История прически – от древних времен до наших дней. Прически древнего мира
Из истории прически | Путешествия во времени
Что только с волосами не творили! Их вырывали, остригали, выщипывали. Длинные — заплетали в косы. Наматывали на деревянные коклюшки-палочки, чтобы они вились. Африканки, наоборот, распрямляли стихию непослушных волос горячими ножами, всяческими маслами, снадобьями. Златокудрыми античные женщины становились не без помощи щелочных растворов, молотого риса и муки. Для изменения естественного цвета волос использовали соки трав, листьев…
Усложнение прически потребовало услуг парикмахеров. Считается, что первые профессиональные парикмахеры появились в Древней Греции. От их работы требовалось соблюдение гармонии и эстетики, как в скульптуре и архитектуре. За нарушение пропорций неудачливого парикмахера строго наказывали.
Уход за волосами — своеобразный ритуал. Рабыня-каламистра (по названию щипцов для завивки) мыла, просушивала волосы, навивала их на щипцы. Окрашиванием, требовавшим специальных знаний, занималась рабыня-орнатрикса. Другая, псекас, смазывала их кремом или помадой, а кипасис укладывала в определенную форму. Каламистры ценились высоко. Они пользовались особым расположением хозяев, им разрешали некоторые вольности. Продавали таких рабынь редко.
В средневековье работу парикмахеров взяли на себя банщики. Они не только стригли и брили, но и вырывали зубы, делали кровопускание. Банщики соперничали даже с профессиональными врачами, которые считали их шарлатанами. В XII веке появились брадобреи. Они стригли, делали прически, брили бороды, но вскоре стали покушаться на права медиков и банщиков.
От банщиков и брадобреев пошла совершенно новая профессия — фельдшер. «Полевой парикмахер» (это название произошло от немецких «поле» и «стричь») был необходим на войне. Кроме своих прямых обязанностей фельдшер оказывал и врачебные услуги.
Ветер и солнце могут «выгнать» из головы все заложенное в нее духами, считали воины африканского племени туркана. Чтобы это не случилось, имелось надежное средство. Отделив часть волос на темени, на середину головы водружали небольшую лепешку из глины и втыкали в нее страусовые перья. К лепешке все время добавляли свежую глину, чтобы она не уменьшалась.
В африканских племенах с давних пор существовал обычай «породнения прическами». Под музыку и пение человек пять или шесть одновременно сбривали волосы. Их укладывали в специальный сосуд, заливали состав из глины, песка и воды, тщательно перемешивали. Полученную массу делили поровну и в виде маленьких блинов водружали на макушку как символ дружбы и родства. Иногда эти глиняные нашлепки передавались из поколения в поколение: если умирал глава семьи, то его глиняная «шапочка» со сбритыми волосами переходила старшему сыну как продолжателю рода.
По шляпе-прическе сразу можно было узнать жениха: на взбитые волосы ему водружали небольшую корзиночку из ивовых прутьев или волокон дикого льна. Мужчина с такой прической ожидал в лесной хижине брачного обряда. Когда после него молодой муж возвращался из леса в деревню, голову ему чисто выбривали, а кожу смазывали маслом, жиром животных.
Женщинам племени рендилле в честь рождения первого сына сооружали прическу в виде огромного петушиного гребня. Начинаясь на затылке, он пересекал всю голову и заканчивался надо лбом. И только когда сын достигал зрелости, мать могла изменить прическу на более простую. Вдовы скручивали волосы в тугие пучки на затылке и покрывали голову куском ткани.
Символами благополучия и мира считались многие украшения; яркие помпоны из пуха и бисера, длинные рыбьи кости, обструганные палочки. В Эфиопии, например, прическу делали в виде головы павиана, почитаемого как священное животное.
Как причесывали Нефертити?
Удовлетворить наше любопытство поможет стенная роспись гробницы. У Нефертити и богини Исиды плотные, длинные — до бровей — парики и громоздкие головные уборы. Маленькая тонкая прядка волос спускается на ухо. Остальные волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь, на спину.
Все свободное население Египта носило парики. Их делали из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона. Форма, размеры и материал париков указывали на социальное положение владельца. У фараона и его приближенных парики были большими (к тому же они защищали от палящего солнца). Часто знатные вельможи надевали сразу несколько париков.
Со временем прическа на париках усложнялась. Стали делать завивку: пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, высохнув, комки отваливались.
Снявши голову…
Иногда, оказывается, плачут и по волосам. Для брахманов сбрить волосы — почти то же, что лишиться головы. Пленным волосы сбривали, оставляя в знак позора пять торчащих клоков. Индийские прически указывают кастовую принадлежность. Кшатрии-воины оставляли пучок волос в центре бритой головы. Возможно, поэтому их называли шикхаиди чубатыми. Сикхов можно узнать по длинным волосам, уложенным в продолговатые пучки и укрепленным надо лбом. У дервишей распущенные волосы до плеч.
Только храмовые танцовщицы — баядерки делали сложную прическу из круто завитых прядей. Простые индийские женщины гладко зачесывали волосы, укладывали их на затылке или низко на шее пучком в форме улитки или объемного полушария. Молодые девушки носили височные косы, иногда зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетая жгутом. Прическа густо пропитывалась маслами, которые придавали волосам блеск и предохраняли от солнечных лучей. Иногда волосы подкрашивали растительными красителями, придавая им медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос.
Головные уборы для всех мужчин — тюрбан и чалма. Разнились они только качеством материала. Цвета преобладали белые, разные оттенки малинового и красного. Индийцы-мусульмане могли носить тюрбаны голубого и желтого цветов, но непременно из хлопчатобумажной ткани. Шелк запрещала религия. А тюрбаны зеленого цвета были только у тех, кто посетил священную Мекку.
На лбу женщины рисуют маленькое пятнышко — тилак. Это знак касты или секты. Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана. У разных каст свои знаки, особой формы и цвета.
«Сахарная голова» и готические соборы.
Головные уборы в виде высоких колпаков, распространившиеся в XV веке, получили название «сахарная голова», «паруса». Колпаки эннены имели форму усеченного конуса, повторяя силуэты готических крыш. На картонную или проволочную основу натягивали ткань, дополняли эти сооружения длинные прозрачные вуали.
Церковь неоднократно протестовала по поводу моды на колпаки, усматривая в них своеобразную карикатуру на готические соборы. Эннены публично подвергали проклятию, сжигали на кострах при стечении народа. А на другой день они вновь появлялись на головах у модниц. И чем знатнее дама, тем выше был у нее колпак.
Мода на прическу… Христа.
История моды знает немало примеров слепого копирования. В середине 19-го века во Франции при дворе почти не осталось шатенок и брюнеток: желая походить на императрицу Евгению (супругу Наполеона ІІІ), которая была блондинкой, изысканные парижанки с помощью всяких снадобий изменяли цвет волос. В XVII веке, когда король Людовик XIV был ребенком, стал моден «детский» стиль — мягкие завитые локоны, ниспадавшие на плечи и спину. Король взрослел — «взрослела» и мода: появились огромные помпезные парики из натуральных волос.
