История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Заупокойный культ в Древнем Египте. Заупокойный культ древних египтян


Заупокойный культ. Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта

Заупокойный культ

В культуре Древнего Египта посмертное бытие считалось наиболее важной частью существования, и потому заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения должен был думать о своем посмертии. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц и строил собственную. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую гробницу он себе построил. Не было, наверное, в мире народа, более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Крайне запутанной была сама система представлений о загробной жизни. Сразу после смерти человека родственники несли тело в храм, где его длительное время бальзамировали. Все внутренние органы при этом убирались, а сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в специальном сосуде — оно должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян, человек может получить воскрешение только в том случае, если его тело останется в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай, если тело погибнет: они должны были стать заменой мумии и жилищем для души умершего. Затем изготавливались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами покойного в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле мумии клали оружие, орудия труда, посуду — все, что могло понадобиться в будущей жизни.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли там пищу, письма, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим покойным родственникам почти как к живым людям. Так, один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить его от преследования, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.

Однако для благополучной жизни после смерти одного соблюдения родственниками всех обрядов было недостаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ему затем положат в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: «Я превосходен… любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошее и повторял желаемое. Я никогда не сказал ничего плохого о ком-либо из высших правителей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца». И так далее, и тому подобное. Мало что из этого было истиной, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и приврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина, произносились специальные магические заклинания.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечает за особый грех. Покойник произносит речь, в которой утверждает, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: «Я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не заставлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах». Для того чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, он называет имена всех 42 существ, и они не могут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце. Если человек совершил больше хороших дел, он попадает в загробный мир; если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играют роли общественное положение человека и богатство — имеют значение только его дела.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.3 Заупокойный культ. Заупокойный культ в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Буддизм і сучасне мислення

4. Культ у буддизмі

Для своїх прихильників Будда встановив певні правила поведінки, які стали стрижнем їхньої релігійної практики та того культу, що згодом утвердився у буддизмі...

Джайнизм: основные направления и вероучения

2.3 Культ

В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий: - Ритуалы мирян; - Ритуалы монахов и аскетов; - Храмовые ритуалы. 1...

Ложность и противоречия псевдохристианских культов

1.3 Культ

С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе...

Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья

4. Культ

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. В храме Урука богов кормили два раза в день (утром и вечером)...

Ранние китайские религии

1.1 Культ Шан Ди

Как известно, могущественные боги возникают в период становления государства, когда возникает сильная центральная власть. Это было «закономерное отражение» в мире богов того, что происходило на земле...

Ранние китайские религии

1.2 Культ Неба

В XI веке до н.э. (с 1027 года) в эпоху династии Чжоу, распространявшей свою власть на большую часть территории бассейна реки Хуанхэ, культ Шан Ди постепенно оттесняется на задний план, а на его место выдвигается культ Неба. В представлениях чжоусцев...

Религиозный культ

1. Христианский культ

Говоря о христианском богослужебном каноне, необходимо иметь в виду, что единого такого канона не существует. В разных церквах имеются свои установления относительно проведения тех или иных обрядов...

Религиозный культ

2. Мусульманский культ

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний...

Религиозный культ

3. Иудейский культ

Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники. Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва...

Религиозный культ

4. Культ в буддизме

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи...

Религия древнего Египта

Глава 2. КУЛЬТ

Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, поэтому божество независимо от своего пребывания где-то во вселенной должно было иметь свой земной дом. Местное...

Религия древних майя

3.3 Культ предков

Среди наименее изученных к настоящему времени проблем религии майя находится, безусловно, проблема культа предков. Культ предков на уровне простой земледельческой общины хорошо описан этнографами для майя-чорти...

Религия Китая. Даосизм

2.2 Культ даосизма

Даосская религия имеет свои храмы, свои священные книги, своих служителей-жрецов. Даосские жрецы разделяются на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоит верховный жрец, или патриарх, называемый тянь-ши («небесный учитель»)...

