Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место занимает образ Солнца и расцветающей растительности.
Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока мучеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».
Весенние календарно - обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны . Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:
Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
9 марта «Сороки». Пекут из муки «чувилки» (птички), в этот день ребята поют:
Чувиль-виль-виль, Прилетите к нам, Принесите нам Время теплого, Хлеба нового!
В этот день пекут «кулики» – ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой, посредине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с ямочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми, и прежде чем их есть, они их «закликают».
Кулик-саморот, Полетел на город, Сломил палку, Убил галку, Галка плачет, Кулик скачет. Потом дети начали закликать весну: «Весна-красна, На чем пришла?» – «На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку».
Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления, разламывая их, начинают завтракать.
Чувиль-виль-виль, Жавороночек, Принеси весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На ржаной копне, На овсяном снопе.
Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц с крылышками, хохолком жаворонки (кулики, грачики), и дети с радостными возгласами бежали на холмы, взбирались на крыши изб, амбаров, бань кликать весну. Жаворонков подбрасывали вверх или, чтобы они были выше, укрепляли на шестах. В редких локальных традициях жаворонки закапывывались в землю. Обычай этот явно связан с древними ритуальными представлениями весеннего угощения земле.
В веснянках (закличках) обращались не только к образам птиц, возвещающих о приближении весны, но и непосредственно к главному условию ее прихода — к разгорающемуся солнцу. При этом солнечное тепло отождествлялось с теплотой-«жалостью» родной матери («Весна-красна, взойди на гору...»). Весна в песнях наделена антропоморфными чертами. Она предстает в образе существа, от которого в большой степени зависит благосостояние коллектива земледельцев, она, как хорошая крестьянка-хозяйка, несет с собой "короб житушка", овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» деревенским детям.
Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожиданий. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстетические чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.
Весенние обрядовые песни на Благовещенье
В Благовещенье дети закликают весну: «Весна-красна, На чем пришла?» –
«На жердочке, На тоненькой, На досточке, На славненькой, С хлебами обильными, Со льном высокиим».
***
Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великою милостью, Со льном высокиим, С корнем глубокиим, С хлебами обильными.
***
Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами. В Егорьев день дети ходят по домам и поют весеннюю обрядовую песенку:
Мы вокруг поля ходили,Егорья окликали,Макарья величали:«Егорий ты наш храбрый,Макарий преподобный!Ты спаси нашу скотинуВ поле и за полем,В лесу и за лесом,Под светлым месяцем,Под красным солнышком От волка хищного,От медведя лютого,От зверя лукавого!»
***
Батюшка Егорей, Спаси нашу скотинку, Всяку животинку, В поле и за полем, В лесе и за лесом. Волку да медведю – Пень да колода, Ворону, вороне – Камешек дресвяный. Батюшке Егорию – свечку, Нам, молодцам, – по яичку.
После заутрени на Пасху дети ходят «христосовать». Собираются толпами человек 10 – 20. Хозяева дают детям крашеные яйца иногда дети говорят:
Я маленький хлопчик, Влез на столбчик, В дудочку играю, Христа забавляю. Христос засмеялся, В дудочку сковался.
К весеннему циклу относятся так называемые волочебные песни. Они обычно исполнялись как праздничные, поздравительные и первые дни церковного праздника Пасхи. Основная обрядовая ситуация, в которой исполнялись волочебные песни, - пасхальный обход дворов (волочебный ритуал). Жители сел называли участников пасхальных обходов волочебниками, христославщиками и т. д.
Однако песни, исполняемые в этот период, нельзя считать порожденными только лишь христианской религией. Яркие по своему интонационному строению, с подчеркнуто приплясывающим ритмом, за которым ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими в весеннем цикле и отражают чисто земную радость восприятия солнца и пробудившейся природы. Употребительный припев «Христос воскрес, сын Божий», упоминание о распятии и воскресении Христа, участие в качестве действующих лиц развертывающегося песенного сюжета многочисленных христианских святых — все это лишь поверхностный слой, образовавшийся в процессе той борьбы, которую вело в течение ряда веков внедряемое церковью христианство с народной религией.
