Древний египет конспект. Конспект практического занятия по истории на тему "Тайны Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории на тему "Древний Египет" (5 класс). Древний египет конспект


Конспект "Древний Египет. Государство и право"

«Древний Египет»

Древний Египет как государство возникло в пятом тысячелетии до н.э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства. В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований — номов, которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100— 2800 до н.э.).2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800—2250 до н.э.).3. Среднее царство (около 2050—1700 до н.э.).4. Новое царство (вначале Древний Египет — самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н.э. — I в. до н.э.).

Древний Египет. Периоды

Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития — восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта — 30 династий фараонов). Характерная черта деспотии — религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения, руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.

социальная пирамида египет

Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов. Судопроизводство осуществлялось коллегиально. В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако к сожалению ни одна из них не дошла до настоящего времени.

Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений: были земли государственные, храмовые, частные и общинные. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи. Движимое имущество – рабы, рабочий скот, инвентарь.

Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного жженой в виде приданного. Допускалась передача жене всего имущества семьи. В Египте свободно для обоих сторон осуществлялся развод.

Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.

Уголовное право и процесс.

Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй. Ответственность в таких случаях несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера (убийство священных животных – кошки, совы, чародейство). Среди преступлений против личности называют убийство. Среди имущественных преступлений – кража, обмеривание, обвешивание.

Наказания преследуют цель устрашения. Среди них – смертная казнь, членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы). Процесс начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств принимаются свидетельские показания, клятвы. Применялись пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 

Конспект урока «Древний Египет«. Следующая тема:

 

Древний Египет. Государство и право

5 (100%) 1 vote

uchitel.pro

Конспект урока по истории "Древний Египет"

Тема : « Древний Египет»

Цель: - Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи:

Образовательные:

  • обучение правильному поведению при работе в группе;

  • обобщить представления об основных видах процветавших искусств и достижений др. Египта

  • оценить уровень развития культуры древнего Египта

  • показать роль культуры Египта в развитие мировых цивилизаций.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

  • развивать умение делать самостоятельные выводы;

  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;

  • развитие интереса к предмету;

  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Методы обучения:

  • информационно-обобщающий.

  • практические: контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний.

  • устный контроль

Нестандартная форма ведения урока. Урок-игра

Развиваю на уроке читательскую и информационную компетенцию

Ход урока - игры

I тур- “Представление команд”

Способствует развитию креативного мышления

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы.

За оригинальное представление команды связанное с историей Др. Египта 1 балл.

(5 минут.)

II тур «Древний Египет»

Способствует развитию внимания, скорости реакции, проявлению эрудиции.

Условия конкурса: Из каждого раздела задается по одному вопросу каждой команде, ответы фиксируются командами на листочках. За каждый правильный ответ - 1 балл.

(10 минут.)

1.Египетские женщины

  • Именно это было основным видом одежды у египетских женщин (платье)

  • Эта египетская женщина была женой египетского фараона Эхнатона ( Нефертити)

  • Эта египетская женщина была коронована как царь, а не как царица ( Хатшепсут)

2.Материалы и вещества

  • Из этого материала изготавливалось большинство оружия в Египте (бронза)

  • Именно на этом материале египтяне высекали рельефы (камень)

  • Из этого материала египтяне делали небольшие лодки, которые использовали для рыбной ловли (тростник-папирус)

3.Календари и система мер

  • Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год (365 дней)

  • Столько дней было в египетской неделе (10 дней)

  • Именно на столько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)

4.Письменность

  • Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)

  • Эти значки египтяне называли «божественная речь» (иероглифы)

  • Именно эти цветом египтяне писали первое слово абзаца (красный)

5.Иной мир

  • Эти сооружения строили древнеегипетские цари для того, чтобы сохранить свои тела после смерти (пирамиды – гробницы)

  • Так называли гроб, в который клали тело умершего фараона (саркофаг)

  • На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (перо или статуэтку богини правды Маат)

6.Религия

  • Этот бог считался у египтян богом плодородия (Осирис)

  • этот бог был в Древнем Египте богом пустыни, бури и непогоды (Сет)

  • Эту богиню – покровительницу женщин и красоты, египтяне изображали в виде черной кошки (Бастет)

7.Военное дело

  • Из этих двух родов войск состояло древнеегипетское войско (пехота и колесничное войско)

  • Именно он был главнокомандующим египетской армии (фараон)

  • Именно таким путем сначала формировалась древнеегипетская армия (набором одного из десяти мужчин)

8.Образование и искусство

  • Именно в это сворачивали длинные книги из папируса (свиток)

  • Большинство юношей в Древнем Египте стремились получить именно эту профессию (писец)

  • Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека (в профиль, т.е. боком)

9.География

  • На этом материке находится Египет (Африка)

  • Этот город был столицей единого египетского государства (Мемфис)

  • Недалеко от этого города солдатами Наполеона Бонапарта был найден знаменитый трехъязычный камень, при помощи которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов (город Розетт – Розетттский камень)

10.Цифры

  • Именно такое число человек помещалось на древнеегипетской колеснице (2)

  • Именно такое число порогов находится на Ниле (6)

  • Именно такое количество ворот вело в царство мертвых (12)

11.Животные и боги

  • В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут (корова)

