История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономическая мысль древней Индии. Экономические мысли древней индии


Экономическая мысль Древней Индии. Татарников Е.А. История экономических учений

  •   1C
  •   Аграрное право
  •   Адвокатура
  •   Административное право
  •   Анализ
  •   Английский язык
  •   Антикризисное управление
  •   Арбитражный процесс
  •   Аудит
  •   Банковское дело
  •   Банковское право
  •   Безопасность жизнедеятельности
  •   Бизнес
  •   Бухгалтерская отчетность
  •   Бухгалтерский учет
  •   Бухгалтерский учёт, аудит
  •   Бюджетная система
  •   Бюджетное право
  •   Бюджетный учет
  •   Внешнеэкономическая деятельность
  •   Высшая математика
  •   География
  •   Государственное и муниципальное управление
  •   Гражданское право
  •   Гражданское процессуальное право
  •   Гуманитарные дисциплины
  •   Деньги, кредит, банки
  •   Договорное право
  •   Естествознание
  •   Жилищное право
  •   Земельное право
  •   Инвестиции
  •   Инновации
  •   Информатика
  •   Информационное право
  •   История
  •   История государства и права зарубежных стран
  •   История государства и права России
  •   История политических и правовых учений
  •   История экономики
  •   История экономических учений
  •   Комментарии к нормативным актам
  •  

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Экономическая мысль древней Индии

Особенности Индии является раннее деление населения на касты. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.

Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей.

Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка; дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом.

В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям- охрану подданных; вайшиям- пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры- только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".

Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг, потому что они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир". Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар "более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого собственности", а "низшие заняли бы место высших", таким образом "все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и, подобно волку, вырывает добычу.

Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

Российская экономическая мысль советского периода

20- е годы можно назвать "золотым десятилетием" российской экономической науки. Экономисты в 20-е г. решали задачу обоснования НЭПа , разрабатывали модели модернизации народнохозяйственного механизма. На первое место по практической значимости вышли проблемы рынка и товарно-денежных отношений. В этот период часть советских экономистов находилась под влиянием принципов "военного коммунизма", взглядов К. Маркса по данной проблеме. Многие партийные деятели и экономисты не сразу поняли смысл новой экономической политики и рассматривали её как отступление от варианта более быстрого перехода к социализму.

С конца 20-х гг. в результате сворачивания НЭПа усиливается влияние политического фактора в экономической науке. Переход экономической науки к новому состоянию, характеризующемуся падением уровня теоретических исследований, привело к утверждению партийного монополизма в науке 30-40-е г. Ещё одной чертой этого периода была усиливающаяся самоизоляция отечественной науки от зарубежной экономической мысли.

Первый этап развития экономической мысли в нашей стране связан с разработками проблем перехода к новому общественному строю. Это был самый драматичный, представленный различными школами и идеями период в развитии отечественной экономической науки. Основные его особенности состоят в следующем.

Во-первых, началось формирование экономической концепции строительства социализма. При этом речь не шла о разработке методологически безупречного целостного учения. Осмысливались и изучались, прежде всего, проблемы очередных экономических мероприятий новой власти. В силу этого почти все проблемы носили дискуссионный характер, предлагались различные пути их решения.

Во-вторых, развернулась теоретико-идеологическая борьба между представителями марксистской и немарксистской экономической мысли, а также среди самих приверженцев марксизма. Причем огромный накал классового противостояния привел к тому, что в этой борьбе для доказательства своей правоты большевики чаще использовали политические инструменты, чем теоретические и практические аргументы. В результате глубокие разработки многих проблем, проделанные учеными немарксистского направления, оказались невостребованными и на долгое время были преданы забвению.

С 1917 до конца 30-х годов советские экономисты исследовали огромный круг экономических проблем, среди которых наиболее значительными были следующие:

пути и формы строительства социалистической экономики;

экономическая роль государства;

товарно-денежные отношения; народнохозяйственное планирование; индустриализация народного хозяйства;

аграрные отношения и кооперирование сельскохозяйственного производства.