Песни волочебные (обрядовые пасхальные)
Христос воскрес, сын Божий...
Христос воскрес, сын Божий.К тому двору Припыталися.Христос воскрес, сын божий.К хозяйскому,К богатырскому.Христос воскрес, сын Божий.Его жена За водой пошла,Христос воскрес, сын Божий.За водой пошла На Дунай-реку.Христос воскрес, сын Божий.РазмахнулаШироченько.Христос воскрес, сын Божий.ПочерпнулаГлубоченько.Христос воскрес, сын Божий.Поставила На скамейкуХристос воскрес, сын Божий.Пошла она Мужа будить.Христос воскрес, сын Божий.- Ай ты мужа,Не спи дужа.
ucthat-v-skole.ru
Обрядовые песни - Славянская Традиция
Ты лети, Гамаюн, птица Вещая,
Через море раздольное, через горы высокие,
Через тёмный лес, через чисто да поле!
Ты пропой, Гамаюн, птица Вещая,
На белой зоре, на крутой горе,
На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке!
Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Нам про Велеса – Бога Мудрого,
Расскажи-пропой песнь заветную,
Ках ходил-бродил Он по бережкам,
По пустым местам, по глухим лесам,
Встречал на заре Красно Солнышко!
Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Как пылал костёр посреди зимы,
Как бросал в Огонь травы ярые,
Кипятил ключом зелье жгучее,
Как текла Сурья да в багрян закат,
Как вставал рассвет в чистом полюшке!..
1. ЗАКЛИЧКИ КОЛЯДЫ
Овсень – Коляда!
Приходи-ка ты сюда,
Подавай пиво-медок,
Мы пойдем на Мосток
В позвонцы стучать –
Овсеня встречать!
Овсень едет на Свинье
К самому Коляде!
Гой!
2. «ГОЙ, КОЛЯДО!..»
Мы ходили, мы искали Коляду Святого –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По Земле, по Небеси; по Словени, по Руси –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По полям да по лесам, по горам да по долам –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Мы нашли, нашли его в Светлом Ирие самом –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Слава!
3. КОЗА
/КОЛЯДНАЯ ПЕСНЬ-СКОМОРОШИНА/
Ряженые колядовщики ведут «козу», поют, разыгрывая в лицах каждое действо:
Мы не сами йдём – да мы козу ведём!
А наша коза – да недавно с Москвы!
Недавно с Москвы – да с длинными косьмы!
С длинными косьмы – да с козенятами!
Го-го-го, коза, го-го, серая!
Не ходи, коза, у того сельца!
У того сельца – четыре стрельца!
Собираются, снаряжаются!
Хотят козу бить, серу погубить!
Стрельнули козе в правое ушко!
С правого ушка потекла юшка!
Тут коза пала, сера пропала!
........................................
Ну-ка, мехонос, дуй козе под хвост!
Ну-ка, Асила, дуй козе в рыла!
Мехонос, обращаясь к народу и подставляя для отдарков свой мешок, речёт:
- Дайте кусок сала,
Чтоб наша коза встала!
После того, как все отдарки собраны, «коза» оживает, а колядовщики поют, благословляя народ:
Тут коза встала, серая пошла!
Где коза ходит – там жито родит!
Где коза ногой – там жито копой!
Где коза хвостом – там жито кустом!
Где коза рогом – там жито стогом!
Гой!
4. «ХОДЯ-ПОХОДЯ…»
/КОЛЯДНАЯ/
Ходя-походя Месяц по Небу –
Святый вечор добрым людям!
Клича-поклича Зорю за собой –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, пойдём, Ясная –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, богача шукать –
Святый вечор добрым людям!
Нашли богача Волотку Власыча –
Святый вечор добрым людям!
