Похороны в древнем риме. Колумбарии и похоронные товарищества в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Похороны в Древнем Риме (стр. 2 из 2). Похороны в древнем риме


Похороны в Древнем Риме

В Оксфордском академическом словаре дается такое определение смерти: смерть – это конец жизни.

В различных культурах и религиях смерть рассматривают с различных точек зрения, однако почти все они, включая и первобытные культы, сходятся в том, что за смертью скрывается нечто большее, чем просто возвращение в прах.

древний рим

Рис. 1 древний рим

Разнообразие народов, этносов, рас порождает и разные погребальные обряды. Для любого народа такие обряды – это часть культуры. Такие обряды определяют самосознание нации, а также ступень ее нравственного развития. В разные времена, в некоторых странах похороны представляли собой не только часть культуры, но и целую науку. Погребение представляло собой не только привычное закапывание тела, но и целое искусство.

Во время Древнего Рима, как только умершему закрывали глаза, раздавался громкий плач. После этого похоронный агент (погребальщик) отправлял к умершему уборщика, который омывал труп и намазывал его маслом, а после одевал в тогу и клал его на парадно убранную постель.

гроб в риме

Рис. 2 гроб в древнем риме

В прихожей ставили ветки растений, а рядом с постелью курильницу.

Погребение производилось на 8-й день. В этот день тело либо торжественно выносили с провозглашением глашатаем выноса, либо скромно, без лишней суеты и шума. Вынос тела делали до обеда. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже – плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.

храм

Рис. 3 храм

Покойник, окруженный курильницами, лежал на погребальных носилках, его голова лежала на возвышении, была покрыта золотым или пурпурным покрывалом. Носилки с телом несли вольноотпущенники умершего или родственники, а если хоронили знаменитого человека – то всадники и сенаторы.

Когда хоронили бедных людей, то их несли в простых ящиках из дерева. За носилками шли родственники, наследники, вольноотпущенники и другие. Все в участники процессии были одеты в траурные одеяния. Процессия останавливалась на форуме, и кто-нибудь из родственников говорил надгробную речь. После шествие возобновлялось.

У римлян, как и у греков, труп умершего хоронили в земле или сжигали на погребальном костре.

Место сожжения тела называлось устрина. Сначала на это место бросали венки, цветы, потом поджигали дрова, а после поднимали плач и лили на огонь благовония или вино. Когда костер догорал, золу и тлеющие угли тушили, потом собирали кости умершего, окропляли их молоком и вином, затем сушили их и запечатывали в ящик или урну.

Позже урну опускали в могилу, вместе клали масла и мази. Участники похорон, возвращаясь домой, очищали себя переступанием через огонь и кроплением водой. На 9-й день после захоронения умершего, проводили жертвоприношение и угощение покойного, которое ставили на могилу.

На могиле или дома устраивали большой пир с приглашением гостей. Когда хоронили богатого или знатного человека, родственники угощали весь народ, а также устраивали раздачу мяса. На богатых поминках в завершении пиршества устраивали бои гладиаторов и игры.

pomniki.by

Каково «жилось» покойникам во времена Древнего Рима. Часть II.

«Так как Мамурра чувствовал себя очень плохо, то об этом известили его сына Марка, не замедлившего явиться. Его голос немного оживил больного, который сделал усилие, чтобы снять с себя кольца и передать их сыну, – этой передачей по римскому обычаю указывался будущий наследник. Такое усилие истощило Мамурру, и он снова впал в беспамятство. Марк едва успел прильнуть к губам старика и получить от него последний вздох. Когда он вполне убедился в его смерти, то закрыл ему глаза».4Мамурра ждет обряд погребения, и к нему мы еще вернемся. А пока продолжим экскурсию по Анталийскому археологическому музею и зайдем в зал римских саркофагов, которые датируются вторым веком нашей эры. Никогда бы не подумала, что однажды заинтересуюсь этим мрачным действом. Муж, периодически заглядывая в монитор, говорит: «Ты все еще про похороны читаешь?!», еще бы, это оказалось достаточно интересным, особенно если речь идет о полюбившихся мне древних римлянах. В этой публикации я постараюсь собрать воедино то, что удалось найти по данной тематике на просторах интернета и на полках домашней библиотеки.8
Итак, если буквально переводить sarkophбgos с греческого, то это пожиратель мяса; первоначальное название породы известняка, который уничтожал трупы (впитывал в себя останки, ужас, конечно). Проверка данного факта дала скудные результаты, якобы троадский известняк, просто способствовал гниению, а вовсе не «пожирал мясо». Именно из этой породы первоначально изготавливались гробницы, затем уже стали использовать порфир, мрамор, базальт, терракоту. Особенно терракотовые очень красивые, в таком бы и сам полежал, только недолго…

