Писцы древнего египта. Альтернативный взгляд
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Писцы Древнего Египта. Писцы древнего египта


Писцы Древнего Египта Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

wikiredia.ru

Писцы Древнего Египта — Альтернативный взгляд Salik.biz

Писцы Древнего Египта — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма. Писцами были мужчины, они вели дела при дворе фараона, в армии и храмах. Писцы были заняты во всех отраслях хозяйственной и административной жизни Египта: под их надзором происходило возведение монументов; ими записывались указы фараона; истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы чужеземцев. Они заведовали зданиями храма (с технической стороны) и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и их специальная подготовка: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание Вселенной. Все эти обязательные знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических.

Мудрые писцы

Не строили себе пирамид

И надгробий из бронзы…

Их пирамиды — книги,

Их дитя — тростниковое перо.

И память о том, что

написано в книге, вечна.

(Из учебника: Коровкин Ф. П. История древнего мира. — М., 1985, с. 57).

Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку – инструмент для письма. Профессиональные писцы имели каллиграфический почерк и обладали обширными знаниями в самых различных областях.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. Должность писца не переходила по наследству, им мог стать выходец из социальных низов, овладевший грамотой и доказавший свою пригодность в аппарате государственного управления.

В Египте не было такого благородного сословия, чтобы попасть в него не мог простой человек. Сын бедного крестьянина мог достигнуть высшего места, стать богатым землевладельцем, вельможей, владеть тысячами крепостных земледельцев — таких же, каким был его отец. Но, конечно, всего этого легче достигнуть сыну не крестьянина, а образованного человека.

И, как правило, сыновья писцов изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место рядом с отцами. Египетские писцы сохраняли и переписывали древние тексты, работали в библиотеках и архивах, которые находились при храмах. С писцами связана деятельность так называемых «домов жизни», где составлялись тексты религиозного, магического содержания, сонники, медицинские, астрономические тексты, титулатура царей.

Покровителем знаний и письма был бог луны и мудрости Тот. Писцам также покровительствовала богиня Сешат. В египетском искусстве сложилась устойчивая традиция в изображении писцов: он сидит на полу со скрещенными ногами и с развернутым на коленях папирусом. Инструментом для письма были тростниковые кисточки; использовали не только черную, но и другие краски. Красной краской писали начало новых глав или отдельных фраз. Краски делали из угля, сажи, красной охры, голубых и зеленых минералов, которые растирали и разводили водой.

Школы писцов действовали при дворе фараона, при государственных учреждениях, при храмах. Обучение заключалось, главным образом, в чтении и переписывании текстов, в решении математических задач, учеников знакомили с географией и музыкой. Содержание переписываемых текстов было разнообразно, но чаще всего это «поучения», в которых доказывалось, как хорошо быть писцом. В школах практиковалась суровая дисциплина, от ученика требовалось отменное трудолюбие. Сохранился ряд пособий для изучения письма, в том числе справочники со списками имен и понятий. Профессия писца пользовалась большим почтением, египетские тексты сохранили имена многих писцов.

В религиозных процессиях они занимали третье место, имея перья на голове, а в руке книгу, линейку, чернила и палочку для письма. Согласно Клименту Александрийскому писцы Древнего Египта — третий класс египетской жреческой касты.

Едва ли какой народ больше уважал грамотность, чем египтяне, и вряд ли где-либо уменье читать и писать до такой степени меняло судьбу человека и его семьи, как в Египте. Грамотность из раба делала человека независимого и властного.

В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

Путь к образованию в Египте был нелегкий – учили чрезвычайно сурово. Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Учитель имел над своими учениками неограниченную власть. Прилежание требовалось самое усердное. Учитель не выпускал из рук трости – нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвовали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:

“Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью“.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Писать по-египетски было, действительно, очень трудно. А потом необходимо было освоить несколько почерков, — аналог современного печатного и рукописного, — и все это требовалось писать от руки.

Будущий писарь набивал руку несколько лет, затем учился слогу, как составлять разные бумаги и письма. Потом сдавались экзамены и школьник превращался в писаря.

Но для успеха в жизни этого мало – надо получить место, надо чье-нибудь покровительство. И это все приобреталось почти с таким же трудом, как и постижение профессии писаря. Здесь необходимо уметь угодить, кому следует, и отец-египтянин давал сыну такие наставления:

“Если будешь шествовать по стопам знатного, то и сам приобретешь богатство. Если сановник приедет туда, где ты служишь, не дерзай противоречить ему. Пусть каждое слово его будет для тебя законом. Почтительного писаря всегда отличат пред другими.

