Предметы быта древнего рима. Римляне в повседневной жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды вещей в Древнем Риме. Предметы быта древнего рима


жилища, одежда, пища, бани, образование

 

На быт и повседневную жизнь римлян влияло множество различных факторов: климатические условия, традиции и нравы, сложившиеся в обществе, а также материальное благополучие и классовая структура.

Жилища римлян

Жилища богатых римлян были просторными, нередко они представляли собой настоящие дворцы. На заднем дворе были расположены роскошные сады, украшенные фонтанами, статуями.

Нередко зажиточные римляне имели собственные бассейны. Стены домов были украшены росписью. В крышах они проделывали специальные отверстия, чтобы днем их дом мог освещать дневной свет.

Менее обеспеченные римляне имели комнаты в многоэтажных домах. В таких домах жили простые городские рабочие, а также ремесленники. Крестьяне проживали в маленьких домиках, построенных из древесины с соломенной крышей. Такие дома прилегали к огороду или маленькому саду. 

Одежда римлян

Одежда римлян прямо зависела от их материального состояния и гражданского статуса. Так, белое шерстяное облачение – тогу, имели право носить женатые мужчины, которые обладали политическими правами.

Члены Сената носили тогу с красной каймой, а полководцы, которые сумели выиграть сражение, надевали одежду красного цвета. Со временем, красная тога стала символом императорской власти, и носить ее имели право только представители правящей династии.

Крестьяне и ремесленники носили туники – короткая одежда без рукавов не мешала им в работе. Жены состоятельных римлян также носили тоги, часто они были цвета слоновой кости.

Женщины крестьянки поверх туники надевали широкие юбки. Обувь римских воинов представляла собой кожаные сапоги, обычные граждане носили сандалии. Именно римлянки первые изобрели обувь на платформе – это помогало казаться им выше и стройнее. Незадолго до падения Рима, мужчины начали носить штаны.

Пища римлян

Основной пищей римлян, независимо от благосостояния, был сыр, хлеб, маслины и овощи. Также незаменимым блюдом на столах была рыба. Дорогие сорта рыбы могли позволить себе аристократы, бедняки же питались маленькой и дешевой рыбешкой.

Римляне любили устраивать званые обеды, но в отличие от повседневной жизни греков и их гостеприимства, римляне приглашали на зване обеды только нужных высокопоставленных лиц.

Общественные бани - термы

Римляне также славились своей любовью к баням – термам. В Риме было множество бань как императорских, так и частных. Бани часто были оборудованы беседками и садами.

В них римляне любили проводить весь день, что не мешало им там же решать любые дела, вплоть до вопросов государственного значения. 

Образование детей

Римляне очень заботились об образовании своих детей, так как понимали, что это будет определять их дальнейшую жизнь. В Риме существовало множество частных школ с различной стоимостью обучения.

Школы для крестьянских детей располагались в помещениях мастерских и обычно там, кроме арифметики и грамматики детей обучали ремеслу. В школах для детей обеспеченных граждан и чиновников часто преподавали философы и ученые, имена которых вошли в историю.

В таких школах мальчики учились отдельно от девочек. Значительное внимание предавалось изучению ораторского искусства и философии. 

Однако, несмотря на сильную любовь и заботу к детям, римляне, подобно спартанцам, убивали детей, которые рождались с видимыми физическими дефектами.

Они считали, что такие дети являются наказанием богов и не могут быть полноценными гражданами Рима, а значит - и людьми.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРимская Империя в III - начале IV века: Христианство, реформы, падение

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Виды вещей в Древнем Риме

Почти все классификации существуют в современном праве.

Понятие вещи (re) в Древнем Риме

Термин «вещь» имел в Древнем Риме 3 значения:

  • Узкий смысл. Это материальный предмет, или предмет материального мира, имеющий пространственные границы. Бревно, раб, постройка, земельный участок, одежда, продукт питания, колесница и т.д.