  • Бог мертвых Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (шакала)

  • Бог воды Себек изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (крокодила) или (…)

12.Фараоны

  • Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)

  • Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и др. страны (Тутмос III)

  • Этот фараон прославился тем, что именно его гробницу английский археолог Говард картер нашел абсолютно нетронутой (Тутанхамона)

13.Нил

  • Именно это приносил ежегодно на египетскую землю Нил в период паводка (ил)

  • Эти сооружения строили египтяне для того, чтобы задержать воду на полях (каналы)

  • Именно так называется место в долине Нила, где строились гробницы фараонов (долина царей)

14.Администрация

  • Так называли людей, которые вели записи (писец)

  • Так называли людей, которые служили богу в храмах (жрецы)

  • Так называли людей, которые разносили вести во все уголки страны (вестники)

III тур.

Конкурс « Термины»

Развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Условия конкурса : Я называю значение термина, а вы на листочке записываете свой ответ. За правильный ответ – 1 балл. (6 минут. .)

1. Всесильный владыка Египта (Фараон).

2. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов (амулет).

3. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (Сфинкс).

4. Египетская гробница (Саркофаг).

5. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

6. Служители бога (Жрецы).

7. Сказание о богах (Миф).

8. Первое из чудес света (Пирамида).

9. Столица древнего Египта (Мемфис).

10. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма (Папирус).

11. Вера в сверхъестественное (Религия).

12. Сбор в пользу государства (Налоги).

13. Река протекающая в Египте (Нил).

14. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология).

15. Наука о развитие человеческого общества (История).

IVтур

Конкурс «Оборвыши»

Развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Правила конкурса: Фразы записаны не до конца, они оборваны. Задание дается командам индивидуально на карточках. Командам следует закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. Проверим, как вы читаете учебник. За правильный ответ - 1 балл .

(6 минут.)

1. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них ……… (египетская пирамида).

2. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов и их охраняет …… (Большой сфинкс).

3. Самая высокая пирамида – пирамида фараона …… (Хеопса).

Vтур

Конкурс «Веришь – не веришь, или да – нетки».

Способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции

Условия конкурса : Нужно согласиться или нет с данным выражением и обосновать свой ответ. Задание раздается на карточках, обсуждается в группе. Отвечает 1 человек от группы. За правильный ответ – 1 балл,

(6 минут.)

Вопросы

1. Верите ли вы, что древние египтяне вытесывали из камня большие статуи богов и делали фигурки из бронзы или глины. Они полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди. (Да)

 3. Верите ли вы, что древние египтяне, поклонялись животным – птицам, змеям, кошкам. И  случае их смерти проводили обряд их захоронения. (да)

3. Верите ли вы, что когда умирала богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты, её тело сжигали в своих печах, местные жители. (Нет)

VIтур

Конкурс «Логическая цепочка»

Конкурс развивает логическое мышление

Условия конкурса: Приводятся три – четыре слова необходимо назвать, то, что их объединяет. Задание дается командам индивидуально на карточках. Отвечает – один представитель от команды. За правильный ответ 1 балл.

(4 минуты.)

Пример: Нил – Тигр – Евфрат –– реки.

1. Дротики – стрелы – лук – оружие.

2. Амон Ра – Геб – Нут – боги.

3. Финики – инжир – виноград – фрукты.

Итоги: Подсчет баллов.( 3 минуты)

Результаты команд: оценка за урок.

  • Большее кол- во баллов – «отлично»

  • Среднее кол – во баллов – «хорошо»

  • Меньшее кол – во баллов – «удовлетворительно»

Домашнее задание творческое:  Составить кроссворд.  Ребятам которые уже умеют составлять презентации можно предложить составить презентацию на тему: «Достижения Древних Египтян» или «Древнеегипетское письмо» либо иную тему выбранную учащимся  по разделу «Древний Египет».  

globuss24.ru

Конспект урока по истории древнего мира "Древний Египет"

Сценарий урока

по Истории Древнего мира в 5 классе

Тема: «Древний Египет»

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=39741508-24-72

Тема урока: Древний Египет

Форма урока: урок-игра

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока:

- систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Древний Египет».

Задачи:

- определить уровень ЗУНов по данной теме;

- ликвидировать возможные пробелы в знаниях, через групповое, командное участие в ходе урока;

- формировать уважение друг к другу в режиме урока-игры;

Оборудование: настенная карта «Египет и Передняя Азия в древности», проектор, ноутбук, раздаточный материал, материал для поощрения участников (грамоты).

Ход урока:

Организационный момент:

Учащимся сообщается условия игры: проверяется правильность выполнения заданий каждой группой, обращается внимание на дисциплину во время урока и скорость выполнения всех этапов каждой командой(рядом) учеников. Учащиеся делятся на 2 команды.

1этап. Конкурс «Разминка».

Назвать и показать на карте (задания даются поочередно командам, если команда не отвечает, ход переходит другой команде)

  1. Где и когда возникло Египетское государство? (В северо-восточной Африке, 3000 г. до н.э.)

