Философия древнего египта. § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зарождение философской мысли в Древнем Египте. Философия древнего египта


Философия древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Философия древнего Египта кратко

 В Древнем Египте,  как известно культура и цивилизация были развиты очень высоко. За 3000 лет до новой эры, то есть пять тысяч лет тому назад в Египте стали строить пирамиды. Пирамиды -  это гробницы, а гробницы это некие символы в которых человек выражал свое отношение ко времени, пространству, предназначению человеческой жизни, взаимодействию живого и не живого мира  между собою. И в мифах человек отображал прежде всего деление мира на два мира, на живой и не живой. Еще выделялся третий мир загробный, тот мир который переходит человека после своей смерти. Мифология Древнего Египта ярче всего выражен в мифе об Осирисе и Исида.

Философия древнего Египта краткоФилософия древнего Египта кратко

Осирис это первый фараон Египта про родитель египетских фараонов Исида это его жена и судя мифа в том что случайным образом или путем козни злоумышленника Осирис был убит и после того как его убили , пустили вниз по Нилу. Исида нашла останки окропила останки слезами я они соединились в единое целое и он снова воскрес. Смысл мифа в том, что возможно воскрешение и тела человека и воскрешения природы ведь египтяне жили в долине Нила, а там были разливы Нила, в результате которых ил плодородный попадал на берега и там был очень богатый урожай пшеницы. Египет был житницей для всего средиземноморья, очень богатой страной хозяйством отношения и там строились религиозные культовые сооружения, гробницы, была развита архитектура, металлургия. Одним словом это была страна, на которую равнялись.

Философия древнего Египта ориентировала человека на следующие особенности восприятие мира: во-первых в этой философии существовало разделение вселенная на два мира земной из загробный. – вторых, в данной философии было разделения времени на два времени, время конечная (земное) и время бесконечная (потусторонние) такое время было присуще всему космосу, а земное конечное было присуще только человеку и всем живым существам мире. В древней философии Египта существовало повторение космического архетипы, данный космический архетип распространялся и  на земную жизнь,  он означал стремление бессмертие рода, бессмертие рода живых существ, бессмертие звезд планет и так далее. Четвертая черта, до древнеегипетской  философии было характерно утверждение единства мира, мир живых существ и мир неживых тел  был единый он обеднялся в одну систему, живое переходила в не живое, камень породить растения растение превращалась снова в прах, пыль. Пятая черта, для этой древней египетской философии было очень важно участвовать в разговоре человека с богами.

Молитва была характерна для этой это философия, а молитва есть начало погружения человека в самого себя свой внутренний мир.  Существовали книги мертвых, в этих книгах египтяне отражали свою насущную жизнь и выражали свое отношение к миру, как к единому миру, с которым они жили слитно. Шестая часть, человек становился тождественным природе, существовал антропозооморфный взгляд на мир. Чем же это выражается, это выражается в том, что боги Древнего Египта они имеют смешанную природу. Следующая черта этой философии в  том что общественная жизнь она включалась в жизни космоса, повторяла эту жизнь космоса и человек был включен в общественную жизни и в жизни космоса, жизнь звезды, и молился богу солнца, от которого завесила жизнь этого человека. Но самая главная идея, венчающая в себе это построение была идея бессмертный жизни. Жизнь была универсальный, бессмертный частицей мироздания  и человек принадлежал таким бессмертной жизни. И поэтому когда он умирал ему гробницу клали пищу, снаряжение, животных, лошадь могли убить и рядом с ним положить. Стремлением мумифицировать умерших говорит о том, что египтяне верили, мумия сохранить в себе черты живого человека его духа. Философия древнего Египта не вошла в историю,  как очень важная составляющая части  философского знания, однако  все же существовала

Читайте так же:

 Раздел  -  I - Философия Древнего Китая кратко  Раздел  - II - Философия Древней Индии кратко  Раздел  - III - Философия Древнего Востока кратко

 

 

antiquehistory.ru

§ 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте

Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV —началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отноше­ний в этих странах достигает высшей точки.

Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире — астрономии, космологии, математики, а с другой стороны, с мифологией. Философия еще не выделилась как особая форма общественного сознания. Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в жизни. «Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле,— говорит Маркс,— создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия». ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 522). Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний. Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам).