  • Объединяет первое значение плюс имущественные права. Вещь включает в себя телесные вещи и имущественные права, неосязаемые, бестелесные вещи. Например, договор цессии – дал в займы должнику, потом эти обязательства продаю. Предметом договора является имущества в значении бестелесной вещи. Но вещь все равно сводится к активам.

  • Наиболее широкое. Вещь как имущественный комплекс. Сюда входит первых два значения: предметы материального мира, плюс права (активы в виде вещей и имущественных прав), плюс пассивы – долги. В Риме слово вещь в таком значении употреблялось редко. Два примера: hereditas– наследственная масса, наследство, которая включает физические вещи, его имущественные права и обязанности. Сейчас то же самое. Второй случай –patrimonium. Это имущество, которое находится в собственности императорского престола. Оно включает вещи, имущественные права и долги.

От чего зависит конкретное значение вещи? От того, предметом какого конкретного гражданского правоотношения она является. Если продается животное, в первом.

Различные классификации вещей:

Основание классификации: способ передачи права собственности на вещь, способ отчуждения вещи. Манципированные вещи требуют специального обряда – либо манципации, либо позже появившегося эквивалента iniurecessio– процесс с фикцией. Покупаетль приходит в суд и заявляет вендикационный иск, ответчик молчит. Претор удовлетворяет вендикационный иск.

Манципированные вещи: исконно римская земля, крупный рогатый скот, рабы (в цивильном праве – еще и сервитуты, но впоследствии это превратилось в имущественное право).

Все остальные вещи неманципированные, для передачи права собственности достаточно простой передачи вещи – традицио (traditio). Либо воображаемой традиции – квазитрадиции (передать ключи от дома, либо горсть земли вместо участка).

Основание классификации – форма существования вещи.

Телесныеимеют материальную форму существования, бестелесные – нематериальную. В Риме таких было два вида: имущественные права и вещи в принципе материальные, но не осязаемые, которых нельзя коснуться рукой – ветер, небесные светила. Такие вещи были ВНЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ОБОРОТА, их нельзя было купить или продать.

Оборотоспособные– это вещи, которые могут быть в собственности любого лица, как частного, так и публичного, и могут быть предметом любых сделок, в том числе связанных с передачей права собственности (купля-продажа, мена, дарения). По умолчанию все вещи такие.

Вещи вне оборота, в свою очередь, делились на:

        • Вещи, общие для всех (res communes omnium) – в Риме, по классификациии Марциана, воздух, море, и текущую дождевую и речную воду. Но если подошли с сосудом и набрали, это уже собственность. Эти вещи полностью необоротоспособны. Они не принадлежат на праве собственности не могу и не могут быть предметом никаких сделок.

        • Ограниченно оборотоспособные вещи – вещи, которые могут быть в собственности, но не любого лица, а только некоторых. Поэтому они могли быть предметом только таких сделок, которые не влекут переход права собственности – тех, которые не были связаны с передачей права собственности. Это три категории вещей:

          • Тело свободного человека. Самый частый пример – это волосы. Их можно продать цирюльнику, это собственность. Но когда они растут на голове, они предметом купли-продажи не могут являться.

          • Res Publici, Публичные вещи. Это вещи, которые могли принадлежать только Римскому государству. Это государственная земля, публичные дороги и крепостные стены.

          • Res secre –Сакральные вещи. Это вещи, которые принадлежат церкви. Это священные рощи, храмы, алтари и иные предметы культа – сдать в аренду можно, продать – нет.

Основание классификации – способность вещи сохранять первоначальное хозяйственное назначение при физическом перемещении. Это юридическая классификация, в некоторой степени условная.

  • Движимые вещи– те, которые способны сохранять первоначальное хозяйственное назначение при физическом перемещении (раб, одежда, продукты питания, деньги, животные и т.д.)

  • Недвижимые вещипри перемещении утрачивают первоначальное хозяйственное значение (это земельный участок и все, что с ним неразрывно связано – насаждение, строение, канавы и т.д.)