  2. Главная река Египта (Нил)

  3. Какие пустыни окружают Древний Египет? (Аравийская, Нубийская, Ливийская)

  4. Какими морями омывается территория Древнего Египта? (Средиземным, Красным)

  5. Как называлась первая столица Древнего Египта? (Мемфис)

  6. Назовите и покажите вторую столицу Египта? (Фивы)

2 этап. Решите задачи. Сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе.

Было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна.

Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.

Решите задачу. Фигура - прямоугольный треугольник. Высота – 10, основание – 4. Узнай его площадь.

О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?

(Математика у них была развита потому, что для строительства каналов, пирамид, храмов и других сооружений требовались точные измерения и расчеты.

Ответы:

1 задача: 7 домов, 49 кошек, 343 мышей, 2401 колосьев, 16.807 мер зерна.

2 задача: 40.

3 этап. «Знаешь ли ты термины….»

Дайте определение понятиям: мумия, саркофаг, дротик, дань.

4 этап. Конкурс «Линия времени»

С каким событием связана следующая дата? Отметьте на линии времени (линия времени отражена на листе)

-Около 2600 г. до н.э. (Наиболее знаменитыми памятниками Древнего Египта являются огромные каменные гробницы фараонов – пирамиды. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота около 150 м.

Физминутка.

5этап. Блиц – игра. (слайд)

На быстроту ответа: команда, которая отвечает первой, получает балл за каждый правильный ответ.

1.Материал для письма. (папирус)

2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. (сфинкс)

3.Самый знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос Третий)

4. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. (ремесленник)

5. Подневольный человек.(раб)

6.Сплав меди и олова ( бронза)7. Ученый, который изучает звездное небо (астроном)

8. Египетская гробница (пирамида)

9. Сборы в пользу государства (налог)

10.Французский ученый, который в 1822 году расшифровал иероглифы (Жан Франсуа Шампольон)

11. Какого животного почитали египтяне, которого содержали при храме в Мемфисе ( священный бык Апис. Он был обязательно черным с белой отметиной на лбу)

12. Островки зелени в пустыне (оазисы)

13. Плодородный слой, основное удобрение на полях (ил)

14.Повелитель Египта (фараон)

15. Знатные, богатые египтяне (вельможи)

16. Предметы, защищавшие от злых духов (амулет)

17. Сборщики налогов (писцы)

18. Служители бога (жрецы)

19. Боевая повозка (колесница )

20. Короткое копье воина (дротик)

6этап. Конкурс «Кто они?» Установите соответствие.

Амон – Ра владыка мертвых

Осирис бог солнца

Сет бог покровитель фараонов

Гор бог пустынь, бурь и непогоды

Тот бог плодородия

Мин бог мудрости

Маат бог истины и справедливости

7 этап. Конкурс «Веселая минутка»

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте?

(«да» –хлопок в ладоши, «нет» - тишина)

-виноград (хлопок)

-сушеная рыба (хлопок)

- помидоры ( тишина)

-финики (хлопок)

-земляника (тишина)

-картофель (тишина)

-огурцы (тишина)

-мед (хлопок)

-тыква (тишина)

-дыня (хлопок)

-ячменные лепешки (хлопок)

-пиво (хлопок)

-молоко (хлопок)

-отварное мясо (хлопок)

8этап. Исторический диктант.

Дельта

……………………………………………………………

…………

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

Фараон

……………..

……………….

Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство

………….

Мастер, изготовляющий изображения из глины, камня, дерева, металла.

………….

Специалист по строительству зданий

Религия

 

…………..

Сбор в пользу государства

Ответы к заданию:

  1. Место, где река делилась на несколько рукавов

  2. Папирус

  3. Повелитель всего Египта

  4. Крестьянин

  5. Ремесленник

  6. Архитектор

  7. Вера в сверхъестественные существа

  8. Налог

9 этап. «О ком и о чем идет речь?»

  • Умение писать более велико, чем любая профессия. Смотри, это я предписываю тебе и детям твоих детей. (писец)

  • Возвышай вельмож твоих, выдвигай твоих воинов, награждай их имуществом, землей и скотом. (фараон)

10 этап. Конкурс «Разгадай послание»

Чтобы правильно прочесть то, что здесь написано, нужно вспомнить: как пользовались иероглифами древние египтяне. Теперь прочитайте содержание свитка сверху вниз:

-Ц!

(МОЛОДЦЫ!)

10 этап. Подведение итогов урока.

  • Та команда, которая в ходе игры дала больше правильных ответов, - победительница. Каждому учащемуся ставится оценка, который показал хорошие знания.

  • На листе участника урока –игры каждый оценивает свою работу на данном уроке по следующим критериям:

-Как я работал?

-Где допустил ошибки?

-Есть ли пробелы в знаниях?

-Удовлетворен ли своей работой?

Учитель: Всем спасибо за активное участие. Молодцы.

Самоанализ урока.

Учитель: Исакова Людмила Васильевна

Тема урока: Древний Египет

Класс: 5

Урок –игра проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положение страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян; повторение терминов.

Урок построен в форме конкурсов, что способствует реализации целей повторения и обобщения на уровне решения педагогических задач , активизации учебных действий каждого учащегося и класса в целом.