Мировоззрение вавилонян, как и других народов Древнего Востока, неотделимо от мифологии — первой попытки осмыслить наблюдаемые явления природы. Большую роль здесь играло жречество, которое насаждало религиозные верования. Мифические сказания о возникновении богов («теогония») превращаются в поверья о происхождении мира («космогонию»). Светила рассматривались не только как средство для исчисления времени и астрономических предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. Главным светилом, «отцом богов», считалась у вавилонян Луна. Звезды — божества, которые светят только ночью. Солнце — сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, сила подземного мира, оно приносит смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни. В древнем мифе о мироздании борьба между добром и злом стала со временем изображаться как победа света над мраком. Бог света воспевается как могучая нравственная сила, правящая миром. «Звездное» («астральное») мировоззрение вело к развитию астрологии — фантастической веры в способность светил непосредственно влиять на судьбу целых обществ и отдельных людей.

С развитием рабовладения и обострением социальных отношений в Вавилоне появляются произведения, не только порывающие с мифологией, но и содержащие зачатки атеистической мысли. Наиболее яркий лите­ратурный памятник этого рода — «Диалог господина и раба «о смысле жизни»». В этом произведении подвергаются критике религиозные догматы, высказывается мысль о том, что нелепо выполнять предписания религии, приносить жертвы богам, надеяться на награду в загробной жизни. (См.: В.В. Струве. Диалог господина и раба «о смысле жизни»». В сб. «Религия и общество». Л., 1926, стр. 41 – 59).

Возникновение древнеегипетской культуры — одной из древнейших в мире — относится к концу IV тысячелетия до н. э., т. е. к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой древнеегипетского хозяйства были ирригационное земледелие и скотоводство, В связи с этим значительного развития достигли строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесла, а также непосредственно обслуживающие развивающееся хозяйство отрасли науки — астрономия, арифметика, геометрия. Важное практическое значение имело установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в Збб 1\4 дней. Высшим достижением египетской геометрии были вычисление отношения длины окружности к диаметру (число л), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов. В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагает наличие определенных теоретических знаний.

В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.

Появляются произведения, в которых под сомнение берется. истинность религиозных верований в «вечную жизнь на том свете». В противовес взглядам старой рабовладельческой знати с ее презрением к труду и проповедью потустороннего мира в этих произведениях говорится о возможности устроить жизнь на этом свете. Так, в классическом произведении древнеегипетской литературы «Песня арфиста» утверждалось, что из умерших никто не приходит, чтобы рассказать о загробном царстве. О нем ничего не могут сказать также человеческий разум и чувства. Следовательно, говорилось в нем, нет никаких оснований верить сказкам о существовании какого-то иного мира, кроме земного. Огромное значение этого памятника в истории человеческой мысли состоит именно в том, что в нем впервые с большой прямотой и логической силой прозвучал призыв: вместо того чтобы рассчитывать на загробную жизнь, необходимо устраивать «свои дела на земле». ( См.: Б.А. Тураев. История Древнего Востока, т. 1. Л., 1936, стр. 232).

В другом, более позднем литературном памятнике подвергается критике религиозное учение о бессмертии души. В нем говорится, что после смерти «человек исчезает и тело превращается в грязь». Кто желает увековечить свое имя, должен полагаться не на мечты о загробной жизни, а на свои земные деяния. В древнеегипетском папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» высказывается сомнение в справедливости существующего строя, при котором господствует, «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый человек отнимает вещи брата своего». (См.: И.М. Лурье. Беседа разочарованного принца со своим духом. «Труды отдела Востока», т. 1 Гос Эрмитаж. Л., 1939, стр. 144).

Острые социальные конфликты, нередко принимавшие форму восстаний против власти фараонов и рабовладельческой знати, породили и первые политические поучения, выражавшие идеи господствующих классов. Так, в одном из этих поучений открыто говорится: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее».( См.: В.В. Струве. История Древнего Востока. Л., 1941, стр.153). В этих поучениях, проникнутых глубокой ненавистью к народным массам, политический строй рабовладельцев выдается за вечный строй, установленный богом и не подлежащий каким-либо изменениям.

Краткое рассмотрение истории зарождения фило­софской мысли в Древнем Вавилоне и Египте показывает наличие первых зачатков философской и социаль­ной мысли у народов Древнего Востока. В древнеегипетских памятниках в наивной форме уже ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений. Здесь упоминается о прохладной воде как источнике всех живых существ, а также о воздухе, заполняющем пространство и «пребывающем во всех вещах». Однако в Древнем Вавилоне и Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Тем не менее, зачатки стихийно-материалистических и атеистических воззрений египтян и вавилонян оказали известное влияние на последующее развитие науки и материалистической мысли в древнем мире. Как утверждал Плутарх, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

studfiles.net

3. Философия и религия Древнего Египта. Культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Античная культура и Древний Рим

Религия, мифология, философия

Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а прикладными вопросами. Они не спрашивали: "Что есть человек?"...