Правовое значение этой классификации. Прежде всего она влияет на длительность срока приобретательной давности – для движимости традиционно срок короче (1 год по цивильному), для нидвижимости длинней – 2 года (в цивильном праве). А в преторском – 3 и 10 лет.

  • Классификация вещей на индивидуально определенные(resspecies) и вещи,определяемые родовыми признаками(resgenera). Основание классификации – степень индивидуализации вещи в имущественном обороте. Это очень важная классификация.

    • Вещи, определяемые родовыми признаками, в имущественном обороте характеризуются наиболее общим образом – с помощью категорий веса, меры, длинны, количества, объема и т.д. (это зерно, продукты питания в целом, ткань, деньги).

    • Индивидуально определенныевещи делятся, в свою очередь, делятся на две подгруппы:

      • Вещи индивидуализированные – вещь, которая ранее являлась родовой, но потом с помощью какого-то признака была выделена из прочих родовых вещей (клеймо на лошади и т.д.)

      • Уникальные вещи – вещи единственные в своем роде (картина художника, уникальный раб)

У классификации есть два значения.

Второе значениеклассификации.

Если предметом договора является индивидуально определенная вещь и она гибнет, договор прекращается невозможностью исполнения. Индивидуально определенные вещи незаменимы, а родовые вещи заменимы. Если гибнет родовая вещь, на судьбу договора это не оказывает влияния.

  • Следующее основание классификации – вещи потребляемые(resquaeusuconsumatur) инепотребляемые (resquaenonusuconsumatur). Основание классификации – способность вещи сохранять потребительную ценность в процессе потребления.

    • Потребляемые вещипотребительную ценность теряют сразу, за один акт потребления. Это продукты питания, одноразовые носовые платки, шприцы, а такжеденьги, которые юридически считаются потребляемой вещью.

    • Непотребляемые вещи способны сохранять потребительную ценность в процессе потребления (хотя она может снижаться). Такая возможность есть, если их потреблять нормально. Это земельный участок, строение, колесница – их можно использовать неоднократно. Также это раб, животное (если не продукт питания), посуда, одежда, оружие и т.д.

Правовое значение классификации.

Все договоры с точки зрения их предмета делятся на три группы:

      • Контракты, предметом которых являются только родовые вещи. Это ЗАЕМ. Можно вывести формулу: родовые вещи всегда потребляемые (родовые = потребляемые). Смысл займа в том и заключается: вы берете вещь в займы, потребляете, но возвращаете не ту же самую вещь, а такого же сорта. Например, зерно, или вино, соль.

      • Договоры, предметом которых являются вещи только индивидуально определенные.

      • Предметом которых является и те, и другие вещи – например, ДАРЕНИЯ (можно подарить и торт, и автомобиль)

Это, например, раб, ценный камень, кусок золота, животное, земельный участок.

В чем правовое значениевыделения стада как сложной вещи:

            • При смешении однородных вещей – если в стадо зашло несколько аналогичных особей (овец), их истребовать невозможно, других – возможно.

            • При вендикации вещи. Если стадо зашло на участок и хотите его присвоить, при подаче вендикационного иска нужно доказать право собственности не на все особи, а достаточно доказать право собственности на большую часть стада.

  • Следующая классификация вещей – они делились на главные вещи и вещи, являющиеся принадлежностями(подчиненные вещи) –accesorium. Основание классификации – способно ли вещь выполнять хозяйственную функцию самостоятельно или не способна.

    • Главные вещиспособны самостоятельно выполнять хозяйственную функцию. Например, дом, замОк, земельный участок.

    • Подчиненные вещи могут выполнять свою функцию только в совокупности с главными, только как принадлежность к главной вещи. В отношении дома это двери, ставни. Понятно, что их можно снять, но они перестанут выполнять функцию. Для замка подчиненная вещь – ключ. Все, что находилось на земельном участке, рассматривалось как подчиненная вещь – строение, насаждение и т.д.