Стародавні релігії

1.3 Культ померлих

Єгиптяни вважали, що сутність людини являє собою єдність тіла, душі (ка, ба), імені і тіні. Це уявлення формувало певний світогляд і світосприйняття давніх єгиптян. Так, памятники давньоєгипетської архітектури правили перш за все за усипальниці...

Стародавні релігії

2.2 Грецький культ

Релігія давніх греків була міцно повязана з державою. Народні збори відкривалися жертвоприношеннями. Оратори зверталися на початку свого слова до богів-покровителів. При цьому міцно організований стан жерців був відсутній...

rel.bobrodobro.ru

1.1 Представление о загробной жизни. Заупокойный культ Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Вероучение православного христианства

5. Цель жизни человека

По учению Отцов Восточной Церкви, цель земной временной и вечной небесной жизни человека есть "обожение", то есть всецелое уподобление Богу и единение с Ним. Или избрание добра...

Заупокойный культ Древнего Египта

Глава 1 Представление египтян о загробном мире

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной жизни. По представлениям, загробная жизнь человека существует в двух формах - это душа и жизненная сила. Жизненная сила обитает в гробнице...

История ислама

4. Ислам как образ жизни

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество...

История иудаизма

2. Представление человека в иудаизме

Танах вводит представление о человеке уже в первых главах Торы -- как часть рассказа о Творении. Характерно, что сначала Танах дает нам общее представление о самой природе человека, о его сущности...

История иудаизма

2.1 Представление о человеке как о личности

Рационализм стремится достичь общей математической истины, в которой исчезают все личные наклонности человека. В растворении индивидуальности рационализм видит высшее проявление человеческой самореализации...

Мировые религии. Буддизм

Три Качества Жизни

Все составные вещи непостоянны (аничча), неудовлетворительны (дуккха), и бессамостны (анатта). Эти три аспекта называются Три Качества или Три Признака Жизни, потому что все составные вещи управляются этими тремя. Аничча означает временное...

Мифология древних славян

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗЕМНОМ УСТРОЕНИИ

Известия летописей, находки археологов, записи старинных поверий и обычаев позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян...

Мифология человека

1. Мифы о жизни человека

Мифология, основанная на «оживотворении» всего существа, предполагает жизнь в любых проявлениях. Жизнью наполнены первоначально известные «живительные» и «мертвящие» её начала: берегини и упыри. Жизнь - в космосе, в земле, в воде...

Нравственные проблемы семьи и общества в трудах Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Выбор спутника жизни

брак целомудрие христианский неверие Любой верующий молодой человек рано или поздно становится перед выбором: создавать семью или принимать иноческие обеты. Выбор для многих сложен. Архимандрит Иоанн советует: «Не планируй сейчас свою жизнь...

Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья

6. Представления о загробной жизни

Представления о загробной жизни были в вавилонской религии весьма смутны. По господствовавшим поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала...

Психология человека в Исламе

3. Молитва в жизни мусульманина.

Молитва, будучи вторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочета-нии с ними...

Религиозно-философская интерпретация смерти в античной литературе

2. Философская концептуализация загробной жизни в античности

...

Религия древних майя

3.4 Представления о загробной жизни

Народ майя верил, что для души уготовлено большое количество разновидностей ада и рая. Как и другие древние народности, индейцы Южной Америки старались придерживаться известных им истин не вникая в суть неизведанного...

Семьи богов древнего Египта

2.1 Представление египтян о божестве

В Египте было не менее пяти тысяч божеств. Дошедшее до нас число имен египетских божеств действительно огромно, но лишь о немногих из них сохранились какие-то сведения...

