Орнаменты древнего египта. Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции. Рыдаловой Ирины Николаевны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта. Орнаменты древнего египта


Древние египетские орнаменты | Фото большого размера и векторный клипарт

  • ID 2019278
Египетский орнамент - © Vector-Images.com
Египетский орнамент | Векторный клипартЕгипетский орнамент
  • ID 2011341
Древние египетские орнаменты - © Vector-Images.com
Древние египетские орнаменты | Векторный клипартДревние египетские орнаменты
  • ID 3348226
Фон с орнаментом на основе древних орнаментов Египет - © Marta Jonina
Египет орнамент фона | Векторный клипартЕгипет орнамент фона
  • ID 6395029
Египет набор, Египетские древние символы силу фараонов и богов красочные векторная иллюстрация на белом фоне - © NotionPic
Египет, Египетские древние символы силы | Векторный клипартЕгипет, Египетские древние символы силы
  • ID 5610254
Древние символы набор бесшовные модели - © Turum
Древние символы набор бесшовные | Векторный клипарт
Древние символы набор бесшовные
  • ID 4713978
Изысканный антикварные шаблон. Древний Hellenic бесшовные орнамент. Песчаные желтый и серый цвета - © Pogrebkov
Изысканные старинные бесшовные орнамент | Векторный клипартИзысканные старинные бесшовные орнамент
  • ID 6476263
Род и Whip, Египетские древние символы силы вектор Иллюстрация на белом фоне - © NotionPic
Род и Кнут, египетские древние символы силы | Векторный клипартРод и Кнут, египетские древние символы силы

xn--80apfevho.xn--p1ai

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Рыдаловой Ирины Николаевны

Учитель Изо

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

гор. Гвардейска

муниципального образования «Гвардейский район»

Калининградской области

гор. Гвардейск

2010

Оглавление:

  1. Методическая часть.
  2. Теоретическая часть:
  1. Введение :
Загадочные слова «декор» и «орнамент»
  1. Основная часть:
Виды орнамента

Египетский орнамент

Греческий орнамент

  1. Заключение
Искусство порядка

3.Вопросы для самоконтроля

4. Список литературы

Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Она является важнейшей для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Ученики 5 классов к этому времени уже изучили « древние корни русского народного искусства» и теперь они готовы сравнить это искусство с искусством более древним. Быть может заметить в русском народном искусстве заимствованные черты у далеких предков и утвердиться в неповторимости и «авторстве» особенностей своего национального искусства. Программа предлагает выполнить эскизы предметов декора дома, украшений. И в этой связи нельзя не вспомнить об орнаментах. Ведь именно изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Тему орнаментов Древней Греции и Египта мы можем использовать для работы в кружках дополнительного образования детей декоративно-прикладной направленности.

Загадочные слова «декор» и «орнамент»

Странные зигзаги, точки и лучи изображены на многих изделиях из керамики, дерева, металла, а также на тканях и кружевах. Что это, случайные начертания прихотливой руки мастера?

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Орнамент — узор из ритмически организованных элементов. Считается, что повторение усиливает простые элементы. Это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин «орнамент» связан с термином «декор» происходит от латинского «декоро» - украшаю, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Виды орнамента

Цель орнамента определилась — украшать. Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев.

Орнамент бывает:

  • концентрический - опоясывающий центр изделия;
  • лучевидный – устремлен к центру или от центра;
  • сетчатый – для квадратной или прямоугольной поверхности предмета;
  • геометрический:
точка,

линия или лента,

зигзаг или ломаная линия,

шеврон - ломаная линия с ритмическим чередованием узора,

вязь или плетенка,

меандр – изломанная под прямым углом лента,

квадрат,

ромб,

прямоугольник,

треугольник или многоугольник,

синусоида – волнообразная лента,

спираль,

круг и многие другие.

растительные и анималистические мотивы,

вымышленные существа,

образы людей – целые фигуры,

маскароны – изображение головы

  • смешанный или комбинированный - арабески.