Правовое значение:

Если главная вещь меняет собственника, принадлежность следует ее судьбе, если иное не предусмотрено договором. Если покупаем дом, не надо оговаривать, что покупаешь с дверьми или ставнями. А вот если чего-то из этого нету, это нужно специально оговаривать.

Суперфиций. Вы берете чужой земельный участок пустующий, и по условиям суперфиция обязаны построить что-то. Было придумано юридическое правило, означающее – строение следует судьбе земли. Не важно, кто и за чей счет воздвиг строение, важно, кто собственник земли. В современном праве все наоборот, от этого правила отказались, строение – главная вещь. И если на арендованной земле построили дом, можно на него претендовать.

  • Последняя классификация касается не самих вещей, а плодов, которые приносит вещь. Плоды, которые приносит вещь, делились на фруктус натуралес – натуральные, или естественные плоды вещи (fructusnaturales) и плоды цивильные (fructusciviles).

Основание классификации – в каком качестве вещь проносит плод. Если она приносит в силу своих природных свойств, это плоды натуральные (урожай, который вырос на земельном участке, приплод животного или рабыни) – тогда собственник вещи становится собственником естественных плодов, если иное не вытекает из существа договора или его условий.

Цивильные плоды – вещь приносит не в силу своих природных свойств, а вследствие ее включения в имущественный оборот. Например, арендная плата – когда сдал землю в аренду. По условиям договора, если сдает землю, и там вырос урожай – это уже цивильный плод.

studfiles.net

Меблировка. Франк Коуэл. Древний Рим. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Римляне не имели мебели в современном понимании этого слова. Они, подобно японцам, жили в полупустых, минимально обустроенных комнатах. Отличия в обстановке среднего римского дома времен республики и империи, определенно, были. В римское средневековье, как и в Англии, все ценное имущество римлянина, кроме одежды первой необходимости и простой грубой кровати и кушеток, состояло из набора грубых сельскохозяйственных орудий: заступа, лопаты, косы, серпа, молотка, топора, ножа, граблей, мотыги и плуга, а также военного снаряжения: короткого меча, щита и копья. У женщин были веретено, ткацкий станок, стул или табурет, камни для перетирания зерна в муку или мельница, немногочисленная глиняная посуда и металлическая утварь для приготовления пищи. Женские личные украшения в те далекие дни были немногочисленными и простыми: деревянный или костяной гребень, кольцо и пара больших брошей, несколько костяных или металлических шпилек для волос, возможно, браслет или два, несколько пар сережек, хранимые в простой терракотовой или самшитовой шкатулке для безделушек, а также полированное металлическое зеркальце. У детей были немногочисленные простые игрушки и игры.

В так называемом золотом веке Римской империи, приблизительно 300 – 400 лет спустя, картина была совершенно другая. Исчезли маленькие лачуги и домики, вместе с ними исчезло боевое оружие, а также сельскохозяйственные инструменты. Для того чтобы найти веретено и ткацкий станок, следовало заглянуть в жилища рабов некоторых больших домов, хотя там и сям пара-тройка семей, гордящихся тем, что соблюдают древние традиции, никак не составляла подавляющего большинства. На чердаках лачуг и в тесных кварталах бедноты ничто не занимало места этого почитаемого традиционного оборудования. Марциал, скорбя о бедности римлян, описывал жалкие пожитки при переезде: хромоногое низкое ложе и столик на трех ножках, а с ними фонарь, миска, треснувший и протекающий ночной горшок, горлышко большой бутыли, закатившееся под позеленевшую медную жаровню, и смердящий кувшин. Все это, с добавлением нескольких изорванных покрывал на постели, ножей и ложек, сосудов для питья и, возможно, пары потертых старых сундуков, составляло основное имущество тысяч обедневших римлян.

