История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Стили и особенности архитектуры Древнего Египта. Особенности архитектура древнего египта


Стили и особенности архитектуры Древнего Египта

Цивилизация, возникшая на берегах Нила, является столь ранней, что в период, когда архитектура Древнего Египта уже заявила о себе во весь голос, соседние народы еще находились на стадии доисторического развития. Поскольку наука лишена возможности точно определить время постройки того или иного сооружения, то классификацию памятников принято вести в соответствии с правившими в тот период династиями.

Храм, переживший тысячелетия

Особенности древнеегипетского зодчества

В связи с этим архитектуру Древнего Египта принято условно делить на 6 периодов, соответствующих Раннему, Древнему, Среднему, Новому и Позднему царству, а также периоду императорской власти. Несмотря на множество общих черт, каждому этапу истории египетского зодчества было присуще определенное своеобразие.

Все сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры Древнего Египта – храмы, дворцы, крепости и гробницы – были возведены из необожженного кирпича-сырца или камня-известняка, добывавшегося в долине Нила, песчаника и гранита. Это объясняется тем, что леса там не было, а пальмы, что росли в оазисах, давали древесину низкого качества.

Способы сооружения жилых и культовых построек

Что же касается домов, в которых селилась основная масса населения, то их строили из грязи, остававшейся на берегах после разливов Нила. Ее высушивали на солнце, нарезали брикетами и затем возводили жилые постройки. Однако таких сооружений почти не сохранилось ввиду того, что материал этот был недолговечен, а кроме того, уровень Нила каждое тысячелетие поднимался, и вода вновь превращала дома в ту самую грязь, из которой они были возведены.

Руины древнего храма

Более благосклонной судьба оказалась к религиозным сооружениям, и именно они позволили современным ученым получить представление о технических особенностях и художественных стилях архитектуры Древнего Египта. Было, в частности, установлено, что на протяжении всей истории этой уникальной цивилизации строители придерживались единой технологии при сооружении стен.

Камни укладывались без раствора и зачастую без каких-либо связующих элементов. Причем они предварительно обрабатывались лишь с внутренней стороны, что обеспечивало надежность соединения, лицевая же поверхность обтесывалась уже во время отделочных работ, когда стены были полностью возведены.

Не претерпели существенных изменений и украшения зданий, характерные для архитектуры Древнего Египта на всем пути ее развития. Они всегда были наполнены символикой и представляли собой изображения солнечного жука, олицетворявшего бога Ра - скарабея, цветов лотоса, пальмовых ветвей и т. д. Широко использовались также надписи, которые должны были увековечить основные события из жизни фараонов, а также вознести хвалу богам, поклонение которым являлось неотъемлемой частью жизни.

Декоративное оформление колонн

Зодчество в период Раннего царства

Об особенностях архитектуры Древнего Египта, относящейся к Раннему царству, можно судить по изображениям, сохранившимся на стелах фараонов I династии, и по некоторым дошедшим до нас культовым постройкам того периода. Установлено, что характерным элементом их отделки являлись вогнутые карнизы зданий, а также фризы – декоративные полосы, обрамляющие постройку и украшенные росписью или скульптурными композициями. Этот период истории древнеегипетского искусства плохо изучен, поскольку за давностью лет почти не осталось оригинальных сооружений.

Древнее царство

Несколько больший простор для изучения представляет архитектура Древнего царства. Египет в этот период был объединен в единое царство со столицей в Мемфисе, и основой его идеологии стала идея о божественности фараонов, нашедшая свое непосредственное отражение в зодчестве. Его расцвет относится к эпохе правления III и IV династий (XXX век до н. э.), когда на берегах Нила были воздвигнуты самые крупные гробницы-пирамиды.

В архитектуре Древнего Египта гробницы всегда играли особую роль, являясь не только проявлением религиозных представлений, но и показателем блестящего развития точных наук и ремесел, без которых их возведение было бы невозможно. К ранним объектам этой эпохи относится ансамбль погребальных сооружений, возведенных для фараона III династии Джосера и выполненный в новом для того времени стиле.

