Цель: 1) Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Древний Египет»
2)Продолжить работу с картой; работу с историческими терминами; решение творческих задач и тестов
Ход урока
Класс делиться на три команды и каждая команда получает задание , связанное с названием команды. Командир команды тянет задание и вместе со своей командой из букв составляет название команды.
1к –Бастет 2к-Осирис 3к-Исида
2 задание – Работа с картой. Каждая команда должна ответить на вопрос и показать по карте: Знаешь ли ты, где находится
- Река Нил;
- Дельта Нила;
- Первая и вторая столицы древнего Египта
3 задание. Каждая команда участвует в блиц-турнире, когда на время команда отвечает на восемь вопросов .
Команда Бастет
1.Страна,расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.2.островки зелени в пустыне.3.Правитель Египта. 4.Знатные люди, царские советники, военачальники. 5. Высокий тростник, который использовали в качестве материала для письма.6.Колодец для полива садов и огородов.7.Мелкие предметы которые, по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий. 8.Сплав олова и меди.
Команда Осирис
1.Как писали в Египте. 2.Злобный бог пустыни и песчаных бурь. 3.Трубочка в которую свернут папирус. 4. Часть страны Египта, где река делится на рукава, образуя огромный треугольник.5.Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. 6.Выпуклое изображение на камне. 7.Приспособления для полива полей. 8. Какие звуки египтяне не обозначали на письме.
Команда Исида
Имя фараона, в честь которого построена самая большая пирамида. 2.Служитель у бога. 3.Часть египетского войска, ради которого из Азии привозили лошадей. 4.Скульптура с телом льва и головой человека. 5.грамотные чиновники Египта, которые ведут счетные книги налогов. 6.Бог – покровитель земных фараонов. 7.Сказание о богах и легендарных героях. 8.Фараон, совершивший самые крупные завоевания около 1500г до н. э.
4 задание. Работа над ошибками. Каждая команда получает документ в котором они должны обнаружить ошибки.
Документ: Молодой фараон Тутмос111, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Владыку Египта сопровождали послы от вавилонского царя Хаммурапи, а также из страны Урарту. Ярко блестели стальные мечи греков –наемных телохранителей фараона.
Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Ра, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей, - иначе стройка шла бы быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправиться воевать с ассирийцами и приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончиться, и гробница Тутмоса превзойдет высотой гробницы его великих предков – Джосера и Хеопса.
(Ошибки: 1.При Тутмос 111 не ездили верхом.2. У Тутмоса111 не было пирамиды.3. Верблюдов в Египте не было. Они появились около 1000г до н. э. 4. Хаммурапи правил раньше, до Тутмоса111. 5.Страны Урарту не существовало (государство возникло в 1Хв до н. э.). 6.Стальные мечи не умели делать. 7.Египтяне не применяли кирпич в строительстве. Они использовали камень известняк.)
5 задание. Заморочки из бочки. Каждая команда вытягивает вопрос на который должна ответить. Эти вопросы учащиеся получили заранее, чтобы найти ответы дома.
1вопрос: Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее - вновь перестали?(ответ: Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов –фараонов и утверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в конце Древнего царства строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшались. В период Нового царства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось. Первая пирамида была построена для фараона Джосера.)
2 вопрос: Какую пользу египтянам приносила кошка? (ответ: Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника .Кроме того, кошка уничтожала мышей и крыс – переносчиков многих болезней, например чумы. Египтяне жили очень скученно, без помощи кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.)
3 вопрос: Какие достижения были у египтян в области медицины? (ответ: О достижениях древних египтян мы знаем благодаря сохранившимся древнеегипетским медицинским трактатам. Например, до нас дошел медицинский папирус Эберса 20,5 м длины. Он содержит до 900 лечебных рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию трупов египтяне могли хорошо изучить строение человеческого организма, процесс кровообращения. В результате появились первые знания в области анатомии. Египетские врачи считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении употребляли настои трав. Порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии формакологии.)
6 задание: Конкурс командиров. Командир команды должен ответить на загадки.(каждому своя загадка)
Загадки
В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обрабатывают,
Бинтами заматывают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило.
Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно
Славится в века оно.
Пирамиды охраняет.
Видом всех своим пленяет.
Служил у фараона иль вельможи,
Писал приказы, также надзирал
Он с земледельца собирал налоги
В казну всегда доходы направлял.
7 задание: Каждая команда дома должна приготовить дополнительный материал на любую из тем(кому какая достанется)
Особенности природы Египта. 2.Строительство пирамид. 3. Походы фараонов. 4.Жизнь простого египтянина.
После выполнения заданий побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
infourok.ru
Конспект урока "Культура Древнего Египта"
Конспект урока
по учебной дисциплине
«Мировая художественная культура»
Тема урока:
Культура Древнего Египта
Тип урока:
Изучение нового материала
Цели:
1. Знакомство с культурой Древнего Египта.
2. Продолжение работы над умением оценивать художественные особенности произведений искусства.
3. Развитие умений осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа.
4. Формирование навыков групповой работы, умения доказывать свое мнение, выступать с защитой проекта перед аудиторией.
5. Формирование основ толерантного отношения к другим культурам.
5. Воспитание эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование (презентация преподавателя, презентации студентов). Магнитофон с аудиозаписью музыки. Географическая карта. Репродукции. Выставка книг по теме.
Выставка книг:
1. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.
2. Иванов И.И. 300 вопросов и ответов по мифологии. – Ярославль, 1997.
3. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль, 1998.
4. Любимов Л. История Древнего мира. – М., 1980.
5. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2002.
6. Овсянников Ю. История памятников архитектуры. – М., 2001.
Эпиграфы к уроку:
1.Вечные пирамиды, загадочный сфинкс, фараоны,
мистерии посвящения —
это тайна,
имя которой – Египет…
2. «Описывать бессмысленно – смотреть!»
Опережающее домашнее задание:
Для всех:
1. Подготовить материал для «Живой газеты».
Групповые задания:
1. Подготовить проект о памятнике искусства (мультимедийная презентация - 5-6 слайдов - или иная творческая форма (например, поэтическая). Время - 2-3 минуты.
2. Инсценировать «Миф об Осирисе».
Индивидуальное задание:
1. Чтение выразительно наизусть стихотворения В. Брюсова «Египетский раб».
Ход урока
I. Организация начала урока
Введение в тему
Звучит фрагмент из произведения И.С. Баха «Токката и фуга ре-минор». На экране медленно проходят изображения древнеегипетских храмов, пирамид, скульптур – величественных, грандиозных, монументальных.
Учитель: Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории, культуре Древнего Египта отнюдь не иссяк.
Зачитывается эпиграф (1), записанный на доске
Сегодня мы прикоснемся к этой тайне, узнаем об искусстве Древнего Египта. Продолжим работу над умением оценивать художественные особенности произведений искусства и представим подготовленные дома проекты.
II. Изучение нового материала
Общее представление о Египте
Наглядный материал, используемый на данном этапе урока:
1. Географическая карта
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
1. Изображение Нила
2. Изображение пустыни
Учитель: На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых неспособно принизить время...
Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо- востоке Африки. Часть его территории - Синайский полуостров - находится в Азии. Граница между двумя континентами проходит по Суэцкому каналу. 96% территории Египта, превышающей миллион квадратных километров, - это пустыня с редкими оазисами, причем значительная часть пустыни гористая. Остальное - долина и дельта Нила, где до сих пор живет 90 процентов 65-миллионного населения страны.
Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что "Египет - дар Нила". Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. В IV тыс. до н. э. в долине Нила формируются все основные признаки цивилизации: письменность, наличие городов, монументальных сооружений, классово-дифференцированного общества и государства.
Религия египтян
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Амон-Ра
Амон-Ра в образе барана
Богиня войны Сохмет
Первые правители – Осирис и Исида
Бог Гор в образе Сокола
Мумии
Выписка из словаря (пантеон, канон)
Учитель: Чтобы лучше понять своеобразие древнеегипетского искусства, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.
Задание обучающимся: Из рассказа о религии египтян выделить основные ее особенности и записать в тетрадь.
Учитель: Для египетской религии характерно многобожие – пантеон богов. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, львиноголовая богиня войны Сохмет.
Вопрос: Как вы думаете, почему у египтян боги изображены с головами животных?
Ответ: Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.
Учитель: Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.
Высшим же культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в греческих орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.
Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса, который вместе со своей женой Исидой были первыми правителями Египта.
Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойными обрядами, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения.
Выступление творческой группы Инсценирование мифа об Осирисе
Учитель: Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Затем наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Вплоть до собственного тела, избежавшего тления (отсюда бальзамирование).
Верили, что, кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное, - призрачный двойник человека, его жизненная сила, - «Ка». Поэтому, кроме мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, очень похожую, чтобы Ка мог найти земную оболочку и вселиться в нее. Отсюда выросло портретное искусство Египта: передача индивидуальных черт, похожесть, но без психологической расшифровки, ведь изображался человек, идущий в вечность.
Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древневосточные народы (н-р, в Древнем Вавилоне), у которых были сходные верования, поступали жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову, слуг и хоронили вместе с господином. Здесь же не требовалось человеческих жертв. Египетская религия требовала искусства. Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти»- заменяли покойнику слуг. Росписи и рельефы – события земной жизни: войны, пиры, охота. И никто бы это не увидел, если бы не археологи (с 19 века).
Вера в загробную жизнь и культ мертвых - религия Древнего Египта. Искусство должно дарить бессмертие. Оно не для осмотра.
Труд художника – священнодейство. Их имена известны окружающим, они могли быть жрецами, знатными людьми. Тем не менее проявление индивидуальной воли художника было ограничено. Его роль – роль хранителя канонов.
Проверка задания: Особенности религии
Вариант записи: Вера во множество богов (пантеон), изображение богов с головами животных, вера в священных животных, вера в царство мертвых, мумификация и бальзамирование тел, обожествление фараона, связь искусства с религией.
Архитектура
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Пирамида фараона Джосера
Пирамиды в Гизе
Сфинкс
Мастаба
Храм Амона в Карнаке
Луксорский храм
Заупокойный храм царицы Хатшепсут
Учитель: Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Мы уже знаем, что в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Это представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль.
Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.
Чтение стихотворения: Валерий Брюсов. Египетский раб
Учитель: Существуют три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными.
Вопрос: Почему, на ваш взгляд, египтяне выбрали такую форму пирамиды?
Ответ: Путь восхождения умершего фараона на небо
Вопрос: Что такое чудо света? Какие ассоциации возникают у вас при сочетании данных слов (ассоциативный ряд)?
Защита проектов: 1. «Пирамиды – первое чудо света»
2. «Пирамида фараона Джосера»
3. «Пирамиды в Гизе»
Учитель: В честь богов и фараонов древние египтяне воздвигали не только пирамиды, но и храмы.