Египетский орнамент

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.

В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

Греческий орнамент

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. В 9 -8 вв. до н.э.,в эпоху «темных веков» и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными однотонными орнаментами – зигзагами и другими геометрическим рисунками. И лишь позднее между фризами ( горизонтальными полосами) геометрических орнаментов стали изображать фигуры животных и людей. Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства. Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий. Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет. Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо. 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что в переводе с латинского обозначает слово «декоро»?
  2. Что такое орнамент?
  3. Какой элемент египетского орнамента обозначает возрождение к жизни?
  4. Назовите элемент орнамента Египта, который считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце?
  5. Орнаменты с какими элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах у египтян?
  6. Назовите основные качества орнамента Древней Греции?
  7. Постоянные правила греческого орнамента –это?
  8. Какова роль орнамента в культуре и искусстве?

Список литературы:

  1. Джейн Бингэм, Фиона Чэндлер
«История древнего мира» энциклопедия «Ридерз Дайджест»,

Москва 2007

  1. Е. Понамарев, Т.Понаморева «Я познаю мир. История ремесел.» ООО»Издательство АСТ»2000.
  2. Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С, «Орнаменты. Стили. Мотивы.» Издательский дом «Удмуртский университет» http://www.bibliotekar.ru/index.htm
  3. А.Немировский, Л.Ильинская, В.Уколова «История древнего мира. Греция и Рим. Том 1» 10-11 классы, пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Москва «Издательский дом «Дрофа» 1996
  4. Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», Под руководством Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2008
  5. Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» лекции 5-8, Москва Педагогический университет»Первое сентября» 2009

www.bigpo.ru

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Рыдаловой Ирины Николаевны

Учитель Изо

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

гор. Гвардейска

муниципального образования «Гвардейский район»

Калининградской области

гор. Гвардейск

2010

Оглавление:

  1. Методическая часть.
  2. Теоретическая часть:
  1. Введение :
Загадочные слова «декор» и «орнамент»
  1. Основная часть:
Виды орнамента

Египетский орнамент

Греческий орнамент

  1. Заключение
Искусство порядка

3.Вопросы для самоконтроля

4. Список литературы

Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Она является важнейшей для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Ученики 5 классов к этому времени уже изучили « древние корни русского народного искусства» и теперь они готовы сравнить это искусство с искусством более древним. Быть может заметить в русском народном искусстве заимствованные черты у далеких предков и утвердиться в неповторимости и «авторстве» особенностей своего национального искусства. Программа предлагает выполнить эскизы предметов декора дома, украшений. И в этой связи нельзя не вспомнить об орнаментах. Ведь именно изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Тему орнаментов Древней Греции и Египта мы можем использовать для работы в кружках дополнительного образования детей декоративно-прикладной направленности.

Загадочные слова «декор» и «орнамент»

Странные зигзаги, точки и лучи изображены на многих изделиях из керамики, дерева, металла, а также на тканях и кружевах. Что это, случайные начертания прихотливой руки мастера?

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Орнамент — узор из ритмически организованных элементов. Считается, что повторение усиливает простые элементы. Это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин «орнамент» связан с термином «декор» происходит от латинского «декоро» - украшаю, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Виды орнамента

Цель орнамента определилась — украшать. Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев.

Орнамент бывает:

  • концентрический - опоясывающий центр изделия;
  • лучевидный – устремлен к центру или от центра;
  • сетчатый – для квадратной или прямоугольной поверхности предмета;
  • геометрический:
точка,

линия или лента,

зигзаг или ломаная линия,

шеврон - ломаная линия с ритмическим чередованием узора,

вязь или плетенка,

меандр – изломанная под прямым углом лента,

квадрат,

ромб,

прямоугольник,

треугольник или многоугольник,

синусоида – волнообразная лента,

спираль,

круг и многие другие.