Пирамиды - равесники Древнего царства

Здесь впервые была возведена пирамида, имевшая прямоугольное основание и состоявшая из нескольких ступеней. Впоследствии гробницы такой формы получили широкое распространение. К числу наиболее известных сегодня сооружений периода Древнего царства относятся пирамиды, возведенные в Гизе для фараонов IV династии – Хеопса, Хефрена и Микерина. Они по праву считаются одним из чудес света.

В период правления фараонов V династии архитектура Древнего Египта обогатилась созданием нового типа зданий – солнечных храмов. Это были культовые сооружения, возводившиеся на вершинах холмов и обносившиеся стенами. В их центральных помещениях – молельных залах – ставились гигантские скульптуры богов, отделанные золотом, и ритуальные жертвенники.

Среднее царство

С приходом к власти в 2050 году до н. э. фараона Ментухотепа Египет вступил в эпоху Среднего царства. В духовной жизни народа обожествление фараоном постепенно сменялось философией индивидуализма, позволявшей претендовать на вечную жизнь не только сильным мира сего, но и простым жителям страны. Стало уходить в прошлое строительство гигантских пирамид, на место которых пришли погребальные стелы, доступные, ввиду дешевизны, многим египтянам.

Образец стенной росписи храма

Однако фараоны продолжали возводить себе гробницы, хотя и значительно меньшего размера, чем в былые века. Изменился и способ их постройки. Вместо каменных блоков стали использовать кирпич-сырец, а снаружи облицовывать сооружение известняковыми плитами. Такая технология не могла обеспечить прежнюю долговечность, и пирамиды этого периода дошли до наших дней в виде руин. Самым значительным сооружением данной эпохи считается погребальный комплекс фараона Аменемхета III, состоящий из пирамиды и заупокойного храма, занимающего площадь почти 72 тыс. м².

Наземные храмы Нового царства

В период Нового царства, продлившийся с 1550 по 1969 г. до н. э., когда столица государства переместилась в город Фивы, доминирующую роль в архитектуре Древнего Египта приобрело сооружение пышных дворцов знати и великолепных храмов. Последние строились в трех вариантах, представлявших собой наземные, скальные и полускальные комплексы.

Планировка наземных культовых сооружений представляла собой вытянутый прямоугольник, как правило, окруженный стеной. От его входа, оформленного пилоном, к воротам вела аллея, с обеих сторон украшенная сфинксами или фигурами иных мифических существ. Обязательно принадлежностью таких храмов был жертвенник, установленный в центре двора, и молельный зал, находившийся в глубине помещения. Весь комплекс богато декорировался скульптурами и фресками на религиозные сюжеты.

Полускальный заупокойный храм царицы Шепсут

Скальные и полускальные храмы

Скальные храмовые комплексы вырубались в твердых каменистых породах таким образом, чтобы снаружи помещался лишь главный фасад, а вся остальная часть сооружения уходила вглубь горы. Ярким примером построек данного типа может служить храм Рамзеса II, построенный в Абу-Симбеле. Он включает в себя два самостоятельных культовых сооружения, одно из которых посвящено Амону, Птаху и Ра, а второе - богине Хатор.

На период Нового царства приходится весьма существенное новшество, появившееся в архитектуре Древнего Египта – гробницы впервые стали отделять от заупокойных храмов, что в предыдущие века не практиковалось. Первым нарушил традицию фараон Тутмос I, еще при жизни приказавший поместить свою мумию не в заупокойном храме, а в отдельной, далеко отстоящей от него гробнице, положившей начало обширному комплексу, известному как «Долина царей».

Полускальные храмы строились лишь частично погруженными в толщу земных пород и представляли собой несколько поставленных один на другой кубов. Их фасады спускались вниз террасами и украшались рядами колонн. Примером такого сооружения может быть храм царицы Хатшепсут.