Не обошла переменчивая мода и Христа. В эпоху крестовых походов идеалом мужской красоты становится рыцарь, бесстрашный, мужественный. Таких воинов изображали в витражах, воспевали в эпических сказаниях. Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая традиционным изображениям Христа. Бороды рыцари разделяли на две или несколько прядей и каждую могли перевить золотой нитью, шнуром.
Опростоволосить — значит оскорбить.
«Опростоволосить» женщину, открыть ее волосы в старину на Руси было жестоким оскорблением. Девушки носили косу, заплетенную низко на затылке, украшенную лентой. В день свадьбы подружки невесты под протяжные, грустные песни переплетали девичью косу на две высокие и укладывали их короной вокруг головы. Затем волосы плотно закрывали повойником, чтобы мужчины — посторонние и даже члены семьи — не могли их видеть.
Прическа апостола Петра.
В древности, существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо. Его переняли сначала монахи, а в VI веке и все христианские духовные лица. Четвертый толедский собор 633 года узаконил тонзуру — выстриженная макушка у католических священнослужителей символизировала отречение от мирских интересов. Тонзура была двух видов: под апостола Павла (наголо стригутся волосы выше лба) и под апостола Петра (кружок на макушке). У британцев и ирландцев несколько измененная форма тонзуры называлась прической апостола Иакова. Выстригали тонзуру при посвящении в духовный сан.
P. S. Старинные летописи рассказывают: кто бы мог подумать, что прическа прошла через такой долгий путь исторической эволюции. И что важно – как и многие века назад, так и сегодня люди продолжают всячески заботиться о своих волосах, появились даже специальные приспособления, как выпрямители волос, плойки, стайлеры (об этом подробнее можно узнать по адресу http://comfy.ua/thome/beauty-and-health/rectifier-of-hair.html ) и многое другое. А что, во все времена волосы еще и серьезный бизнес.
travel-in-time.org
История развития причесок | Центр К33
История парикмахерского искусства началась, вероятно, еще в каменном веке, когда первобытный человек увидел свое отражение в реке и решил преобразить свой облик. Зачем ему это понадобилось – прихорошиться перед первой красавицей племени или произвести устрашающее впечатление на недружелюбно настроенных жителей соседской общины – никто не знает. Но уже на наскальных картинах можно разглядеть прически первых модников нашего мира – пусть это были всего лишь перетягивающие волосы шнурки из шкурок диких зверей…
Но человечество развивалось, менялись и представления о красоте. Итак, начнем краткий экскурс в историю прически!
Древний Египет. Египтяне привнесли в парикмахерское искусство многое из того, что популярно и по сей день. Например, именно египтяне придумали первую модельную стрижку – каре. Кроме этого, в древнем Египте возникла мода на окраску волос: в моде был иссиня-черный цвет, и секрет красителя, который использовали восточные модники, до сих пор не раскрыт: известно лишь то, что в его состав входила хна. Египтяне часто заплетали волосы в косичку, и если мужчинам полагалось иметь короткие волосы (исключение составляли жрецы и – позже – знатные вельможи, которым надо было носить парики), то одной из составляющих женской красоты являлись длинные прямые темные волосы.
Древняя Греция. В Греции, как утверждает пословица, есть все. Вот и парикмахерское мастерство было развито тут очень хорошо, и дело, в первую очередь, в огромном числе бальзамов и смесей, которые древние греки изобрели для улучшения качества волос. Парикмахеры в Греции назывались каламистрами – это словно произошло от названия железных палочек, на которые наматывали волосы для того, чтобы придать им объем. Моделируя причёски, мастера создава настоящие шедевры, особенно для женщин, ибо гречанки отпускали длинные волосы. В моде был прямой пробор: волосы разделяли на две части, завивали в роскошные локоны и затем прихотливо убирали в изящные, прихотливые узлы на затылке.
Древний Рим. В отличие от греков и египтян, римляне любили светлые тона волос – может, римские модницы хотели походить на бледнокудрых дев из германских племен? Парикмахеры изобрели специальный раствор для изменения цвета темных волос в блонд, но его секрет не разгадан по сей день. Во многом римский стиль причесок напоминал греческий, с той лишь поправкой, что римляне старались делать все более аккуратно, лаконично: волосы мужчин стали еще короче, а женские прически, хотя и отличались композиционной сложностью и оригинальностью, были менее масштабными.
Европейское средневековье. В эпоху отважных рыцарей и прекрасных дам представления о красоте волос были следующими. Мужчины стриглись очень просто, волосы зачесывали назад, и ничего зазорного не было в прическе, которая у нас получила несколько насмешливое название: «под горшок». У женщин, как водится, все было гораздо интереснее: незамужние женщины носили длинные, до бедер, волосы распущенными. Замужним дамам приходилось скрывать красоту своих локонов под покрывалом, чтобы один муж мог любоваться их красотою. В моде были кудри – и средневековые красотки использовали щипцы и разогретые металлические палочки, дабы их волосы приобретали вожделенный объем и воздушную легкость кудрей…
Эпоха Возрождения. Как известно, культура Возрождения во многом вернулась к культуре античности, и в мире моды также обратились к полузабытым, старинным идеалам красоты: в моду вновь вошли сложные, искусные прически. Но дамы XIV–XVIвеков старались подчеркнуть красоту своих волос не только необычными прическами, но с помощью ювелирных украшений, перьев, диадем…
Эпоха классицизма. Именно в XVIII веке женщины сталиносить короткие стрижки: так модницы выражали свое почтение Марии-Антуанетте и другим героям великой французской буржуазной революции, погибших от гильотины. Франция становится центром европейской моды, и в моду входят шпильки и другие более простые украшения, сменяющие пышные и помпезные конструкции предыдущих модных эпох. Но что не теряло своей популярности – так это локоны, без которых нельзя было представить ни одну придворную даму!
Конечно, на этом история причесок не кончается. Но ампир и бидермейер быстро сменили друг друга и уступили место еще более стремительно сменяющим друг друга стилям пестрой эпохи эклектики. Она и породила большую часть современных тенденций: «милитари» (как у мужчин, так и у женщин) в 40-е годы XX века, «конский хвост» в 50-е, «демократическая стрижка» в 60-е… А 80-е открыли модницам всего мира химическую завивку: она существенно облегчила дамам жизнь и открыла новые горизонты для фантазий. Что ж, нам остается лишь следить за развитием современных тенденций и гадать, какая из них определит стиль нашего времени…
Интересно к прочтению
www.k33.ru
Истоки парикмахерского искусства. Экскурс в историю
Точно установить, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно.
Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нравиться другим, вызывать восхищение.
Это стремление побуждало его тщательно ухаживать за своим телом и волосами, с помощью различных средств выгодно подчеркивать достоинства, корректировать недостатки.
Красивые, ухоженные волосы и правильно подобранная прическа всегда являлись одним из таких средств украшения.
Установлено, что уже во втором тысячелетии до н. э. люди проявляли интерес к парикмахерскому искусству.
Развитие этого древнейшего искусства шло постепенно. Каждая эпоха характеризовалась своими представлениями о красоте волос и способах украшения внешности с помощью причесок.