Защита проектов: 1. Храм Амона в Карнаке. Луксорский храм
2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут
Скульптура
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Ушебти
Статуя писца Каи
Статуи царевича Рахотепа и Нофрет
Учитель: Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Но и здесь долгое время господствовал канон.
Типы статуй:
- стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу (ушебти).
- сидящая – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.
Рельефы и росписи
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Рельеф из гробницы в Саккара
Плита фараона Нармера
Зодчий Хесира
Плакальщицы
Учитель: Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее (Зодчий Хесира).
«Рельеф из гробницы в Саккара». Утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе шествуют стайками гуси и журавли. Повторяемость фигур придает характер ритуально-торжественный. Это не скотный двор – это вереницы живых существ движутся в вечность. Если фигура выбивается из ритма – это слуга, в их изображении допускалась вольная трактовка. Иероглифы – это и узор и мировоззрение.
Вопрос: «Плита фараона Нармера». В чем особенность изображения фараона?
Ответ: Самым большим изображается хозяин гробницы, его родственники – меньше, рабы и пленники – еще меньше. Дополнительных атрибутов величия не нужно. Фараон также полуобнажен, в набедренной повязке. На царственное положение указывает только головной убор и большой масштаб фигуры.
Реформы Эхнатона
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Статуя Аменхотепа IV (Эхнатона)
Портрет Нефертити
Роспись. Дочери Эхнатона
Рельеф. Эхнатон с семьей, поклоняющиеся солнцу
Эпиграф (2)
Учитель: Аменхотеп IV- Эхнатон – новаторский перелом (н. 14 в. до н.э.). Он отменил весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов, ввел впервые в истории единобожие – поклонение богу-солнцу Атону. Атон сам солнце и изображался диском, сияющим на небе, испускающим лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что символизировало дарование благ земле.
Сравнительный анализ нескольких произведений одного вида и жанра: Рельефы и росписи до и после реформ Эхнатона. В искусстве появился интерес к лирическим мотивам. Сцены частной жизни: Эхнатон в кругу семьи, забавляет детей.
Слайды мультимедийной презентации, используемые на данном этапе урока:
Тутанхамон
Тутанхамон с женой в саду
Золотой саркофаг Тутанхамона
Гробница Тутанхамона
Парадный трон из гробницы Тутанхамона
Предметы культа из гробницы
Преподаватель: 1922 г. – открытие гробницы Тутанхамона, которая по счастливой случайности оказалась неразоренной.
Защита проекта: «Гробница Тутанхамона»
«Живая газета»
Учитель. Выставка книг: Много интересных фактов о культуре Древнего Египта можно найти на страницах книг (представление выставки книг), на Интернет-ресурсах. Готовясь к данному занятию, пользуясь различными источниками, вы нашли любопытные сведения о древнем Египте. Итак, знаете ли вы что…
Сообщения «одной строкой»: Выступления обучающихся.
III. Обобщение по теме
Вопросы: - Какие открытия вы сделали при изучении темы «Искусство Древнего Египта»?
- Что бы вы еще хотели узнать?
-Какое значение имеет искусство Древнего Египта для нас, для мира?
IV. Подведение итогов урока
Оценивание работы в творческих группах: Оценочные суждения, выставление отметок.
Домашнее задание (на выбор):
1. Написать рассказ «Путешествие в Древний Египет»: кто вы, цель вашего приезда, где побывали, что увидели, что вам больше всего запомнилось, что понравилось, а что нет.
2. Написать сообщение о понравившемся памятнике как чуде света, привести не менее трех аргументов, чтобы доказать свое мнение.
infourok.ru
Конспект игры древний египет
План – конспект урока.
Урок – игра.
Тема: «Достижения древних египтян».
Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся о Древнем Египте; развивать умения и навыки учащихся при работе с тестами, картой, логическими заданиями, воспитывать интерес и уважение к предмету, развивать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
Класс заранее разбивается на команды и выбирает капитана.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задачи игрока.
Ребята сегодня у нас необычный урок – урок-игра по теме «Достижения древних египтян». На этом уроке мы повторим и закрепим все те знания, которые получили изучая Древний Египет.
В ходе урока на своём пути каждая команда встретит 6 препятствий, тестовые задания, решение познавательных задач, работа с контурной картой, встреча с богами Древнего Египта, логическая цепочка и ремёсла древних египтян.
Задача команды: давая правильные и чёткие ответы зарабатывать как можно больше балов. Та команда которая наберёт наибольшее количество балов и будет победителем.
Количество баллов заработанных командами будут фиксироваться на листке соревнования.
Желаю всем удачи!
Задание №1.
Каждой команде необходимо ответить на ряд тестов.
1) «Жилище» богов в Древнем Египте
1. саркофаг
2. пирамида
3. храм
2) Служители богов в Древнем Египте.
1. вельможи
2. жрецы
3. фараоны
3) Египетский бог, проводивший умерших на суд Осириса.
1. Апис
2. Анубис
3. Хеопс
4) Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
1. саркофаг
2. пирамида
3. мумия
5) Как называлось в Древнем Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
1. амулет
2. саркофаг
3. мумия
6) Гробница фараонов в Древнем Египте:
1. храм
2. пирамида
3. сфинкс
7) Египетский фараон, чья гробница оказалось единственной, не тронутой грабителями.