Чем выше римлянин взбирался по социальной лестнице, тем больше он тратил на меблировку своего дома, но деньги уходили не столько на количественное приумножение предметов домашнего имущества, сколько на приобретение высококачественных товаров.

Ножки ливийских столов у тебя из кости индийской,

А у меня черепком буковый столик подперт.

Под непомерных барвен[5] у тебя золоченые блюда,

А у меня-то под цвет плошки краснеется рак... —

говорил Марциал.

Состояния тратились на изящные маленькие столики из редких пород древесины и слоновой кости. Цицерон потратил полмиллиона сестерциев только на один стол. Всего на пять процентов суммы этот человек, такой как Марциал или Ювенал, мог бы прожить в скромном комфорте. Известно, что друг Цицерона, Азиний Поллион, потратил на стол сумму в два раза большую.

Цена мебели зависела от редкости дерева – кипарис это, к примеру, или цитрусовое дерево – и от того, вырезан ли предмет из единого куска древесины у комля дерева, где оно имело исключительно замысловатый рисунок или узорчатый срез. Стулья не были обыденной, повседневной вещью, как теперь у нас. Традиционно считалось, что сидеть могла только знать; позволяли себе сидеть магистраты, судьи и женщины. Гостей также приглашали садиться из вежливости. Ученики в школе, те, у кого была сидячая работа – например, сапожники, завсегдатаи дешевых харчевен, – сидели на небольших круглых деревянных табуретах. Дома мужчины обычно возлежали на ложе, однако чаще всего пользовались складными стульями. Стулья со спинками и подлокотниками были редки и предназначались для женщин, пожилых людей и почетных гостей. На закате республики и в эпоху империи переносные портшезы были общеупотребительны. Некоторые вмещали двух седоков. Те, что предназначались для дам, были закрытыми вплоть до I века н. э., когда придерживающиеся консервативных взглядов были шокированы при виде того, что некоторых женщин носят в открытых сиденьях-носилках. Подобное новоизобретенное хитроумное приспособление появилось позднее, чем обычные носилки – летики, которые несли шесть или восемь носильщиков (четыре носильщика – признак бедности: именно столько людей несли гроб бедняка).

Рис. 3. Стул

Рис. 4. Ложе

Восточные народы, которые имели обыкновение говорить, что греки не знали, как сделать удобную постель, были не слишком высокого мнения и о постелях древних римлян. Они представляли собой простые, довольно высокие деревянные рамы, на которые клали матрас, набитый соломой или шерстью, опиравшийся на кожаные ремни или сетку, с досками в изголовье и изножье. Покрывалом служило простое одеяло, пара одеял или тога; также имелась подушка, набитая шерстью. Позднее, по мере того как мебель становилась все искуснее, ложа и кушетки стали богаче украшать, изготавливать из редкого, качественного дерева, инкрустировать слоновой костью, черепаховым панцирем и золотом. Покрывала в богатых домах также стали просто великолепными. Колыбели младенцев качали молодые рабыни.

Кроме заботы, чтобы вся основная меблировка была практичной, красивой, элегантной и по возможности до блеска отполированной, состоятельные римляне ничем не озабочивались и не захламляли комнаты.

У немногих были библиотеки, хотя преобладали более приземленные вкусы, когда средства шли на украшения и показную роскошь. Марциал упоминал человека, у которого «...в четыре фунта барвена блюдом была основным и украшеньем стола» вместе с хрустальными кубками, привезенными на кораблях с Нила; человека, чьи друзья, подобно его картинам и чашам, были подлинным «антиквариатом». Художники расписывали стены жилых помещений, мозаичные рабочие выкладывали полы, зачастую с непревзойденным умением. Они были очень востребованы, потому что римляне не покрывали полы коврами на восточный манер, что было неплохо, поскольку манеры их поведения за столом были примитивными, и ни один ковер долго не просуществовал в римской столовой. Богатые восточные ковры и драпировки, не толще среднего одеяла, привозили из других стран задолго до времен империи и использовали в качестве занавесей и покрывал.

