Урарту древнее государство. История Урарту - древнего государства кузнецов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государство Урарту - История архитектуры. Урарту древнее государство


19. ГОСУДАРСТВО УРАРТУ

ГОСУДАРСТВО УРАРТУ

  1. Племена Закавказья в V—II тысячелетиях до н. э.

 

Возникновение государства Урарту

В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогрессу поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и лугах развивалось скотоводство.

Проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.

В V—IV тыс. до н. э. долины Куры и Аракса были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении. Поселения состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку. Большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота. В небольших поселках площадью в 0,5—1 га проживало по 100—300 человек. Культура земледельцев Закавказья уступала культурам Северной и Южной Месопотамии — Халафу и Убейду.

В III тыс. до н. э. распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов. В каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие — топоры, кинжалы и копья. Высоко в горах складывается отгонное скотоводство.

Интенсивно идет разложение первобытного строя. В горах строятся крепости из каменных глыб. Выделяется оружейное дело. В конце II тыс-я до н. э. появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали  боевую  дружину  племенных  вождей.

Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I.

В XI—X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владений в государство. Первые попытки создания письменности, близкой к хеттской.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью борьбы с ассирийской агрессией. Первым правителем Урарту стал царь Араму (864—845 гг. до н. э.), против которого совершал походы Салманасар III. Урартский правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.) принимает пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Столицей становится город Тушпа, вокруг которого возводятся каменные стены. Объединяются мелкие владения.

Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Муцацир становится зависимым владением. Теперь все урартские племена объединены.

3 главных божества: Халди — бога неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца.

Интенсивное строительство охватывает почти всё государство: возведение храмов и дворцов, организация храмовых хозяйств. Урартские войска проникают в царство Манна, стремятся обойти с фланга Ассирию.

Ванское царство на вершине могущества.

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Теперь все урартские цари составляют официальные летописи, освещающие события их царствования. Менуа занимался организацией армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и доспехи. Военные походы Менуа идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.

Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. В них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но назначались и представители центральной власти — областеначальники. Административная реформа — разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной в 70 км («канал Менуа»).

При сыне и преемнике Менуа — Аргишти I (786—764 гг. до н. э.). Правление Аргишти — это зенит могущества Урартского государства. Сам он даже сообщает о победе над войсками Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию. На юго-востоке урарты, устанавливают своё влияние на Маннейское царство, выходят на границы Вавилонии.

Урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии и овладевают, обширной территорией до озера Севан. Здесь осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были связаны со всей социально-экономической системой общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее цитаделью. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение.

Вступив на престол, Руса I (735—714 гг. до н. э.) застал державу поколебленной военными неудачами, но вскоре овладел положением.

Руса I старался избегать противоборства с Ассирией, продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. К северу от озера Урмия: проведены многочисленные каналы, построены крепости-города, на восточном побережье Вана строится обширное водохранилище, создаются виноградники и поля, возводится город Русахинили.

В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась к востоку от озера Урмия против местных правителей, натравливаемых на Ассирию урартским царем. Битва кончилась поражением урартов. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников захватил урартский культовый центр Муцацир, где победителям достались храмовые сокровища. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

 

  1. Урартское общество и культура

 

Большую роль в расцвете Урарту сыграла экономика страны. Ее основой были земледелие и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией.

Государство уделяло особое внимание организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Сельхоз продукция сосредоточивалась в складах и хранилищах.

В Закавказье одновременно с постройкой Аргиштихинили были проведены четыре оросительных канала, созданы сады и виноградники. Одновременно с постройкой Тейшебаини, урарты проводят канал, идущий через туннель в скале, и организуют обширные сельхоз угодья. Велась обработка сельскохозяйственной продукции, работали ремесленные мастерские.

Ядром города была цитадель, где находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и гигантские хранилища, предназначенные для продуктов сельского хозяйства, складов оружия и утвари.

Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть составляли общинники. Община сохраняла самоуправление, иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку общества представляла военная и служилая знать. Постепенно система управления разрасталась и усложнялась.

Многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного.

Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра — ванский и закавказский..

В области культуры наряду с древними местными традициями явственно выступает пласт, связанный с освоением культурного наследия хурритов и Хеттской державы. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении.

Крепости, являвшиеся одновременно и цитаделями городских поселений, располагались на естественных возвышенностях и скалах. Их стены и башни свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов.

Исключительным мастерством и декоративной пышностью отмечены произведения урартских специалистов по художественной   бронзе — нарядное   оружие и доспехи, части трона.

Традиции и каноны, выработанные урартами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.

 

  1. Упадок Урарту.

 

Ранние государственные образования в Древней Армении и Древней Грузии

Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н. э. полностью прекращает свое существование. Значительная часть бывших урартских владений досталась Мидии.

В начале VI в. до н. э. образуется независимое древне армянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в Персидскую державу.

Древнеиранские религиозные представления, и в частности, зороастризм, оказывают значительное влияние на Древнюю Армению. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Расширяются культурные и торговые связи.

После крушения Персидского государства в IV в. до н. э. правитель Армении Ерванд III объявил себя царем. Образовалось самостоятельное древне-армянское государство.

Интенсивно развивались и западные области Закавказья. Здесь большую роль играли греческие города (Фасис, Диоскуриада и др). На первое место в VI—IV вв. до н. э. выдвигается местное государство в Колхиде. Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Колхида была поделена на провинции, во главе которых стояли «скипетроносцы». В древней Колхиде взаимодействовали местная и греческая традиции.

В Восточной Грузии в VI—IV вв. до н. э. также происходит резкое обособление знати, формируются городские центры. Из них наиболее значительным был столичный город Мцхета. Местная историческая традиция относит к концу IV—началу III в. до н. э. формирование восточногрузинского государства, носившего название Иберия. В прикаспийских областях на территории современного Азербайджана в IV—-III вв. до н. э. складывается еще одно политическое образование — объединение албанских племен. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.

studfiles.net

Государство Урарту - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Урарту — Циклопедия

Ура́рту (Арара́т, Биайнили, Ва́нское ца́рство, урартск. KURbi-a-i-na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو‎) — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии[1].

[править] История изучения Урарту

[править] Открытие

Современная наука открыла для себя Урарту в начале XIX века. Учёные обратили внимание на повествование средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци об участии ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды) в постройке города на берегу озера Ван[2]. В 1827 году Французское азиатское общество направило в район Вана первого исследователя — молодого учёного Фридриха Шульца. В 1829 году он был убит курдскими бандитами, однако материалы его работы к 1840 году попали во Францию и были опубликованы[3]. Шульц зарисовал обнаруженные им клинообразные надписи и дал первое описание Ванской скалы, древней резиденции урартских царей в столице Урарту — Тушпе, а дальнейшие исследования определили, что надписи сделаны не на ассирийском языке, хотя ранее европейские исследователи принимали развалины вблизи Вана и урартские надписи за следы ассирийской культуры, а Урарту оставалось «забытым царством» с V века до н. э.

[править] Изучение письменности

Дальнейший толчок изучению Урарту дали археологические раскопки древних ассирийских городов. При раскопках 1842—1844 гг. в Ниневии, дворца Саргона II в Хорсабаде, проводимых французским консулом, а также при раскопках Лэйарда в 1845—1849 гг. на холме Нимруд было обнаружено множество ассирийских клинописных табличек, в том числе, знаменитая царская библиотека Ашурбанипала. К середине XIX века усилиями многих учёных клинопись была расшифрована, и ассирийские глиняные таблички стали важнейшим источником информации об Урарту.