1. Тутанхамон
2. Хеопс
3. Тутмос
8) Главной обязанностью крестьян и ремесленников было:
1. уплата налогов
2. совершение обрядов
3. проведение праздников
9) Налоги на содержание войска платили:
1. вельможи
2. крестьяне
3. войны
10) Египтяне писали на…
1. бумаге
2. папирусе
3. пергаменте
Задание №2. Решение познавательных задач.
(ком. 1)
1) В Древнем Египте «страну мёртвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «Запад». Чем объяснить подобное название?
(Египтяне видели, как солнце садится на западе, за скалами и горизонтом Ливийской пустыни. Они думали, что оно умирает, а значит там и находится «страна мёртвых»)
2) У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалось кошка, из умерших кошек делали мумии хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему?
(В Египте собаку редко использовали в хозяйстве, потому, что там люди занимались земледелием. Людям надо было защищать собранное зерно от грызунов. Таким образом, кошки сберегали зерно от мышей)
(ком. 2)
1) Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову, но один египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступка, и кем был этот египтянин?
infourok.ru
Конспект игры древний египет страница 2
(Речь идёт о фараоне (по имени Нармер) с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны)
2) По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое чёрное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?
(Пленники становились рабами то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудится, что то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было ненужно)
(ком. 3)
1) Говорят, на вкус и цвет товарища нет… А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему?
(Любимые – чёрный и зелёный – это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет – жёлтый – это цвет пустыни, песка)
2) Из дошедших до нас документов мы знаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два отрезка ткани.
Не слишком ли маленькая цена?
(Дома строились из тростника и глины, которых было предостаточно в Египте. Дерева было немного, поэтому мебель завозили, как и ткань, а значит, стоили они гораздо дороже.)
(ком. 4)
1) В поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книги. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень популярной?
(Должность писца была популярна в Древнем Египте, так как писец вёл учёт налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараона)
2) Прочитайте отрывок из стихотворения В.Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы:
Я –раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю тяжкий труд.
И кус гнилой – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида.
Века веков святая пирамида.
О чём идёт речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?
(Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века)
Задание №3.
Работа с контурной картой.
Напишите названия реки, протекающей, через Египет, и обозначте на ней 1-й порог.
Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены _.._.._.._).
Надпишите названия морей, омывающих Египет.
Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.
Обозначьте значком район пирамид.
Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.
Начертите направление завоевательных походов египетских фараонов.
Обведите границы Египетского царства около 1500г. до н.э.
Задание №4.
«Боги Древнего Египта»
Определите, изображения каких богов даны на рисунках.
infourok.ru
Конспект к уроку "Египет"
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
6 класс ( 35 часов)
ТЕМА: « Египет: у истоков художественной культуры человечества» (5ч.)
План
Введение. Тема: «Знакомство с культурой Египта.»-1ч
Тема : « Пирамиды – хранители вечности» - 1 час
Знакомство с жизнью и религией Древних Египтян
Тема : « Путешествие по Нилу» - 1ч.
Изучение художественных ценностей Египта
Тема: « Египетский музей в Каире» - 1 ч.
Самостоятельная работа по изученной теме – 1 час
Урок 1
Введение.
Тема : «Знакомство с культурой Египта.» - 1 ч.
Цель: Познакомить с культурным наследием Древнего Египта, оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов; организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся.
Оборудование: Мультимедийный проектор
Ход урока.
Из века в век люди познают секреты мироздания, пытаются лучше понять самих себя…
Надо сказать, что именно поэтому многие современные государства стремятся, сегодня создать наиболее благоприятные условия для знакомства с их культурой, а также для сохранения культурных памятников. В этом им помогает ЮНЕСКО – Организация Объединённых Наций по вопросам образования науки и культуры. Членами Юнеско являются сегодня более 170 стран, в том числе и Россия. Эта международная организация поддерживает создание в разных странах мира коллекций произведений народных мастеров. Шедевров устного народного творчества. При помощи Юнеско восстанавливают храмы, здания театров и музеев, издаются книги об искусстве, выпускаются компакт диски с музыкальными записями, проводятся международные фестивали народного творчества.
Запись в тетрадях: ( ЮНЕСКО – Организация Объединённых Наций по вопросам образования науки и культуры)
Кстати напоминаю, что наше путешествие по миру художественной культуры пройдёт с помощью книг, музыкальных записей, репродукций картин, фильмов, концертов, спектаклей и музеев.
Теперь наметим маршрут, с какой страны лучше начать? Наверное, с Египта. Ведь он считается колыбелью человеческой цивилизации. До сих пор в этой далёкой жаркой стране сохранилось немало ценностей: пирамиды, развалины храмов и дворцов времён фараонов, загадочные иероглифы на стенах гробниц и величественных колоннах.
1.
А сколько информации хранят древние изображения на каменных саркофагах и сосудах! О чём рассказывают нам эти изображения? О том, как выглядели египтяне. Об их вере, быте нравах, увлечениях искусством.
Просмотр презентации.
Запись в тетрадях:
Тема : «Знакомство с культурой Египта.»
Египетская цивилизация зародилась в дельте реки Нил. Она просуществовала приблизительно 3 500 лет, подарив миру великолепные памятники архитектуры.
Египет – колыбель художественной культуры человечества.
Египет расположен в Африке, в долине могучего Нила и бескрайних пустынях.
Вся жизнь древних египтян зависела от разливов Нила.
Поэтому египтяне обожествляли Нил. Они поклонялись ему, а также солнцу и природным стихиям, представляя их в виде богов.
Историю Древнего Египта можно условно разделить на три периода:
Древнего Царства,
Среднего Царства,
Нового Царства
Примерно 3 400 г. до н.э. Египет делится на два государства – Верхний Египет и Нижний Египет.
