Население древней индии. Билеты 2013игпзс / 16_Население древней Индии по данным шастр
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВ В ИНДИИ. Население древней индии


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВ В ИНДИИ

1. Местоположение и природа Индии.

Карта Индия и Китай III-II тысячилетие до н.э.К юго-востоку от Междуречья расположена Индия. Она занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть Азиатского материка.

На севере Индии находятся высочайшие в мире Гималайские горы, покрытые вечными снегами. В древности горы преграждали путь в Индию. Только на северо-западе Индии пролегали удобные дороги из других стран.

Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем. Между плоскогорьем и Гималаями располагается низменность. В западной её части протекает река Инд, по имени которой страна названа Индией. На востоке низменности течёт река Ганг. Обе реки берут начало в Гималаях и широко разливаются во время таяния снега в горах.

В Индии, защищенной Гималаями от холодных северных ветров, очень тепло даже зимой. Там, где есть вода, буйно растут деревья и кустарники. Однако дожди в Индии выпадают очень неравномерно.

В долине Инда они бывают редко. Здесь расстилаются степи.

Сильные дожди идут летом в долине Ганга. В древности она была покрыта непроходимыми болотами и джунглями - густыми зарослями тропических деревьев и кустарников. Здесь обитали пантеры, тигры, слоны, буйволы. Особенно опасны для людей были ядовитые змеи, во множестве водившиеся в джунглях и болотах.

2. Население древней Индии.

На берегах реки Инда уже в III-II тысячелетиях до н. э. были большие города (рис. 50). Их население занималось земледелием, скотоводством, обрабатывало бронзу.

Во II тысячелетии до н. э. в Индию двигались с северо-запада многочисленные племена кочевников 1. Они называли себя ариями. Предводительствовали племенами выборные вожди - раджи.

По необозримым степям арии гнали свои стада скота и табуны лошадей. Продвигаясь на восток и на юг, они заселили Индию и смешались с прежним населением. Начав заниматься земледелием, арии перешли к оседлому 2 образу жизни.

1 Кочевники - люди, переходящие с места на место со своим имуществом. Обычно кочевники былискотоводами. Когда скот съедал и вытаптывал траву на одном месте, они перегоняли свои стада на новые места.

2 Оседлый - живущий на одном месте; противопоставляется кочевнику.

3. Начало обработки железа.

Улица древнейшего индийского городаПриблизительно за тысячу лет до н. э. индийцы, как и жители многих других стран, научились добывать и обрабатывать железо. Из камней и глины складывали печь и засыпали в неё древесный уголь и железную руду. В печи после сгорания угля образовывались комки железа. Из них кузнецы выковывали орудия труда и оружие.

Обработка железа имела огромное значение для развития земледелия, ремёсел и мореплавания. Железо чаще встречается в природе, чем медь. Поэтому оно было значительно дешевле её. И крестьяне, и ремесленники могли иметь орудия труда из железа. К тому же оно твёрже бронзы. Плугом с железным лемехом можно было пахать не только мягкие почвы речных долин, но и твёрдую землю степей. Железными лопатами быстрее, чем раньше, копали землю. С топорами, долотами и другими железными орудиями труда легче стало строить жилища, корабли, повозки.

4. Освоение долины Ганга.

Перед людьми с железными топорами и лопатами не устояли и джунгли в долине Ганга. Шаг за шагом люди отвоёвывали здесь землю для посева - вырубали заросли, выкорчёвывали деревья, копали каналы. При обилии влаги плодородная почва долины давала отличные урожаи.

Кроме хлеба, индийцы выращивали сахарный тростник и хлопок. Из хлопка они делали ткани, прочные, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.

Индийцы приручили не только буйволов, но и слонов. Они заставили громадных животных подчиняться человеку и выполнять тяжёлые работы: выкорчёвывать деревья, возить людей и носить грузы. Слоны участвовали в сражениях. Они были приучены хватать хоботом, поражать клыками и топтать воинов противника.

Постепенно индийцы покоряли упорным трудом богатую, но таившую много опасностей природу своей страны.

5. Как образовались государства в Индии.

Главные выгоды от труда индийского народа доставались раджам и старейшинам. Они требовали, чтобы крестьяне отдавали им часть урожая и приплода скота. Пленников раджи и старейшины обращали в рабов: заставляли их расчищать землю от зарослей и обрабатывать поля. Раджи и старейшины становились рабовладельцами. Чтобы принудить рабов и крестьян повиноваться, раджи собирали дружины хорошо вооружённых воинов.