Виды скульптурных рельефов

7.Скульптура Древнего Египта

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

История прически и косметики Древнего Египта

История древнего Египта

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью...

Костюм как средство коммуникации

Гармония Древнего Египта

Какой игрушечный удел, Какие робкие законы Приказывает торс точеный И холод этих хрупких тел О. Мандельштам Если бы мода зажгла свечи на именинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще до нашей эры...

Культура Возрождения

2. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Парацельс...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура Древнего мира

2. Культура Древнего Египта

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...

Культура Древнего мира

Искусство Древнего Египта

культура месопотамия египет китай В VIII тысячелетии до н. э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э....

Культура и искусство Древнего Египта

1. Сюжетный круг, религия и культ Древнего Египта

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах...

Культура и искусство Древнего Египта

2. Мифология Древнего Египта

Египетская мифология начала формироваться в VI - IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах...

Культура и искусство Древнего Египта

3. Магия Древнего Египта

Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...

Культура косметики разных народов

1.1 Косметика Древнего Египта

Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...

Культура цивилизаций Востока

2. Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...

Культура Японии

9. Религия. Мифология и народные верования. Национальная философия

В системе религиозных доктрин, бытующих в Японии, главенствующее место занимает истинно японская религия синто. Синто (путь богов) Это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию, неизвестны...

Эпоха Возрождения

1.2 Философия и религия

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть "доступно все", весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители -- Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс...

cult.bobrodobro.ru

Презентация на тему: ФИЛОСОФИЯ ЕГИПТА

Древнейшая культура человечества - древнеегипетская, она относится к IV - II тыс.

до н. э.

Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь социальных отношений и создания великих цивилизаций. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в

религиозно-мифологическомобрамлении.

Что сопровождает нашу историческую 'память' о Древнем Египте?

Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его.

Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня.

Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы

природы.

Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек?

Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос, Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта - символ синтеза всех наук под названием Осирис - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа. Оба бога - Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней. Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в 'Книге мертвых' (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем - на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая 'Книга мертвых'.

Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к миру.

Первый: 'Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии'.

Второй: 'Люди - смертные боги, а боги-смертныелюди'. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также - от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера - мечом, а молчание - доспехами.

Такова 'Книга мертвых', древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: 'Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, вседуши, которые наполняют своим стремлением вселенную'

Формирование знаний и философский скептицизм.

Египет - страна не только древнейших мистерий . (Изиды и Осириса), но и, возможно, самых ранних научных знаний. В какой-тостепени это было отражением практической необходимости.

В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т.п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.

Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.

Итак, философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и 'пребывающий во всех вещах'. Это одна сторона представлений.

Вторая, более существенная и более развитая, это 'теогония' и 'космогония' Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. 'Звездное' (астральное) мировоззрение вело к развитию астрологии -веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.

studfiles.net

Философия Египта

Философия Египта
Египет. Философия Египта
Древнейшая культура человечества - древнеегипетская, она относится к IV - II тыс. до н. э. Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь социальных отношений и создания великих цивилизаций. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.

Что сопровождает нашу историческую "память " о Древнем Египте?

Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.

Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос. Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта - символ синтеза всех наук под названием Osiris (Осирис) - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа.Оба бога - Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в "Книге мертвых " (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем - на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая "Книга мертвых ".

Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к миру. Первый: "Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии ". Второй: "Люди - смертные боги, а боги-смертные люди ". Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также - от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера - мечом, а молчание - доспехами.

Такова "Книга мертвых ", древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: "Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением вселенную ".

Формирование знаний и философский скептицизм.

Египет - страна не только древнейших мистерий ( от греческого мистерион - тайна, таинство, тайные религиозные обряды, в которых учавствуют только посвященные - мисты. В Египте - это мистерий Изиды и Осириса), но и, возможно, самых ранних научных знаний. В какой-то степени это было отражением практической необходимости. В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.

Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.

Итак, философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и "пребывающий во всех вещах ". Это одна сторона представлений. Вторая, более существенная и более развитая, это "теогония " и "космогония " Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. "Звездное " (астральное) мировоззрение вело к развитию астрологии - веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.

