Древняя индия правители. Система управления
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Индия. Древняя индия правители


Система управления. Майкл Эдвардс.Древняя Индия. Быт, религия, культура. История древней Евразии

В Древней Индии царь олицетворял собой государство. Его власть считалась священной, правление – ниспосланным свыше. Постоянно совершались обряды, которые должны были подчеркнуть вышеупомянутое происхождение его власти и закрепить это мнение в глазах подданных. Государство без царя не мыслилось, хотя в некоторых племенах существовали формы правления, напоминающие республику. Периоды анархии и хаоса, потрясавшие Индию между эпохами правления династий Маурьев и Гуптов, убедили многих индийских мыслителей в том, что главная причина несчастий кроется в отсутствии сильной монархической власти. Конечно, они были правы, анархия всегда появляется там, где нет сильного правителя. Пропаганда такой точки зрения (например, в знаменитом эпосе «Рамаяна») была рассчитана на то, чтобы закрепить ее в сознании народа. Именно в годы анархии людям казалось, что наступает конец света, и легенды о божественном происхождении монаршей власти, ниспосланной свыше для предотвращения хаоса, должны были максимально укрепить позиции властвующего монарха. Естественно, такие легенды всячески поддерживались самими правителями. С одной стороны, следует помнить, что обожествление – это вообще индийская традиция; в Индии обожествлялось все, даже камни. С другой, нужно иметь в виду, что почитаемые в Индии боги не считались непогрешимыми; предполагалось, что они могут совершить как грех, так и ошибку.

К монархам, безусловно, относились с большим уважением, однако самого по себе божественного происхождения царской власти для уважения было недостаточно, по крайней мере со стороны представителей высшего сословия. Буддисты и джайнисты даже подчеркивали, что правитель не должен чрезмерно полагаться на божественное происхождение своей власти. Главная задача царя заключается не в том, чтобы, возомнив себя божеством, делать все, что заблагорассудится, а в том, чтобы прилагать все усилия для активной защиты людей.

Царь, принимающий подношения

В Древней Индии это означало больше чем просто защита государства от внешней угрозы. Важнейшая обязанность монарха заключалась в поддержании внутриобщественного порядка, предписанного священными текстами. Если же правитель не делал этого, брахманы должны были предупредить его о том, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. И если он их игнорировал, могли его свергнуть. В источниках описано немало случаев, когда брахманы выступали против правителей, пытаясь заставить их поступать в соответствии с предписаниями Священного Закона. Конечно, сильные правители, положение которых было достаточно надежно, могли себе позволить собственное мнение и собственный путь, однако «право на мятеж» со стороны брахманов должно было оказывать сдерживающее воздействие на царя, своего рода моральное давление, чтобы он уважал установленные законы.

Во всех сохранившихся работах, посвященных государственному правлению, подчеркивается, что монархи должны внимательно прислушиваться к своим советникам, а также учитывать мнение других подданных из самых разных общественных слоев. На ранних этапах древней истории народные собрания могли ограничивать власть царя, но со временем подобные возможности сошли на нет. Существуют даже описания, правда не подтвержденные историческими источниками, народных восстаний, свергавших правителя. В «Рамаяне» рассказывается о том, как главный герой эпоса Рама, идеальный правитель, отправил в ссылку свою жену Ситу только потому, что подданные сомневались в благопристойности ее поведения, хотя он сам знал, что она чиста и ни в чем не повинна, – ибо его долгом было «делать угодное людям».

Обязанности правителя по отношению к подданным прописаны практически во всех сферах общественной и экономической жизни. Его деятельность проникает буквально во все поры общества. Он должен защищать касты и сословия от нарушителей правил и традиций. Он защищает семьи, наказывая за супружескую измену и следя за строгим соблюдением права наследования. Он защищает бедных от угнетения и несправедливости со стороны богатых. Он защищает богатых, оберегая их от разбойников и грабителей. Для поддержки религии жрецам и монастырям предоставлялись значительные экономические привилегии. Ради благосостояния всего общества царь контролировал развитие системы орошения, принимал меры по смягчению последствий голода; правитель следил за тем, чтобы торговля и коммерческая деятельность, а также экономическая жизнь в целом успешно развивались и процветали. Совершенным считался тот монарх, который все свое время печется о благоденствии страны и подданных. Согласно «Артхашастре», ему отводилось четыре с половиной часа на сон и три часа на отдых и принятие пищи. Нам неизвестно, сколько древнеиндийских правителей придерживались этих идеальных правил; но сомнительно, чтобы их было очень много.