  • Дружины превращались в постоянные войска.
  • Слуги раджей, наблюдавшие за рабами, становились стражниками.
  • Слуги, отбиравшие у крестьян хлеб и скот, делались чиновниками-сборщиками налога.
  • Сами раджи становились царями.

Так в I тысячелетии до н. э. в Индии образовались государства с царями, войском, чиновниками и стражниками.Древний канал в Индии

Рабовладельцы хорошо понимали необходимость государства для сохранения их богатств и жизни. Они говорили: «Если не будет царской защиты, то богатые люди будут обречены на смерть и гонения».

  • < РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО НА СЛУЖБЕ У РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ
  • -> РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ >

hist-world.com

Территория и население Индии. | История

Населении Древней Индии.

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв.

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до н. э.—древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до н. э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до н. э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале новой эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной «землей ариев» (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до н. э. ведийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны также эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме «Махабхарата».

Северо-восток—средняя и нижняя часть бассейна Ганга—район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до’н. э. s упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры Древней Индии.

Невысокие горы отделяют Индо-Ганг-скую равнину от полуострова Декан (древнеиндийское «Дакшина»—юг). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к классовому обществу в Декане произошел позднее, чем на севере, и лишь в начале новой эры здесь возникли крупные государства. В труднодоступных горных и лесных районах до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя.

Центральную часть острова Шри-Ланки (Цейлона) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной, покрытой густыми лесами низменности. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с Южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале новой эры — также с Юго-Восточной Азией, с Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части полуострова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки австра-лоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.

Древняя Индия. Территория и население Древней Индии. Памятники

На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.)-, на юге — дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).

Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до н. э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда — на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до н. э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале новой эры).

В Южной Азии, как и повсюду на Древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

vladhistory.com

16_Население древней Индии по данным шастр

Население Древней Индии по данным шастр.

Варны и касты по данным шастр.

Понятие варны.

Происхождение – две точки зрения:

- варна – «цвет, свет», применяется с целью обозначить dvaparaja – дваждырожденных – голубоглазых и белокожих арийцев в противовес dasa – дравиды, у них черная кожа.

- варны произошли из-за разделения труда – на жречество, воинов, ремесленников и земледельцев (скотоводов). Но из-за принципа эндогамии превратились в закрытые группы.

Традиция признает два варианта.

Но первая более подтверждена Ведами и законами Манусмрити.

Древнеиндийская философия знает понятие atman – сознание человека, содержащее в себе разум (jnana), деятельность (kriya), желание (iccha). Исходя из этого выработано учение о 4 господствующих типах характера. Веды:

- брахман – спокойное поведение

- кшатрий – энергичный тип поведения

- вайшьи - стремиться к наслаждениям, но не быть их рабом

- шудра – всецело во власти, как ребенок, ничего не понимает, нуждается в пастыре.

Varnasrama - государство, основанное на варнах. Варна ≠ каста.

Варна – обозначение качества человека, влияющего на его положение в обществе. Принадлежность к варне - экономические, политическое, религиозное и юридическое значение. Но сами варны юридическими образованиями не являлись. Поэтому их нельзя сравнивать с сословиями или юридическими лицами. Варна – способ изучения вед.

Исторически 4 варны (caturvarnya), хотя в ранних мандалах Ригведы упоминаются только две, брахманы и кшатрии:

- брахманы (жрецы),

- кшатрии (воины),

- вайшья (земледельцы)

- шудры (слуги).

Первые 3 варны – дваждырожденные – обряд “второго рождения” – инициации: проявление разума и души под воздействием изучения Вед. Ведическое государство создано для того, чтобы организовать в народе, разделенном на веды, изучение той части вед, которая необходима для каждой варны Основное предназначение варны – обязанность знать, развивать и исполнять дхарму. Дхарма выражается в исполнении только ей присущих религиозных обрядов (очистительные церемонии, запрет приема определенной пищи), осуществлении особых видов работ, изучении особого объема Вед.

Внутри варны – иерархия: Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшьев - от богатства зерном, у шудр – от возраста. За соблюдением членами варн своих обязанностей следит царь и наказывает отклонившихся от дхармы или варны. Самое распространенное нарушение внутриварновых правил – уклонение от дхармы – смешение варн (varnasamkara).

