Индия история — и наши дни. Путешествие по Индии. Золотой век древней индии
6. «Золотой век» Индии. История древней Индии
Похожие главы из других работ:
Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием
Новый поход Золотой Орды
В 1382 г. вновь появились полчища ордынцев на Руси. Их вел хан Тохтамыш. Дмитрий спешно отправился собирать новое ополчение, оставив в Москве своим наместником митрополита Киприана. Но Киприан уехал из Москвы в Тверь...
Выдающиеся личности династии Романовых
Золотой век Екатерины II
Екатерина II (21/04/1729 - 6/11/1796, императрица с 28/06/1762 по 6/11/1796) вступила не престол в результате дворцового переворота. Екатерина II стремилась упрочить самодержавие, устранив при этом влияние высшей аристократии и гвардии. Так, например, реформа сената...
Древнерусское государство (IX-начало XII вв)
1.2 «Золотой век» Киевской Руси
Эпоха расцвета Киевского государства пришлась на время княжения Владимира Святославовича (980--1015) и Ярослава Мудрого (1019--1054). В конце Х в. сложилась его территория, в первой половине XI в...
Духовная культура империи Джучидов: литература, искусство, научные знания
1. Литература Золотой Орды
Принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы...
Золотая Орда
Глава III. Право Золотой Орды
Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов - историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах...
Иван Грозный - герой или тиран?
3.2 Присоединения "осколков" Золотой орды
Основные усилия были направлены на присоединение Казанского и Астраханского ханств...
История Татарстана и социология межэтнических отношений
4. Булгары в период Золотой Орды
Улус Джучи (Золотая Орда) как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) существовал сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации - и достаточно незначительный...
Монголо-татарское иго на Руси
2. Могущество золотой орды
Батый основал огромное государство - Золотую Орду. Столица ее, Сарай, где жил сам хан, держа наготове шестисоттысячное войско, находилась в низовьях Волги. Много стран и народов подчинялось могущественному хану...
Роль монголо-татарского ига в развитии Руси
Глава 1. Могущество Золотой Орды
...
Роль монголо-татарского ига в развитии Руси
1.1 Образование Золотой Орды
На территории Евразии более двух веков существовало одно из сильнейших государств мира -- Золотая Орда. Потомки многочисленных народов Орды сегодня являются гражданами Российского государства и наследуют духовные традиции прошлого...
Роль монголо-татарского ига в развитии Руси
1.3 Экономика Золотой Орды
В государстве Золотая Орда преобладали степи, что непосредственно связывалось с основой ее экономики -- кочевым скотоводством. Северные и северо-восточные районы страны представляли собой лесостепную зону...
Российское дворянство XVIII-XIX вв
1.3 «Золотой век» дворянства при Екатерине II
В 1762г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. После указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной службы...
Русь и Орда
1. Образование золотой орды
За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских городов, в 1206г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курилтай (съезд), степной аристократии. Как это часто бывает в истории, вопрос, который он должен был решить...
Русь и Орда
2. Государственное устройство Золотой Орды
Прежде чем рассматривать государственное устройство Золотой Орды, нужно выяснить следующий существенный момент: как называлось это государство во времена его существования. Вопрос этот возникает потому...
Управление русскими землями в условиях ордынского ига
1. ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРОЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
В начале XIII века племена Монголии были объединены Чингисханом (Темучжином) в единую империю. В 1206 году у реки Онон на курултае (то есть совет ханов) он был провозглашен великим ханом и принял имя Чингиз (означает «повелитель воды»)...
hist.bobrodobro.ru
Индия, история возникновения от 3300—2600 до н. э., до наших дней | Индия история
ИНДИЯ
И́ндия (хинди भारत, англ. India), официальное название — Респу́блика И́ндия (хинди भारत गणराज्य, англ. Republic of India) — государство в Южной Азии. Население — 1 329 356 004 человек, территория — 3 287 263 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по территории. Столица — Нью-Дели. Государственные языки — хинди и английский. Подразделяется на 29 штатов и 7 союзных территорий. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.
Индийский субконтинент является родиной древней индской цивилизации. На протяжении большей части своей истории Индия являлась центром важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. В Индии зародились такие религии, как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на развитие разнообразной культуры региона. В XVIII — первой половине XX века Индия была постепенно колонизирована Британской империей. В 1947 году, после многолетней борьбы, страна получила независимость. К концу XX века Индия достигла больших успехов в экономическом и военном развитии, экономика страны стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. Несмотря на это, значительная часть населения продолжает жить за чертой бедности. Насущными проблемами являются также высокий уровень коррупции и отсталая система здравоохранения.
Индия является потенциальной сверхдержавой, обладает ядерным оружием. Она входит в такие международные организации, как ООН, G20, ВТО, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Содружество наций, а также БРИКС и ШОС.
Происхождение названия
Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, родственного санскритскому синдху (санскр. सिन्धु) — исторического названия реки Инд. Древние греки называли индийцев индои (др.-греч. Ἰνδοί) — люди Инда. Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат (хинди भारत), которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в Махабхарате. Третье название, Хиндустан, используется со времён Империи Великих Моголов, однако официального статуса не имеет.
История
Наскальные рисунки в Бхимбетке
Период ранней хараппской цивилизации с 3300—2600 до н. э.
Период развитой хараппской цивилизации с 2600—1900 до н. э.
Период поздний хараппской цивилизации с 1900—1300 до н. э.
Каменный век
Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады, указывают на то, что Индия была обитаема по крайней мере начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000—500 000 лет назад. Эпоха мезолита началась на Индийском субконтиненте примерно 30 000 лет назад и продолжалась около 25 000 лет. Принято считать, что современные люди заселили субконтинент к концу последнего ледникового периода, или приблизительно 12 000 лет назад. Первые известные постоянные поселения возникли 9000 лет назад в Бхимбетке, в штате Мадхья-Прадеш. Самые ранние следы культуры неолита, согласно радиоуглеродному анализу относящиеся к середине VIII тысячелетия до н. э., были найдены на дне Камбейского залива в штате Гуджарат. Свидетельства неолитической культуры, которые датируются VII тысячелетием до н. э., были также обнаружены на стоянке в Мергархе в современной пакистанской провинции Балочистан. Археологические культуры позднего неолита расцвели в долине реки Инд в период с 6000 по 2000 года до н. э. и в Южной Индии — между 2800 и 1200 годами до н. э. Исторически в регионе располагались некоторые из древнейших поселений Южной Азии и её крупнейшие цивилизации.