Обычно от монарха власть переходила к его старшему сыну, но правила и процедура передачи власти не были четко прописаны. Священный Закон не разрешал становиться царем больному, калеке или человеку со слабым характером. В соответствии с «Артхашастрой», злой и недобропорядочный человек не должен восходить на трон, даже если он является единственным сыном предыдущего правителя. Известны случаи, когда правители назначали преемников. Отсутствие четких законов и правил передачи власти вызывало много конфликтов в древнеиндийских государствах и в ряде случаев вело к их распаду и гибели. Большую опасность представляли интриги среди родственников монархов, поэтому существовавшие предписания обязывали его не терять бдительности и четко контролировать своих родичей, для чего предполагалось использовать осведомителей, чтобы не допустить заговоров и государственных переворотов. Если же царь умирал, не оставив наследника, новый монарх в некоторых случаях назначался общим решением царедворцев, представителей высшего сословия, купцов и религиозных лидеров. Так, в частности, произошло, когда к власти пришел Харша, о чем упоминалось выше[53].

oldevrasia.ru

Исторические лица Индии

Исторические лица Индии

А

Абхинавагупта (Abhinavagupta) (кон. 10 - нач. 11 в.) - индийский религиозный философ.

Авуль Калам Азад (1888-?), индийский общественный деятель.

Аджаташатру - древнеиндийский царь (ок. 493-462 до н. э.) государства Магадха.

Аджита Кесакамбали, индийский философ-материалист 6-5 вв. до н. э.

Азад Маулана Абул Калам (1888-1958), видный политический деятель Индии периода борьбы за независимость.

Азимулла-хан (?-1859), один из вождей Великого индийского народного восстания (1857–1859).

Акбар - император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов.

Ала-ад-дин Бахман-шах - основатель государства Бахмани, правил в 1347-1358 годы. Иктадар на службе у делийского султана, пришел к власти в результате восстания мусульманской знати Декана против Делийского султаната. Совершив ряд успешных походов, раздвинул границы государства до западного побережья Индии, Гуджарата и Мальвы на Севере, Телинганы - на Востоке, рек Кришны и Тунгабхадры - на Юге. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Ала-Ад-Дин Хильджи - правитель (1296-1316) Делийского султаната.

Али Мухаммад Хан Бахадур (XVIII в.) — индийский хронист. Происходил из семьи чиновников, занимал пост главного налогового ведомства Гуджарата. Автор «Мират-и Ахмади» («Зерцало Ахмада»), истории Гуджарата с раннего средневековья до 1760. Приложение («Хатима») — описание столицы провинции, Ахмадабада. Литература: Ali Muhammad Khan Bahadur. Mirat-i Ahmadi. A Persian History of Gujarat / English Translation by M. F. Lokhandwala. Baroda, 1965. Е. Ю. Ванина. (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 287-288).

Алтакар Анант Садашив (1898-1959), индийский историк и археолог.

Анандагири (санскр. Anandagiri), индийский религиозный философ 13 века.

Анкетиль-Дюперрон (Anquetil-Duperron), Абрам Ясент (Гиацинт) (1731-1805), французский путешественник и ученый, автор ряда работ по Индии.

Арьядэва (санскр. Arya-deva — «Божественно благородный») (3 в.) — буддийский мыслитель-мадхьямик.

Асанга (санскр. Asanga) (315-390), теоретик и возможный основатель буддийской школы йогачара в Индии.

Б

Бабур (Baber/Babur/Babar) (1483–1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии.

Бадан, Сингх (1722-1756), индийский государственный деятель.

Бадараяна, древнеиндийский мыслитель, один из основателей и первый систематизатор веданты.