Персидский период

В период Позднего царства архитектура и скульптура Древнего Египта вновь претерпели ряд изменений. Это было обусловлено ослаблением местных царей, значительным усилением жречества и приходом к власти представителей иноземных династий, что дало повод назвать этот период в истории государства «Персидским». Он продлился вплоть до вступления в Египет войск Александра Македонского.

Немые свидетели минувших веков

Иностранные правители отказались от возведения монументальных храмов, поражавших взор своими масштабами. Культовые сооружения Персидского периода строились гораздо меньшего размера, хотя по-прежнему богато украшались скульптурой и стенными росписями. К эпохе Позднего царства относится возведение знаменитого храмового комплекса в Карнаке, являющегося сегодня одной из наиболее посещаемых достопримечательностей страны.

Египетское зодчество в период императорской власти (кратко)

Самое главное в архитектуре Древнего Египта, оказавшегося в 332 году до н. э. в составе державы Александра Македонского, – это синтез ее художественных традиций с античной культурой. Яркими образцами зодчества этого периода могут служить храмы Гора в Эдфу, Птолемея в Карнаке, а также комплекс Исиды, построенный на острове Филе и по праву названный Геродотом «Жемчужиной Египта».

fb.ru

25. Особенности стиля египетской архитектуры

Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений.

Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов. К ним относятся: огромные абсолютные размеры сооружений, статичность форм, стремление к их обобщению, симметричность решений, монолитность объемов.

Величина сооружений. Величина памятников играла огромную роль в египетской архитектуре. Впечатление, которое производят на каждого человека огромные размеры сооружений, использовалось в архитектуре уже в самые ранние периоды ее развития. В Египте прежде всего поражают зрителя величина формат и колоссальное количество употребленного на нее материала.

Пирамиду Хеопса строили одновременно 36 тыс. человек. Созданная ими царская гробница была наиболее высоким сооружением Древнего мира (147 м). Основание, ее (230 м X 230 м) в полтора раза больше площади, занимаемой всем афинским акрополем, и превышает размеры Красной площади в Москве.

Показательны также следующие примеры: площадь гипостильного зала в храме Карнака (103 м X 54 м) в два с половиной раза больше площади одного из крупных храмов Греции — Парфенона (70 м X 31 м). Высота колонн гипостильного зала Карнака — 24,3 м. Высота сидячих колоссов в Абу-Симбеле — 20 м. Длина храма в Луксоре около 260 м.

Деспотическая власть обожeствленного фараона требовала возвеличения образа властелина; величественные громады пирамид и пилонов прекрасно отвечали этой основной задаче, которую ставил перед архитекторами социальный строй Древнего Египта. Той же цели, служит и прием многократных повторений, создававший однообразно метрический ряд одинаковых элементов; пилоны в храме Карнака повторялись шесть раз, а вдоль дороги, ведущей к храму, были установлены - рядами бараньеголовые сфинксы, протянувшиеся на 2 км. Почти не применялась вносящая изящество и легкость ритмическая расстановка колонн с чередующимися неравными интервалами. Везде преобладало монотонное повторение равных мощных элементов.

Статичность форм. Египетские формы производят впечатление неподвижности. Все сооружения Нового царства распластаны на земле — преобладает горизонтально-протяженный спокойный объем. Скульптурные колоссы чаще всего изображались в условной фронтальной позе.

Форма пилонов и наклон стен в храмах создают впечатление исключительной устойчивости. Максимального предела в этом смысле достигала пирамида.

Обобщение форм. Египетские памятники отличаются обобщением форм, простым геометрическим их построением.

Доминирующим мотивом египетской архитектуры была тяжелая объемная стена. Роль стоечно-балочных элементов, если они были применены, часто затушевывалась для сохранения роли этого основного мотива. Стена трактовалась как громадная монолитная плоскость, как поверхность огромной глыбы геометрически правильной формы. Членение стены швами кладки никогда архитектурно не использовалось. Пересечение этих случайно расположенных швов более глубоким рельефом изображений подчеркивало цельность стены.

В планировке также были всегда налицо ясность и геометрическая простота. Все схемы были прямоугольны. Неправильных углов избегали (за исключением вынужденных поворотов в Луксоре и Филе).