Древнейшим местом археологических раскопок, относящимся к древнепалеолитическому периоду, является долина реки Соан в Пакистане. Первые деревенские поселения появились в эпоху неолита в Мергархе, а первые города региона — в долине реки Инд, основными из них являются Мохенджо-Даро и Хараппа.
Бронзовый век
Индская цивилизация
Бронзовый век начался на индийском субконтиненте около 3300 года до н. э. с появлением цивилизации долины реки Инд. Характерной особенностью этого периода является широкое развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова. Расцвет Индской цивилизации пришёлся на период с 2600 по 1900 года до н. э. В это время на индийском субконтиненте появились города и началось монументальное строительство. Эта древняя цивилизация образовалась в долине реки Инд, распространившись в долину реки Гхаггар-Хакра (отождествляемую большинством учёных с ведийской рекой Сарасвати), междуречье Ганги и Ямуны, Гуджарат и северный Афганистан.
Отличительными особенностями Индской цивилизации являются города, построенные из кирпича, высокоразвитая канализационная система и многоэтажные дома. Крупнейшими городскими центрами были Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Дхолавира, Ганверивала, Лотхал, Калибанга и Ракхигари. В результате высыхания реки Сарасвати и изменения русла реки Инд произошли крупные геологические и климатические изменения, которые привели к исчезновению лесов и опустыниванию региона. Эти факторы послужили причиной упадка и исчезновения Индской цивилизации.
Железный век
Ведийская цивилизация
Карта ведической цивилизации с 1500 - 500 до н. э.
Ведийская культура — это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведийском санскрите. По принятому в науке мнению, ведийская цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведийского периода к IV тысячелетию до н. э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведийской. Именно в ведийский период сформировались основы индийской культуры и религии. Первые 500 лет ведийского периода (1500—1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000—500 года до н. э.) — железному веку.
В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведийскую культуру. Однако, последующие археологические находки и лингвистические исследования опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций». Согласно защитникам этих теорий, индо-арийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента в начале II тысячелетия до н. э. и ассимилировались с коренным населением, передав им свой язык и ведийскую культуру. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций.
После того, как во II тысячелетии до н. э. Хараппская урбаническая цивилизация пришла в упадок, ей на смену пришло общество, в основном состоявшее из больших пастушеских кланов. Постепенно, всё более важную роль стало играть земледелие, а в организационной структуре общества — кастовое деление. К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо. Считается, что в этот поздний ведийский период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну».
Махаджанапады
Махаджанапады около 500 г. до н. э.
Махаджанапады, История буддизма
К концу ведийского периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведийской и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э.
В это время множество городов-государств назывались джанападами. Республики и племена с размытой политической структурой и малым уровнем социального расслоения составляли большую часть джапанады; они назывались гана-сангхами. Согласно брахманской теории, общество времён Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабо структурированным. Там не существовало полноценной монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую форму республики.
К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады — Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Ватса, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. На остальной части субконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленьких государственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. В одних из них царская власть передавалась по наследству, а в других поданные сами выбирали своих правителей. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства. Это были Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.
Основными религиозными практиками того времени были сложные ведийские ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведийские религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода. В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся». Примерно в то же самое время, Махавира (24-й Тиртханкара джайнов) проповедовал близкое буддизму учение, позднее ставшее джайнизмом. В доктринах буддизма и джайнизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите, что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс. Они оказали огромное влияние на практики индийских религиозных традиций, связанные с вегетарианством, запретом на убийство животных и ахимсой.
В то время как географическое влияние джайнизма ограничилось Индией, буддийские монахи распространили учение Будды в Тибет, Шри-Ланку, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.
Персидское и греческое вторжения
Империя Ахеменидов и Александр Македонский
Завоевания Александра Македонского
Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента (современные восточный Афганистан и Пакистан) были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий. В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба. Однако, войска Александра отказались последовать по ту сторону реки Биас около места, где в настоящее время расположен город Джаландхар. Оставив многих македонских солдат-ветеранов в завоёванных регионах, Александр ушёл со своей армией на юго-запад.
Империя Магадха
(династия) Нанда
Среди шестнадцати Махаджанапад, наиболее значительной была империя Магадха, которой, на протяжении её истории, правили различные династии. Основана она была династией Хартянка в 684 году до н. э. Её столицей был город Раджагриха, позднее получивший название Паталипутра. Затем к власти пришла династия Шишунага, которую в 424 году до н. э. сменила династия Нанда.
Династия Маурьев
Империя Маурьев
Карта, на которой синим цветом показана территория империи Маурьев в период наивысшего расцвета. Голубым цветом отмечены союзнические царства.
В 321 году до н. э. Чандрагупта Маурья в сотрудничестве с Чанакьей основал династию Маурьев, одержав победу над царём династии Нанда — Дхану Нанду. В период правления Маурьев бо́льшая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Чандрагупта также внёс значительный вклад в распространение джайнизма в Южной Индии.
Чандрагупту сменил на престоле его сын Биндусара, при котором произошло дальнейшее расширение границ империи за счёт завоевания царства Калинга на востоке и других царств на крайнем юге полуострова Индостан.
Биндусару сменил его сын Ашока, который в первые годы своего правления предпринял попытку дальнейшего расширения границ империи. Однако, после кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия, обратился в буддизм и стал приверженцем принципа ахимсы. Эдикты Ашоки представляют собой древнейшие сохранившиеся индийские документы, благодаря которым стала возможной более или менее точная датировка последующих династий и правителей. При правлении Ашоки, буддизм распространился по всей Восточной и Юго-восточной Азии. Внук Ашоки Сампрати обратился в джайнизм и сыграл значительную роль в распространении этого вероучения.
Последующие династии
Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до н. э.
В 185 году до н. э. была основана династия Шунга. Это произошло после того, как последний из правителей Маурьев царь Брихадратха был убит Пушьямитра Шунгой — главнокомандующим армии Маурьев. На смену династии Шунга пришла династия Канва, которая управляла Восточной Индией в период с 71 по 26 год до н. э. Её сменила династия Сатавахана и на месте империи Магадха возникло царство Андхра.