Римский обряд погребения интересен тем, что нашел в себе отражение множества чувств, понятий, убеждений, а также заимствований, как у этрусков, так и у греков, создав весьма стройный конгломерат обрядовых действий, часть из которых вошла и в христианские похороны.

17В Древнем Риме, как и в Греции к погребению относились очень серьезно, эта обязанность ложилась не только на родственников усопшего. Путник, встретивший не погребенное тело, обязан был устроить символические похороны, трижды осыпав тело землей. Обязательное требование предать тело земле, было основано на вере, что душа не погребенного не может попасть в загробный мир, и не зная покоя, скитается по земле.

Сам обряд на протяжении всей древнеримской истории претерпевал значительные изменения, от этрусков и греков было перенято сожжение, которое сменилось захоронениями в каменных саркофагах. Их помещали в пещерах, высеченных в скалах, или зарывали в могилу, в подземелье родового мавзолея, в поместьях или в саду городского дома. Подтверждением того, что римляне крайне серьезно относились к похоронам, может считаться отдельный свод законов (Таблица X), регламентирующий весь процесс.

15
Но вернемся к нашему усопшему…

Возле него уже собрались родственники, его обмыли и забальзамировали. В течение нескольких дней он покоился на роскошном ложе в атриуме, где его охранял слуга. Двери в доме были занавешены темной материей, а на небольшом алтаре курилась лампадка с благовониями.

Вот с улицы уже доносится клич глашатого, который приглашает на похороны: "Высокопочтенный Мамурра скончался. Кому угодно прийти на похороны, то уже время. Мамурра выносят из дому".

10Похоронная процессия двигалась в строго определенном порядке. Вдоль всей колонны шагали факельщики с факелами елового дерева и с восковыми свечами; во главе шествовали музыканты; после музыкантов шли плакальщицы, в их задачу входило обливаться слезами, громко вопить, рвать на себе волосы. За плакальщицами шли танцоры и мимы, которые устраивали представление. Ну не цирк? Вообще нам, наверное, сложно понять это стремление древних римлян всё превращать в театр, фарс. За шутами следовала самая торжественная и серьезная часть всей процессии: предки умершего встречали члена своей семьи, сходящего в их подземную обитель. Дело в том, что когда покойник находится в доме, с его лица делают восковую маску, все маски умерших членов семьи хранятся и передаются из поколения в поколение. В день погребения очередного домочадца, копии масок надевали на себя люди, облачались в официальную одежду того лица, чья маска была надета, садились на колесницы или шли пешком. 9
Носилки с ложем несли ближайшие родственники умершего. За носилками шли родственники покойного в траурной черной одежде без всяких украшений и знаков своего ранга, мужчины, поникшие, с покрытой головой, женщины с распущенными волосами и обнаженной грудью, рабы, получившие по завещанию свободу и надевшие в знак освобождения войлочный колпак. Вся процессия двигалась к месту погребения, которое находилось за городскими стенами. Перед захоронением произносились хвалебные речи, в которых говорили о заслугах усопшего, о его славных делах. После тело поместили в саркофаг, и на этом погребальная церемония завершилась.6
После похорон девять дней считались трауром, в течении этого времени родственники умершего ходили в темных одеждах. На девятый день на могилу приносили жертву: яйца, чечевица, соль, грибы, бобы. Дома устраивали поминальный обед, за который садились уже не в траурной одежде. Умершего не забывали, память о нем свято соблюдалась в семье. Его обязательно поминали в день рождения и смерти, в праздник поминовения всех умерших. На могиле совершали возлияния водой, вином, молоком, оливковым маслом, медом, клали венки, цветы, шерстяные повязки, поливали могилу кровью принесенных в жертву, обязательно черных животных.12Множество нюансов учитывалось при погребении. Если Вы, например, оказались, не приведи случай, конечно, из бедных древнеримских покойников, то похороны были лишены всякой парадной пышности и происходили обычно в ночное время. Вас выносили бы ближайшие родственники, бренное тело положили в ящик. Несколько свечей и факелов слабо подсветили бы погребальное шествие, Вас, умиротворенно лежащего, не веселил бы ни хор, ни шуты. Есть еще страшнее вариант, если Вы дешевый раб, всё, лежать вам теперь до скончания века в страшном колодце, куда трупы сбрасывали "навалом". Кстати, детям до трех лет тоже не оказывали никаких почестей и хоронили ночью.14
На гробницах часто делали поминальные надписи, которые называются эпитафии, некоторые из них звучат следующим образом:

"добродетельная жена, скончавшаяся раньше времени, назначенного судьбой, убитая рукой жестокого мужа"

5"Секундий Октав сначала избежал было опасности, но потом он все-таки пал жертвой пламени, с которым вздумал бороться. Он погиб, раздавленный упавшей стеной, и его товарищи были более огорчены его несчастной кончиной, чем потерей своего имущества"

"Чудное дитя, которого несправедливая судьба не дала, а только показала и преждевременно похитила! Оно было дорого всем своей детской прелестью, а также сыновней нежностью. В течение короткой своей жизни он подавал надежды на славное будущее и оставил своих родителей в вечной скорби"

3"человек почтенный, без малейшего пятна прожил 70 лет 5 месяцев и 10 дней"

"родившись во вторник, он поступил в войско во вторник, во вторник же получил отставку и, наконец, умер во вторник".

2Отдельное внимание стоит уделить украшению саркофагов. Саркофаги имели вид ящика со сходящимися под прямым углом стенками, которые декорировались, как правило, вырезанными из камня мифологическими сценами или эпизодами из жизни усопшего. 16

11

Крышка имела горизонтальную или наклонную поверхность, и выполнялась в форме ложа триклиния, на котором возлежала статуя покойного. На одной из стенок саркофага вырезалась декоративная дверь, символизирующая вход в загробный мир, это чтоб у покойника не возникало вопросов с определением верного направления.13
Конечно, масса вопросов об обряде погребения остались неохваченными, но моей целью и не было разобраться во всех тонкостях, материала с лихвой хватило бы на диссертацию, да и к тому же осмотр зала саркофагов тоже подходит к концу и нам нужно поспешить к выходу. Знакомясь с древним миром, интересно наблюдать какие из вещей, традиций, обычаев крепко вошли в нашу жизнь, а что безвозвратно ушло в века. Но чем больше я узнаю о Древней Греции и Риме, тем больше убеждаюсь в том, что современная цивилизация целиком и полностью обязана своим существованием Античности, и дело касается не только временной преемственности...

Фотографии публикации подготовил дорогой ren_ar

1На сегодняшний день о Древнем Риме подготовлены и выпущены следующие публикации:

Анталия. Археологический музей. Часть I.К древним римлянам. Сиде. Турция.

perisher-13.livejournal.com

Колумбарии и похоронные товарищества в Древнем Риме

Римские колумбарии

В Древнем Риме термином «колумбарии» (Columbaria) назывались специальные здания, предназначенные для погребения. От обычного склепа колумбарий отличался тем, что в него помещались не тела мертвых, а только их прах в урнах.

Внутри колумбарии имели каменные стены с устроенными в них сверху до низу нишами, расположенными рядами в несколько этажей; в этих нишах и помещались урны с останками мертвых.