Египту не раз приходилось входить в состав многих мировых империй – государства Александра Македонского, Персии, Римской империи.
Задание на дом:
Подготовить реферат или презентацию на предложенные темы.
2.
Дополнительный материал
Пирамиды - были построены более 4 500 лет назад для погребения фараонов. Наиболее знаменита пирамида Хеопса в Гизе. В основании пирамид были расположены храмы, в которых в древности жрецы приносили жертвы.
Сфинкс – фантастическое существо с туловищем льва и головой фараона. Его высота – 20 метров.
Саркофаг – небольшая гробница из камня или другого материала, обычно украшенная различными изображениями.
Папирус – многолетнее тропическое водное растение, из стеблей которого изготавливают листы похожие на бумагу. Такие листы и составленные из них свитки с рисунками и древними письменами тоже называют папирусами.
Канон – ( в переводе с греческого « норма», « правило»,
« образец» – это совокупность художественных правил, считающихся обязательными для определенной эпохи или направлении в искусстве.
Арфа – старинный струнный музыкальный инструмент. Звучание которого напоминает переливы волн. Играя на арфе. Музыкант двумя руками перебирает её струны.
Лютня- старинный струнный музыкальный инструмент.
Мистерия – в переводе с греческого и латинского означает
« таинство». Считалось, что участие в мистериях гарантирует духовное возрождение и блаженство в загробном мире. Мистерии являются древнейшим истоком театра.
Урок 2
Тема: «Пирамиды – хранители вечности» - 1 час
Цель: Формировать культуру восприятия художественных ценностей, устного творчества, эстетического восприятия, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, зафиксировать важные моменты в истории пирамид.
Оборудование: Мультимедийный проектор
Ход урока.
Сегодня мы лучше осведомлены о быте и образе жизни древних египтян, чем их истории. « Виной» тому – богато украшенные рисунками и скульптурами гробницы.
Пирамиды являются самым известным памятником Древнего Египта. Они были построены более 4 500 лет назад для погребения фараонов.
Просмотр презентации.
Наиболее знаменита пирамида Хеопса в Гизе. Большая пирамида Хеопса была построена в 4-3 тысячелетие до н. э. Потребовалось
100 000 человек, чтобы за 20 лет водрузить один на другой 2 300 000 каменных блоков каждый из которых в среднем весит 2 тонны. Чтобы поставить на место один блок, нужны усилия 40 человек. Она является одним из «чудес света», которое сохранилось до наших дней.
Древние египтяне производили измерения с помощью верёвки с завязанными на ней узелками. Их измерения были очень точными – ошибка составляла не более 1, 27 см. сравните эту цифру с высотой пирамиды – 146 метров!
Также известны пирамиды фараонов Хефрена и Микерина.
Возле них находится громадная статуя Сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и головой фараона. Его высота – 20 метров. Древние Египтяне считались хорошими астрономами. Они смогли вычислить траекторию движения разных планет и Солнца. Пирамиды они располагали на одной линии с Полярной звездой, а грани были направлены на север, юг, восток и запад. В основании пирамид были расположены храмы, в которых в древности жрецы приносили жертвы.
3.
Захоронения многих пирамид были разграблены и осквернены. Причём началось это кощунство не в наши дни, а ещё при фараонах. Только в гробницах из Долины Царей остались нетронутыми комнаты мёртвых. И то благодаря тому, были очень хорошо упрятаны. В них были найдены мумии, а также мебель, украшения, ткани и орудия труда. Эти бесценные находки позволили во многом воссоздать облик древнеегипетской цивилизации.
До наших дней дожили только некоторые пирамиды. Остальные погибли из-за землетрясений, пожаров и вражеских нашествий.
Дополнительный материал к уроку
Обычно мы связываем пирамиды с Древним Египтом. Удивительно, но самая большая в мире пирамида расположена в мексике. Она посвящена богу Кетцалькотатлю и построена около 100 г н.э. Пирамида построена из высушенных на солнце кирпичей и земли. Хотя высота её «всего» 53,9 метра, зато она занимает площадь 18,2 га
Как древние египтяне возводили свои храмы?
Современного человека поражают масштабы храмового строительства египтян, возводивших огромные каменные сооружения, которые восхищали своими размерами и высотой самых древних. Некоторые из них, например египетские пирамиды ( самая высока – пирамида Хеопса – достигает 146 метров в высоту) , по праву вошли в канон « чудес света» древности.
Однако мало кто догадывается, что все эти сооружения. Храмы и гробницы были воздвигнуты без помощи подъёмных кранов и другой сложной техники, без которой совершенно немыслимо современное строительство. Все работы выполнялись многими тысячами рабов, использовавших только насыпи, наклонные плоскости, канаты и деревянные полозья, как у саней.
Когда фараон выражал желание построить храм или усыпальницу, он приглашал архитекторов, которые составляли проект и изготавливали проект будущего сооружения. Затем проводилась церемония закладки сооружения, во время которой совершались жертвоприношения. Сам фараон размечал место для будущего храма. Для создания фундамента в основание сооружения закладывались крупные каменные блоки.
4.