Тенденция к монументальному обобщению формы не позволяла вводить мелкие членения объемов. Впечатление силы и тяжести достигалось тем, что детали были упрощены и укрупнены. Отношения частей были близки к равенствам. Обработка всех объемов состояла из обводящего валика и карниза над ним, имеющего всего лишь один элемент — кривую выкружки. Потолки совсем не были расчленены и не имели карнизов.

Теряющаяся при обобщенной трактовке поверхности масштабность сооружений восстанавливалась многоярусным построением барельефов, что связывало колоссальную форму сооружения с мелким расчленением ее второстепенными фигурами и иероглифами. Кроме того, масштабность подчеркивалась введением в композицию «подобной» формы меньшего размера (дверь с карнизом между большими объемами пилонов). Проем двери был масштабен по отношению к человеку и подчеркивал колоссальные размеры пилона. Величина формы подчеркивалась также размерами деталей. На портале входа делался очень крупный карниз, на огромном пилоне карниз был относительно мал. При увеличении размеров формы детали уменьшались иногда даже по абсолютной величине (карниз всего пилона в храме Луксора в два с половиной раза меньше карниза среднего портала на том же пилоне).

Симметрия. Основным приемом египетской композиции была симметрия. Симметричны

были фасад храма с пилонами, следующий за ним двор, гипостильный зал и т. д. Последующие пристройки зданий могли создавать несимметричную общую композицию, но в отдельности обычно были тоже симметричны (например, «маммизи» в первом дворе храма на острове Филе).

В египетской архитектуре отсутствуют сложные ритмические композиции. Число составляющих частей было, как правило, невелико. На однообразном фоне выделялся всего один композиционный центр, всегда находящийся на оси симметрии.

Центральная (основная) часть симметричной композиции обычно решалась контрастным противопоставлением остальным частям. Гладким поверхностям горизонтально развернутых объемов пилона противопоставлялась зажатая между ними вертикальная, усложненная и прорезанная дверью центральная часть его. Во дворе и в гипостильном зале шаг колонн в центре был шире и нарушал однообразный метр колоннады. Высота средних колонн гипостильного зала была больше высоты крайних. Центральная часть везде осложнялась как по форме, так и по убранству рельефами. Архитектурные детали центральной части были более грузны.

Монолитность объемов. Конструктивная простота доводилась до предела. Несмотря на длительную эволюцию форм и переход от простых геометрических столбов в пирамидах Гизе к усложненным колоннам эпохи Позднего Египта, конструктивная схема не эволюционировала. Сооружение представляло собой сплошную глыбу из камня, как пирамида, или элементарную схему массивных каменных стоек и тяжелых каменных балок и плит, как все храмы Нового царства. Конструкции применялись с огромным запасом прочности — «на вечность».

Фасад переднего зала храма трактовался как объемная монолитная форма сплошной

кладки, в которой только вырезан средний проем с колоннадой. Архитрав решался как часть мощного гладкого объема, а не как балка, свободно лежащая на колоннах и самостоятельная относительно боковой стены.

Даже заполнение между нижними частями колонн в храмах Позднего Египта, очевидно, не имеющее никакой нагрузки, трактовалось как мощная толстая стена (что передавалось грузными и сильно выступающими деталями).

Роль живописи и скульптуры. Роль контрастирующего элемента, подчеркивающего своим изяществом и легкостью мощь архитектурных форм, придана росписям и рельефам, которые неразрывно включены в общий замысел сооружения.

В Раннем Египте рельефы играли незначительную роль.

В Среднем царстве легкость и изящество вносились в архитектуру живописью, которая в этот период преобладала над рельефами. Зато в Новом царстве  и в Позднем Египте живопись играла второстепенную роль, сводясь в основном к раскраске каменных рельефов и упрощенной росписи потолков. Рельеф становился обязательным спутником архитектуры в эти периоды, сливаясь с ней и иногда получая почти равное с архитектурными формами значение.