Волотко Власыч за столом сидит –
Святый вечор добрым людям!
За столом сидит, три ковша держит –
Святый вечор добрым людям!
Все три полные, все три ровные –
Святый вечор добрым людям!
Все налитые, все золотые –
Святый вечор добрым людям!
Во первом ковше зелено вино –
Святый вечор добрым людям!
Во другом ковше пшанично пиво –
Святый вечор добрым людям!
Во третьем ковше то сладок медок –
Святый вечор добрым людям!
Зелено вино самого его –
Святый вечор добрым людям!
Пшанично пиво то жене его –
Святый вечор добрым людям!
Саладок медок тот детям его –
Святый вечор добрым людям!
Гой!
5. «УРОДИЛСЯ КОЛЯДА…»
Уродился Коляда прежде Нового Года –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
За горой крутою, за рекой быстрою –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Стоят леса дремучие, горят Огни горючие –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Вокруг Огня люди стоят, люди стоят колядуют –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Здравствуй, Боже Коляда, во святые вечера –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Гой!
6. «ПОШЁЛ КОЛЯДА…»
Пошёл Коляда с конца улицы в конец –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За гору крутую, за реку быструю –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За той за рекой стоит Дуб высокой –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Перед ним Огонь горит, на Дубу Орёл сидит –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А где ты бывал, где ты лётывал? –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А на Небо летал, белы перья ронял –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Белы перья ронял, у Сварога ночевал! –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А Коляда шёл, белы перья нашёл –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Кому бело перо, а всем людям добро –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Гой!
7. «А МЫ МАСЛЕНКУ ДОЖИДАЛИ…»
А мы Масленку дожидали,
Сыр да маслице доставали,
Сыром горушку набивали,
Маслом горушку поливали;
Наша горушка все катлива,
Наша Масленка все гуллива!
Уж ты Масленка Годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Она пешая да не ходит,
Всё на кониках разъезжает;
У ей кони-то – вороные,
У ей слуги-то – молодые!
8. «А МЫ МАСЛЕНКУ ПРОКАТАЛИ…»
А мы Масленицу прокатали,
Сыра с маслицем подъедали;
На горушечку выходили,
Сыра с масельцем выносили,
Да и в ямочку закопали:
Ляжи, маслицо, да на летье,
Дай до следуего, дай до слетье!
А на лето тебя раскопаем,
Да и снова тебя раскатаем!
9. ВЕСНЯНКА
Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка – Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка – тёпло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тёпло летечко;
Третья вестушка – соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!
10. КУПАЛА
Жарким пламенем костры –
Ой, Купала, ой, Купала!
Силой Солнца зажжены –
Ой, Купала, ой, Купала!
Ходим, водим хоровод –
Ой, Купала, ой, Купала!
С песнями по Солнцу ход –
Ой, Купала, ой, Купала!
Вскинул голову Козёл –
Ой, Купала, ой, Купала!
Каждый рог длинён-востёр –
Ой, Купала, ой, Купала!
Его кудри мягче льна –
Ой, Купала, ой, Купала!
И в колосьях борода –
Ой, Купала, ой, Купала!
По полям туман плывёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
По Земле Козел идёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Матушке-Земле –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Козьей Бороде –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава!
11. «КАК В НОЧЬ ДА НА КУПАЛУ…»
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –
Жаркий алый чудо-цвет,
Жаркий алый чудо-цвет!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Стерегут лес навки-мары,
Ой, люли, навки-мары,
Ой, люли, навки-мары;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Цвет горит огнём кровавым,
Ой, люли, да кровавым,
Ой, люли, да кровавым –
Хмарь лесную гонит прочь,
Ярый, жжёт-кровянит ночь!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Млада по лесу гуляла,
Ой, люли, да гуляла,
Ой, люли, да гуляла;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Травы в короб собирала,
Ой, люли, собирала,
Ой, люли, собирала –
Травы ярые сильны
Силой Солнца и Земли!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Русу косу расплетала,
Ой, люли, расплетала,
Ой, люли, расплетала;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Добра молодца кликала,
Ой, люли, да кликала,
Ой, люли, да кликала –
Матушка быстра-река,
Ты найди мне жениха!
