Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций.
Название государства произошло от города, основанного в Х в. до н.э. на левом берегу р. Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин.
Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннесс, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.
Разбогатевшая знать, верхушка спартанцев и ахейцев превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество — в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало почву для эксплуатации и закабаления общинников. Процесс классообразования и формирования государства здесь почти не отличался от процессов, подобных тем, что имели место в Афинах перед реформами Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В VII в. до н.э. нехватка плодородных земель стала ощущаться особенно заметно.
Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев — мужчин-воинов — было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли Друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Диагноз ее состояния определил легендарный Ликург: «Спарта — это больное тело, пораженное всяческими болезнями»,
Спартанцы в Мессении поработили население, большинство которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные говорили на одном языке, имели одну религию. Находясь в явном меньшинстве, в окружении огромной массы населения, которое люто ненавидело поработителей, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимали военные доспехи, не расставались с оружием. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли пойти на крайние меры. Знать об этом догадывалась и, вероятно, предвидела опасность ее физического истребления, как это было в других полисах, при ранних тираниях. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований.
По преданию, перепуганные правители Спарты несколько раз обращались за помощью и советом к мудрейшему Ликургу, который состоял в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора
§3. Государственный строй
Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед на всякий случай посетил главный храм греков в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Очарованная им главная жрица, пифия, аттестовала Ликурга как «любимца богов» и даже «скорее бога, нежели человека». Надо полагать, после такого благословения все сомнения у Ликурга отпали. Если основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.
Реформы, которые по традиции приписывают Ликургу, относятся к первой половине VII в. до н.э. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров. Мелкие интриги между царскими семьями в счет не идут.
Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам, послам и проксенам.
Ю. А. Андреев полагает, что Ликург вообще не совершал переворота, а приписываемые ему античной традицией реформы есть длительный прогресс перестройки общественной системы дорийцев. Само же «Ли-кургово законодательство» было якобы продуктом коллективного творчества нескольких или даже многих реформаторов. Основная цель преобразований — сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессенской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, ее общественный стереотип. С течением времени эта политическая доктрина персонифицировалась и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.
Реформы Ликурга — это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса.
По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, -оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.
Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.
Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие ученые отнесли их к категории рабов. Ф. Энгельс был склонен считать их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.
Участки земли получали периэки — ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось около 30 тыс. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.
Полноправные спартанцы между собой считались равными, большая ретра Ликурга предусматривала довольно жестокий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.
Дети с 7 лет воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Мальчики содержались в суровых условиях, их подвергали свирепой муштре; основная цель обучения — воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях.
По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.
Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.
Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого — усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель — иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы из низших слоев общества, в частности мофаки — дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.
Вечное недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличенного в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародерство, воровство не считалось позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания — подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки подвергались испытаниям (агонам) — жестокой порке перед алтарем Артемиды.
Совместное воспитание полов имело своим результатом ранние браки. Жених, по старым обычаям, умыкал невесту, скрытно выкрадывал ее. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, остриженную и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс — символ девственности, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после обручения. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супруге, невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек воспитывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. Мнение должностных лиц учитывалось при заключении брака.
С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически, почти ежедневно, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноправным, не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.
Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался избиению со стороны женщин (вероятно, незамужних). Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.
В целом положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству — илоты доставляли продукты, детей воспитывало государство. Мужья часто гибли в войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели приличное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н.э. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. э.- более половины богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и нимфомании.
Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесси-тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граждане и цари питались за общим столом, любимое блюдо спартанцев — похлебка из чечевицы с бычьей кровью. Всякая роскошь осуждалась. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка. Таким образом, полноправным гражданином Спарты считался тот, кто имел надел земли с илотами, постоянно участвовал в совместных трапезах (сесситиях) и в работе народного собрания. Он должен был знать наизусть самые важные законы (ретры), имевшие силу со времен Ликурга^ беспрекословно выполнять их. Трусость в бою, неуплата взносов на совместные обеды, непослушание должностным лицам, как правило, влекли исключение из гражданского состояния.
Регламентация жизни спартанцев касалась почти всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так как это позорило их, считалось уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий был запрещен. Из обращения золотая и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев — оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу выявились в жестокой регламентации личной жизни граждан.
Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.
Контакты с внешним миром практически исключались. Государство было закрытым. Реформы, приписываемые Ликургу, в какой-то степени достигли цели: «община равных» сохранялась; имущественное неравенство сдерживалось и ограничивалось (до определенного периода) эффективными мерами.
Полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждающимся гражданам, без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах. Реформа Ликурга означала перестройку территориально-племенной организации в рабовладельческий полис. В совокупности все эти меры обеспечили стабильность, устойчивость государства-полиса, единодушие, гражданское единомыслие, подчинение меньшинства большинству.
Реформы Ликурга в принципе признавали идею равенства, своеобразной демократии. Богатство граждан осуждалось. Исключение делалось в тех случаях, если зажиточный спартанец содержал за свой счет скаковых лошадей и участвовал в конных состязаниях.
Стремясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором нормой и идеалом сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ и т. д. Обычной стала мелочная регламентация хозяйственной и иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже семейные отношения.
В Спарте не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. Казарменный строй, охраняемый солдафонско-полицейским государством, исключал, вероятно, всякую возможность открыто выразить недовольство. Не исключено, что при малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили.
В обществе царили всеобщая подозрительность и строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство государства во все сферы жизни убивало их инициативу и в конечном счете обусловило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой политический режим восхищал фашистов, сторонников тоталитарного правления.
Внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает ее слабость, неэффективность. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям, функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов, имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе. Нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная группа, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегированной прослойке можно отнести спартанских всадников. Конное войско, кавалерия были в почете не только в Спарте.
Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезиичество, государственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни, при которой не было ни театров, ни каких-либо других зрелищных учреждений, были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев.
Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты привлекались в качестве вспомогательной силы, им давали самое примитивное оружие; по этой причине илоты несли страшные потери при столкновении с хорошо вооруженным противником. Спартанцам это было выгодно.
Илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н. э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское правительство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако и афинский отряд, состоявший из 4 тыс. гоплитов, не смог взять крепость илотов на горе Итоме.
Во время Пелопоннесской войны большая масса мессинских илотов присоединилась к афинянам. Но после заключения Никеева мира в 421 г. до н.э. афинское правительство бросило их на произвол судьбы, отдав на растерзание Спарте. При защите коренных интересов правители Спарты и Афин действовали солидарно.
Несмотря на жестокость угнетения, в трудный период периэки и илоты выказали себя как патриоты. Так, в опасный момент Пелопоннесской войны полководец Брасид в 425 г. до н. э. набрал из них двухтысячный отряд добровольцев и нанес поражение афинскому войску.
Представляется, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, их правовой статут был схож с афинскими метэками. Политических прав они не имели. Периэки занимались торговлей, ремеслом, кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению. Избиения и убийства, систематически осуществляемые над илотами, на периэков не распространялись. Особо ценились ремесленники. Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от их труда. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы. Иначе трудно понять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тыс. рабов, главным образом ремесленников. В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев, а самое главное — превосходно подготовленных гоплитов, мужественных, бесстрашных. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом вступили при Фермопилах в бой с многократно превосходившими их отрядами персов.
И тем не менее за трудом и поведением периэков постоянно наблюдали спартанские начальники — гармосты. На время войны периэки привлекались для службы в качестве легковооруженных воинов. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы. Известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу, их называли неодамоды. При наличии свободной государственной земли они могли получить земельный надел.
Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитаризмом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные мероприятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов стало причиной быстрого упадка спартанской «общины равных».
Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежденные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобий Спарты — олигархию. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Высокомерие, грубость спартанских правителей и военачальников вызывали недовольство, ненависть населения подвластных полисов.
Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец самоизоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отношения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плу-тарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обогащению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальнэки.
По закону Эфора Эпитадея спартанцы могли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю, имущество — гипомейонов — росло, а число сотрапезников в сесситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее политическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Бели в 480 г. до н. э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тыс., то в 418 г. дон. э.- только 4 тыс. А к концу IV в. до н. э. их оставалось меньше одной тысячи. Большинство спартанцев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, ас 146 г. дон. э.- Рима.
Список литературы
Александр Каталов. Спарта.
www.ronl.ru
древняя спарта.docx - Древняя Спарта
Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.Спарта как военный лагерь Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?Показывается слайд с воином.Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. А чему подражать?Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. ВСпарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.Спартанское воспитаниеСпартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики наподстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменныхстатуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной. Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область гдежили спартанцы.Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой
znanio.ru
Древняя Спарта
скачать Конспект урока истории
в 5 классе
на тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,
учитель истории
МБОУКраснопоймская сош. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. Изучить особенности спартанского образа жизни; отрабатывать умение работы с документами; учить рассуждать и высказывать своё мнение; воспитывать уважение к другому образу жизни. Задачи: Образовательные:
формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты;
формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания;
показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии;
продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.
