Письменность древних шумеров называлась. Культура шумеров – бесценный вклад в историю - Письменность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие письма. Письменность древних шумеров называлась


Клинопись шумеров | Развитие письма

Клинопись шумеров

В древневосточных странах – Египте, Шумере, Хеттском царстве и Финикии были придуманы и разработаны основные виды письменности. По внутренней структуре шумерская письменность сходна с египетским письмом.

 

В Южном Междуречье, на юге современного Ирана существовала древняя страна – Шумер. Здесь, в Передней Азии, жил народ, создавший древнюю письменность.

 

Историки и археологи приложили немало усилий, стараясь разгадать тайны шумерской истории. Сейчас известно, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство и воспитывали детей.

 

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося в IV тысячелетии до н.э. в низовьях реки Евфрат, недалеко от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки – рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, т.к. Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно. Наводнения всегда здесь были очень опасны – и память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях. В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними срывались очень плодородные земли. Но в те времена обработка таких земель была еще людям не под силу.

 

Все изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева – шумеры.

kakografopol.wordpress.com

Культура шумеров – бесценный вклад в историю

письменность шумеров

Письменность шумеров

Как показывает практика, обнаружить памятники древней письменности это полдела, нужно её ещё и расшифровать. Например, легендарный Фестский диск, обнаруженный на Крите, вот уже более века является одной из главных загадок исторической науки – так как если учёные смогут разгадать нанесённую на него надпись, тогда существенно повышаются шансы узнать как можно больше о древней минойской цивилизации. Так что расшифровка письменности шумеров, осуществлённая уже в середине XIX века, сыграла огромную роль в получении знаний о Шумере и ряде других цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

alt

Неизвестный первооткрыватель

История расшифровки шумерской письменности показывает, что далеко не всегда те исследователи, которые действительно совершают прорыв в изучении той или иной проблемы, получают заслуженное признание. Так случилось с немецким лингвистом Георгом Фридрихом Гротефендом. Будучи ещё весьма молодым человеком, Гротефенд заинтересовался знаменитой Бехистунской надписью в Иране - выбитым на скале по приказу персидским царём Дарием II в VI веке до нашей эры текстом, сделанным по поводу определённого знаменательного события. Европейские учёные и путешественники к концу XVIII столетия уже доставили первые варианты этой надписи, перенесённые на бумагу. Текст состоял из трёх частей на разных языках, одним из которых была аккадская клинопись, основанная на древней шумерской клинописи.

Гротефенд выделил в тексте несколько комбинаций клинописных знаков, которые были, во-первых, почти идентичны, во-вторых, повторялись в тексте чаще всего. Сделав предположение, что эти сочетания знаков являются именами персидских царей и выяснив, какие официальные формы именования царей были приняты, он перевёл две похожие надписи: «Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид» и «Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид». Таким образом, он смог определить значение примерно полутора десятков клинописных знаков. В 1802 году Гротефенд представил своё исследование на Геттингенском научном обществе, но в тот момент его открытие не было признано: во-первых, подобный способ дешифровки ещё не был опробован, во-вторых, Гротефенду, которому на тот момент не было ещё и тридцати, не хватило авторитета в научных кругах. Открытие учёного, который первым среди европейцев узнал значение знаков шумерской письменности, было забыто на полвека.

alt

Отсутствие страха высоты и упорство - рецепт открытия

письменность шумеров

Повторно совершил открытие шумерской письменности, но удостоился главных лавров британский археолог и лингвист сэр Генри Роулинсон. Главная заслуга Роулинсона заключается прежде всего в том, что он составил полную копию Бехистунской надписи. Дело в том, что сама надпись сделана на высокой скале, видимо, с двойной целью: во-первых, чтобы она была видна издалека, во-вторых, чтобы избежать осквернения надписи и содержащихся в ней имён царей и богов, считавшихся священными. В связи с труднодоступностью Бехистунской надписи до Роулинсона у европейских учёных были лишь приблизительные и неполные рукописные копии - то, что очевидцы на месте могли разглядеть с поверхности земли.

Роулинсон же потратил около десяти лет жизни (со значительными перерывами) на составление полной копии надписи. Для этого он в прямом смысле рисковал жизнью, взбираясь на опасную скалу и даже организовав собственный спуск по верёвке в люльке к надписи. Впрочем, в самое опасное место он так и не смог добраться, поэтому там надпись копировал местный мальчик, имевший большой опыт скалолазания. Что же касается непосредственно расшифровки клинописи, то здесь Роулинсон практически до мелочей повторил методику Георга Гротефенда, взяв в качестве ключа те же самые надписи о Дарии и Ксерксе. Сам Роулинсон утверждал впоследствии, что на момент работы с текстом не знал о работе Гротефенда, что весьма вероятно - до обнародования расшифровки Бехистунской надписи о выдающемся немецком лингвисте и его исследовании начала XIX века практически не вспоминали.

alt

Без везения наука не делается

К тому же Роулинсону и его последователям крупно повезло. Во-первых, Роулинсон был специалистом по древнеиранскому языку, родственному одному из языков Бехистунской надписи. Это помогло ему в определении имён и географических названий, которые он впоследствии сравнил с аналогичными местами в клинописном тексте. Во-вторых, через некоторое время во процессе раскопок была обнаружена огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, состоявшая из глиняных табличек. И среди этих табличек были обнаружены словари, в которых шумерские символы переводились на вавилонский и хеттский языки. Это значительно облегчило жизнь учёным, особенно после того, как Роулинсон выдвинул предположение о полифоничности шумерских клинописных знаков, то есть их различном звучании в зависимости от контекста и от места в слове.