Урок структурно выдержан по методам, формам и приемам работы, развивающий, способствующий активному участию каждого учащегося в закреплении полученных ЗУНов. В ходе урока каждый ученик имеет возможность показать свои знания по данной теме, и в то же время, учителю и учащимся легко узнать пробелы в знаниях, которые будут видны при выполнении заданий. На уроке учащиеся выполняют различные типы заданий, где каждый ребенок имеет возможность оценить свои знания и знания одноклассников в ходе взаимопроверки заданий, самооценки, что способствует воспитанию чувства дружбы, творчества, умению работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета.

Данное построение урока решает как педагогические, дидактические, так и психологические задачи достаточно успешно.

-знания значительно лучше усваиваются за счет сочетания активных форм, приемов работы всеми категориями учащихся;

-эффективно задействованы все группы детей в комфортном общении, что создает творческое состояние учащихся на уроке;

-мотивированы внешние и внутренние оценочные параметры результатов учебного труда с анализом его составляющих, выводами.

Данная оргформа урока вполне соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методов работы, методическим приемам. Объем содержания методов, приемов работы способствует полному усвоению и закреплению знаний всеми категориями учащихся.

infourok.ru

Конспект урока Древний Египет

Конспект урока

по учебной дисциплине

«Мировая художественная культура»

Тема урока:

Культура Древнего Египта

Тип урока:

Изучение нового материала

Цели:

1. Знакомство с культурой Древнего Египта.

2. Продолжение работы над умением оценивать художественные особенности произведений искусства.

3. Развитие умений осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа.

4. Формирование навыков групповой работы, умения доказывать свое мнение, выступать с защитой проекта перед аудиторией.

5. Формирование основ толерантного отношения к другим культурам.

5. Воспитание эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (презентация преподавателя, презентации студентов). Магнитофон с аудиозаписью музыки. Географическая карта. Репродукции. Выставка книг по теме.

Выставка книг:

1. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

2. Иванов И.И. 300 вопросов и ответов по мифологии. – Ярославль, 1997.

3. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль, 1998.

4. Любимов Л. История Древнего мира. – М., 1980.

5. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2002.

6. Овсянников Ю. История памятников архитектуры. – М., 2001.

Эпиграфы к уроку:

1.Вечные пирамиды, загадочный сфинкс, фараоны,

мистерии посвящения —

это тайна,

имя которой – Египет…

2. «Описывать бессмысленно – смотреть!»

Опережающее домашнее задание:

Для всех:

1. Подготовить материал для «Живой газеты».

Групповые задания:

1. Подготовить проект о памятнике искусства (мультимедийная презентация - 5-6 слайдов - или иная творческая форма (например, поэтическая). Время - 2-3 минуты.

2. Инсценировать «Миф об Осирисе».

Индивидуальное задание:

1. Чтение выразительно наизусть стихотворения В. Брюсова «Египетский раб».

Ход урока

I. Организация начала урока

Введение в тему

Звучит фрагмент из произведения И.С. Баха «Токката и фуга ре-минор». На экране медленно проходят изображения древнеегипетских храмов, пирамид, скульптур – величественных, грандиозных, монументальных.

Учитель: Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории, культуре Древнего Египта отнюдь не иссяк.

Зачитывается эпиграф (1), записанный на доске

Сегодня мы прикоснемся к этой тайне, узнаем об искусстве Древнего Египта. Продолжим работу над умением оценивать художественные особенности произведений искусства и представим подготовленные дома проекты.

II. Изучение нового материала

Общее представление о Египте

Наглядный материал, используемый на данном этапе урока:

1. Географическая карта

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

1. Изображение Нила

2. Изображение пустыни

Учитель: На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых неспособно принизить время...

Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо- востоке Африки. Часть его территории - Синайский полуостров - находится в Азии. Граница между двумя континентами проходит по Суэцкому каналу. 96% территории Египта, превышающей миллион квадратных километров, - это пустыня с редкими оазисами, причем значительная часть пустыни гористая. Остальное - долина и дельта Нила, где до сих пор живет 90 процентов 65-миллионного населения страны.

Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что "Египет - дар Нила". Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. В IV тыс. до н. э. в долине Нила формируются все основные признаки цивилизации: письменность, наличие городов, монументальных сооружений, классово-дифференцированного общества и государства.

Религия египтян

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Амон-Ра

  2. Амон-Ра в образе барана

  3. Богиня войны Сохмет

  4. Первые правители – Осирис и Исида

  5. Бог Гор в образе Сокола

  6. Мумии

  7. Выписка из словаря (пантеон, канон)

Учитель: Чтобы лучше понять своеобразие древнеегипетского искусства, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Задание обучающимся: Из рассказа о религии египтян выделить основные ее особенности и записать в тетрадь.

Учитель: Для египетской религии характерно многобожие – пантеон богов. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, львиноголовая богиня войны Сохмет.

Вопрос: Как вы думаете, почему у египтян боги изображены с головами животных?

Ответ: Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Учитель: Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Высшим же культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в греческих орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса, который вместе со своей женой Исидой были первыми правителями Египта.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойными обрядами, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения.

Выступление творческой группы Инсценирование мифа об Осирисе

Учитель: Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Затем наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Вплоть до собственного тела, избежавшего тления (отсюда бальзамирование).

Верили, что, кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное, - призрачный двойник человека, его жизненная сила, - «Ка». Поэтому, кроме мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, очень похожую, чтобы Ка мог найти земную оболочку и вселиться в нее. Отсюда выросло портретное искусство Египта: передача индивидуальных черт, похожесть, но без психологической расшифровки, ведь изображался человек, идущий в вечность.

Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древневосточные народы (н-р, в Древнем Вавилоне), у которых были сходные верования, поступали жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову, слуг и хоронили вместе с господином. Здесь же не требовалось человеческих жертв. Египетская религия требовала искусства. Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти»- заменяли покойнику слуг. Росписи и рельефы – события земной жизни: войны, пиры, охота. И никто бы это не увидел, если бы не археологи (с 19 века).

Вера в загробную жизнь и культ мертвых - религия Древнего Египта. Искусство должно дарить бессмертие. Оно не для осмотра.

Труд художника – священнодейство. Их имена известны окружающим, они могли быть жрецами, знатными людьми. Тем не менее проявление индивидуальной воли художника было ограничено. Его роль – роль хранителя канонов.

Проверка задания: Особенности религии

Вариант записи: Вера во множество богов (пантеон), изображение богов с головами животных, вера в священных животных, вера в царство мертвых, мумификация и бальзамирование тел, обожествление фараона, связь искусства с религией.

Архитектура

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Пирамида фараона Джосера

  2. Пирамиды в Гизе

  3. Сфинкс

  4. Мастаба

  5. Храм Амона в Карнаке

  6. Луксорский храм

  7. Заупокойный храм царицы Хатшепсут

Учитель: Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Мы уже знаем, что в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Это представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль.

Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Чтение стихотворения: Валерий Брюсов. Египетский раб

Учитель: Существуют три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными.

Вопрос: Почему, на ваш взгляд, египтяне выбрали такую форму пирамиды?

Ответ: Путь восхождения умершего фараона на небо

Вопрос: Что такое чудо света? Какие ассоциации возникают у вас при сочетании данных слов (ассоциативный ряд)?

Защита проектов: 1. «Пирамиды – первое чудо света»

2. «Пирамида фараона Джосера»

3. «Пирамиды в Гизе»

Учитель: В честь богов и фараонов древние египтяне воздвигали не только пирамиды, но и храмы.

Защита проектов: 1. Храм Амона в Карнаке. Луксорский храм

2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут

Скульптура

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Ушебти

  2. Статуя писца Каи

  3. Статуи царевича Рахотепа и Нофрет

Учитель: Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Но и здесь долгое время господствовал канон.

Типы статуй:

- стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу (ушебти).

- сидящая – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Рельефы и росписи

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Рельеф из гробницы в Саккара

  2. Плита фараона Нармера

  3. Зодчий Хесира

  4. Плакальщицы

Учитель: Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее (Зодчий Хесира).

«Рельеф из гробницы в Саккара». Утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе шествуют стайками гуси и журавли. Повторяемость фигур придает характер ритуально-торжественный. Это не скотный двор – это вереницы живых существ движутся в вечность. Если фигура выбивается из ритма – это слуга, в их изображении допускалась вольная трактовка. Иероглифы – это и узор и мировоззрение.

Вопрос: «Плита фараона Нармера». В чем особенность изображения фараона?

Ответ: Самым большим изображается хозяин гробницы, его родственники – меньше, рабы и пленники – еще меньше. Дополнительных атрибутов величия не нужно. Фараон также полуобнажен, в набедренной повязке. На царственное положение указывает только головной убор и большой масштаб фигуры.

Реформы Эхнатона

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Статуя Аменхотепа IV (Эхнатона)

  2. Портрет Нефертити

  3. Роспись. Дочери Эхнатона

  4. Рельеф. Эхнатон с семьей, поклоняющиеся солнцу

  5. Эпиграф (2)

Учитель: Аменхотеп IV- Эхнатон – новаторский перелом (н. 14 в. до н.э.). Он отменил весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов, ввел впервые в истории единобожие – поклонение богу-солнцу Атону. Атон сам солнце и изображался диском, сияющим на небе, испускающим лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что символизировало дарование благ земле.

Сравнительный анализ нескольких произведений одного вида и жанра: Рельефы и росписи до и после реформ Эхнатона. В искусстве появился интерес к лирическим мотивам. Сцены частной жизни: Эхнатон в кругу семьи, забавляет детей.

Чтение эпиграфа: «Описывать бессмысленно – смотреть!»

Защита проекта: Портреты Нефертити

Гробница Тутанхамона

Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:

  1. Тутанхамон

  2. Тутанхамон с женой в саду

  3. Золотой саркофаг Тутанхамона

  4. Гробница Тутанхамона

  5. Парадный трон из гробницы Тутанхамона

  6. Предметы культа из гробницы

Преподаватель: 1922 г. – открытие гробницы Тутанхамона, которая по счастливой случайности оказалась неразоренной.

Защита проекта: «Гробница Тутанхамона»

«Живая газета»

Учитель. Выставка книг: Много интересных фактов о культуре Древнего Египта можно найти на страницах книг (представление выставки книг), на Интернет-ресурсах. Готовясь к данному занятию, пользуясь различными источниками, вы нашли любопытные сведения о древнем Египте. Итак, знаете ли вы что…

Сообщения «одной строкой»: Выступления обучающихся.