Эти представления формировались под влиянием экономических, политических и культурных особенностей развития каждого конкретного государства и изменялись со временем.
История причесок — видео, часть первая:
Вторую часть видео вы найдете далее в статье.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте
Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.
Египтяне владели мастерством изготовления париков. Их делали из естественных волос, овечьей шерсти, растительных волокон.
Надевали парики на подстриженную голову. Носили их как женщины, так и мужчины. Первоначально правом ношения парика обладали только жрецы, затем к ним присоединились представители знати и только позже — простые египтяне.
В зависимости от социального положения выбирался фасон парика. Знатные люди носили большие тяжелые парики, изготовленные из натуральных волос.
Особенно популярны были громоздкие трапециевидные парики из длинных, ниспадающих на плечи волос или мелкозаплетенных косичек, разделенных вертикальным пробором по центру головы. Такие парики призваны были подчеркнуть изящество фигуры их обладателей.
Чтобы придать прическе еще больший объем, иногда надевали не один, а два парика. Простые египтяне носили небольшие парики из искусственных волокон.
Египетские мужчины носили свободно ниспадающие волосы.
Собственные бороды брили, а искусственные бороды и парики, которые изготовляли из шерсти овец, привязывали к подбородку шнурком или металлической ниткой. Их надевали только представители знати в особенно торжественных случаях.
Естественные волосы египтян были гладкими, имели черный цвет.
Для того чтобы придать таким волосам вид завитых, женщины смазывали волосы глиной, делили их на небольшие пряди, которые затем наматывали на специальные тоненькие прутья и высушивали под палящими солнечными лучами.
Впоследствии на смену прутьям пришли металлические стержни, которые предварительно нагревали и наматывали на них пряди волос.
Для того чтобы изменить натуральный цвет волос или сделать его интенсивнее, египтянки применяли хну, жир черных змей и быков, яйца ворон.
Уже в этот период времени были известны различные способы укрепления, мытья и лечения волос при помощи различных жиров и масел. Для того чтобы улучшить рост волос, их смазывали жирами различных животных: тигров, львов.
Нежелательные волосы удаляли специальными приспособлениями, напоминающими современные щипчики.
Именно из Египта парикмахерское искусство распространилось в другие страны.
Развитие парикмахерского искусства в Древней Греции
В Древней Греции существовал культ физической красоты и гармоничных геометрических пропорций. К волосам и прическе тоже относились очень внимательно, так как они должны были подчеркивать физическую красоту человеческого тела.
Именно в Афинах появились специальные заведения, в которых занимались созданием причесок, брили бороды.
Женщины завивали волосы в локоны, для этой цели применяли специальные щипцы. Это были небольшие железные стержни с ручкой для держания, на концах щипцов помещались шарики. Завитые таким образом локоны сохранялись в течение некоторого времени.
Гладкие, незавитые волосы носили во время траура.
Очень часто волосы поднимали вверх и фиксировали узлом или лентой. Не менее распространены были прически с вертикальным пробором по центру головы.
Волосы делили на пряди и заплетали в косички, из которых формировали узел на затылке.
Мужчины носили длинные волосы, которые завивали в мелкие локоны. Волосы могли также заплетать в косы и укладывать их рядами по окружности головы.
Позже (приблизительно с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение прическам из коротких волос. Изменились способы создания париков. Популярными стали парики и прически из коротких завитых волос.
Идеалом красоты считались волосы золотистого и пепельного цветов.
В это время для окраски прядей применяли натуральные, растительные красители, которые эффективно изменяли естественный цвет волос и придавали им нужный оттенок. К сожалению, секрет приготовления этих красителей утрачен.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Риме
В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под влиянием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос.
Мужчины носили бороды и усы, прически из коротких волос, обязательным атрибутом которых являлась густая челка до линии бровей.
Женщины носили прически из длинных волос, волосы собирали в объемные пучки и фиксировали на затылке.
Во времена империи парикмахерское искусство в Риме стало развиваться самостоятельно и вскоре достигло своего расцвета. Прически и волосы описывали в стихах, им посвящали эпиграммы.
Наряду с прическами из длинных естественных волос все чаще стали появляться короткие стрижки, парики.
Женщины отдавали предпочтение прическам из гладких волос, которые собирали в узел и фиксировали заколками или другими украшениями. Со временем особую популярность приобрели высокие прически, они напоминали собой веер. Для их создания применяли специальные каркасы.
Мужчины стали брить бороды и усы, носить короткие, прямые волосы.
Существовал в Риме культ светлых, белокурых волос. Для достижения модного оттенка волосы специально обесцвечивали или носили парики из светлых прядей.
Древние кельты и германцы предпочитали длинные распущенные волосы, которые воспринимались как символ власти и свободы.
Развитие парикмахерского искусства на Древнем Востоке
Прическа играла большую роль и у жителей Древнего Востока.
В Японии женщины носили длинные волосы, которые собирали в хвост на макушке и заворачивали в узел, который фиксировали специальной длинной деревянной палочкой. Иногда прически представляли собой высокие пирамиды из волос.
Такая прическа создавала определенные неудобства: например, было очень тяжело спать, и чтобы прическа сохранила первоначальный вид, не утратила форму, под голову подкладывали небольшие подушечки, которые помещали на деревянную подставку.
Японские мужчины сбривали усы, бороды и часть волос на затылке и лбу, а оставшиеся на макушке волосы собирали в пучок, который украшали яркими шнурами.
Соком алоэ и различными растительными маслами японцы протирали волосы для придания им шелковистости, эластичности и блеска.
В Китае мужчины носили длинные волосы, которые заплетали в косу на затылке.
Парикмахерское искусство в период Средневековья
В период раннего средневековья (X-XII вв.) внимание к красоте человеческого тела, волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие парикмахерского искусства.
Окрашивание волос в средние века считалось недопустимым и недостойным с точки зрения церкви.
Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей.
Длинные, распущенные по плечам волосы, не прикрытые накидкой, могли носить только незамужние молодые девушки.
Однако и в это время существовал свой идеал красоты. Особенно почитались длинные кудрявые волосы золотистого цвета. Для создания завитков применяли предварительно нагретые металлические палочки.
В XII—XIII вв. (в период позднего средневековья) молодые девушки заплетали волосы в косы. Мужчины носили короткие стрижки с выбритым затылком. Отношение к парикмахерскому искусству постепенно менялось, появились первые профессиональные парикмахеры (цирюльники), открылись парикмахерские (цирюльни).
В XIV в. в моду возвращаются длинные завитые волосы, которые носили как женщины, так и мужчины.
Развитие парикмахерского искусства в эпоху Возрождения
Эпоха Ренессанса (XV—XVI вв.) стала новым этапом в развитии парикмахерского искусства, появление которого обусловлено новым отношением к человеку, его телу, нравственной природе.
В эпоху Возрождения женщина считалась красивой только в том случае, когда все — одежда, тело и в особенности волосы — было ухоженным.
О том, что вкладывали в понятие красивых волос в этот период времени, свидетельствует отрывок из трактата «О красоте женщин», написанного монахом валлам-брозаского ордена Аньоло Фирен-цуола. Вот что он пишет:
«Ценность волос настолько велика, что если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же лучам солнечным».