Н.Д. Кондратьев установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождавших большие циклы. Так, например, повышательная волна начинается тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в радикальное обновление техники и создание новых технологий. В какой-то момент темп накопления капитала уменьшается, что ведёт к перелому в динамике развития. В период понижательной волны происходят накопление свободного капитала и рост усилий по совершенствованию техники, что создаёт предпосылки для нового подъёма.

В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (кризиса 1929-1933). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений мировой науки. С тех пор эти циклы называют "циклами Кондратьева" наряду с трёхлетними циклами Китчина , десятилетними циклами Жюгляра .

В СССР его концепция не была по достоинству оценена в силу расхождения её с официальной доктриной общего кризиса капитализма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ : История экономических учений Татарников Е.А. : Экономика и финансы

Экономическая мысль Древней Индии нашла воплощение в древнейших памятниках – ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний (I тысячелетие до н. э.). К этому же времени относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махаб-харата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая – о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», которые содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н. э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагались обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат »Артхашаст-ра» (автор – брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.)). «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны.

Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии.

Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т. д. В нем подробно описывается состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Трактат уделяет большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального строя. Основными целями политики государства являются пополнение казны с помощью налогов и борьба с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене, неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства составляет учение о торговле. «Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений.

Экономическая мысль Древней Индии нашла воплощение в древнейших памятниках – ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний (I тысячелетие до н. э.). К этому же времени относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махаб-харата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая – о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», которые содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н. э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагались обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат »Артхашаст-ра» (автор – брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.)). «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны.

Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии.

Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т. д. В нем подробно описывается состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Трактат уделяет большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального строя. Основными целями политики государства являются пополнение казны с помощью налогов и борьба с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене, неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства составляет учение о торговле. «Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений.

www.srinest.com

Экономическая мысль древней Индии

Экономическая мысль древней Индии      

Особенности Индии  является раннее деление населения  на касты(деление на род,поисхождение). Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.    

Наиболее яркое  выражение экономическая мысль  нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей.    

Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев  превращения человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка; дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом.    

В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям- охрану подданных; вайшиям- пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры- только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".    

Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру  выполнять свой долг, потому что  они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир". Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар "более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого собственности", а "низшие заняли бы место высших", таким образом "все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и, подобно волку, вырывает добычу.    

Экономическая мысль  Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое  вмешательство государства в  хозяйственную жизнь. На царя возлагалось  дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

Городское общество: роль государства

Принято считать, что общество Древней Индии не стремилось к обладанию материальными ценностями, и приходится признать, что брахманы, претендовавшие на моральную и духовную власть, восхваляли идеал строгости и отказа от собственности. Но мы видим, что на практике этот идеал не всегда реализовы-вался. Действительно, индийская классическая литература изображает индийское общество как общество успешных людей. В ней не раз говорится о том, что бедность — это живая смерть, что служить кому-либо, чтобы заработать себе на жизнь, значит вести собачью жизнь, недостойную ариев. С эпохи «Ригведы», в которой содержатся многочисленные молитвы о богатстве, блага этого мира рассматривались как духовная цель обычного человека и даже как необходимое условие для процветающей и «цивилизованной» жизни. Аскет, добровольно освобождавшийся от своего имущества, являл дух отречения, который вызывал к нему глубочайшее уважение. Таким образом он показывал свою духовную эволюцию и становился на путь спасения, мокши — четвертой, и последней, цели существования. Но аскетическая жизнь была чужда обычному человеку, и в течение второго из четырех теоретических этапов жизни он должен был создать семью, нажить состояние и потратить часть его на удовольствия этой жизни. Таким образом, идеал Древней Индии хотя и отличался от западного, не исключал стремления к накоплению богатства. Существовал привилегированный класс, представители которого любили роскошь и удовольствия, были богатые торговцы, владевшие мелкими процветавшими предприятиями, которые, без сомнения, уважались меньше брахманов и воинов, но тем не менее занимали почетное место в обществе.