Расшифровка клинописных надписей из самого Урарту, впервые опубликованных Шульцем, продвигалась медленнее. Во второй половине XIX века были высказаны предположения о родстве языка Урарту с грузинским[4], армянским[5] и семитскими языками[6], которые впоследствии оказались несостоятельными[1][7].

Прорыв в изучении урартского языка произошёл лишь в конце XIX века, когда немецкий учёный А. Сэйс опубликовал первую[7] корректную грамматику[8]. Впервые попытка дешифровки клинообразных урартских надписей, содержащихся в материалах Шульца, была предпринята ассириологом Станиславом Гюйаром лишь в 1880 году, а в 1882 году А. Сэйс дал первую сводку известных к тому времени надписей, снабдив их переводом[9][10]. Большой вклад в изучение урартского языка сделал ещё один немецкий учёный Иоганнес Фридрих, который первым[7] высказал подтвердившееся впоследствии[11] предположение о родстве урартского и хурритского языков[12] и опубликовал обновлённую урартскую грамматику[13].

В СССР параллельно изучал связи урартского языка с кавказскими Н. Я. Марр, а грузинский учёный Г. А. Меликишвили в пятидесятые годы перевёл и опубликовал весь корпус урартских надписей[14][15]. Российский востоковед И. М. Дьяконов в этот же период для содействия изучению Урарту скомпилировал и перевёл все упоминания Урарту в ассирийских источниках[16]. Он же опубликовал переводы новых урартских надписей, найденных в шестидесятые годы[17].

[править] Археологические исследования

Археологическое изучение Урарту первоначально проходило только в окрестностях города Ван на Ванской скале и на Топрах-Кале. В 1879 году там проводила раскопки экспедиция Британского музея, в 1898—1899 годах — германская экспедиция. Эти экспедиции обнаружили и скопировали много наскальных урартских надписей, включая летопись царя Аргишти I и ряд предметов материальной культуры Урарту, которые попали в Британский музей и в Ближневосточный музей Берлина. С 1911 по 1916 годы, когда значительная часть территории Урарту находилась под контролем Российской империи, серию раскопок осуществляла Русская археологическая экспедиция под руководством академиков И. А. Орбели и Н. Я. Марра. В нише Ванской скалы им удалось найти второй важнейший документ по истории Урарту — летопись царя Сардури II. Дальнейшие раскопки в восточной Турции были затруднены в связи с мировыми войнами, продолжающейся политической нестабильностью и борьбой курдов Турции за независимость. Некоторые урартские памятники (например, Топрах-кале) до сих пор используются регулярной армией Турции в качестве опорных пунктов. Раскопки на этой территории всё ещё находятся, выражаясь словами современных исследователей Урарту, в «зачаточном состоянии»[18].

Археологические раскопки памятников урартской культуры в Иране долгое время были затруднены в связи с произошедшей там революцией[19], однако в последние годы ситуация изменилась, и в Иране одновременно идут раскопки на нескольких урартских городищах.

Значительно активнее и квалифицированнее шли исследования на северо-восточной окраине Урарту на территории современной Армении, где с 1939 года по настоящее время продолжаются систематические археологические раскопки. Раскопки на холме Кармир-Блур дали самый богатый материал для изучения Урарту по сравнению с любым другим урартским городом. Это было связано и с тем, что город был разрушен внезапно в результате ночного штурма, и с тем, что раскопки велись очень скрупулёзно. Руководитель раскопок на Кармир-Блуре, Б. Б. Пиотровский внёс очень большой вклад в изучение Урарту, и его книга «Ванское царство»[1], переведённая на несколько языков, на долгие годы во всём мире была наиболее полной и «классической» книгой по истории Урарту[20].

[править] Источники

[править] Письменные источники

Современная наука располагает ограниченными сведениями о государстве Урарту, поэтому в истории Урарту остаётся много нерешённых вопросов. Это, главным образом, связано с недостаточным объёмом археологических работ. Из письменных источников учёным известны:

  • ассирийские упоминания Урарту в период с XIII по VIII век до н. э. Ассирийские источники являются основой большей части исторических данных об Урарту, а также основой хронологии Урарту. Благодаря установленной взаимосвязи между ассирийскими и урартскими правителями, учёные получили возможность установить даты правления урартских царей и сопоставить различные исторические события в Урарту. См. также Список правителей Урарту;
  • вавилонские хроники VII века до н. э., относящиеся, главным образом, к закату Урарту;
  • краткие упоминания в хеттских иероглифических текстах;
  • урартские надписи, выполненные, главным образом, клинописью, заимствованной у ассирийцев.

Многие из этих источников содержат лишь краткие упоминания об Урарту, а также часто имеют узкую направленность. Все собственно урартские источники представляют собой царские надписи и дают мало информации об экономической, социальной и культовой жизни в Урарту.

[править] Предметы материальной культуры

Кроме письменных источников сохранились урартские памятники и предметы искусства, часть из которых до сих пор изучена мало. Обнаруженные памятники урартской письменности и искусства разбросаны по многим странам и представлены в Британском музее, Эрмитаже и в исторических музеях Германии, Турции, Армении и Грузии. Самое крупное собрание урартских древностей в настоящее время сосредоточено в Ванском музее[20].

[править] Физико-географическая характеристика

[править] Географическое положение

Урарту располагалось на Армянском нагорье — горном массиве в Передней Азии с преобладающими высотами 1500—1800 м над уровнем моря. Рельеф Армянского нагорья отличается большим разнообразием, благодаря чему за ним, так же как впоследствии за страной Арменией, закрепилось название «страны контрастов». На Армянском нагорье сочетаются высокие горные хребты, к одному из которых принадлежит крупнейшая вершина Передней Азии — гора Арарат, и котловины с более мягким климатом и плодородной почвой. Ландшафты на территории бывшего Урарту отличаются разнообразием: альпийские высокогорные луга (2700—2950 м над уровнем моря), пустыни, леса, плодородные равнины. Здесь же берут начало четыре крупнейшие реки Передней Азии: Тигр, Евфрат, Мурат и Аракс. На Армянском нагорье расположены три озера, существенно различающиеся по составу воды и гидрологическому режиму.

  • Озеро Ван. Находится на высоте 1720 м над уровнем моря, уровень воды в озере циклически меняется, вода солёная, непригодная для питья. Служит средой обитания для единственного вида рыб, принадлежащего к семейству карповых.
  • Озеро Урмия. Находится на высоте 1250 м над уровнем моря, вода чрезвычайно солёная. Низменное побережье озера благоприятно для земледелия.
  • Озеро Севан. Находится на высоте 1915 м над уровнем моря, вода пресная, озеро богато рыбой.

[править] Климат

Климат Армянского нагорья — преимущественно континентальный, характеризующийся холодными зимами. Особенно суровые климатические условия — в северо-западной части нагорья, на Эрзурумском плато (1800 м над уровнем моря). Здесь зима длится до 7 месяцев, морозы доходят до −40 °C, однако всё ещё сохраняется возможность земледелия. Низменные районы Армянского нагорья бедны осадками, на них земледелие развивается только с помощью искусственного орошения. Юго-восточная часть нагорья имеет более мягкий средиземноморский климат.