Как видите, самыми красивыми считались женщины с белокурыми или золотистыми волосами, поэтому женщины носили парики из волос модного цвета или окрашивали их.
Для осветления волос естественным путем женщины часами сидели под палящим солнцем. Искусство окрашивания волос продвинулось вперед: использовали не только растительные, но и минеральные и органические красители.
Особенно привлекательным считался высокий лоб. Для того чтобы зрительно увеличить его, женщины выщипывали брови, сбривали волосы на лбу.
Было модным вплетать в волосы ленты и другие украшения.
Особое значение волосы имели в Германии. Ими клялись во время присяги в суде. Для этого женщины наматывали волосы на левую руку и прикладывали ее к груди, а правой рукой прикасались к жезлу судьи. Волосы отрезали, если женщина лгала, — это считалось позором.
В этой стране в рассматриваемый период времени женщины носили длинные косы, ими оборачивали голову по окружности и покрывали сверху тоненькой сеточкой.
Мужчины носили длинные волнистые волосы. Гладкие от природы волосы завивали.
С 20-х гг. XVI в. во Франции особую популярность приобрела стрижка «ежик», которая положила начало мужской моде на короткие стрижки. Эта прическа обязана своим появлением королю Франциску I, которому во время игры в снежки травмировали голову, и по совету врачей он вынужден был коротко подстричь волосы.
Парикмахерское искусство барокко
В конце XVI в. в Испании возник новый художественный стиль, который получил название барокко. Этот стиль распространился из Испании в европейские страны и был господствующим до середины XVII в. Парикмахерское искусство этого периода времени характеризовалось стремлением к сложным, пышным женским прическам.
У женщин (особенно во Франции) в XVII в. была популярна прическа, которая состояла из множества лент и кружев, между которыми пропускали пряди волос. Эта прическа получила свое название («а-ля Фонтань») по имени тогдашней фаворитки французского короля, которая однажды повязала лентой растрепавшиеся во время охоты волосы. Впоследствии прическа усложнилась, для ее создания стали изготавливать каркасы.
История причесок — видео, часть вторая:
Парики проникли в Европу в середине XVII в. и очень быстро стали популярными. Причем, предпочтение отдавалось парикам белого цвета, так как этот цвет мог зрительно уменьшить возраст своей обладательницы.
Парики завивали горячим способом и припудривали сверху, носили такие парики и мужчины, и женщины.
Развитие парикмахерского искусства в период рококо
В первой половине XVIII в. распространился художественный стиль рококо, расцвет которого пришелся на конец века. Сложные причудливые прически стиля барокко сменили изящные прически с локонами в виде трубочек на височных частях головы, остальные волосы были гладкими, их заплетали в косичку.
В период позднего рококо (вторая половина XVIII в.) пышные прически вновь стали популярными. Прически этого времени отличались большими размерами, для их создания применяли специальные высокие каркасы. Украшали такие прически различными фигурками людей, корабликами, золотыми изделиями, перьями экзотических птиц и различного рода заколками.
Прически могли отражать происходившие в это время исторические события. Так, например, большую известность получила прическа «а-ля фрегат». Эта прическа была создана придворным парикмахером французской королевы Марии Антуанетты Леонаром Боляром и посвящена победе над англичанами в 1778 г.
Огромную роль в этой победе сыграл французский фрегат «Ля Бэль Пуль», отсюда возникло название прически.
Иногда прически украшали живыми цветами. Для того чтобы цветы не завяли, их ставили в небольшую вазочку, которую прятали в волосах.
Прически могли достигать высоты более 0,5 м.
В 1763 г. во Франции была открыта Академия парикмахерского искусства. Ее основателем был один из выдающихся мастеров парикмахерского дела того времени — Пейpo.
Развитие парикмахерского искусства в эпоху классицизма
Эпоха классицизма (конец XVIII—начало XIX в.) характеризовалась постоянной сменой направлений и художественных стилей.
1. В самом конце XVIII в. зародился стиль ампир, который отличался возвращением тенденций и эстетических идеалов античности. В моде прически, которые содержат элементы античных причесок. Совсем перестают носить парики.
2. Позднее популярными стали короткие женские стрижки. Волосы подчеркивали форму головы, предпочтение отдавалось естественным гладким волосам, которые делили вертикальным пробором на равные части, на затылке волосы заплетали в косу или укладывали в сеточку.
3. В период императорского правления Наполеона III женщины высшего света окрашивали волосы в белый цвет, таким образом они хотели доказать свою преданность императору и Франции. Выбор цвета объяснялся тем, что жена Наполеона Евгения была белокурой. Именно в этот период времени парижским парикмахером Гуго был изобретен новый способ обесцвечивания волос с помощью пергидроля (перекиси водорода).
Одной из самых популярных была прическа «а-ля Тит». Прическа представляла собой коротко остриженные и завитые на концах волосы, которые придерживались достаточно широкой лентой. Эта прическа появилась как напоминание о казненных на гильотине, так как перед казнью волосы подстригали, чтобы открыть шею.
Мужчины носили завитые волосы средней длины.
4. После поражения Наполеона на смену ампиру пришел новый художественный стиль, который получил название бидермейер. Законодательницей мод на прически в этот период времени была Австрия.
Вновь стали популярными сложные прически с пышными, крупными локонами и завитками. Прически украшали заколками, диадемами, цветами и перьями. Однако со временем увлечение такими прическами прошло, они стали гораздо проще. Локоны как основной элемент прически сохранились, но перестали быть пышными.
Мужчины носили прически из коротких волос, главным условием которых была высокая челка. Бороды брили, отдавая предпочтение бакенбардам.
5. 1881 год был ознаменован изобретением одного из способов горячей завивки волос, которая осуществлялась при помощи нагретых щипцов. До сих пор щипцы для горячей завивки волос называют по имени их изобретателя щипцами Марселя.
6. Прошла мода на парики. В этот период времени эталоном женской красоты считались естественные ухоженные волосы. Прическа тоже должна была быть естественной, не требующей чрезмерно долгой укладки.
7. Новый виток развития парикмахерского искусства приходится на начало XX в.
Развитие парикмахерского искусства в XX веке
1. В начале XX в. в моду вошли короткие волосы. Женские короткие стрижки первоначально не отличались разнообразием.
Мужчины носили короткие стрижки с прямым вертикальным пробором.
В 1905 г. в Германии была изобретена химическая завивка волос. Волосы накручивали на специальные бигуди, нагревали их с помощью электрического тока и обрабатывали химическим составом. При помощи такой завивки волосы сохраняли волнистый вид в течение шести месяцев. Это изобретение привело к возвращению моды на кудрявые волосы.
В начале XX в. модным был темный цвет волос. А в 30-40-е гг. эталоном красоты вновь стали блондинки. Женщины опять стали прибегать к различным способам окрашивания волос.
2. В 50-е гг. популярны длинные гладкие волосы, распущенные по плечам и прическа «конский хвост».