Бадауни, Абд ал-Кадир (1540/41-1615), индийский хронист и писатель.

Баджи Pao I (1700-1740), индийский государственный деятель и военачальник.

Банараси Дас (1586-?), индийский поэт и религиозный реформатор.

Банерджи Анил Чандра — индийский историк. Основные научные труды: «История Индии» (М., 1954) в соавторстве с Синха Наренда Кришной. Рассматривая роль сочетания ландшафтов в процессе этногенеза, Гумилёв касается истории Индии и ее географ, ландшафта, ссылаясь на работу Банерджи и Синха («Древние Тюрки», 194). (Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 82).

Банерджи Сурендранатх (1848-1925), политический деятель колониальной Индии.

Барани Зия-уд-дин (1285—1356/7), индийский хронист и писатель.

Басава (1105-1167/8), индийский религиозный реформатор и поэт.

Басу Баман Дас (1867-1930) - индийский историк. Бенгалец. Высшее образование (медицинское) получил в Англии. В 1891-1907 годы служил в колониальной армии. Исторические работы Басу посвящены периоду колониального закабаления Индии, методам завоевания и эксплуатации страны с начала проникновения европейцев до 1858 года, отдельным проблемам английской политики в Индии. Они разоблачают английского империализм и проникнуты патриотизмом и верой в великие возможности индийского народа. Сочинения: Story of Satara, Calcutta, 1922; Rise of the christian power in India, v. 1-5, Calcutta, 1923; The colonisation of India by europeans, Calcutta, 1925; The ruin of Indian trade and industries, Calcutta, 1926. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962).

Бос Субхас Чандра (1897-1945),  деятель индийского национально-освободительного движения.

Басу, Джьоти (Джьотириндра)  (1914-2010), индийский политический деятель.

Бхававивека (санскр. Bhava-viveka — Аналитик бытия) (6 в.), буддийский мыслитель из Южной Индии.

Бхартрихари (санскр. Bhartrhari) (5 в.), индийский философ и грамматист.

Бхасарваджня, Бхавасарваджня (санскр. Bhasarvajna, Bhavasarvajna) (9—10 в.), философ-найяик.

Бхаскара (Bhaskara) (8 в.), представитель школы веданта, сторонник доктрины бхеда-абхеда.

Бхаттачарья (Bhattachandryya) Кришначандра (1875-1949), индийский философ и историк философии.

В

Вальмики (Walmiki) - индийский поэт, которому приписывается героическая поэма "Рамаяна".

Васубандху (санскр. Vasubandhu) (410-490), индийский мыслитель.

Вачаспати Мишpa (санскр. Vacaspati Mišra), индийский философ-энциклопедист.

Вивекананда (Нарендранатх Датта) (1863—1902), индийский философ-идеалист.

Вьомашива (Vyomasiva) (ок. 948-972), индийский философ, приверженец школы вайшешика.

Г

Гангеша (санскр. Garigesa) (12—13 в.), основатель индийской логической школы навья-ньяя.

Ганди Мохандас Карамчанд (1869-1948), вождь народа Индии.

Гаудапада (7—8 вв.), древнеиндийский мыслитель.

Гаутамипутра - древнеиндийский царь (106-130) из династии Сатаваханов в государстве Андхра. При Гаутамипутре власть Сатаваханов простиралась на огромную территорию, включавшую не только Андхру, но и Катхиавар, Конкан, Берар, Малву и Махараштру. В последние годы правления Гаутамипутра вынужден был уступить ряд областей династии Кардамаков. Литература: Raychaudhuri H., Political history of ancient India, Calcutta, 1953. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963).

Говинд Сингх (1666-1708), десятый и последний гуру (учитель) сикхов.

Готама, Гаутама, древнеиндийский мыслитель, основатель системы нъяя.

Гхош Ауробиндо (1872-1950), индийский философ, основоположник так называемой «интегральной веданты».

Д

Дайянанда Сарасвати (Dayananda Saraswati) (Мульшанкар) (1824-1883), индийский философ.

Дас (Das) Бхагаван (1869-1958), индийский философ неоведантистской ориентации.

Дасгупта (Dasgupta) Сурендранатх (1885-1952), историк индийской философии и религиевед.