Неясна картина в отношении jaty (юридической сущности касты). Тут – свои панчаяты

Брахманы – занимаются обучением, изучением Вед (начинали с 8 лет, но могли и с 5, к 16 должны были пройти первоначальный курс), жертвоприношением для себя и для других, раздачей и получением милостыни. Самые лучшие из людей. Рождение брахмана - вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Запрещено богатеть, чтобы не отвлекаться от своего предназначения (смертная казнь, если его имущество превышает столько, сколько ему нужно на три года жизни). Запрещено касаться оружия (даже если нужно просто осмотреть его) не для защиты и если нет нужды заниматься военным делом. Денежные операции - только через посредников. Запрещено покупать: благовония, жидкости, готовую пищу, сезам, кожи, одежду, молоко, продукты из молока, коренья, цветы, фрукты, лекарственные растения, мед, мясо, сено, наркотики, животных на убой, людей в качестве рабов.

Запрещено продавать: землю, рис, овец, лошадей, быков.

Могли быть гуру, устанавливать обязанности и права остальных варн, не подчиняться никому, меньшее наказание, бОльшие знаки внимания, совершенные имущественные права: все, что существует в мире, это собственность (sva) брахмана.

В случае, если у брахмана нет возможности соответствовать идеалу, ему доступны все виды деятельности, кроме неприкасаемых (dasyavarna) – «пятая варна» по некоторым классификациям.

Кшатрии – варна воинов и правителей. Занимаются охраной подданных, раздачей милостыни, жертвоприношением (коня), изучением Вед. Царь должен быть из варны кшатриев. В мирное время должны совершенствовать свое искусство. Идеал – пасть на поле боя. Начинал изучение Вед с 11 лет. Совершеннолетие в 22 года.

Некоторые цари-кшатрии прославились не как воины, а как философы.

Кшатрии создали науку 4 родов и 10 видов – боевое искусство. Они обладали своим жертвоприношением. Например, жертвоприношение коня – ašvamedha.

Царь в течение года отпускал свободно пастить коня. За ним шел отряд кшатриев. Куда конь ступал – собственность царя. Несогласные – воюют. После года – убийство коня и присяга новых подданных царю.

Со временем кшатрии опростились и разделились на различные касты, не имевшие отношения к военному делу.

Вайшьи пасли скот, раздавали милостыню, приносили жертвы, изучали Веды с 12 лет, совершеннолетие в 24 года торговали, занимались ростовщичеством и земледелием. 10-кратная разница в штрафе за убийство кшатрия и вайшьи, но имущество охраняется одинаково.

Шудры образовались позже остальных варн. Предназначение – служить трем другим варнам. Юр. свободные, но положение переходное от свободного к рабу. Запрещено изучать Веды. Не мог быть судьей, т.к. не зная вед, не знал и дхармы. Не мог совершать жертвоприношения. Не мог делать подарки брахману, приближаться к нему, говорить с ним. Наказание – строже, чем у других. Из варны шудр вышло много низших каст. Занятие – putra dharma – все виды деятельности, не отнесенные к занятием трех других варн.

Ведами запрещались смешанные браки между варнами – нарушение дхармы. Varnasamkara – смешение варн. Экзагамия с элементами инцеста – sapinda. Позднее разрешили, если варна мужа выше, чем у жены. Отец варну повышает, мать – понижает.

Неприкасаемые (dasavarna) – потомки неарийцев, но юридически свободные. Рожденные в низших кастах, иностранцы, незаконнорожденные, преступники, сектанты и т.п. Выполняли самую грязную работу. Неприкасаемость не буквальная, а обрядовая. Институт неприкасаемости помогал удерживать в ведическом порядке варны и касты. Правовой статус = статусу собаки и не мог быть изменен (принцип повышения варны не действовал). Одеваться могут только в лохмотья, есть из поломанной посуды, появляться при звуке трещотки. На одежде особые знаки, чтобы было видно издалека. Предметы, к которым они прикасались, очищались соприкосновением с огнем, дорога – восходом солнца, лунным светом и ветром. Могли служить в армии. Правила неприкасаемости не действовали во время свадьбы, праздника, религиозной церемонии. За прикосновение к дваждырожденному чандал получал штраф в эпоху смрити, до этого – битье. Не обязаны поклоняться ведическим богам, но обязаны почитать аватары Шивы.