3. Во второй половине XX в. в Америке возобновилось увлечение париками, которое вскоре распространилось и на европейские страны.
4. В 60 — 70-е гг. популярны пышные прически. Для придания волосам необходимого объема делали начес и тупирование.
Косметическая промышленность активно занялась выпуском средств по уходу за волосами: появляются различные мази, кремы и фиксирующие составы для волос.
В Германии в 1955 г. впервые был изготовлен лак для волос, который за короткий период времени приобрел необычайную популярность.
Нанесенный на уложенные волосы состав позволял сохранить прическу на некоторый период времени и защищал волосы от неблагоприятного влияния ультрафиолетового излучения и атмосферных факторов.
5. Во второй половине XX в. наибольшей популярности достигла химическая завивка.
В 70-х гг. в Лондоне появилось новое неформальное молодежное движение — панки, которые носили шокирующие прически из растрепанных, неухоженных волос и окрашивали пряди в разные цвета.
В середине 80-х гг. мода на прически стала женственнее. Короткие стрижки отступили на задний план, освобождая место прическам из длинных, распущенных по плечам волос. Не утратили свою популярность прически из завитков и локонов.
Главным стала не только внешняя красота причесок, но и их удобство, практичность. Они должны были быть максимально естественными и не требовать длительной укладки.
Девушки носили короткие стрижки с открытой шеей. Женщины более старшего возраста отдавали предпочтение полудлинным волосам, которые закручивали на крупные бигуди с целью создания мягких локонов.
Женщины красили волосы в рыжеватые и темные цвета. Однако белый цвет окончательно из моды не вышел.
hair-secrets.ru
История причесок | Прекрасные волосы
Все в нашем мире имеет свою историю развития. А как ты думаешь откуда, какие и как развивалось история причесок, от древности до нашего 20-21 века. Конечно, я не смогу показать все виды и детали развития, т.к. получилась бы целая энциклопедия, но будет интересно. Приглашаю тебя в мир истории причесок.
История древних причесок
Первые документальные свидетельства истории развития парикмахерского искусства и древних причесок, мы можем видеть на стенах пирамид, на греческих амфорах и шумерских глиняных табличках. Разумеется, это не означает, что во времена доисторические, дамы не занимались своими волосами, просто более или менее достоверно изображать человека люди тогда еще не научились. Однако каменные гребни для волос археологи находят на стоянках древних людей. В каменный век укладывали волосы горизонтальными или зигзагообразными уступами. А что вы думали, пещерная красавица ждала своего добытчика и защитника с охоты непричесанная?
Египет
Как видно из стенных росписей древнеегипетских гробниц, в те времена были очень популярны парики и разного рода короны. Почти на всех известных изображениях волосы великой царицы Нефертити убраны под богато украшенную корону-диадему. Вообще, египтяне были весьма искусны в парикмахерском деле: их прически, как женские, так и мужские очень сложны и изобилуют самыми разными украшениями. Однако это касается лишь знатных особ, головы простых египтян украшают парики в форме современной стрижки-каре. Египтологи могут по фасону парика быстро определить дату рисунка или статуи, даже принадлежность социального статуса. Например в 15 в. до н.э. мужчины носили пышные парики с открытыми ушами темных оттенков. Ни бороды, ни усов, ни волос египтяне не носили, только по праздникам надевали парики и подвязывали золотую бородку, длиной 10-15 см. Женщины заплетали в косички и стригли на уровне плеч с закрученными концами, закрепляя на голове с помощью тонких нитей, обручей, диадем.
Месопотамия
Мужчины отпускали до плеч, зачесывая назад оставляя уши открытыми, а концы подвертывали в валик. Дамы собирали волосы в сетку. Цари отращивали бороды, придавая прямоугольную форму, из пряди которых делали трубочки (рядами) или заплетали косички с золотыми нитями. А жрецы полностью сбривали волосистые части тела и головы.
Библия
В Библии есть описание про непобедимого Самсона, его сила заключалась в его волосах. Он был побежден только тогда, когда Далила (очаровавшая его) хитростью узнала его тайну и состригла его волосы. Но Бог ему вернул его силу (волосы) после его раскаяния. После он победил, обрушив храм, но и погиб сам.
Греция
У жительниц древней Греции была популярна простая и очень женственная прическа – узел-коримбос. Волосы расчесывались на прямой пробор, завивались волнами и спускались вдоль щек, укладываясь в низу затылка красивым узлом, украшая лентами, бусами, обручами и диадемами (ободок). Этот тип причесок периодически возвращается к нам из глубины веков, превращая женщину в греческую богиню. Со временем стрижки у мужчин стали короче, но локоны остались. А ухоженность (золотистых оттенков) волос и бороды считалось элитой общества. Позже бороды ушли, за исключением для философов. А парикмахеров называли каланистрами.
Рим
Римская цивилизация, пришедшая на смену древнегреческой, поражает сложными, даже вычурными женскими прическами. Римлянки знатного рода носили на голове довольно сложное сооружение из проволочного каркаса с уложенными на нем локонами и косы, закрученной на затылке ярусами. Прически римлянок-простолюдинок были гораздо проще. Женские прически всегда служат отражением благосостояния государства и положения женщины в обществе. Для мужчин было характерно густая челка до лба или до середины лба. А в эпоху Республики мужские стрижки стали довольно короткими, а бороды носили уже в зрелом возрасте.
Германия
В Германии мужчины носили волосы до плеч, ниже считалось только привилегией знатных и королевского рода. Отсюда было прозвище королей "Злотовласые". Не замужние девушки ходили с распущенными волосами, а замужние с головным убором, т.к. показывать волосы считалось позором.
Испания
Испанки, в отличие от итальянок, носили прическу бандо: волосы расчесывали на прямой пробор и гладко укладывали вдоль щек, закручивая сзади в валик.
Средневековье V-XIV вв.
С распространением христианства изменились и прически женщин. В раннем средневековье незамужние девушки носили либо косу, либо свободно распущенные волосы, а замужние – обязательно носили головной убор. Средневековье – эпоха достаточно мрачная и женские наряды и прически не поражают красотой и разнообразием, скорее - наоборот, на многих гравюрах тех лет дамы в огромных чепцах выглядят своеобразно. Но основным условием средневековья были кудри, завивали разогретыми палочками. А в позднем средневековье женщины стали одевать чепчики, косынки. У женщин были длинные волосы, заплетенные и убранные на затылке. Мужчины тоже зачесывали свои волосы назад, собрав в пучок. Имело место также для бороды и усов.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) XIV-XVI
С приходом эпохи Ренессанса женщины преобразились. Художники и поэты наперебой превозносили женскую красоту. Уже тогда самыми красивыми стали считаться белокурые или светло-русые волосы. Прически той эпохи хоть и сложные, состоящие из косичек, локонов и вплетенных в них украшений, однако выполнены с большим вкусом. Достаточно взглянуть на полотна Рафаэля, что бы в этом убедиться. Кстати, в те времена красивым считался очень высокий лоб, и женщины подбривали волосы у лба, чтобы сделать его повыше! Некоторые, заядлые модницы сбривали часть волос у лба и даже брови. Разумеется, в разных странах предпочитали разные прически. А у мужчин были длинные волосы, без усов и бороды.