Если он почтителен и деятелен, то скоро выдвинется вперед. Так поступали твои предки, и ты научи тому же самому своих детей”.

Писаря так и действовали. Один из них, по имени Амтен, сам рассказал, как он из ничтожества стал великим человеком. Его историю, от его лица, написали потомки на его могиле в поучение всем благоразумным людям.

Начал он очень скромно, состоял при писаре крикуном-счетчиком, — выкрикивал, сколько поселяне принесли хлеба, — а писарь записывал. От крикуна многое зависело: он мог и прижать земледельца и помочь ему.

Начальство нашло, что Амтен действовал как следует, и его стали повышать. Он получил важную должность — надзирателя за льняным делом в имениях фараона. Это значило наблюдать за тканями на платье самому царю и его семье.

Скоро Амтен получил право носить трость, т. е. просто палку. У египтян это — знак высшей власти, писарь с палкой — чиновник с большим чином, даже дворянин — недалеко от вельможи.

И Амтену уже легко было достигнуть высших степеней, стать начальником над обширной областью, царь ему дарил одно поместье за другим, разумеется, — с крестьянами. Амтен успел пристроить ко двору царя своего единственного сына и умер среди почестей, восхваляемый, как замечательный человек. Так много значило звание писаря и умение нравиться начальникам!

А один отец убеждал своего сына, чтобы тот непременно стал писарем. Отец подробно перечисляет все выгоды этого занятия сыну.

Во-первых, писаря все уважают. Потом — писарь свободен от черной ручной работы. Кто работает руками, того никто не почитает. Самая работа его крайне неприятная, и сам рабочий похож на осла с ношей на спине.

Писарь, напротив, белоручка. За него все делают слуги, а он только исполняет поручения начальства и сам является начальником.

Из писарей выходили не только гражданские чиновники, но и жрецы, — особы еще более важные, чем простые писаря, и даже вельможи.

Древнегреческие писатели употребляли для их обозначения слово гарпедонапт, что значит «натягивающий веревку». Название произошло, по всей видимости, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.

Из Древнеегипетских писцов известен, как составитель папируса Ринда, Агамезу, или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