Рис. 5. Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник; 3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Угольные жаровни – единственный источник комфорта в холодную погоду – были элегантной конструкции и тонкой работы в богатых домах, где семье не нужно было собираться вокруг кухонного очага – при условии, что таковой вообще имелся, – где обычно тлели раскаленные угли, а то и горело пламя.

Если огонь угасал и угольки переставали тлеть, разжечь его снова было делом непростым. Первым средством было попросить огонька у соседа – тогда, как и сейчас, бедняки любили одалживать и часто просили в долг. Персонаж одной из пьес Плавта говорит, что огонь, вода, нож, топор, пестик и ступка – вот вещи, которые соседи всегда пытаются одолжить. Если это не получалось, приходилось выбивать искры и поджигать сухой трут, гнилушку, листья или серу. Когда не оказывалось под рукой кремня и огнива, выход, судя по Плинию, был таков: тереть один кусок дерева о другой, и для этого нет ничего лучше, чем получать огонь, пользуясь стволом плюща с углублением в нем. В ночное время лампы, в которых горело оливковое масло, были обычным источником света с очень давних времен. Они представляли собой простые плоские керамические блюдца, имеющие ручку с одного конца и носик с другого, откуда выступал фитиль из перекрученных волокон льна или папируса, который свешивался вниз так, что, когда горел, пламя от него могло отбрасывать свет как вниз, так и в других направлениях.

Господин О’Дэа в своей книге «История освещения и общество» свидетельствует о проведенном эксперименте с такой лампой, снабженной единственным фитилем. Она давала 40 – 50 часов света на одну пинту масла. В бедном римском доме такие расходы допускали очень неохотно, поскольку оливковое масло стоило денег, тому же оно употреблялось в пищу. Чем больше фитилей, тем лучше освещение, но больше и расходы. Одна огромная лампа с 14 фитилями, по словам Марциала, могла осветить всех пирующих, но лишь богатые могли себе это позволить. Свечи из сала со скрученным фитилем были римским изобретением. Пользовались ими в основном бедняки, но с тщательной экономией, потому что сало тоже можно было есть. Вековая традиция скупой экономии в использовании освещения до сих пор жива среди тех, кому нет нужды экономить, и берет начало с этих давних времен. Одна свеча, которая во многих домах была единственным источником света, что они могли себе позволить, давала мало света, разве только рядом с ее пламенем. Одна электрическая лампочка мощностью 60 ватт дает света в сто раз больше. Сотня свечей, расположенных в комнате, была бы более эффективна, чем одна такая электрическая лампочка, но немногие римляне могли позволить себе такое их количество. «Рано в кровать...» – было здоровым правилом для большинства римлян, но случались и исключения, такие, как люди, которых презирал Марциал:

Рис. 6. Жаровни

Пусть это будет писать, кто суров чересчур и степенен

И освещает кого лампа средь ночи глухой.

С использованием ламп с открытым пламенем сильно возрастал риск возникновения пожаров, от которых страдал Рим, но свет был крайне необходим в помещениях с закрытыми ставнями, где люди, спотыкаясь в темноте, могли покалечиться или по неосмотрительности осквернить маленький алтарь, посвященный домашним божествам. Римлянам было известно существование неочищенной нефти или гарного масла, которую они называли либо жидким битумом, либо, на греческий манер, «нафта»; она, по словам Плиния, была столь негорюча, что никто не мог ею пользоваться.

Рис. 7. Глиняные (терракотовые) чаши и блюда

Кроме редких и дорогих золотых и серебряных чаш, блюд и других сосудов, украшающих буфеты, богачи обычно владели полным набором серебряных ложек – главный, если не единственный, римский столовый прибор, поскольку ножи и вилки, или трезубцы, использовались на кухне, но не за столом. Еду брали пальцами или ложками. Остроконечные ручки маленьких ложек гости использовали, чтобы извлекать улиток и моллюсков из их раковин, в то время как сами ложки применяли для того, чтобы есть яйца; ложки большего размера, похожие на наши десертные, отвечали всем требованиям, для которых пальцы не годились.