Даянанда Мульшанкар (Сарасвати) (1824-1883), индийский философ-идеалист.

Дев Атма (Шив Нараян Агнихотри) (1850-1929), индийский философ.

Джузджани (Джурджани), Абу Омар Минхадж-ад-дин Осман ибн Сирадж-ад-дин – средневековый историк.

Джаянта Бхатта (Jayanta Bhatta) (ок. 840-900), индийский философ, последователь ньяи.

Джина Махавира (санскр. Jina Mahavira, букв. — «Победитель, Великий герой»), основатель джайнизма.

Дигнага (санскр. Dignaga) (450-520), основатель религиозно-философской школы йогачара-мадхьямика в индийском буддизме.

Дхана Нанда - последний представитель рода Нандов, правившего в Северной Индии в 4 веке до н. э. Был свергнут с престола и, по-видимому, убит Чандрагуптой, основателем династии Маурьев. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964).

Дхармакирти (санскр. Dharmakirti) (580-650), индийский мыслитель, логик и поэт.

Дхармоттара, Дхарматрата (санскр. Dharmottara, Dharmatrata) (750-810), представитель школы йогачара в индийском буддизме.

К

Кабир (1399-1518), философ, поэт, реформатор индуизма, руководитель движения бхакти в Бихаре.

Кальхана - средневековый историк Индии (12 век).

Капила, древнеиндийский мыслитель, основатель системы санкхъя. Время жизни Капилы неизвестно, хотя нередко считают, что он жил раньше Будды, т. е. не позже 7 века до н. э.; личность Капилы рано стала объектом мифологизации. Принято считать, что Капиле принадлежали «Санк-хья-сутра» и некоторые другие трактаты, однако учение его в общем виде можно реконструировать по древнейшему из доступных текстов санкхьи — «Санкхья-карика» Ишваракришны: так называемая «атеистическая» санкхья, отрицающая существование бога и возможность доказательства его бытия; дуалистический реализм — пуруша и пракрити как независимые друг от друга первичные реальности. (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Китчлу Сайфуддин (1885-1963), общественный деятель Индии.

Кришнамурти Джидду (Алсион) (р. 1895), индийский мыслитель и поэт.

Кумараджива (344-413), индийский комментатор и переводчик буддийских книг.

Л

Лакшми-Баи (1835-1858), княгиня (рани) княжества Джханси, участница Индийского народного восстания 1857-1859 годов.

М

Маджумдар Рамеш Чандра (1888-?), индийский историк.

Мадхва (Madhva) (1198–1278 или 1238–1317), основатель религиозно-философской школы двайта-веданта.

Маулави Ахмад-шах - один из вождей Индийского народного восстания 1857-1859 годов против английского господства. Член организации ваххабитов. В начале 1857 года Маулави выступил с проповедью священной войны против неверных - англичан и был приговорен к смертной казни. Во время восстания был освобожден повстанцами и стал представителем народа в совете повстанцев Ауда в Лакхнау, состоявшем из знати. Возглавлял сопротивление карателям, а после взятия англичанами Лакхнау руководил партизанской борьбой в Рохилкханде и Ауде. В 1859 году был убит индийским феодалом, сторонником колонизаторов. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Махавира (Великий герой; наст. имя - Вардхамана) - основатель религии джайнизма в Древней Индии. По преданиям, Вардхамана жил в 599-527 годы до н. э., около 560 года до н. э. начал проповедь своего религиозные учения и создал на территории современного Бихара монашескую общину джайнов, продолжившую распространение его учения по всей Индии. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Махападма Нанда - царь древнеиндийского государства Магадхи, основатель династии Нандов; правил в Паталипутре в 4 веке до н. э. Согласно традиции, в противовес господству кшатриев установил власть шудр; расширил империю, провел ряд реформ. Махападма Нанда может быть идентифицирован с Аграмесом. Литература: Бонгард-Левин Г. М., Аграмес-Уграсена- Нанда и воцарение Чандрагупты, "ВДИ", 1962, No 4. Г. М. Бонгард-Левин. Москва. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Махендра Варман I (600 - 625 или 630) - правитель южноиндийского царства Паллавов. Махендра Варман I расширил южные границы своего государства до реки Кавери, но в войне с царем из династии западных Чалукьев Пулакешином II потерял северные территории в долине реки Кришна. Раскопки около Тричинополи вскрыли городские и храмовые комплексы периода Махендра Вармана I. Литература: Sastri N., A history of South India, 2 ed., L., 1958; Gopalan R., History of the Pallavas of Kanchi, Madras, 1928. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Менандр (?-150 до н. э.), греческий правитель Северной Индии.