Круглая самостоятельная скульптура своими монументальными формами и преувеличенно крупными размерами приобретала такое же значение, как и архитектура. Так, огромные сидячие статуи фараона перед пилоном храма включались в архитектурную композицию равноценным элементом, усиливая значение центрального портала. Колоссы на дворе Рамессея или колоссы фасадов в Абу-Симбеле являлись основным мотивом, определяющим архитектуру здания. Синтез всех видов искусств в Египте достигал поразительных эффектов. Главенствующая роль во все периоды все же принадлежала архитектуре.

Соотношение с окружающей природой. Большим своеобразием отличалось соотношение египетской архитектуры с окружающей ее природой.

Архитектурные сооружения Древнего Египта часто доминировали над окружающим ландшафтом. Издалека видная, возвышавшаяся пирамида Древнего царства определяла пейзаж пустыни на огромном пространстве. Отвлеченная геометрическая форма резко вырывалась из мягкой линии окружающих ее песчаных холмов.

Наземные храмы Нового царства, связанные с жилыми кварталами, уже не имели такой ясно выраженной доминирующей концепции; они главенствовали в ансамбле своими огромными лежачими массами.

Как и жилые сооружения, храмы Нового царства были изолированы от окружающей природы глухой стеной со всех сторон. Лишь маленький кусочек сада включался в жилье; но в храмах не было и этого.

Общая горизонтальная протяженность храма способствовала его слиянию в едином ансамбле с небольшими, окружавшими его зданиями. Отсутствие наклонных крыш привело к отсутствию фронтонных завершений и мягкого перехода вверх, в пространство над зданием. В Египте не существовало ни скульптур над карнизом, ни подъема отдельных деталей над кровлей. Египетскую архитектуру характеризует горизонтальный обрыв по линии карниза. Повышение средней части фасада совсем не допускалось. Зато иногда встречался прием провала в центре над композиционным узлом. Характерно, что базиликальный разрез гипостильного зала нигде не был показан на фасаде. Повышение средней части его было всегда заслонено горизонтальным объемомвходного зала или же огромным пилоном (как в Карнаке).

Особенности архитектуры Среднего царства. Особое положение в смысле связи с природой занимают сооружения Среднего царства (Дейр-эль-Бахари, Бени-Хасан и т. д.), вырезанные в откосах гор. Большинство этих храмов имели открытый фасад и своими портиками сливались с окружающим пространством. Эти храмы, более человечные и интимные, служили как бы цоколем к огромным нависающим скалам, по контрасту подчеркивая их величину и монументальность.

Свободно стоящие храмы Среднего царства, близкие по схеме периптеру, состояли из святилища, окруженного колоннадой (Мединет-Хабу и Элефантина). Характерно, что почти все храмы Среднего царства были уничтожены или перестроены следующими поколениями.

Пространство и масса. История архитектуры Египта дает интересную картину противопоставления пространства и массы.

В Древнем царстве господство массы в интерьере сооружения выражалось в преобладании тела зданий над свободным пространством. В поминальном храме Хефрена внутренние столбы были настолько объемисты, что занимали больше места, чем пролеты.

Во внешнем виде сооружений преобладающее значение массы достигалось равенством сторон объема (пирамида). Связанный с преобладанием массы основной прием композиции Древнего царства состоит в группировании объемов вокруг вертикальной оси.

Большое значение массы сохранилось в Новом царстве, где всюду можно заметить уплотнение массы в глубину сооружения, начиная с открытого свободного двора, переходя затем к пространству, заполненному колоннами в гипостильном зале, и кончая большим числом сплошных стен, плотно заполняющих пространство вокруг небольшого святилища.

Глубинная композиция Нового царства. Однако главенствующую роль в Новом царстве получила глубинно-пространственная композиция, развернутая по заранее заданной продольной оси.

В Древнем царстве этот прием еще не был известен. У пирамиды посетитель был свободен. В ансамблях Саккара и Абусира композиции были несимметричны, и посетитель при движении должен был несколько раз менять направление под прямым углом.