[править] Полезные ископаемые

На Армянском нагорье расположены месторождения полезных ископаемых, ценных в древнее время: железа, меди, свинца и олова.

[править] Названия государства Урарту

  • Урарту. Ассирийское название государства, которое использовалось с IX века до н. э. в ассирийских и вавилонских надписях. Есть предположение, что это название означало «высокая страна»[21][22]. В X веке до н. э. в Ассирии также встречался вариант «Уратри» (U-rat-ri).
  • Биайни (Биайнили). Местное название с неясной этимологией. Слово Биайни выступало как в качестве самоназвания Урарту, так и в качестве названия той внутренней области этой страны, где впервые произошла консолидация урартийских племён, в районе первой столицы Урарту — города Арзашкун. Слово «Ван» в названии города Ван, находящегося на месте бывшей урартской столицы, и в названии одноимённого озера вероятно этимологически восходят к слову Биайнили[1].
  • Ванское царство. Используемое в настоящее время многими исследователями название Урарту[1][21].
  • страна Наири. Наири — раннеассирийское название «группы племён», проживающих на территориях Урарту. Это название встречается в XIII—XI веках до н. э., причём озеро Ван в ассирийских текстах сохраняло своё старое название «море страны Наири» (аккад. tâmtu ša mât Nairi) и в последующий период. Некоторые исследователи считали ассирийское слово «Наири» названием народа хурритов[23], что согласуется с современными исследованиями о родстве урартского языка с хурритским[24][25].
  • Арарат. Неточная Масоретская огласовка арам. rrt = Урарту, которая используется в библейских текстах[26] и сохранилась в современной топонимике.
  • страна Алародиев. Геродот упоминает урартов под именем алародии (др.-греч. Αλαρόδιοι).
  • Халдия. Некоторые историки конца XIX — начала XX века отождествляли Урарту с упоминаемой у античных историков страной «халдаев» (др.-греч. καλδαῑοι) на основании фонетического сопоставления с именем верховного божества урартов, богом Халди[27]. Однако последующие лингвистические[24] и исторические[1][28] исследования указывают на ошибочность такого сопоставления.
  • Аратта — древняя горная страна, упоминающаяся ещё в 3 тысячелетии до н. э. в шумерских текстах. Отождествление Аратты с Урарту — не общепринятое в научных кругах утверждение, сделанное отдельными исследователями на фонетической основе, а также частично аргументированное английским учёным Дэвидом Ролом[29]. Однако никаких археологических или письменных источников, связывающих Урарту с Араттой не обнаружено, и большинство учёных считают, что Аратта располагалась в горах центрального или юго-западного Ирана и никак не связана с Наири/Урарту[30][31].

[править] Названия других объектов Урарту

[править] Происхождение племён Наири/Урарту

В связи с тем, что население Урарту было этнически неоднородное[18][19], под происхождением урартов в последнее время в научной литературе понимают собственно происхождение правящего племени, племени носителя письменного урартского языка. По поводу собственно урартского элемента существует консенсус учёных о непосредственной связи урартского языка с хурритским[11][24][25], а также о вероятном распространении урартов по Армянскому нагорью из района Ревандуз (на территории сегодняшнего остана Западный Азербайджан), где располагался древний город Мусасир[7][18][32][33]. Вероятно, что древний урартский город Мусасир находился на территории первоначального расселения этого племени[7][33].

Скудность археологического материала и отсутствие письменности у других «племён Наири» не позволяет говорить уверенно об их происхождении. Исследователи считают вероятным наличие среди населения Урарту как оседлого, так и кочевого населения[34], и с разной степенью достоверности предполагают наличие различных групп мигрантов в Урарту с юго-востока[23], северо-востока[35] и с запада[27][36]. Вместе с этим несомненно, что население Урарту включало в себя большой массив хурритского населения, возможно и обозначавшийся ассирийцами словом «Наири», оставшийся после распада государства Митанни.

Отдельно и глубоко изучался вопрос о происхождении протоармянских племён в составе Урарту, то есть племён-носителей протоармянского языка. Этногенез армян закономерно представлял интерес в Армении, а кроме этого из политических соображений Армении было важно подтвердить автохтонность армян на Армянском нагорье, что придавало изучаемому вопросу дополнительную остроту[37]. В мировой историографии господствует мнение о том, что протоармянские племена (вероятно, мушки ассирийских источников) мигрировали на Армянское нагорье с запада и осели на территории исторической Армении до образования государства Урарту — в конце II тыс. до н. э. (современной турецкой провинции Малатья на месте исторической Мелитены) В армянской историографии преобладает (возможно политически мотивированная[37]) тенденция говорить об автохтонности армян на Армянском нагорье в области Хайаса, основываясь в частности на отвергнутой большинством лингвистов Армянской гипотезе Иванова-Гамкрелидзе. Более подробно см. Этногенез армян.

[править] Образование Урарту (XIII — конец IX вв. до н. э.)

Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашареду I, годы правления 1280—1261 гг. до н. э.). Из текстов можно сделать вывод, что «цари Урарту» в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота[1].

Один из военных походов ассирийцев описан от имени Салманасара I так:

В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. К Ашуру и великим богам, моим владыкам, поднял я руки, устроил сбор моих войск. К скалам их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Пятьдесят одно поселение я разрушил, сжёг, увёл их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для услужения <…> тяжёлую подать гор я навеки возложил на них[38].

Многие ассирийские тексты называют урартов словом «наири», которое, вероятно, являлось названием народа, населявшего Урарту. Перечисление нескольких «стран Уруатри» в сочетании с упоминанием многочисленных «царей Уруатри» и «царей Наири» свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что в этот период Урарту ещё не было единым государством, а представляло собой союз родственных племён.

Исследователи Урарту считают, что именно Ассирия своими действиями способствовала возникновению государства Урарту на Армянском нагорье. Желание местного населения защититься от грабительских набегов ассирийцев способствовало возникновению союзов племён, а со временем и государственного образования[1][7]. Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако военно-политические предпосылки и, соответственно, возможность создать такое государство появились только в железном веке: эффективно противостоять грозной ассирийской армии для местного населения стало возможно только после того, как технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье[19][39].

Процесс сплочения племён и отработка технологии строительства крепостей продолжались в течение столетий. Первая попытка объединения под руководством царя Арамы сложилась неудачно. В IX веке до н. э. Ассирии удалось провести последние успешные походы против Урарту под предводительством Салманасара III (Шульману-ашареду III) в 858—856 годах до н. э. во время правления Арамы: Салманасар III разрушил первые столицы Урарту, города Сугунию и Арзашку, точное местонахождение которых не установлено, и успешно продвинулся вглубь Урарту.

Следующая попытка прошла более успешно: около 844 года до н. э. во главе Урарту встал Сардури I (сын Лутипри), который возвёл новый урартский столичный город Тушпу на восточном берегу озера Ван и создал целую сеть оборонительных крепостей на подступах к столице. Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении урартской царской династии. Выбор места для столицы, по-видимому, был связан с тем, что на месте Тушпы существовал древний культовый центр поклонения урартскому богу солнца, Шивини[15]. У западного подножья Ванской скалы сохранилась крепостная стена, сложенная из крупных привозных камней, достигающих 6 м в длину и 1 м в высоту. На этой стене сохранились надписи на ассирийском языке, свидетельствующие о постройке крепости царём Сардури, сыном Лутипри.