salik.biz

Писцы Древнего Египта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

ru.bywiki.com

Писцы Древнего Египта — Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

ru.wikiyy.com

Писцы Древнего Египта - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Previous Entry Share Next EntryПисцы Древнего Египта2013.Апрель.bolivar_s wrote in hist_etnolAugust 14th, 2017Писцы Древнего ЕгиптаПисцы Древнего ЕгиптаПисцы Древнего Египта — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма. Писцами были мужчины, они вели дела при дворе фараона, в армии и храмах. Писцы были заняты во всех отраслях хозяйственной и административной жизни Египта: под их надзором происходило возведение монументов; ими записывались указы фараона; истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы чужеземцев. Они заведовали зданиями храма (с технической стороны) и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и их специальная подготовка: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание Вселенной. Все эти обязательные знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических.Мудрые писцыНе строили себе пирамидИ надгробий из бронзы…Их пирамиды — книги,Их дитя — тростниковое перо.И память о том, чтонаписано в книге, вечна.(Из учебника: Коровкин Ф. П. История древнего мира. — М., 1985, с. 57).Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку – инструмент для письма. Профессиональные писцы имели каллиграфический почерк и обладали обширными знаниями в самых различных областях.Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. Должность писца не переходила по наследству, им мог стать выходец из социальных низов, овладевший грамотой и доказавший свою пригодность в аппарате государственного управления.В Египте не было такого благородного сословия, чтобы попасть в него не мог простой человек. Сын бедного крестьянина мог достигнуть высшего места, стать богатым землевладельцем, вельможей, владеть тысячами крепостных земледельцев — таких же, каким был его отец. Но, конечно, всего этого легче достигнуть сыну не крестьянина, а образованного человека.И, как правило, сыновья писцов изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место рядом с отцами. Египетские писцы сохраняли и переписывали древние тексты, работали в библиотеках и архивах, которые находились при храмах. С писцами связана деятельность так называемых «домов жизни», где составлялись тексты религиозного, магического содержания, сонники, медицинские, астрономические тексты, титулатура царей.Покровителем знаний и письма был бог луны и мудрости Тот. Писцам также покровительствовала богиня Сешат. В египетском искусстве сложилась устойчивая традиция в изображении писцов: он сидит на полу со скрещенными ногами и с развернутым на коленях папирусом. Инструментом для письма были тростниковые кисточки; использовали не только черную, но и другие краски. Красной краской писали начало новых глав или отдельных фраз. Краски делали из угля, сажи, красной охры, голубых и зеленых минералов, которые растирали и разводили водой.Школы писцов действовали при дворе фараона, при государственных учреждениях, при храмах. Обучение заключалось, главным образом, в чтении и переписывании текстов, в решении математических задач, учеников знакомили с географией и музыкой. Содержание переписываемых текстов было разнообразно, но чаще всего это «поучения», в которых доказывалось, как хорошо быть писцом. В школах практиковалась суровая дисциплина, от ученика требовалось отменное трудолюбие. Сохранился ряд пособий для изучения письма, в том числе справочники со списками имен и понятий. Профессия писца пользовалась большим почтением, египетские тексты сохранили имена многих писцов.В религиозных процессиях они занимали третье место, имея перья на голове, а в руке книгу, линейку, чернила и палочку для письма. Согласно Клименту Александрийскому писцы Древнего Египта — третий класс египетской жреческой касты.Едва ли какой народ больше уважал грамотность, чем египтяне, и вряд ли где-либо уменье читать и писать до такой степени меняло судьбу человека и его семьи, как в Египте. Грамотность из раба делала человека независимого и властного.В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».Путь к образованию в Египте был нелегкий – учили чрезвычайно сурово. Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Учитель имел над своими учениками неограниченную власть. Прилежание требовалось самое усердное. Учитель не выпускал из рук трости – нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвовали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:“Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью“.Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.Писать по-египетски было, действительно, очень трудно. А потом необходимо было освоить несколько почерков, — аналог современного печатного и рукописного, — и все это требовалось писать от руки.Будущий писарь набивал руку несколько лет, затем учился слогу, как составлять разные бумаги и письма. Потом сдавались экзамены и школьник превращался в писаря.Но для успеха в жизни этого мало – надо получить место, надо чье-нибудь покровительство. И это все приобреталось почти с таким же трудом, как и постижение профессии писаря. Здесь необходимо уметь угодить, кому следует, и отец-египтянин давал сыну такие наставления:“Если будешь шествовать по стопам знатного, то и сам приобретешь богатство. Если сановник приедет туда, где ты служишь, не дерзай противоречить ему. Пусть каждое слово его будет для тебя законом. Почтительного писаря всегда отличат пред другими.Если он почтителен и деятелен, то скоро выдвинется вперед. Так поступали твои предки, и ты научи тому же самому своих детей”.Писаря так и действовали. Один из них, по имени Амтен, сам рассказал, как он из ничтожества стал великим человеком. Его историю, от его лица, написали потомки на его могиле в поучение всем благоразумным людям.Начал он очень скромно, состоял при писаре крикуном-счетчиком, — выкрикивал, сколько поселяне принесли хлеба, — а писарь записывал. От крикуна многое зависело: он мог и прижать земледельца и помочь ему.Начальство нашло, что Амтен действовал как следует, и его стали повышать. Он получил важную должность — надзирателя за льняным делом в имениях фараона. Это значило наблюдать за тканями на платье самому царю и его семье.Скоро Амтен получил право носить трость, т. е. просто палку. У египтян это — знак высшей власти, писарь с палкой — чиновник с большим чином, даже дворянин — недалеко от вельможи.И Амтену уже легко было достигнуть высших степеней, стать начальником над обширной областью, царь ему дарил одно поместье за другим, разумеется, — с крестьянами. Амтен успел пристроить ко двору царя своего единственного сына и умер среди почестей, восхваляемый, как замечательный человек. Так много значило звание писаря и умение нравиться начальникам!А один отец убеждал своего сына, чтобы тот непременно стал писарем. Отец подробно перечисляет все выгоды этого занятия сыну.Во-первых, писаря все уважают. Потом — писарь свободен от черной ручной работы. Кто работает руками, того никто не почитает. Самая работа его крайне неприятная, и сам рабочий похож на осла с ношей на спине.Писарь, напротив, белоручка. За него все делают слуги, а он только исполняет поручения начальства и сам является начальником.Из писарей выходили не только гражданские чиновники, но и жрецы, — особы еще более важные, чем простые писаря, и даже вельможи.Древнегреческие писатели употребляли для их обозначения слово гарпедонапт, что значит «натягивающий веревку». Название произошло, по всей видимости, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.Из Древнеегипетских писцов известен, как составитель папируса Ринда, Агамезу, или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.Источник:http://manuscript.su   https://salik.biz/articles/31649-piscy-drevnego-egipta.html ? LiveJournal

hist-etnol.livejournal.com

Писцы Древнего Египта — Википедия

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Видео по теме

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

wikipedia.green

Писцы Древнего Египта Вики

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты[ | код]

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование[ | код]

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности[ | код]

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Документальные фильмы[ | код]

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также