Северо-западные смешанные культуры
Индо-греческое царство
К северо-западным смешанным культурам индийского субконтинента относятся индо-греческая, индо-скифская, индо-парфянская и индо-сасанидская.
Индо-греческое царство было основано греко-бактрийским царём Деметрием в 180 году до н. э. и располагалось на территории современных Афганистана и Пакистана. Просуществовало оно почти два столетия, в течение которых им управляло более 30 греческих царей, часто вступавших в конфликты друг с другом. Индо-скифы были одной из ветвей индоевропейских саков (скифов), которые переселились из южной Сибири сначала в Бактрию, а затем в Согдиану, Кашмир, Арахозию, Гандхару и в конце концов в Индию; их царство просуществовало с середины II до I века до н. э. Позднее, Индо-парфянское царство захватило большую часть современного Афганистана и северную часть Пакистана, одержав победу над многими кушанскими правителями, такими как Куджула Кадфиз. Персидская Сасанидская империя, существовавшая в одно время с империей Гуптов, расширилась до территории современного Пакистана, где в результате смешения индийской и персидской культур зародилась индо-сасанидская культура.
Ранние срединные царства — золотой век
Территория династии Сатавахана в 50 г. до н. э. и 200 г. н. э.
Срединный период ознаменовался заметным развитием культуры. Начиная с 230 года до н. э. Южной Индией правила династия Сатаваханов, также известных как Андхры. Шестой царь династии, по имени Шатакарни, одержал победу над североиндийской династией Шунга. Другим известным царём династии был Гаутамипутра Шатакарни.
В Гималаях, в период со II века до н. э. по III век н. э. существовало царство Кунинда. В середине I века н. э. из Средней Азии в северо-западную Индию вторглась Кушанская династия, положив начало империи, которая впоследствии распростёрлась от Пешавара до Бенгальского залива. В её состав также входили древняя Бактрия (на севере современного Афганистана) и южный Таджикистан. Царство Западных Кшатрапов (35 — 405 года н. э.), располагавшееся в западной и центральной части Индии, управлялось правителями Саки, которые пришли на смену индо-скифам. Они были современниками Кушанской династии, правившей северной частью индийского субконтинента, и династии Сатаваханов (Андхров), владычествовавших над центральной Индией.
В разное время, южная часть полуострова Индостан находилась под властью таких царств и империй, как Пандья, Ранние Чолы, Чера, Кадамба, Западная Ганга, Паллава и Чалукья. Некоторые южные царства преобразовались в заморские империи, которые раскинулись по всей Юго-Восточной Азии. В борьбе за владычество на юге индийского субконтинента, эти царства периодически воевали как друг с другом, так и с деканскими государствами. Буддийское царство Калабхаров на какое-то время прервало доминирующее положение империй Чола, Чера и Пандья на южной части полуострова Индостан.
Торговля римлян с Индией
Индо-римская торговля
Торговые пути между Индией и Древним Римом.
Торговля Рима с Индией предположительно началась в I веке н. э. в период правления императора Октавиана Августа после завоевания им птолемейского Египта. Начиная с этого времени Римская империя была самым важным торговым партнёром Индии на Западе.
Торговля, начатая Евдоксом Кизикским в 130 году до н. э. бурно развивалась, и согласно Страбону (II.5.12) в период правления Октавиана Августа до 120 кораблей ежегодно совершали торговые плавания из египетского портового города Миос Хормоса в Индию. В этой торговле римляне тратили огромное количество золота, которое использовалось в Кушанской империи для создания монет. Об оттоке золотых монет в Индию свидетельствует Плиний Старший в своём труде «Естественная история»:
По самым скромным подсчётам, в Индию, Китай и на Аравийский полуостров из нашей империи ежегодно переправляются около ста миллионов сестерциев: именно в эту сумму обходятся нам наша роскошь и наши женщины. Ибо какой же процент из всего этого импорта предназначается для жертвоприношений богам и духам умерших?
Торговые маршруты и порты индо-римской торговли обстоятельно описаны в греческой лоции I века н. э. «Перипл Эритрейского моря».
Династия Гуптов
Империя Гуптов
В IV — V веках династия Гуптов объединила в одну империю большую часть Северной Индии. В этот период, известный как Золотой век Индии, индуистская культура, наука и политическая система достигли новых высот в своём развитии. Чандрагупта I, Самудрагупта, и Чандрагупта II были самыми выдающимися правителями династии. По мнению западных учёных, именно в этот период были записаны священные тексты индуизма Пураны, представляющие собой ведийские писания смрити. Империя прекратила своё существование после вторжения гуннов из Центральной Азии. После распада империи Гуптов в VI веке, территория Индии опять раздробилась на ряд маленьких региональных царств. Небольшое ответвление династии Гуптов продолжало править Магадхой до первой половины VII века, когда царь Харша Вардхана окончательно покончил с династией Гупта и основал свою империю.
Белые гунны, которые возможно были частью племён эфталитов, к началу V века обосновались в Афганистане со столицей в Бамияне. Именно они явились причиной падения династии Гуптов, после которого подошёл к концу Золотой век в Северной Индии. Однако, эти исторические изменения не затронули большую часть Декана и Южную Индию.
Поздние срединные царства — классический период
Храм Шивы в Танджавуре — один из ярких примеров архитектуры Чола.
Архитектура империи Хойсала в Белуре.
Барельефы на одном из храмов в Кхаджурахо
Классический период в истории Индии начался в VII веке с возрождения Северной Индии во время правления царя Харша, и завершился с падением Виджаянагарской империи на юге после мусульманского вторжения в XIV веке. В этот период произошёл расцвет индийского искусства и развитие основных религиозных и философских систем, послуживших основой для различных направлений современного индуизма, буддизма и джайнизма.
В VII веке царь Харша успешно объединил Северную Индию в одно государство, которое, однако, распалось вскоре после его смерти. В период с VII по IX века три династии состязались за контроль над Северной Индией: Пратихары, бенгальская династия Пала, и деканские Раштракуты. Позднее, династия Сена захватила царство Пала, а держава Пратихаров распалась на маленькие царства. Это были первые из так называемых раджпутов — княжеств, просуществовавших в той или иной форме почти тысячелетие до самой независимости Индии от Великобритании в 1947 году. Первые известные княжества раджпутов появились в VI веке в Раджастхане, после чего маленькие династии раджпутов правили большей частью Северной Индии. Притхвирадж Чаухан, один из раджпутов династии Чаухан, прославился из-за кровавых конфликтов с наступавшими исламскими султанатами. В период с середины VII до начала XI века на территории части современного Афганистана, северного Пакистана и Кашмира правила династия Шахи. После смерти царя Харши единое всеиндийское государство прекратило своё существование на севере, и попытки его создания происходили уже на юге.