При Сардури I ассирийские набеги уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь тревожили южные окраины страны. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не давали возможность ассирийской армии проникать далеко вглубь страны. Кроме этого, ассирийцам усложнял задачу суровый зимний климат Армянского нагорья, все наступательные компании они могли проводить только в летнее время и теперь были вынуждены нести с собой тяжёлые осадные орудия. В таких условиях мощности ассирийской армии хватало лишь на небольшие успехи[19][39]. Могущество Ассирии в регионе стало подходить к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке — объединённого Урарту.

[править] Расцвет Урарту (конец IX — середина VIII вв. до н. э.)

В конце IX века при царе Ишпуини, сыне Сардури I, (годы правления ок. 828—810 до н. э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также «централизация» урартской религии[7]. Божества отдельных племён объединяются в единый пантеон, во главе которого становятся боги центральной части страны: Халди, Тейшеба и Шивини. В этот же период появляются клинописные таблички на урартском языке.

Со вступлением на престол сына Ишпуини — Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы. В период правления Менуа (810—786 гг. до н. э.) были сооружены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в её время. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в сооружении построек вблизи Вана во времена Менуа. Во времена правления Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране и продолжилась экспансия урартов на север в Закавказье и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.

Расширение границ Урарту на юг привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение Ассирии, которая издавна импортировала железо и лошадей из Малой Азии, а также затруднило доставку лошадей с территорий на восток от озера Урмия. Ассирийский правитель Салманасар IV (Шульману-ашареду IV, годы правления 783—772 до н. э.) шесть из десяти лет своего правления потратил на походы против Урарту. К этому времени в Урарту уже правил сын Менуа, Аргишти I, который, судя по письменным источникам, вёл напряжённую борьбу с Ассирией у её северных границ и, в конце концов, вышел из неё победителем, не позволив Салманасару IV вернуть Ассирии потерянное влияние в приграничных зонах[1]. Кроме этого Аргишти I совершил несколько удачных походов на юго-восток, в район озера Урмии против маннейцев. Аргишти I также осуществил строительство новых поселений и крепостей в Закавказье, на территории современной Армении, в частности, он основал город Аргиштихинили (недалеко от современного Армавира), который долгое время оставался крупным административным центром Урарту, и город Эребуни рядом с современным Ереваном. Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартскими войсками для походов вглубь района озера Севан и для защиты Араратской долины.

Во время царствования Аргишти I в 786—764 гг до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии[1]. Урарту прочно завладело областью вокруг озера Урмия, территориями Закавказья и перекрыло торговые пути из Малой Азии в Ассирию. Вечный соперник Урарту, Ассирия лишилась, таким образом, стратегических в военном отношении поставок лошадей и железа и находилась в это время в состоянии экономического и политического упадка. Царь Ассирии Салманасар IV, современник Аргишти I, называл урартского царя так: «Аргишти урарт, чьё название страшно, как тяжёлая буря, чьи силы обширны»[40]. Аргишти I сменил на престоле его сын Сардури II, который продолжил дело отца, совершив серию военных походов, расширяя дальше границы страны.

Урартское государство середины VIII века до н. э. являло собой типичное государство того времени. Цари Урарту обладали деспотической абсолютной властью и стремились силой захватить имущество соседних племён и стран. Захваченное население часто порабощалось или насильственно переселялось на другие территории. Чётких границ в то время не существовало, и цари Урарту год за годом предпринимали разрушительные походы в собственные окраины для устрашения подчинённых племён. Урарту, однако, никогда не достигло такого могущества в регионе, каким в своё время пользовалась Ассирия: власть Урарту над многими соседними племенами считалась скорее временной[15]. Характерной чертой Урарту являлась его культурная и лингвистическая раздробленность. Центральная власть железным мечом в течение короткого времени установила на большой территории военно-культурную государственную модель, в основном заимствованную в Ассирии, включая интенсификацию земледелия с помощью централизованной ирригации, клинописное письмо, характерную для Междуречья политеистическую религию, сильно канонизированное искусство. Эта модель была дополнена собственно урартским достижением — высококачественной каменной оборонительной архитектурой. В таких условиях области, которые подчиняла себе Тушпа, не интегрировались достаточно глубоко в государство и при изменении баланса сил могли быть легко переподчинены другому более сильному центру[1][19][41].

[править] Ослабление могущества Урарту (середина VIII — конец VII вв. до н. э.)

[править] Походы Тиглатпаласара III против Урарту

В 744 году до н. э. на престол соседней Ассирии взошёл Тиглатпаласар III, который немедленно начал борьбу за восстановление Ассирией былого господства в Передней Азии. Тиглатпаласар III провёл ряд реформ в ассирийской армии и начал успешные боевые действия на западных границах Урарту, направленные на возврат Ассирии контроля над торговыми путями в Малую Азию. К 735 году до н. э. состоялось решающее сражение между ассирийской армией и урартской армией на западном берегу Евфрата. Ассирийцы разбили урартскую армию и захватили большое число пленных и различные трофеи. Сардури II, командующий урартской армией, бежал с поля битвы в Тушпу[1][27]. Тиглатпаласар III продолжил военный поход вглубь Урарту:

Сардури урарта в Турушпе, его главном городе, я запер, большое побоище устроил перед городскими воротами, изображение моего величества установил я напротив города. 60 мер пути по обширной стране Урарту сверху донизу победоносно я прошёл и не встретил соперника. Страны Уллуба и Хабху, расположенные у подножья горы Нал, я завоевал целиком и включил в границы Ассирии[42].

[править] Период политического противостояния с Ассирией

Обстоятельства гибели Сардури II остаются невыясненными. После разгрома урартской армии государство частично распалось, и многие завоёванные ранее племена подняли восстания против центральной власти. Руса I, который вступил в 735 году до н. э. на престол сразу после поражения от ассирийцев, нашёл государство в плачевном состоянии. Однако ему удалось решительными действиями сохранить государственность Урарту и долгое время не допустить дальнейших потерь урартских земель. «С моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту» — выгравировал на стеле Руса I. Руса I подавил большинство мятежей в разных регионах страны и долгое время мудро избегал конфронтации с Ассирией. Во время царствования в Ассирии Салманасара V между Урарту и Ассирией установилось перемирие. В период перемирия Руса I уделил много времени внутреннему строительству, особенно в районе северной части озера Урмия, где его усилиями возник крупный урартский центр — город Улху. Кроме этого, Руса I отстроил новую столицу Урарту — Русахинили на скале в нескольких километрах от Тушпы.

В 722 году до н. э. к власти в Ассирии пришёл более решительный и воинственно настроенный Саргон II, младший сын Тиглатпаласара III. Саргон II сверг с престола своего старшего брата Салманасара V и был настроен вернуть Ассирии былое могущество. В 722—719 до н. э. годах Саргон II был занят военными действиями на западе — в Сирии и Палестине, а с 718 года до н. э. перенёс военные действия на север. Действия Саргона II всегда были тщательно подготовлены, в его резиденции, Дур-Шаррукине, сохранились клинописные таблички с систематическими разведывательными донесениями из Урарту. Разведывательным данным придавалось такое значение, что ответственным за донесения из Урарту был назначен сын Саргона II, Синахериб, который впоследствии стал царём Ассирии. С 718 по 715 годы до н. э. Саргон II и Руса I не решались вступить в прямые сражения. Их борьба развернулась на территории страны Манна, лежавшей к востоку от озера Урмия. Несколько раз за этот период Саргон II захватывал страну маннейцев и сажал на престол угодного ему царя, а Руса I в ответ организовывал восстание маннейцев в пользу царя лояльного Урарту.