С внутренней стороны здание заполнялось песком. Затем делали насыпь из щебня и песка с внешней стороны и устанавливали второй ряд блоков. Внутренность здания опять заполнялась песком. Затем накат удлиняли и повышали, и процесс повторялся. Пока не были построены стены. После этого внешние насыпи удаляли. Песок изнутри выбирали или он высыпался сам. Построенное здание как бы раскапывали. Затем за работу принимались мастера-отделочники или декораторы, которые использовали нечто вроде современных строительных лесов или при работе подвешивались на канатах из папируса. Подобный способ строительства применяли и позже, например в Древне Греции при установке монументальной статуи Колосса Родосского ( 36 метров высотой), относимой к одному из «чудес света» древности.
Запись в тетрадях:
Пирамиды - были построены более 4 500 лет назад для погребения фараонов. Наиболее знаменита пирамида Хеопса в Гизе. В основании пирамид были расположены храмы, в которых в древности жрецы приносили жертвы.
Сфинкс – фантастическое существо с туловищем льва и головой фараона. Его высота – 20 метров.
Саркофаг – небольшая гробница из камня или другого материал обычно украшенная различными украшениями.
Задание на дом:
Напомнить о рефератах
5.
Урок 5
Тема: Самостоятельная работа по изученной теме – 1 час
Цель: Выявить представления учащихся по теме: « Египет: у истоков художественной культуры человечества», закрепить полученные ранее знания.
Конспект - Древний Египет 2 Политическое устройство
Реферат по теме:
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
1. Система управления
Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.
Но народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.
Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны- Раннее царство- составил несколько столетий в III тыс. до н. э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта- Гераклеополь, Нижнего- Мемфис. Раннему царству соответствуют1 иII династии. Предания называют
Мину первым фараоном, от этой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглиф правления божественного Хора- сына убитого Озириса. Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное сердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя в наименовании фараона появился при Простирателе. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный- над Нижним. Символом первого был коршун, второго- змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.
Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам».
Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.
Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса- царя мертвых.
Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.
Второй период Древнего Египта- Старое царство (большая часть III тыс. до ч.э… III-VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.
В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.
Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд— все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным- то место, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.
Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили в учебном заведении «Дом жизни».
Правовое положение замужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения.
Ближайшее окружение царя, сановники были, как правило, его родственниками.
Старое царство определялось как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее- Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением, самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпоху сооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников. Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились не для живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, ее радости находились в потустороннем мире… Не исключено, что пирамиды должны были внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие власти фараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница в одном: боги- те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычных людей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон после смерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью. Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую же пищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужно было живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду, голод и забвение.
Огромные траты на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть. Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона(2160-2134 гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всю страну под единой властью. Среднее царство существовало примерно с2050 по1700 г. до н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью, цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколько месяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы — гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом150 лет. Фараон Яхмос1 изгнал гиксосов, с его именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетской державы.
Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персона обожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти.
За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры, авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами… Власть фараона была абсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараон считался сыном бога Ра, посредником между небом и землей. В его титулатуре указано, что он- царь Верхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараон держал многохвостовую плеть и посох в виде крюка- дабы покорять и наказывать. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В таком обличий выступала Хатшепсут- дочь фараона Тутмоса Первого. История почти не оставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно, женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра- жена и сестра юного ПтолемеяXXII Дионисия- оставила заметный след в политической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.
Экономическую основу власти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Ему доставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда ему приносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонахXVIII династии в штате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя, скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладе мелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали без разрешения фараона.
Основную массу чиновников составляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целый том: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи, чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю за сбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами, устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Все записывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников. Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе, налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились при храмах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные и классические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории, географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень, нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так как они не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки, злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.
Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителя дворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногда из касты жрецов.
--PAGE_BREAK--
Судя по документам периода фараона Тутмоса III(XV в. до н.э.), визирь, чати, возглавлял всю систему управления. Он восседал на седалище со спинкой, рядом находился жезл- символ его власти, перед ним было разложено40 кожаных свитков с законами. Рядом стояли вельможи более низкого ранга, в том числе начальник приемной, писцы.
При разборе жалоб ритуал требовал выслушать обе стороны. Функции верховного сановника: надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взиманием налогов, разбор территориальных споров. Он контролировал судебные органы, требовал, чтобы решения судей принимались коллегиально, а не единолично. Чати назначал чиновников в Верхний и Нижний Египет, о своей деятельности те докладывали ему о сроках восхода звезды Сириус, об уровне подъема воды в Ниле, о возможном наводнении, о состоянии военных крепостей. Кроме судебной палаты, в его ведении была сокровищница. Дом оружия, архив, в котором хранились данные переписи населения. Вместе с правителем Дома войны (военным министром), он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей. В отдельные периоды чати был главой столичного управления. Косвенные данные говорят о наличии у чати инструкции, в которой были расписаны функциональные обязанности всех его подчиненных.
Иероглифы, обозначавшие сановников, вельмож, всех служилых в управлении, имели три значения: «большие, послушные приказу» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву» и ниже рангом-«послушный призыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах, в имениях крупных чиновников. В нее входили не только свободные, но и рабы. Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона.
Носители обуви, опахала фараона, хранители его одежды одновременно выполняли обязанности государственных чиновников. Из жизнеописания чиновника Уны (сер.XXV в. до н. э.- нач.XXIV в. до н. э.) узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он- предводитель войска и начальник управления по Верхнему Египту.
Гробницы вельмож и сановников размещались у пирамиды фараона. Чем он был выше по должности, тем ближе его могила располагалась к царской усыпальнице. Рассказ о преданности царю, усердности по службе, о наградах и повышениях занимал обычно главное место в надгробных надписях. Из них можно представить структуру бюрократического аппарата.
