России, попали в Японию на пути в Америку, и среди них были музыканты, исполнявшие музыку своих стран. После 1917 года стали приглашаться иностранные исполнители.

Первым и единственным симфоническим оркестром был оркестр Токийской школы музыки, в 1914 г. было сформировано Токийское объединение филармонической музыки, но оно быстро ушло со сцены. Кроме этого, классическая музыка исполнялась многими военными оркестрами. В 1922 г. был создан Токийский симфонический оркестр, а в 1925 – Ассоциация японской симфонической музыки под руководством Ямада Косаку, основоположника японской современной симфонической музыки, известнейшего композитора и дирижера. В 1927 г. создан Новый симфонический оркестр.

Проникновение западной музыки также происходило через радиовещание: в 1926 г. началось вещание классических концертов. Япония стала крупнейшим в мире рынком граммофонных пластинок: они создавались дочерними японскими компаниями из иностранных. В 1920-30-х гг. повысился интерес к западной опере, и многие японские исполнители преуспели на этом поприще.

В период Тайсё возникает жанр под названием рюкока, или «популярные песни» – светлые, жизнерадостные песни довоенных лет, вобравшие в себя многие элементы западной музыки под аккомпанемент. Также западные мотивы проникают и в традиционную музыку, более всего в музыку для кото. © osin-music.ru

Безусловно сейчас современные японские музыканты по большей части служат популярным направлениям и, хотя довольно часто их работы имеют ярко выраженный национальный колорит, больше они все же ориентируются на создание мелодий в жанрах, которые принадлежат к сфере развлечений, нежели к сфере традиционной культуры. Это не удивительно в век высоких технологий, развития телевидения и интернета. Серьезную роль играет создание музыки для художественных фильмов, различных теле-шоу и, конечно же, аниме. Многие современные японские музыканты пробовали себя в качестве композиторов или исполнителей музыкального оформления различных мультфильмов-аниме, коих производится в Японии очень и очень много.  В интернете достаточное количество сайтов, где можно ознакомиться с творчеством японских музыкантов за любой исторический промежуток времени. Особенно много таких, которые предлагают послушать или скачать музыку J-rock, J-pop и Visual Kei исполнителей, а так же аниме ОСТы (саундтреки к аниме). Почему бы для интереса и новых знаний не воспользоваться такими возможностями? Можно посетить торренты или специализированные сайты с богатой аудиотекой. Можно даже поучаствовать в новых аниме-проектах типа http://animelux.ru/anime-muzyka/ и занимаясь, например, переводом текстов песен из аниме, можно выкладывать свои работы на страничках таких проектов, участвуя в таком вот диалоге культур.

Магазинчик MIUKIMIKADO.COM

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

японская народная музыкаЯпонская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.

Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Японские народные музыкальные инструменты

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Фуэ – это семейство японских флейт с высоким звучанием (чаще всего), которые обычно делают из бамбука. Возникла эта флейта из китайской свирели «пайсяо». Самая известная из фуэ – сякухати, инструмент дзен-буддийских монахов. Считается, что сякухати изобрел один крестьянин, когда вез бамбук и услышал, как ветер выдувает мелодию в полых стеблях.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага  нужно активно преследовать.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

японские народные музыкальные инструменты

Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца  совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Автор – Артур Витер

music-education.ru

Японская этническая музыка

Музыка Японии имеет особый, неповторимый стиль звучания.

 

Японская народная музыка

Этническая музыка Японии имеет ряд характерных черт, которые отличают ее от народных музыкальных течений других стран. Это и такие уникальные музыкальные инструменты, как суйкинкуцу (поющие колодцы), сямисен (трехструнная японская лютня), фуэ (бамбуковая японская флейта), тайко (боевые барабаны), и многообразие музыкальных жанров – от древних сёмё (мотивы буддизма) и гагаку (музыка, звучавшая при дворе императора) до ясуги буси (баллады о древних исторический и мифологических героях) и энка (синтез народной музыки и современных музыкальных течений).

Японская классическая музыка

Японской народной музыке свойственны частые перемены такта, темпа и ритма, и кроме того, отсутствие размера. Этническая музыка родины самураев имеет абсолютно другие принципы интервалов, они непривычны для западного человека, такая музыка имеет особое расслабляющее, мелодичное, имитирующее звуки природы звучание, или, наоборот, суровые боевые мотивы.

Японская традиционная музыка

Стремление японцев к демонстрации красоты и истины в простых, обыденных вещах наложило отпечаток и на музыкальную культуру этой страны – музыка Японии прекрасно подходит для расслабления и медитации, она построена на ритме дыхания человека.

Японская музыка слушать онлайн

Ниже представлены музыкальные композиции народной музыки страны восходящего солнца, которые вы можете слушать онлайн или скачать бесплатно.

Красивая японская музыка mp3 со звуками природы и флейты фуэ:

Японские барабаны тайко, композиция "Восходящее Солнце" mp3:

Звучание трехструнной японской лютни сямисен:

Поющие колодцы суйкинкуцу:

Скачать японскую музыку

Кроме того, на нашем сайте вы можете совершенно бесплатно и без регистрации скачать торрент шедевры японской этнической музыки в формате mp3 и сборник композиций игры на японских барабанах тайко.

Японская классическая музыка в исполнении Традиционного японского оркестра и Оркестра сто одной скрипки - Скачать торрент

Три альбома потрясающей игры на тайко - Скачать торрент

Японские музыкальные инструменты

Японские музыкальные инструменты

jamato.ru


Смотрите также