Минто (Minto), Джон (1845-1914), вице-король Индии.

Мир Джафар (ум. в 1765) - индийский феодал, способствовавший завоеванию Бенгалии английскими колонизаторами. Командуя войсками наваба (правителя) Бенгалии Сирадж уд-даула, по сговору с Р. Клайвом содействовал победе англичан в битве при Плесси 1757 года. За "услуги" англичанам и крупную сумму денег был сделан в 1757 году навабом Бенгалии. В 1760 году англичане заменили его Мир Касимом, но в 1763 году опять возвели на престол, который он и занимал как их марионетка до своей смерти. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Мир Джумла (Мухаммад Сайид) (?-1663), визирь в государствах Голконда и Великих Моголов (Индия).

Мир Касим (ум. в 1777) - наваб Бенгалии (Индия) в 1760-1763 годы, боровшийся против английских колонизаторов. Мир Касим был сделан англичанами навабом (вместо Мир Джафара) за крупную сумму денег и передачу Ост-Индской компании трех наиболее богатых бенгальских округов. Став навабом, попытался уравнять пошлины с индийских и английских купцов, лишив последних их привилегий. Тогда компания в 1763 году захватила город Патну и сместила Мир Касима с престола. Мир Касим поднял восстание против англичан и получил поддержку наваба Ауда и Великого Могола, но в битве при Буксаре (1764) союзные войска были разбиты англичанами. Мир Касим бежал в Дели, где и умер. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966).

Морли (Morley), Джон (1838-1923), автор «Морли-Минто реформа».

Мукерджи (Mookerji, Mukherjee), Радха Кумуд (р. 1884), индийский историк.

Мукерджи (Mukerjee), Хирендранатх (р. 1907), индийский историк.

Н

Намдев - проповедник движения бхакти в Махараштре (Индия).

Нана Сахиб, Нана Говинд Данду Пант (1824-?), один из руководителей Индийского народного восстания 1857-1859 годов.

Нана Фарнавис (Баладжи Джанардхан Бхану) (1741-1797), политический деятель и первый министр Маратхского государства (Индия).

Нанак (1469-1539), основатель секты сикхов (Индия).

Неру Джавахарлал (1889-1964), индийский государственный деятель.

Неру Мотилал (1861-1931), один из крупнейших деятелей Индийского национального конгресса.

Низам-Уд-Дин Ахмад Херати (1549-94) - индийский историк. При Акбаре занимал высокие военные посты, в 1585 году был бахши (главным интендантом армии) Гуджарата, с 1593 года - бахши государства. Автор большого труда "Табакат-и Акбари" (завершен в 1593 году), в котором использовал около 30 различных источников. Работа Низам-Уд-Дина, включавшая, кроме истории правления могольского падишаха Акбара, историю султанов Газни, Гура, Делийского султаната, Бахманидского государства, Гуджаратского султаната, Малвы, Бенгалии, Синда, Кашмира и некоторых других мусульманских государств Индии, использовалась более поздними историками, в частности Фериштой. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967).

П

Падмасамбхава (рожденный из лотоса) — индийский учитель буддийской Тантры VIII века.

Пандит, Виджая Лакшми (1900-?), политическая деятельница и дипломат Индии.

Паниккар Кавалам Мадхава (1895-1963), индийский историк.

Патанджали, создатель древнеиндийской философской системы йоги и её систематизатор.