История причесок в эпоху барокко (XVII-XVIII вв.)
В эпоху барокко распространились укладки из длинных завитых локонов, которые спускались отдельными локонами на плечи и спину. В 17 веке вошли в моду пышные парики, которые завивали с помощью пара. А парикмахерское искусство достигло не малых высот. Появились прически грива и пудель, представляя собой большое взбитое облако из локонов окружающих лицо.
В начала XVII века законодательницей мод становится Франция. За период с XVII по конец XVIII веков прически французских придворных дам меняются постоянно, а все остальные королевские дворы Европы вынуждены им подражать. Если в начале этого периода женские прически еще сохраняют некоторую естественность, то уже в 90-е годы семнадцатого века входит в моду прическа манчили, которая делалась с прямым пробором и укладкой из змеевидных локонов 2-х полушарий. Прическа названа в честь Марии Манчини, первая любовь Людовика XIV. Они не смогли пожениться, но были любовниками и умерли в один и тот же год.
Позже в моду входит прическа фонтаж, получившая свое название в честь фаворитки того же Людовика XIV Анжелики де Руссиль-Фонтаж. Эта высокая прическа, которая делалась с помощью кружев накрахмаленных, между которыми располагались локоны волос и укрепляли ее шпильками и конструкцией из проволоки. Как утверждают, королевская фаворитка мадам Фонтаж явилась на охоту, как и положено – приполном параде, однако сильный ветер растрепал ее волосы. Красавица не растерялась, вытянула из корсажа ленту и обвязала ее вокруг головы, сделав сбоку пышный бант. Король не поскупился на комплименты, а уже на следующем балу все дамы щеголяли бантами в волосах.
Сам же Людовик XIV рано облысел и ввел моду на ношение аллонжа – парик, с длинными локонами и рыжеватым оттенком (как грива льва). Король «обрек» всю Европу на ношение аллонжей. Позже аллонжи стали компактнее, короче и белоснежнее – «бинет». Даже по сей день, судьи Австралии и Великобритании носят бинеты (аллонжи). А в России приобрело популярность во время Петра I.
История причесок в эпоху Рококо (XVIII-XIX вв.)
Эпоха рококо принесла с собой изящество, утонченность и изнеженность. Роскошные парики уменьшились в размере и превратились. Фонтаж полностью вышел из моды, уступив место гладким на затылке прическам и ниспадающими рядами локонов. В 1713 года герцогиня Шрузбилли предстала перед королем без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. И в моду вошла маленькая гладкая прическа, а мужчины подвитые волосы зачесывали назад и делали хвост. Также в моде были белые парики, с закрученными по бокам буклями и косичкой (бантом) сзади.
Самым выдающимся парикмахером в эпоху рококо был куафер короля метро Лигрон, который разработан основу парикмахерских технологий. Он внедрил принцип, согласно которому прическа должна соответствовать особенностям лица, формы головы и фигуры.
Во второй половине XVIII века женские прически стали выше и причудливее, становясь, все сложнее. Отдельные экземпляры представляли собой величественные сооружения пол метра высоты. Для того чтобы соорудить такую прическу, нужно было прибегать к каркасу, это сооружения из проволоки, на которой закреплены пряди волос, скрепленные яичным белком и посыпанные мукой. Поверх волос мастера укрепляли фигурки людей и кораблики. Прически украшались золотыми шпильками, бантами жемчугами, драгоценными камнями, перьями, гребнями и др. Модно было украшать живыми цветами и фруктами, а чтобы цветы не увядали, в волосах прятали флаконы с водой. Такие прически-башни достигали до 70 сантиметров. Дамы носили с собой специальные изящные палочки, которыми можно было почесаться.
С приходом Наполеона распространилась прическа ампир. Его триумфом стала техника завивки. Особенно характерным для ампира было украшение причесок широкими гребешками, драгоценными диадемами, вышитыми жемчугами лентами.
После падения Наполеона тон в парикмахерском искусстве начинает задавать Вена. Характерной особенностью того времени были крупные плотные локоны, которые укладывались с обеих стороны головы. А стиль ампир сменила эпоха романтизма. Особенностью эпохи романтизма является, появление косого пробора в прическе и волосы взбивали коками надо лбом и проборы по бокам в виде хохолка, а с висков зачесывались вперед. У мужчин была мода на бакенбарды.
История прически 19-20 (XIX-XX) веков
Великая Французская Революция положила конец эпохе вычурного рококо, с наступлением свободы, равенства и братства в моду вошло все простое и естественное. Вплоть до начала двадцатого века женские прически хотя и менялись, однако никакой "революции" не происходило. Женщины вновь вернулись к простым прическам. После второй мировой войны технология, в эпоху индустриальных новшеств, парикмахерское искусство стало совершенствоваться: укладка фенами и фиксаторами, химическое окрашивание волос. А тут еще в 1940 году в Германии была выполнена первая химическая завивка. Это открыло новую страницу в истории парикмахерского дела.
Набирало силу движение борьбы за права женщин. Женщины начинают участвовать в выборах, занимаются общественной работой и политикой, садятся за руль первых авто, снимаются в кино, начинают носить брюки, словом пугают бедных мужчин до обморока. Дальше – больше: дамы начинают коротко стричься! И надо сказать – им это очень идет. Дерзкий и сексуальный стиль "под мальчика" не теряет актуальности уже почти целый век!
История причесок славян
Восточные славяне в древности носили длинные волосы и бороды, женщины косы. Под влиянием норманнов славяне стали подстригать волосы и брить бороды, оставляя только усы. С распространением византийского христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме «лопаты». Самой распространенной среди мужского населения от малого до велика была стрижка под «горшок». Под влиянием обычаев, пришедших из Золотой Орды, русские люди стали стричься под восточные манеры, даже брить голову. Петровские реформы ввели в моду сначала немецкую, а затем французскую моду. Стали носить фонтанжи, а прическа «под горшок» сохранилась среди крестьян и старообрядцев.
История прически 21 (XXI) века!
Как видно из истории, развитие стилей прически, как в древности, так и в нашем 21 веке задает видные люди. Но самое главное в развитие нового стиля, это неординарность! Поэтому теперь мы пишем историю причесок. Сегодня, в век глобализации и мгновенного распространения любой информации посредством глобальной сети Интернет, когда удивить кого-либо, достаточно сложно, акцент вновь делается на простоту и естественность. Прическа может быть любой, но волосы обязательно должны быть здоровыми, красивыми и ухоженными!
Еще интереснее :
Дружим?
Related posts:
4 легких причесок для волос (видео)
Фото необычных причесок
История расчески для волос
Добавить комментарий
umida.ru
Женские и мужские прически: какие носили в те времена?
Тяга к украшательству появилась у человека с самых древних времен. Прическа не только показывала вкус ее обладателя, но и социальное положение, уровень достатка и профессию.
Содержание статьи:
Женские и мужские прически: какие носили в те времена?