Философия Египта

www.znakisudbi.ru

Искусство и философия Древнего Египта.

Количество просмотров публикации Искусство и философия Древнего Египта. - 170

Погребальная культура Древнего Египта.

Пантеизм в культуре Древнего Египта.

Культура Древнего Египта

1.Испещренные иероглифами грандиозные храмы и переполненные сокровищами гробницы Древнего Египта вызывают вполне понятное изумление у современного человека. Но и в далеком прошлом иноземцам многое в культуре Древнего Египта казалось странным и лишенным смысла. К примеру, Геродот совершенно не оценил знаменитые гизовские пирамиды. С его точки зрения они - лишь памятник деспотизма правителœей, заставлявших подданных мучиться над созданием столь бессмысленных сооружений. Столь же странным, трудно доступным логическому осмыслению представляется мировоззрение древних египтян и современному человеку. Миросозерцание античных греков нам несравненно ближе. В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не­мотивированными или вопиюще непоследовательными. Крайне запутана и сама сюжетная основа. Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным воспринять текст, понимание всё равно будет лишь рассудочным. Вначале мир природы представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии либо облик животного, либо - полуживотного-получеловека. Бог Луны, Тот, к примеру, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет - в виде самки гепарда. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, Хор, изображался в виде сокола, бог Анубис - в виде человека с головой шакала {или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии - в виде людей с головами лягушек и т.д. Боги следующего поколения стояли гораздо ближе к человеку, изображались в виде людей, и существенно напоминали людей своими поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефриды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал правителœем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета͵ воцарившись над теперь уже навсœегда упорядоченным миром.

2. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ древнего Египта восстал против смерти и успешно победил её. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не всœе оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям её стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок, и уже потом - изготовление мумии. И всœе же шанс был у всœех. Правда и здесь не обошлось без столь популярного в Древнем Египте воспитательного начала. Право, на загробную жизнь, получая, при условии соблюдения всœех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого умершего (вернее, ʼʼутомившегосяʼʼ - слово ʼʼумершийʼʼ египтяне не признавали, протестуя против смерти и в данном) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное - знать на зубок ʼʼИсповедь отрицанияʼʼ, содержащую перечисление всœего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю ʼʼКнигу мёртвыхʼʼ - литературный памятник Древнего Египта͵ содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. Египтяне были истинными новаторами в области мумификации - искусстве создании мумий. В соответствии с их верованиями, для того, чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача невыполнимая без существеннейших открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Οʜᴎ постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т. е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми — для этого их пропитывали смолой и мастикой — полотняными полосками, бинтами, так, чтобы не было видно даже лица. Только в данном случае тело превращалось в не разлагающуюся мумию. Большие надежды возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько прочна гробница, столь же долгое время будет существовать и нашедшая себе в ней, пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию, восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор.Возьмем, к примеру, самую большую пирамиду - пирамиду фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас — 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани её повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное. Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от неё сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий - это страж гробницы, имеющий лицо ʼʼутомившегосяʼʼ фараона. Сфинкс - один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Существуют портретные изображения и других фараонов обличий сфинксов, а в Луксоре находится целая галерея сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности.При этом, первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид, была пирамида фараона Джосœера. Автором ее проекта являлся Имхотеп - сановник фараона Джосœера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всœего как врач и зодчий. Это шести ступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. И хотя, в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, в равной степени, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня.Впоследствии, от пирамид отказались вообще. Какое-то время строили более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всœем устраивали из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб было обнаружено Увещевание, адресованное, ʼʼживым, пребывающим [еще] на землеʼʼ. ʼʼУтомившийсяʼʼ обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед ʼʼвеликим богом" или даже обещал ʼʼсвернуть шеюʼʼ или навлечь несчастья на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле, таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителœей.Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всœех органов человеческого тела и возможностей их восстановления. Благодаря этому египтяне уже умели делать хирургические операции. Египетские бальзамировщики по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всœех достижений в области медицины коренится в крайне важно сти при создании мумии освобождать тело от быстроразлагающихся внутренних органов, а, следовательно, - производить вскрытие тела, что категорически запрещалось многими другими культурами вплоть до Нового времени.