Патель Валлабхаи (31.X.1875 - 15.XII.1950) - один из крупнейших деятелей Индийского национального конгресса (ИНК), представитель его правого крыла. Получил в Англии юридическое образование. В 1916 году включился в национально-освободительное движение Индии. В 1931 году был президентом ИНК. После завоевания Индией независимости (1947) - заместитель премьер-министра и одновременно министр внутренних дел в центральном индийском правительстве. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967).

Пор (Poms) (ум. в 317 г. до н.э.). Индийский царь, разбитый Александром Великим в 326 году до н. э. в сражении на реке Гидасп (Джелам). Настолько впечатлил Александра, что тот позволил ему сохранить свое царство между реками Гидасп и Асесин (Чинаб), а позднее и даровал ему дополнительные земли. Был убит македонским сатрапом Эвдамом. (Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 86).

Р

Раджагопалачария Чакраварти (1878-?), индийский политический деятель.

Раджараджа I - индийский князь (985-1014 или 1016) из династии Чолов.

Раджендра I - индийский князь (1014 или 1016-1044), наиболее могущественный среди правителей государства Чола.

Радхакришнан (Radhakrishnan) Сарвепалли (1888-1975), индийский философ и историк философии.

Рай Ладжпат, Ладжпат Рай, Лала (1865-1928), деятель индийского национально-освободительного движения.

Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836—1886), реформатор индуизма, общественный деятель Индии.

Раман, Чандрасекара Венката (Raman, Chandrasekhara Venkata) (1888–1970), индийский физик.

Рамануджа (Rāmānuja) (1017-1137), индийский религиозный философ.

Рам Сингх (1846-1880), глава сикхской секты намдхари в Британской Индии.

Рой (Roy) Раммохан (1772-1833), индийский философ, реформатор индуизма.

С

Саадат-Хан (?-1739), основатель индийского княжества Ауд.

Т

Тагор (Thakur) Рабиндранат (1861-1941), индийский поэт, писатель, философ.

У

Уддйотакара (санскр. Uddyotakara) (6—7 вв.), индийский философ.

Ч

Чайтанья (1486-1534) - один из деятелей бхакти - религиозно-реформаторского движения в Индии. Чайтанья был аскетом-вишнуитом, много лет странствовал по Восточной Индии. Его учение о едином боге, вера в которого делает равными рожденных в низкой и высокой касте, было протестом против социального неравенства и сословно-кастового неполноправия миллионных масс. Однако в отличие от некоторых других проповедников бхакти, призывавших к активной деятельности, Чайтанья проповедовал уход от мира, аскетизм как средство познания бога и достижения блаженства. Литература: Yogindranatha Das Gupta, Bengal in the sixteenth century A. D., Calc., 1914. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Чандрагупта Маурья (+ 290 до н.э.), древнеиндийский правитель.

Чандрагупта I, Гупта - основатель империи Гуптов в Индии (см. Гуптов государство). Правил в 320 - около 340 года. Унаследовав от отца Гхатоткачи небольшое княжество в Магадхе, Чандрагупта I завоевал всю Магадху, часть Бенгалии и среднюю часть долины Ганга. Он принял императорский титул махараджадхираджа. 320 год был объявлен началом эры Гупта, летосчисление по которой широко применялось в раннее средневековье в Индии. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Чандрагупта II Гупта, Викрамадитья, - правитель империи Гуптов в пору ее расцвета. Правил около 380 - около 413 или 415 годы. В первые годы 5 века завоевал владения шакских кшатрапов в Гуджарате. Его государство простиралось от Бенгальского залива до Аравийского моря. Чандрагупта II заключил союз, скрепленный брачными связями, с Вакатаками, правившими в Центральной Индии. В преданиях Чандрагупте II выступает как покровитель искусств, при дворе которого якобы жили лучшие поэты раннего средневековья. Литература: The history and culture of the Indian people, v. 3 - The classical age, Bombay, (1954). (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Чандракирти (санскр. Candra-klrti — Славящий луну), буддийский мыслитель 7 в. из Южной Индии.

Чандрамати (санскр. Candramati, др. имя — Maticandra) (ок. 5—6 вв.), индийский философ, последователь вайшешики.

Ш

Шанкара (Sankara) (788-820?), индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта.

Шастри К. А. Нилаканта (р. 1892), индийский историк.