Развивающие:
учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы;
развитие памяти во время дидактических игр по истории.
Воспитательные:
подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;
воспитывать уважение к другому образу жизни.
Тип урока: комбинированный урок. Технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное обучение. План урока:
Ход урока: Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте: его возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев. Сравним условия жизни жителей Спарты и Афин. Ученики имеют на партах приложения с документами. И сейчас часто можно слышать: спартанский образ жизни. Что это такое? Как жили в Спарте? Сегодня мы об этом узнаем.
Найдём на карте Южную Грецию-полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес. Лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Сначала здесь жили греки-земледельцы. Найдём на карте области Мессения и Лаконика. Земли здесь очень плодородные, особенно в долине реки Еврот. Условия для мореплавания здесь не столь благоприятные, как в Аттике. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновали своё поселение в долине реки Еврот, назвали его Спартой. Всю землю спартанцы поделили на равные участки, но работать на этой земле заставили местных греков, обращённых в рабов и названных илотами. Посмотрим на рисунок. Участки -_это земли спартанцев. Обрабатывая землю, илоты отдавали часть урожая спартанцам: зерно, оливки, овощи и т.д.
СХЕМА ЗЕМЕЛЬ. Вопросы к ученикам:
1.Кому принадлежат земли?
2.Кто на них работал?
Изучение нового материала: Рассказ учителя:
Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Давайте обратимся к видео-эпиграфу сегодняшнего урока, попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?».
Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.
Возникновение спартанского государства.
Рассказ учителя (Работа с картой на рабочих листах и на доске):
«Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды.
О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».
Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.
Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу. «Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть местного населения спартанцы поработили, их стали называть илотами. Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. Часть ее населения они тоже превратили в илотов. Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали, что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту от врагов.
Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.
Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.
Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.
Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.
Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.
Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»».
Вопросы к документу:
Какую категорию населения относили к спартиатам?
Кого называли периэками?
Кто такие илоты?
Какие обязанности существовали у илотов?
Как спартанцы обращались с илотами.
Мы уже знакомы с таким городом Греции, как Афины. Насколько красив этот город? Поделитесь своими впечатлениями. В центре – великолепный храм в честь богини Афины, много красивых зданий, храмов, театр, памятники, статуи. На главной площади в рыночные часы всегда было шумно и многолюдно. На улицах много ремесленников, торговцев. (Используем иллюстрации, фото)
Что же представлял город Спарта?
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ №2. В Спарте никто не мог жить, как он хочет. Ручной труд презирался. Заниматься ремёслами и торговлей спартанцы не могли: запрещали законы. Среди них не было искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы преуспели только в одном - в военном деле. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Самим жителям Спарты запрещалось ездить за границу, как бы они не стали подражать чужой жизни. ЗАДАНИЕ. Закройте глаза. Попробуйте мысленно оказаться в Спарте.
Каким вы себе представляете город Спарту? Опишите, что вы там могли увидеть? А теперь посмотрим на рисунок. Какие отличительные черты города мы здесь находим? Отсутствие стен; дома-казармы, отряды воинов, отсутствие красивых зданий, статуй и т. д. Можно было ещё изобразить длинный деревянный стол, за которым спартанцы обедали под открытым небом. Обратимся к документу. РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ №3. Вопросы: Какие основные продукты питания? Почему было такое отношение к пище? Выслушав высказывания детей, учитель подводит к мысли, что спартанцы уходили воевать в дальние походы. А там их ожидала суровость быта, строгость распорядка, режима. Воспоминания о доме? Стремление быстрее вернуться домой? К изысканной пище? Строгость быта подчёркивала необходимость везде и во всём оставаться воином, быть начеку, не расслабляться, не избаловываться, не изнеживаться. Выделяем черты спартанца: неприхотливость, умение довольствоваться малым. 2.Воспитание детей и молодежи.
Особым в Спарте было и воспитание детей. В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.
ВОПРОС К ДЕТЯМ. МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ: ПОЧЕМУ? ЕСЛИ «НЕТ», ТОГДА СЛУШАЕМ РАССКАЗ О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот тоже изобьёт. За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.
Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость.