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –
Слава!
12. «УЖ КАК НОЧЬ КОРОТКА…»
Уж как ночь коротка,
Уж как ночь коротка –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Как целебна роса,
Как целебна роса –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Собирался народ,
Собирался народ –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Заводил хоровод,
Заводил хоровод –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Хоровод посолонь,
Хоровод посолонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Разгорался Огонь,
Разгорался Огонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Распускался цветок,
Распускался цветок –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Озарялся Восток,
Озарялся Восток –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Слава!
13. ОДОЛЕНЬ-ТРАВА
Ой, Купальница, ой, печальница,
Замкни марево, выкуй зарево,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
У русальих вод – навий хоровод,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
Серебро в горсти, позабудь-прости,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
Времечко-года – что твоя вода,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
Зазвенит волной в камышах прибой,
Одолень-трава!
Ой, Купальница, ой, печальница,
Что было – прошло, сквозь песок ушло,
Одолень-трава!..
14. КУПАЛЕНКА
Купаленка, Купаленка, тёмная ночка, купаленка!
Тёмная ночка, тёмная ночка, где твоя дочка, тёмная ночка?
Моя дочка, моя дочка – во садочке, моя дочка
Во садочке, во садочке – рвёт цветочки, рвёт цветочки;
От тебя отстал, от тебя отстал – несчастным стал, несчастным стал!..
Слава Роду!
Записал влх. Велеслав [2001]
slavtradition.com
Веснянки - Русские народные песни
Русские народные песни - Веснянки
* * *
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
* * *
Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
* * *
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
* * *
Жаворонок, Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
* * *
Лето, лето!
Лето теплое!
Жавороночки,
Перлетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела,
И суконки подрала,
И лаптишки изорвала,
Еще больше не спросила!
* * *
«Весна красна,
На чем пришла?»
- «На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке».
- «А мы весну ждали
Клочки допрядали».
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето».
← Вьюнишные - Русские народные песни
Масленичные - Русские народные песни →
Еще по данной теме::
Русские народные песни - Семицкие. Троицкие. Русальские
* * *
Ио, йо, березынька,
Йо, йо, кудря...
Русские народные песни - Подблюдные
* * *
Гадай, гадай, девица,
В коей руке былица,
Былица ...
Русские народные песни - Масленичные
* * *
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор...
Русские народные песни - Купальские. Петровские
* * *
Девки, бабы
- На Купальню!
Ладу-ладу,
Н...
Русские народные песни - Колядки. Овсени. Виноградья
* * *
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Н...
russkay-literatura.ru
Музыкальная культура восточных славян
Владышевская Т. Ф.
Исторические свидетельства
Племена восточных славян расселились на огромной территории преимущественно по берегам больших рек и их притоков. В Летописи 1 перечислены места их поселения: на берегах Среднего Днепра жили поляне, на Десне — северяне, на Припяти — древляне и дреговичи, на Соже — радимичи, на верховьях Днепра — кривичи, на Ильмень-озере — словене, на окраинах, на Западном Буге — волыняне, у Карпатских гор — хорваты, по Оке — вятичи. Как отмечает летописец, племена эти имели свои обычаи и законы отцов своих, предания и свой нрав.
Восточнославянские племена жили общинным родовым строем. Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский так описывает их жизнь, нравы и верования в труде "О войнах Юстиниана":
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания 2.
Сведения о восточнославянской мифологии немногочисленны не только потому, что в дохристианский период эти племена не имели письменности, но и потому, что в последующее время христианизации Руси языческая мифология сознательно разрушалась. Тем не менее различные косвенные свидетельства о ней сохранились главным образом в фольклоре.