Но начиная с Дейр-эль-Бахари, все ансамбли строились только на принципе продольной оси. Храм Ментухотепов построен еще с преобладанием массы и с вертикальной осью композиции. В храме Хатшепсут главенство массы уже было потеряно и одновременно продольная ось стала главной.

Для Нового царства характерны следующие приемы глубинно-пространственной композиции.

1. Контрастное сопоставление частей сооружения, например, свободного пространства перед храмом с замкнутым, изолированным пространством двора; и далее — открытого сверху двора и перекрытого пространства храма. Особенно резко это подчеркнуто в контрасте глухой наружной стены и внутренних пространств храма, где применена стоечно-балочная система.

2. Перспективное сокращение глубин помещений. Все помещения постепенно уменьшаются в сторону святилища. Наименее глубокие комнаты находятся всегда около святилища, наибольшую длину имеет двор. Этот принцип выдерживался при всех последующих достройках храмов (Карнак, Луксор, Филе, Мединет-Хабу). Несмотря на большие размеры первого пристроенного двора, последующие пристройки еще более увеличивались в размере. Например, в Луксоре последовательно сменяется следующий ряд глубин (в метрах): 60,0 — 52,0 — 44,0 — 20,0 — 11,5 — 11,0 — 11,0 — 10,0 — 9,0 — 8,0 (в округленных цифрах).

3. Перспективное сокращение высот соответственно предыдущему приему сокращения глубин не только в перекрытых помещениях, но и во дворах и пилонах. Сокращение высот оченъ хорошо видно на разрезе храма Хонсу (табл. 42, фиг. 2) и на сокращении высот пилонов Карнака, которые дают следующий ряд величин (в метрах): 43,5 — 40,5 — 35,0 — 35,0 — 30,5 — 25,3 — 11,5 (в округленных цифрах). Одновременное сокращение всех величин создавало значительный перспективный эффект.

 

 

 

 

 

 

4. Отсчет пространства в глубину — монотонным повторением одного элемента. Длина внутри храма отсчитывалась метром колоннад, а снаружи — длинным однообразным рядом сфинксов в аллеях, ведущих к храмам.

5. Прием перспективного уменьшения освещения по направлению от открытого двора к совершенно темному святилищу. Гипостильный зал, благодаря разнице высот колонн, имел достаточное освещение, хотя со двора казался темным, следующие же помещения имели лишь небольшие световые люки в потолке. Святилище вовсе не освещалось.

6. Прием сокращения размеров в поперечном профиле. Центральное светлое пространство гипостильного зала имело большую высоту, более развитые колонны больший интерколумний. Боковые пространства гипостильного зала были ниже, темнее и более затеснены колоннами. Базиликальный разрез, впервые появившийся в Древнем Египте, получил в дальнейшем значительное развитие.

Вся эта сложная глубинная композиция была обусловлена требованиями торжественных религиозных церемоний. В четких разграничениях монументально оформленных помещений резко подчеркивалась структура египетского общества с его неравенством классов, так как во внутренние части храма допускались только представители привилегированной верхушки. Благодаря узким дверям и большому их количеству по длине храма, святилище становилось как бы таинственно-недоступным. Усиливающееся затемнение и сужение объемов еще более повышали религиозно-мистическое настроение молящихся. Слабое мерцание священной барки при свете факелов в глубине храма должно было производить сильное впечатление.

Орнаментика. Орнаментика (табл. 71), игравшая большую роль в египетских сооружениях, имела символическое и магическое значение. К наиболее распространенным изображениям относятся солнечный диск и коршун с распростертыми крыльями (табл. 71, фиг. 4), служивший символом покровительства. Часто употреблялись также орнаменты в виде спиралей и ряда уреев (змей) — символ власти фараона. Из религиозных символов наиболее почитаемым был скарабей (священный жук) — эмблема воскресения.

 

 

 

 

 

www.historicus.ru

Особенности архитектуры Древнего Египта - Легкое дело

Основная растительность для строительства – пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Поэтому основным строительным материалом был камень.