3.Из заупокойного культа родилось и искусство портрета͵ как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета͵ порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта͵ оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но всœе же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла, и далее художники ʼʼоживлялиʼʼ лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию полудрагоценными камнями. При этом есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не всœе воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, к примеру, любопытное литературное произведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ известно сейчас под названием ʼʼРазговор разочарованного со своей душойʼʼ. Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистинœе философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в базе такого произведения как ʼʼПеснь арфистаʼʼ. Все на земле бренно, утверждается в ʼʼПеснеʼʼ. Решительно всœе обречено на исчезновение. Испокон веков поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому нужно использовать всœе блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30—40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеографического письма.Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и данный способ письма многие и по сей день, называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская, иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы — это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах.Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как ʼʼДом Жизниʼʼ, выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились ʼʼмагическиеʼʼ книги, содержавшие сведения по медицинœе, в которых наряду с магическими заклинаниями и можно было найти и практические, экспериментально - подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались и утверждались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. ʼʼДом жизниʼʼ был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного, в том числе, и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность - чёткое следование определённым правилам, канонам - существеннейшая черта древнеегипетской культуры.

referatwork.ru

Зарождение философской мысли в Древнем Египте — Мегаобучалка

 

Источник: Краткий очерк истории философииПод ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.М., изд-во «Мысль», 1971 г.OCR Biografia.Ru

 

Древний Египет был рабовладельческим государством. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отношений в этих странах достигает высшей точки.

Зарождение философской мысли в Древнем Египте было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире — астрономии, космологии, математики, а с другой стороны, с мифологией. Философия еще не выделилась как особая форма общественного сознания.Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в жизни.

«Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле, — говорит Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия». Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний. Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам)

Возникновение древнеегипетской культуры — одной из древнейших в мире — относится к концу IV тысячелетия до н. э., т. е. к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой древнеегипетского хозяйства были ирригационное земледелие и скотоводство. В связи с этим значительного развития достигли строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесла, а также непосредственно обслуживающие развивающееся хозяйство отрасли науки — астрономия, арифметика, геометрия. Важное практическое значение имело установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в 365 дней. Высшим достижением египетской геометрии были вычисление отношения длины окружности к диаметру (число я), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов. В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагает наличие определенных теоретических знаний.

В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.

Появляются произведения, в которых под сомнение берется истинность религиозных верований в «вечную жизнь на том свете». В противовес взглядам старой рабовладельческой знати с ее презрением к труду и проповедью потустороннего мира в этих произведениях говорится о возможности устроить жизнь на этом свете. Так, в классическом произведении древнеегипетской литературы «Песня арфиста» утверждалось, что из умерших никто не приходит, чтобы рассказать о загробном царстве. О нем ничего не могут сказать также человеческий разум и чувства. Следовательно, говорилось в нем, нет никаких оснований верить сказкам о существовании какого-то иного мира, кроме земного. Огромное значение этого памятника в истории человеческой мысли состоит именно в том, что в нем впервые с большой прямотой и логической силой прозвучал призыв: вместо того чтобы рассчитывать на загробную жизнь, необходимо устраивать «свои дела на земле».

В другом, более позднем литературном памятнике подвергается критике религиозное учение о бессмертии души. В нем говорится, что после смерти «человек исчезает и тело превращается в грязь». Кто желает увековечить свое имя, должен полагаться не на мечты о загробной жизни, а на свои земные деяния. В древнеегипетском папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» высказывается сомнение в справедливости существующего строя, при котором господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый человек отнимает вещи брата своего».

Острые социальные конфликты, нередко принимавшие форму восстаний против власти фараонов и рабовладельческой знати, породили и первые политические поучения, выражавшие идеи господствующих классов. Так, в одном из этих поучений открыто говорится: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». В этих поучениях, проникнутых глубокой ненавистью к народным массам, политический строй рабовладельцев выдается за вечный строй, установленный богом и не подлежащий каким-либо изменениям.

Краткое рассмотрение истории зарождения философской мысли в Древнем показывает наличие первых зачатков философской и социальной мысли у народов Древнего Востока. В древнеегипетских памятниках в наивной форме уже ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений. Здесь упоминается о прохладной воде как источнике всех живых существ, а также о воздухе, заполняющем пространство и «пребывающем во всех вещах». Однако в Древнем Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Тем не менее зачатки стихийноматериалистических и атеистических воззрений египтян и вавилонян оказали известное влияние на последующее развитие науки и материалистической мысли в древнем мире. Как утверждал Плутарх, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

megaobuchalka.ru


Смотрите также