Шаманизм - древняя религия бурят

1. Представление о шаманизме

Бурятский шаманизм одна из форм религии, составляющая сложное структурное образование: представление о сверхъестественных силах, обрядовый комплекс, религиозную организацию в лице шаманов, психологический настрой...

rel.bobrodobro.ru

Заупокойный культ в Древнем Египте

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду. <a href="http://drevnijmir.ru/civ/civ5.php"> Древний Египет </a>

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Религия Месопотамии

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Происхождение и развитие

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата долгое время существовало множество самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся общественная жизнь такого города-государства концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

С возникновением крупных государственных образований сформировался единый пантеон богов, однако он недолго оставался стабильным. Во главе пантеона каждого царства как правило стоял бог-покровитель столицы – города, подчинившего себе окрестные города-государства. Однако с угасанием одного центра и возвышением другого главное божество пантеона менялось. В запутанной генеалогии богов можно увидеть следы борьбы за власть между политическими центрами Междуречья.

Пантеон

Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были бог неба Ану и богиня земли Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей. Эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых менялась с течением времени в зависимости от смены династий правителей. Постепенно развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны. Большинство их имен известно только из специально составлявшихся списков богов.

Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона. Из множества мелких местных божеств выделилось несколько главных, повсеместно известных и почитаемых. Сложилась и определенная иерархия – на место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель ВавилонаМардук.

Главными божествами были также Шамаш(шумерский Уту) и Син (шумерский Нанна) – боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба божества почитались в продолжение всей истории месопотамской цивилизации. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Помимо главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Иштар отождествлялась с планетой Венера. Под разными именами: Иннин, Астрата, Аштар, Эстер – богиня Иштар была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье. Впервые культ богини Иштар возник у шумеров примерно в третьем тысячелетии до Р. Х. Некоторые ученые полагают, что именно к Иштар восходит образ греческой богини любви Афродиты.

Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду'узу (Таммузу). Его имя означает "молодая ветвь, поросль". По одной версии, он получил это имя от названия четвертого вавилонского месяца весеннего равноденствия, по другой, наоборот, месяц был назван в честь божества. В древневавилонских надписях он обычно упоминается вместе с Шамашем. Один правитель, живший около 2300 г. до Р. Х., называет себя "царем справедливости, которого любят боги Шамаш и Таммуз". Это указывает на то, что Таммуз – солнечное божество. По мнению ряда исследователей, Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности, которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя. В одной песне о Таммузе говорится, что он сошел в преисподнюю в том месяце, в котором срок его жизни еще не был завершен. С ним вместе умирает и цветущая весенняя растительность. Царство мертвых берет его себе, но оно не в силах его удержать. Он, подобно египетскому Осирису, становится царем мира мертвых, разрывающим узы смерти. Как бог подземного мира, он сам по себе есть бог растительности, и когда он, покинув царство мертвых, снова прорастает в виде растений, это символизирует возвращение на землю бога весны и явление весеннего солнца.

Со II тысячелетия до Р. Х. в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их считали олицетворениями божественных страстей и подвигов.

Мифология

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

В непосредственной связи с культом Таммуза и его оплакиванием находится вавилонская заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых. Таммуз и Иштар постоянно соединены вместе – богиня вечерней звезды и плодородия и бог весенней растительности. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом. Когда Издубар упрекает Иштар за ее гибельные любовные интриги, то он высказывает ей: "Ты причина того, что Таммуз, супруг твоей юности, ежегодно оплакивается". Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар". По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза.

В сказании о нисхождении Иштар в ад заключается и заклинательная молитва. Судя по окончанию, впрочем, испорченному временем и трудно понимаемому, все оно в целом составе представляет собою чин богослужения, посвященного жертвоприношению за умерших, совершавшемуся в праздник Таммуза в связи с церемониями его оплакивания. Жрец, приносивший жертву, прочитывал историю Иштар, которая ищет в подземном мире потерянного супруга и освобождает его оттуда. Богослужебные обряды заканчиваются принесением в жертву Таммузу напитка во благо теням умерших.