Этот способ погребения, по-видимому, был принят большими семьями, у которых было слишком много вольноотпущенников и рабов, чтобы можно было помещать их останки в той же гробнице, где хоронились члены семьи; именно так поступали менее многолюдные семьи, если только относительно кого-нибудь из рабов или вольноотпущенников не существовало особой оговорки насчет исключения из родовой гробницы.

Впоследствии такого рода сооружения устраивались спекуляторами, которые продавали места людям слишком бедным, чтобы иметь особую гробницу и содержать ее; с другой стороны, и сами бедняки объединялись в товарищества, чтобы в складчину устроить себе columbarium, что называется, «для членов кооператива».

Один из сохранившихся до наших дней колумбариев.

Один из сохранившихся до наших дней старинных колумбариев. Зрелище не очень приятное.

Внешний вид и устройство колумбариев

Римские колумбарии, расположенные вокруг городских стен, а также вдоль идущих из Рима дорог, представляли собой обширные четырехугольные помещения, наполовину подземные; стены их были заняты четырехугольными или закругленными сверху нишами, которые шли рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.

В каждой нише помещалось обыкновенно две урны, иногда одна, а иногда три или даже четыре. Урны эти были замурованы, так что их нельзя было перемещать. Они чаще всего были глиняные; но встречаются также урны из мрамора, алебастра, стекла и других материалов. Форма и украшения некоторых из них не лишены изящества.Надписи, выгравированные на мраморных или бронзовых плитах, прибитых к стене, указывают имя, возраст и звание покойника, иногда также и имена тех, кто позаботился о их погребении. Залы колумбариев слабо освещались отверстиями в своде. Узкая дверь служила входом, откуда приходилось спускаться по лестнице.

Самый обширный из известных колумбариев – это тот, который был устроен на Аппиевой дороге для вольноотпущенников и рабов Ливии, жены Августа: он мог вместить останки по крайней мере 3000 человек. Можно думать, что им пользовались вплоть до времен Клавдия. Он был заново открыт в 1726 году, однако после этого развалины его были заброшены, и к концу 19-го века от них уже почти ничего не осталось. Этот колумбарий представлял собой двухэтажное здание в виде параллелограмма, имеющего 10,65 м длины и 6,25 м ширины.

Другое сооружение в этом роде, предназначенное для людей всякого звания, покупавших себе в нем место, было гораздо изящнее. Можно думать, что каждый украшал купленное им место сообразно своему вкусу и средствам, устраивая над ним маленькое зданьице с фронтонами, колоннами и фризами, которые были покрыты живописью, иногда превосходной работы. Этот колумбарий представляет собою интересный образчик искусства эпохи Августа.

Похоронные товарищества Древнего Рима

Во времена римской империи, в среде бедняков и просто недостаточно состоятельных граждан  часто образовывались общества, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения после смерти. Такие общества назывались «похоронными товариществами», и по обычаю посвящались, а вернее, ставились под покровительство, того или другого божества.

До нашего времени дошел устав одного из таких товариществ, состоявшей из почитателей Дианы и Антиноя в Ланувии. Устав относится к 136 году.

Это общество состояло, по-видимому, из вольноотпущенников и бедных людей. Среди его членов были также рабы, и можно думать, в значительном числе, закон разрешал им участвовать в такого рода обществах с согласия господина.

Каждый, вступая в коллегию, вносил 100 сестерций и кроме того бутылку доброго вина. Затем он делал ежемесячные взносы в размере 5 ассов.

Эти деньги служили для покрытия обыкновенных расходов и издержек на погребение. Коллегия Дианы не имела собственного здания для погребения своих членов: все эти рабы и вольноотпущенники были слишком жалкими бедняками, чтобы собрать сумму, необходимую для сооружения колумбария. Они поступали проще. Когда умирал кто-нибудь из членов, общество выплачивало его наследнику известную сумму на покупку могилы.

