Древнего востока памятники. Памятники литературы Древнего Востока На примере Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток: Египет и достопримечательности Эритреи. Древнего востока памятники


Памятники материальной культуры. История Древнего Востока

Памятники материальной культуры

Большие раскопки, упорно производившиеся в течение целого столетия на всей территории Месопотамии, обнаружили огромное количество памятников материальной культуры, которые ныне дают возможность довольно подробно изучить развитие материальной культуры и техники у древних народов Двуречья. Эти предметы указывают на то, какие виды сырья были наиболее распространены в древней Месопотамии, какие виды сырья доставлялись из соседних стран и из каких именно. Таким образом, историк может установить факт торговых взаимоотношений между Месопотамией и соседними странами. Далее, изучение памятников материальной культуры позволяет установить уровень развития техники. В этом отношении особенно показательны глиняные кирпичи, керамика, металлургия и строительное дело. Изучение керамики показывает, что в древнейшие времена население южной части Месопотамии пользовалось для своих построек крупными плосковыпуклыми кирпичами, форма которых в течение веков подвергалась значительному усовершенствованию. Ярко иллюстрируется процесс развития техники способом изготовления глиняных сосудов. Но особенно показательна в этом отношении металлургия. Если в древнейшие времена население Месопотамии пользовалось исключительно медью, то впоследствии медь стала вытесняться бронзой, а в конце II тысячелетия до н. э. — железом. Наконец, большой интерес представляют и специфические для Месопотамии производства: изготовление асфальта и фаяисированных кирпичей (изразцов), служивших для орнаментации фасадов зданий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.1.3. Правовые памятники стран Древнего Востока

При рассмотрении права стран Древнего Востока следует остановиться на системах двух регионов: Вавилона и Индии. Это связано с тем, что здесь сохранились крупнейшие памятники права, позволяющие достаточно четко представить характер существовавших правовых отношений.

Древнейшим из них является Судебник царя Хаммурапи. Это важнейший памятник древневавилонского права. Относится он к XVIII в. до н.э.

Источниками документа послужили: обычное право, различные шумерские судебники, первый сборник законов Хаммурапи, созданный на втором году его правления (1793 г. до н.э.), различное новое законодательство.

Судебник не является всеобъемлющим сводом вавилонского права. Многие вопросы оставались во власти норм обычного права (например, о простом убийстве, кражах, религиозных преступлениях и т.д.).

Весь текст судебника распадается на три части: введение, в котором царь перечисляет свои достоинства, призывая в поддержку своей власти богов; статьи законов; заключение.

Всего памятник насчитывает 282 статьи.

Текст составлен главным образом в казуистической форме, т.е. описываются конкретные случаи и даются наставления судьям, как им поступать.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, известно не было. Здесь существовали правила, являющиеся скорее этическими, чем правовыми, и все они носили ярко выраженный религиозный характер.

Все нормы, согласно которым должно было строиться поведение людей – дхармы, известны главным образом по Ведам (религиозным книгам) и дхармашастрам (сборникам предписаний). Наиболее значимой дхармашастрой являются Законы Ману, составленные жрецами в период между II в. до н.э и II в. н.э. Своё название они получили в честь бога Ману, исторического прародителя человека.

Написаны они в форме двустиший (шлок) и состоят из глав и 2685 шлок. Непосредственное правовое содержание имеют статьи, содержащиеся главным образом в 8 и 9 главах.

Строятся законы на разделении людей на варны.

Во многом же другом они схожи с Судебником Хаммурапи: не всеобъемлющи, казуистичны, нет разделения на отрасли права и т.д. Поэтому перед нами также не кодекс, а лишь сборник правил.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Судебник Хаммурапи свидетельствует, что имущественные отношения, в том числе частная собственность, достигли достаточно высокого уровня в Древнем Вавилоне. Главный объект собственности – земля, мог иметь различные виды: царская, храмовая, общинная, частная. Землю разрешалось свободно продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству.

Судебник всячески защищал имущество от причинения ему вреда. Например, собственник пропавшей вещи мог востребовать её при обнаружении у другого лица, представив свидетелей.