Окончательно же научное сообщество констатировало, что ключ к расшифровке шумерской письменности найден (при том, что неразгаданные символы, в основном древнего этапа формирования клинописи, неразгаданны до сих пор), в 1857 году. Тогда в Лондоне одновременно оказались четыре специалиста по древней письменности, в число которых входил и Роулинсон. Всем учёным предложили до того неизвестный текст, выполненный шумерской клинописью, для самостоятельного перевода. Спустя некоторое время учёные предоставили свои варианты и они оказались в основной части, не считая нюансов, одинаковыми. Так было подтверждено наличие у науки универсального способа чтения шумерской письменности.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Шумерское письмо

Шумеры до клинописи пользовались пиктографическим письмом. На основе пиктографии была создана клинопись. Древнешумерская клинопись писалась клиновидной палочкой на глиняных плитках и поверхностях, каждый знак выражал слово. Найденная руническая письменность тюркоязычных народов стала как бы продолжением и совершенствованием клинописи шумеров. Во многом схожи культ вождя и поклонения царям, культ жертвоприношений при захоронениях шумеров и тюркоязычных народов, они почти не отличаются от скифских культов. В курганах шумеров были найдены сани, которые были положены по традиции подобно курганам в Древнем Туране (иначе, откуда взяться саням в Двуречье, где не бывает зимы). Схожесть проявляется и в изобразительном искусстве – это так называемый «звериный стиль», именно изображение зверей и птиц на различных рисунках, украшениях. Звериный стиль повторился у тюркских племен скифов, гуннов и других. У шумеров был культ святого дерева. У казахов выросшее на могиле дерево являлось свидетельством святости погребенного человека. На него они подвешивают бантики, платки и другое. Тюрки, как и шумеры, пользовались звериным 12-летним циклом. Зная звериный год своего рождения, они легко определяли свои годы или события. За многие века часть шумеров могла ассимилироваться с другими племенами и народностями, в том числе и с семитоязычными племенами. Семиты пользовались достижениями культуры Вавилонского (Бабел) и Ассирийского царства. Не случайно в семитском языке встречаются шумерские или тюркские слова, особенно в религиозных терминах и именах. Ранее Хеврон назывался Кириаб-арба («кыйраган арба»-разбитая телега), р. Мала (Мола-крепость).

Судя по приведенным выше сведениям, можно сказать:

Шумеры являются потомками прототюрков, общались на тюркском языке, имели постоянную торговую, родственную связь с Родиной (Древним Тураном, Аркаимом).

Шумеры существовали более 50 веков назад, от них в Мире начиналась цивилизация на Востоке, с Месопотамии. 45 веков до н. э. существовали у них первые города. Шумерская держава властвовала более 25 веков на территории Месопотамии, затем в составе Шумеро-Акадского царства порядка 15 веков. С XX-XV вв. до н. э. возвысился шумерский город Бабел, который в истории получил название Вавилон.

Их культура, первая письменность (клинопись), строительство первых городов начинались с Древнего Турана и продолжились на Среднем Востоке.

Шумеры антропологически, по клинописному языку, по письменным литературным памятникам, звериному стилю и захоронениям идентичны и генетически имеют родство с Другими тюркскими племенами.

Шумеры заложили основу для развития культурных традиций у многих народов Древнего Востока: аккадцев, арамеев (хурритов), вавилонцев, хеттов, финикийцев, ассирийцев, скифов, ханнанцев, и других.

Шумерские мифы получили широкое распространение на Востоке. Тексты были переведены на различные языки, в том числе семитские наречия, которые по-своему истолковывали шумерские мифы и тексты.

Первым царем в мире был Шумеро-Аккадский Саргон.

Возникает вопрос. Каким образом из религии «Тингир» шумерские Адап-человек, Утнапиштим – спаситель и богиня Нити адаптировались в Христианской религии в новые имена соответственно: Адам, Ной и Ева? Похоже на дискриминацию шумеров-тюрков. Хочется привести слова исследователя Леонарда Вулли: «Мы выросли в такое время, когда началом всех начал в искусстве считалась Греция, когда думали, что сама Греция, словно Паллада, появилась из головы Зевса-олимпийца. Но нам удалось убедиться в том, что свои жизненные силы она черпала в культуре лидийцев, хеттов, финикийцев, жителей Крита, Вавилона, Египта – им всем не в малой степени обязана своим расцветом, корни ее уходят дальше в глубь веков: за всеми этими народами стоят шумеры».

inovainvest.ru