Империя Чалукья правила частью южной и центральной Индии в период с 550 по 750 год со столицей в Бадами и позднее с 970 по 1190 год — из Кальяни в современном штате Карнатака. Примерно в то же самое время на юге правила династия Паллавов из Канчи. С упадком империи Чалукья в XII веке, её вассалы — Хойсалы из Халебиду, Какатии из Варангала, Ядавы из Девагири и южная ветвь Калачури разделили огромную империю Чалукья между собой. Позднее, в северном Тамил-Наду появилось царство Чола, а в Керале — царство Чера. К 1343 году все эти царства прекратили своё существование и на их территории образовалась империя Виджаянагар.
Южно-индийские царства распространили своё влияние до Индонезии, взяв под свой контроль обширные заморские территории в Юго-Восточной Азии. Южноиндийские портовые города были активно вовлечены в торговлю с Европой на западе и Юго-Восточной Азией на востоке. В классический период, наибольшего расцвета достигли литература на местных языках и архитектура. Это продолжалось вплоть до начала XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который к тому времени прочно обосновался на севере индийского субконтинента со столицей в городе Дели. Империя Виджаянагара в конце концов прекратила своё существование под его натиском.
Приход ислама в Индию
Кутб-Минар в Дели
После того, как мусульмане завоевали древнего западного соседа Индии — Персию, основным объектом их внимания в регионе стала Индия, в то время являвшаяся богатейшей классической цивилизацией, с бурной международной торговлей и единственными известными в то время в мире приисками алмазов. После сопротивления со стороны различных североиндийских царств, продолжавшегося несколько веков, на севере индийского субконтинента возник ряд исламских империй (султанатов), которые просуществовали несколько столетий.
Ещё перед началом исламского вторжения, на южноиндийском побережье, главным образом в Керале, появилось множество мусульманских торговых общин, куда немногочисленные группы мусульман прибывали в основном с Аравийского полуострова по торговым маршрутам в Индийском океане. Они принесли с собой ислам — авраамическую религию, пришедшую в соприкосновение с дхармической индуистской культурой региона. Позднее, на западе расцвели деканские султанаты и султанат Бахмани.
Делийский султанат
Делийский султанат и Виджаянагарская империя на карте Индии 1525.Г
В XII—XIII веках арабы, тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В результате общения местных носителей пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими пришельцами появился язык хиндави, предшественник урду.
Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии — Разия Султана (1236—1240).
Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город.
Виджаянагарская империя
Виджаянагарская империя или Виджаянагара — индуистская империя, занимавшая весь юг Индии за рекой Кришна с 1336 года до середины XVII века. Возникла в ходе борьбы индусов Южной Индии с мусульманами Делийского султаната. Государство достигло пика могущества при Деварайе II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Бирму и на Цейлон.
Империя Великих Моголов
В 1526 году потомок Тимура Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года (также известного как Индийское народное восстание 1857 года) прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены — индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.
В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон.
В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее — государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.
Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.
Региональные царства после распада Могольской империи
Государство маратхов, Майсур(государство)
Индия в 1760 году
После распада империи Моголов доминирующее положение в центральной и северной хиндустанской Индии заняло государство маратхов. Для этого периода индийской истории было характерно появление ряда малых, региональных государств и всё усиливающаяся активность европейских держав. Государство маратхов было основано Шиваджи. В XVIII веке оно превратилось в огромную империю под управлением пешвов. К 1760 году империя занимала большую часть индийского субконтинента. Географическая экспансия подошла к концу после поражения маратхов в 1761 году от афганской армии под предводительством Ахмада Шаха Абдали в Третьей битве при Панипате. Последний Пешва, Баджи Рао II, потерпел поражение от британских войск в Третьей англо-маратхской войне.
В Южной Индии ещё до падения индуистской Виджаянагарской империи в 1400 году династией Водеяров было основано Майсурское царство, которое затем пришло на смену Виджаянагару. Владычество Водеяров было прервано Хайдером Али и его сыном Типпу Султаном. Под их правлением, Майсурское царство несколько раз воевало с англичанами и с объединёнными войсками Великобритании и Маратхов. Также в Южной Индии в 1591 году династией Кутб Шахи из Голконды был основан Хайдарабад. После непродолжительного периода правления Моголов, могольский наместник Асаф Джах захватил власть в Хайдарабаде в 1724 году. Наследственная линия низамов управляла Хайдарабадом вплоть до 1948 года. Как Майсур, так и Хайдарабад стали вассальными царствами Британской Индии.
На месте современного Пенджаба возникло государство сикхов. Это был один из последних регионов индийского субконтинента, подчинившийся британскому колониальному господству. Сикхская империя пала после ряда англо-сикхских войн.
В XVIII веке правителями Горкха было образовано государство Непал, которое на протяжении всей своей истории сумело сохранить свою национальную идентичность и территориальную целостность.
Колониальная эра
Европейские торговые посты в Индии из 1498—1739
Открытие португальским мореплавателем Васко да Гама нового морского пути из Европы в Индию положило начало прямой индо-европейской торговле. Португальцы основали торговые колонии в Гоа, Дамане, Диу и Бомбее. За ними пришли голландцы, датчане и англичане, создав в 1619 году торговый пост в портовом городе Сурат на западном побережье. Затем пришли и французы. Внутренние конфликты между индийскими царствами позволили европейским торговцам постепенно установить политическое влияние и приобрести земли. Хотя европейские державы и сумели удержать под своим контролем различные индийские регионы на протяжении XVIII века, позднее они были вынуждены уступить почти все эти территории англичанам, за исключением французских форпостов Пондишерри и Чандернагор, голландского портового города Коромандель (до 1825 года), и португальских колоний Гоа, Даман и Диу.