Немногочисленные, но важные сведения о жизни древних славян, их культуре и обрядах можно найти в летописях, словах, поучениях, житиях и описаниях иностранных путешественников. Много ценного открывают археологические раскопки, но особая роль принадлежит фольклору, народной коллективной памяти. В песенном фольклоре сохранились многие особенности музыкальной культуры Древней Руси, определившие своеобразие ее языка. Под их влиянием происходило развитие всей русской музыкальной культуры. Несмотря на естественный процесс эволюции и развития народного искусства, нельзя не отметить большой степени устойчивости традиций народной музыки.
Вся жизнь, культура и искусство древнейшего периода тесно связаны с мифологией, у славян чрезвычайно богатой и развитой. Чтобы ее верно понимать, необходимо соотносить многие явления древнейшего русского искусства, в том числе и музыкального, с мифологией. Особенности пантеона языческих богов и мифологические представления славян с трудом поддаются реконструкции. Однако их элементы обнаруживаются в фольклоре — песнях, сказках, играх и даже детских забавах и игрушках.
Леший, домовой, баба-яга — персонажи сказочного фольклора — потеряли свою прежнюю мифологическую значимость, сохранившись лишь в детском фольклоре, всегда более архаичном. В некоторых детских игрушках можно видеть остатки древних культовых предметов: прежние идолы стали куклами, болванчиками, изображение солнечной колесницы — детской каталкой, торжественные весенние обряды превратились в детские игры и песни наподобие "Бояре, а мы к вам пришли", "А мы просо сеяли".
Некоторые детские песни, по-видимому, восходят к древним языческим заклинаниям. Например, распространенная детская песенка "Дождик, дождик, пуще", очевидно, некогда имела отношение к заклинаниям и жертвоприношениям с целью вызывания дождя, то есть была связана с культом Перуна — высшим богом в пантеоне языческих богов 3. Звукоряд этой песенки представляет собой древнейший основной ангемитонный (бесполутоновый) звукоряд — трихорд в кварте, свойственный обрядовым народным песням, исполняемым ранней весной.
Песенное искусство древнейшего периода было очень развитым, о чем свидетельствуют русские летописи и записи иностранных путешественников. Летописи, написанные уже после крещения Руси, эти языческие песни осуждают. В записи, сделанной в Летописи под 1113 г., летописец хвалит полян, принявших крещение, и осуждает языческие обычаи древлян, которые живут в лесу "аки звери" и устраивают игрища между селами, пляски, "бесовские песни". Из описаний летописца видно, что в этом языческом обряде были танцы и песни, игры и хороводы. Арабский писатель VI в. Якуб назвал славянские песни многозвучными и приятными для слуха: "Они насыщают мою душу", — писал он 4.
Мифология и обрядность
Мировоззрение древних славян было мифологическим, конкретные явления природы в нем связывались с божествами. Перун, громовержец, противопоставлялся богу Велесу, или Волосу, по мифологии славян — покровителю скота. Мокошь была богиней ткачества и водной стихии 5. Славяне поклонялись солнцу — Яриле, Даждь-богу, Сварогу, земле, воде6. Они почитали природу как одухотворенное начало. В их представлениях природа была наполнена духами добрыми и злыми, которых они умилостивляли7. Божествам, олицетворявшим силы природы, — воде, солнцу, земле, — приносились жертвы.
В языческий период у славян были распространены два вида посредников между народом и богами — жрецы, отправлявшие культ в святилищах, и волхвы, имевшие много других названий (ведуны, чародеи, маги, ворожеи и пр.). Последние играли у славян большую роль. Действуя без храмов, помпы и жертвоприношений, волхвы оказывали значительное влияние на верования народа, их жизнь. Основной удар христианская церковь направляла против языческой магии, потому что языческих богов она уничтожила сразу. Волхвования же и колдуны оставались, и церковь вела с ними упорную борьбу, которая часто оказывалась безрезультатной 8.