Индийская промышленность главным образом основывалась на кустарном производстве, но в некоторых  центрах развивались крупные  предприятия, где использовался  труд наемных работников: в эпоху Маурьев государство владело не только прядильными и ткацкими мастерскими, но также мастерскими по изготовлению вооружения и военного обмундирования. Государство являлось владельцем шахт. Экономическая система в эпоху Маурьев представляла нечто вроде государственного социализма. Между тем достаточно широкое поле деятельности было предоставлено независимым ремесленникам и торговцам. Некоторые, подобно упоминаемому в джайнских текстах Саддалапутту, были настолько богаты, что владели несколькими сотнями гончарных мастерских и флотилиями кораблей. Эти были настоящие «промышленники», производившие товары для широкого рынка, но так или иначе речь идет о довольно редких случаях.

Мелкие ремесленники продавали часть своей продукции  с порога собственной мастерской. Обычно все ремесленные и торговые корпорации были сосредоточены на особом базаре или улице, где каждый ремесленник располагал мастерской, лавочкой и жильем. Согласно Мегасфену, чье свидетельство подтверждает «Артхашастра», цены на товары в эпоху Маурьев устанавливались служащими, осуществлявшими контроль над рынками. «Артхашастра» сообщает, что эти чиновники могли стабилизировать цены, делая массовые закупки, когда те или иные товары первой необходимости были в избытке и стоили ниже себестоимости, и, напротив, выпуская на рынок запасы из правительственных складов, когда обнаруживалась их нехватка. У нас нет неопровержимых доказательств существования такой практики, но удивительна уже сама по себе идея, напоминающая проект, разработанный спустя две тысячи лет Организацией Объединенных Наций.

Города

По крайней  мере в течение двух тысячелетий  деревня была единственным типом  оседлых поселений, и после возникновения  городов ее значение не уменьшилось. Первые города возникли благодаря исключительным условиям, сложившимся в бассейне Инда. После их разрушения городская цивилизация появилась вновь уже только в первом тысячелетии до нашей эры в долине Ганга. На севере Индии во времена Будды возникло несколько маленьких населенных городов, таких как Каши, современный Варанаси (Бенарес), Каушамби, Раджагриха, названия которых сохранились в литературе. Но раскопки дали сведения только о некоторых из них. Мы знаем, что Раджагриха была защищена широкой оградой (приблизительно сорок километров длиной), внутри которой оказывались не только дома, но также парки и поля. Позже территория городов значительно увеличилась. Паталипутра, Удджайн, затем Канаудж, Канчи, Мадурай и другие, а также некоторые порты страны тамилов или Саураш-тры занимали большую площадь. В конце нашего периода Виджаянагар, по сведениям португальского путешественника Пае-са, насчитывал сто тысяч домов и был больше, чем Рим. Некоторые из этих городов расширялись благодаря росту числа мелких предприятий, другим (Таксила или Удджайн) благоприятствовало расположение на переселении торговых путей, третьи были обязаны своим развитием наличию храмов или монастырей, как это было в средневековой Европе. Новые города основывались царями, и «Артхашастра» детально описывает план царских резиденций, образующих четырехугольник с дворцом и главными храмами в центре и разделенных на кварталы пересекающимися под прямым углом улицами, как в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Финансы

В экономике, долгое время основанной на обмене, деньги в качестве главного средства обмена стали использоваться достаточно поздно — в эпоху Будды. Мы не можем с уверенностью сказать, что применение денег пришло с Запада, хотя наиболее раннее упоминание о серебряной монете встречается в текстах времен империи Ахеменидов. Персия была первой большой империей, начавшей чеканить монеты, и некоторое время она контролировала Пенджаб. Ахеменидские правители заимствовали использование монет у Лидии и греческих колоний в Малой Азии, которые сами переняли их одним-двумя веками ранее. Более чем вероятно, что Индия в свою очередь заимствовала деньги у персов, поскольку одно из наиболее древних индийских слов, обозначающих монету, «карша», употреблявшееся также в значении маленькой единицы веса, имеет персидское происхождение.

Первые индийские монеты были серебряными или бронзовыми, неодинаковой формы, но постоянного веса. На них не было надписей, но имелось несколько вытесненных знаков, значение которых не установлено; вероятно, это были эмблемы царей, которые чеканили монеты и осуществляли контроль над служащими и торговцами. Только начиная со II в. до н. э. стали появляться монеты с надписями. Самые древние золотые монеты, дошедшие до нас, за исключением одного или двух редчайших образцов, — это монеты Вимы Кадфиза (I в. н. э.). Помимо трех названных металлов для чеканки монет использовали различные сплавы, а иногда и другие металлы. Некоторые греко-бактрий-ские цари чеканили монеты из никеля, а цари Сатавахана в Декане использовали свинец. Мелкие покупки оплачивались ракушками каури, которые оставались главной валютой во многих регионах Индии до недавней эпохи.