Британская Индия
Британская Индия, История Британской Индии, Англо-майсурские войны, Англо-маратхские войны, Восстание сипаев
Туземное княжество
Британская Индия и туземные княжества в 1909 году
В 1617 году Британская Ост-Индская компания получила право торговать с Индией от Могольского императора Джахангира. Постепенно всё возраставшее влияние Компании подвигло де-юре могольского правителя Фаррукха Сияра в 1717 году даровать ей разрешение на свободную безналоговую торговлю в Бенгалии. Наваб Бенгалии Сирадж-уд-Даула, являвшийся де-факто правителем Бенгалии, воспротивился попыткам англичан воспользоваться этими привилегиями. Это привело к битве при Плесси в 1757 году, в которой «армия» Ост-Индской компании под предводительством Роберта Клайва одержала победу над военными подразделениями наваба. В том же году Клайв был назначен Компанией «губернатором» Бенгалии. После битвы при Буксаре в 1764 году Компания приобрела гражданские права на управление Бенгалией от могольского падишаха Шаха Алама II, что формализовало правление англичан, которое в течение последующего столетия распространилось на всю Индию и положило конец правлению Моголов. Британская Ост-Индская компания монополизировала торговлю в Бенгалии. Англичане ввели особую систему налогов на землю, называемую «постоянное поселение», которая установила неофеодальное общественное устройство. К началу 1850 годов Ост-Индская компания контролировала большую часть индийского субконтинента, включая современные Пакистан и Бангладеш. Англичане в своей колониальной политике следовали принципу «разделяй и властвуй», пользуясь государственной раздробленностью Индии и конфликтами как между различными княжествами, так и между разными социальными и религиозными группами.
В 1857 году недовольство правлением Британской Ост-Индской компании послужило причиной Первой войны за независимость, также известной как «Восстание сипаев». После года военных действий восстание было подавлено. Фактический лидер восстания, последний могольский падишах Бахадур Шах II, был отправлен в изгнание в Бирму, его дети были обезглавлены, и династия Моголов прекратила своё существование. В итоге Британская Ост-Индская компания была ликвидирована, и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской Империи. Различные территории управлялись либо непосредственно, либо находились в подчинении как вассальные княжества. Эксплуатация индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии.
Индийское национально-освободительное движение
Джавахарлал Неру и Махатма Ганди в 1937 году
Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля. С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. В ноябре 1929 года в целях раскола национально-освободительного движения, парламент Великобритании предоставил Индии права доминиона Британской империи. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи.
indiya.tilza.pw
Средневековая Индия | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
В VI в. под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.
Варно-кастовая система
В средневековом индийском обществе сохранилось деление на четыре варны: брахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшьев — земледельцев и торговцев, шудр — слуг. Кастовое деление общества усложнилось.
Касты — это большие обособленные группы людей, члены которых объединены по происхождению, роду занятий, обычаям, образу жизни. Таких каст в средневековой Индии существовало более трёх тысяч. Принадлежность к касте была пожизненной и передавалась по наследству. Варны и касты образовывали сложную общественную иерархию.
Варно-кастовая система определяла жизнь людей. В соответствии с этой системой существовала индийская община. Варно-кастовая система диктовала и устройство власти. Правители обычно принадлежали к варне кшатриев.
Храм Брихадешвара в Танджуре. Ок. 1000 г.
Храм в Махабалипураме. VIII в.
Раджпутские государства
После падения империи Гуптов завоеватели-кочевники, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Эта каста стала правящей в Северной и части Центральной Индии. Раджпутские правители — раджи — создали более двух десятков княжеств. Эти княжества были очень богатыми. О сокровищах раджей слагались легенды. Господствующей религией раджпутских государств был индуизм. С конца X в. в Северную Индию из Афганистана не раз вторгались новые завоеватели — тюрки-мусульмане. В конце XII в. они присоединили к своим владениям часть раджпутских княжеств.
Делийский султанат
В начале XIII в. один из мусульманских полководцев, Кутб ад-Дин Айбек, захватил власть на завоёванных в Индии территориях. Он провозгласил себя султаном и сделал своей столицей город Дели. Появилось новое государство — Делийский султанат. В ознаменование своего могущества султан приказал построить самую высокую башню в мире — минарет Кутб-Минар.
Свои богатства правители и знать наживали за счёт тяжёлого труда крестьян и ремесленников и огромных налогов, которые правители с них взимали. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Минарет Кутб-Минар. Дели. XIII в.
Танцующий Шива. XII в.
Богатства Индии привлекали монголов. В XIII в. они неоднократно вторгались в Индию. В конце XIV в. войска жестокого завоевателя Тимура разбили армию султана. Тимур разрушил Дели и разорил его округу. Он уничтожил значительную часть населения, а оставшихся в живых угнал в плен. Делийский султанат не смог оправиться от этого удара. Он ослаб, и его территория значительно сократилась. В XVI в. Северная Индия была захвачена новыми мусульманскими завоевателями.
Слухи о богатствах Индии, об удивительных сокровищах, драгоценных камнях этой земли достигали самых отдалённых уголков средневекового мира. Русский купец Афанасий Никитин побывал в Индии в XV в. и написал книгу «Хождение за три моря».
Религия и культура
Во времена Средневековья буддизм в Индии уступил позиции индуизму. Основная масса населения снова обратилась к древнейшей религии, к своим многочисленным богам. Индуистские храмы строились в виде высоких башен, сплошь покрытых резными скульптурными изображениями. В мусульманских государствах Индии получили развитие архитектура и искусство, сочетающие арабские и индийские художественные традиции.
Вытеснявшийся из Индии буддизм широко распространился в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и Монголии. Он оказал большое влияние на культуру этих стран.
На этой странице материал по темам:
Выделите основные государства в средневековой индии
Реферат по теме средневековая индия
Http://doklad-referat.ru/средневековая_индия
Тест по теме средневековая индия
Средневековая индия реферат
Вопросы по этому материалу:
Выделите основные государства средневековой Индии.
Каким было устройство общества в средневековой Индии?
Расскажите о мусульманском завоевании Индии.
Расскажите о государствах средневековой Индии.
Расскажите о религии и храмах средневековой Индии.
doklad-referat.ru
Древняя Индия - Всемирная история Библиотека русских учебников
История. Древней. Индии делится на четыре основных периода:. Индийский (XXIII-XVIII вв до и е),. Ведийский (XIII-VII века до н.э),. Буддийский (VI-III вв до и е),. Классический (II в до н е). Тогдашняя территория. Индии охватывала территорию современной. Индии,. Бангладеш,. Непала,. Пакистана и. Шри-Ланкаану та. Шрі-Ланки.