Содержание самого хождения Иштар заключается в следующем: дочь Сина Иштар нисходит в подземный мир для того, чтобы получить там воду жизни, посредством которой она могла бы воскресить умершего Таммуза. С угрозами требует она, чтобы ее впустили. Она проходит через семь дверей, оставляя у каждой часть одежды, и наконец нагая достигает царства богини Аллату, где, согласно первобытному закону этого царства, и она должна быть удержана безвозвратно. Аллату приходит в ужас от ее появления. Может быть, требование Иштар возбуждает ее гнев, а может быть, сама будучи богиней плодородия, Аллату ужасается того вреда, который может произойти от отсутствия Иштар на земле, где, пока она остается в аду, прекращается всякое размножение и рост. В большом смущении от этого боги собираются на совет. Созданный богом Эа слуга богов, имя которого "Свет его светит", посылается к Аллату. Посредством хитрости добывает он воду жизни, и Аллату в слепой ярости свирепствует напрасно: она должна освободить обоих богов, Таммуза и Иштар. Из этого рассказа не видно, какова была причина смерти Таммуза, но в эпосе Издубара говорится, что причиной этой была дикая, чувственная страсть Иштар, соединенная с жестоким наслаждением, доставляемым ей умерщвлением любовников, которыми она пресытилась.

В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

Представления о загробной жизни

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте. В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни (например, Эпос о Гильгамеше). В египетской литературе, напротив, нет ни одного произведения, посвященного этой теме, что объясняется четкими представлениями египтян о бессмертии души.

Подобно другим древним народам, шумеры, аккадцы и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью.

Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

Культ

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. В храме Урука богов кормили два раза в день (утром и вечером). Подавали два блюда: "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд отражает обычаи вавилонского двора. Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю. Еда для жрецов шла отдельно. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним столом с ним никогда не сидели. Главным моментом в жертвенной трапезе был акт поглощения пищи – идол питался, глядя на нее. Бога, "поглощающего пищу", скрывали занавесями от людей, в том числе и жрецов.

Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. При этом божество определялось не столько по деталям лица, сколько по одежде и прочим атрибутам. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах.

Для месопотамской религии характерно также наличие предметов поклонения – символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку(коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.

На жрецах лежала обязанность использовать культ божеств в интересах общины (например, при атаке врагов на город, возвещали о том, что он находится под защитой бога-покровителя, что придавало храбрости и укрепляло дух его жителей).

Религия Месопотамии вообще была почти исключительно общественным явлением. Лишь царь или верховный жрец мог получать определенные сообщения от божеств, но частному лицу не полагалось общаться с божеством даже во сне. Вследствие этого требования религии к частному лицу были чрезвычайно незначительными: молитвы, посты и разного рода ограничения и табу накладывались лишь на царя, как на верховного жреца государства.

Общественные религиозные действия, такие как шествия и праздники представляли единственную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церемониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

В то же время, в религии древнего Междуречья было широко распространено колдовство и различные виды гаданий. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу("сожжения"). Женщины-колдуньи изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т. д. и прокалывали их, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство. К ним, в частности, относились злые богини: Лилит и Лабарту. Если человек оскорбил таких богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных. Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу.

Месопотамия, судя по всему, является родиной астрологии. Именно здесь были наиболее распространены астральные божества. Изначально каждое небесное тело связывалось с тем или иным богом или богиней. Считалось, что их местонахождение на небосводе определяет судьбу человека.

Праздники

Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе, бывшем центром почитания этого божества. Одним из наиболее популярных праздников, широко распространенных по всей Месопотамии, был праздник Таммуза. В нем в качестве плакальщиц принимали участие жрицы, служащие Иштар. До нас дошло множество разнообразных песен-плачей о Таммузе, возникших в разных местах и в разные периоды.

Жречество

Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами (для четкого произнесения священных формул). Позднее появились разные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н. "святые девы" – затворницы, посвятившие себя божеству и "священные блудницы", отдававшие доход от проституции храму.