Официального  курса не существовало, и монеты зачастую были в ходу и за пределами  государств, которые их выпускали. Некоторые  крупные династии, например Палы в  Бенгалии, вместо того чтобы заниматься регулярным выпуском собственных денег, использовали монеты других государств. Обращение монет происходило медленнее, чем в наши дни, и иногда они были в ходу веками; так, в «Путешествии по Эритрейскому морю» — греческом тексте V в. н. э., — сказано, что монеты Менандра, правившего в Пенджабе двумя веками ранее, все еще использовались по крайней мере в порту Баригазы (Бхарукаччха, современный Броч, в устье Нармады), более чем в восьмистах километрах от государства, где они были отчеканены. Свободное хождение имели иностранные монеты. На северо-западе это были афинская драхма и местные аналоги, находившиеся в обращении до завоевания Александра, а также ахеменидские, селевкидские, парфянские, римские, сасанидские и арабские монеты, использовавшиеся в различные эпохи. На юге были обнаружены многочисленные «клады» римских монет, датируемые эпохой империи.

Занятие ростовщичеством  не вызывало осуждения со стороны  индийских моралистов. Давать ссуды  под проценты не могли только брахманы. Вспомним, что такое отношение не было характерно ни для средневекового христианства, ни для ислама. Даже в «Ригведе» затрагивается проблема задолженности, а более древняя дхарма-сутра устанавливает процент ссуды и узаконивает меры, касающиеся долговых обязательств и залогов. Справедливая процентная ставка равнялась в основном 1,25 % в месяц или 15 % в год, но на практике она нередко была намного выше. Ману и некоторые другие законодатели устанавливают для ссуд без обеспечения процентную ставку, размер которой зависел от касты должника: 24 % для брахмана, 36 % для кшатрия, 48 % для вайшьи и 60 % для шудры. «Артхашастра» указывает наряду со «справедливой ставкой» три другие, назначение которых до конца не ясно, но которые, очевидно, распространялись на краткосрочные займы для коммерческих операций: обычный коммерческий процент (5 % в месяц), процент для товаров, перевозимых караванами (10 %) и морским путем (20 %). Эти ставки, составлявшие значительный процент — соответственно 60, 120 и 240 % в год, — дают представление о коммерческом риске и прибыли в Древней Индии.

«Артхашастра» и другие юридические тексты предоставляют  информацию об условиях погашения долговых обязательств, которые выглядят весьма либеральными. Выплата процентов  прекращалась, когда общая сумма  выплаченных процентов приближалась к сумме самого займа. Ссуды под залог были беспроцентными, если, например, залогом долгового обязательства являлось вьючное животное. Мужья выступали гарантами долговых обязательств своих жен, но те в свою очередь не могли быть поручителями мужей. Поздние юридические тексты между тем предусматривают многочисленные исключения и иногда аннулируют существующие установления. Должники могли попасть в тюрьму или в подчинение к своим кредиторам до погашения долга. Были даже случаи, когда должники, преследуемые своими кредиторами, совершали самоубийство. Огромные расходы, требовавшиеся на проведение индуистских семейных обрядов, периодические неурожаи, необходимость обеспечить приданым дочерей и другие факторы заставляли наименее обеспеченных влезать в долги, а кредиторы подчас занимали очень твердую позицию, — все как в настоящее время.

Мы уже  говорили, что корпорации купцов принимали  вклады и предоставляли ссуды, выполняя, таким образом, роль банков. Царь или  его наместник могли обеспечить крестьян средствами в случае неурожая или чтобы стимулировать окультуривание свободных земель и развитие системы орошения. Крупные храмы тоже иногда выполняли банковские функции, а на юге ссуды крестьянам предоставлялись деревенскими властями. Кроме этого, существовало множество профессиональных банкиров и ростовщиков.

stud24.ru