Фото: Shutterstock
Античность – время возникновения причесок
История причесок началась с античных времен. В Древней Греции, Египте и Риме впервые стали уделять особое внимание волосам. Жрецы и врачи тщательно брили голову, а знатные вельможи носили парики из мелких кудрей. Женщины укладывали волосы в высокие прически либо носили их распущенными. В Египте было придумано модное и по сей день каре, а греческие красавицы носили локоны, разделенные на прямой пробор, или завязывали волосы в свободные узлы. В античности было придумано множество средств для создания причесок – ароматические масла, бальзамы, укладочные смеси и даже первые краски для волос.
Средневековье – эпоха целомудрия
Распространение христианства внесло свои коррективы в создание причесок. Они больше не были такими сложными, а для укладки не использовались дополнительные средства. Средневековые девушки носили просто распущенные волосы, а замужние женщины прятали шевелюру под покрывалом. Единственное, что позволяли себе дамы того времени, – это слегка подвивать локоны разогретыми железными щипцами. Мужчины в то время носили простые стрижки «под горшок» или гладко зачесывали волосы назад.
В эпоху Средневековья женщины носили плотные чепцы, а выбивающиеся из-под них волосы завивали в локоны
Стрижка и укладка непослушных волос
Ренессанс – развитие парикмахерского искусства
Эпоха Возрождения вернула прическам античную изысканность. Женские укладки были очень сложными и объемными, использовались всевозможные плетения, кудри, узлы. Волосы украшались жемчугом, перьями, сетками. Мужчины не отставали от женщин и также создавали на своей шевелюре волны, косички и мелкие завитки. Также стало модным осветлять волосы.
Пышность барокко и рококо
Период с начала XVII до начала XIX века характеризуется усложнением причесок. Барокко и рококо, ставящие во главу угла вычурность и нарядность, предъявляли к прическам жесткие требования. Женские укладки достигали небывалой сложности и высоты, для их создания использовались искусственные волосы, металлические каркасы, множество шпилек и укладочных средств. Сложнейшая конструкция увенчивалась декоративными деталями – корабликами, фигурками людей, цветами и перьями. Держалась такая прическа несколько недель, а спали модницы на специальной подставке. У мужчин вошли в моду пышные напудренные парики с косицами.
Изысканные и пышные прически очень часто оккупировались вшами. Дамы того времени носили с собой специальные палочки, которыми можно было почесать голову, не нарушив конструкции
XIX век – время перемен
В XIX веке прически начинают упрощаться. В моду входят короткие женские стрижки, уложенные локонами или легкими волнами. Несмотря на кажущуюся простоту, эти укладки требовали достаточного терпения и тщательности. Не выходят из моды и разнообразные плетения, косы, узлы и пучки. Знатные дамы держали в доме специально обученных горничных, которые причесывали хозяек каждое утро. Мужчины носили простые стрижки, прямые и косые проборы, а также укладывали волосы назад.
Наше время – разнообразие причесок
XX и начало XXI века характеризуются большим разнообразием различных укладок. Современные прически подбираются под костюм и подразделяются на несколько видов: повседневные, вечерние, деловые, свадебные и т.д. Модные тенденции сменяются практически каждые 5 лет, чтобы затем вернуться в немного измененном виде. Из популярных причесок прошлых лет, не потерявших актуальность и сегодня, можно отметить конский хвост, боб, каре, разнообразные начесы, бабетту. Как всегда, в моде распущенные гладкие волосы естественных оттенков. А более смелые девушки вовсю экспериментируют с прическами – заплетают афрокосы, выбривают виски и красят волосы в яркие цвета.
Также интересно почитать: макияж в стиле 20-х годов.
Красивые прически на длинные волосы
www.wday.ru
Возникновение прически. Прически Древнего мира
История Возникновение прически. Прически Древнего мира
просмотров - 168
Прическа появилась раньше одежды. Сначала это была потребность откинуть пряди волос, спадавших на глаза, и перевязать их ремешком из кожи. Наскальные рисунки сохранили для нас облик древних людей, изображенных во время охоты или отдыха. Прическа наших предков была, конечно, весьма примитивна. Древние люди стремились походить на сильных животных или красиво оперенных птиц (мужчины подражали самцам, женщины – самкам).
Прически первобытных мужчин представляли собой в большинстве своем волосы, спускавшиеся до плеч. Иногда их собирали в небольшой пучок на макушке, плотно стягивая ремешком или стеблем. Женщины скручивали волосы в жгуты или заплетали в косы, собирали в массивные низкие пучки. Девушки носили длинные распущенные волосы, переплетая пряди цветными шнурами или полосками меха.
С возникновением различных праздников прически становятся наряднее. Головные уборы, украшения, раскраска лица отличаются четкостью исполнения, изобретательностью. Несмотря на примитивность применяемых материалов, все они выглядели красочно и оригинально. С расслоением общества, возникновением частной собственности прически, прически начинают приобретать новые функции. По ним сразу можно было отличить вождя племени или колдуна от простого воина, юношу от подростка.
Прически африканцев.Прически африканцев, несмотря на примитивность исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке накрывали небольшим глиняным горшочком круглой формы, остальные волосы тщательно сбривали. Прически зависели и от образа жизни племени.
Женские прически были хотя и разнообразны, но в сравнении с мужскими выглядели значительно проще. Иногда женщины просто сбривали или выщипывали полностью волосы на голове, иногда оставляли островки в виде борозд или круга. Вместе с тем, заплетали многочисленные тонкие косички. Искусство причесывания передавалось женщинами из поколения в поколение.
Прически индейцев.Прически индейцев очень просты. Существовало два типа причесок – заплетенные косы и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивались в жгуты или заплетались в косы. Женские прически состояли из пучков и кос.
Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни людей: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически они были однотипны, но могли рассказать о занятиях членов племени, его культуре, быте, достатке. Прически также отражали положение в племени. Так как каждое племя поклонялось какому-нибудь животному, то и в прическах, особенно мужских, были элементы внешнего вида этого животного.
Прически Древнего Египта.Эволюция причесок в Древнем Египте проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества. Прически знати отличались пышностью, простонародья – скромностью и сдержанностью. Но можно подметить общность линий и силуэтов, прически походили на геометрическую фигуру – трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными.
Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».
Прически Древней Греции.Парикмахерское искусство Древней Греции было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами.
Мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть.
Женские прически с самого своего появления были просты. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры»; со временем она усложнилась, стала самой распространенной и имела много вариантов, получив название «греческий узел».
В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков.
Прически Древнего Рима.Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но позднее римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.
Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Οʜᴎ утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности.
Женские прически в период Римской республики делались из длинных волос. Прически можно разделить на два базовых вида — с разнообразными плетениями из кос и завивкой волнами. Остальные прически были вариантами этих двух видов. Прически постепенно увеличивались в высоту, в связи с этим стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос.
Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители. Распространился обычай носить светлые парики.
Европейские прически средневековья (V—XV в.в.)
Прически народов Западной Европы V-XV веков.Общие силуэты причесок средневековья не отличались особым разнообразием, как у мужчин, так и у женщин. Феодальная знать носила те же прически, что и простой народ. Разницу составляли лишь головные уборы, украшения.
Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая изображениям Христа. Другой разновидностью причесок была «пейзанская» стрижка. Все мужчины, достигшие зрелого возраста͵ отращивали бороды. Их форма часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или раздвоенные.
Женщины независимо от сословия были обязаны покрывать голову, как того требовала церковь. До замужества девушкам разрешалось носить распущенные по спине волосы, символизирующие чистоту и непорочность. Знатные дамы заплетали волосы в височные косы, перевивая их лентами. Иногда косы были очень длинные благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Условно эти косы назывались «рыцарскими».
В период господства как готического, так и романского стилей примитивность силуэтов причесок скрашивалась разнообразием головных уборов. Красивым считался высокий лоб, который пересекали глубокие морщины. Для того чтобы лоб казался выше, волосы нужно лбом подбривали. Почти полностью выщипывали брови и ресницы.
Крестьяне, горожане стриглись «под скобку», «в кружок». Бороды и усы дополняли прическу. Бороды имели разнообразные формы: округлые, крючкообразные, раздвоенные, перевитые нитями, штопорообразные.
Прически Киевской и Московской Руси.На прически населения Киевской Руси оказала большое влияние христианская религия. Прически славян были просты и однотипны для всех слоев населения, будь то князь, княжеские дружинники или дворовая челядь, ремесленники, крестьяне.
Типичной прической мужского населения была прическа «под скобку» и «под горшок» - волосы средней длины аккуратно подстригались по кругу. Мужчины отпускали бороды.
Женские прически продолжительное время, несмотря на влияние извне, сохраняли свой национальный колорит. Все они были просты и, так же как и мужские прически, не разграничивались по сословиям, что во многом объяснялось строгой христианской моралью. Следуя правилам церкви, славянские женщины полностью скрывали это природное украшение. Правда, прически девушек и женщин все же имели некоторые различия.
Только в начале XVII века произошли некоторые изменения. Прически бояр, дворянства, купцов стали значительно короче. Во второй половине XVI века появилась мода на бритье головы. Прически женщин Московской Руси те же, что и в Киевской Руси. В XV веке продолжал существовать закон, который обязывал женщину прятать волосы под головным убором или накидкой. Иностранцы, побывавшие в Московском государстве, отмечали, что русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, сурьмили брови.
oplib.ru
История причесок
История причесок
Ранние времена
Сложно представить, что прическа зародилась в глубокой древности. Не возможно установить, когда на смену пучка волос пришло то, что смело можно назвать прической. Географическое расположение племен, их верования, другие традиции породили создание определенного стиля украшения волос, в простом смысле древнейшей моды. Много тысяч лет назад у наших предков появилось желание украшать свою внешность прическами. Разнообразие и распространение причесок развивалось и укреплялось с ростом культуры развития народа. Найденные археологами статуэтки и рисунки с изображениями людей древнекаменного века (палеолита) дают нам понять насколько сложными уже тогда были прически. Первобытные красавицы уже тогда использовали укладки с использованием глины и масел и украшения из ремешков, венков и шнурков.
Древние цивилизацииМесто зарождения парикмахерского искусства - Древний Египт. Первыми они овладели техникой окрашивания волос, используя хну, научились обесцвечивать волосы, активно использовали холодную завивку на специальном железном стержне. Там же появились и первые парики, которые разумеется могли позволить себе только представители господствующего класса. Самые изысканные прически творились, пожалуй, в Древней Греции. И не смотря на свою простоту и изящество, именно здесь культура причесок достигает своего пика. Гречанки активно используют для украшения волос различные предметы: заколки, обручи, диадемы. Римские модницы долгое время подражавшие Древней Греции, скоро создали свой неповторимый стиль. Создание прически превратилось в наиважнейшую церемонию, затрачивающую по много часов и это могло происходить даже несколько раз в день. Свадебные прически заплетали в шесть кос, поддерживаемых лентами, которые обматывались вокруг головы, а фламмеум, оранжевое покрывало, набрасывали поверх. Именно в Древнем Риме впервые для свадебных причесок начали использовать диадему, она служила своего рода брачным венцом. Стоит отметить, что изысканные прически в древние времена, могли себе позволить только люди высших сословий, ведь элегантная прическа всегда подчеркивала статус ее обладательницы. Также то, что мы сейчас часто называем вечерняя прическа, и частенько делаем только на важные мероприятия, представительницы элиты использовали как ежедневное дополнение своего облика.
Средние векаК сожалению в период раннего Средневековья, в связи с запретами церкви, прически уже не блещут красотой и элегантностью. Распущенные волосы превращаются в символ греха, а мытье волос становится чересчур вредным занятием и заменяется сухим методом специальной пудрой. Косметика и яркие украшения также попадают под запрет. В те "тяжелые" для женщин времена только головной убор мог по-настоящему украшать дам, во всем остальном они должны были проявлять скромность. Но к счастью в период позднего Средневековья, резкие послабления церкви приводят в возрождению мира причесок. Близится эпоха Возрождения, идет возврат к изысканным прическам Греческого стиля, использующих всевозможные украшения. Появляется новая мода и в свадебных прическах. Как украшение головы жениха и невесты теперь популярно использовать венки из полевых цветов. Отдельно хочется остановится на свадебных прическах представительниц Древней Руси. Обязательным предметом свадебной прически был кокошник, а украшениями служили бумажные цветы и разноцветные ленты. Более богатые невесты могли позволить себе дополнительно украсить кокошник жемчугом или драгоценными камнями.
Эпоха Возрождения. 19векНа смену ущемлений и запретов Средневековья, приходит желание наслаждаться и ни в чем себе не отказывать. Теперь стремление женщины выделить себя из толпы расцветает с новой силой. Период изобилует прическами античности, вновь используется окрашивание волос, особенно популярен светлый цвет волос. Не забывают дамы и о различных украшениях. Наверное именно в эту эпоху головной наряд становится самым большим. На голове создаются настоящие произведения искусства. Новинка эпохи - шиньон и различные подкладки для увеличения размера причесок. Революционные веяния 19 века приводят к появлению моды на короткие прически, как памяти о казненных на гильотине. Модным становится естество и стиль причесок резко упрощается. Однако 19 век вносит и свои новшества - впервые используется химическая завивка.
Настоящее времяНачало 20ого века - революция в мире прически. Стремление женщины ни в чем не уступать мужчине приходит не только к осваиванию ими мужских профессий, но и к закреплению моды на короткую стрижку. 20ые годы сложно представить без использования фена, химическая и термическая завивки, как и окрашивание волос становятся нормой. За сменой цветовых предпочтений невозможно уследить. Еще вчера рыжие модницы теснят блондинок, но несравненная Мерлин Монро в 50е годы, вновь отбивает пьедестал для блондинок. Многие знаменитости становятся идеалами и примерами для подражания миллионов женщин. 70е годы своими стрижками взрывают хиппи и панк культура, которая также стремительно затихает в 80е. Теперь модно не меняться, а подчеркивать свое природное естество. 90е годы впервые дают миру свободу выбора стиля. Нет четких рамок и предпочтений, каждая в праве носить, что ей нравится и подходит.