Источники дасаварны:

- по рождению в низших кастах

- преступление (например, убийство брахмана)

- при выполнении некоторых видов занятий (не профессий) наступала обрядовая неприкасаемость – временная.

- варвары и обычно все иностранцы, могли быть даже целые страны.

Рабы (dasa - м, dasi - ж)

Рабы – единственный несвободный разряд населения.

Источники рабства:

1. drhajata – рожденный в доме

2. krita - купленный

3. labha – полученный в дар

4. dayadupagata – полученный по наследству

5. annakalabrukta – имеющий питание во время голода

6. ahitah svamin – заложенный хозяином

7. rnatprata - должник

8. yudhapprata – захваченный в плен в битве

9. panejita – выигранный в кости или пари

10. tavahamityu pagata – предложивший себя в рабы безо всякой компенсации

11. pravrajuavasita – не сдержавший обет нищенства

12. kalakrita – сделанный рабом на время (видимо, должник, который по выплате долга становился свободным)

13. bhaktadasa – раб за пищу

14. vadavabhrta – раб из-за брачной связи с рабыней

15. vikretatman – продавший самого себя.

Первые 4 – бессрочное рабство. Таких обельных рабов нельзя было без собственного согласия определить на черную работу, услать в далекую страну, если им нет 8 лет. Беременную рабыню при продаже надо обеспечить, иначе – штраф. Рабыня, родившая господину ребенка, получала свободу.

Особенности:

- рабом не мог быть арий

- млечгхи могли быть рабами

- за продажу свободного ария – штраф с любой из варн

- отказ рабовладельца получить выкуп – штраф

- если военнопленный – работа на половину суммы, вырученной за продажу

- залог ничтожен после уплаты суммы долга самим рабом или его родственником

Каста - Примерно со 2-го в. до Р.Х. распространилось кастовое деление. Каста (jaty) – ближе к сословию по типу corporation publica. Панчаяты, как в общине, следят за выполнением членами касты своей дхармы. Каста - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию. Жесткое кастовое деление было известно только поздней Индии. В понятии варны ритуальная чистота – первична и определяет статус ее членов с самого начала. Для касты ритуальная чистота - вторична по отношению к касте.

Причины: смешение варн и углубление в них разделения труда. Каста основывается на рождении и унаследованной от родителей профессии. Каста более высоко организована

studfiles.net

Древняя Индия

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава X.

Древняя Индия

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

10.1. Природа и население

Субконтинент Индостан почти со всех сторон отрезан от внеш­него мира: высочайшими в мире Гималайскими горами и Памиром на севере, океаном на юге, нагорьями, непроходимыми тропиче­скими лесами и топями на северо-востоке. Пришельцы проника­ли в Индию с северо-запада, через горные перевалы современного Афганистана. Географически Индия четко делится на Север (Индо-Гангская равнина) и Юг (плоскогорье Декан). Долины ве­ликих рек Инда и Ганга были особенно пригодны для земледелия. Связи между бассейном Инда, бассейном Ганга и Деканом были затруднены, и лишь Пенджаб служил более или менее постоян­ными воротами для проникновения чужеземцев в долину Ганга. Климат Индии позволяет собирать два необычайно богатых уро­жая в год, но наводнения, ураганы и засухи часто обрекают лю­дей на голод.

Древнейшим населением Индии были племена австралоидной расы (обитавшие некогда от Южного Ирана до Индокитая), реликтами которых остаются ведды крайнего юга Индии и жите­ли Андаманских островов. Затем здесь расселяются европеоиды, смешиваясь с аборигенами и ассимилируя их в этнокультурном отношении. Около VII-V тыс. до н. э. северо-западная Индия ока­залась заселена племенами дравидов (чьи языки входят наряду с индоевропейскими и др. в ностратическую макросемью). Во II тыс. до н. э. в Индию с северо-запада проникают индоевропейцы- индоарии, в начале I тыс. до н. э. превратившиеся в основное на­селение севера страны, а дравидоязычные племена (частично под натиском ариев, но в основном из-за самостоятельного расселе­ния) смещаются на юг и ассимилируют подавляющее большин­ство австралоидных аборигенов.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru


Смотрите также