Вначале чаши и блюда в основном были глиняными, поскольку только богатые могли позволить себе металлические – бронзовые, серебряные и золотые, подобные роскошества считались показными.

У римлян, как и у греков, не было тарелок в современном смысле этого слова, отсюда необходимость в хлебе, салфетках, а также в рабах, подносящих сосуды с вином и водой и губками, чтобы мыть жирные пальцы и стол между подачей блюд. Роги использовались для питья с незапамятных времен, и с развитием цивилизации их стали украшать искусной резьбой, гравировкой, вставками из серебра, золота и драгоценных камней. Имелись разнообразные чаши, от грубых толстых мисок плебеев, не трескавшихся от кипятка, до кварцевых, которые, если боишься разбить, наверняка разобьешь, как говорил Марциал о «мирровых» чашах, возможно из плавикового шпата с Востока, которые, судя по их цене, могли быть и фарфоровыми. Нерон за такую заплатил миллион сестерциев. Всевозможные гончарные изделия, формованные, выгравированные и без украшений, наряду с драгоценными изделиями древнегреческих серебряных дел мастеров, гравированная и покрытая инкрустациями старинная серебряная и золотая столовая посуда высоко ценились состоятельными людьми.

Домашние метлы из дикого мирта, тамариска или пальмовых веток, а также всевозможные щетки, выполненные из разнообразных материалов, ведра и сосуды для воды из керамики или бронзы были среди предметов домашнего обихода.

В дни заката республики и в эпоху империи доказательства великого богатства скорее можно было найти в дамских покоях, чем в комнатах их мужей. Золотые кольца, браслеты, надеваемые на щиколотку или на запястье, серьги, булавки, пряжки, броши, ожерелья, шпильки и изысканной работы ободки для волос, щедро усыпанные драгоценными камнями, в изобилии сыпались из дорогих шкатулок, которые сами по себе были драгоценностями. Ряды маленьких горшочков из алебастра, мрамора и редкого камня содержали бесценные духи и эссенции. Все это намного превосходило скромные украшения представительниц среднего класса. Пышно разодетые женщины из богатых домов подняли личные украшения до никогда не виданных высот. Эти стороны роскошной жизни упомянуты здесь, хотя к ним мы еще вернемся, поскольку указывают на чрезвычайной важности перемену в римском образе жизни, перемену, которая находит примеры во многих других аспектах повседневности. Это была перемена, которую заметили сами римляне, а многие порицали, хотя и не предпринимали ничего, чтобы изменить собственный образ жизни. До того как это произошло, Энний, первый римский поэт, мог с гордостью похвастать в конце III века до н. э. в спартанские дни аскетизма республики: «Нравами предков сильна и могуча республика римлян». Двести лет спустя Гораций, видя изменения в манерах мужчин и женщин, окружавших его, вопрошал:

Чего не портит пагубный бег времен? —

и добавлял:

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы хуже их, а наши будут

Дети и внуки еще порочней.

Рис. 8. Драгоценные украшения: 1, 2 – булавки; 3, 4 – шпильки из слоновой кости; 5 – узорчатый гребень; 6, 9, 11, 12 – браслеты; 7 – ожерелье; 8, 10 – серьги

Поэтому роскошь и изысканность домов и мебели, столь кратко обрисованные выше, имели более глубокое значение, и это неплохо было бы запомнить. Ответственные правители предпринимали некоторые усилия, чтобы воспрепятствовать потрясающему росту сумасбродств и личной роскоши законами, ограничивающим траты на пиры, количество серебра, которые мог позволять себе мужчина, или число ювелирных украшений, которые могла носить женщина, но все они не возымели действия, поскольку Гораций так подвел итог мудрости веков:

Что без нравов без дедовских

Значит тщетный закон?

historylib.org