Эта сумма, называемая funeraticium, колебалась в зависимости от средств коллегии; в данном случае размеры ее доходили лишь до 300 сестерций, и из нее еще вычиталось 50 сестерций, которые распределялись у погребального костра между присутствующими сочленами, почтившими покойника участием в его похоронах.

Все случайности были тщательно предусмотрены. Если покойник не оставлял наследника, то сама коллегия брала на себя заботы о его погребении. Если покойный был рабом, и его господин отказывался выдать тело товариществу, ему устраивали фиктивные похороны и сооружали, без сомнения, кенотаф (пустая гробница, которую сооружали в тех случаях, когда нельзя было найти тело умершего).

План помещений колумбария для вольноотпущенников Августа, I век.

План помещений колумбария для вольноотпущенников Августа, I век.

Если он умер вне Ланувия, но не дальше 20 миль (30 километров) от него, и коллегия была своевременно извещена, то три члена ее тотчас же отправлялись проводить останки покойного и уплатить похоронные издержки. По возвращении они давали отчет товариществу и, если оказывались виновными в недобросовестности, то платили штраф в четыре раза превышавший растраченную сумму.

Если же отчет признавался правильным, то каждому выдавалось по 20 сестерций в возмещение путевых издержек. Если член коллегии умирал на расстоянии большем, чем 20 миль, тот, кто его похоронил, мог прислать счет расходов, удостоверенный семью свидетелями, и тотчас же получал funeraticium, на который имел право покойник.

Самое важное для всякого общества – это продолжительность его существования, так как нередко случалось, что рвение, одушевлявшее членов вначале, с течением времени значительно остывало. Учредители данной коллегии имели в виду эту опасность.

«Пусть наше предприятие, – говорят они, – будет благоприятно для императора и его семьи, для нас и для всех наших и для коллегии, которую мы учреждаем! Пусть мы будем иметь возможность проявить спасительную энергию в сборе средств, необходимых для приличного погребения наших покойников! Чтобы достигнуть всего этого, нужно действовать согласно и платить аккуратно, чтобы наше общество могло жить долго».

Дальше они постановляют, что если кто-нибудь из членов не будет платить своего взноса в течение нескольких месяцев, то общество не выдаст ничего после его смерти.

(Willmanns, Exempla inscriptionum latinarwn, 319; Boissier, La Religion romaine, II, pp. 274–277; 2-е edit.)

Источник: Поль Гиро,  «Частная и общественная жизнь римлян». СПб, «Алетейя», 1995.

ageiron.ru

Почитание умерших и похороны в Древнем Риме

переправа через подземную реку Стикс

Римляне позаимствовали у греков обычай вкладывать в рот умершему монетку для уплаты Харону при переправе через подземную реку Стикс

Римляне верили: чтобы душа человека после смерти оказалась в царстве мертвых и обрела там вечный покой, его тело надо обязательно предать погребению. В зависимости от достатка умершего его похороны могли быть пышными и торжественными или очень скромными, но не предать тело земле означало обречь душу на вечные мучения.

Кладбища и колумбарии

Римские законы запрещали устраивать кладбища внутри города. Исключение делалось только для весталок и императоров, всех остальных хоронили вдоль дорог, ведущих в город. Состоятельные люди покупали для своих могил большие участки у самой обочины, чтобы каждый прохожий видел прекрасные усыпальницы и думал о тех, кто в них захоронен. Простые римляне обычно могли позволить себе купить лишь нишу в колумбариях. Это были четырехугольные, иногда круглые здания со сводчатым потолком , вдоль стен которых в несколько параллельных рядов шли полукруглые ниши.

В полу каждой из них было углубление, куда помещали урну с прахом покойного.

Надгробные памятники

В отличие от однотипных колумбариев могилы устраивались различным образом. Место, где был похоронен один человек, отмечали двумя или четырьмя столбиками по углам могилы или плоской каменной плитой. На надгробной плите обычно указывали имя умершего, род занятий, а также имя того, кто позаботился о погребении. Родовые гробницы представляли собой большие сооружения с несколькими комнатами, окруженные цветами и фруктовыми деревьями.