Первые поселения земледельцев, обнаружены в низкогорных западных районах долины р. Инд, массово начали возникать с середины. Ш тыс. до н.э. Одним из центров этой цивилизации был город. Хараппа, откуда ее наз называемый -. Хараппская. Она существовала на протяжении 2300-1700 гг до н э. Спустя тысячелетия в другом регионе и другой исторической обстановке вновь возникла цивилизация. Она возникла в. Северо-Восточной. Индии, в долине р. Ганг, что было связано с миграцией индоарийских племен. Считается, что они сначала попали в. Иран, а затем в. Индиитім в Індію.
Почти тысячелетие продолжалось освоение ариями. Северо-Восточной. Индии. Именно тогда санскритом был составлен священные тексты. Вед, поэтому этот период в индийской истории получил название ведийской полукочевые арии й под влиянием местной земледельческой культуры стали переходить к оседлому земледельческому жизни. К середине I тыс до н э весь бассейн. Ганга было обжить. В VHI века до н.э здесь возникли города и многочисленные гос. Авы с различным политическим строем - монархии, олигархии, республики сильными среди них были Koрнала и. Магадха, последняя победила в соревновании этих государств и завоевала ряд соседних. Так была объединена вся. Северная. Индивнічна Індія.
После гибели хараппской цивилизации в долине р. Инд существовали многочисленные карликовые княжества, распыленностью которых воспользовались персидские цари из династии. Ахеменидов и завоевали их. Индейцы платили перс сам колоссальную дань - почти 9 т золота ежегодноно.
УIV века до н.э после завоевания. Персидской империи. Александр. Македонский вторгся в. Индию. Он легко покорил ряд княжеств, собрав огромную дань
Греко-македонские войска одержали блестящие победы, в частности над войсками пенджабских князей. Однако усталость, сложные климатические условия, наконец известие о том, что в долине. Ганга находится полумиллиона п пивничноиндийська армия, заставили. Македонского отказаться от завоевания. Индии и вернуть войска дамойу.
Значение похода греко-македонцев заключалось в том, что. Индия попала в орбиту экономического и культурного влияния. Европы, а сама ознакомила последнюю со своей культурой
Сразу после отступления основных сил. Македонского, против оставленных им военных гарнизонов индейцы начали вооруженную борьбу, которую возглавил. Чандрагупта. Разрушив греко-македонские крепости, он повер рнувся в долину. Ганга и повалил там сильную династию наплел, перед полумиллионной армией которой вынужден был остановиться. Македонский. Чандрагупта основал династию. Маурьев. Его победа над сирийским царе м обеспечила господство над нынешней территорией. Афганистана и. Белуджистана. Преемники. Чандрагупты, особенно его внук. Ашока, распространили свое влияние на соседние государстважави.
Громадная государство. Ашоки, в состав которой не входил лишь юг. Индостана, была разноэтническим, полирелигиозный империей. Для укрепления государственной власти он разработал единый для всех индийцев религиозно-ет тический кодекс, поддерживал буддизм, который распространялся и за пределами. Индии и стал первой мировой религией. При нем царская власть стала наследственноою.
Специальным сборником постановлений по управлению государством регламентировались все сферы жизни общества и государства. В нем были обобщены политический опыт многих независимых государств относительно судопроизводства, чино овництва, армии, налогообложения населения и т.п.. Однако государство. Ашоки не была централизованным механизмом, о чем свидетельствует ее быстрый распад после его смертті.
Новую сильную и единое государство в. Индии начала династия. Гуптов. Пять ее императоров были высококультурными политиками
Гупты - династия северных индийских правителей IV-VI вв,, владения которых охватившие на рубеже IV-Уст почти всю. Индо-Ганзьку долину и северную часть. Декана. Ядром империи была область. Ма-гадха, а государств ственной религией - буддизм. Гупты прославились как покровители наук и искусств, а их государство отмечалась расцветом экономики и культуры (особенно в области архитектуры и литературы), однако общий с анепад в. Индии буддизма как религиозно-идеологической системы и неудачные изнурительные войны с северными и западными соседями в начале VI в пресекли гуптському процветанию ослабленным пестрая империй я. Гуптов быстро распалась, а в конце VI в исчезла и сама династиинастія.
Ядро государства. Гуптов составляла долина. Ганга, однако ее отовсюду окружали вассальные страны. Она получила выход к. Аравийскому морю и установила прямые связи с цивилизованным. Ближним. Востоком IV-V в считаются"золотым веком. Гуптов"Однако в середине V в результате нашествия гуннов империя. Гуптов распалась на мелкие царств дрібні царства.
Основной формой хозяйственной деятельности населения. Древней. Индии было орошаемое земледелие, что в условиях благоприятного климата давало 2-З урожаи ежегодно. Значительное внимание индийцы уделяли животнов тву в ведийских эпоху существовали гигантские животноводческие фермы десятками тысяч голов крупного рогатого скотаби.
В ремесленничестве особое место занимали гончарство, ткачество, судостроение, кузнечное золототканых индийская парча славилась далеко за пределами страны, а мечи из индийской стали носили даже персидские царь рі.
Достаточно развитой была внутренняя и внешняя торговля. В середине I тыс. до н е в. Индии стали пользоваться металлическими деньгами. Индийские купцы вывозили ткани, золото, слоновую кость, красное дерево, с закупая металлы, папирус, масла, мед, драгоценные камни и т.д.. Профессия купцов считалась одной из самых престижных. Ремесленники и купцы были объединены в профессиональные организации, деятельность которых пыталась контролировать государствдержава.
Социальная структура индийского населения формировалась постепенно. Окончательно она сложилась с приходом в. Северную. Индию ариев. Значительные роды превращались в варну1 брахманов (жрецов) и варну кшатриев (ресниц йськовои знати). К варны вайшьи основном входили крестьяне и купцы, а ремесленники, батраки и рабы - до варны шудррів.