растительные и анималистические мотивы,

вымышленные существа,

образы людей – целые фигуры,

маскароны – изображение головы

  • смешанный или комбинированный - арабески.

Египетский орнамент

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.

В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

Греческий орнамент

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. В 9 -8 вв. до н.э.,в эпоху «темных веков» и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными однотонными орнаментами – зигзагами и другими геометрическим рисунками. И лишь позднее между фризами ( горизонтальными полосами) геометрических орнаментов стали изображать фигуры животных и людей. Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства. Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий. Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет. Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо. 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что в переводе с латинского обозначает слово «декоро»?
  2. Что такое орнамент?
  3. Какой элемент египетского орнамента обозначает возрождение к жизни?
  4. Назовите элемент орнамента Египта, который считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце?
  5. Орнаменты с какими элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах у египтян?
  6. Назовите основные качества орнамента Древней Греции?
  7. Постоянные правила греческого орнамента –это?
  8. Какова роль орнамента в культуре и искусстве?

Список литературы:

  1. Джейн Бингэм, Фиона Чэндлер
«История древнего мира» энциклопедия «Ридерз Дайджест»,

Москва 2007

  1. Е. Понамарев, Т.Понаморева «Я познаю мир. История ремесел.» ООО»Издательство АСТ»2000.
  2. Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С, «Орнаменты. Стили. Мотивы.» Издательский дом «Удмуртский университет» http://www.bibliotekar.ru/index.htm
  3. А.Немировский, Л.Ильинская, В.Уколова «История древнего мира. Греция и Рим. Том 1» 10-11 классы, пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Москва «Издательский дом «Дрофа» 1996
  4. Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», Под руководством Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2008
  5. Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» лекции 5-8, Москва Педагогический университет»Первое сентября» 2009

bigpo.ru

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции. Рыдаловой Ирины Николаевны

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Рыдаловой Ирины Николаевны

Учитель Изо

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

гор. Гвардейска

муниципального образования «Гвардейский район»

Калининградской области

гор. Гвардейск

2010

Оглавление:

  1. Методическая часть.
  2. Теоретическая часть:
  1. Введение :
Загадочные слова «декор» и «орнамент»
  1. Основная часть:
Виды орнамента

Египетский орнамент

Греческий орнамент

  1. Заключение
Искусство порядка

3.Вопросы для самоконтроля

4. Список литературы

Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Она является важнейшей для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Ученики 5 классов к этому времени уже изучили « древние корни русского народного искусства» и теперь они готовы сравнить это искусство с искусством более древним. Быть может заметить в русском народном искусстве заимствованные черты у далеких предков и утвердиться в неповторимости и «авторстве» особенностей своего национального искусства. Программа предлагает выполнить эскизы предметов декора дома, украшений. И в этой связи нельзя не вспомнить об орнаментах. Ведь именно изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Тему орнаментов Древней Греции и Египта мы можем использовать для работы в кружках дополнительного образования детей декоративно-прикладной направленности. Загадочные слова «декор» и «орнамент»Странные зигзаги, точки и лучи изображены на многих изделиях из керамики, дерева, металла, а также на тканях и кружевах. Что это, случайные начертания прихотливой руки мастера?

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Орнамент — узор из ритмически организованных элементов. Считается, что повторение усиливает простые элементы. Это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин «орнамент» связан с термином «декор» происходит от латинского «декоро» - украшаю, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.Виды орнаментаЦель орнамента определилась — украшать. Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев.

Орнамент бывает:

  • концентрический - опоясывающий центр изделия;
  • лучевидный – устремлен к центру или от центра;
  • сетчатый – для квадратной или прямоугольной поверхности предмета;
  • геометрический:
точка,

линия или лента,

зигзаг или ломаная линия,

шеврон - ломаная линия с ритмическим чередованием узора,

вязь или плетенка,

меандр – изломанная под прямым углом лента,

квадрат,

ромб,

прямоугольник,

треугольник или многоугольник,

синусоида – волнообразная лента,

спираль,

круг и многие другие.