ВОПРОС: ЧЕГО ДОБИВАЛИСЬ ОТ МАЛЬЧИКОВ СТОЛЬ СУРОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ?
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ ОБЫЧАЙ ПОКАЗЫВАТЬ СТАРЕЙШИНАМ НОВОРОЖДЁННЫХ МАЛЬЧИКОВ? В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не надо было писать изложение или решать задачи. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ № 4. Какой делаем вывод?
Илотов много, а значит, могут подняться на восстание. Экзамен в чём? Что в этом экзамене кажется вам странным, ужасным? Жестокость?
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в этом городе. Страшно? Интересно? Какие у вас чувства? Понравился город Спарта? Нет? Почему? Почему художники не изображают Древнюю Спарту?
3.Государственный строй Спарты.
Для изучения данного вопроса предлагается использовать игру «Из уст в уста». Текст для игры: Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагала решение герусия - совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.
Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Со второй половины V века до н.э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры контролировали деятельность всех органов управления полиса.
Внимание учащихся обращается на схему в рабочей тетради. Еще раз проговариваются особенности спартанского общества. Вывод: государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией (понятие записывается в рабочую тетрадь).
Возможный вывод: Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.
Спартанская армия.
Рассказ учителя:
Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:
Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,
Родину-мать от врагов обороняя в бою.
Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми.
Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.
Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.
Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.
Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.
В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.
Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2— 6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Выполните задание на рабочих листах.
Прочитайте древнегреческую эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина.
Мертвым внесли на щите Фрасибула в родную Питану.
Семь от аргивских мечей ран получил он в бою.
Все на груди были раны. И труп окровавленный сына
Тинних-старик на костер сам положил и сказал:
«Пусть малодушные плачут, тебя же без слез хороню я,
Сын мой. Не только ведь мой – Лакедемона ты сын». Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что все на груди были раны?
Расскажите на основании этого текста, какой была спартанская армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как относились жители Спарты к своим воинам.
Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».
– Что хотела сказать этими словами женщина?
Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.
Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин? Давайте обратимся к таблице:
Афины
Спарта
Основные занятия
Земледелие, ремесло, торговля
Военное дело
Использование
труда рабов
После реформ Солона остались только привозные рабы.
Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников - греков.
Достижения
В Афинах ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура.
Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство.
Выполните задание:
В одном древнем сочинении сохранилась такая история:
Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «Я хочу познакомиться с человеком, осужденным за любовь к свободе!».
Что может рассказать этот исторический эпизод о разнице в жизненных ценностях, устремлениях граждан Афин и Спарты?
Выводы урока: Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки. Закрепление материала.
Игра «Найди ошибки в рассказе Мюнхаузена». Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.
Что в этом рассказе не соответствует действительности?
Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. Просвещение, 2006.
2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира.
3. Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. А.И. Немировского. – М., Просвещение,1981.
УРОК «ДРЕВНЯЯ СПАРТА». 5 КЛАСС. ДОКУМЕНТЫ.
№ 1. В Спарте народу не больше, чем в трёх-четырёх деревнях. Вокруг Спарты было много деревень, где проживали илоты. Илотов было раз в десять больше, чем спартанцев. Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения, расплачивались громоздкими железными прутьями. Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие.
ВОПРОСЫ: 1. Какие группы людей проживали в Спартанском государстве?
2.Кто в Спарте занимался ремеслом?
3.Если бы в Спарте разрешили производить предметы роскоши, то ремесленники бы всё равно покинули пределы Спарты. Почему? № 2. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов. ВОПРОСЫ: 1. Что можно было увидеть в Спарте?
2. Чем он отличался от других городов? № 3.Строго соблюдая за тем, чтобы роскошь не затронула спартанцев: питались вскладчину, и позором считался отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали. ВОПРОСЫ: 1. Нужны ли были в Спарте искусные повара?
2. Почему было такое отношение к питанию? № 4. Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!» ВОПРОСЫ: 1. За что убивали ни в чём не повинных людей-илотов, которые работали на них?
2. Всех подряд? Зачем?
скачать
nenuda.ru
Интересное сообщение история 5 класс древняя спарта- о спартанцах — Задай вопрос — получи ответ
ДРЕВНЯЯ СПАРТА Спартой, или Лакедемоном, называлась община, владевшая плодородной долиной реки Еврота. Эта долина — Лакония — с запада была отделена от Мессении высоким хребтом Тайгетом, достигавшим снежной линии; к северу на высоком плоскогорье, лежала Аркадия; береговая полоса не имела удобных гаваней.С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.