Варны были социальными институтами и различались прежде всего общественно-правовым статусом, местом в религиозной системе, кодексом морали, поведения, родственными связями и профессии. Разделение населения на ва. Арни как форма социальной стратификации населения. Индии считался священным"На дне"общества были нетронутые. Даже прикосновение к ним"осквернял"представителей высших варн. Неприкасаемые выполняли самые тяжелые и неприятные работы, например уборку мусора, обдирки шкур с павших животных и т.п.. Каста неприкасаемых существует в. Индии. Доаних існує в Індії донині.
Экономику. Древней. Индии составляли три сектора: государственный, общинный и частный. Общество существовало в основном благодаря труду свободных крестьян, ремесленников, рабов. Источниками рабства были войны, долговых ова кабала, наследственное рабство. Широко использовалась наемный труд в течение определенного оговоренного срока. Со временем набирала силы и феодальная форма зависимости, когда царская администрация передавала собств ику вместе с землей и крестьян, которые становились феодально зависимымними.
Значительную роль в индийском обществе играли городские и сельские общины в городах специальные коллегии наблюдали за ремесленничеством, торговлей, сбором пошлин в буддийском сутки крестьяне-общинники имели вла. АСНУ землю и были свободными производителями: они не работали на храмы или знать. Царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общин, которые платили государственные налоги. Основной общественной звеном общины была патриархальная семья. Женская неверность считалась тяжким преступлением перед религией и обществом: законы обязывали женщину считать мужчину божеством, девушку - повиноваться отцу, вдову - сынасинам.
uchebnikirus.com
«Классическая эпоха» истории Индии. Гупты
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004
Раздел
ВОСТОК
Глава X.
Древняя Индия
10.5. «Классическая эпоха» истории Индии. Держава Гуптов
II в. до н. э. — V/VI вв. н. э. рассматриваются как «классическая эпоха» истории Индии. В это время окончательно кристаллизовались феномены, доминирующие в последующие века: религиозная система индуизма, общинно-кастовый строй и раздробленность субконтинента на владения множества противоборствующих мелких династий; то одна, то другая из них создает непрочные крупные державы разного охвата, внезапно возникающие и разваливающиеся, не имеющие устойчивых границ, что приводило к непрерывным и бурным переменам в конфигурации политической карты страны. Эти крупные державы не были централизованы и представляли собой скорее конгломераты политических образований разного уровня, наскоро сколоченные удачливыми завоевателями, истребившими одних соседней князей и заставившими других признать свое верховное владычество.
Во II в. до н. э. — III в. н. э. Северная Индия оказывается ареной вторжений различных сил с северо-запада. Первой из них явилась Греко-Бактрия — эллинистическое царство, образованное в III в. до н. э. на территории, отпавшей от Селевкидов. В начале II в. до н. э. его цари подчиняют себе недавно покорявшиеся Селевкидам Гандхару, Арахосию и смежные области, но уже в 171 г. до н. э. все эти новозавоеванные земли к югу от Гиндукуша отделяются от Бактрии под властью одной из группировок греко- бактрийской военной знати и образуют особое Греко-Индийское царство. Его правитель Менандр (ок. 155-130 гг. до н. э.) расширил свои границы до Аравийского моря и Среднего Ганга, где греков остановил царь Магадхи Пушьямитра (180-144 гг. до н. э.), основатель династии Шунгов. В конце II в. до н. э. Греко- Индийское царство распалось на множество владений, которые за следующие сто лет были полностью уничтожены новой волной завоевателей — саками.
Ок. 140 г. до н. э. кочевые племена Средней Азии и Восточного Туркестана, в том числе саки Памира и смежных областей, совершили опустошительное нашествие на оседлые страны Восточного Ирана, сокрушив Греко-Бактрию. На ее развалинах осели племена, известные впоследствии под обобщающим названием куша- нов, в то время как саки проникли в области к югу от Гиндукуша и Памира. Одна группа саков осела в бассейне Хильменда (получившем после этого имя «Страна Саков», Сакастан, откуда совр. Систан), а другая — у рубежей Кашмира. Отсюда саки в I в. до н. э. предприняли новые широкие завоевания, так что пространство от Гиндукуша до Нармады и восточных окраин Пенджаба оказалось покрыто их различными владениями. Крупнейшее из них, т.н. Индо-Сакское царство, было создано сакским вождем Мауэсом ок. 70 г. до н. э. с центром в Гандхаре, к концу I в. до н. э. расширилось от Арахосии до Восточного Пенджаба и Нармады, уничтожив последние греко-индийские княжества. Затем из-за слабого контроля над наместниками-сатрапами (кшатрапами) Индо-Сакское царство существенно ослабело и частично распалось. Еще несколько веков после этого в Гуджарате и смежных областях Западной Индии, независимо от того, в какую более крупную державу они временно входили, местную власть удерживали династии, восходящие к сакским наместникам и титуловавшие себя «кшатрапами».
Отдельно от индо-саков существовало особое сакское княжество в Систане, к концу II в. до н. э. подчинившееся верховной власти Парфии. Ок. 25. г. до н. э. оно отложилось от Парфии и во второй четверти I в. н. э. завоевало все индо-сакские территории. Образовавшееся государство, наиболее знаменитым царем которого был правивший из Таксилы Гондофар (ок. 50 г. н. э.), известно в науке под названием Индо-Парфянского. При его преемниках Индо-Парфянское царство погрузилось в усобицы, сделавшие его легкой добычей кушанов Бактрии, которые к этому времени были сплочены в единое царство удачливым вождем Куджулой Кадфизом I (ок. 30-79 гг.). В 70-х гг. н. э. Кадфиз захватил большую часть индо-парфянских владений вплоть до устья Инда, а Систан вернулся под верховный контроль парфян. Индо- Парфянское царство перестало существовать. При Виме Кадфизе II (86-97 гг.) кушаны завоевали почти всю долину Ганга, включая Магадху. Наибольшего могущества кушаны достигли при Канишке (97-120 гг.), присоединившем Систан и Гедросию у парфян, контролировавшем Среднюю Азию до Арала и большую часть Восточного Туркестана. В то время Кушанское царство было одной из четырех великих держав мира, образовывавших непрерывный пояс от Атлантического океана до Желтого моря (Рим, Парфия, Кушаны, Ханьский Китай).