Шастри Лал Бахадур (1904-1966), индийский государственный и политически деятель.

Шридхара (санскр. Sridhara) (950-1000), индийский философ и логик.

Исследователи Индии:

Лебедев Герасим Степанович (1749-1817), основоположник русской индологии.

Ольденбург Сергей Федорович (1863-1934), один из основателей русской индологической школы, археолог, этнограф.

Рубен (Ruben), Вальтер (р. 1899), немецкий индолог.

Далее читайте:

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Правители Индии (биографический справочник).

Индия в XX веке. (хронологическая таблица).

Этносы Индостана:

Ассамцы, ассамийа, или ахомийа (самоназвание), народ в Индии, основное население штата Ассам.

Асуры, асура, асур, народ группы мунда в Центральной и Северной Индии.

Маратхи, маратха (самоназвание), махараштрийцы, народ в Индии, основное население штата Махараштра. 

Нага - группа родственных горных племен и народностей, населяющих штат Нагаленд и частично Манипур и Ассам на Северо-Восточной Индии.

Тамилы - один из народов Индии; Тамилы составляют большинство населения южно-индийского штата Тамилнад. 

Шина, народ в Индии (север штатов Джамму и Кашмир).

 

 

 

www.hrono.info

Древняя Индия

Древняя Индия

Реферат по истории государства и права зарубежных стран

ПЛАН.

Особенности развития государства и права. 3

Правовое положение отдельных групп населения. 4

Государственный строй. 5

Местное управление. 6

Армия. 6

Суд и судебный процесс. 7

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.

Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин. Правители Древней Индии не распологали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2 век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет сановников – мантрипаришад.

В Древней Индии несмотря на их исторические особенности цари также возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильными деспотическими полномочиями.

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (раджи) выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе – паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империя Маурьев – война Кошалы и Магатхи + разгром Александром Македонским). В империи Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается централизованная монархия.

Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина – сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.

Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. В функции правителя провинции входила защита её территории, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемая окружным начальником («думающим о всех делах»). В его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города».

Артхашастра выделяет 4 вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений. Жалование давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины не был царским чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабёж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь – мужественный воин, добывающий «то, что он не имеет». Царю переходила и большая часть награбленного имущества, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов, поставляемых зависимыми союзниками. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие. Другие могли браться за оружие, когда для них «наступает время бедствий».

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была защищать государственную целостность. Вот почему отряды помещались «среди 2, 3, 5, а также сотен деревень».

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Кроме того специальные судьи разбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских властях, которые боролись с преступностью.

Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: 1ый раз – 3-7 дней, 2ой раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.

Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство считалось преступлением, наказываемым штрафом равным 10и кратной сумме иска или изгнанием из страны.

В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и при отсутствии доказательств.

globuss24.ru

Система управления. Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

В Древней Индии царь олицетворял собой государство. Его власть считалась священной, правление – ниспосланным свыше. Постоянно совершались обряды, которые должны были подчеркнуть вышеупомянутое происхождение его власти и закрепить это мнение в глазах подданных. Государство без царя не мыслилось, хотя в некоторых племенах существовали формы правления, напоминающие республику. Периоды анархии и хаоса, потрясавшие Индию между эпохами правления династий Маурьев и Гуптов, убедили многих индийских мыслителей в том, что главная причина несчастий кроется в отсутствии сильной монархической власти. Конечно, они были правы, анархия всегда появляется там, где нет сильного правителя. Пропаганда такой точки зрения (например, в знаменитом эпосе «Рамаяна») была рассчитана на то, чтобы закрепить ее в сознании народа. Именно в годы анархии людям казалось, что наступает конец света, и легенды о божественном происхождении монаршей власти, ниспосланной свыше для предотвращения хаоса, должны были максимально укрепить позиции властвующего монарха. Естественно, такие легенды всячески поддерживались самими правителями. С одной стороны, следует помнить, что обожествление – это вообще индийская традиция; в Индии обожествлялось все, даже камни. С другой, нужно иметь в виду, что почитаемые в Индии боги не считались непогрешимыми; предполагалось, что они могут совершить как грех, так и ошибку.