 

16. Религия Древней Индии (ведизм, брахманизм, индуизм)

Религии в Индии

Национальной религией Индии является индуизм.Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма, что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, культ буйвола, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргиастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древнихАриев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена -дравиды ипрото- дравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам -Ведам. Всего их четыре:

§ Ригведа — сборник гимнов богам;

§ Яджурведа — сборник жертвенных формул;

§ Сама-веда — сборник жертвенных песнопений;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ. Культурология. Древний Египет

Похожие главы из других работ:

Быт древних римлян

9. Культ мертвых

Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни...

Духовна культура трипільського населення України

2. Культ родючості

У населення трипільської культури був поширений культ родючості, тісно повязаний з основними галузями господарства. Він асоціювався з образом жінки-матері-прародительниці, що відбилося перш за все у пластиці...

Культ и культура

1.1 Культ природы

Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью...

Культ и культура

1.2 Культ общества

С возникновением цивилизации предметом почитания стало общество. Цивилизация возникла там, где была необходимость в изменении природной среды, но также и возможность этого изменения. Культ общества более близок человеку, чем культ природы...

Культ и культура

1.3 Культ личности

Культ общества в конечном итоге ниспровергается властью отдельной личности, т.е. сменяется культом личности. Это значит, что общество становится средством достижения целей, которые навязываются ему властью. Таким же средством...

Культ и культура

1.4 Культ в человеке

Развитие культуры представляет собой смену культов, которые рождаются человеком, чтобы позже быть ниспровергнутыми. Культ личности является логическим завершением цивилизации, после чего движение как бы обращается вспять. Это означает...

Культура древних цивилизаций Месопотамии

4. Культ и его особенности

Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища...

Культурология. Древний Египет

3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии...

Мифология и религия античности

2.3.1 Культ животных

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам...

Мифология и религия античности

2.3.2 Промысловый культ

У многих народов можно обнаружить промысловые культы - почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. К таким культам можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в пищу...

Мифология и религия античности

2.3.3 Культ растений

Кроме культа животных с тотемизмом тесно связан культ растений - фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека...

Мифология и религия античности

2.3.4 Культ предков

Культ предков является одним из наиболее выраженных анимистических культов (почитание душ умерших предков). Духам предков оказывают определенные почести, внимание, им иногда совершают жертвоприношения...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

1.2 Культ Осириса

Для пoлнoты изучения дaннoй тeмы нyжнo ocвeтить ocнoвныe этaпы cтaнoвлeния кyльтa Оcиpиca кaк владыки мёpтвыx и пкaзaть eгo ocoбeннocти и нa ocнoвe пpивeдённoгo мaтepиaлa cдeлaть выводы o влиянии этoгo кyльтa нa дpeвниx eгиптян, oтpaжённoгo пoзжe в иcкyccтвe Древнего Египтa...

Понятие культуры

Культура и культ

Формально под словом "культура" может подразумеваться решительно все, что возделывает или производит человек. Поэтому в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству...

Человек в конфуцианской модели культуры

3.2 КОНФУЦИАНСКИЙ КУЛЬТ ПРЕДКОВ И КУЛЬТ СЫНОВНЕЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ

Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи, а именно, конфуцианский культ предков и культ сыновней почтительности способствовали расцвету культа семьи и клана...

cult.bobrodobro.ru

Заупокойный культ и мифология древних египтян — реферат

Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого  сознания, как бы самостоятельным  существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. Поэтому во времена Нового царства, когда стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими, сердце в иных случаях могло стать опасным для человека свидетелем, дать неблагоприятные показания о его земной жизни. Как же было бороться против этого? На помощь приходила всемогущая магия. Тридцатая глава знаменитой «Книги мертвых» содержала магические заклинания, побуждающая сердца не свидетельствовать против умершего, которому суждено было предстать перед высшим судом богов в загробном мире. Во время мумификации иногда вкладывали искусственное сердце: скарабея с написанными на нем заклинаниями. Это должно было обеспечить умершему благоприятные показания сердца в загробном суде. (Цит. по  кн. 2, с.194].