[править] Поход Саргона II против Урарту

Наконец в 714 году до н. э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном военном походе Русы I против киммерийцев.

Поход начался с Манны, которую ассирийские войска завоевали легко. Саргон II двинулся дальше на восток, преследуя войска, лояльные Урарту, но получил донесение о том, что Руса I накопил большие силы в горном ущелье к востоку от озера Урмия, откуда готовится напасть на ассирийскую армию с тыла. Саргон II резко изменил свои планы и двинулся к войскам Русы I. Ему удалось внезапно напасть на урартский лагерь ночью, и войска Урарту потерпели жестокое поражение. Сам Руса I вынужден был спасаться бегством. Саргон II получил возможность продолжить движение на север, разгромил город Улху, подошёл к берегу озера Ван. Опираясь на данные разведки, Саргон II не решился двинуться на Тушпу, а развернул свою армию обратно. На обратном пути в Дур-Шаррукин Саргон II с частью своей армии предпринял тяжёлый переход через лесистые горы и внезапно для урартских сил появился в Мусасире, религиозном центре Урарту. Саргон II разрушил и разграбил и сам город, и главный храм бога Халди. Руса I, узнав о событиях в Мусасире, покончил жизнь самоубийством[7]. Точный маршрут похода Саргона II остаются предметом научных дебатов: некоторые исследователи вслед за Тюро-Данженом полагают, что ассирийская армия ещё и обогнула озеро Ван с севера[1][43], некоторые считают, что Саргон II обогнул с севера лишь озеро Урмия[27][44]. При любом маршруте решающими для Урарту стал сам факт поражения в бою и потеря Мусасира, религиозного центра Урарту, места коронации урартских царей со времен Ишпуини. С гибелью Мусасира пошатнулось величие верховного урартского бога Халди.

[править] Перемирие с Ассирией

В конце VIII века до н. э. Саргон II погиб в результате дворцового заговора, и вскоре после этого Ассирия погрузилась в кризис, связанный с противостоянием с Вавилонией и Мидией, которое, в конце концов, через 100 лет, в 609 году до н. э. привело к гибели ассирийского государства. В Урарту тем временем взошёл на престол сын Русы I, Аргишти II (годы правления 714 — ок. 685 гг. до н. э.). Характер отношений между Ассирией и Урарту после похода Саргона II изменился: стороны стали чаще разрешать конфликтные ситуации путём переговоров, и Урарту, опасаясь новых поражений, перестало претендовать на северные владения или зоны влияния Ассирии ни с западной по течению Евфрата, ни с восточной у южного берега озера Урмия. Одновременно и кризис в Ассирии не давал ей возможности проводить значимые военные походы в северном направлении. Аргишти II также договорился о выкупе у Ассирии захваченной в Мусасире бронзовой «главной» статуи бога Халди, и статуя вернулась в Урарту. В эти годы экспансия Урарту была направлена на восток, Аргишти II продвинулся на восток дальше, чем любой другой урартский царь.

Взошедший на престол впоследствии Руса II, сын Аргишти II (годы правления ок. 685 — ок. 639 гг. до н. э.), пользуясь длительным перемирием, посвятил себя капитальному строительству. В годы правления Русы II в Урарту было построено большое число новых городов-крепостей, храмов и других сооружений. Руса II выстроил новую столицу Урарту — Русахинили, расположенную недалеко от Тушпы. Для строительства этих сооружений Руса II вероятно в качестве рабочей силы использовал захваченное население страны «Хати» (урартск. Ḫāti), откуда ещё Аргишти I насильственно переселял людей в Эребуни. Население страны Хати состояло из мушков, говоривших на протоармянском языке[45], и деятельность Русы II способствовала расселению протоармян по Армянскому нагорью[46]. Руса II в частности построил крепость Тейшебаини на холме Кармир-Блур, которая через 100 лет стала последним оплотом урартийцев. Постройки Русы II в Бастаме и в Аянисе, раскапываемые в настоящее время, впечатляют историков своими размерами и былым величием.

[править] Закат Урарту (конец VII век до н. э. — VI век до н. э.)

Развалины урартской крепости

После смерти Русы II Урарту довольно быстро, в течение 100 лет было полностью уничтожено и впоследствии забыто даже античными авторами. За эти годы в Урарту сменились несколько правителей[47]: Сардури III (правил в период ок. 639 — ок. 625 гг. до н. э.), Сардури IV (правил в период ок. 625 — ок. 620 гг. до н. э.), Эримена, правивший в период ок. 620 — ок. 605 гг. до н. э. и заставший гибель Ассирии, а также Руса III (правил в период ок. 605 — ок. 595 гг. до н. э.) и Руса IV (правил в период ок. 595 — ок. 585 гг. до н. э.) — последний царь Урарту. В период правления этих царей нового строительства почти не проводилось, и, несмотря на углубляющийся кризис в Ассирии, Урарту уже до конца своего существования не возобновило попыток взять под контроль стратегические торговые пути между Месопотамией и Малой Азией. Более того, на основании анализа переписки Сардури III с Ашурбанипалом некоторые исследователи полагают, что при Сардури III, сыне Русы II, Урарту уже фактически являлось вассальным по отношению к Ассирии государством[48].

В этот период баланс сил в Передней Азии изменился; и у Урарту, и у Ассирии появились новые опасные противники, которые в конце концов уничтожили оба государства. Против Урарту выступили скифы и киммерийцы с севера, а мидийцы с юго-востока. Мидийцы методично разрушили большинство урартских крепостей, включая столицы Урарту Тушпу и Русахинили, вытеснив остатки урартской армии и царский дом в Закавказье. Столица Урарту в этот период переместилась в расположенный в Закавказье город Тейшебаини, и последним ударом, погубившим Урарту, было разрушение этой крепости. Хотя высказывались предположения, что Тейшебаини был тоже разрушен мидийцами[27][49] или вавилонянами[50], большинство учёных в настоящее время считают, что это сделали скифы и киммерийцы[1][51].

[править] Искусство

 →  Искусство Урарту

Под собственно урартским искусством подразумевается искусство правившего в Урарту урартоязычного элемента, которое отличается от изделий других областей, входивших в состав Урарту. Предметы урартского искусства, таким образом, обнаруживаются лишь в центре страны, а также вблизи крупных урартских центров, причём это обстоятельство относится даже к художественной керамике[41]. Расцвет урартского искусства пришёлся на годы расцвета самого государства Урарту. Большинство находок собственно урартского искусства связаны с периодами правления Менуа, Аргишти I и Сардури II. Культурная близость Ассирии и Урарту вносит определённые трудности в изучение урартского искусства: многие предметы попали в музеи мира не в результате археологических раскопок, а после перепродаж разграбленного с захоронений, поэтому во многих случаях среди учёных до сих пор ведутся дискуссии, к какому именно государству следует отнести тот или иной предмет[1]. Искусство Урарту возникло под сильным влиянием Ассирии и было сильно канонизированым, порой даже трафаретным[52]. Среди ярких примеров урартского искусства — обломки бронзового царского трона, часть из которых попала в Британский музей, а часть — в Эрмитаж, а также различные бронзовые статуэтки, украшения, предметы оружия и элитной конской сбруи.