К монархам, безусловно, относились с большим уважением, однако самого по себе божественного происхождения царской власти для уважения было недостаточно, по крайней мере со стороны представителей высшего сословия. Буддисты и джайнисты даже подчеркивали, что правитель не должен чрезмерно полагаться на божественное происхождение своей власти. Главная задача царя заключается не в том, чтобы, возомнив себя божеством, делать все, что заблагорассудится, а в том, чтобы прилагать все усилия для активной защиты людей.

Царь, принимающий подношения

В Древней Индии это означало больше чем просто защита государства от внешней угрозы. Важнейшая обязанность монарха заключалась в поддержании внутриобщественного порядка, предписанного священными текстами. Если же правитель не делал этого, брахманы должны были предупредить его о том, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. И если он их игнорировал, могли его свергнуть. В источниках описано немало случаев, когда брахманы выступали против правителей, пытаясь заставить их поступать в соответствии с предписаниями Священного Закона. Конечно, сильные правители, положение которых было достаточно надежно, могли себе позволить собственное мнение и собственный путь, однако «право на мятеж» со стороны брахманов должно было оказывать сдерживающее воздействие на царя, своего рода моральное давление, чтобы он уважал установленные законы.

Во всех сохранившихся работах, посвященных государственному правлению, подчеркивается, что монархи должны внимательно прислушиваться к своим советникам, а также учитывать мнение других подданных из самых разных общественных слоев. На ранних этапах древней истории народные собрания могли ограничивать власть царя, но со временем подобные возможности сошли на нет. Существуют даже описания, правда не подтвержденные историческими источниками, народных восстаний, свергавших правителя. В «Рамаяне» рассказывается о том, как главный герой эпоса Рама, идеальный правитель, отправил в ссылку свою жену Ситу только потому, что подданные сомневались в благопристойности ее поведения, хотя он сам знал, что она чиста и ни в чем не повинна, – ибо его долгом было «делать угодное людям».

Обязанности правителя по отношению к подданным прописаны практически во всех сферах общественной и экономической жизни. Его деятельность проникает буквально во все поры общества. Он должен защищать касты и сословия от нарушителей правил и традиций. Он защищает семьи, наказывая за супружескую измену и следя за строгим соблюдением права наследования. Он защищает бедных от угнетения и несправедливости со стороны богатых. Он защищает богатых, оберегая их от разбойников и грабителей. Для поддержки религии жрецам и монастырям предоставлялись значительные экономические привилегии. Ради благосостояния всего общества царь контролировал развитие системы орошения, принимал меры по смягчению последствий голода; правитель следил за тем, чтобы торговля и коммерческая деятельность, а также экономическая жизнь в целом успешно развивались и процветали. Совершенным считался тот монарх, который все свое время печется о благоденствии страны и подданных. Согласно «Артхашастре», ему отводилось четыре с половиной часа на сон и три часа на отдых и принятие пищи. Нам неизвестно, сколько древнеиндийских правителей придерживались этих идеальных правил; но сомнительно, чтобы их было очень много.

Обычно от монарха власть переходила к его старшему сыну, но правила и процедура передачи власти не были четко прописаны. Священный Закон не разрешал становиться царем больному, калеке или человеку со слабым характером. В соответствии с «Артхашастрой», злой и недобропорядочный человек не должен восходить на трон, даже если он является единственным сыном предыдущего правителя. Известны случаи, когда правители назначали преемников. Отсутствие четких законов и правил передачи власти вызывало много конфликтов в древнеиндийских государствах и в ряде случаев вело к их распаду и гибели. Большую опасность представляли интриги среди родственников монархов, поэтому существовавшие предписания обязывали его не терять бдительности и четко контролировать своих родичей, для чего предполагалось использовать осведомителей, чтобы не допустить заговоров и государственных переворотов. Если же царь умирал, не оставив наследника, новый монарх в некоторых случаях назначался общим решением царедворцев, представителей высшего сословия, купцов и религиозных лидеров. Так, в частности, произошло, когда к власти пришел Харша, о чем упоминалось выше[53].

historylib.org


Смотрите также