Каменная архитектура Древнего Египта в первую очередь служила потребностям религии. Дворцы, жилые дома строились из легких и недол­говечных материалов. Из камня возводились только храмы богов и комп­лексы гробниц, причем строились они на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения дошли до наших дней, выдержав ис­пытание временем. Именно в Египте начинается история архитектуры. До сих пор великое множество туристов приезжает посмотреть на египетские пирамиды. Не даром они названы одним из семи чудес света. Тайны египетских пирамид будоражат воображение. Ученые до сих пор открывают всё новые удивительные свойства пирамид .

За эти не поддающиеся настоящему осознанию долгие тысячелетия истории Древнего Египта невозможно установить точные археологические даты установить невозможно, поэтому при настоящем состоянии наших знаний памятники архитектуры Египта приходится классифицировать в порядке следования современных им династий. Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении сооружений наиболее сохранившихся – религиозных памятников.

Архитектуру Древнего Египта обычно разделяют на 5 периодов:

Века сменялись веками. Каждый новый период приносил значительные перемены в архитектуре. То сооружались громадные пирамиды, то гробницы и скальные храмы, имевшие только внутренние объемы. Однако, в целом, древнеегипетская архитектура отличалась однообразием. Есть черты, которые оставаясь неизменными, прошли через все этапы развития древнеегипетской архитектуры. Есть примеры, когда в Египте одни и те же вещи изготовлялись одним и тем же способом, начиная с ранних династий и кончая периодом римского владычества, то есть на протяжении целых 3500 лет.

Однообразие методов строительства объясняется также и географической изоляцией Египта от других цивилизованных стран, где жили искусные строители, а это лишило египетских зодчих столь необходимой в этом деле конкуренции в архитектуре.

На протяжении веков сложились отличительные черты архитектуры Древнего Египта:

  • строгая симметрия,
  • геометризм форм,
  • ритмическое повторение идентичных образов,
  • тяжесть,
  • огромные размеры,
  • грандиозность,
  • величие.

Монументальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.

Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурной композиции: геометризмом формы, лаконизмом, величественным спокойствием, отсутствием декора. Покрывающие всю её наружную поверхность гладкие полированные плиты известняка создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в величественности пропорций, грандиозности их размеров, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения.

Древнеегипетская архитектура отличается исключительной условностью. Для неё характерна своеобразная система символов. Типы сооружений:

Характерной особенностью архитектуры Древнего Египта была галерея (коридор). Большие колонные залы и дворы были галерейного типа, об этом свидетельствуют направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. Расположение и смежность отдельных помеще­ний соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной.

Начиная со святилища, в архитектуре храмо­вых сооружений Древнего Египта, от входа, комнаты и залы становились все более просторными, увеличивался объем помещений, высота потолков возрастала. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. Противоположной концепцией египтяне пользовались при строительстве пирамид. Центральная планировка сооружения представляет редкое исключение.

В египетских сооружениях того времени камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке, перед укладкой камня египтяне кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Впоследствии этим приемом пользовались греки.

Внешние формы построек были очень простыми: наклонные и прямосторонние пирамиды и призмы. Окна не были характерным элементом для построек древних египтян, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.

Как следствие простоты архитектурных форм, поверхности зданий снаружи и изнутри были плоскими и ровными. Это однообразие и геометрическую замкну­тость, присущие египетской архитек­туре, смягчали многочисленные настенные росписи, тексты и барельефы.

Мотивы украшений зданий в Египте символичны, так например – солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра, или скарабей, священный жук. Также часто встречаются заросли папируса, пальмовые листы, цветы лотоса. Иероглифы в настенных текстах использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить богов, которым поклонялись, исторические события, войны, которые велись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

http://www.smirnova-tatjana.ru

legkoe-delo.ru

28. Особенности религии Древнего Египта. Архитектура и изобразительное искусство.

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV Тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).

Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн. каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в21 ми Юмв обхвате, а капитель — 15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток.

Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище.

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальное являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

it-iatu.ru