Держава кушан не отличалась централизацией; близки к фактической самостоятельности были под их властью и упомянутые выше «кшатрапы» Западной Индии. В III в. н. э. сасанидский Иран отнял у кушан Сакастан, Арахосию и Гедросию, после чего Кушанское царство утратило Западную Индию и долину Ганга, а его остаток распался на более мелкие владения.
Характерной чертой существования всех основанных иноземцами государств на территории Индии в «классическую» эпоху было быстрое усвоение ими индийской культуры.
После освобождения Магадхи от влияния кушан ее в нач. IV в. смогла объединить под своей властью династия Гуптов, основавшая новую великую североиндийскую державу. Царь этой династии Самудрагупта (335-380 гг.) предпринял грандиозные завоевания, уничтожив 24 правителя Северной Индии и Декана. Его походы достигли Гималаев, верхнего Инда и крайнего юга Индии. Области Декана, правда, лишь временно признали зависимость от Самудрагупты, но большая часть Северной Индии оказалась довольно прочно объединена вокруг Магадхи.
Самудрагупта славился храбростью, щедрым покровительством культуре и величался «сверхчеловеком» и «богом на земле». Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380-415 гг.) по прозвищу «Солнце могущества», прославился совершенными в одиночку рискованными военными подвигами и присоединил земли западных «кшатрапов», раздвинув пределы державы до Аравийского моря. Время Чандрагупты II считается «золотым веком» индийской истории. Китайский путешественник с восхищением писал о державе Гуптов: «Народ здесь богатый и довольный, не обремененный каким-либо поголовным налогом или ограничениями. Только те, кто пашут царскую землю, платят налог за нее, и они вольны уходить или оставаться, как им нравится. Царь правит, не прибегая к смертной казни, преступников подвергают небольшому легкому штрафу. Даже тех, кто совершает государственную измену, наказывают лишь отсечением правой руки…. Народ процветает и счастлив вне сравнения».
Могущество державы Гуптов было уничтожено новым вторжением с северо-запада: ираноязычные кочевники эфталиты, создавшие в IV-V вв. н. э. обширное объединение с центром в Средней Азии, обрушились и на сасанидский Иран, и на гуптскую Индию. На исходе V в. очередное нашествие эфталитов сломило державу Гуптов: Пенджаб перешел под их контроль, а Север Индии вновь распался на множество мелких владений, одним из которых до середины VI в. продолжала править династия Гуптов. Эти события условно считаются завершением древней истории Индии.
«Классический период» был временем экономического подъема. Существенно увеличивается объем монетной чеканки — показатель роста богатств и нового витка в развитии торговли. Особого размаха достигает внешняя торговля: индийцы впервые устанавливают прямые коммерческие контакты с такими отдаленными регионами, как Центральная Азия, Египет и античная Европа. В I—II вв. н. э. египетские и римские купцы появляются на юге и западе Индии, где даже была основана римская фактория Арикамеду. Индийцы активно проникают в Центральную Азию и Восточный Туркестан, где подключаются к трансконтинентальной торговле по Великому шелковому пути, шедшему от Китая до Средиземного моря. Тесные связи они установили по морю со странами Юго-Восточной Азии, и в первых веках н. э. туда направился поток индийских колонистов. Однако сельское население было мало вовлечено в товарообмен с городом.
Сельская община оставалась главной ячейкой социума, но внутридеревенская специализация и дифференциация зашла до
вольно далеко: кроме полноправных общинников-землевладель- цев, в деревне было множество зависимых и безземельных работников (батраков, должников, сельских ремесленников и т.д.). Статус лиц всех этих категорий в норме передавался по наследству, и в каждой области семьи сходного социально-профессионального статуса образовывали эндогамные корпорации — касты, вне пределов которых браки не заключались. Каждая каста имела специфические обычаи и ритуалы, помогающие ей сохранять замкнутость и идентичность. Городское население также образовало касты, сложившиеся на основе давно существовавших ремесленно-торговых профессиональных корпораций.
Касты считались более или менее «высокими» в зависимости от престижа той или иной профессии и, таким образом, представ-» ляли собой иерархически упорядоченные наследственные профессионально-родовые группы, охватившие все население Индии. Приспосабливаясь к канонической концепции четырех варн, касты причисляли себя к какой-либо из них: высшие земледельческие касты — к брахманам и кшатриям, торгово-ростовщические — к вайшьям. Основная масса ремесленников и рядовых крестьян теперь, в отличие от былых времен, рассматривались как шудры, так как степень их эксплуатации, экономического и внеэкономического подчинения верхушке общества была уже явно несовместима с представлением о свободном самоуправляющемся общиннике — вайшье. Вне варн находились касты «неприкасаемых», занимавшиеся ритуально нечистыми работами; прочие жители тщательно избегали общения с ними.
Рост достатка поощрял частно-экономические отношения, и массовое распространение получили различные формы частной зависимости и эксплуатации. Увеличилось число рабов, с которыми в Индии обращались довольно мягко: они могли образовывать квазисемьи и распоряжаться личным имуществом. Наряду с рабами часто эксплуатировались кабальные должники и наемные работники, обычно выходившие из круга лиц, не имеющих собственных средств производства.
Основным видом эксплуатации оставался сбор государством налогов с населения. Традиционная ставка налогов, выплачивавшихся сельскими общинами, была невелика (шестая доля урожая), но чрезвычайные поборы могли делать ее куда тяжелее. Новым явлением, распространившимся в «классический период», была щедрая раздача государством права получать подати с тех или иных земель в «кормление» сановникам и иным лицам, как временно, под условием несения каких-либр обязанностей, так и в частную собственность (впрочем, и условные держатели стремились закреплять за собой свои держания как частные). Так создавался слой «хозяев деревень», к которым добавлялись по- томки тех мелких владетелей, которые при подчинении их областей более сильным правителем теряли в его пользу большую часть своих политических полномочий, но сохраняли права взимать налоги со своей былой территории. Жаловались деревни также храмам и монастырям.
Однажды превратившись в частную собственность, земли могли быть уже перепроданы кому угодно (например, богатым горожанам). Однако все такие собственники не посягали на общины и их землевладение, ограничиваясь сбором ренты. Внутри са- мих общин формировалась деревенская верхушка, занимающаяся устойчивой частной эксплуатацией соседей посредством кабального должничества и аренды. Таким образом, как и почти всюду, в Индии экономическое развитие к концу древности приводило к развитию отношений частной эксплуатации и появлению крупного частного землевладения.