Многие архитектурные сооружения Урарту сохранили следы яркой цветной росписи, которая была широко распространена.

[править] Язык

 →  Урартский язык

Урартский язык, известный из дошедших до нас клинописных надписей, по-видимому, был языком в первую очередь правящего в Урарту народа и отличался от языков других народов многонационального Урарту. Письменность в Урарту не получила широкого распространения и являлась исключительно царским атрибутом — практически все дошедшие до нас надписи описывают события с непосредственным участием урартских правителей разных лет. Большинство специалистов придерживаются мнения, что урартский язык тесно связан с хурритским языком[15][24][25]. Хотя до нас дошли несколько нерасшифрованных надписей с использованием урартских

cyclowiki.org

История древнего государства Урарту... - Наша Армения

Что такое «Урарту» Урарту — древнее государство в Юго-Западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья. Урарту как племенной союз оформился уже в XIII веке до нашей эры, упоминание Урарту как государства встречается в источниках с VIII века.

На протяжении целой четверти I тысячелетия Урарту был значимой силой на геополитической карте Древнего мира. Но, пережив свой расцвет в IX- середине VIII века до нашей эры, уже к VI веку до нашей эры государство пришло в упадок. Он был вызван как внешними, так и внутренними факторами. О них мы ещё расскажем. Перейти Курсы Кондитерского Мастерства 8 онлайн-курсов, отдельные рецепты, серти­фикаты. Станьте конди­тером уже этой Зимой!bakerschool.ru Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Яндекс.Директ 2 Кто такие урарты Такого народа как урарты, можно сказать, не было.

НКартинки по запросу история урартуа протяжении всей своей истории народонаселение Урарту представляло из себя межплеменное сообщество. Разрозненность урартского общества была одной из причин заката Урарту как государства. В настоящее время в научных кругах идет полемика о преемственности Армении от Урарту. Урарту как государство, как мы уже писали, пришло к закату в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Заметим, что урарты в этом списке есть, но есть в нем и другие народы. Несомненно, генетический компонент урартов до сих пор присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами говорят заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также нужно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного государства.

Картинки по запросу история урарту

3 Язык Урарту Язык Урарту не был однородным и использовался правящей династией. Все найденные источники урартской письменности рассказывают о царях и их славных подвигах. Лингвисты видят связь между и урартским и хурритским языком, а также говорят о влиянии на урартский ассирийского языка. Многие идеограммы Урарту повторяют ассирийские, но сохранили меньшее количество трактовок каждого символа. Также урартский язык от ассирисйкого отличается некоторыми огласовками, что говорит о своеобразии артикуляции урартского языка. 4 Религия Религия Урарту была типичной для ближневосточных деспотических государств Древнего мира политеистической религией с развитым пантеоном богов. Список богов состоит из 70 позиций. Верховным богом в пантеоне был бог Халди. Это был единственный бог урартского происхождения. Этимология его имени до конца не выяснена. Есть версии, что имя Халди связано с существующим до сих пор в некоторых кавказских языках словом «-hal» (небо), таким образом «Халди» можно перевести как «небесный». Второй бог пантеона — Тейшеба — был богом грома и войны, бог Шивини — богом солнца. Богов Урарту, как и богов любого древнего пантеистического пантеона, сложно назвать милосердными и терпимыми. В Урарту были распространены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Тем не менее, исследователи отмечают относительную терпимость урартской религии, связанную с многоплеменностью урартского населения. 5 Урарту и его враги Главным врагом Урарту была Ассирия. Борьба за гегемонию на Ближнем Востоке шла на протяжении всей истории Урарту. От ассирийцев Урарту многое заимстовавали, в том числе и элементы военной формы и характерное для ассирийцев оружие. В открытых столкновениях армия Урарту проигрывала ассирийцам, отчасти с этим связано широкое развитие оборонительной архитектуры в государстве. Армия Урарту была регулярной, войны, как обронительные, так и экспансионные шли постоянно. При этом правители Урарту принимали непосредственное участие не только в сражениях, но и в проводившихся в Урарту воинских турнирах. Армия Урарту была достаточно многочисленной, чтобы обеспечивать её интересы (в лучшие годы). Так, войско царя Ишпуини состояло из 100 колесниц, 10 тыс. конных воинов и 3 тыс. пеших солдат. VI век до нашей эры был кризисным и для Ассирии и для Урарту. Урарту атаковали скифы и киммерийцы с севера, с юго-востока — мидийцы. Под их натиском государство стало распадаться, его столица переместилась в закавказский город Тейшебаини. С момента разрушения Тейшебаины историю Урарту как государства можно считать законченной. На тему того, кто разрушил этот город, историки до сих пор не имеют точного представления. Честь погребения славы Урарту делят скифы, киммерийцы, мидийцы и вавилоняне.

Источник: 5 фактов об Урарту© Русская Семерка russian7.ru

nashaarmenia.info

Государство Урарту

Возникновение Урартского государства

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н.э., однако многочисленные государства раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём. В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности в Цалкинском районе, было обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности. На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности хеттов. В Армении, в частности в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и в особенности результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район. Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности у осетин и у сванов.

В плодородной долине реки Аракса и в долинах рек, расположенных к югу от неё, в середине второго тысячелетия до н. э. выделился народ урартов. В XIII в. до н. э., когда Ассирия впервые столкнулась с племенами урарту, в стране озёр и рек, расположенной к северу от Двуречья, существовал ряд племенных союзов. Одним из таких больших и сильных племенных союзов был союз племён диаухов, который занимал обширную территорию к северо-западу от Ванского озера в районе верховьев Евфрата и далее на север и северо-восток по направлению к Чёрному морю. Ассирийские цари во всех надписях упоминают о борьбе с царями, которые, очевидно, были лишь племенными вождями. Урартский союз племён, носивший сперва название Уруатри, а потом Наири, только в IX в. до н. э. превращается в довольно сильное государство - государство Урарту.

Хозяйство и общество царства Урарту

Документы, дошедшие до нас от царства Урарту, носят характер либо летописей, повествующих о походах царских войск, либо строительных надписей. Тексты, характеризующие социальное устройство, крайне бедны сведениями, касающимися социально-экономических отношений в Урарту.

По имеющимся данным, общество Урарту было рабовладельческим. Во главе государства стоял царь, опиравшийся на родовую знать. Особенно сильна была военная знать, разбогатевшая благодаря военной добыче и владевшая большим количеством земель. На землях царя, храмов и знати разводились сады и виноградники. Для их орошения были сооружены многочисленные искусственные озера-водохранилища и широкая сеть каналов, подававших воду на поля, к горным поселениям и крепостям. Необходимость в этих ирригационных сооружениях вызывалась тем обстоятельством, что климат на территории Урарту в те времена был гораздо хуже, чем теперь.

Наряду с земледелием было весьма развито скотоводство. Скотоводство появилось на Армянском нагорье еще в эпоху неолита и не утратило своей первостепенной роли также и в позднейшие времена. Вождям племен, а позднее царям, храмам и царским сановникам принадлежали огромные стада крупного и мелкого рогатого скота и табуны коней. Скот на летнее время угонялся в горы, куда вместе со стадами перекочевывали пастухи и воины, охранявшие стада.