Поскольку древних египтян  очень занимали вопросы смерти и  загробной жизни, некоторые боги были наделены особыми способностями, помогавшими им в этой сфере. Самым  важным божеством являлся Осирис, которому, начиная со времен Среднего царства, отводилась главная роль в заупокойных представлениях и погребальных обрядах. Осирис, первенец бога земли Геба и богини земли Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть от своего отца.[8,с.245].

Сначала он воспринимался  как умерший и возрожденный к  новой жизни. Воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С  его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнего Египта. [9, с.40].

У Осириса были тесные связи и с другими богами потустороннего мира. В Мемфисе его отождествляли с Сокаром, древним местным божеством мертвых, которого обычно изображали в виде сокола и считали покровителем мемфисского некрополя. [8,с.247].

Ни в одном дошедшем до нас египетском памятнике нет связного, последовательного изложения мифа об Осирисе; древнейшая и самая полная его версия известна нам из сочинения античного автора Плутарха (50 — 120 гг. н.э.). К другим источникам сведений об Осирисе относятся  «Тексты пирамид» и некоторые поздние храмовые надписи. [8, с.245].

Другие члены семейства  Осириса также играли определенную роль в заупокойном культе. Исида, жена Осириса, бала вселенской матерью-богиней  и обладала  репутацией великой  волшебницы. Она, как и Нефтида, Нейт и Селкит, охраняла тело умершего; названные боги стояли по углам саркофага, а Исида,кроме того, защищала печень умершего (особо почитаемый орган). Исида и ее сестра Нефтида были среди божеств главными защитниками умерших. Согласно одному из мифов, в результате союза Нефтиды и Осириса, (который по ошибке принял ее за Исиду) родился Бог Анубис. Особо почитаемый в Кинополе (Средний Египет), Анубис был великим богом и судьей в царстве мертвых до возвышения Осириса. Сначала он являлся повелителем в потустороннем мире, но затем у него появились и другие функции. Анубис забальзамировал и запеленал тело Осириса и после этого исполнял эту обязанность для всех умерших. Его изображали в виде шакала, и он стал покравителем бальзамировщиков. В потустороннем мире Анубис, кроме того, являлся хранителем весов, на которых взвешивали сердце умершего: он следил за их показаниями и сообщал о результатах суду богов. [8, с.247].

Дуат — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Старом царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису. [7].

В Додинастическом периоде  Дуат находился на небе, и по тогдашним  религиозным представлениям египтян души умерших вселялись в звезды, хотя немного позднее закрепилось представление о том, что бог Тот на серебряной ладье перевозит души в Дуат.  В Старом царстве считали, что Дуат находится в восточной части неба. И только вначале Среднего царства у египтян сформировалось представление о том, что Дуат – подземный мир. В «Текстах Пирамид» Дуат отождествлялся с Полями Иару. [7].

Согласно поверий древних  египтян, умершему после воскрешения  в загробной жизни предстояло пройти к царству Осириса через множество препятствий, среди которых были стражи. Чтобы благополучно преодолеть эти трудности, египтянин должен был при жизни выучить различные заклинания, которые оберегали бы его после смерти. Существовали различные амулеты (как, например, око Уаджит), охраняющие человека в загробном мире, а также литература, содержащая имена стражей, оберегающие заклинания и т.п., что должно было помочь умершему пройти все испытания. Пройдя испытания, умерший попадал на Суд Осириса, на котором определялось, попадёт ли он на Поля Иару, или его душа погибнет. [11].

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали  «ненормальностью». Страстное желание  бессмертия определило все мировоззрение  египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты — культурологи  считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как Египет. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле не могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединится со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продолжить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. [3,с.20].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Заупокойный культ  древних египтян.