III. Обобщение по теме

Вопросы: - Какие открытия вы сделали при изучении темы «Искусство Древнего Египта»?

- Что бы вы еще хотели узнать?

-Какое значение имеет искусство Древнего Египта для нас, для мира?

IV. Подведение итогов урока

Оценивание работы в творческих группах: Оценочные суждения, выставление отметок.

Домашнее задание (на выбор):

1. Написать рассказ «Путешествие в Древний Египет»: кто вы, цель вашего приезда, где побывали, что увидели, что вам больше всего запомнилось, что понравилось, а что нет.

2. Написать сообщение о понравившемся памятнике как чуде света, привести не менее трех аргументов, чтобы доказать свое мнение.

6

multiurok.ru

Где найти конспект на тему: древний Египет?

Культура Древнего Египта возникла одной из первых, ее следы сохранились и до наших времен.Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов ( додинастический, древний, средний, новый и позднее время)

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Что заложило основу развития сельского хозяйства. Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Также, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев.

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога».

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и царя — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории ϲʙᴏей культуры.

В ϶ᴛᴏт период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Также Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, побудет первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, кᴏᴛᴏᴩая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей,напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым ϶ᴛᴏ осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Сакка-ре.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Затем, Хафра и Менкаура в Гизе. Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса). Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно. Всего было построено около 80 пирамид.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом.

Вслед за смутным временем, последовало Среднее царство, кᴏᴛᴏᴩое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. В ϶ᴛᴏт период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря ϶ᴛᴏму невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В ϶ᴛᴏт период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в кᴏᴛᴏᴩом наряду с заупокойными побудут другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы.

В период Нового Царства, Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где могут быть использованы новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, кᴏᴛᴏᴩые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве расцветает искусство рельефа, продолжает успешно развиваться литература.

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Стоит заметить, что он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает ϲʙᴏе существование.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Стоит заметить, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

Вот, старалась максимально кратко, самое важное на мой взгляд, возможно вам удастся еще сократить ;)

www.bolshoyvopros.ru

Конспект урока по истории на тему "Древний Египет" (5 класс)

Муниципальное бюджетное учреждение «РНГ» г. Элиста

Открытый урок

«Древний Египет»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Провела: учитель истории и обществознания

МБОУ «РНГ» г. Элиста

Манджиева С.Б.

Класс: 5 «б»

2016 г.

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»; расширить уровень знаний через работу с проблемными и творческими заданиями; совершенствовать умения и навыки работы с исторической картой, хронологией, иллюстрациями; развивать творческое мышление, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-путешествие.

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, групповая технология, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта «Древний Восток», презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал .

I. Организационный момент

Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас здоровыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда - вам предстоит догадаться!

Ребята, посмотрите на экран. (слайд 1).

- Ответив на вопросы и назвав термины, вы догадаетесь, в какую страну мы отправимся, а заодно и тему сегодняшнего урока.

Все вопросы у нас идут по вертикали. Если вы правильно отгадаете все слова, то по горизонтали выделится всем вам знакомое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Бог земли (Геб).

2. Бог-покровитель правящего в Египте фараона (Гор).

3. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до нашей эры (Мемфис).

4. Старейший род сухопутных войск (пехота).

5. Равнина, на которой река делится на несколько рукавов (дельта).

6. Люди, занимавшиеся возделыванием земли (крестьяне).

Как же будет называться тема нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Древний Египет. Повторение».

А что конкретно мы будем сегодня повторять? (Географическое положение, климатические условия Древнего Египта, основные занятия египтян, религию, культуру ДЕ)

Запишите тему урока.

Урок наш пройдет в форме путешествия по страницам книги «Египетская цивилизация _древнейшая цивилизация в мире.»

III. Обобщение и систематизация знаний.

- Открываем первую страницу книги

«Географическая»

Первый комплект с заданиями.

Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова:

А. Египет располагается на северо-востоке_______: от _______ моря. На севере до первого порога на реке _____, на юге, от ______ моря на востоке до _______ пустыни на западе.

Слова: Красного, Африки, Ливийской, Средиземного, Нил.

Б. Сначала в долине реки________ существовало много мелких государств, которык со временем образовали два крупных: ________ Египет и ________ Египет. Примерно в ____ году до н. э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял_______.

Слова: Нижний, фараон, Нил, 3000, Верхний.

Работа с картой.

  1. Покажи и назови 1-ю столицу (Мемфис).

  2. Покажи и назови 2-ю столицу (Фивы).

  3. Покажи местонахождение Египта.

Конкурс «Веселая минутка.»

Какие из перечисленных продуктов были известны в Д.Е.?(хлопки)

_виноград

_помидоры

_финики

_земляника

_картофель

_инжир

_огурцы

II. Следующая страница нашей книги. «Древнеегипетское общество»

Задание: расположите в иерархической последовательности представителей египетского общества . Конкурc Интервью сквозь тысячелетия. Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это

своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды)

Роли:

- земледельца;

- вельможи;

- раба

Представим, что изобретена машина времени. Вы-журналисты. Работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у вельможи крестьянина раба. Один человек от команды.

Вопросы для вельможи:

1 . Вы знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство

2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов.

4. Вы часто бываете во дворце фараона .Как вы и другие вельможи ведете себя при появлении фараона.

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном.

