Архитектура древняя греция. Архитектура древней Греции: особенности и периоды
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Греции: архитектура (стр. 1 из 3). Архитектура древняя греция


Архитектура Древней Греции: коротко о главном

Рассказать об архитектуре Древней Греции коротко о главном — значит описать периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и кратко изложить. Что и сделано для Вас. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь.

Греческая мифология и её отражение в архитектуре

В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Архитектура Древней Греции: коротко о главном

Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии.  Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Храм Афайи, о. Эгина

Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Ордена архитекторам архаического периода — в студию…

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается  создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Брутальность дорического ордера

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

Дорический ордер
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники  — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Храм богини, дающей счастье в семейной жизни — ионический ордер

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

архитектура Древней Греции: храм Артемиды в Эфесе

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Богиня мудрости и высочайшее достижение архитектуры всех времён: классика

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Архитектура Древней Греции: Афины

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Архитектрура Древней Греции: коротко о главномРеконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля.  Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Древнегреческий Парфенон

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию  Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Реконструкция храма Ники

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

фриз храма Ники

Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).

Фриз храма Ники

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,дорический — «мужественным» или «мужским»,а ионический — «женственным» или «женским».

Олимпийский храм Зевса в

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Чудеса и открытие эллинизма

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Как исчезал древнегреческий стиль

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Коротко о главном в архитектуре Древней Греции

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.В классике добавился коринфский.Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

arhi1.ru

Архитектура в Древней Греции

Модель храма Геры в Аргосе

Храм в пилястрах. Модель храма Геры в Аргосе, 720 г. до н. э.

Греческая архитектура нисходит корнями к простым постройкам из кирпича-сырца и дерева, из которых были возведены первые дома и культовые сооружения. С возникновением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре общественных зданий и храмов. Необходимость возведения построек больших размеров способствовала распространению новой строительной техники с использованием крупных каменных блоков и элементов декора.

Храмовая архитектура

Древнейшие храмы представляли собой простые постройки.В задней части помещения делали комнату, предназначенную для хранения храмового имущества (опистодом). В передней части устраивали небольшую прихожую (пронаос), из которой можно было попасть в центральную часть здания (наос). Внутреннее пространство храма делилось одним, затем двумя рядами колонн, поддерживающих стропильные балки. Внутри было темно, поскольку окон не было и свет попадал в здание только из дверей. Когда их открывали, лучи солнца освещали установленную в центре наоса культовую статую божества, которому был посвящен храм.

Первоначально переднюю сторону храмовой постройки украшали двумя колоннами, такой тип сооружения называют «храм в пилястрах». Затем количество колонн увеличилось до четырех и более. Такой храм назывался «с портиком» или простильный. Когда ряд колонн появился на тыльной стороне, храм назвали «с двумя портиками» или амфипростильный. Наконец, колонны стали окружать боковые стороны святилища, храм стали называть «окрыленный» или периптер. В VI в. до н. э. возникли «двоякокрылые» храмы, или «дип-теры», в которых колонны окружали здание в два ряда. Когда греки начали строить храмы из мягкого известняка, «периптер» стал наиболее распространенным типом храмовой постройки.

афинский Парфенон

Наиболее знаменитый храм — афинский Парфенон. Его строительство началось в 447 г. до н. э. и велось на протяжении 15 лет. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Храм имел длину 70 м, ширину 31 м. Его окружали 50 колонн высотой 10 м. Фронтон и карнизы здания были украшены 40 скульптурами. По периметру внешних стен наоса 160-метровой лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, включавший около 350 пеших и 150 конных фигур. Храм сооружен из пентелийского мрамора. Его строительство обошлось афинянам в 700–800 талантов.

Архитектурный ордер

В VII-VI вв. до н. э. в храмовой архитектуре складывались определенные принципы и каноны постройки — ордера. Самым ярким признаком каждого ордера считалась форма колонны. Древнейшим ордером был дорический, отличавшийся простотой, мощностью и даже тяжеловатостью форм. Многие черты дорического ордера свидетельствуют, что первоначальные постройки этого типа возводились из дерева. Дорические колонны представляют собой прямые стержни, слегка сужающиеся вверху. Ионический ордер появился в Малой Азии, где раньше, чем в материковой Греции,начали возводить каменные храмы. Ионическая колонна выше и тоньше дорической, меньше суживается вверху. Как и дорические храмы, ионические святилища окрашивались в красный и синий цвета.

Фортификация

Искусство фортификации у греков достигло расцвета в VIV вв. до н. э. Глиняные стены архаической эпохи сменились сложенными из тесаного камня на основе сухой кладки или скрепленными известковым раствором. В Греции насчитывалось около 30 укрепленных городов. Стены теперь окружали весь периметр города, внутрь вели ворота, укрепленные башнями. В центре города, как правило на высоком холме, находилась сильно укрепленная цитадель, или акрополь (верхний город). Для защиты пограничных территорий здесь строились башни или небольшие форты с постоянным гарнизоном. Таких укреплений было достаточно, чтобы в течение двух веков держать на расстоянии захватчиков.

Основание колонн дорического храма

Основание колонн дорического храма

Городская архитектура

Городская планировка у греков поначалу отсутствовала. Ей препятствовали значительные перепады высоты или террасы, спускающиеся вниз уступами. Только после греко-персидских войн благодаря реконструкции Милета появились первые концепции регулярной планировки города на основе пересекающихся под прямым углом улиц. Ее авторство приписывают Гипподаму из Милета, который в 446 г. до н. э. спроектировал план Пирея, в 444 г. до н. э. — Фурий и, возможно, в 408 г. до н. э. — Родоса. Обычно центральная часть города предназначалась для храмов и общественных зданий, здесь также находилась торговая площадь (агора), театр, гимнасий и стадион. Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками и складами. Водопровод должен был снабжать город водой, канализация выводила за стены нечистоты.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Архитектура древней Греции: особенности и периоды

История древней Греции разворачивалась в античный период. Он начался за тысячу лет до наступления новой эры. Окончился с падением Римской империи. Понятие античность (от латинского antigues – древний) вводят мастера Возрождения.

Обращаясь к древнейшей известной на тот момент культуре, мастера ренессанса впитывают всё, что было создано древними греками и римлянами. Их наследство влияет на развитие искусства, науки, философии.

Древняя Греция развивалась не как единое государство, но как совокупность городов-государств, разбросанных по Балканскому полуострову и близлежащим островам. Каждый такой город представлял собой небольшую республику со своей валютой, единицами измерения, богами и представлением о прекрасном.

Античная культура носила соревновательный характер. Каждый город по-своему боролся за становление идеала человека и обретение им славы. Наиболее известным противостоянием считается конкуренция Афин и Спарты.

В основе этой борьбы лежала демократичность, чувство меры и гармонии. Но главной мерой всех вещей был человек.

Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции

Периоды становления архитектуры древней Греции:

• ранний;

• архаика;

• классика;

• эллинизм.

Ранний период

Об этой эпохе учёные могут судить лишь по произведениям Гомера. Отсюда и название – гомеровская. Архитектура того времени в основном преемственная. Она унаследовала более раннюю культуру – эгейскую. Основной тип жилища – мегарон. В качестве материала для построек греки использовали камень (фундамент), кирпич-сырец (стены) и дерево (каркас).

Особенности древнегреческой архитектурыЖилища и храмы имели прямоугольный план, вход в виде портиков, обрамлённых с двух сторон колоннами, и двускатную крышу, которая образовывала на торце фронтон.

Внутри располагался зал с деревянными перекрытиями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Впоследствии такой тип жилища лёг в основу строительства храмов, старт которого пришёлся на начало следующего периода.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архаический период

В это время складываются территориально-административные единицы древней Греции – города-полисы. В свои права вступает рабовладение. Свободные граждане могли иметь частную собственность и рабов.

Постройки возводятся из камня и известняка. В VII в. эгейские архитекторы разрабатывают ордерную систему – гармоническое соотношение несущих и несомых, конструктивных и декоративных элементов постройки.

Особенности древнегреческой архитектурыОсобенности древнегреческой архитектуры

Классический период

Самый богатый в плане архитектурных достижений период. Афины демонстрируют экономическое и военное превосходство. Этот полис возвышается над остальными.

Жемчужина классического периода – построенный в V в. до н. э. Акрополь в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат).

Особенности древнегреческой архитектурыОсобенности древнегреческой архитектурыК IV веку до н. э. Политическая модель Греции меняется. Разлагаются существовавшие ценности и воспетые поэтами представления о герое-гражданине. Коллективизм уступает место индивидуализму. На сцену выходит космополит – гражданин мира, служитель не отдельного полиса, но всей Вселенной.

Полисная структура претерпевает упадок, чем и воспользовался в 338 г. до н. э. Филипп II, правитель Македонии, завоевав Грецию.

Особенности древнегреческой архитектурыОсобенности древнегреческой архитектуры

Эллинский период

Александр, наследник Филиппа II, совершает ряд военных походов и присоединяет к Греции полмира (Египет, Месопотамию, Среднюю Азию и др.). Складывается гигантская по территории цивилизация.

Со смертью Александра, его империя распадается на отдельные части, где жизнь складывается по эллинскому образцу. Эта огромная держава, поделённая между полководцами Великого завоевателя, продолжала существовать в виде островков, жизнь на которых строилась на греческих традициях, впитывая местные представления об архитектуре.

Особенности древнегреческой архитектурыГреция помимо своих традиционных культурных центров (Афины, Дельфы и др.) обретает новые: Александрия в Египте, о. Родос, Антиохия в Сирии.

Культура этого периода разбавляется восточными мотивами и тянется к гигантизму, возводя такие произведения искусства, которые впоследствии войдут в семёрку чудес света: Зевс в Олимпии, маяк в Александрии, Колосс Родосский и др.

        Поделиться:

Рекомендуем прочитать:

nastroike.com

Реферат: Архитектура Древней Греции

Содержание

Введение

. Архитектура Древней Греции

. Типы древнегреческих храмов

. Храмы в дорическом стиле

. Парфенон

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

Период архаики (VIII - начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею - искусство и архитектура.

Третий период - эпоха эллинизма (320-е годы IV в.- I в. н. э.) - время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.

В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.

Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Греки доводили обработку архитектурных построек и всех без исключений деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности, обогащали скульптурой. Архитектура Древней Греции всегда поражала меня уже одним своим строгим силуэтом, гармоничностью и пропорциональностью простых форм и четких линий, которые сообщали ей устремленность ввысь, в бесконечно голубое небо. Она настолько торжественно эмоциональна. Такая солнечная и воздушная. Несмотря на монументальность некоторых храмов, они не подавляют своими размерами, а вызывают чувство умиротворенности и душевного полета.

Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание - стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие - антаблемент с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, которому был посвящен храм. Пройти к ней можно было через дверь с восточной стороны. Освещение внутри храма было естественное - через решетку при входе (оттуда проникал в храм солнечный свет).

Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер - одно из величайших изобретений греческих архитекторов. Это порядок соотношения опоры, несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественную систему стоечно-балочной конструкции. Опора может существовать в виде подия, многоступенчатого стереобата, может и отсутствовать, быть оформлена иначе. Несущая система - это стена или колонна. Несомая - антаблемент, находящийся сверху.

В архитектуре Древней Греции существует три ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Первые два возникли в период архаики.

Дорический ордер - самый прочный и тяжеловесный. Колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного каннелюрами, которые делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность ее гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать ее округлость и производило игру света и тени. Капитель завершала ствол колонны. Капитель состояла из эхина - круглой каменной подушки и абака - невысокой плиты, принимающей давление антаблемента. Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Колонны этого ордера помещались преимущественно внизу архитектурного сооружения.

Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы - прямоугольные плиты квадратной формы - заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помешается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.

Примерами дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее. Колонна этого ордера олицетворяет грациозность женщины. Она выше, стройнее и более пропорциональнее дорической, имеет базу, покрыта каннелюрами в большем числе, причем они врезаны в нее гораздо глубже, отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа колонны, оканчиваясь закруглением. Капитель ионической колонны представляет собой два изящных завитка - волюты.

Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз украшает лента непрерывного рельефа, который опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Постройки ионического ордера - храмы Артемиды в Эфесе, храм Геры на острове Самос, а также храмы святилища в Дельфах.

В греческом зодчестве существовал еще один ордер - коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной легкостью. Коринфская колонна тоньше и стройнее, чем ионическая, хотя очень на нее похожа, однако, капитель и абак совершенно иные. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Венчает колонну пышная корзинообразная капитель с растительным орнаментом из листьев аканфа и спиралевидными усиками винограда по углам, абак имеет форму квадрата с отсеченными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розетка. В многоэтажных постройках колонны этого ордера располагали сверху.

Примеры коринфского ордера - храм Аполлона в Басах, храм Зевса в Афинах (рис. 1).

Ордер был общей системой правил и эстетических норм, но древние зодчие при возведении каждого храма применяли их творчески. Поэтому композиция греческих храмов была различна и ордерные стилистические элементы использовались в каждом из типов сооружений особо.

2. Типы древнегреческих храмов

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т.е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма - простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип - амфипростиль. Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2? + 1, где ? - количество колонн на переднем фасаде.

Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

Существовал в Греции еще один вид храма - круглый периптер, где святилище - целла - имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн (рис 2).

3. Храмы в дорическом стиле

К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 - начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде - 6, на боковых - 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.

В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал - камень.

Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения - типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.

Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) - большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).

Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).

Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота - 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.

4. Парфенон

архитектура греция храм парфенон

Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя (рис 5).

Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов - Иктина и Калликрата. Но по свидетельству жившего до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера (рис 3). Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) - трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт с черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания - 1,9 м, у угловых колонн - 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника.

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный - постикумом.

Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр. (рис 4).

В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

Заключение

И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время правления Перикла или по-другому на «классический период».

Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому.

Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом величественном и почётном храме того времени Парфеноне.

В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.

Список использованных источников

1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева - М.: Искусство, 2005. - 370 с.

2.Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М. Колобова. - СПб.: Нева, 2001. - 250 с.

.Лурье С.А. История Греции / С.А. Лурье. - СПб: Изд-во Санкт - Петербургского унив-та, 2003. - 434 с.

.Любимов Л. Искусство древнего мира / Л. Любимов. - М.: Просвещение, 2000. - 385 с.

.Соколов Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И. Соколов. - М.: Амфора, 2000. - 126 с.

.Гнедыч П.П. История искусств: В 3-х томах / П.П. Гнедыч. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. - Т.1.

Приложения

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Теги: Архитектура Древней Греции  Реферат  Культурология

dodiplom.ru

Культура Древней Греции: архитектура

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Греции: архитектура»

Оглавление

Введение

1.Античная архитектура

2.Афинский акрополь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса».

Такая особенность греческой культуры делает особенно интересным ее изучение: ведь современная западная культура воскрешает сейчас телесный культ античности, что вызывает негодование апологетов традиционной культуры.

Целью настоящей работы является исследование греческой архитектуры, как яркого проявления вещной, материальной стороны духовного наследия античности.

В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть особенности античной культуры их отражение в сохранившихся памятниках архитектуры;

- описать афинский Акрополь как наиболее известный образчик античной архитектуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором рассматриваются особенности античной культуры и архитектуры, в третьем описываются сохранившиеся памятники греческой архитектуры, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

1.Античная архитектура

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

mirznanii.com

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

К XII в. до н. э. распад микенского государства и упадок его куль­туры были ускорены нашествием дорян. Несмотря на разрушение крито-микенской культуры дорийскими племе­нами, она послужила ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийсних и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселявших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию раз­личных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристок­ратии складываются государства — полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане. Демократическая форма правления способствовала развитию общест­венной жизни городов, формированию различных общественных учрежде­ний, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета ста­рейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки (рис. 30). Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположен­ный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов—покровителей города.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинст­вами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описываю­щих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В куль­товой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмич­ность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в камен­ных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Народное жилище Греции и планировочные решения общественных и культовых зданий включают открытые галереи, лоджии, портики, обеспечивающие укрытие от солнца и дождя. Стоечно-балочная конструк­ция этих элементов зданий составляла основной объект конструктивных и художественных разработок древнегреческого зодчества.

 

На развитие культуры каждой цивилизации всегда бесспорно оказывали влияние внешние факторы. Так, например, Древняя Греция состояла из материковой и островной частей, поэтому различные ее районы имели ряд различий относительно природно-климатических условий и ландшафта, что несомненно повлияло на особенности ее культурного становления.

Климат Греции — субтропический, с жарким и засушливым летом, с мягкой и влажной зимой. Отдельные районы значительно отличаются друг от друга в климатическом отношении, в зависимости от близости к морю, от огражденности горами, от влияния различных ветров и т. д. Годовые колебания температуры в восточных областях Греции значительнее, чем в западных. Греческие области на юго-западном побережье Балканского полуострова, в Сицилии и в южной Италии богаче осадками, чем бассейн Эгейского моря, где десять с лишним месяцев в году стоит ясная погода и все осадки выпадают обычно в течение двух зимних месяцев. Летом в Эгейском море дует северный ветер, зимой — южный, благоприятствующий в соответствующие месяцы судоходству между Черным и Средиземным морями. Воздух Греции отличается ясностью и прозрачностью, создающими хорошую видимость на расстоянии десятков километров.

Более 30% всей территории материковой Греции покрыто горами. В западной Греции горные цепи подымаются большей частью прямо из моря и побережье здесь почти не имеет удобных гаваней. В восточной части — горные дуги, обращенные к востоку, тянутся через острова Эгейского моря, заканчиваясь в Малой Азии. Побережье здесь очень изрезано и образует ряд больших и малых удобных для стоянки кораблей гаваней. В результате неоднократного поднятия и опускания суши, а также частых землетрясений, правильность хребтов была нарушена. Тесное соседство гор и моря, глубокие долины и плоскогорья, расположенные на различных высотах, а также сильная расчлененность береговой линии составляют самую характерную особенность поверхности Греции.

Хотя горы южных Балкан невысоки — самые высокие вершины не достигают 3 км. над уровнем моря,— они тем не менее создавали каменистые барьеры между отдельными областями, центром которых были либо низменность, либо плоскогорье. Сообщение между областями поддерживалось по горным проходам или руслам высохших рек. Зимой, когда снег покрывал горы, экономические связи между областями затруднялись.

В начале I тысячелетия до н. э. вся территория Греции была как бы поделена между четырьмя основными греческими племенами: дорийцы, заселившие значительную часть Пелопоннеса, распространились также на южные острова Эгейского моря и южное побережье Малой Азии; ахейцы населяли районы Аркадии и Ахеи в Пелопоннесе, где они частично смешались с дорийцами. Ионийцы, кроме Аттики, населяли центральный район островной полосы Эгейского моря и центральную часть побережья Малой Азии. Эолийцы, заселившие северные и отчасти центральные районы Греции, распространились на северную группу островов Эгейского моря и северное побережье Малой Азии (район Троады).

Древнегреческая религия — политеистическая религия, господствовавшая в полисах Древней Греции, начиная с микенского периода.

Греческая религия не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств, которые не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Часто эти представления варьировались от региона к региону.

Богам соответствовали священные животные (пережиток тотемизма). Боги подчинялись судьбе и могли даже бороться друг с другом. Были случаи посмертного обожествления (Геракл). Мифология была чрезвычайно развита.

Греки верили в существование загробного мира. Некоторые философы (Пифагор, Платон) признавали переселение душ, но эта идея не получила широкого распространения.

 

Раннему экономическому подъему древнегреческой цивилизации способствовало развитие земледелия нового поликультурного типа, основанного на одновременном выращивании трех культур – злаковых (ячменя), винограда и оливы (так называемая «средиземноморская триада»). Благоприятное географическое расположение Греции (торговые пути, удобные бухты, природные богатства) способствовало раннему развитию ремесла и торговли. Греки стали ремесленниками и торговцами в то время, когда народы других государств еще занимались охотой, скотоводством и земледелием.

Раздробленность территории Греции на множество маленьких островов обусловила экономическую автономию каждой общины, которая выступала в основном как отдельный город-государство с прилегающей к нему территорией — полис. В основе полиса лежала античная форма собственности, представляющая собой единство государственного и частного принципов собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности). Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д. Впервые в мировой истории город вытеснил и подчинил себе деревню.

В VIII-VI ст. до н.э. прогресс в земледелии привел к отделению ремесла от сельского хозяйства и развитию торговли между отдельными районами Греции. Развитие ремесел привело к специализации производителей (появились художники, маляры, строители и т.д.). Специализированными стали также полисы (в Милеете производили ткани, в Коринфе – керамику). Быстро развивалось мореплавание и кораблестроение. Развитие обмена обусловило появление денег, торгового капитала, купцов. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Бурное развитие хозяйства привело к существенным изменениям в общественном укладе Греции. В сельском хозяйстве и ремесле все больше используется рабский труд, общество распадается на два лагеря – свободных граждан и невольников. Общинные земли со временем перешли к родовой аристократии, которая превратила большинство крестьян в рабов. Между аристократией и сельским населением (демосом) шла постоянная борьба.

Важным фактором экономической жизни Древней Греции была колонизация. Земельный голод у небольших греческих государств привел к завоеванию большого числа колоний на островах в Эгейском море, на южном побережье Италии, в Сицилии, Северной Африки, на берегах Мраморного и Черного морей. Колонии стали центрами торговли греков с варварами.

 

В V-IV ст. до н.э. труд рабов стал активно использоваться в хозяйстве, особенно в ремеслах (в Афинах насчитывалось около 365 тыс. рабов и 90 тыс. свободных граждан). Привилегированные рабы были учителями, врачами, купцами, полицейскими. Большинство рабов использовалось на тяжелых физических работах. Некоторым из них (ремесленникам, торговцам) разрешалось иметь семьи. Освобождение рабов было крайне редким явлением.

В античном рабстве, в отличии от восточного (патриархального), рабский труд стал основной производительной силой общественного производства. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Классическое рабство, в отличие от патриархального, было направлено на создание прибавочного продукта. Источники рабства были различными: продажа военнопленных; долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; внутреннее воспроизводство рабов; пиратство; самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников. Классическое рабство характерно только для Древней Греции и Античного Рима.

Использование рабского труда в Греции поначалу способствовало достижению высокого экономического и культурного уровня, однако технические возможности рабовладения быстро исчерпали себя. Раб не хотел совершенствовать орудия труда, а вольные граждане отдавали предпочтение занятиям политикой, философией, физическими упражнениями.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII—V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).

С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н.э.

 

В Древней Греции, в условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города, с прямоугольной сеткой улиц, площадью — центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя — возвышенной и укрепленной части города. Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма — открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов — фронтоны — как правило, украшались скульптурными изображениями.

Стремление греков обычно состояло в том, чтобы добиться внешнего совершенства строения, и они не уделяли особого внимания функциональной стороне дела. Их строительный метод основывался на столбе и балке (колонне, поддерживающей горизонтально расположенную на неё нагрузку). Колонны, установленные рядами обычно поддерживали антаблемент (балку, лежащую поверх колонн и состоящую из трех горизонтальных слоев: архитрава в основании, фриза в середине и карниза наверху). Каждый вид колонны соответствует антаблементу определённого ордерного типа.

Во время Эпохи эллинизма были открыты техники арочного строительства и использования цилиндрического свода в архитектуре. Со временем обнаружились арки и своды в погребальных палатах Македонии, подземных проходах, укреплениях, и даже воротах. Своеобразный пример арки был найден в рыночных воротах Приены. Позже эти же методы использовали римляне.

В Древней Греции между практикой проектирования и строительства зданий не существовало некоего ясного различия. Перед началом строительства проект был решён лишь в общих чертах, а дальнейшее планирование и доработки продолжались во время строительства.

После Эллинистического периода сохранились архитектурные чертежи и чертёжное оборудование, а в предшествующее время ни планов местности, ни каких-либо технических рисунков или специальных инструментов ещё не упоминается.

Греки использовали в монументальном строительстве глину прежде, чем освоили применение камня. Дешевые стены, построенные из кирпичей на грязной кладке или полевых камней, усиленных древесиной, появились в Ранний период эллинизма. В Классический период они использовались в небольших сооружениях. Как и в большинстве древних цивилизаций, в Греции каменное строительство предназначалось обычно лишь для религиозных и общественных зданий.

После отказа от строительства деревянных храмов греки начали строить храмы из грубых камней и необожжённого кирпича, а кровлю застилали покрытиями из глиняных плиток, обеспечивающих строениям защиту от дождя.

До Эпохи эллинизма камни в строительстве смыкались вместе без применения раствора. Каменные блоки полировались и связывались с помощью стальных скоб или зажимов. Чтобы скрыть швы между блоками колонн и стен в тонкий ровный слой накладывалась штукатурка из каменной крошки или песка (её изготавливали из мраморной крошки или размельчённого известняка, а затем полировали). Позже штукатурное покрытие применялось для структур из мраморных блоков.

Благосостояние Классического периода обусловило использование в строительстве дорогих материалов. Древесину заменил мрамор, который был тогда более дорогим скорей в том отношении, что его приходилось вырубать и транспортировать к стройплощадке, что требовало высоких трудозатрат. Преимущество мрамора состоит в том, что он не требует штукатурного покрытия. Другое его преимущество — прочность, позволяющая возводить изящные, высокие и усовершенствованные колонны.

Лучший мрамор доставлялся с острова Парос. Более грубый мрамор под названием Пентели высекался в горе Пентеликон неподалёку от Афин.

Плиний Старший написал в своей «Естественной истории», что искусство нарезки тонких мраморных плит было, вероятно, изобретено в Карии. По его мнению первым местом, где использовался этот вид плит, был дворец в Галикарнасе на юго-западе Малой Азии. Белые стены дворца были украшены мрамором с острова Мармара.

В течение Эллинистического периода происходил прогресс в отношении строительства окон. Для их устройства использовались различные материалы: замасленный холст, овечья кожа, слюда, рога животных и тонкая штукатурка. В зданиях состоятельных граждан эти материалы, однако, были отставлены в сторону в пользу стекла, обладавшего подобающей окнам прозрачностью. Это стекло доставлялось из Финикии. Тамошние ремесленники узнали от египтян об их стекольном производстве и значительно усовершенствовали его. Они освоили выдувание стекла и улучшили его качество.

Цвета, созданные смешением золотого порошкового пигмента с горячим воском, использовались для росписи храмов и выдвигали на первый план важные архитектурные элементы. Аналогично окрашивались и великолепные греческие скульптуры. Доминирующими цветами являлись следующие: красный, синий, жёлто-зелёный, и чёрный (который, фактически, не является цветом). Использование золота не находило широкого распространения.

 

Греческие города, формировавшиеся в тесной связи с развитием их социальной структуры, отличались чётким делением на общественные и частные функции. Центром города помимо святилища была агора – городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий, возникших вследствие разносторонних форм общественной жизни эллинов. Среди них выделяются здание управления полисом – пританей и здание собраний - булевтерий. Мемориальные памятники, портики и пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах стадионы и гимнасии, предназначавшиеся для различных физических упражнений и состязаний.

В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась лоджия – пастада, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнца. На его основе в V – IV вв. до н.э. развивается перистильный дом, в котором место пастады занимает окружённый со всех сторон галереями прямоугольный дворик - перистиль, увеличивается число помещений.

Этот тип дома получает особенно широкое распространение в эллинистический период. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы довольно тесными улицами.

 

Глава 3.

Похожие статьи:

poznayka.org

Архитектура Древней Греции

  В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм — акрополь, где сооружаются храмы, и агора — торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки — прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании. Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов — то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот — исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов — и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, — и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, — и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны — отдельный человек и его частный быт, с другой — общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос — то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)…  …Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек — едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы — результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле — все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны…

30school.ru


Смотрите также