Сановник Мечен из Раннего царства Египта(XXVIII в. до н. э.) на стенах своей гробницы поведал потомкам о своей карьере, о том, как ему удалось сколотить приличное состояние. Надгробная надпись содержит важные сведения о номенклатуре должностей: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи разных рангов. Названы и другие вельможи, обязанности которых определялись весьма сложно: правители Домов двух ночей, ножей, двух собак, начальник Западных ворот, чиновник с громким голосом и др. Вероятно, практиковалось совмещение должностей.
Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник, начальник Дома войска или Дома оружия, он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей, военных кораблей, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия. Во время военных походов и экспедиций армию возглавлял сам фараон. Во время войны объявлялся набор в ополчение.
Вначале армия состояла из ополченцев, со временем ее заменило постоянное войско профессионалов. Воины жили в отдельных поселениях, имели наделы земли, которые во время военных походов обрабатывали рабы. Гвардия фараона находилась в особо привилегированном положении, особенно в эпоху Нового царства. Вспомогательную роль играла полиция, которая обычно комплектовалась из пленных нубийцев и ливийцев. Местные правители в лице номарха и главные сборщики налогов имели свои полицейские подразделения. Полицейские служащие были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. Кроме охраны общественного порядка, военно-полицейские части помогали властям взимать подати, проводить мобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов.
Специальное подразделение полиции- охрана пирамиды, усыпальницы фараонов. Ограбление царских мемориалов каралось мучительной смертью: отрезали нос, уши, руки, сажали на кол. Жестокость наказания не устрашала преступников. Почти все гробницы фараонов были разграблены еще в древности.
В структуре управления древневосточной деспотии финансовое или налоговое ведомство также играло важную роль. Так, в Древнем Египте казначей, или главный хранитель сокровищ, имел громкий титул «Начальник над всем, что есть и чего нет». Вероятно, он прогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы. В его ведомство поступали донесения о сборе податей. Ему подчинялся начальник Серебряного дома (казначейства), который, надо полагать, составлял смету доходов и расходов.
Система бюрократии Египта уделяла большое внимание общественным работам. Трудовые ресурсы учитывались, проверялись, устраивались смотры. Это составляло основную обязанность царских писцов, которые знали количество занятых в каждой из каст. Выход из касты ремесленников происходил только с санкции фараона. Его администрация следила за эффективным использованием трудового населения, особенно на ирригационных сооружениях. К строительству каналов, дамб привлекалось почти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников. Функция общественных, публичных работ являлась главной в деятельности государства.
Следовательно, управление строилось на принципах бюрократического централизма. Такая система представляет собой древневосточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.
На местах власть принадлежала наместникам фараона- номархам. При РамзесеII насчитывалось44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственную самостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. При торжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.
Номарх обладал большими полномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавлял административный аппарат, ведал судом и ополчением.
Бюрократическая система предписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормы могильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которые должны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего. Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В них обычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, не соблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, не сквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.
Судя по источникам, государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так, по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированные обязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будь прилежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами. Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты не будешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Не будешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писец освобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационных сооружений.
Система образования была разветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебных заведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества. Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полный пансион. Такие учебные центры были в Гелиополе, Мемфисе.
При РамзесеII самый престижный учебный центр- Дом Сети— находился в Фивах. Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовили в школе при царской сокровищнице.
В других учебных заведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научный центр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека. Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям. Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебный и воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которые монополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, а порой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в касту знати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебные сановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант— «казначей бога».
Религия в Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формой общественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственной религии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имел относительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество не создало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.
Религия требовала соблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал в иной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поученийXXII в. до н.э. говорилось: «Хорошо творить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели… Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе (добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился к загробной жизни, так требовала религия.
Наличие мумии было гарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процесс консервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талант серебром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло, дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.
Основные почести полагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцарения приказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратились колоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде, фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государство строительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь на заработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра (Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так как знали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.
Приведем еще пример обожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон РамсесII вознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображение соотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, были вырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров. Самые крупные из них изображают РамсесаII, сидящего на троне. Он правил страной с1317 по1251 г. до н.э., прожил89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирных договоров.
Вес каждой скульптуры- около1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона- скульптурные изображения111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при виде такой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?
Внутри храма, куда допускались только жрецы и аристократия, находились статуи фараона- восемь стоящих Рамзесов десятиметрового «роста». Они образуют своеобразный коридор в огромном пространстве высеченного в скале храма, все стены которого покрыты рельефами и иероглифами. Стены Абу-Симбела- это грандиозная книга, повествующая о жизни и подвигах РамзесаII.
Эти колоссальные монументы построили безвестные мастера, и они сохранились до наших дней. Лишь одного из четырех колоссов Большого храма «обезглавило» когда-то землетрясение. Место поклонения фараону постепенно поглотила пустыня. За32 века на статуях в стенах осели тонны песчаной пыли. Песок забвения надежно «законсервировал» памятники, укрыв их на десятки столетий от доброжелателей и проходимцев, от войн и пожаров. Лишь в начале прошлого века пустыня стала неспешно открывать Абу-Симбел. Потом усилиями египтологов многих поколений храмы были очищены от песчаных завалов и подробно изучены.
продолжение --PAGE_BREAK--
При сооружении Асуанской плотины, когда возникла угроза затопления Абу-Симбела, советские строители спасли древние шедевры- их вырезали из скалы, распилили на отдельные блоки, подняли на высоту, недоступную Нилу, и снова аккуратно собрали. Храмы «прижились» в новых условиях.