Похороны бедняков

Похороны бедных людей и маленьких детей были лишены всякой парадной пышности и происходили обычно в ночное время, при свете факелов и фонарей.

Торжественные процессии

Похороны самых богатых людей представляли собой впечатляющее зрелище

Умершего зарывали в землю или кремировали. Похороны самых богатых людей представляли собой впечатляющее зрелище, собиравшее много любопытных и зевак.

Для знатных римлян похоронная процессия была не только возможностью отдать последние почести умершему, но и поводом вспомнить о его прославленных предках. Похороны поэтому нередко превращались в торжественные процессии. Впереди обычно шли музыканты, за ними следовали плакальщицы. Затем шли актеры в восковых масках, представляющих собой слепки с лиц прославленных предков умершего (посмертные маски хранились в особых шкафах во всех аристократических домах), и в одеждах, соответствующих должности изображаемого лица.

Если умерший прославился военными подвигами, одерживал победы, завоевывал города и земли, то перед носилками, на которых стояло погребальное ложе, несли, как и в триумфальном шествии , картины с изображением его деяний, привезенной добычи, покоренных народов и стран. В древние времена носилки с ложем, на котором лежал умерший, несли его ближайшие родственники, чаще всего сыновья, в более поздние - друзья или вольноотпущенники.

За носилками шли родственники покойного в траурной черной одежде без всяких украшений и знаков своего ранга. Процессию, даже если она происходила днем или утром, сопровождали рабы с зажженными факелами. В память об умершем перед погребением произносили похвальную речь, а состоятельные люди могли устроить гладиаторские игры.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Похороны в Древнем Риме |  Обряды похорон у разных народов  | Глава 1 Обрядовая культура  |  Читать онлайн, без регистрации

Похороны в Древнем Риме

В Древнем Риме, едва умершему закрывали глаза, как раздавался громкий плач. Затем погребальщик (похоронный агент) посылал уборщика, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал на парадную постель.

Рядом с постелью ставили курильницу, а в прихожей дома – ветки растений.

Погребение следовало, как правило, на 8-й день. Тело выносили или торжественно, с провозглашением выноса глашатаем, или скромно, без шума. Делалось это до обеда. В похоронной процессии сначала шли музыканты, потом плакальщицы, певшие умершему похвалы, а затем актеры, которые иногда исполняли комические сцены из жизни покойника. За актерами несли восковые маски предков умершего и картины, изображавшие его деяния (особенно, если он был военным человеком). Окруженный курильницами, покойник лежал на погребальных носилках с головой на возвышении, покрытый пурпурным или золотым покровом. Носилки несли родственники или вольноотпущенники умершего, а если хоронили знаменитого человека-то сенаторы и всадники.

Бедных людей носильщики несли в простых деревянных ящиках. За носилками следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и другие в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась и кто-то из родственников говорил надгробную речь. Потом шествие возобновлялось.

Труп, как и у греков, либо сжигали на погребальном костре, либо хоронили в земле.

Место, где устраивали сожжение, называлось устрина (ustrina). Сначала на это место бросали цветы, венки, затем поджигали дрова, поднимали плач и лили на огонь вино или благовония. Когда костер догорал, тлеющие угли и золу тушили, собирали кости умершего, окропляли их вином и молоком, сушили и запечатывали в урну или ящик. Урну опускали в могилу, а вместе с ней – благовонные мази и масла. Возвращаясь домой, участники похорон очищали себя кроплением водой и переступанием через огонь. На 9-й день после погребения происходило жертвоприношение и угощение умершего, которое ставили на могилу. Дома или на могиле устраивали большой пир с приглашением гостей. Иногда родственники (когда хоронили знатного или богатого человека) угощали весь народ или устраивали раздачу мяса. Богатые поминки нередко завершались играми и боями гладиаторов.

velib.com

Похороны в Древнем Риме - часть 2

Расходы на эти похороны достигли до 1 миллиона 100 тысяч сестерций.