Реконструировать эту древнюю славянскую культуру, появившуюся на самой низкой ступени ее развития, чрезвычайно сложно. Остаточные явления ее можно видеть, например, в заговорах. Почитая землю, славяне ей кланялись, называли ее "Мать сыра земля". Подобные выражения дошли до нас в народных песнях, сказках, заговорах. Славянские языческие обряды не получили у славян оформленности, характеризующей более развитую греческую мифологию. Славянская обрядность по сравнению с греческой имела более примитивный вид. Достаточно сказать, что славянский обряд предполагал даже человеческие жертвоприношения.
Обряды славян включали песни, ритуальные действа, "игрища", которые сохранились в народе, потеряв свой первоначальный магический смысл. С культом предков связаны были древние славянские плачи, сопровождавшие тризны. В общественно-родовом быту славян этот культ играл важную роль, так как давно умерший родоначальник — Род или Рожаница считались покровителями своего потомства. Вера в загробную жизнь пронизывала весь культ славян и связывалась с верой во всяких духов, населявших природу: леших — лесных божеств, водяных и русалок — речных божеств. Души умерших, по их поверьям, населяли поля, леса и воды. Вся природа казалась древнему человеку одухотворенной и живой, с этим связан антропоморфизм — перенос человеческих качеств на различные явления природы. Человек вступал в общение с природой, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в ней, поэтому разные времена года сопровождались различными обрядами. Так постепенно складывались календарно-обрядовые праздники, приуроченные к циклу земледельческих работ, сохранившиеся в песнях русского фольклора.
Смены времен года отмечались праздниками, связанными с календарем. Языческие календарные обряды с появлением христианства не исчезли, они преобразовались, соединившись с христианским культом в своеобразном двоеверии. Например, обычай рядиться и ходить на Святках из дома в дом с веселыми песнями — колядками — восходит к зимнему празднику Коляде: так встречали бога зимы — Коляду. Затем зиму провожали, а весну выкликали. Встреча весны (Красная горка) сопровождалась весенними праздниками, на масленицу пекли блины — символ солнца и весны, провожали и сжигали соломенное чучело божества зимы. Прилет птиц отмечался в марте обрядовым печеньем, женщины пекли из теста жаворонков. В так называемую русальную неделю встречали лето. В это время заключались браки, пели песни в честь Лады и Леля — покровителей любви. Весной и летом совершали поминальные обряды, тризны: весенняя тризна — Радуница и летняя — Русалии, которые сопровождались плачем об умерших. Проводы лета отмечались праздником в честь Купалы. Песни, пляски, игры, сопровождавшие эти обряды, сохранились в фольклоре спустя много времени после христианизации Руси.
Многие языческие обряды, совмещаясь с новыми христианскими верованиями, образовывали своеобразные синкретические формы двоеверия. Например, праздник Коляды был приурочен к Рождественским святкам, проводы зимы (Масленица) — к Сырной неделе, Красная горка и Радуница — к Пасхе, Семик или Русалии — к Троице, Купала — к Иванову дню (Иван Купала). Отправление обрядов сопровождалось пением песен, бóльшая часть которых сохранилась в народной памяти на долгие годы. В модифицированном виде они дожили до наших дней.
В изучении русской народной культуры огромное значение имеют фольклорные экспедиции. Многие виды песен, которые записывают сейчас в фольклорных экспедициях, восходят к культуре языческой Руси. Несмотря на естественный процесс эволюции, фольклор отличается принципиальной консервативностью. Сравнение древних календарных песен у разных славянских народов приводит к выводу о существовании у них общей музыкальной основы, архетипов, восходящих ко времени праславянского единства. Напевы традиционных крестьянских песен, в первую очередь тех, которые принадлежат к календарным обрядовым или трудовым и исполняются коллективно, представляют надежный материал для исследования далекого прошлого музыкальной культуры человечества. Как считают многие исследователи, в этом отношении он не только равноценен археологическому и лингвистическому материалу, но и, по-видимому, превосходит его исторической достоверностью 9.