Забота живых об умерших  и есть заупокойный культ умерших, отправляемый живыми. Культ умерших  у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. Культ умерших -это не обожествление умерших, а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в отношении умерших. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир.         [2, с.188].

С течением времени изменялись формы этого культа, обогащалось  его содержание, но оставалась незыблемой основа, полностью сложившаяся уже  во времена раннего Древнего царства. Умерший продолжает жить в могиле при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых - эта примитивная идея никогда не была оставлена египтянами, она лишь причудливо и порой противоречиво сочеталась с представлениями, возникшими позже. По этим более поздним представлениям, у умершего, продолжающего жизнь в могиле, помимо потребностей в пище и напитках возникает потребность выходить из могилы на дневной свет, взлетать на небо к богам и т. п. Эту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеческим глазом элемент, который может находиться в могиле, но может и удаляться из нее куда угодно. [2, с.189].

Эти воззрения египтян  часто фигурируют в текстах, что  не дает, однако, достаточных оснований  для определенных суждений о них, поскольку и у самих египтян не было достаточной ясности в вопросах заупокойного культа.[2, с.189].

Тесная взаимосвязь  похоронных обрядов и мифологии  объясняется тем обстоятельством, что целью человека после смерти представлялось обожествление. Эта идея также возникла после 2300 г. до н. э. [5,с.49].

Достойное удивления  строительство гробниц и развитие погребальных обрядов в Египте в  течении ΙΙΙ тысячелетия до н.э. - результат пространной разработки двух основных представлений. Первое — это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых и, напротив, сами подвергаться различным опасностям. Второе представление, - естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле. Чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно. Разработка этих основных представлений, ни одно из которых не предполагало, что человеческий дух или душа бессмертны, берет начало в царской резиденции. Употребление камня для постройки гробниц, глубокие погребальные камеры с их припасами, учреждения постоянных жертвоприношений и магических обрядов. Настенные изображения сцен повседневной жизни и похоронных церемоний, статуя или статуи покойных и другие обычаи, включая мумификацию, служили, быть может, единственной цели — умиротворить умерших и снабдить их на такое долгое время, как только возможно, тем, чем они пользовались в течении жизни. Поскольку эти погребальные обряды, дары и жертвы казались установленными навечно, постепенно развивалось представление о вечной жизни после смерти. Кроме того, гробница строилась в окрестностях пирамид. Пирамида была местопребыванием тела «великого бога»,  обожествленного и преображенного царя, поэтому в гробничных надписях выражалось желание, чтобы покойный, бывший верным слугой своему царю в течении жизни. Был милостиво принят вечным богом и получил разрешение «ходить по его божественным путям». Это тоже подразумевало вечную жизнь.[5,с.49].

Центром всего заупокойного культа являлась вера в загробную  жизнь. Хотя сначала это касалось лишь царя, к началу эпохи Среднего царства сложилось мнение, сто  на личное бессмертие могут рассчитывать все достойные люди. У представителей различных классов были до определенной степени разные представления о местонахождении загробного мира и о том, что их там ожидает, но все готовили для себя усыпальницу, которая бы не только защищала тело, но и являлась бы местом, где странствующий дух хозяина, вернувшись из своих скитаний, мог бы подкрепится от жертвенных даров. [8,с.225].

Поскольку именно гробница была жилищем умершего, очень важно  в самых общих чертах ознакомиться с разными типами египетских гробниц. Они видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.[2, с.196].

Для времени Раннего  Древнего царств установлено высокое  развитие культа умерших, но далеко не всех умерших — в основном царей  и придворной знати, а иногда и местной знати. [2, с.196].

Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы  служить последним убежищем для  усопшего фараона. В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу  в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. Древнейшая из известных нам пирамид — так называемая ступенчатая пирамида основателя ΙΙΙ династии Джосера. [2, с.198].

Ступенчатая пирамида в  Саккара, первое каменное сооружение в Египте, была сначала задумана как мастаба, но затем ее замысел претерпел ряд изменений, и в результате она обрела ступенчатую форму. [8,с.231].