На похороны граждан среднего достатка не приглашается народ, потому что не устраивают при этом ни игр, ни обедов; но родные присутствуют непременно. Погребальное ложе скромно украшено папирусом. Самые близкие родные и друзья несут покойника на костер. Если покойный — человек еще молодой, впереди процессии идут флейтисты, если старый — трубачи. По закону полагается десять музыкантов, но закон этот часто нарушают. Шествие не останавливается на форуме, потому что похвальных речей при этом не бывает. Костер мал, низок и заключает в себе ровно столько дров, сколько нужно для сожжения трупа; останки умершего помещают в простую глиняную урну. У костра не приносят жертвоприношений; нет ни благовоний, ни возлияний, ни даров, ни боя гладиаторов.

Нет ничего более скромного, чем похороны бедняка. У дверей дома не стоит кипарис; едва пройдет три дня, как уже торопятся взвалить тело на маленькие узкие носилки, представлявшие собой нечто вроде сундука. На бедняка набрасывают жалкую тогу, истершуюся от частого употребления в подобных случаях. Четыре раба стараются поскорей вывалить свою ношу в поле за Эсквилинскими воротами, где устроено множество маленьких склепов со сводами. Их называют “маленькими колодцами”, без сомнения, из-за круглой отдушины, сделанной в своде и закрывающейся плитой. Каждый вечер одна из этих ям открывается для всех покойников, которых принесут в этот день. Vespillones бросают их туда как попало, большей частью даже без савана. Этих кладбищенских служителей называют “грабителями трупов”, потому что они часто крадут саваны и вырывают у покойника triens, положенный в рот для уплаты за переезд на тот свет. Когда склеп наполнится, закрывающую его плиту припечатывают и снимают ее только через год, когда трупы уже высохнут. Когда смертность очень велика, бедняков сжигают целыми кучами.

Похороны умершего в очень юном возрасте лишены всякой торжественности, каково бы ни было общественное положение покойника. Похороны человека молодого, по мнению римлян, оскверняли весь дом; их называли “несчастными” и устраивали ночью, чтобы скрыть от глаз посторонних. Впрочем, отец непременно должен на них присутствовать. Закон запрещает носить траур по детям моложе трех лет; если ребенок старше, траур продолжается столько месяцев, сколько покойнику было лет, до 10 лет включительно. Вообще траур представлял собой исключительно нравственную обязанность; обычай заставляет носить траур только женщин, но не мужчин. Во всяком случае, он не должен продолжаться более года.

mirznanii.com

Похороны в Древнем Риме - Доклад

Доклад - Культура и искусство

Другие доклады по предмету Культура и искусство

Похороны в древнем Риме.

Так как Мамурра чувствовал себя очень плохо, то об этом известили его сына Марка, не замедлившего явиться. Его голос немного оживил больного, который сделал усилие, чтобы снять с себя кольца и передать их сыну, этой передачей по римскому обычаю указывался будущий наследник. Такое усилие истощило Мамурру, и он снова впал в беспамятство. Марк едва успел прильнуть к губам старика и получить от него последний вздох. Когда он вполне убедился в его смерти, то закрыл ему глаза.

Тотчас же отправились в храм Libitinae1 заявлением о смерти и просьбой, чтобы либитинарии (заведывавшие устройством похорон) прислали своих рабов приготовить тело покойника для погребения. Эти приготовления состояли в обмывании теплой водой и бальзамировании. Производя все это, громким голосом звали покойника, чтобы убедиться, что он действительно перестал жить. Когда тело было обмыто и надушено, покойнику подправили лицо особым составом, в который входил pollen крупитчатая мука; этим способом трупу придавали спокойную бледность и

устраняли все обезобразившие лицо следы болезни и предсмертной агонии. Если покойник умер насильственной смертью вследствие какого-нибудь случая, изуродовавшего ему лицо, то на последнее накладывалась маска, представлявшая собой большее или меньшее сходство с покойником. Это необходимо, так как похороны представляют собой зрелище, на котором присутствует масса народа: мертвые доступны глазам всех, и лицо их открыто. Тело покойника завертывалось в саван, но сверх того на него надевали обыкновенное платье.

