Раздел III. История права древнего мира. Памятники древнего востока
Скульптура Гандхары. Древний Восток
Скульптура Гандхары
Древняя Гандхара располагалась в Северо-Западной Индии, значительная ее часть в настоящее время находится на территории Пакистана. Именно здесь в рассматриваемый период сложился особый стиль в архитектуре и скульптуре, и потому искусствоведы и историки ведут речь о гандхарском искусстве и гандхарской скульптуре.
В силу своего географического положения область Гандхары была наиболее подвержена влияниям иных, неиндийских культур: именно северо-западная часть Индии принимала на себя волны иноземных завоеваний, которые особенно активно развивались в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры.
В первую очередь это было греко-бактрийское вторжение, вследствие которого Гандхара оказалась вовлеченной в сферу влияния эллинистической культуры. Так, раскопками в древнеиндийском городе Таксиле была раскрыта как светская, так и храмовая архитектура эллинистического характера; среди находок присутствует скульптура, изображающая античных персонажей и выполненная в античных традициях.
Однако понятие «гандхарского искусства» в первую очередь подразумевает искусство буддийского содержания — изображения Будды, бодхисаттв, эпизодов из жизни Будды и из джатак. Своеобразие этой скульптуры определяется сильным влиянием эллинистической традиции, что проявляется и в расположении фигур на рельефах, и в манере воспроизведения складок одежды, облегающей фигуры персонажей, и в моделировке лица. Так, на лице Будды линия носа продолжает линию лба, что побудило некоторых авторов сравнивать эту скульптуру с античными изображениями Аполлона.
Сама традиция изображения Будды в образе человека возникает именно в ганхарской школе — в более раннем буддийском искусстве Будда присутствует лишь в виде символов — следов его ног, знака колеса и т. п. Выработанный гандхарской школой канон изображения Будды предполагает три основных типа: стоящий Будда с поднятой правой ладонью (знак доверия и доброжелательства), сидящий Будда — в позе размышления, и лежащий — «Будда в нирване». На голове Будды — выступ (знак мудрости), укрытый прической, на лице — сдержанная улыбка, фигура обычно фронтальна, лишь жесты рук и расположение складок одежды нарушают ее симметрию.
Такие статуи обычно располагались в нишах, включенных в архитектуру культовых сооружений; стены ступ и окружающих их построек также были украшены многочисленными рельефами. К примеру, на рельефе, изображающем эпизод прощания Сиддхартхи с конем Кантакой, центральное место занимает фигура коня, который лижет ноги своего хозяина, здесь же стоит огорченный слуга царевича и бодхисаттва, сопровождающий будущего Будду; окружающий эту сцену лес представлен в виде фигур древесных духов — якш.
Скульптура гандхарской школы достигает наивысшего развития в кушанский период, когда происходит наиболее активное распространение буддизма; в это время наблюдается и распространение традиций этого искусства в других регионах Центральной и Средней Азии, охваченных кушанским влиянием.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Архитектурно-строительная фирма АБРИСБЮРО
Продажа готовых проектов коттеджей
Проектирование домов и коттеджей
www.abrisburo.ru
Искусство Древнего Востока
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
СУМСЬКИЙ ТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ
Денне відділення
спеціальність
5.091714
РЕФЕРАТ
На тему: “Мистецтво стародавнього Сходу. Архітектура”
Виконала: студентка групи 3-Х-83
Постольна Ю.П.
Викладач
Суми, 2000
План.
Введение
1. Особенности культуры Древней Месопотамии
2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
3. Искусство Древнего Египта
4. Культура Древнего Китая.
Заключение
Список литературы
Введение
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
1. О собенности культуры Древней Месопотамии
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлогов государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления
Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.
Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
mirznanii.com
Раздел III. История права древнего мира
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии - Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.
Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.
Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.
Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.
Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере.
Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.
Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.
Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).
Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.
В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.
В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:
1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.
2. Долю умершего наследника получают его дети.
3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.
4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.
Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.
В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:
1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.
2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.
3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.
4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.
Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.
studfiles.net
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
Право Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
Количество просмотров публикации Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока - 133
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
Рубрика (тематическая категория)
Право
§ 1. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии – Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал˸ "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком – свод клинописных знаков...".
Но ценность находки ещё более возросла, когда, доставив её в Париж, в Лувр – национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права – Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Необычайна и история ᴇᴦο появления в Вавилонии.
Если взглянуть на политическую карту Месопотамии, датированную первой половинои̌ XVIII в. до н.э., то увидим, что она не представляла единого целого, а была разделена на мелкие, постоянно враждующие друг с другом рабовладельческие государства. Междоусобные войны разоряли экономику Месопотамии, наносили непоправимый вред материальным, культурным и другим ценностям, накопленным за все предшествующие века. Почти совершенно были утрачены дипломатические и торговые связи с внешним миром. В одной из табличек из библиотеки царя Ашшурбанипала неизвестный автор сообщал˸ "Страна шумеров пришла в упадок. Войны Умы уничтожают посевы, плотина разрушена... Пески и ветер гуляют, да воют голодные псы там, где некогда были цветущие селения. Жители частью истреблены, частью угнаны в неволю. Бог забыл нас...". Необходимость ликвидации политической раздробленности и междоусобицы одним из первых осознал глава небольшого государства со столицей г. Вавилон – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Дипломатическим и военным путем он объединяет Месопотамию в рамках централизованного Вавилонского государства, под которое была подведена правовая основа в виде Свода законов. Он состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока" 2014, 2015-2016.
referatwork.ru
Архитектура Древнего Востока.
Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.
Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.
Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).
Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.
Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.
Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.
Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.
Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.
1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)
Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.
Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.
Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.
Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.
Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.
Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.
В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.
Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.
2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.
Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.
3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)
К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.
(план комплекса в Карнаке)
В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.
Междуречье.
Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.
Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.
С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.
Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.
Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.
Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.
По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.
На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.