Из некоторых источников видно, что между высшими жрецами и военачальниками шла конкуренция за влияние на царя, за получение привилегий, льгот, пожалований. Жрецы добивались средств на храмы, военные- на войско и крепости. Фараон нередко использовал интриги между этими двумя группами в своих интересах.
В началеXIV в. до и.э. фараон Эхнатон провел радикальную реформу в области религии. Он сбросил с божественного престола прежних богов и провозгласил нового, единого бога Атона, культ солнечного диска. Новая религия совпала с расцветом культуры, искусства, зодчества, живописи.
Оценка деятельности великого реформатора самая противоречивая. Вот некоторые высказывания об Эхнатоне: «Самая замечательная фигура на Древнем Востоке...» «неограниченный рационалист...» «Бесноватый эпилептик, вышедший из ада, чтобы разрушить осирическое предание...» «Быть таким умным, как он, в то время значило навлечь несчастье». Вероятно, ближе к истине мысль о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв со знатью и нанес тяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству.
Один из приближенных сановников Эхнатона, вельможа Ман, в надписи на гробнице оставил сведения о структуре власти фараона. Носитель опахала стоял по правую руку от царя, затем- царский писец, возможно, начальник канцелярии. В штате фараона состояли чиновники, ведавшие новобранцами, начальник храмового хозяйства, вероятно, главный жрец культа Атона, затем руководитель всяких работ (не исключено, что он возглавлял службу ирригации), потом командующий войском. Сановники фараона получали от него ежедневно «пищу и довольствие».
Эхнатон умер загадочной смертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Его преемник Тутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатона было предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая и потрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены до сих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедить народ забыть фараона-реформатора.
Система управления Древним Египтом пережила народные восстания. нападения гиксосов, периоды раздробленности, сепаратизма. Она существовала тысячелетия, в этом ее загадка и феномен.
2. Право
Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.
Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III(XVI- XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожаных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т.е. рассчитаны на длительное хранение.
Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составлялись в суде.
Формализм в распоряжении недвижимой собственностью- характерная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.
Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.
Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считалось понятием равнозначным. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». РамзесII за67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.
В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.
Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат- сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.
Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья- рассудительны, преданны, заботливы.
Женитьба, размеры приданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.
Египтяне были чадолюбивы, особенно ждали мальчика, наследника. Ребенок до трех лет находился при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее, спереди. Руки матери были свободны, а ребенок мог дотянуться до груди. Надпись гласила: «Воздай своей матери за все, что она сделала для тебя! Снабди ее хлебом в изобилии… Ты был для нее нелегкой ношей… Она долго носила тебя на своей шее, и три года ее грудь была у твоего рта. И она не отворачивалась с отвращением от твоих нечистот».
В числе преступлений упоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др.
Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в2-3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.
Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику.
Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
В начальный этап Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник.
Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию(200 ударов палками и5 ран). Рамсес1 издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».
Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем- не помогало. В начале царствованияXXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах.
В речении Ипусера, жившего в началеXVII в. до н. э. во времена народного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе.
www.ronl.ru
Конспект по истории на тему "Древний Египет". 5 класс
Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010. – Глава 4, §7.
Дата проведения: 16 сентября 2015
Класс 5 «А»
Цели урока
учащиеся должны знать природные условия Древнего Египта, представлять его основное население и их занятия, образ жизни привилегированных слов древнеегипетского общества, понимать значение терминов: «писцы», «вельможи», «земледельцы», «налоги», «шадуфы», «орошение»; подвести учащихся к выводу, что быт древних египтян был связан с географическими, климатическими и природными условиями Египта.
Воспитательная:
формировать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры, повысить эстетическое удовольствие от общения с культурой, формировать уважительное отношение к труду.
Развивающая:
ученики должны уметь показывать на карте местоположение Древнего Египта, описывать основные занятия населения египтян, давать характеристику населению Древнего Египта, излагать особенности жизни простого народа, объяснять значения терминов «писцы», «вельможи», «земледельцы», «налоги», «шадуфы», «вельможи».
Практикоориентированная
учащиеся должны применять полученные знания при описании и характеристике современных государств и городов, устанавливать связи между природно - географическим положением и занятиями жителей страны, а также уметь делать выводы на основе анализа источников.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН УРОКА Хронометраж t
Предварительная организация класса (Оргмомент) 1
Подготовка к изучению нового материала 2
Изучение нового материала 20
Закрепление и обобщение нового материала. Выставление отметок 4
Рефлексия 2
Домашнее задание 1
Тип урока – урок изучения нового материала.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
К. «Египет и Передняя Азия в древности»
Презентация
Раздаточный материал
Справочная литература (атласы, учебник)
ЛИТЕРАТУРА
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2003.
1.
Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991.
2.
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5класс: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. М.: ВАКО, 2005.
2.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 1991.
3.
ЦОР. История древнего мира 5 класс, презентация «Древний Египет» {Эл. Ресурс} // URL: http://school-collection.edu.ru (дата доступа – 10.09.2015г.)
3.
Исторические карты. {Эл. ресурс}// URL: http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=555:istoricheskie-karti-po-istorii-drevney-grecii&catid=32:istoricheskie-karti&Itemid=26 - (дата доступа – 10.09.2015г.)
Орг.момент (1 мин)
Подготовка к изучению нового материала (2 мин)
Сегодня мы с вами снова совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться с устройством его общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы.