Древний восток кратко. Повторительно-обобщающий урок. Древний Восток
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственный строй Древнего Востока. Древний восток кратко


Культура Древнего Востока — искусство, образование, литература, архитектура, живопись, наука, вики — WikiWhat

Возникновение законов

В Древнем Востоке появились первые кодексы законов и среди них — сохранившиеся до наших дней законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), хеттские и ассирийские сво­ды (середина 2-го тыс. до н. э.). Древние кодексы, в которых были указаны нормы защиты жизни и собственности свободного человека, закрепляли социальное неравенство в обществе, привилегии высших его слоёв и зависимое положе­ние рядового населения и особенно рабов.

Первые города

см. Древнейшие города мира

На Древнем Востоке возникли первые города, ко­торые являлись центрами культуры, искусства, обра­зования, науки. Здесь располагалась политическая власть, развивались ремесленное производство и торговля, осуществлялась финансовая деятельность.

Возникновение письменности

Древний Восток — родина письменности. Наибо­лее ранним её видом стала иероглифическая пись­менность, которая появилась в Египте, Двуречье, Ки­тае. Позже в Финикии появилась алфавитная пись­менность, которая в более позднее время была воспринята древними греками и римлянами.

Зарождение религий

Все три мировые религии появились на Востоке, из них две — в древности (буддизм и христианство), одна (ислам) — в Раннем Средневековье.

Признаками мировых религий является: большое число после­дователей во всём мире; меж- и надэтнический характер; обращённость к представителям всех социальных групп.

Буддизм

см. Буддизм

Самая древняя из мировых религий — буддизм — возникла в Индии на рубеже VI-V вв. до н. э. По преданиям основателем её был царевич Сиддхартха Гаутама, который после постижения истины стал Буддой, то есть Просветлённым, Озарённым. Будда считал, что жизнь любого человека наполнена страданиями, которые проистекают от его бесконечных жела­ний, страстей, устремлений; они сопровождают человека всю жизнь, и их невозможно удовлетворить. Поэтому человеку следует отказываться от земных желаний и страстей, нужно следовать правилам нравственного по­ведения, чтобы очистить себя и прервать череду реинкарнаций (перево­площений).

Буддизм постепенно распространялся в Индии. Однако он не смог вы­теснить традиционную местную религию индуизм и занять ведущее положе­ние в самой Индии, но получил широкое распространение в Китае, странах Индокитая, Монголии и др.

В рамках религий Древнего Востока — буддизма, иудаизма, христианства — получили развитие древ­нейшие морально-этические учения. В них изложены важнейшие духовно-нравственные принципы, по ко­торым строится жизнь общества вплоть до настояще­го времени. Одним из основополагающих нравствен­ных принципов является так называемое «золотое правило морали», сформулированное древнекитай­ским мудрецом Конфуцием: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Архитектура Древнего Востока

Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. В древнейших госу­дарствах мира родилась монументальная архитекту­ра, представленная величественными пирамидами, храмовыми комплексами, зиккуратами. На Древнем Востоке зародилась культура создания городских ар­хитектурных ансамблей, в которой главное внимание уделялось целому комплексу построек — зданиям, пло­щадям, дорогам, монументальным скульптурам.

Наука Древнего Востока

В Египте, Двуречье, Индии, Китае получили раз­витие научные знания, особенно в области агроно­мии, астрономии, медицины, математики, ветерина­рии. На Древнем Востоке были освоены и выведены многие полезные растения, которыми мы пользуемся и сегодня: хлопок, лён, пшеница, чай, виноград и др. Люди уже тогда делили время на годы, месяцы и су­тки, а в некоторых странах также на недели, часы и минуты. Искусные врачи умели лечить многие бо­лезни и делали сложные операции. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Огромных успехов в области культуры добился Древний Китай — роди­на шёлка, фарфора, бумаги, компаса, сейсмографа, глобуса, лака. Значи­тельное развитие здесь получили медицина, астрономия, литература.

В Древней Индии зародился театр, были созданы прекрасные архитек­турные сооружения. Замечательные литературные произведения — эпичес­кие поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» — сохраняют своё значение до на­стоящего времени.

Древневосточные страны стали родиной сложных и совершен­ных форм изобразительного искусства — скульптуры и живописи. Многие произведения изобразительного искусства вошли в число шедевров мировой культуры.

Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Востока была унаследована другими народами и легла в основу последующе­го культурного развития.

Представление о мире

см. История эволюционного учения в Древнем Востоке

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Происхождение и основные системы письменности древний востооок

  • Религиозные верования древнего востока кратко

  • Схема управления древним государством

  • Живлпичь в древнем восттке

  • Наука древний восток

Вопросы к этой статье:
  • Какие основополагающие черты имеет буд­дизм как религия?

  • Что позволяет буддизму являться мировой религией?

wikiwhat.ru

Древний Восток – цивилизации, обогатившие мировую науку и культуру

kulturnyy-vklad-drevnego-vostoka

Под культурным вкладом Древнего Востока, в первую очередь понимают богатейшую мифологию. Древний Восток – это изысканный мир чувств, художественных и прикладных идей, выраженный в самых разнообразных формах.

kratko-o-egipte

Древнейшее государство Египет функционировало в пределах четырех тысяч лет. За эту эпоху, здесь был создан фундамент и разработаны основы классической культуры. Египет оставил наследие не до конца понятое до сих пор.

delo-tonkoe

Общими признаками цивилизаций Древнего Востока являются достижения в области ирригации земель и государственного строительства. Это позволило торговле, ремеслу, и культуре в целом добиться высочайших достижений.

o-egipte-obzorno

Загадочный мир древнеегипетской культуры, олицетворенный в чудесах архитектуры и уникального искусства. Земледельческая цивилизация Нила, основанная на религиозных традициях, явила миру превосходную историю.

o-mezhdureche-kratko

Народы древнего Междуречья создали уникальную материальную культуру, воплощенную в изобретениях колеса, гончарного круга, системы орошения и обожженного кирпича. Клинописью писались тексты о чудесах, вошедшие в Библию.

drevniy-kitay-kratko

Цивилизация древнего Китая появилась в III тысячелетии до нашей эры. Узловым моментом истории того периода стало правление Цинь-Шихуанди, впервые объединившего страну и начавшего строительство Великой китайской стены.

drevnyaya-indiya-kratko

Цивилизация, возникшая на уникальном религиозном фундаменте, воплотилась в индуизме, буддизме, исламе и других фрагментарных верованиях. Появление здесь первых протогосударств относят к III – II тысячелетиям до н. э.

www.zapolni-probel.ru

Государственный строй Древнего Востока — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Восточная деспотия

Государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме восточной деспотии. Восточная деспотия — это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, ко­торая осуществляет управление государством при помощи огром­ного, иерархически построенного аппарата чиновников.

Экономическая функция государства не ограничивалась его дея­тельностью по созданию и поддержанию системы искусственного орошения. Именно государство организовывало работу на полях, в ремесленных мастерских; под руководством государственных чи­новников разрабатывались рудники, каменоломни, осуществлялись строительные работы и торговля.

В условиях развитого деспотизма правитель (царь, фараон, ван и т. д.) не только считался носителем всей полноты власти — законо­дательной, исполнительной, судебной, но и признавался сверхчело­веком, ставленником богов.

Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма оставалась различной: наиболее пол­ной она была в Древнем Египте, весьма ограниченной — в Хеттском государстве.

Древний Египет

В течение многих веков покровителями власти египетских фараонов считался бог Солнца Ра (позже — Амон). В честь фараонов строились ве­личественные храмы, выбивались памятные надписи, для них возводились величественные погребальные сооружения. В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) это были знаменитые пирамиды, среди которых самая известная — пирамида Хеопса высотой 147 м. Во времена Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) правителей хоронили в гробницах, которые вырубали в скалах в Долине царей — пустынном, выжженном солнцем месте в окрестностях Фив.

Международные отношения

Между странами Древнего Востока складывалась сложная система международных отношений, которая во многом строилась на агрессии и военном превосходстве сильных царств.

Войны

Древневосточные государства постоянно вели между собой вой­ны, поэтому военно-политическая функция государства также была чрезвычайно важной. Государство комплектовало армию, обучало и вооружало её, организовывало походы против соседних стран, пополняло свою казну военной добычей.

Первым в истории мирным договором, текст которого сохранился до на­ших дней, является договор египетского царя Рамсеса II с хеттами, заклю­чённый в 1270 г. до н. э. По его условиям территория Восточного Средизем­номорья делилась между противниками: северная часть отходила хеттам, а южная оставалась в сфере влияния Египта. Стороны также договорились выдать друг другу перебежчиков, обменяться пленными и оказывать по­мощь в случае нападения третьей стороны.

Империи

Некоторые государства, успешно развиваясь, захватывали тер­риторию соседей и превращались в империи.

В IV-III вв. до н. э. среди многих царств Китая стало возвышаться государство Цинь с системой неограниченной централизованной власти, которое явилось прообразом последующих империй. Объединение страны связано с именем императора Цинь Шихуана («первым императо­ром династии Цинь»), уничтожившего прежние царства и их грани­цы. Вся территория была поделена на 36 больших областей, кото­рые делились на уезды, а те, в свою очередь, на более мелкие адми­нистративно-территориальные единицы. В стране было введено единое законодательство, унифицирована система мер и весов, ши­рина дорожной колеи, деньги и т. д.

Вслед за расцветом и могуществом империи, как правило, следо­вали её закат и гибель.

В XVIII в. до н. э. Вавилонское царство объе­динило при царе Хаммурапи всё Междуречье и прилегающие к не­му области, но уже в следующем столетии оно рухну­ло. В середине 2-го тыс. до н. э. большого могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину. Здесь египетские войска столкнулись с могучим противником — Хеттским царством. Упорные войны между Египтом и Хеттским царством, проходившие с переменным ус­пехом, ослабили оба государства.

В VIII в. до н. э. грозой соседей стала Ассирия, по­ставившая военное дело на невиданную до того време­ни высоту. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет, однако в конце VII в. до н. э. она пала под ударами врагов. В VI в. до н. э. образовалось огром­ное Персидское царство, владения которого прости­рались от берегов Эгейского моря до реки Инд. Ослаб­ленное непрерывными восстаниями порабощённых народов, оно погибло под натиском греко-македонско­го войска под командованием Александра Македонско­го. В Индии и Китае государства также то создавались на обширных территориях, то распадались на мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом.

Административное деление государств Древнего Востока

Территории государств делились на административные области, во главе которых стояли назначаемые царями правители: номархи в Древнем Египте, сатра­пы в Персидской империи. Правители областей отве­чали за сбор налогов, выполнение сельскохозяйст­венных и других работ, сохранение социальной стабильности. В одних государствах правите­ли областей имели военную власть, коман­довали вооружёнными отрядами, в других они были её лишены во избежание сепа­ратистских настроений. Самоуправление в городах и сельских общинах было разви­то слабо. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Государство стремилось к полному кон­тролю над жизнью своих подданных. В древнеегипетском школьном поучении указывается: «Человек только выходит из чрева своей матери и уже имеет начальни­ка». Методы управления населением не­редко отличались жестокостью. Один из видных сановников Древнего Китая писал, что для успешного управ­ления «в стране должно быть много наказаний и мало наград».

Древний Египет

Древнеегипетская местная знать активно противо­действовала фараонам. С этим были связаны неоднократные заговоры против царей, и даже убийство некоторых правителей.

В середине XVIII в. до н. э., когда Древний Египет в очередной раз распался на самостоятельные номы (области, округи), бывшие номархи пре­вратились в правителей небольших независи­мых государств, обзавелись собственным дво­ром, армией, служащими. Между многочислен­ными мелкими царствами развернулись войны, которые сопровождались гибелью египтян, ра­зорением хозяйства, прекращением нормаль­ной экономической жизни. В стране пришла в упадок ирригационная система — основа земледельческого труда в Египте, возникли серьёзные экономические проблемы, ухудши­лось положение рядового населения.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Восточная деспотия в странах древнего bостокa

  • Государста древнего востока кратко

  • Система ведения хозяйства в цивилизации древнего востока

  • Древний восток сообщение

  • Статья про древнего востока

Вопросы к этой статье:
  • Каковы функции государства в странах Древнего Востока?

  • Составьте схему управ­ления древним государством.

wikiwhat.ru

Повторительно-обобщающий урок. Древний Восток | Педагогия

Повторительно-обобщающий урок.

Заключительный урок по всему разделу «Древний Восток» имеет очень большое познавательное значение.

Цель урока: при повторении основного материала о хозяйстве, обществе, политическом строе и культуре, обобщить черты, характерные для всех рабовладельческих государств Древнего Востока и выделить особенности некоторых из них; отметить роль народных масс в создании культурных ценностей и их активность в классовой борьбе; подвести учащихся к пониманию истории

Древнего Востока как важного этапа в развитии человеческого общества.

Оборудование: две исторических карты Древнего Востока «Египет и Передняя Азия», «Индия и Китай». Картины: «Постройка пирамиды», «Возвращение ассирийского войска», «Восстание «Желтых повязок». Линия времени. Аппликации представителей древнеегипетского общества.

План беседы

1. Природа и человек.

2. Классовый строй.

3. Рабовладельческое государство.

4. Борьба трудящихся против своих угнетателей.

5. Культура народов стран Древнего Востока.

Начиная урок, учитель предлагает учащимся открыть оглавление учебника и спрашивает их: как называется курс истории в V классе? Какие разделы курса истории Древнего мира вы изучали? С историей каких стран Древнего Востока вы познакомились? Покажите их на карте и скажите — в каких частях света эти страны находились?

Предлагая учащимся вспомнить природные условия и занятия населения изученных стран, учитель спрашивает: что общего можно отметить в природных условиях и занятиях стран Древнего Востока? Учащиеся указывают, что древнейшие народы поселились в жарком климате и в долинах больших рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, и кратко объясняют, почему они поселились именно там.

В своих ответах учащиеся рассказывают, как природные условия этих стран повлияли на занятия их населения, при каком условии возможно было там земледелие, какие важнейшие изобретения отмечали мы в области сельского хозяйства и ремесла? Как они повлияли на жизнь человеческого общества?

Ответ учащихся о выделении ремесленников составит переход к вопросу об общественном строе.

Учитель поручает одному из учащихся изобразить с помощью аппликаций общественно-политический строй Древнего Египта, типичный для всех рабовладельческих государств Древнего Востока. В это время другие учащиеся рассказывают, как и почему появились рабы, на какие два основных класса разделилось общество с появлением рабов, перечисляют признаки раба, описывают его положение, пользуясь картиной, и называют источники рабства. Заканчивают они выводом: общество разделилось на рабов и рабовладельцев. Рабы были первым в истории угнетенным классом.

Учитель обращает внимание на то, что на Востоке рабство не достигло большого развития: применялся труд рабов, но преобладающую роль в производстве играл труд свободных крестьян-общинников и свободных ремесленников (см. учебник стр. 187). Чем отличался крестьянин от раба?

Учащиеся переходят к краткой характеристике положения крестьянина и остальных групп общества, представленных на социальной пирамиде. Отмечая общее и отличное, учитель спрашивает о крестьянской общине и о том, как рабовладельцы использовали крестьянскую общину для еще большего угнетения крестьян. В какой стране вы отметили некоторую особенность общественного строя? Вспомните, каким путем жрецы поддерживали в Индии кастовый строй и почему они это делали?

Самым крупным рабовладельцем и землевладельцем в государствах Древнего Востока был фараон, царь. Фараон (царь) стоял во главе государства.

Почему все изученные вами государства называются рабовладельческими? Для чего рабовладельцам нужно было государство?

Таким образом, беседа подходит к вопросу о рабовладельческом государстве. Для восстановления данных о хронологии и территории учитель предлагает: пользуясь картой, хронологической таблицей учебника и таблицей государств Передней Азии, перечислите и покажите древнейшие из известных вам государств и назовите время их образования. Выделите государства I тысячелетия до н. э. В истории какой страны вы перешли грань новой эры? Покажите на карте самые обширные из изученных вами государств Древнего Востока, а на линии времени даты их расцвета. С какими государствами Древнего Востока имели непосредственную связь народы нашей страны того времени?

После того как учащиеся укажут на связи народов Закавказья с Урарту, Ассирией и Персией, а народов Средней Азии — с Персией и Китаем, учитель переходит к повторению вопроса о деспотии и об организации государственной власти. Каких государей стран Древнего Востока можете вы назвать и что са-мое важное вы о них учили? Покажите на примере Китая или Египта, какой властью обладал глава государства в странах Древнего Востока? Какими средствами располагало государство для того, чтобы держать в повиновении рабов и крестьян и заставлять их трудиться для рабовладельцев? Примерами из истории одного из государств Древнего Востока подтвердите, что жрецы помогали царям угнетать трудящихся. Чем вы можете доказать, что деспотическая власть царя опиралась на войско и вела захватнические войны?

Преподаватель обобщает: во всех государствах Древнего Востока власть царя была деспотической. Она опиралась на войско, жрецов и чиновников. В некоторых государствах их хищнический военный характер проявлялся особенно ярко, например, в Ассирийской военной державе, в древней Персии. Войско выполняло две задачи: внешнюю — завоевать для рабовладельцев новые земли, богатства и рабов, и другую задачу — внутреннюю — держать в повиновении крестьян и рабов и заставить их работать на рабовладельцев. Эта внутренняя задача — самая важная, так как трудящиеся постоянно сопротивлялись угнетению и восставали.

Подготовив переход к вопросу о борьбе трудящихся со своими угнетателями-рабовладельцами, учитель предлагает учащимся назвать крупнейшие восстания крестьян вместе с рабами в Древнем Египте и в Китае и их даты, показать на карте районы Китая, охваченные восстаниями I и II вв. Перечислить причины их поражения. В то же время следует отметить прогрессивное значение восстаний крестьян и рабов.

Переходя к вопросу о культуре народов стран Древнего Востока, учитель указывает, что, несмотря на свое угнетенное положение, народные массы Древнего Востока в те далекие времена изобрели много усовершенствований в повседневном труде, внесли ценный вклад в науку, создавали замечательные образцы искусства.

К доске вызываются двое учащихся. Один для заполнения таблички по следующей, заранее написанной, форме:

ПИСЬМЕННОСТЬ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Вид письма

Образец

В каких странах употреблялся

 

 

 

 

 

 

 

В первой графе, после ее заполнения, должны быть перечислены столбиком: иероглифы, клинопись, алфавит из 51 буквы. Изображение письменных знаков делается желающими или заготовляется на карточках.

Другой учащийся составляет таблицу по наукам, как она была задана к данному уроку.

В это время остальным детям предлагается перечислить выдающиеся открытия различных народов Древнего Востока в области техники.

Для обобщения по письменности можно поставить такие вопросы: каким материалом для письма пользовались в различных странах?. Какое преимущество отмечали вы в иероглифическом письме? В чем его трудность? Чем было вызвано изобретение клинописи? В какой стране имелась самая удобная письменность? Назовите известные вам литературные произведения, дошедшие до нас от глубокой древности. В каких произведениях отразилась жизнь народа? Желающие из учащихся могут продекламировать известные им народные песни Древнего Египта или Китая. Далее учитель предлагает проверить таблицу о науках и сказать, какая наука была развита во всех странах? Почему? Объяснить, чем было вызвано возникновение других наук. Какие суеверия упорно поддерживали жрецы? Почему? Для чего строились грандиозные храмы? Кратко останавливаясь на вопросах искусства, учитель спрашивает, какие виды искусства были особенно р

pedagogia.pro


Смотрите также