растительные и анималистические мотивы,

вымышленные существа,

образы людей – целые фигуры,

маскароны – изображение головы

  • смешанный или комбинированный - арабески.

Египетский орнамент

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.

В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

Греческий орнамент

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. В 9 -8 вв. до н.э.,в эпоху «темных веков» и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными однотонными орнаментами – зигзагами и другими геометрическим рисунками. И лишь позднее между фризами ( горизонтальными полосами) геометрических орнаментов стали изображать фигуры животных и людей. Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства. Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий. Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет. Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо. Вопросы для самоконтроля:

  1. Что в переводе с латинского обозначает слово «декоро»?
  2. Что такое орнамент?
  3. Какой элемент египетского орнамента обозначает возрождение к жизни?
  4. Назовите элемент орнамента Египта, который считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце?
  5. Орнаменты с какими элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах у египтян?
  6. Назовите основные качества орнамента Древней Греции?
  7. Постоянные правила греческого орнамента –это?
  8. Какова роль орнамента в культуре и искусстве?

Список литературы:

  1. Джейн Бингэм, Фиона Чэндлер
«История древнего мира» энциклопедия «Ридерз Дайджест»,

Москва 2007

  1. Е. Понамарев, Т.Понаморева «Я познаю мир. История ремесел.» ООО»Издательство АСТ»2000.
  2. Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С, «Орнаменты. Стили. Мотивы.» Издательский дом «Удмуртский университет» http://www.bibliotekar.ru/index.htm
  3. А.Немировский, Л.Ильинская, В.Уколова «История древнего мира. Греция и Рим. Том 1» 10-11 классы, пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Москва «Издательский дом «Дрофа» 1996
  4. Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», Под руководством Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2008
  5. Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» лекции 5-8, Москва Педагогический университет»Первое сентября» 2009

moyamatem.ru

Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (19,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Цели урока:

  • Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
  • Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
  • Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, серьги и др.) по мотивам декоративно – прикладного искусства Древнего Египта.
  • Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Оборудование и материалы:

  • Презентация.
  • Интернет-ресурсы.
  • Для учителя: подвески кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука-скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов.
  • Для обучающихся: пластилин, стека, картон, цветная бумага, клей, ножницы, чечевица, горох, бусы, фольга. Лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств
  • Поисковые материалы украшений Древнего Египта.

План урока:

  1. Знакомство с особенностью египетского орнамента, просмотр презентации к уроку.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическая работа.
  4. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

- Ребята, посмотрите на учительский стол (на столе кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука - скарабея, платок египетский - “арафатка” - куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов). Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке?

Дети: О Египте и украшениях, которые носили египтяне.

У - Верно.

II. Формирование новых знаний.

Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Мы сейчас мысленно перенесемся в глубину веков, в страну самобытной культуры древней цивилизации – Египет, периода правления фараонов. Подскажите, где на карте мы будем искать с вами эту сказочно - красивую страну?

Д – В Африке на реке Нил (показ слайда № 2 и 3).

Древний Египет – таинственная страна магов и жрецов. Магия (хека) возникла в Египте в додинастические времена и пронизывала все обряды и мифы, быт, медицину, все стороны жизни Древнего Египта.

Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода (показ слайда № 4).Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек и как в русском народном декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер.

У - Что должны делать амулеты и обереги для человека?

Д - Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить.

У – Можно было использовать обереговую вышивку на одежде египтян?

Д - Нет. В Египте было очень жарко и они носили калазирис, а в жаркое время мужчины одевали передник схенти (слайд 6).

У – По прическе (локон юности) можно было определить подросток, юноша или взрослый египтянин перед нами (слайд 7).

Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией и защитой человека от несчастий. Для этого мастера использовали священные символы в украшениях и предметах быта. Сила такого священного предмета сохранялась до тех пор, пока не разрушался материал или не стиралось изображение бога или священная надпись (слайд8).