Мамурра был одет в пурпуровую тогу; на голову ему возложили венок из дубовых листьев, который он получил на войне в награду за спасение одного гражданина; его положили на высокое ложе, украшенное слоновой костью и покрытое роскошной материей. Сын его вместе с несколькими родственниками перенес ложе в атриум и поставил его так, что ноги трупа обращены были к улице. Двери закрыты были занавесами цвета темной морской воды; в вестибюле на маленьком алтаре курились благовония, а у входа большая ветка кипариса предупреждала понтификов, чтобы они обходили это жилище, где взоры их могут быть осквернены видом покойника.

Тело, охраняемое слугой, было выставлено в течение семи дней. На заре восьмого дня глашатаи отправились по улицам возвестить о погребении: “Мамурра скончался, возглашали они. Если кто хочет быть на его похоронах, то уже пора. Будут устроены игры, и распорядителя похорон (его сына) будут сопровождать страж и ликторы”.

 

В течение нескольких часов атриум наполнился народом. Мужчины явились одетые в poenula, а не тогу; у женщин на платья был наброшен плащ ricinium (коричневого или голубого цвета). Praefica наемная плакальщица, доставленная либитинариями, стала произносить под звуки флейт и лиры нении погребальные песни в честь покойника. После этого все тронулись в путь. Марк Мамурра с тремя родственниками в темной претексте и с открытой головой подняли смертное ложе и понесли его на своих плечах. Кортеж шел при свете факелов, несмотря на то, что похороны происходили среди белого дня. Один из служителей общества похоронных процессий designator шел во главе, предшествуемый ликторами в синих туниках. За ним двигались музыканты с прямыми трубами, которые производили самые печальные звуки; затем хоры сатиров, исполнявшие комический танец, который назывался sicinnium за ними вольноотпущенники Мамурры с колпаками свободы на головах. Далее шел отдельно архимим начальник мимов, одетый и загримированный под покойного Мамурру, которому он старался подражать в походке, осанке и во всей манере держать себя даже до смешного.

Затем шел в хронологическом порядке ряд предков покойника, представленных портретами из раскрашенного воска, сделанными наподобие театральных масок. Эти маски надеты были на людей, рост которых и осанка соответствовали лицу, изображенному данной маской. Издали можно было подумать, что это действительно сами предки, вставшие из могил. Иллюзия увеличивалась еще тем, что каждый имел атрибуты высшей должности, когда-либо занимаемой им при жизни, например, консульской, преторской или цензорской, и что его также сопровождали ликторы, как когда-то при жизни; если кто-нибудь из предков имел триумф, то лицо, изображавшее его в процессии, ехало на колеснице.

Затем следовало тело, предшествуемое стражем; за покойником несли несколько других погребальных носилок с атрибутами всех должностей, которые занимал Мамурра. Далее шли родственники и друзья в темно-синем платье и без колец. Женщины замыкали шествие. Платье их было в беспорядке, волосы распущены: они лили обильные слезы и испускали крики отчаяния. Во главе их находилась мать покойного со своими дочерьми и невесткой. Толпа женщин увеличивалась их служанками, которыми заведовала плакальщица, обучавшая их жестам скорби и отчаяния и задававшая тон их воплям. Процессия спустилась на форум, где остановилась у подножия ростр. Предки выстроились вокруг; для тех из них, кто занимал курульные должности, поставлены были стулья из слоновой кости. Погребальные носилки поставили на самую трибуну и подняли на них труп так, чтоб все могли его видеть; или вернее сам труп оставался лежать на носилках, а для всеобщего лицезрения была выставлена восковая фигура, изображавшая покойника. Перед этой аудиторией Марк произнес похвальное слово своему отцу, а также всем предкам, присутствующим при церемонии. Время от вре

geum.ru