Каждая пирамида обязательно  имела свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы  служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.[2, с.198].

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя —  окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи — кладбища сановников и вельмож.  Египтяне верили в то, что усыпальница является для духа домом, и в образе гробницы-мастабы это представление было доведено до своего логического завершения. Мастаба была превращена в настоящий дом — здесь были приемный покой, спальня и кладовые. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. слово, означающее «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров — вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» - якобы вход в мастаба. В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. [2, с.199, 8, с.226].

На исходе эпохи Среднего царства пирамида, как форма царской гробницы, исчезает. Со времени Нового царства, когда столица и резиденция фараонов перемещаются в Фивы, царскими усыпальницами становятся так называемые скальные гробницы — длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила, прямоугольные в сечении. В находящейся по близости Долине цариц в скальных гробницах были похоронены несколько цариц и царевен, гробницы же придворных были разбросаны на территории этого некрополя в нескольких местах. Стены усыпальниц были расписаны яркими, разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный потусторонний мир, созданный фантазией жрецов. Тексты религиозно-магического содержания, сопровождающие фрески, должны были обеспечить умершему повелителю страны вечную, счастливую жизнь в потустороннем мире, в обществе богов. Усыпальница царя обычно состояла из серии лестниц и коридоров, проходящих через один и более залов прямоугольной формы, которые спускались в зал с колоннами. В этом помещении находился саркофаг (каменный гроб),а в нем мумия усопшего.[2, с.202].

С древнейших времен саркофаги  и гробы использовали для защиты умерших. В додинастических и  раннединастических захоронениях встречаются  тростниковые маты и керамические гробы-ящики, но с 3400г.до.н.э., когда для членов царской семьи и знати начали возводить мастабы, в захоронениях появляются прямоугольные гробы. В эпоху Древнего царства в самых богатых захоронениях появляются каменные гробы (саркофаги). В период Среднего царства широкую популярность приобрели комплекты гробов, вложенных один в другой. [8,с.237].

 Гробницы, хозяева которых не являлись членами царской семьи, обычно состояли из открытого двора прямоугольной формы, позади которого находилась вырубленная в скале молельня перевернутой Т-образной формы. [2, с.202, 8,с.233].

Во всех гробницах  Древнего царства доминируют реалистические изображения земной жизни. Это подтверждает сделанный ранее вывод, что загробная  жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной и что это  продолжение жизни представлялось возможным лишь при участии живых с их заботами об умерших, проявлявшимися в ритуале — в создании гробницы, в мумификации умершего, в строгом соблюдении его заупокойного культа. Но это все было доступно лишь элите, правившей страной под главенством фараона. [2, с.201].

Во времена Древнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготовлена более привилегированная участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. Заботились прежде всего  о материальном благополучии фараона после смерти. Эта забота проявлялась не только в сооружении для него вполне надежной и внешне импозантной гробницы, но также в наиболее совершенных для того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре, который сопровождал фараона после смерти, в обрядах погребального ритуала, в заупокойных службах по фараону в заупокойном храме при той или иной пирамиде.  Службы заключались в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю Египта вечную жизнь и вечную обеспеченность.[2, с.204].

yaneuch.ru

Заупокойный культ в Древнем Египте.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботится о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержаться в «Книге мертвых», Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, Ожидавшие мертвых, и даются подробные советы как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», - должен был сказать праведный египтянин, - «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, с львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, что бы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 78 | Нарушение авторских прав

Культура и цивилизация | Основные западные концепции культуры. | Основные отечественные концепции культуры. | Специфика первобытной культуры. | Первобытная культура. | Цивилизации Древнего Востока | Цивилизация Древней Индии | Особенности формирования и развития китайской цивилизации и культуры. | Характеристика Шумерской цивилизации | Культура Древнего Египта. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.062 сек.)

mybiblioteka.su