Хозяйство царей и сановно-жреческой верхушки носило рабовладельческий характер. Число рабов было очень значительным, так как каждый царский поход сопровождался захватом тысяч пленных; так, например, Аргишти захватил при походах в Закавказье свыше 18 тысяч пленных, превращенных в рабов. Труд рабов применялся, по-видимому, на обработке садов и виноградников, на пастьбе скота. Кроме этих хозяйственных работ, труд рабов применялся также на постройке крепостей и каналов.

Подвластное царю сельское население вело, применительно к местным условиям, либо земледельческое, либо скотоводческое хозяйство и, вероятно, было обложено обычными для восточных стран податными и трудовыми повинностями. К сожалению, в найденных до сих пор урартских надписях точных данных по этому вопросу нет.

Городов в собственном смысле этого термина как центров ремесла и торговли в царстве Урарту еще не было. Их роль выполняли крупные сельские поселения, в которых было развито деревенское ремесло. Крупные ремесленные мастерские были при дворцах и храмах. Изделия этих мастерских, особенно художественные, распространялись при посредстве купцов не только в царстве Урарту, но и за его пределами.

Об облике урартских поселений дают представление раскопки Б. Б. Пиотровского, проведенные недалеко от Еревана, на холме Кармир-Блур, под которым была погребена урартская крепость Тейшебаини. Крепость состояла из цитадели, где помещался дворец наместника с массой хозяйственных помещений: мастерских и складов. К цитадели примыкали кварталы небольших домов, жители которых не вели своего скотоводческого или земледельческого хозяйства - по-видимому, это были воины или ремесленники, получавшие довольствие с государственных складов.

Падение Урарту

Когда во второй половине VIII века до н. э. произошло усиление Ассирии при Тиглатпаласаре III, Урарту был нанесен сильный удар. Длительные войны с Ассирией закончились в 743 году до н. э. разгромом войск Сардури II, который вынужден был отступить за Евфрат. После смерти Сардури II начались смуты, и от Урарту стали отпадать некоторые завоеванные Сардури области. Но самый решительный удар могуществу Урартского царства нанес в 714 году до н. э. ассирийский царь Саргон, войска которого нанесли сокрушительное поражение урартам.

Новое усиление Урарту приходится на начало VII века, когда царю Русе II удалось заключить союз с киммерийцами, еще в VIII веке до н. э. проникшими с севера в Закавказье и на Ближний Восток. В это время урарты вместе с киммерийцами совершили успешный поход в Малую Азию. Руса II проводит также большое строительство, при нем, в частности, была построена большая крепость Тейшебаини. Отношения с Ассирией были сравнительно мирными: известно, что Руса II и ассирийский царь Ашшурбанипал обменивались посольствами.

Относительно обстоятельств падения царства Урарту историческая наука пока не имеет никаких точных документальных данных. Известно лишь, что в начале VII века произошло разрушительное вторжение скифов: раскопки крепости Тейшебаини обнаружили ясные следы разгрома ее в начале VI века до н. э. скифами. В VI веке до н. э. государство Урарту было окончательно уничтожено мидянами.

После падения царства Урарту главенство на его территории временно перешло к племени арменов, и по имени этого племени всю страну стали называть Арменией. Путем длительного процесса смешения древних племен страны Урарту с вновь приходившими туда племенами в последующее время образовалась здесь армянская народность. Во. II веке до н. э. произошло политическое объединение армянских земель и образовалось Армянское царство.

Культура Урарту

Культура Урарту создавалась под влиянием ассирийской культуры. От ассириян было заимствовано клинообразное письмо, которое урарты упростили ,и несколько усовершенствовали. В дошедших до нас памятниках урартского изобразительного искусства, также сказывается ассирийское влияние, настолько сильное, что первоначально археологи считали ассирийскими, многие памятники, оказавшиеся на поверку, несомненно, оригинальными урартскими изделиями. Бронзовые предметы отливались в царских мастерских по особому способу, отличавшемуся от ассирийской техники, но их художественное оформление делалось по ассирийским образцам. Из дошедших до нас урартских художественных изделий выделяются части царского трона: ножка с изображением крылатого божества, крылатые быки, украшавшие ручки трона; замечательны также бронзовые канделябры. Крылатыми женскими фигурами украшалась бронзовая посуда; была найдена бронзовая статуэтка сидящей богини. С таким же мастерством изготовлялись художественные предметы из глины. Остатки огромных крепостных каменных сооружений свидетельствуют как о высокой технике строительства, так и об архитектурном искусстве строителей. Лучшими архитектурными памятниками являются крепости в окрестностях Еревана - на холмах Кармир-Блур и Аринберд, а также крепость Тушпа.

Главными божествами государственной религии были верховный бог Халд, бог войны Тейшеба и бог солнца Шивини. Урартские надписи обычно начинаются обращением к богу Халду; цари как бы обращаются к Халду с отчетом о военных победах. Халд был, несомненно, исконным урартским богом одного из племен, вошедших в царство Урарту. Тейшеба, имя которого сходно с именем Тешуба, бога хеттов и хурритов, ближайших соседей Урарту на западе, был также богом грозы и бури. Шивини, по всей вероятности, был исконным богом солнца. Кроме этих трех главных богов, официальный пантеон насчитывал еще около двадцати более мелких божеств, в числе которых особое место занимали боги - покровители отдельных общин. Несомненно, что об этих богах существовали мифы, но пока ни одного из таких мифов наука не открыла.

Народная религия Урарту нам мало известна. Имеются данные о существовании культа животных и деревьев. Культ священного дерева сохранился также и в официальной религии. Священное дерево нередко изображается на урартийских печатях; на одной печати есть изображение церемонии, связанной с культом священного дерева.



biofile.ru

Образование государства Урарту | Древняя Армения

На юге Армянского нагорья в результате объединения восьми местных племен образовался племенной союз Уруатри. В ХШ веке до н.э. в результате вторжения ассирийцев страна была разрушена и разграблена.

Через два века уруатри восстанавливают свои силы и в IX веке до н.э. в бассейне озера Ван возникает прочное политическое объединение — государство Урарту.

Поначалу Урарту было небольшим государством, с трудом сдерживающим натиск соседней Ассирии. Усилившись, цари Урарту приступили к завоеваниям и создали одно из сильнейших государств древнего мира, объединив под своей властью большую часть Армянского нагорья.

Ассирийцы называли это государство Урарту, сами урарты называли свою страну Биайнили. Образовавшееся в бассейне озера Ван государство называют Ванским или Айраратским царством.

Начиная с 859 года до н.э. в ассирийских надписях упоминается имя первого царя Урарту — Араме. При нем границы Ванского царства охватывали бассейн озера Ван и примыкавшие к нему с юго-запада верховья реки Арацани, Судя по ассирийским надписям, царю Араме пришлось противостоять сильнейшему натиску со стороны Ассирийской державы.

Вторым из известных царей Ванского царства является Сардури I, Урартийская надпись, оставленная Сардури 1 и составленная на ассирийском языке, говорит о строительстве стен столицы Урарту — города Тушпа. Это первый, дошедший до нас, письменный документ государства Урарту, в котором Сардури I именует себя «Великим царем, царем Вселенной, царем царей».

Преемником Сардури I стал царь Ишпуини, правивший с 825 по 810 годы до н.э. Ишпуини сменяет на престоле царь Менуа (810 —786гг. до н.э.), при котором начинается эпоха преобладания Урарту в Передней Азии.