6. Вы богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг. Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики.

Вопросы для крестьянина

  • Какие с/х работы выполняют крестьяне в Египте.

  • Какие орудия труда используются.

  • Говорят что Египет-дар Нила: но чтобы выжить, египтянам, приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними.

  • Какие повинности несли крестьяне в пользу государства

  • Как происходил сбор налогов в Египте

Вопросы для раба

1.Как вы стали рабом

2. Каким еще образом люди становятся рабами

3.Почему рабов пленников называют "живыми убитыми»

4.Каким образом рабы высказывают свое недовольство

3 страница- Решение познавательных задач

1 Задача: В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис.В переводе это слово означает «Запад».Чем объяснить подобное название.

2.ЗАДАЧА У МНОГИХ НАРОДОВ ИЗДАВНА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ СОБАКИ.В ЕГИПТЕ ЖЕ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ СЧИТАЛИСЬ КОШКИ,ИЗ УМЕРШИХ КОШЕК ДЕЛАЛИ МУМИИИ,ХОРОНИЛИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАДБИЩАХ. К СОБАКАМ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ БЫЛО.ПОЧЕМУ.

3 ЗАДАЧА: Говорят на вкус и цвет товарища нет,а вот в Древнем Египте все земледельцы считали 2 цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему

4 задача Объясните как возникло и что означает выражение « писать с красной строки»

5. задача Время утекло Как появилось это выражение. Наблюдая за небом египетские жрецы составляли полный календарь и предсказывали какой день начнется разлив Нила, ведь это было очень важно .Для измерения времени жрецы использовали водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу. Сколько воды вылилось столько и времени «утекло»

6. Тайны сфинкса

В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех, когда-либо созданных человеком. Это гигантский Сфинкс. Размеры его поражают воображение: высота более 20 м, длина -57 м.

С давних пор ученые полагали, что Сфинкс-современник пирамид. Но вот что странно-в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки пирамид, но о нем нет ни слова. Геродот поведал нам обо всем, что видел и слышал в Египте». В то же время великий историк ни словом ни обмолвился о Сфинксе. Почему?

4 страница. «Боги Древнего Египта»

Командам раздаются карточки с изображениями богов Египта: Себек, Бастет, Анубис, Апис, Тот, Гор, Нут и карточки с изображениями животных: кошка, корова, ибис, крокодил, бык, шакал, сокол. Задание: соотнести имена египетских богов с названиями священных животных, которые их символиволизировали

Задание: соотнести имена египетских богов с названиями священных животных, которые их символизировали

hello_html_2e226b6.pnghello_html_15cbcfc7.pnghello_html_m58a07cf8.png

Апис Анубис Бастет

hello_html_222511d1.pnghello_html_68220abc.pnghello_html_2002d59a.png

Тот Себек Гор

hello_html_4e56f319.pngНут

hello_html_m1f82c7e4.pnghello_html_m80a604e.jpghello_html_m34134299.jpghello_html_m14b2dfcb.jpg

Бык шакал сокол корова

hello_html_m21784ec1.jpghello_html_m7274494c.pnghello_html_35cb0beb.png21

ибис крокодил кошка.

5 страница. О каком термине идёт речь? Найдите соответствие.

1 группа:

1. Налоги а) выпуклое изображение на камне

2. Дельта б) наиболее богатые и знатные люди

3. Вельможа в) высокий тростник, написанные листки

4. Рельеф г) сбор в пользу государства

5. Папирус д) разветвление реки на несколько рукавов

2 группа:

1. Пороги а) частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород

2. Фараон б) душистые вещества

3. Ил в) царь Египта

4. Оазисы г) каменистые преграды по течению реки

5. Благовония д) островки зелени в пустыне

3 группа:

1. Чиновники а)короткое копьё для метания

2. Шадуф б) люди, находящиеся на службе по управлению

государством

3. Гробница в) приспособление для подъёма воды

4. Бронза г) захоронение фараонов и вельмож

5. Дротик д) сплав меди и олова

6 страница. Реши задачу

В одном из папирусов есть такие задачи:

1 В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна .Найдите сумму общего числа кошек, мышей, колосков и мер зерна.

2.Фигура-прямоугольный треугольник. Высота 10, основания 4.Узнай его площадь.s=1/2 CH

-О развитии каких научных знаний свидетельствует эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?

. VII.Тест на самопроверку.

Следующее задание будет такое. Теперь каждый работает сам за себя. Перед вами тест, здесь 6 вопросов, нужно в каждом вопросе выбрать один правильный ответ.

1. Служитель богов в храме – это

А) вельможа

Б) жрец

В) фараон

2. Укрепление из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления – это

А) канал

Б) дамба

В) дельта

3. Самый главный бог в Египте

А) Амон

Б) Апоп

В) Анубис

4. Богиня-покровительница женщин и их красоты

А) Исида

Б) Нут

В) Бастет

5) Первая столица Египетского царства

А) Фивы

Б) Мемфис

В) Ахетатон

6. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос

А) около 3000 лет до нашей эры

Б) около 2000 лет до нашей эры

В) около 1500 лет до нашей эры

Рефлексия

Ответьте на вопросы

- Было интересно

-Было трудно

-Я понял, что

- Меня удивило

- Мне захотелось

Д/з - Составить кроссворд

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. Познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

infourok.ru

Конспект практического занятия по истории на тему "Тайны Древнего Египта"

Конспект урока по истории «Тайны Древнего Египта»

5А класс

hello_html_m66e6929d.jpg

Цель урока: повторение и обобщение сведений из истории Древнего Египта.

Задачи урока:

Способствовать развитию коллективистских отношений, умения работать в группе;

Формировать компетенции владения информационно-коммуникативными технологиями;

Развивать историческое и творческое мышление учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала.

“Историческая разминка”

1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

3. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

4. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

5. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

6. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)

7. “Царь богов”, главный бог. (Ра)

8. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)

9. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)

10. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

11. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

12. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

Задание“Историческая математика”

Записать решение задачи египетскими иероглифами:

1. Сколько лет назад произошло объединение Египта?

2. Сколько лет пирамиде Хеопса?

3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III?

Задания по группам:

1.Юные детективы

Каждая из групп получает текст  - отрывок из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов.

“ Мы проникли во все помещения. Мы нашли божественную мумию царя.. На шее его было великое множество амулетов украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была  вся украшена золотом.  Покровы ее были вышиты серебром и золотом  изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы забрали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра  и бронзы. Все золото, найденное на мумии этих двух богов, их амулеты, украшения  и покровы, мы поделили  на  равных восемь одинаковых частей.”

Вопросы юным детективам:

Когда произошло ограбление – в наши дни или еще во времена Древнего Египта?

Чем Вы можете доказать свое мнение?

2 группа “Юные журналисты”

Представим, что изобретена машина времени. Вы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У вас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у вельможи, крестьянина, раба

Примерные вопросы для Вельможи:

1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?

2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы?

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?

4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?

6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

3 “Юные аналитики”

Пользуясь имеющимися знаниями сравнить реки Нил и реку Оку. Найти сходства и различия.

«Юные редакторы»

В тексте допущены исторические ошибки. Задача –найти их.

Один хвастун утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте.

- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте возведена самая большая из пирамида, в которой, как всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень… и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

- Перестань выдумывать, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

5. «Юные исследователи»

1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?

2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?

3. Какие науки развивались в Древнем Египте?

Выслушиваются ответы. Обобщение полученных результатов.

“Рассказ по картине”

Показывается иллюстрация “Пирамида”.

Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?

Показывается иллюстрация “Суд Осириса”.

Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?

Показывается иллюстрация “Сфинкс”.

Вопрос: Расскажите о загадке Сфинкса

Тестирование по теме:  

Первая столица египетского государства:

а\ Каир,  б\  Мемфис, в\ Александрия, г\ Фивы

2. соседняя с Египтом территория, богатая залежами медной руды:

а\  Палестина,  б\  Сирия,  в\ Финикия, г\ Синайский п-в.

3. как египтяне называли своего бога Солнца:

а\ Хеопс,  б\  Амон,  в\ Амон – Ра,  г\ употреблялись все названия

4. Пирамида служила фараону:

  а\ усыпальницей, б\ казной, в\ крепостью

Египетский календарь делился на:

а\ 10 месяцев,  б\  12 месяцев,  в\  14 месяцев

Знаки египетской письменности называются:

а\  буквами,  б\ иероглифами, в\ пиктограммами

Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:

а\  Хеопса,  б\  Тутунхамона,  в\ Тутмоса,  г\ Эхнатона.

Кто из богов, по верованиям древних египтян, вершил суд в царстве мертвых:

А\  Анубис,  б\ Гор,  в\ Осирис, г\ Хорос

Подведение итогов.

Учитель отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки.

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

4. Домашнее задание. Прочитать параграф № 13.

Материалы к уроку:

4 группа Юные редакторы

В тексте допущены исторические ошибки. Задача –найти их.

Один хвастун утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте.

- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте возведена самая большая из пирамида, в которой, как всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень… и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

- Перестань выдумывать, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

1.Юные детективы

Группа получает текст  - отрывок из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов.

“ Мы проникли во все помещения. Мы нашли божественную мумию царя.. На шее его было великое множество амулетов украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была  вся украшена золотом.  Покровы ее были вышиты серебром и золотом  изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы забрали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы нашли и жену фараона. И забрали с нее также все…

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра  и бронзы. Все золото, найденное на мумии этих двух богов, их амулеты, украшения  и покровы, мы поделили  на  равных восемь одинаковых частей.”

Вопросы юным детективов.

Когда произошло ограбление – в наши дни или еще во времена Древ него Египта?  

Чем Вы можете доказать свое мнение?

2 группа “Юные журналисты”

Представим, что изобретена машина времени. Вы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У вас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у вельможи, крестьянина, раба

Примерные вопросы для крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

3. “Юные аналитики”

Пользуясь имеющимися знаниями сравнить реки Нил и реку Оку. Найти сходства и различия.

Сходства:

Реки Нил и Ока имеют сходства

1____________________________________________________________

______________________________________________________________

2_____________________________________________________________

______________________________________________________________

3 ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Различия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, можно сделать вывод ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Юные исследователи»

Ответьте на следующие вопросы и сделайте вывод

1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?

2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?

infourok.ru


Смотрите также