У - Какие древние символы были на Руси?

Д - Солярные знаки, знаки воды и земли, растений и птиц.

Орнаменты Древнего Египта (слайд 9-11)

За много лет существования Египта в декоративном искусстве этой страны сложились разнообразные виды узоров: ранние формы орнамента – геометрические (прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки), появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, затем все соединили и получились комплексные орнаменты (слайд12). Орнамент состоит из предметных и беспредметных мотивов. В него могут входить формы человека, животного мира или мифологические существа.

В египетском орнаменте отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок или лепестки лотоса – атрибут богини Исиды, символ возрождающейся жизни, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами. В Древнем Египте обширно использовался материал для оберегов и амулетов камни синего и зеленого цвета: зеленый аспид, нефрит и бирюза.

Так же использовался черный базальт и мерцающий золотистый алебастр.

Для “сердечных” амулетов использовался красный материал – сердолик, красное стекло, красная яшма.

У - Что означает в переводе “анималистический” мотив?

Д - Мотивы о животных.

У - Среди анималистических мотивов (слайд 14-15) встречаются сокол, гусь, рыба, змея и жук-скарабей (символ бессмертия). Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента, что представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело знаковый смысл. Орнамент читался как текст (слайд 19-20).

Практическая работа.

Ребята, вы сейчас будете выполнять творческие работы украшений древних египтян (слайд 21-23), применяя различные материалы: фольгу, пластилин или цветную бумагу. Декоративные элементы – символы могут располагаться на украшениях в виде декоративной пластины с именем божества или фараона. Вам в помощь дан лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств. Примите решение: какой орнамент выбрать для вашего украшения.

Методическая последовательность выполнения работы: (показ презентации на доске).

  1. Выбрать иллюстрацию для работы или свой эскиз.
  2. Выбрать материал для работы.
  3. Распределить работу в группе:
    1. один вырезает форму украшения из бумаги, фольги или картона;
    2. другой разминает пластилин;
    3. третий готовит табличку с именем божества.
  4. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Выполнение работы.

Мои действия во время работы детей в группах: поощрение правильных этапов работы, удачных моментов, правильно подобранной цветовой гаммы.

IV. Подведение итогов, анализ работ.

По мере выполнения работ, дети выходят к доске и рассказывают все о своем украшении: достоинстве и недостатках своей работы. Поощрение удавшихся работ.

За 5 минут до конца урока учащиеся заполняют листочек с контрольными вопросами по теме урока.

Контрольные вопросы

1. Изображения каких растений и животных являлось амулетом и изображалось на всех ювелирных украшениях?

2. Какой головной убор носили все слои населения в Древнем Египте?

3. Какой женский русский головной убор похож на египетский головной убор в форме птицы?

4. Назовите основные детали костюма древнего египтянина.

5. Назовите основные цвета используемые наиболее часто в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?

Ребята, мне очень понравились ваши украшения в египетском стиле.

Рефлексия урока:

- Что самое главное и интересное вы усвоили на уроке?

- У кого остались трудности в усвоении нового материала?

- Почему нам удалось так быстро и верно выделить новые, нужные знания?

- Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее, полнее изучить эту тему?

Самооценка. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

Оставьте ваши смайлики – оценки на доске.

Использованные материалы.

  1. http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%F0%E5%E2%ED%E8%E9+%E5%E3%E8%EF%E5%F2/page3.html
  2. http://santosh.ru/library/_images/egyptian_ornament_001.php
  3. http://ornament-i-stil.livejournal.com/15535.html
  4. http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/amulety-v-egipte/
  5. http://art.1september.ru/article.php?ID=200602102-
  6. http://herbalogya.ru/oberegi/ethnography/egypt.php-
  7. http://www.webartplus.narod.ru/folk132.html

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также