Источник: История армянского народа в вопросах и ответах (Российско-Армянский (Славянский) университет)

ancient-armenia.ru

История Урарту - древнего государства кузнецов

Главная » Древние цивилизации » История Урарту — древнего государства кузнецов

История Урарту — древнего государства кузнецов

Около 2900 лет назад, то есть, в 900-х гг. до н.э. на землях, где сходятся границы современных стран Армении, Турции и Ирана, в результате объединения местных родственных индоевропейских племен сложились два государственных образования: Урарту и Манна. Их центрами были горные долины озера Ван и озера Урмия. Около столетия эти государства ничем особенным не выделялись среди других цивилизаций степных нагорий Передней Азии. В то время в этом регионе доминировала грозная Ассирия — страна бесстрашных завоевателей, безжалостно обращавшая в руины древние города и порабощавшая соседние народы. В VIII в. до н.э. в Переднюю Азию началась интенсивная миграция племен, говоривших на языках индоевропейской языковой семьи, из Причерноморья и с Балканского полуострова. Чтобы не попасть в рабство к Ассирии, индоевропейцы были вынуждены примыкать к местным племенным союзам, говорившим на родственных языках. Ассирийцы же говорили на аккадском языке семитской группы — на том же языке, что и древние вавилоняне, которым они были этнически близки. Благодаря примыканию к ним искавших защиты от ассирийцев различных индоевропейских племен, в том числе потомков населения распавшегося примерно в 1200 г. до н.э. Хеттского царства, цари Урарту и достигли своего политического могущества. Постепенно цари Урарту Менуа (786 — 784 гг. до н.э.) и Аргишти I (786 — 764 гг. до н.э.), его сын, подчинили своей власти индоевропейские области Муцацир, лежавший на восток от Ассирии, и Северную Сирию, что лежала к западу от ассирийских владений.

Так Ассирия оказалась с двух сторон обложена владениями недружелюбного индоевропейского государства, отчего оказались перерезанными все ее традиционные торговые пути, кроме южного, ведущего в Вавилон. Но и с Вавилоном у воинственных ассирийцев отношения ровностью не отличались. После 730 г. до н.э. Закавказье и Малая Азия оказались охваченными миграцией индоевропейских кочевых племен киммерийцев и скифов, отчего возросла угроза для ассирийских рубежей. Прежде ассирийцы, в стране которых не имелось собственных рудников, закупали металлы у малоазиатских и закавказских народов по удобной им цене, так как соседи боялись Ассирию и старались не вступать с ней в лишние споры. Теперь же объединение индоевропейских племен, обладавших собственными рудниками, под властью царей Урарту позволяло им самим диктовать условия Ассирии. А им было выгодно ослабление ассирийского войска, в том числе за счет повышения цен на металл: ведь нехватка в Ассирии металла означала снижение производства оружия. Поэтому вся история урартов характеризуется их постоянными жестокими войнами с ассирийцами, которые пытались сокрушить сумевшую пошатнуть их господство в переднеазиатском регионе державу. Эти кровопролитные войны, в которых успех одерживала то одна, то другая сторона, длились почти двести лет.

Чтобы перенести обеспечивавшие жизнеспособность урартского государства кузницы и зернохранилища подальше от ассирийской границы, царь Аргишти I начал освоение земель между реками Курой и Араксом, которые впадают в Каспийское море, в Закавказье. Это дело продолжил Сардури II (764 — 735 гг. до н.э.), сын Аргишти. Земли, прежде представлявшие собой обширную степь, по которой бродили стада диких лошадей и охотились гепарды, за несколько десятилетий покрылись богатыми садами и пышными виноградниками, среди которых выросли крупные процветающие города.

Развалины древнего урартского дворца

Хотя основным делом, приносившим доход и могущество государству Урартов, были добыча руды, кузнечное дело и металлургия, урарты активно трудились и в других отраслях производства. Будучи усердными земледельцами, урарты создали в своей стране сложную ирригационную систему, отдельные каналы которой протягивались на 70 км. Хорошо орошаемые, поэтому не боящиеся свойственных Передней Азии периодических засух поля урартов располагались в горных долинах и давали высокие урожаи. Это способствовало укреплению государственной мощи, так как позволяло содержать большое число воинов и царских чиновников. В стране урартов было много городов, укрепленных исключительно мощными стенами. Случалось, что ассирийцы, вторгаясь в земли Урарту, разоряли сельские районы, но даже не пытались штурмовать города. Так поступил, к примеру, опустошивший в 714 г. до н.э. всю территорию государства ассирийский царь Саргон II, не решившийся осаждать урартский город Тушпу, под которой в 735 г. до н.э. потерпел поражение его предшественник Тиглатпаласар III. В градостроительстве урарты проявляли высокое по тому времени искусство. Существовали города, имевшие правильную прямоугольную планировку, что облегчало перевозку грузов по их территории. Не случайно некоторые основанные уратами города, например, столица современной Армении Ереван, стоят и полной жизнью живут до сих пор.

Ереван. Современная столица Армении

В своем противостоянии с ассирийцами урарты придерживались в основном оборонительной тактики. Не идя на уступки воинственной Ассирии, они провоцировали ее вторжения, после чего, не испытывая благодаря собственным рудникам недостатка в вооружении, на своей территории хитрыми маневрами изматывали ассирийскую армию. Ассирийцы, страдая от дефицита оружия, всегда стремились захватить в ходе военных действий побольше урартских мечей, кинжалов, копий. И это стало приносить свои плоды: из-за изнурительных военных походов с большими потерями ассирийское государство стало ослабевать изнутри, его казна истощалась, происходили внутренние смуты. Однако цари Урарту не воспользовались ослаблением своего векового противника, чтобы нанести ему решительный удар. Возможно, внутреннее единство самого индоевропейского союза оказалось непрочным, и большинство племен было удовлетворено тем, что им удается отражать вторжения ассирийцев, а о собственном походе «во вражеское гнездо» они не думали. После укрепления Ассирии при ее правителе Тиглатпаласаре III, пришедшем к власти в 745 г. до н.э. и реорганизации ассирийского войска войны между ассирийцами и урартами стали намного тяжелее для последних. В 713 г. до н.э. войско урартского царя Русы I потерпело жестокое поражение от преемника Тиглатпаласара III Саргона II. Традиционный урартский метод заманивания вражеского войска в засаду на этот раз не сработал: Саргон оказался слишком опытным воином, и сам обманул пытавшихся зайти к нему в тыл в районе озера Урмия урартов. Когда урартское войско было разбито, Руса I бежал в город Тушпу и там покончил с собой.

Карта государства Урарту

В конце VIII — начале VII вв. до н.э. государство Урарту понесло тяжелый урон от вторжений индоевропейцев-кочевников — киммерийцев и скифов, которые во множестве заселили тогда Малую Азию и Закавказье. Объединение индоевропейцев под верховенством Урарту стало распадаться. Скифы даже заключили союз с ассирийцами. Около 640 г. царь Урарту Сардури III, будучи не в силах защитить свое государство от многочисленных врагов, добровольно признал себя подданным Ассирии. Но и это не спасло погибающую цивилизацию: через 30 лет Урарту было завоевано ираноязычными мидянами и прекратило свое существование.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Рекомендуем ознакомится: http://history-tema.com

worldunique.ru


Смотрите также