Достаточно высокий уровень развития частной собственности наблюдается и в Законах Ману. В то же время частная собственность на землю не получила здесь широкого распространения, хотя существовали царские, общинные, частные земли. В Законах содержатся лишь отдельные упоминания об индивидуальных владениях. Земледелец мог заложить, продать свой участок, но для этого требовалось согласие общины. Одновременно законы карали присвоение чужого участка земли и вообще захват чужого имущества.

Важным моментом в Законах Ману является то, что в них существуют отличия между собственностью и владением. В ст. 115 гл. X перечислены семь законных способов приобретения собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завещание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношения (милостыни). При этом четко оговаривалось, для каких варн предусмотрен тот или иной способ: первые три − для всех варн; четвертый − для кшатриев; пятый и шестой − для вайшьев; седьмой − для брахманов.

Защищались законами и права собственника, обнаружившего пропавшую вещь. Было известно понятие «давность владения» – 10 лет.

studfiles.net

Скульптура Древнего Востока.

Скульптура Древнего Египта.

1) Сложение Египетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)

Фигуры в росписях и скульптурах этого периода охарактеризованы в самой общей форме. Воспроизводятся наиболее существенные для данного образа черты-ритуальные жесты рук жрецов и т.д.

Памятником, характеризующим переход между этим и более поздним периодом, является плита (высота 64 см) фараона Нармера (конец 23 в до Н.Э.), на которой запечатлена победа Южного Египта над Северным, объединение долины Нила в единое государство. На одной стороне изображено реальное событие - праздник победы (верх лицевой стороны), а на другой-образная передача этой мысли (царь в виде быка разрушает вражескую крепость). Мы видим характер нового стиля-каждая сцена закончена, но одновременно является частью общей композиции. Налицо расположение поясами, как отныне будут располагаться росписи и рельефы. Правильные пропорции скульптур, положение изображаемого определено атрибутикой. Характерным является и изображение фигур с разных точек зрения. Плита Нармера - свидетельство сложившегося классового характера искусства с выраженным стремлением возвеличить образ царя (Нармер возвышается над прочими людьми, подавляя их своей могучей фигурой).

 

2) Искусство Раннего и Древнего царств ( 3-е тыс. до н.э.-около 24 в до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры.

Дошедшие до нас скульптуры Древнего царства имели культовое назначение: это были заупокойные статуи царей и знати, изображения фараонов, служившие для особых ритуалов, фигурки слуг (помещались в гробницы с магическими целями для обслуживания хозяина в загробной жизни). Различное назначение скульптур определяло их трактовки.

Позы заупокойных статуй знати были однообразны: умершие изображались стоящими/сидящими на кубообразных сидениях, иногда на полуподжавших ногах, как египетские писцы. Статуи стояли в нишах-отсюда их фронтальность. Бесстрастие лиц, устремленный вдаль взгляд, спокойствие сильных тел, торжественность. Окраска статуй также была однообразной, условной: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин и желтые у женщин, для окраски деталей употреблялись и другие краски. Краски были минеральными (красная и желтая-охра, белая-известняк, черная-сажа, зеленая-малахит).

Единство иконографии обусловлено культовым назначением статуй, их каноничностью. Творческая индивидуальность скульптора почти не находила выразительность. Простор для творчества давали заупокойные статуи, которые должны были обладать портретным сходством с умершими (умершим необходимо было опознание душой своей новой оболочки).

Важным этапом было и изготовление гипсовых масок с лиц умерших, что помогло развитию скульптурного портрета, так как для воссоздания облика маски приходилось перерабатывать, отбирать черты.

При создании скульптуры фараона главным было передать образ неограниченного в своей власти владыки, сына бога. Всегда бесстрастные и идеализированные лица, сверхмерно мощные тела-вот каноничные особенности. Иногда царь изображался наравне с божеством. Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы-фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими правильные черты фараона. Сфинксы воплощали идею монументального могущества, божественной сущности египетских владык. Одним из самых известных является Большой Сфинкс, лежащий у нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основа-известняковая скала, при обработке дополненная известняковыми плитами.Высота-20 метров, длина-57.НА голове царский головной убор.

В основе содержания рельефов и росписей в мастабах были сюжеты обеспечения посмертного благополучия усопшего. Стены ранних мастаб занимают процессии носителей даров, постепенно появляются и сцены изготовления этих даров в мастерских. На стенах мастаб высекали и биографии вельмож.

Развитие рельефов и росписей значительно тормозилось необходимостью повторения сцен и соблюдения давно выработанных форм, что было обязательным для культовых памятников. Фигуры сохраняют построение и расположение на плоскости, условность расцветки.

3) Искусство Среднего царства (21-18 вв)

Статуй номархов до нас почти не дошло, однако известно, что некоторые из них достигали огромных размеров.

Известны и статуэтки слуг, часто объединенные в целые группы: пастухи, прогоняющие стадо мимо хозяина, лодки с гребцами, мастерские с ремесленниками. Фигурки показаны в соответствующих труду позах, кажутся полными жизни.

В стенных росписях и рельефах гробниц проявляются поиски наиболее возможной близкой передачи природы. В гробнице Сенби уже нет обычных рядов, выполненной по канонам фигуры охотника: все полно жизни, мастер хорошо передает остановившуюся на бегу и натягивающую тетиву фигуру, чувствуется напряжение. Изображения животных, оружия, одежды.

4) Искусство нового царства (16-11 вв. до н.э.)

Скульптура имела большое значение в искусстве Нового царства. При царице Хатшепсут сильно меняется-для скульптур ее храма характерна передача пусть и идеализированного, но безусловно индивидуального образа. В лицах царицы, стоявших в главных молельнях храма, трактовка черт лица мягче, портретность отчетлива. К произведениям подобного рода относятся статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи (ГМИИ им. Пушкина) - дерево, одеяния посеребрены, ожерелья и браслеты инкрустированы золотом. Поражает высокое художественное исполнение.

Постепенно стиль меняется-внимание сосредотачивается на выразительности образа, иначе трактуются глаза-иной разрез, часто углубленные орбиты-иллюзия сосредоточенной задумчивости. Нарастает внешняя нарядность – новые типы одежд, украшений, начало применения светотени, все большая живость статуй, хотя есть и холодность трактовки.

Позже внимание становится более пристальным, замечаются возрастные отличия, особенности характера.

 

Скульптура Двуречья.

Наиболее многочисленными памятниками являются печати. Цилиндрические появляются в середине 4тыс. До н.э. и постепенно вытесняют прочие формы. Изображения на первых цилиндрических печатях показывают круг интересов жителей двуречья: охота, скотоводство. На начальных этапах мифологические сцены были редки. Фигуры на оттисках печатей выпуклы, осязаемы, объемны, выполнены достаточно тщательно. В ранних эпохах Двуречья еще не было развитого канона, подобного египетскому, долго шли художественные поиски.

Скульптурная голова из Урука, размером несколько меньше натурального, в которой предположительно видят богиню Инанну (найдена в храме богини в Уруке). Тонко подмечены черты лица (быть может, даже индивидуальны): узкие тонкие губы, маленький подбородок, еле моделированная складочка, идущая от крыльев носа, сочетаются с каноничностью и условностью-огромные инкрустированные глаза, брови.

Дошедшие до нас скульптуры выполнены в мягком камне-известняке, песчанике. Поверхность плохо обработана, небрежность в деталях. Руки статуй редко отделялись от массы, пропорции зачастую укорочены, черты лица утрированы.

Шумерский рельеф представлен немногочисленными памятниками, отличавшимися своеобразием. Рельефы представляли собой доски небольшого размера, сделанные из мягкого камня или глины. Сооружались в честь торжественных событий (победы над врагами, закладки храма). Для композиций характерно нагромождение фигур, скованность поз, условные треугольники профилей, будто созданные по одному шаблону. Фигуры правителей выделялись размерами.

Один из памятников - «стела коршунов» - рельеф, сооруженный правителем города Лагаша Эаннатумом в честь победы над вражеским городом Уммой. Стела размером выше человеческого роста, покрыта изображениями с двух сторон: на одной-покровитель города Лагаша Нингирсу с палицей в руках и сетью с врагами в ней, на другой-изображение в четырех регистрах: войско правителя в разные моменты похода и их победа.

По подобным памятникам мы можем знакомиться с одеждой, прической, вооружением.

В среднединастическом времени сохранялся условный подход, что отчасти обуславливалось размерами печати, вмещавшей в себя лишь определенные объемы и размеры фигур.

Одним из важных был принцип «непрерывного узора», «парчовый стиль», когда вырезанные на камне изображения напоминают узор вышивки, фигуры кажутся почти бестелесными. Преобладающими сценами являются сцены священного пира, изображение божества, плывущего в фантастической лодке, изображения животных.

Характерны меньшая условность композиции, отказ от искусственной ритмики, правильная передача человеческого тела, интерес к героизированной личности.

stydopedia.ru

Памятники материальной культуры. История Древнего Востока

Памятники материальной культуры

Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни, различные статуи, статуэтки, амулеты, украшения, оружие, а также украшать стены гробницы сценами из жизни умершего способствовал сохранению огромного количества памятников материальной культуры и искусства древних египтян. Эти памятники хорошо сохранились до наших дней благодаря сухому воздуху пустынных окраинных областей, где обычно устраивались кладбища, называвшиеся греками «некрополи» (города мёртвых). Около царских пирамид Древнего Царства, в Гизэ и в Саккара, были найдены огромные некрополи с многочисленными гробницами царских родственников, вельмож и чиновников. Многочисленные бытовые предметы и произведения искусства были обнаружены и в развалинах городов. Например, в развалинах Кахуна было найдено много орудий и оружия времени Среднего Царства, а в Ахетатоне было обнаружено внутреннее оборудование жилых зданий, стекольно-керамическая мастерская и мастерская скульптора, остатки складов и торговых помещений и большое количество произведений искусства и бытовых предметов (сосуды, бритвы, печати, детские игрушки и т. д.). Обнаруженные многочисленные орудия, оружие и другие предметы из меди и бронзы дают возможность тщательно изучить египетскую металлургию, которая в значительной степени основывалась на привозной руде и крайне медленно развивалась. Медные рудники на Синайском полуострове и каменоломни в различных местах Египта позволяют изучить технику горного дела в древнем Египте. Роскошные и высокохудожественные драгоценные украшения, золотые и серебряные ожерелья, кольца, браслеты и диадемы, богато орнаментированная мебель, наконец, различные сорта прекрасно выделанных тканей, от очень прочных до самых тонких, позволяют говорить о высоком развитии и специализации ремесла. Большое количество оружия и развалины крепостей, особенно сохранившиеся на южных границах Египта, дают возможность тщательно изучить технику военного дела и крепостного строительства древних египтян. Храмы, многочисленные гробницы, остатки дворцов и жилых зданий позволяют подробно изучить замечательную древнеегипетскую архитектуру. Сохранившиеся солнечные и водяные часы, таблички расположения звёзд и визирные, пассажные инструменты указывают на уровень развития науки, в частности астрономии, в древнем Египте.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Восток: Египет и достопримечательности Эритреи

Ее называют городом, парящим над облаками. Сочетание идеального климата и обилие необычных архитектурных достопримечательностей Эритреи присущи столице одного из древнейших африканских государства.

Асмара выделяется из других городов, подобно Каиру, основанному на руинах культуры древнего Востока — Египта. Его корни уходят ко временам создания городов цивилизаций, стоящих у основания мира, — Рима и Афин. Предполагается, что Асмара была образована примерно в 800 г. до н.э. Ее население в то время составляло приблизительно несколько сотен человек.

Жемчужина Древнего Востока — Асмара

При посещении Асмары рекомендуется посмотреть:

  • Дворец губернатора;
  • местный базар;
  • Оперный театр;
  • Римский католический собор;
  • Здание Фиат Таглиеро.

Важный порт Востока — город Массауа

Город Массауа, вытянувшийся на побережье Красного моря, имел важное историческое и стратегическое значение. Его земля впитала культуру столетиями ведущих торговлю в районе представителей стран древнего Востока: Египта, Османской империи, Англии, Португалии, Рима, арабского мира.

Массауа считается одним из старейших исторических поселений на земле. В X в. н.э. он был заселен арабами, а в XVI в. н.э. перешел во владычество турков.

В Массауа представлены достопримечательности Эритреи:

  • Дворец императора;
  • Мечеть Шафи;
  • Собор Святой Марии.

Острова Красного моря: Дахлак

Острова Дахлак разбросаны на всей протяженности Красного моря. Общее их число превышает 350 архипелагов различной площади. Разноцветные кораллы и кристально чистая вода — настоящий рай для дайверов. Популярными видами подводного спорта являются:

  • Снорклинг (плавание с маской).
  • Посещение мест кораблекрушений рядом с Массауа.
  • Серфинг, катание на парусниках и водных лыжах.
  • Песчаные пляжи.

Самым большим островом является Дахлак Кебир. Здесь был найден крупный некрополь древнего Востока с куфическими надписями и цистернами с водой.

Острова Дахлак Эритрея фото картинкиОстрова Дахлак Эритрея

Достопримечательности Керена в Эритреи

Керен находится в горном районе Эритреи и доступен для туристического отдыха. Относится к провинции Ансэба в 91 км от столицы Асмары. Первые заметки о посещении Керена были сделаны путешественником из Швейцарии Вернером Мунзиндером в 1855 году.

Керен прославился археологическими постройками:

  • Старинные итальянские и британские некрополи;
  • Порт Форто;
  • Старинный итальянский железнодорожный вокзал;
  • Храм Санта-Мария Даарит.
Древний Восток. Достопримечательности Эритреи. Фото. КартинкиДревний Восток. Достопримечательности Эритреи. Храмы.

Наследие древнего Востока и Египта в Эритреи

Адулис — древний порт на Красном море. Считался во времена существования древнего Египта и Греции, Римской империи самым крупным.

Залив Зула представляет собой расщелину, образовавшуюся на побережье Эритреи естественным путем. Ее глубина составляет 50 метров. На этом месте взяла начало Великая рифтовая долина, протянувшаяся по всему африканскому континенту.

Денакил — уникальный природный заповедник, находится на самой низкой отметке ниже уровня мирового океана, не покрытой водой. Отличается великолепным ландшафтом.

Кохаито — небольшой городок в 125 км от Асмары. Стал популярным направлением отдыха у туристов благодаря руинам древних дворцов, построенных во времена правления царицы Сабы.

Белью-Келев (Метера) — историческое захоронение древнего города Колео. В ходе археологических исследований был обнаружен обелиск — стела, датируемый III в. до н.э. На его вершине виден исламский символ полумесяца. Раскопки ведутся на площади около 10 га.

Монастырь Дебре Бизен был возведен на возвышенности в 2450 м над уровнем моря Основан в 1361 году Абуна Филипосом для жизни монахов влали от мирской жизни. Символизирует приход христианства на земли Эритреи, с которым связано много мифов и историй.

Филфил – уникальный природный заповедник, отличающийся вечнозелеными тропическими лесами, в которых обитает множество редких видов млекопитающих и редких птиц. Территория района покрыта плантациями и лесами.

Монастырь Нам-Дебре Либанос основан в VI в. до н.э. в районе Хэи. Богат архитектурными находками: здесь были найдены мумии, некрополи древности и артефакты, датируемые IV в. до н.э.

Рора Бакла и Рора Хабаб отличаются руинами древней цивилизации, украшенными статуями сказочных животных и львов.

В науке существует мнение о том, что в древнем Востоке, до возникновения Египта, в Эритреи было образовано первое поселение людей на Земле.

Древний Восток - Эритрея. Картинки. ФотоДревний Восток — Эритрея

 

drevniy-egipet.ru

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА. 100 знаменитых памятников архитектуры

Петра – столица Караванной империи

В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых песков неожиданно возникала отвесная гряда. Она открывала взору город такого яркого цвета, будто солнце раскалило его докрасна. Это и была Петра, расположенная в покрытой зелеными олеандрами котловине и вырезанная в скалах из красно-розового песчаника.

О Петре говорили, что она столь же древняя, как само время. Первые сведения о ней сообщает Библия. По преданию, именно по этому пути шли евреи, которых Моисей выводил из Египта. И по сей день Петра более известна арабам как «Долина Моисея», поскольку близ нее ветхозаветный пророк «ударил жезлом своим дважды, и потекло много воды».

В XVIII в. до н. э. Петра уже была большим и богатым городом. Сам иудейский царь Амасия похвалялся тем, что он захватил в городе крепость народа эдомитов и перебил все население, записав эту победу в анналы истории своего царства как событие первостепенной важности.

После разгрома, учиненного Амасией, город утратил свое значение, и несколько веков о нем никто не упоминал. В IV в. до н. э. эдомиты были изгнаны пиратами Красного моря, избравшими неприступную Петру новой столицей Набатейского царства. Неизвестно где и когда приобрели инженерные познания и познакомились с гидротехническим искусством набатеи, но в сочетании с их предприимчивостью и трудолюбием это дало поразительные результаты. С помощью плотин, шлюзов и водоотводящих тоннелей древний народ превратил бесплодную, хотя и богатую водой местность в огромный цветущий сад.

Пустыня, как и море, не только разъединяет, но и соединяет. Набатейские купцы, предки современных арабов, вели бойкую торговлю с далекими странами. Драгоценные камни и ценные сорта дерева, оружие, вино, финики, благовония и пряности – все, чем богаты Индия, Южная Аравия, Центральная Африка, везли через Петру многочисленные караваны. А навстречу шло золото и слоновая кость из Нубии, жемчуг Красного моря, ладан и александрийское стекло. И вместе с купцами к горным святилищам Петры тянулись толпы паломников.

Отряды набатейских конников были надежной охраной на торговых путях Востока. И хотя Набатейское царство не имело точных границ, караванные дороги в пустынях Аравийского полуострова и Западной Сирии в III и II вв. до н. э. были в руках набатеев. Они поклонялись луне и звездам, своим богам, которые ночью указывали караванам в темной пустыне путь к воде, путь на чужбину и с чужбины домой.

Вершины своего могущества Петра достигла на рубеже тысячелетий, когда ее границы простирались уже до Дамаска. И конечно же, набатеи мечтали сделать свою столицу красивой и величественной. Сначала они украшали могилы, затем начали вырезать порталы над дверями пещер. Так появились первые пещерные храмы. От тех времен до наших дней сохранились остатки самого красивого сооружения Петры – сокровищницы Эль-Касне («Сокровищницы фараонов»), чей стиль, скорее, можно назвать классическим, чем набатейским.

Этот гигантский храм высечен в скале-монолите и украшен колоннами с изображениями богов. Его венчает сооружение, похожее на круглый храмик, на крыше которого сохранились остатки каменной урны. В течение веков каждый бедуин, проезжавший Сик, стрелял в нее из лука в тщетной надежде, что урна расколется, и оттуда посыплются несметные сокровища.

За сокровищницей открывается сама долина и целый ряд (около тысячи) скальных усыпальниц из песчаника нежнорозового цвета и других красноватых оттенков. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они за многие века осыпались до неузнаваемости. Археологи даже предполагают, что первоначально гробницы были и не розовыми, и не красными. Просто их фасады набатейцы облицовывали каким-то неизвестным материалом.

Бесчисленные постройки Петры громоздятся в два, а иногда и в три яруса, прячась в расщелинах за естественными выступами скал. Встречаются небольшие, чуть выше человеческого роста, пещеры с выветрившимся изображением Душареса, древнего бога полулегендарных эдомитов. Есть и огромные десятиметровые портики, словно нарисованные на отвесном обрыве, и странные башни, увенчанные чем-то, похожим на зубы собаки. Одни пещеры выполнены с варварской грубостью, другие отличаются изысканным, виртуозным искусством резьбы по камню, изяществом орнамента и декоративных гирлянд.

Надо отметить, что колонны, архитравы, карнизы, фронтоны в Петре служат лишь для мотива резьбы по камню. По существу, это не архитектура, а ее отражение – один сплошной каменный массив. Идеально правильные линии карнизов, резные наличники дверей, рельефы и декоративные статуи – все это один колоссальный розовый монолит, пересеченный, как дерево годичными кольцами, фиолетовыми, пурпурными, темно-коричневыми прослойками.

Вот почему фасады Петры своей пластичностью напоминают скорее скульптуры, нежели произведения зодчества. Нередко строители, как, например, в той же «Сокровищнице фараонов», словно разрывали пополам четырехколонный портик, как игрушки, растаскивая в стороны обе части фронтонов и вставляя в образовавшийся зазор круглый храмик или каменный цилиндр, украшенный нишами и приставными полуколоннами.

С развитием мореплавания караванная торговля пошла на убыль, и Петра постепенно начала приходить в упадок. Не успела угаснуть ее слава как торгового центра, как войска Помпея и Цезаря в конце I в. до н. э. превратили Сирию, Иудею, Египет во владения Рима. Петра стала, пусть и ненадолго, опорным пунктом римлян. Память об этом – римская улица с остатками колонн и высокие тротуары, которые протянулись вдоль древнего караванного пути по руслу потока, отведенного в туннель набатейскими мастерами. Храм римским богам, термы с горячим и холодным бассейнами, гимнасий, в котором знатные набатейские юноши изучали латинский и греческий языки, и окруженный караван-сараями обширный рынок – все это оставили Петре римляне первых цезарей.

Во II в. Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. И снова потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась голосами котловина, окруженная скалами розового и красного цвета.

В V веке с падением Рима бассейн Иордана становится византийским владением. Бывшая римская провинция Аравия приходит в упадок, и караванная торговля через Сик прекращается. Христианские монахи превратили погребальные ниши в свои алтари, а древние храмы – в пещерные монастыри.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. на месте Петры было основано эфемерное Иерусалимское королевство. Сюда пришли египетские христиане, а вместе с ними и караваны купцов. Римские развалины начали снова заселяться, а скиты превращаться в богатые монастыри.

В 1187 г. Иерусалимское государство рухнуло под ударами султана Саладина. Крестоносцы бежали, а сама Петра была захвачена и разрушена мусульманами.

В последующие столетия Петра постепенно приходит в упадок. Снова она ожила только в XX в., став в современной Иордании одной из туристических достопримечательностей. И снова, как в древние времена, Сик среди красно-розовых стен наполняется звуками разноязычной речи, напоминая о городе, который на Ближнем Востоке уступал по красоте и богатству только легендарному Иерусалиму.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Памятники литературы Древнего Востока На примере Древнего Египта

Памятники литературы Древнего Востока На примере Древнего Египта и Месопотамии 900 igr. net Памятники литературы Древнего Востока На примере Древнего Египта и Месопотамии 900 igr. net

Цель нашей работы: • Провести сравнительный анализ культур древних государств Востока (Египта, Шумера, Аккада, Цель нашей работы: • Провести сравнительный анализ культур древних государств Востока (Египта, Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии) на примере памятников литературы.

Содержание работы: • Древний Восток • Культура Древней Месопотамии • Литературные памятники Месопотамии • Содержание работы: • Древний Восток • Культура Древней Месопотамии • Литературные памятники Месопотамии • Культура Древнего Египта • Литературные памятники Древнего Египта

Карта Древнего Востока Карта Древнего Востока

Культура Древней Месопотамии • Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром Культура Древней Месопотамии • Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности Государства Месопотамии Шумер Аккад Вавилония Ассирия (3000 – 2400 гг. до н. э. ) (2400 – 2000 гг. до н. э. ) (2000 – 539 гг. до н. э. ) (1400 – 600 гг. до н. э. )

Письменность • Самая древняя в мире письменность – изобретение шумеров. Позже ее стали называть Письменность • Самая древняя в мире письменность – изобретение шумеров. Позже ее стали называть клинописью

Эпос о Гильгамеше • Эпос о Гильгамеше • "Эпос о Гильгамеше"считается древнейшим в мире литературным произведением, созданным в 22 в. до н. э. древними шумерами. • Эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду.

Культура Древнего Египта • К концу 4 тысячелетия до н. э. в долине Нила Культура Древнего Египта • К концу 4 тысячелетия до н. э. в долине Нила сложилась новая цивилизация. • Свою страну древние египтяне называли «Кемет» .

Письменность Древнего Египта • Египтяне пожалуй, единственный народ в мире, сумевший выразить абстрактное, отвлечённое Письменность Древнего Египта • Египтяне пожалуй, единственный народ в мире, сумевший выразить абстрактное, отвлечённое понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками они определяли любое абстрактное понятие. Записывая слова либо одним видом звукового знака, а чаще комбинируя все эти знаки так, что иногда алфавитные знаки поясняли звуковой состав знака, передающего большее количество согласных, и дополняя слова определителями, египтяне писали любые слова.

Иероглифы • Иероглиф (греч. ) - «священная резьба» • Иероглифика - это система письменности, Иероглифы • Иероглиф (греч. ) - «священная резьба» • Иероглифика - это система письменности, в которой знаки подобны рисункам объектов. • Иероглифы - один из трех способов записи египетских слов.

Памятники литературы Египта Памятники литературы Египта

present5.com


Смотрите также